Переход европы от традиционного к индустриальному обществу. От традиционного общества к обществу индустриальному

Арендный блок

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–-XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Нам необходимо вспомнить из курса обществознания

1) признаки традиционного общества и признаки индустриального общества;

2) признаки феодализма и капитализма.

Студенты должны дать следующие ответы:

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

2) Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;
  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;
  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;
  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;
  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

Дополнительные вопросы:

  1. Что такое традиционное общество? (Общество, которое регулируется традициями).
  2. Что индустриальное общество? (Общество, в котором базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития.).
  3. Признаки феодализма и капитализма (см выше).

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Различные европейские модели перехода от традиционного к индустриальному обществу

  • Средневековье как этап всемирной истории (понятие «средние века», феодализм, периодизация истории средних веков характеристика этапов феодализма).
  • Формирование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории, социально-политическое устройство.
  • Политическая (феодальная) раздробленность на Руси: причины и последствия.
  • Борьба русского народа за независимость в xiiIв. Последствия влияния ордынского ига на историю страны.
  • Объединение русских земель вокруг Москвы и образование централизованного государства при Иване III и Василии III.
  • Культура России и Европы (XV-XVI вв.).
  • Развитие феодализма в Европе на примере Франции (V-XV вв.).
  • Внутренняя политика Ивана IV.
  • Внешняя политика Ивана IV Грозного
  • Смутное время: причины, ход событий, итоги.
  • Страны Европы в XVI в. (реформация, контрреформация, абсолютизм)
  • Культура России и Европы в Новое время.
  • Международные отношения и европейская колониальная экспансия в XVII - XVIII в.
  • Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол.
  • Социально-экономическое развитие России XVII в.
  • Эволюция государственного строя в России в XVII в. Зарождение абсолютизма
  • Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVI - XVIII в.
  • Реформы Петра I
  • Эпоха дворцовых переворотов (1725 - 1762 гг.)
  • Внутренняя политика царского правительства во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
  • Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
  • Буржуазные революции в Европе. Война за независимость североамериканских колоний и образование сша.
  • Внутренняя политика правительства Александра I в первой четверти XIX в. Движение декабристов.
  • Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г.
  • Становление индустриальной цивилизации в Западной Европе в XIX в.
  • Внутренняя политика правительства Николая I. Общественные движения во второй четверти XIX в.
  • Внешняя политика России во второй четверти XIX века.
  • «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX века: предпосылки, сущность, значение.
  • Общественная мысль, политическое движение в России во второй половине XIX в.
  • Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • Тенденции развития культуры Европы и России XIX в.
  • Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX вв.
  • Особенности образования, стратегия и тактика основных политических партий в России в начале XX в.
  • Мир индустриальной цивилизации 1900-1914 гг.
  • Международные отношения в начале XX в. Русско-японская война.
  • Характер, движущие силы, основные события и результаты первой Русской революции(1905-1907 гг.)
  • Аграрная политика п.А. Столыпина
  • Россия в Первой мировой войне (причины, военные планы, этапы, итоги и последствия)
  • Февральская революция 1917 г. Падение царизма
  • Россия в 1917 г. (от Февраля к Октябрю)
  • II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  • Формирование Версальско-Вашингтонской системы. Послевоенное развитие стран Западной Европы и сша. 1818-1939 гг.
  • Восток в1918-1939 гг. (Турция, Индия, Китай, Япония)
  • Гражданская война в России: причины, этапы и итоги. Политика военного коммунизма.
  • Нэп. Причины перехода к новой экономической политике, её сущность
  • Образование ссср, национальная политика советского правительства в 1920-30-е гг.
  • Промышленное развитие страны в годы первых пятилеток. Последствия ускоренной индустриализации.
  • Сплошная коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты.
  • Политика советского правительства в области культуры (20-30-е гг. XX в.)
  • Формирование командно-административной системы, культа личности Сталина. Репрессии в 30-40 гг.
  • Советская внешняя политика накануне Великой Отечественной войны (1933–1941 гг.)
  • Причины, основные этапы, итоги и уроки Второй мировой войны
  • Великая Отечественная война советского народа
  • Крушение колониальной системы. Развитие стран Востока в 1960-80-е гг.
  • Советское общество в послевоенный период. Внутренняя и внешняя политика советского государства (1945-1953 гг.)
  • Формирование постиндустриальной цивилизации.
  • Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни в ссср(1953-1960-е гг.) Внешняя политика.
  • Ссср во второй половине 60-х - первой половине 80-х гг. XX в. Причины, сущность и проявления механизма торможения во всех сферах жизнедеятельности советского общества.
  • Социально-экономическое и внутриполитическое развитие страны в годы перестройки
  • «Новое мышление» во внешней политике ссср в годы перестройки (1985-1991 гг.)
  • Августовский путч 1991 г., распад ссср.
  • Постсоветская Россия: экономика и внутренняя политика.
  • Внешняя политика России в 1990-е гг.
  • Мир развитых стран в условиях глобализации
  • Россия в первом десятилетии XXI в.
  • Информация об авторах
  • Учебное издание
  • История в вопросах и ответах для непрофильных специальностей
  • Учебное издание
  • Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVI - XVIII в.

    Позднее средневековье - в Западной Европе это период XVI - первой половины XVII в. - характеризовалось разложением феодальных отношений и зарождением капитализма. Наиболее интенсивно эти процессы развивались в таких странах, как Англия и Нидерланды.

    В промышленности все шире применялось в качестве энергетической силы водяное колесо, значительный прогресс наблюдался в текстильном ремесле, в частности в сукноделии, распространилось производство шелковых и хлопчатобумажных тканей. Большие успехи были достигнуты в горном деле и металлургии. С изобретением книгопечатания начала развиваться новая отрасль производства - типографское дело. Из автоматических механизмов в это время были известны только часы с пружинкой и маятником. В качестве топливной базы для металлургии служил древесный уголь. В XV в. местами начали применять каменный уголь. Большие успехи в XIV-XV вв. были достигнуты в области судостроения и мореходства.

    Растет производительность сельского хозяйства. Развитие промышленности и увеличение спроса на сельскохозяйственные продукты способствовали росту сельскохозяйственного производства, его товарности. Возрастала урожайность, и расширялся объем производства сельскохозяйственных продуктов. Увеличивались площади культивируемых земель за счет мелиорации заболоченных и засушливых участков. Улучшалась агротехника. Однако сохранившаяся повсюду феодальная эксплуатация крестьян, сдерживавшая рост производительности их труда.

    Расширение товарного хозяйства в городе и деревне создавало предпосылки для замены мелкого индивидуального производства крупным капиталистическим производством. Начинается процесс первоначального накопления капиталов. Источники накопления:

    Практика откупов налогов, предоставления займов коронованным особам под высокие проценты, ростовщичество.

    Колониальный грабеж.

    Революция цен, связанная с огромным притоком колониального золота и серебра, вызвала длительную инфляцию, прежде всего, в западноевропейских странах и способствовала росту богатств денежных воротил и предпринимателей.

    Результаты первоначального накопления:

    Появление обладателей крупных денежных богатств, потенциальных предпринимателей и купцов буржуазного типа;

    Превращение массы сельского и городского населения в лишенных средств производства пауперов. В перспективе они должны были стать наемными рабочими на формирующихся капиталистических предприятиях.

    Процесс экспроприации шел намного быстрее образования капиталистических форм производства. Поэтому появляется масса бездомных, нищих, бродяг. Феодальное государство применяло к ним жестокие репрессии. В Англии, Нидерландах, Франции и Испании издавались кровавые законы, предписывавшие наказывать бродяг плетьми, кнутом, ссылкой на галеры и даже смертью. Бродяг помещали в работные дома, где они гибли от голода и каторжного труда.

    В сельском хозяйстве капитализм распространялся значительно медленнее, чем в промышленности. Благоприятные условия для капиталистической перестройки сельского хозяйства были созданы в Англии и Нидерландах. Английские дворяне и буржуа, скупив секуляризованные у монастырей земли и изгнав с них крестьян, заводили крупные овцеводческие или земледельческие хозяйства с применением наемного труда сельских батраков.

    В условиях разложения феодальных отношений и зарождения капитализма личность держателя потеряла для земельного собственника всякое значение, ценность представляла только земля. Поэтому землевладельцы отказывались от традиционных форм крестьянских держаний и предпочитали сдавать землю в аренду на более выгодных условиях. Можно выделить несколько форм аренды:

    Издольщина - форма аренды, когда земельный собственник предоставлял арендатору не только земельный участок, но часто посевной материал, инвентарь и жилье, получая долю урожая.

    Испольщина - форма аренды, когда обе стороны несли равные затраты и делили поровну доходы.

    Но в полном смысле капиталистической арендой стало фермерство. Фермер арендовал большой участок земли, обрабатывал его с помощью наемной рабочей силы. В этом случае выплачиваемая земельному собственнику рента представляла лишь часть прибавочной стоимости, произведенной наемными работниками. Фермерство распространилось в Англии, Нидерландах и Северной Франции. На большей части Франции сохранялась феодальная форма держаний.

    В то время как на Западе в сельское хозяйство проникали капиталистические отношения, в странах Центральной и Восточной Европы расширялось барщинное хозяйство, основанное на крепостном труде. Основной социальной и политической силой в этих странах оставалось дворянство, которое использовало развитие товарно-денежного хозяйства в своих интересах. Увеличившийся спрос на сельскохозяйственные продукты - сырье и хлеб на Западе - стимулировал здесь развитие крупного барщинного хозяйства. Помещики расширяли свою запашку за счет крестьянских наделов и переводили крестьян с оброков на барщину. Подобный путь развития аграрных отношений служил тормозом для зарождения капитализма не только в деревне, но и в городе.

    Появление капитализма вызвало к жизни новые классы - буржуазию и наемных рабочих. Буржуазия происходила, прежде всего, из городской торгово-ростовщической и ремесленной верхушки. Кроме того, в класс буржуазии вливалась чиновная бюрократия, а также высший слой интеллигенции, обосновывавшей идеологические притязания нового класса. В состав буржуазии переходила и та часть дворянства, которая становилась на путь капиталистического предпринимательства, а также зажиточная верхушка крестьян, эксплуатировавшая бедноту.

    Класс наемных рабочих включал многочисленные предпролетарские массы - ремесленных подмастерьев, разорившихся ремесленников-надомников, сельских батраков и поденщиков, пауперов, вовлекаемых в капиталистическое производство. Новые классы создают свою идеологию, выражавшую их политические требования. Поскольку в это время еще господствовало религиозное мировоззрение, новая идеология выступала в форме новых религиозных учений. Например, кальвинизм стал идеологическим знаменем нидерландской и английской буржуазных революций. Чаяния формирующегося мануфактурного пролетариата нашли свое выражение в учении Томаса Мюнцера и революционных анабаптистов, призывавших к насильственному перевороту и переустройству общества на основе социального, политического и имущественного равенства.

    В XVIII в. в Европе наиболее быстрый экономический рост наблюдался на двух её полюсах: 1) на крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, а также во Франции, где буржуазный уклад был достаточно развит; 2) на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходило ускоренное развитие крепостнической мануфактуры.

    Индустриализация, охватившая с конца ХVIII - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

    Наиболее развитой в промышленном отношении страной была Англия. Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретен, в 1784 г. Д. Уатт изобрел паровую машину, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Это изобретение открывало путь к дальнейшему совершенствованию машинного производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

    Литература

    1. История средних веков: Учеб. для студентов ист. / М. Л. Абрамсон, А.А. Кириллова, Н.Ф. Колесницкий и др. / под ред. Н. Ф. Колесницкого. - М.: Просвещение, 1986. - С. 375-390.

    2. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва, Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва. - Ростов-н/Д.: Феникс. 2011. - С. 176 - 178, 184 - 186.

    Все слышали о таких понятиях, как индустриальная эпоха и индустриализация, но мало кто может их лаконично охарактеризовать. Что же, попробуем разобраться.

    Индустриальное общество: какое оно

    Эта эпоха характеризуется таким типом общественных отношений, в основе которых лежит разделение труда, а промышленность способна обеспечить людям комфортную жизнь. Является промежуточным вариантом между традиционным и информационным (постиндустриальным) обществом.

    Несмотря на то что историки называют современный уклад жизни постиндустриальным, у него много "индустриальных" черт. Мы ведь до сих пор ездим на метро, жжем уголь в котельных, а кабельный телефон иногда напоминает своим пронзительным звонком о промышленном советском прошлом.

    Предпосылки индустриального общества

    Вступление европейского общества на путь прогресса - это постепенный процесс, характеризующийся сменой феодальных отношений на капиталистические.

    (эпохой индустриализации) считается период с 16 по 19 (начало 20) вв. За эти три столетия европейское общество проделало большой путь развития, охватывший все сферы жизни человека:

    • Экономическую.
    • Политическую.
    • Социальную.
    • Технологическую.
    • Духовную.

    Процесс постепенных новаций получил название модернизация.

    Переход к индустриальному обществу характеризуется:

    1. Разделением труда. Именно это вызвало увеличение производимой продукции, а также - образование двух экономических классов: пролетариата (наемных рабочих) и буржуазии (капиталистов). Итогом разделения труда стало становление нового экономического строя - капитализма.
    2. Колониализмом - господством развитых европейских стран над экономически отсталыми государствами Востока. Понятно, что колонизатор эксплуатирует человеческие и природные ресурсы зависимой страны.
    3. Достижения науки и инженерные изобретения изменили жизнь людей.

    Индустриальное общество характеризуется следующими чертами

    • Урбанизацией.
    • Переходом к капитализму.
    • Появлением общества потребления.
    • Образованием глобального рынка.
    • Снижением влияния церкви на жизнь человека.
    • Формированием массовой культуры.
    • Огромным влиянием науки на жизнь людей.
    • Появлением двух новых классов - буржуазии и пролетариата.
    • Уменьшением численности крестьян.
    • Индустриализацией.
    • Изменением мировоззрения людей (индивидуальность человека - высшая ценность).

    Промышленная революция в европейских странах

    Как говорилось ранее, индустриальное общество характеризуется индустриализацией. Перечислим поочередно страны Старого Света, в которых проходил этот процесс:

    1. Англия - первая европейская страна, ставшая на путь прогресса. Уже в 16 веке был изобретен летучий челнок и паровая машина. 17 век можно вообще назвать веком изобретений: первый паровоз проделал свой путь из Манчестера в Ливерпуль. В 1837 году ученые Кук и Уинстон создали электромагнитный телеграф.

    2. Франция немного "проигрывала" в индустриализации Англии из-за крепких феодальных порядков. Впрочем, прошедшая революция 1789-1794 годов изменила положение вещей: появились машины, и стало активно развиваться ткацкое дело. 18 век примечателен развитием текстильной и керамической промышленности. Заключительный этап французской индустриализации - это зарождение машиностроения. Подытожив, можно сказать, что Франция стала второй страной, избравшей капиталистический путь развития.

    3. Германия значительно отставала от темпов модернизации своих предшественниц. Немецкий индустриальный тип общества характеризуется появлением в середине 19 века паровой машины. В итоге темпы промышленного развития Германии набрали внушительные обороты, и страна стала лидером по производству в Европе.

    Что общего между традиционным и индустриальным обществом

    Одинаковые черты имеются у этих двух принципиально разных укладов жизни. Традиционное и индустриальное общество характеризуются:

    • наличием экономической и политической сферы;
    • аппаратом власти;
    • - наблюдается при любом типе общественных отношений, поскольку все люди разные, вне зависимости от эпохи.

    Экономика индустриального общества

    По сравнению с аграрными отношениями средних веков, экономика нового времени была более производительной.

    Как характеризуется экономика индустриального общества, что ее отличает?

    • Массовое производство.
    • Развитие банковского сектора..
    • Возникновение кредита.
    • Появление глобального рынка.
    • Цикличные кризисы (например, перепроизводства).
    • Классовая борьба пролетариата с буржуазией.

    Предпосылкой для серьезных экономических изменений стало разделение труда, способствовавшее росту производительности.

    Прекрасно описал это английский экономист Адам Смит. Он привел пример с производством булавок, на котором можно наглядно понять, что такое "разделение труда".

    Опытный мастер производит всего 20 булавок за день. Если же разделить производственный процесс на простые операции, каждую из которых будет выполнять отдельный рабочий, производительность труда возрастет во много раз. В итоге получится, что команда из 10 человек производит на свет около 48 тысяч булавок!

    Социальная структура

    Индустриальное общество характеризуется следующими чертами, изменившими повседневную жизнь людей:

    • демографическим взрывом;
    • увеличением продолжительности жизни;
    • бэби-бумом (40-50 гг. ХХ века);
    • ухудшением экологии (с развитием промышленности возрастают вредные выбросы);
    • появлением партнерской семьи вместо традиционной - состоит из родителей и детей;
    • усложненной социальной структурой;
    • социальным неравенством между людьми.

    Массовая культура

    Что характеризует индустриальное общество, помимо капитализма и индустриализации? она является его неотъемлемой частью.

    Шла в ногу с научно-технической революцией. Появились технологии звукозаписи, кинематограф, радио и прочие средства массовой информации - они объединили вкусы и предпочтения большинства людей.

    Массовая культура проста и понятна всем слоям населения, ее цель - вызвать определенный эмоциональный отклик от человека. Она рассчитана на удовлетворение мимолетных запросов, а также - на развлечение людей.

    Приведем примеры массовой культуры:

    • Женские романы.
    • Глянцевые журналы.
    • Комиксы.
    • Сериалы.
    • Детективы и фантастика.

    Жанры литературы, указанные в последнем пункте, традиционно причисляют к массовой культуре. Но некоторые обществоведы не разделяют эту точку зрения. Например, «Приключения Шерлока Холмса» - это серия детективов, написанных художественным языком и имеющих много смыслов. А вот книги Александры Марининой можно смело отнести к массовой культуре - они легко читаемы и имеют понятный сюжет.

    В каком обществе живем мы

    Западные социологи ввели такое понятие, как информационное (постиндустриальное) общество. Его ценностями являются знания, развитие информационных технологий, безопасность людей и забота о нашем большом доме - чудесной зеленой Земле.

    Действительно, в нашей жизни все большую роль играют знания, а информационные технологии коснулись практически любого человека.

    Но, несмотря на это, продолжает работать промышленность, машины жгут бензин, а картофель как собирали 100 лет назад по осени, так и собирают. Индустриальный тип общества, как говорилось ранее, характеризуется как раз промышленностью. А сбор картофеля - это сельское хозяйство, возникшее в незапамятные времена.

    Поэтому название сегодняшней эпохи «постиндустриальная» - это красивая абстракция. Логичней именовать наше общество индустриальным с чертами информационного.

    Индустриальное общество характеризуется множеством полезных открытий и посещением человеком Космоса.

    Накопленный на сегодня багаж знаний огромен; другое дело, что он может как пойти на благо человечеству, так и нанести вред. Мы надеемся, что человеку хватит разумности применить накопленный потенциал знаний в правильном направлении.

    В разделе на вопрос как называется процесс перехода от традиционного общества к индустриальному??? заданный автором 313 - лучший ответ это Индустриализация (или промышленный переворот) (лат. Industria - деятельность, старательность, трудолюбие) - процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции . Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов, а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.
    В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.
    Сроки и темпы индустриализации в разных странах могут быть неодинаковыми. Первой страной, где произошла промышленная революция, стала Великобритания (в середине XIX в.) . Франция стала индустриальной в начале 20-х годов XX в. В Российской империи индустриализация началась с конца XIX - до начала XX в. К концу ХХ века одним из наиболее экономически успешных регионов стала Восточная Азия, в особенности Гонконг .
    В СССР осуществление индустриализации в 1930-е годы подразумевало ликвидацию отсталости экономики страны по сравнению с развитыми странами за сравнительно короткий временной период за счёт крайнего напряжения материальных и людских ресурсов.
    Цели индустриализации в СССР:
    1) обеспечение господства государственных форм хозяйства;
    2) достижение экономической независимости;
    3) создание мощного военно-промышленного комплекса.

    I. Модернизация как процесс

    Переход от традиционного общества

    к индустриальному обществу.

    Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем, и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека. В России они отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности. Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты» бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования.

    Для традиционных обществ модернизация крайне болезненна. Социокультурная традиция, на которой построена вся их жизнь, легитимизирует примат коллектива (общины) над личностью, закрытое общество, отсутствие демократии, кроме некоторых низовых народных форм. Пассивность общества и личности сопровождается отношениями подданства, временной ориентацией на «сегодня», т.е. жизнь сегодняшним днем, невозможность работать ради «отложенного спроса», воспроизводство традиций («что всегда было, то всегда будет»), господство мировоззрения над технологией. Все это может вызывать в обществе серьезное сопротивление модернизационным процессам. Параллельно в обществе происходит осознание цивилизационных преимуществ, важности новых технологий, что скорее всего осознается в области военного строительства.

    Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

    Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

    Признаки феодализма:

    · хозяйство натуральное, труд ручной;

    · наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;

    · феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

    В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

    Признаки капитализма:

    · товарно-денежные отношения, машинный труд;

    · наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;

    · буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

    Переход от традиционного к современному обществу весьма драматичен как для общества в целом, так и для отдельного человека. Меняются почти все жизненные представления, система приоритетов, рациональность, психический склад личности, доминирующей в обществе.

    Объем и глубина требуемых перемен столь велики и революционны, что процессы аутентичного переноса ценностей, отношения к миру, типа рациональности, политических и культурных институтов от современных к традиционным обществам протекают достаточно сложно.

    Примером перехода традиционного к индустриальному обществу может служить время петровских преобразований. Великий российский реформатор Петр I использовал труд крепостных крестьян для развития мануфактур. И царское правительство, и славянофилы, и социалисты считали благом для России сохранение крестьянской общины, т.е. пытались использовать особенности традиционного общества для разных целей, в том числе и для нужд модернизации. За время петровских реформ количество мануфактур увеличилось примерно в 5 раз и составило 205 предприятий. Основные успехи были достигнуты в металлургии, Россия стала занимать 3-е место в мире по выплавке чугуна (после Англии и Швеции). Заметные сдвиги произошли в текстильной промышленности, развиваемой в основном частным капиталом. Для повышения уровня ремесленного производства и подготовки базы для развития мануфактур под контролем государства и его давлением стали образовываться цехи. Однако они не получили большого распространения и были связаны с деятельностью иностранцев. Петровская модернизация вышла за рамки производства и, затронув все стороны общественной жизни, приняла характер социальной модернизации.

    Эпоха Возрождения.

    Историки по-разному датируют начало генезиса современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640-1688 гг., с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Этот пересмотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса.



    Первоначально Ренессанс развивался только в Италии. В развитии Ренессанса выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые - треченто); раннее Возрождение - XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение - с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее - до конца XVI в.

    Родиной Возрождения стала Флоренция - богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского - делаю руками). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта, проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

    Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи "первородного греха" (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция "естественного права человека на счастье". Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в "Декамероне" Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как это бывало во все эпохи, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины стали носить декольте, обнажили плечи и грудь, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Куртизанки признавались дамами. В то же время широко применялись пояса целомудрия. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Мужчины с помощью специальных ухищрений старались обратить внимание дам на область гульфика, который также появился в это время. В мире художников, артистов более терпимым стало отношение к гомосексуализму. Все больше число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом.

    В итальянской литературе под влиянием диалогов Платона получил распространение мотив платонической любви, которая трактовалась как асексуальная, духовная. Со временем стало подчеркиваться крепость молодых мужчин, способных ответить женщине с сильным темпераментом. Высмеивались старики, стремящиеся возбудить потенцию с помощью врачей. Резко возросло число внебрачных детей. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием.

    Распространение сифилиса, который считали завезенным моряками Христофора Колумба, объявлялось карой за распущенность. Но позитивное отношение к сексу, чувственность, эротизм получали все более широкое распространение.

    Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно соял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддрержку титаны и рядовые труженники Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея "мученником человеколюбия". Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 - около 420г. до н. э.) приписывают афоризм "человек есть мера всех вещей". С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки - этика, история, педагогика, поэтика, риторика.

    Возраждение гуманизма (от лат. человеческий) происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы). Итальянцы стали подражать памятникам и статуям греков и римлян. Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Своими произведениями прославились Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Государи того периода окружали себя поэтами и живописцами, покровительствовали искусствам. Самыми знаменитыми из них были папа Лев Х в Риме и Козимо Медичи во Флоренции.

    Леонардо да Винчи. Дама с горностаем, 1485-1490

    Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В середине XV В. нидерландский живописец Ван Эйк изобрел технику живописи масляными красками. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры - трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла - нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового - сольная песня, кантата, оратория, опера.


    Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке английский ученый видел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представлениях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т.д. За приверженность новой теории Джордано Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнейний третьей степени. Трудами Г. Кремера (Меркатора) были составлены новые географические карты, возникла океанография. Фундаментальное значение имел труд Везалия "О строении человеческого тела", положение о наличии легочного круга крообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармокологии. Леонардо да Винчи в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в.

    Новое время. Контрреволюция.

    Новое время было важнейшим этапом в процессе станов­ления современной мировой цивилизации. В эту эпоху про­исходит переход общества от «традиционного» типа к «ин­дустриальному». В это время в жизни европейского общества про­исходили изменения глобального характера. В экономи­ческой сфере такие процессы, как активное развитие тор­говли, финансового и банковского дела-, появление и рас­ширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепен­но стали входить в противоречие с традиционными устоя­ми средневековой экономики. Меняется и социальная струк­тура общества. . Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всячес­ких пороков, обязанного всю жизнь искупать «первород­ный грех», а как свободную личность, обладающую огром­ными возможностями. Закономерным результатом разви­тия гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологичес­кой основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV - XVI веков в значительной степени меня­ются представления европейцев о Земле. Достижения науч­ной мысли, Великие географические открытия - все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о сво­ем месте в окружающем мире. Данные явления самым ра­дикальным образом изменили образ жизни европейцев, оз­наменовав начало Нового времени. Процесс трансформа­ции европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая цер­ковь и др.), которые не желали уступать свои позиции.

    Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало но­вого этапа в развитии мировой цивилизации. В некоторых странах (Нидерланды, Анг­лия) в ее руках находилась практически вся полнота влас­ти. События последней четверти XVIII - начала XIX ве­ков, прежде всего, Великая французская буржуазная рево­люция, нанесли окончательный удар по пережиткам фео­дального строя в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким просветитель­ским движением, которое началось с конца XVII столетия. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустри­альному» обществу значительно ускорился, что было выз­вано началом промышленного переворота в Европе. Ману­фактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Северной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достиже­ний и технологий, экономическая конкуренция, отчужде­ние человека от результатов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко возросший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на по­литику правящих злит. Центральной проблемой социаль­ного развития индустриальных стран становятся противо­речия между буржуазией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксплуатируемым рабочим классом. Лишь к концу столетия рабочий класс превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не счи­таться. Успехи индустриальной цивилизации способствова­ли укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрес­сивного развития цивилизации.

    Важнейшим явлением Новой истории было распрост­ранение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географи­ческие открытия, передавшие в руки европейцев огром­ные богатства. . К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.

    Верхней границей периода новой истории считается ру­беж XIX - XX веков, когда западная цивилизация подо­шла к своеобразной исторической развилке: ей предстоя­ло либо найти путь постепенной адаптации к новым усло­виям, либо резко изменить вектор своего развития и пе­рейти в принципиально новое качественное состояние.

    Реформация и Контрреформация.

    Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духов­ным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианс­кой веры к потребностям современного ей общества.

    Уже с XV века католическая церковь переживала кри­зис народного доверия: происходило переосмысление тео­рии о «единоспасающей» роли католической церкви, значе­ния различных церковных таинств, Священного предания.

    В то время как в крупных централизованных монархи­ях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и ре­организацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспарива­лось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и палой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Свя­щенное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохра­нить только два церковных таинства - крещение и прича­щение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.

    31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в Витенберге. Этот день считается днем начала европейской Реформации, и этот праздник широко отмечается .


    В первой половине XVI века возникает много направле­ний и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509- 1564 гг.).

    Реформация затро­нула и Англию, однако здесь она имела ряд особенностей. Инициатива ее проведения исходила от короля Генриха УШ (1509 - 1547 гг.), который в 1534 г. «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви. Хотя церковная иерархия и литургия сохраняются, в Англии вводятся некоторые прин­ципы лютеранства, активно проводится секуляризация като­лических земель и имуществ. Политический акцент реформы сыграл здесь большую роль, чем духовный.

    Успехи протестантизма, его повсеместное распростране­ние в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. проис­ходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправляв­шейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 - 1556 гг.).