Правовой режим основных и оборотных средств. Правовой режим оборотных средств

Экономическим критерием разграничения основных и оборотных средств служит в способ перенесения их стоимости на стоимость выпус­каемой продукции. В отличие от основных средств, участвующих в произ­водстве длительное время, средства в обороте переносят свою стоимость на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле.

К оборотным активам организации относятся запасы, дебитор - ская задолженность, финансовые вложения, денежные средства.

Правовой режим оборотных активов определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ 1 , По­ложением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производст- 2

венных запасов» , другими нормативными правовыми актами.

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

Используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производ­стве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

Предназначенные для продажи;

Используемые для управленческих нужд организации.

(П. 2ЛБУ «Учет материально-производственных запасов»)

Материально-производственные запасы учитываются по их фак­тической себестоимости, в составе которой учитываются затраты на их приобретение, наценки (надбавки), комиссионные вознагражде­ния, таможенные пошлины, расходы на транспортирование, хране­ние, доставку, осуществляемые силами сторонних организаций, и др.

При отпуске материально-производственных запасов в произ­водство и ином выбытии их оценка производится одним из следую­щих способов:

1. По себестоимости каждой единицы (способ ФИФО). Оценка ос­нована на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца или иного периода в последователь­ности их приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступа­ющие в производство (продажу), должны быть оценены по себестои­мости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца.

2. По себестоимости последних по времени приобретения матери­ально-производственных запасов (способ ЛИФО). Оценка основана на допущении, что материально-производственные запасы, первы­ми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного периода должен применяться один способ оценки.

К оборотным активам, учитываемым предприятием, относятся также готовая продукция и товары.

Готовая продукция - это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характе­ристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. Продукция, не отвечающая указанным требованиям, и несданные работы считаются незаконченными и учитываются как затраты в незавершенное производство в составе оборотных активов.

Товары - это часть материально-производственных запасов орга­низации, приобретенная или полученная от других юридических и фи­зических лиц и предназначенная для продажи.

Помимо экономического критерия разграничения основных и оборотных средств в «Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности» использовался также чисто формальный, юридичес­кий критерий: изымались из состава основных средств и учитыва­лись в составе средств в обороте малоценные и быстроизнашиваю­щиеся предметы.

В настоящее время следует иметь в виду, что стоимостной критерий при квалификации основных средств не применяется. Поэтому мало­ценные и быстроизнашивающиеся предметы со сроком полезного ис­пользования свыше 12 месяцев учитываются как основные средства, а с меньшим сроком - как материалы.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ, в состав аморти­зируемого имущества не включается имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 тыс. рублей включительно. Сто­имость такого имущества включается в состав материальных расхо­дов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Еще по теме Правовой режим оборотных средств:

  1. § 3. Правовой режим оборотных средств коммерческой организации
  2. § 3. Правовые основы основных фондов и оборотных средств
  3. 5.2. Оборотные средства Классификация и состав оборотных средств
  4. 5.1. Сущность оборотных средств (оборотного капитала) предприятий, их состав и структура
  5. Оборотные фонды и оборотные средства: состав и структура
  6. 8.1 Оборотные фонды и оборотные средства: состав и структура
  7. Тема 5. Оборотные средства (оборотный капитал) предприятий
  8. Значение эффективного управления оборотными средствами

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Экономический критерий разграничения основных и оборотных средств состоит в способе перенесения их стоимости на стоимость выпускаемой продукции.

В отличие от основных средств, участвующих в производстве длительное время, средства в обороте переносят свою стоимость на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле. К оборотным средствам организации относятся запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства.

Правовой режим оборотных активов определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», другими нормативно-правовыми актами.
К материально-производственным запасам относятся активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации.

К оборотным активам, учитываемым предприятием, относится также готовая продукция и товары. Готовая продукция - это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. Продукция, не отвечающая указанным требованиям, и несданные работы считаются незаконченными и учитываются как затраты в незавершенное производство в составе оборотных активов. Товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Деньги обладают следующими отличительными свойствами (характеристиками):

а) ограниченность массы денег в обращении (денежная масса, находящаяся в обращении, контролируется со стороны соответствующих финансовых органов государства);

б) единообразность и идентифицируемость (деньги имеют одинаковый внешний вид и могут быть выделены (обособлены) из оборота);

в) делимость (могут быть разменены на денежные знаки более мелкого достоинства);

г) трансферабельность (деньги могут быть относительно легко перемещены в пространстве);

д) долговечность (устойчивы к внешнему механическому воздействию);

е) приемлемость (принимаются в качестве законного платежного средства)

С понятием денег связано понятие денежного обращения , которое представляет собой движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Соответственно выделяют наличное денежное обращение - движение наличных денег и безналичное обращение - изменение остатков средств на банковских счетах в кредитных организациях.

Важнейшими количественными показателями денежного обращения являются денежная масса и денежная база. Денежная масса (агрегат М2) включает в себя наличные деньги в обращении (агрегат М0) и остатки средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации. Денежная база состоит из следующих показателей:

Наличные деньги в обращении с учетом остатков в кассах кредитных организаций;

Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России;

Обязательные резервы по привлеченным кредитными организациями средствам на счета в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;

Депозиты кредитных организаций в Банке России;

Облигации Банка России у кредитных организаций;

Обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг по операциям, проводимым в соответствии с Положением Банка России от 11 января 2002 г. N 176-П "О порядке продажи Банком России государственных ценных бумаг с обязательством обратного выкупа"*(588);

Средства резервирования по валютным операциям, внесенные в Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 29 июня 2004 г. N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" (в ред. от 29 декабря 2004 г.)*(589).

В правовом режиме наличных денег можно выделить следующие ограничения:

Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен Указанием Банка России от 14 ноября 2001 г. N 1050-У*(594);

Обязанность всех организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять на территории Российской Федерации контрольно-кассовую технику - установлена Федеральным законом от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"*(595);

Обязанность всех предприятий, учреждений и организаций хранить свободные денежные средства в кредитных организациях сверх лимита остатка наличных денег в кассе установлена Положением Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (в ред. от 31 октября 2002 г.)*(596).

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о валютном регулировании*(598) иностранной валютой являются:

Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Иностранная валюта на территории Российской Федерации имеет особый правовой режим, который состоит в возможности ее использования при осуществлении расчетов лишь в случаях, порядке и на условиях, определенных Законом о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

В остальных случаях действует общее правило, закрепленное в ст. 317 ГК РФ, в соответствии с которым денежные обязательства должны быть выражены в рублях; в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, специальных правах заимствования и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Законом о валютном регулировании установлены следующие ограничения на совершение валютных операций с денежными средствами в валюте РФ и иностранной валюте.

1. Между резидентами валютные операции запрещены, за исключением:

Операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

Операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

Операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;

Операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством РФ;

2. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, предусмотренных ст. 7 и 8 Закона о валютном регулировании, а также операций, предусмотренных ст. 11, ограничения на проведение которых устанавливаются Правительством РФ и Банком России.

3. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона о валютном регулировании.

Законом о валютном регулировании установлен ряд дополнительных публично-правовых обязанностей резидентов и нерезидентов при совершении ими валютных операций, основными из которых являются следующие:

Требование о резервировании рублевого эквивалента части суммы совершаемой валютной операции на определенный срок на отдельном счете в уполномоченном банке (ст. 16 Закона о валютном регулировании, Инструкция Банка России от 1 июня 2004 г. N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций")*(608);

Необходимость использования специального счета при совершении валютной операции (п. 10 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании, Инструкция Банка России от 7 июня 2004 г. N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов")*(609);

Требование о предварительной регистрации в налоговом органе счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации (ст. 18 Закона о валютном регулировании);

Обязанность репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ (ст. 19 Закона о валютном регулировании).

Вопрос

Уставный (складочный) капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций по номинальной стоимости) учредителей (участников) организации.

Порядок формирования уставного (складочного) капитала определен нормами ГК РФ применительно к каждому виду организаций.

Уставный (складочный) капитал подразделяется на доли, соответствующие вкладам участников. Доли учитываются при исчислении дохода каждого участника.

В хозяйственных обществах величина уставного капитала предопределяет минимальный размер чистых активов общества, что можно рассматривать как гарантию прав кредиторов. Отсюда возникает необходимость определить в законе минимальный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда. Минимальный размер уставного капитала увеличивается для организаций некоторых видов деятельности (кредитных, страховых организаций).

Поскольку в товариществах действует принцип субсидиарной ответственности полных товарищей по обязательствам организации всем своим имуществом (кроме имущества, на которое нельзя обращать взыскание), постольку складочный капитал в товариществах не является минимальной гарантией прав кредиторов. Следовательно, отпадает необходимость определения в законе его минимального размера. Размер складочного капитала устанавливается в учредительном договоре при создании товарищества.

В законодательстве сформулированы требования к формированию уставного (складочного) капитала. Необходимо, чтобы имелось конкретное имущество, которое реально способно удовлетворить интересы потенциальных контрагентов. Вносимое имущество или иные права должны иметь денежную оценку. При несоответствии денежной оценки действующим ценам необходимо представить заключение независимого оценщика или аудитора. Участие в формировании уставного (складочного) капитала является обязанностью учредителей организации.

Уменьшение и увеличение уставного (складочного) капитала производятся по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Законодательством предусматриваются гарантии прав кредиторов при уменьшении уставного капитала. Так, в соответствии со ст. 30 Федерального закона "Об акционерных обществах" кредиторы должны быть в письменной форме уведомлены об уменьшении уставного капитала общества не позднее 30 дней с даты принятия такого решения. Не позднее 30 дней с даты направления им уведомления кредиторы вправе потребовать от общества прекращения или досрочного исполнения его обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

В производственных кооперативах формируется паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов. Член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее 10 процентов паевого взноса. Остальная часть вносится в течение года после государственной регистрации кооператива.

При создании государственных и муниципальных предприятий формируется уставный фонд. Уставный фонд определяется собственником предприятия и должен быть полностью им оплачен до государственной регистрации. Как часть имущества унитарного предприятия уставный фонд является неделимым и не может быть распределен по вкладам (паям, долям). Величина уставного фонда регистрируется в уставе предприятия и не может быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством РФ на дату представления устава для регистрации. Уменьшение и увеличение уставного фонда федерального государственного унитарного предприятия осуществляется по решению учредителя, согласованному с органом исполнительной власти. Увеличение уставного фонда предприятия может быть произведено как за счет дополнительной передачи ему учредителем имущества, имеющихся активов, так и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В случае принятия учредителем решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В любом случае стоимость чистых активов предприятия не может быть меньше размера уставного фонда. Установлены также иные гарантии прав кредиторов при уменьшении величины уставного фонда (ст. 114 ГК РФ).

Добавочный капитал представляет собой:

· суммы от дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;

· эмиссионный доход акционерного общества, то есть суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных обществом акций за минусом издержек по их продаже;

· безвозмездно полученные организацией ценности;

· средства ассигнований из бюджета, использованные на финансирование долгосрочных вложений;

· другие аналогичные суммы.

Резервный капитал (фонд) создается в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ или в добровольном порядке - по решению самой организации, в соответствии с ее учредительными документами и учетной политикой. К примеру, обязанность создания резервного фонда предусмотрена для акционерных обществ. В соответствии со ст. 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений также предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения установленного уставом общества размера. Если резервный капитал создается в добровольном порядке, то решение о его формировании является элементом учетной политики организации.

Действующим законодательством организациям предоставлено право создавать резервы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок, установленный договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Источником формирования данного резерва являются финансовые результаты деятельности организации, то есть прибыль, исчисленная до налогообложения. Резерв сомнительных долгов создается по результатам проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Статьей 266 НК РФ регламентирован порядок исчисления суммы формируемого резерва. Она не может превышать 10 процентов от выручки отчетного периода. Резерв может быть использован только на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа либо ликвидации организации.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в отчетном периоде, может быть перенесена на следующий период в порядке, изложенном в вышеназванной статье Налогового кодекса.

Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию может создаваться в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенных договоров предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Предельный размер резерва не может превышать размера, определяемого как доля фактически осуществленных субъектом расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации данных товаров за предыдущие три года. В конце налогового периода размер резерва корректируется исходя из фактически осуществленных расходов. По товарам, по которым истек срок гарантийного обслуживания и ремонта, неизрасходованные по назначению суммы резерва включаются в состав внереализационных доходов соответствующего отчетного периода.

Амортизационный фонд формируется за счет амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных средств.

Средства целевого финансирования и поступления представляют собой средства, полученные организацией из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды. Данные средства носят целевой характер использования и могут быть изъяты при выявлении фактов использования их не по назначению.

Резервы предстоящих расходов и платежей создаются организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Организации могут создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходов на ремонт основных средств, на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели. Если такие резервы не создаются, то произведенные затраты включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат по мере их совершения.

Из прибыли, остающейся в распоряжении организации, могут формироваться различные фонды (накопления и потребления, социальный, жилищный, материального поощрения). Их создание является элементом учетной политики организации.

Правовой режим основных средств установлен НК РФ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств".

Для квалификации имущества в качестве основных средств необходимо, единовременное выполнение следующих условий:

​· а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

​· б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

​· в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

​· г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся, например, здания, сооружения; передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) и др.

Основные средства учитываются по первоначальной стоимости. Для приведения стоимости основных средств в соответствие с их действительной стоимостью организациям предоставлено право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств. Стоимость основных средств после переоценки называется восстановительной. Различают полную восстановительную стоимость и остаточную восстановительную стоимость (с учетом износа). Организациям предоставлено право осуществлять переоценку, во-первых, методом индексации, при котором основные средства переоцениваются путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации. Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт. Переносимая стоимость в денежной форме представляет собой амортизационные отчисления, аккумулирующиеся в амортизационном фонде предприятия.;

Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

В соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету организации имеют право самостоятельно выбирать способ исчисления амортизационных отчислений в целях ведения бухгалтерского учета.

Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, которая определяется исходя из срока полезного использования объекта по формулам, закрепленным в ст. 259 ГК РФ. По некоторым видам имущества к основной норме амортизации устанавливаются повышающие или понижающие коэффициенты. Для целей налогообложения в состав амортизируемого не включается имущество стоимостью до 10 тыс. руб. включительно.


Для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускорении обновления основных производственных фондов законодательством предусмотрено применение ускоренной амортизации. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия.

Правовой режим оборотных средств
Экономический критерий разграничения основных и оборотных средств состоит в способе перенесения их стоимости на стоимость выпускаемой продукции. В отличие от основных средств, участвующих в производстве длительное время, средства в обороте переносят свою стоимость на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле. К оборотным средствам организации относятся запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства. Правовой режим оборотных активов определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», другими нормативно-правовыми актами.
К материально-производственным запасам относятся активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. К оборотным активам, учитываемым предприятием, относится также готовая продукция и товары. Готовая продукция - это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. Продукция, не отвечающая указанным требованиям, и несданные работы считаются незаконченными и учитываются как затраты в незавершенное производство в составе оборотных активов. Товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Осуществление государственными и муниципальными предприятиями хозяйственной деятельности предполагает наличие реально функционирующего имущества и активного капитала в виде основных и оборотных средств (фондов). Финансовые ресурсы унитарных и казенных предприятий распределяются на строго определенные цели, что предполагает обособление их денежных средств и иных материальных активов в отдельные фонды - основные и оборотные. В финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий основные и оборотные средства целесообразно рассматривать в качестве капитальных и текущих расходов соответственно.

К основным средствам и другим долгосрочным вложениям предприятия относятся: здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование; транспортные средства; вычислительная и оргтехника; транспортные средства; внутрихозяйственные дороги; инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий и продуктивный скот; библиотечный фонд; прочие основные средства; износ основных средств (амортизация); долгосрочные финансовые вложения; нематериальные активы.

Кроме названных, в составе основных средств предприятия учитываются капитальные вложения на коренное улучшение земель; капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Основные средства предприятий могут формироваться и за счет инвестиций - капитальных вложений в виде затрат на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, проектно-изыскательские работы и т. п.

Финансово-правовыми нормами закреплены четыре обязательных признака, совокупность которых позволяет считать какое-либо имущество предприятия основными средствами: 1) использование имущества в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; 2) использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью свыше 50-кратного МРОТ; 3) предприятие не должно предполагать последующую перепродажу данных активов; 4) способность приносить предприятию экономическую выгоду (доход) в будущем.

Основные средства находятся на ответственном хранении у должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения. Основные средства государственных и муниципальных предприятий подлежат обязательному бухгалтерскому учету, который должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение поступлений, перемещений и выбытия этих средств, а также контроль за сохранностью и целевым использованием каждого объекта.

Государственные и муниципальные предприятия могут приобретать основные средства за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от предпринимательской деятельности, целевых отчислений, безвозмездных поступлений. Основные средства могут находиться в собственности предприятия или быть им арендованы. Например, Уставом федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» опре-делено, что названное предприятие приобретает или арендует основные средства за счет имеющихся у него финансовых ресурсов, кредитов, ссуд, а также других источников финансирования.

Важнейшим источником капитальных вложений государственных и муниципальных предприятий является амортизация, представляющая собой выраженный в денежной форме процесс долевого перенесения (погашения) стоимости имущества предприятия на вновь изготавливаемый продукт.

Правовой режим амортизационных начислений установлен ст. 258 НК РФ, Положением по бухгалтерскому учету (раздел «Учет основных средств» ПБУ 6/01), утвержденным упоминавшимся выше приказом Минфина России, и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Феде-рации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.

Значительные изменения в правовом регулировании амортизации были внесены частью второй НК РФ, согласно которой начисление амортизации осуществляется по специальным десяти группам, в основе которых лежит срок полезного ис-пользования, т. е. период, в течение которого объект основных средств служит деятельности предприятия. Порядок классификации основных средств по амортизационным группам устанавливается Правительством РФ. Однако те объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, объекты природопользования, земельные участки), амортизации не подлежат.

На государственных и муниципальных предприятиях объектами амортизационных начислений являются основные средства, находящиеся как в собственности, так и на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Особый правовой режим начисления амортизации установлен для объектов федеральной собственности, сданных государственным предприятиям в аренду". В данном случае арендная плата, подлежащая перечислению в бюджет, уменьшается на сумму амортизационных отчислений по сданному в аренду имуществу.

Начисление амортизации зависит от стоимости основных фондов предприятия, в основе определения которой лежит ис-точник их приобретения. Например, на объекты, приобретенные государственным (муниципальным) предприятием с использованием бюджетных ассигнований, амортизация начисляется только на разницу между стоимостью основных фондов и выделенными бюджетными средствами. Оценка объектов основных фондов, поступивших на государственное (муниципальное) предприятие в виде субсидий Правительства РФ или иных органов исполнительной власти, производится по остаточной стоимости, представляющей собой разницу между пер-воначальной стоимостью и начисленным ранее износом.

Амортизация начисляется на объекты основных средств независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия. Сумма амортизации начисляется ежемесячно отдельно по каждому объекту.

Таким образом амортизационные начисления являются достаточно стабильным и равномерно поступающим источником финансовых ресурсов, обеспечивающим высокую эффективность всем основным фондам предприятия.

Если у предприятия достаточно денежных средств для обслуживания своей оперативной деятельности, то свободные амортизационные начисления могут временно размешаться в краткосрочные финансовые активы, принося тем самым предприятию дополнительный доход и повышая его финансовую устойчивость.

Кроме основных средств для нормальной хозяйственной деятельности государственному (муниципальному) предприятию необходим оборотный капитал (оборотные средства, фонды), представляющий собой составную часть имущества предприятия и обеспечивающий непрерывный процесс выполнения государственного заказа. Оборотный капитал представляет собой единый комплекс денежных средств, включенный в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные средства предприятия имеют фондовую форму, поскольку переходят из сферы обращения в сферу производства и обратно в виде фонда обращения, а затем фонда оборотных производственных фондов. Участвуя таким образом в процессе выполнения государственного заказа и его реализации, оборотные средства предприятия находятся в постоянном кругообороте.

Характерным признаком оборотных средств, отличающим их от основных, является функционирование только в одном производственном цикле и перенесение полной своей стоимости на вновь изготовленный продукт.

Видовое многообразие основных средств делает объективно необходимой их классификацию.

В зависимости от размещения в производственном процессе оборотные средства подразделяются на оборотные производственные фонды и фонды обращения.

Оборотные производственные фонды концентрируют денежные средства и материальные активы, необходимые для производства заказанной государством продукции (выполнения работ, оказания услуг).

Фонды обращения аккумулируют необходимые предприятию денежные средства на реализацию готовой продукции и приобретение товарно-материальных ценностей для возобновления производственного цикла.

Для нормальной производственной деятельности соотношение денежного содержания производственного фонда и фонда обращения имеет важное значение, поскольку позволяет оценивать финансовую устойчивость предприятия. Наибольший удельный вес должен иметь фонд производства, поскольку именно его денежные средства направлены на выполнение предприятием государственного заказа. Однако и материальное наполнение фонда обращения должно быть достаточным для бесперебойного обеспечения реализации продукции и пополнения запасов.

В зависимости от источников формирования оборотные средства предприятия подразделяются на собственные и заемные.

Собственные средства, включенные в производственный оборот, имеют важное значение, поскольку7 обеспечивают устойчи-вость и самостоятельность оперативной финансовой деятельности предприятий. Первоначальное формирование собственных оборотных средств государственных и муниципальных предприятий осуществляется соответствующим органом исполнительной власти в виде формирования уставного капитала. В процессе осуществления финансовой деятельности предприятие самостоятельно пополняет собственные оборотные средства за счет прибыли, выпуска ценных бумаг (векселей и облигаций), операций на финансовом рынке, добровольных пожертвований и т. д.

Специфическим источником собственных оборотных фондов предприятия можно считать дополнительно поступающие средства: минимальные переходящие задолженности перед бюджетной системой, внебюджетными фондами, а также по за-работной плате; резерв будущих платежей, а также средства кредиторов, поступающие в виде предоплаты за продукцию (работы, услуги) и т. д. Названные средства постоянно находятся в хозяйственном и финансовом обороте предприятия, но являются источником собственных оборотных средств только в виде разницы между их величиной на конец и начало предстоящего финансового года, т. е. в сумме их прироста.

Заемные средства направлены на обеспечение дополнительными денежными средствами производственной деятельности предприятия и привлекаются только при недостаточности собственных. Для государственных и муниципальных предприятий основным источником заемных оборотных средств служат банковские кредиты, выдаваемые под гарантии Правительства РФ или иного соответствующего органа исполнительной власти. Кроме банковского кредита, заемные оборотные средства могут формироваться за счет кредиторской задолженности, остатков фондов и финансовых резервов предприятия, образующихся за счет себестоимости, прибыли, амортизации или иных целевых поступлений.

Особое внимание правовых и финансовых служб государственных (муниципальных) предприятий, а также их собственни-ков и органов финансового контроля должно уделяться кредиторской задолженности, поскольку ее наличие может служить не только источником оборотных средств предприятия, но свидетельствовать о нарушениях финансовой дисциплины. Задолженность предприятия образуется за полученные, но не оплаченные товарно-материальные ценности либо наоборот - в результате получения предприятием от иных лиц денежных средств за свою продукцию в порядке предоплаты. Правомер-ным считается временное использование кредиторских денежных средств в пределах сроков поставки, оговоренной в договоре сторон. Однако часто кредиторская задолженность образуется в результате нарушения платежно-расчетной дисциплины. Особую опасность представляет задолженность предприятия перед бюджетной системой по обязательным платежам. Таким образом, формирование заемных оборотных средств государственных и муниципальных предприятий должно осуществляться в строгом соответствии с действующим законодательством.

Практика осуществления финансовой деятельности государ-ственными и муниципальными предприятиями показывает, что заемные оборотные средства используются эффективнее собственных, поскольку находятся под контролем собственника предприятия, имеют целевое назначение, выдаются на условиях срочности, платности и возвратности.

Еще по теме § 3. Правовые основы основных фондов и оборотных средств:

  1. Глава 9. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов § 1. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов

Арендный блок

Правовой режим основных средств установлен НК РФ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств".

Для квалификации имущества в качестве основных средств необходимо, единовременное выполнение следующих условий:

​ а) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

​ б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

​ в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

​ г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

К основным средствам относятся, например, здания, сооружения; передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, рабочий и продуктивный скот; многолетние насаждения; находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) и др.

Основные средства учитываются по первоначальной стоимости. Для приведения стоимости основных средств в соответствие с их действительной стоимостью организациям предоставлено право не чаще одного раза в год переоценивать объекты основных средств. Стоимость основных средств после переоценки называется восстановительной. Различают полную восстановительную стоимость и остаточную восстановительную стоимость (с учетом износа). Организациям предоставлено право осуществлять переоценку, во-первых, методом индексации, при котором основные средства переоцениваются путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации. Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт. Переносимая стоимость в денежной форме представляет собой амортизационные отчисления, аккумулирующиеся в амортизационном фонде предприятия.;

Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации.

В соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету организации имеют право самостоятельно выбирать способ исчисления амортизационных отчислений в целях ведения бухгалтерского учета.

Начисление амортизации осуществляется в соответствии с нормой амортизации, которая определяется исходя из срока полезного использования объекта по формулам, закрепленным в ст. 259 ГК РФ. По некоторым видам имущества к основной норме амортизации устанавливаются повышающие или понижающие коэффициенты. Для целей налогообложения в состав амортизируемого не включается имущество стоимостью до 10 тыс. руб. включительно.

Для ускорения внедрения в производство научно-технических достижений и повышения заинтересованности предприятий в ускорении обновления основных производственных фондов законодательством предусмотрено применение ускоренной амортизации. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия.

Правовой режим оборотных средств Экономический критерий разграничения основных и оборотных средств состоит в способе перенесения их стоимости на стоимость выпускаемой продукции. В отличие от основных средств, участвующих в производстве длительное время, средства в обороте переносят свою стоимость на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле. К оборотным средствам организации относятся запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства. Правовой режим оборотных активов определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», другими нормативно-правовыми актами. К материально-производственным запасам относятся активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг); предназначенные для продажи; используемые для управленческих нужд организации. К оборотным активам, учитываемым предприятием, относится также готовая продукция и товары. Готовая продукция - это часть материально-производственных запасов организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством. Продукция, не отвечающая указанным требованиям, и несданные работы считаются незаконченными и учитываются как затраты в незавершенное производство в составе оборотных активов. Товары - это часть материально-производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Предпринимательское право

Вопросы ответы. По предмету Предпринимательское право предпринимательской деятельности РФ