Показатель статуса налогоплательщика в платежном поручении. Бюджетный статус в платежном поручении

Важно правильно указывать код статуса плательщика в платежном поручении в 2019 году. Банки не пропускают платежки из-за статуса, поэтому деньги могут затеряться.

Статус плательщика - обязательный реквизит платежного поручения, состоящий из двух цифр и идентифицирующий объект, который перечисляет платеж. Статус указывают в поле 101 платежки. Таблицу с кодами статусов смотрите ниже.

Статус плательщика в платежном поручении в 2019 году при уплате налогов

. Если организация является налогоплательщиком, в поле 101 "Статус плательщика" организация ставят код "01". Если организация перечисляет налог как налоговый агент, надо ставить код "02".

Какой код статуса ставят ИП . Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели ставят в поле 101 код "09" (прил. 5 к приказу Минфина России от 12.11.13 № 107н), например при уплате минимального налога на УСН. При таком статусе обязательно должен быть заполнен ИНН или УИН.

Внимание! Вы читаете полезную статью для бухгалтера!

Весь контент на сайте газеты "Учет. Налоги. Право" предназначен только для профессионального использования и содержит комментарии экспертов, формы и образцы документов.

Статус плательщика в 2019 году при уплате страховых взносов

Какой код статуса ставят организации . В начале 2017 года, когда компании впервые стали платить страховые взносы налоговикам, появилась проблема - какой статус плательщика указывать в платежном поручении. Налоговики долго не могли определиться. В итоге было решено: в поле 101 при уплате взносов надо ставить статус 14 (письмо ФНС, ПФР и ФСС от 26.01.17 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П). Однако платежки со статусом 14 банки не пропускали. Чтобы платеж прошел, надо заполнить в поручении УИН из 25 знаков или ИНН из 12 знаков (п. 4 приложения 2 к приказу Минфина России от 12.11.13 № 107н). В то же время УИН у компаний нет, а в ИНН организации - 10 цифр, а не 12. Позднее ФНС пришла к выводу, что в поле 101 организации все-таки должны ставить в поле 101 код "01" , а не "14" (письмо от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931@). Свою новую позицию налоговики аргументировали тем, что банки не пропускают платежки со статусом "14". А чтобы они могли это сделать, надо дорабатывать приемные программы. Такая работа заняла бы больше полугода. Поэтому, чтобы банк без проблем проводил платежи, ФНС согласилась на статус "01". С этим же статусом инспекции ведут карточки расчетов по взносам.

Какой код статуса ставят ИП . Предприниматели при уплате страховых взносов за себя или работников в поле 101 "Статус плательщика" должен поставить код "09" , так как предприниматель является плательщиком страховых взносов (работников) (письмо ФНС от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931@).

Поле 101 в платежном поручении в 2019 году: образец

В поле 101 "Статус плательщика" надо поставить код "01", если налоплательщик - организация, код 02 - если при перечислении налога компания является налоговым агентом.

В поле 101 "Статус плательщика" ИП надо поставитькод "09" , так как именно этот код ставят налогоплательщики - индивидуальные предприниматели.

Статус плательщика в платежном поручении в 2019 году: таблица кодов

В таблице ниже смотрите все коды статуса плательщика (утверждены приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н).

Код статуса плательщика Кто ставит код
01 налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо
02 налоговый агент
03 организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
04 налоговый орган
05 Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы
06 участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо
07 таможенный орган
08 плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации
09 налогоплательщик (плательщик сборов) - ИП
10 налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой
11 налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет
12 налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства
13 налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета)
14 налогоплательщик, производящий выплаты физлицам
15 кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц
16 участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо
17 участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель
18 плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей
19 организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке
20 кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица
21 ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков
22 участник консолидированной группы налогоплательщиков
23 органы контроля за уплатой страховых взносов
24 плательщик - физицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджет РФ
25 банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции
26 учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Платежное поручение - поле 101 отведено в нем для кода, соответствующего статусу плательщика. Оно не вызывает нареканий со стороны получателей платежа при оформлении этого документа с соблюдением всех правил. При верно указанном статусе плательщика налоги и взносы зачисляются вовремя, и оснований для начисления штрафных санкций не возникает.

Что означает поле 101 в платежном поручении

Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.

Подробнее о процедуре оформления платежного документа читайте в статье «Как заполнить платежное поручение в 2018 году ― образец?» .

Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.

Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.

Варианты заполнения поля 101

Правила заполнения статуса плательщика в поле 101 содержатся в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

О том, какие проблемы с выбором статуса имели место при оформлении платежей по страховым взносам в 2018 году, читайте в материале «Основные статусы плательщика в платежном поручении ― 2018» .

Основными действующими реквизитами можно считать следующие коды:

  • 01 ― налогоплательщик-организация, какое-либо юридическое лицо.
  • 02 ― налоговый агент. Этот статус наиболее часто встречается при оплате НДФЛ за наемных работников, НДС при заключенных договорах аренды с муниципальными организациями.
  • 08 ― этот код используют предприятия и прочие физлица, уплачивающие страховые взносы за наемных работников.
  • 09, 10, 11, 12 —самозанятые лица (ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры), уплачивающие налоги за себя.
  • 13 ― налогоплательщики ― прочие физические лица.

Поле 101 платежного поручения в 2018 году подлежит заполнению не в каждом случае перечисления денежных средств. Наличие статуса плательщика указывает на получателя платежа как субъекта, на счетах которого аккумулируются налоги, взносы и прочие поступления. Банки в таких случаях обязаны проследить, чтобы последующие ячейки 102-110 также были заполнены. При отсутствии необходимых данных проставляется 0. Наличие пустого поля не допускается. Исключением здесь является поле 110, которое можно не заполнять вообще.

Коды 15 и 20 используют кредитные организации или их филиалы, платежные агенты, которые переводят денежные средства за физических лиц на основании общего реестра или по каждому в отдельности.

Код 24 указывают физлица, осуществляющие выплаты страховых взносов или иных платежей в бюджет.

Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности перечисляет в ФСС страховые взносы на травматизм за своих наемных работников, статус плательщика указывается с кодом 08 независимо от того, является он организацией или ИП.

Пример 1

Какой код следует прописать в поле 101 при перечислении НДФЛ? Использовать статус 01, указывающий на плательщика — юридическое лицо, неверно. В этом случае при перечислении денежных средств налоговыми агентами за своих работников необходимо проставить 02. Уплачивающие налог на доходы предприниматели используют значение кода 09. Перечисляющие НДФЛ нотариусы ― код 10, адвокаты ― код 11. Прочие физические лица, которые уплачивают налог, образовавшийся в результате оказания разовых услуг, проставляют в поле статуса код 13.

Пример 2

Какой статус плательщика проставляется при оплате земельного налога?

Поле 101 заполняется в зависимости от владельца земельного участка. Для организаций статус плательщика равен 01. Предприниматели, использующие участки в своей деятельности, связанной с получением прибыли, проставляют код 09. Налог на землю в случаях, когда владельцами являются прочие физические лица, уплачивается с кодом 13.

С ноября 2016 года в силу вступило правило о том, что уплата налога возможна третьим лицом. Заполнение платежного документа в этом случае имеет свои особенности.

Подробнее об оформлении документа на оплату налога третьим лицом читайте в материалах:

  • «Утверждены правила заполнения платежных поручений при уплате налогов третьими лицами» ;
  • «Нюансы платежки при уплате налога за третье лицо » .

Ошибки при заполнении поля 101 в платежке

Неверно указанный код статуса плательщика приводит к возможной недоимке по налогам и взносам, начислению пеней, штрафов, разногласиям с контролирующими органами.

Самой распространенной ошибкой в использовании статуса плательщика можно считать перечисление НДФЛ за наемных работников с указанием в поле 101 кода 01 — как организации. Это неверно, так как в данном случае субъект выступает в качестве налогового агента. Правильным будет статус плательщика с кодом 02. То же самое касается и случаев перечисления НДС при аренде за муниципальные учреждения, когда организация выступает в качестве налогового агента.

Примеры указания статуса плательщика см. в материале «Верно указываем статус в платежных поручениях в 2018 году» .

Последствия неправильного оформления платежных поручений

Неверно заполненное платежное поручение с указанием ошибочных реквизитов может повлечь за собой ответственность за несвоевременное совершение платежа. В подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ приводятся примеры, в каких случаях ошибки в платежных документах не позволяют считать обязанность налогоплательщика по самостоятельному исчислению платежей исполненной:

  • неверное указание номера счета;
  • ошибка в наименовании банка получателя.

Прочие случаи ошибочного заполнения платежек не являются основанием для отказа в зачислении платежей. Субъект предпринимательской деятельности в таких случаях вправе обратиться в налоговую инспекцию для уточнения платежей.

Судебная практика также свидетельствует о том, что решение в подобных ситуациях, скорее всего, будет вынесено в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А-41-10152/08).

Периодически проводимая сверка с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами позволит выявить возможные ошибки при составлении платежных документов, вовремя зачесть требуемые суммы и избежать дальнейших конфликтов и недоразумений с проверяющими относительно образовавшейся суммы недоимки.

Статус налогоплательщика указывается в одном из полей платежного поручения - реквизите 101. Он отражается в закодированном виде для целей идентификации плательщика средств (Приложение N 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 N 107н).

Наиболее «востребованные» статусы платежных поручений следующие:

  • статус налогоплательщика 01 свидетельствует о том, что налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо;
  • статус налогоплательщика 02 - налоговый агент;
  • статус налогоплательщика 08 - юридическое лицо, ИП, нотариус, адвокат, глава КФХ, переводящий деньги в уплату страховых взносов или иных платежей в бюджетную систему РФ;
  • статус налогоплательщика 09 - индивидуальный предприниматель;
  • статус налогоплательщика 10 - нотариус, занимающийся частной практикой;
  • статус налогоплательщика 11 - адвокат, учредивший адвокатский кабинет;
  • статус налогоплательщика 12 - глава крестьянского фермерского хозяйства;
  • статус налогоплательщика 13 - иное физическое лицо - клиент банка, владелец счета. Может быть указан в платежке при уплате налогов, сборов физлица не за себя (Письмо Минфина от 20.05.2016 N 02-08-12/29143);
  • статус налогоплательщика 14 - налогоплательщик, производящий выплаты физлицам;
  • статус налогоплательщика 24 - физлицо, которое переводит деньги в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ.

Ошибка в статусе налогоплательщика в платежном поручении

Если плательщик при оформлении платежки допустил ошибку, например, в номере счета Федерального казначейства или реквизитах банка получателя, то его платеж на нужный счет зачислен не будет (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Соответственно, обязанность плательщика по уплате налога, сбора или взноса не будет считаться исполненной.

Но неверное указание статуса налогоплательщика в платежке к таким последствиям не приведет. Сумма, указанная в платежном поручении, все равно будет перечислена по назначению (п. 7 ст. 45 НК РФ). А плательщику нужно будет подать заявление в ИФНС об уточнении платежа (Письмо ФНС от 10.10.2016 N СА-4-7/19125@).

Как определить статус налогоплательщика при уплате страховых взносов

С 2017 года администрированием страховых взносов занимается ФНС. Налоговая служба несколько раз меняла свою позицию по части того, какой же показатель нужно ставить в статусе налогоплательщика при перечислении страховых взносов. По последним разъяснениям организации все же должны указывать в платежке 01, а индивидуальные предприниматели - 09, а не 14 (

При расчетах налогоплательщиков с госструктурами обязательно указание статуса отправителя в платежках. Причем имеются нюансы, обусловленные предписаниями Минфина. Как указывать статус в 2019 году в платежных документах?

Статус плательщика идентифицирует организацию или физлицо, осуществляющих платеж. Потому в платежном поручении указание статуса обязательно.

Как указать его правильно? Что такое статус в платежке? Какой код статуса плательщика в платежном поручении 2019 года нужно указывать?

Основные моменты

Налоговое законодательство РФ обязует всех плательщиков налогов оформлять платежные поручения согласно правилам, учрежденным Минфином РФ.

Показатель 101 заполняется в соответствии с и приложением №5 к оному.

Заполнять реквизит следует при осуществлении платежей, касающихся обязательных выплат в бюджет или внебюджетные фонды. Заполняется поле 101 числовым значением из двух цифр.

Это позволяет определить организационно-правовую форму плательщика, его направление деятельности и предназначение платежа.

Особо характеризуются налоговые платежи, оплата страховых взносов и прочее. То есть этот реквизит содержит сведения о том, кто платит и за что.

Что это такое

Статусом налогоплательщика именуется цифровой код, позволяющий идентифицировать плательщика, получателя платежа и непосредственно платеж. Указание статуса при заполнении платежки обязательно. Ранее существовало двадцать значений статуса.

После корректировки законодательных положений учреждено двадцать шесть статусов в зависимости от типа плательщиков, а именно:

Налогоплательщики, являющиеся юрлицами 01
Субъекты, выступающие налоговыми агентами 02
«Почта России» по некоторым платежам физлиц 03
Физлица, юрлица, ИП, импортирующие и экспортирующие товары 06, 16, 17
Плательщики страховых взносов во внебюджетные фонды 08
ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, выплачивающие налоговые платежи за себя 09, 10, 11, 12
Физические лица 13
Налогоплательщики, выплачивающие средства физлицам 14
Выплачивающие страховые взносы физлица 24
Финорганизации, банки, «Почта России» по обобщенным платежам физических лиц 15
Юрлица, выплачивающие налоговые долги физлиц 19
Финорганизации и банки по некоторым платежам физлиц 20
Внебюджетные фонды 23
Банки-гаранты 25
Физические и юридические лица по погашению задолженностей 26
Налоговые органы 04
Служба судебных приставов 04
Таможенные органы 07
Плательщик таможенных сборов на основании закона РФ, но без заполнения декларации 18
Представитель консолидированной группы налогоплательщиков 21
Участник КГН 22

Статус отправителя, или плательщика, это показатель, который непременно соотносится с организационно-правовым статусом плательщика и нюансами его деятельности.

При этом некоторые значения статусов однозначны и в дополнительном толковании не нуждаются. Другие не столь очевидны и требуют разъяснений по поводу своей применимости в отношении конкретных лиц.

К неочевидным статусам можно отнести следующие:

«14» Обычно таковой указывали ИП, нанимающие работников и выплачивающие им зарплату. Однако Минфин разъясняет, что ИП нужно применять статус 08, тогда как статус 14 следует использовать исключительно физлицам
«18» Указывает плательщик таможенных пошлин, не являясь при этом декларантом. Сомнение вызывает факт, что можно не декларировать импорт/экспорт. Тем не менее, таковыми могут быть лица, получившие разрешение на переработку продукции вне таможенной территории или владелец торговой точки, ведущий беспошлинную торговлю
«21» и «22» Указывают фирмы из состава консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). Для этого должно быть официально зарегистрировано КГН с соблюдением законодательных требований к структуре

Какова его роль

Основополагающее значение поля «Статус плательщика» это использование в целях финансовой статистики. Однако существует и роль реквизита, важная с технической точки зрения.

В частности цифровой код помогает определить, является ли платеж бюджетным. Когда в поле 101 указано какое-либо значение, банковское учреждение обязано проверить заполнение полей 102-110.

Поэтому не допускается наличие в незаполненных полей. Когда какое-то поле не заполняется, по умолчанию в нем проставляется значение «0».

Кроме того код помогает определить, кто именно вносит платеж. При верном указании статуса плательщика в поле 101 платежного документа не возникает нареканий со стороны получателей платежа.

Перечисленные средства поступают вовремя и в точности по назначению. Вследствие этого отсутствуют основания для применения штрафных санкций.

Законные основания

Основной правовой источник, регулирующий заполнение платежных поручений при осуществлении платежей в бюджетную систему РФ, это Приказ Минфина РФ №107н от 12.111.2013.

Этот правовой акт действует с начала 2019 года. С этого же момента количество статусов плательщика изменилось с двадцати на двадцать шесть.

Минфин периодически дополняет данный норматив и дает разъяснения по поводу применения отдельных норм. Так разъясняющим является .

В нем определяется, как соотносить статус плательщика и отдельные КБК. Основные моменты заполнения платежного поручения прописаны в Положении Банка России № 383 от 19.06.2012 «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Показатель статуса в платежном поручении в 2019 году

При заполнении платежного поручения касательно налоговых платежей и сборов чаще всего используются такие статусы как:

Реквизит 101 заполняется не во всяком случае осуществления платежей. Наличие статуса в платежке указывает на получателя средств как субъекта, на чьи счета поступают платежи.

Статусы «15» и «20» применяют при переводе денежных средств физлицам. Физлица, осуществляющие платежи в бюджет или внебюджетные фонды указывают «24».

Физлица, не являющиеся ИП, ставят статус «13». Кроме того, существуют и иные особенности при указании статуса плательщика.

Составителя документа

Статус составителя платежного поручения прописывается в поле 101 сразу после реквизита «5», указывающего на вид платежа.

Данное письмо хоть и не является нормативом, но не противоречит источникам права и потому применяется многими предпринимателями и бухгалтерами.

По НДФЛ

При выплате НДФЛ значимость приобретает то, является ли составитель документа налоговым агентом или нет. Если организация (ИП) выплачивает налог с доходов своих сотрудников, то она выступает налоговым агентом, а значит, ставит статус «02».

Когда ИП работает с применением спецрежимов, то при уплате любых налогов он указывает «09», но только если не выступает при проведении платежей налоговым агентом, а перечисляет налог с собственных доходов.

Если выплату осуществляет физическое лицо со своих доходов, то оно выступает в роли налогоплательщика и потому указывает значение статуса как «24».

Когда НДФЛ, удержанных с доходов физлица, перечисляется организацией в счет уплаты задолженности, ставится статус «19».

Заполненный образец

Общие правила по заполнению платежных поручений становятся понятны при изучении образца заполнения платежных документов в 2019 году.

Неправильно оформленный платежный документ может стать причиной несвоевременного проведения платежей. А это ведет к начислению пени и наложению штрафов.

Относительно статуса плательщика следует запомнить, что указывать его нужно при перечислении любых обязательных платежей. Заполнять его следует рядом с полем о «Виде платежа», в правом верхнем углу платежки.

Указывать следует двухзначную цифру от «01» до «26». При этом следует отличать статусы в зависимости от организационно-правовой формы плательщика и назначения платежа.

Если компания неверно укажет статус плательщика, деньги могут попасть в невыясненные поступления. А это приведет к штрафам и пеням. Посмотрите, какой указать статус налогоплательщика в платежном поручении в 2019 году, в каком поле его проставить, и как исправить ошибку в статусе.

Где указывать статус плательщика в платежном поручении в 2019 году

В 2019 году используется платежное поручение по форме, утвержденной положением Банка России от 19.06.2012 № 383-П. Эта форма является обязательной для всех, компания не может самостоятельно дополнить или изменить какие-либо реквизиты этого документа.

Статус плательщика в платежном поручении в 2019 году указывается в поле 101.

Показатель статуса заполняется только при перечислении денег в бюджет. Если вы переводите денежные средства контрагенту, поле 101 остается пустым: статус плательщика не заполняйте.

Какой статус плательщика указывать в 2019 году

Всего предусмотрено 27 статусов составителя платежа. Полный перечень статусов налогоплательщика в платежке в 2019 году мы привели в таблице в конце статьи. А сейчас остановимся на самых популярных кодах, которые бухгалтеры постоянно используют в работе.

Итак, посмотрите в этой таблице, какие показатели статусы плательщика указывать в платежном поручении при перечислении денег в бюджет.

Когда используется

Комментарий

Используется при уплате всех налогов, сборов, пошлин и страховых взносов (кроме взносов на травматизм), которые уплачивает компании

Налоговики пояснили еще в прошлом году, что при перечислении страховых взносов необходимо использовать код 01, т.к. их администрирует налоговая инспекция (см. письмо ФНС России от 3 февраля 2017 г. № ЗН-4-1/1931)

Используется при перечислении НДФЛ, НДС или налога на прибыль в качестве налогового агента

Этот код использует и компании и ИП

Используется при уплате взносов на травматизм, которые уплачивает компания за своих работников

Используется только фирмами, а ИП использует код 09

ИП при уплате налогов, сборов и страховых взносов (как за себя, так и за работников).

При уплате страховых взносов как за себя, так и за работников ИП должен указать в поле 101 код 09 об этом ФНС России указала в письме от 15 февраля 2017 г. № ЗН-3-1/978

Важно! При уплате страховых взносов фирма больше не указывает код 08. При перечислении всех страховых взносов в налоговую необходимо указывать код 01. Код 08 используется только для взносов на травматизм, уплачиваемых по-прежнему в ФСС.

Итак, подведем итоги.

  • Статус составителя в платежном поручении 2019 при уплате стаховых взносов для компаний – 01. Часто спрашивают: какой статус в платежке на страховые взносы указывать для ИП – 09 или 08? Предринимателю в этом случае нужно ставить в поле 101 платежки статус 09. Это правило надо использовать, когда ИП платит в ПФР взносы за себя и когда за работников.
  • Статус плательщика 08 в платежном поручении в 2019 году используют только компании при уплате взносов на травматизм. ИП в этом случае указывают статус 09.
  • При уплате НДФЛ в 2019 году в платежном поручении нужно ставить статус плательщика 02. Это касается как компаний, так и ИП.

Если в статусе плательщика допущена ошибка, как исправить

Если в поле 101 со статусом плательщика будет допущена ошибка, платеж уйдет, и налоговики деньги получат. Но он может попасть в невыясненные платежи или будут отражен не по тому налогу. Это значит, что вам придется дополнительно разбираться с налоговой, уточняя платеж.

В 2019 году возможно 2 варианта развития событий:

  1. Компания самостоятельно обнаружила ошибку.
  2. Ошибку в статусе плательщика в платежном поручении обнаружила налоговая инспекция.

Если ошибку обнаружила сама компания, то необходимо подать заявление в налоговую об уточнении платежа. Унифицированной формы такого заявления нет, поэтому компания составляет ее в произвольной форме. Рекомендуем указать всю необходимую информацию, чтобы налоговая смогла идентифицировать вашу фирму – название, адрес, ИНН/КПП, ОГРН. А далее подробно изложить суть заявления и приложить копию платежного поручения, в котором допущена ошибка.

Образец заявления посмотрите ниже.

Налоговики сами должны следить за корректностью информации в платежном поручении и в случае обнаружения ошибки должны сообщить об этом налогоплательщику. Это связано с приказом от 25 июля 2017 г. № ММВ-7- 22/579@ о новых правилах работы с невыясненными платежами.

Теперь порядок работы с невыясненными платежами (которые является следствием ошибок в платежных поручениях) следующий:

  1. Налоговая, обнаружив ошибку, должна направить налогоплательщику информационное сообщение, указав соответствующий код ошибки. Для ошибки в статусе плательщика в платежном поручении в 2019 году это код – 15;
  2. Чтобы исправить ошибку, компания в течение 10 рабочих дней должна отправить заявление об уточнении платежа. Пример такого заявления посмотрите выше.

Важно! Налогоплательщик не должен ничего предоставлять, если ошибка допущена по вине банка. В этом случае, после того как налоговая проведет сверку с компанией, она обращается в банк за копией платежки, полученной от фирмы.

Статус плательщика в платежном поручении в 2019 году: таблица

В этой таблице приводим все возможные статусы для платежек, которые применяются в 2019 году.

Статус

Кто ставит

налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - юридическое лицо

налоговый агент

организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица, за исключением уплаты таможенных платежей

налоговый орган

Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы

участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо, за исключением получателя международного почтового отправления

таможенный орган

плательщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющие перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами)

налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - индивидуальный предприниматель

налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - нотариус, занимающийся частной практикой

налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет

налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства

налогоплательщик (плательщик сборов, за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - физическое лицо

кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц

участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо

участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель

плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей

организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке

кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица

ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

участник консолидированной группы налогоплательщиков

Фонд социального страхования Российской Федерации

плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату сборов, страховых взносов, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)

банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции

учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве

кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы Российской Федерации, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации

участник внешнеэкономической деятельности - получатель международного почтового отправления