Перечень самозанятых граждан. Какие физические лица относятся

Почему виды виды деятельности для самозанятых граждан одна из самых обсуждаемых тем в 2019 году? Развитие на государственном уровне темы о самозанятых – тот самый случай, когда гора родила мышь. Уже пятый год пошел с момента внесения первого законопроекта, который был призван вернуть на легальный уровень 20 миллионов трудоспособных и «потерянных» государством граждан. Кто такие самозанятые граждане 2019 и чем они могут заниматься? Есть ли смысл получать этот статус, и что обещает закон о самозанятых?

Обратите внимание: с 2019 года в четырех регионах РФ (Москва, Татарстан, Московская и Калужские области) стартовал по налогу на профессиональный доход. И хотя плательщиков НПД тоже называют самозанятыми, это не совсем правильно, потому они работают на других условиях, чем те, о ком пойдет речь в этой статье.

Кто такие самозанятые (самозанятость населения)

«Самозанятое население – это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями». (Цитата с официального сайта ПФР)

Если исходить из толкования Пенсионного фонда, то и взносы.

А вот Федеральная налоговая служба дает таким гражданам следующую характеристику: «физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд».

Хотя самого слова «самозанятые» в Налоговом кодексе нет, на сайте ФНС это понятие применяется. И, судя по этой информации, самозанятые граждане в течение двух лет не платят ни взносы за себя, ни налоги.

Учитывая, что Федеральная налоговая служба уже утвердила форму уведомления для постановки самозанятых на учет, будем придерживаться толкования налоговиков.

Итак, к самозанятым гражданам в целях налогового учета, относятся лица:

  • Лично оказывающие услуги физическим лицам для личных и домашних нужд;
  • Не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • Получающие доход самостоятельно, т.е. вне трудовых отношений;
  • Не использующие наемный труд.

Чем занимаются самозанятые

У государства нет подтвержденной информации о том, чем занимаются 20 миллионов трудоспособных граждан России, которые не работают по трудовым договорам и не ведут легальный бизнес. Понятно, что в условиях рыночной экономики все эти лица заняты какой-то деятельностью, которая приносит им доход, иначе в наших реалиях не выживешь. При этом сами граждане прекрасно осознают, что нарушают законы, но становиться на учет, как ИП и платить налоги не спешат.

Неразрешимость ситуации и сложность вывода этих миллионов граждан из тени вызвана не только стремлением избежать уплаты налогов, но и объективными причинами:

  • Высоким уровнем безработицы;
  • Финансовой нагрузкой на работодателей по выплате страховых взносов, из-за чего они стремятся нанимать нелегальных работников или доплачивать зарплату в конвертах;
  • Значительными суммами обязательных (в 2019 году – минимум 36 238 рублей), которые надо платить, даже если дохода от бизнеса нет;
  • Постоянным изменением пенсионного законодательства и отсутствием гарантии достойной пенсии.

Все это приводит к том, что граждане не особо надеются на государство в финансовых вопросах и самостоятельно находят источники получения дохода.

Самозанятость населения в основном распространена в сфере бытовых услуг и мелкой торговле . Почему выбираются именно бытовые услуги, понятно. Во-первых, есть достаточное количество тех, кому эти услуги нужны. Во-вторых, заказчики не требуют от исполнителя документального подтверждения, а часто и высокого качества услуг.

Если же говорить о торговле, то часто это группы совместных закупок (которые, по закону, могут организовывать только индивидуальные предприниматели, а не обычные физлица) или продажа штучного товара через Авито или сайт-одностраничник. Все-таки обычные торговые точки находятся под контролем ФНС и Роспотребнадзором, поэтому нелегальных продавцов здесь мало.

Попробуйте наш калькулятор банковских тарифов :

Передвигайте «ползунки», раскройте и выберите «Дополнительные условия», чтобы Калькулятор подобрал для Вас оптимальное предложение по открытию расчетного счета. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.

Какие виды деятельности в 2019 году государство закрепило за самозанятыми

Вариантов легализации самозанятых предлагалось несколько:

  1. Выдавать патент, разрешающий без регистрации ИП вести определенные виды деятельности. Стоимость патента не должна была превышать 20 000 рублей в год.
  2. Выдавать такой патент на два года, но бесплатно.
  3. Просто ставить самозанятых на налоговый учет без выдачи патента, но с возможностью два года не платить налоги и взносы.

Критики первого варианта вполне обоснованно считали, что выдача патента за деньги, пусть и без регистрации ИП, практически ничем не отличается от действующего режима ПСН. В обоих случаях оформляется патент и оплачивается его стоимость, поэтому никакой мотивации для самозанятых здесь нет.

С другой стороны, бесплатно выдавать самозанятым патент на оказание услуг – значит, ставить зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в невыгодное положение. Они-то со своих доходов платят налоги и взносы. В итоге был принят третий вариант, но в таком урезанном виде, что непонятно, кто же от этого выиграл.

Первоначальный перечень видов деятельности для самозанятых, помимо домашних работников, включал в себя фотографов, таксистов, дизайнеров, переводчиков, свободных журналистов, программистов, мастеров по ремонту ювелирных изделий, граждан, сдающих собственное жилье, парикмахеров и мастеров маникюра. А затем этот список сокращали-сокращали, пока в нем не остались только 3 вида деятельности.

Виды деятельности 2019 самозанятых:

  • Присмотр и уход за детьми, больными, пожилыми старше 80 лет и другими лицами, нуждающимися в постоянном уходе;
  • Репетиторство;
  • Уборка жилых помещений и ведение домашнего хозяйства.

Но зато тем «счастливчикам», что попали в список, предложена полная налоговая амнистия без угрозы привлечения к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. Надо просто уведомить налоговую инспекцию, что вы занимаетесь одним из этих направлений, и можно легально оказывать услуги, не платя до конца 2019 года налоги и взносы. Право на это дают статьи 217 (п. 70) и статья 422 (п. 3) Налогового кодекса.

Ну а с 2020 года самозанятому надо выбрать одно из двух:

  • Зарегистрироваться в качестве ИП;
  • Прекратить заниматься подобной деятельностью.

Казалось бы, все логично, но программа 2019 для самозанятых показала свою полную несостоятельность. Количество тех, кто сообщил в ИФНС о своем мелком нелегальном бизнесе, не превысило нескольких сотен по всей России. Остальные, видимо, считают, что просто попадут под контроль налоговой службы, которая сначала всех посчитает, а потом как-нибудь все равно взыщет доходы за годы деятельности без налогов.

По сути, ничего кардинального для легализации миллионов трудоспособных граждан так и не сделано. Однако, учитывая, что этот вопрос не раз поднимался лично Президентом РФ, вполне может быть, что 2019 год еще принесет какие-то .

Как стать самозанятым

Для тех, кто все же готов уведомить налоговую службу и встать на учет в качестве самозанятого лица, расскажем, как это сделать. Но сначала немного про отличия этого статуса от индивидуального предпринимателя. Возможно, вы сразу захотите , ведь к 2020 году этот выбор все равно придется сделать.

Самозанятые граждане Индивидуальные предприниматели
Подают уведомление в ИФНС, реестр самозанятых пока не планируется Проходят регистрацию в качестве ИП, информация о них вносится в ЕГРИП

Вправе оказывать услуги только лично

Могут нанимать работников

Ограничены только

тремя видами деятельности

Могут осуществлять любую разрешенную предпринимательскую деятельность

Не являются коммерческими субъектами

Являются коммерческими субъектами, наравне с организациями
Не платят налоги и взносы, но не будут иметь пенсионный стаж Платят налоги (кроме налоговых каникул) взносы, имеют пенсионный стаж

Утверждена Федеральной налоговой службой. Надо заполнить его и отнести в инспекцию по месту жительства. После этого вы до конца 2019 года не будете опасаться привлечения к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность.

Получайте анонсы новых статей на электронный ящик — подпишитесь на нашу рассылку:

Закон о самозанятых гражданах, налоговая нагрузка данных лиц

Налоговая служба осуществляет массовые контрольные закупки в социальных сетях с целью выявления самозанятых граждан. Такая информация размещена на сайте ИФНС России. При их нахождении они привлекаются к и уклонения от уплаты налогов.

Таким человеком может стать каждый шестой житель страны , который находится в статусе безработного и не отчитывается за свою прибыль. В основном, это фрилансеры – люди, размещающие рекламу в социальных сетях и предоставляющие услуги/ выполняющие работу в небольшом объеме.

Самозанятые граждане — кто это

Закон определяет такую категорию субъектов как физических лиц, не входящих в категорию индивидуальных предпринимателей и оказывающих без использования наемной силы услуги для личных, семейных и иных нужд.

Обстановка в самозанятой сфере на начало февраля 2019 года

Несмотря на то, что эксперимент проводится в 4 регионах, получить статус самозанятого можно по всей России. Людям, заявившим о самозанятности из не экспериментальных регионов платить налог в 2019 году не нужно — освобождены. Региональные власти устанавливают перечень занятий попадающих под данный закон, к примеру фотографы, маникюрщицы, массажисты на дому, тамада, пекари, психологи, няни, гувернантки и т.д.

Если человек регистрируется в качестве самозанятого вне регионов эксперимента, то необходимо самостоятельно вставать на учет в качестве плательщика СВ (страховых взносов), но оплачивать взносы не нужно пока до 2021 года. Данную заботу взяло на себя государство.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе – 13 ноября, третье – 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

В планах правительства еще с 2013 года входило разработка понятия самозанятых граждан, вследствие чего можно было бы установить для них надлежащую налоговую нагрузку. Так, на протяжении трех последующих лет президент направлял правительству шесть обращений в которых он настаивал на решении этого вопроса. По состоянию на июль 2017 года был принят законопроект, регулирующий самозанятость населения.

Законодательная практика показывает, что актуальное законодательство должно охватывать все население. В случае же исключений и недоработок его обязательно необходимо дополнить.

Правительству стало понятно, что действующий налоговый кодекс значительно упускает из виду большую часть населения – самозанятых граждан, которым присвоили такое название для выделения их от понятия индивидуального предпринимателя.

Итак, самозанятые граждане – это категория представителей малого бизнеса, которые не проходят процедуры регистрации. Соответственно они не оплачивают налоговые отчисления и отсутствуют на учете в Федеральной налоговой службе. Как правило, эти лица самолично организовывают свой бизнес и в последующем в одиночку работают и развивают его. Так они могут получать оплату за предоставляемые услуги.

Изначально может показаться, что самозанятость полностью совпадает с определением индивидуального предпринимателя. Однако это вовсе не так, иначе бы не потребовалось создавать отдельный термин.

Процесс регистрации:

У ИП – Необходимо пройти процедуру регистрации индивидуального предпринимателя в ФНС, оформление заявления, сбор необходимой документации и оплату государственной пошлины.

У самозанятых граждан – наиболее вероятно необходимо будет приобрести специальный патент, который значительно упростит регистрацию.

Регистрация:

У ИП – необходимо оплатить 800 рублей.

У самозанятых граждан – заявленная стоимость 100 рублей.

Налогообложение:

У ИП – может быть выбрана одна из систем налогообложения: ОСНО, УСН, ПСН, ЕНВД.

У самозанятых граждан – будет доступно только приобретение патента.

Налоговая отчетность:

У ИП – может либо присутствовать, либо же отсутствовать в зависимости от выбранной системы налогообложения.

У самозанятых граждан – при приобретении патента вести налоговую отчетность не требуется.

Рабочие:

У ИП – есть право нанимать сотрудников.

У самозанятых граждан – не могут нанимать на работу.

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что основным отличием понятия индивидуального предпринимателя от самозанятого гражданина является невозможность нанимать сотрудников. Это связанно с тем, что деятельность этой категории осуществляется благодаря их личным усилиям.

Под данное определение подпадают граждане осуществляющие следующую деятельность:

  • Лица, занимающиеся репетиторством;
  • Профессиональные фотографы;
  • Швеи;
  • Водители, занимающиеся частным извозом;
  • Лица, предоставляющие услуги няни;
  • Программисты;
  • Лица, предоставляющие парикмахерские услуги;
  • Копирайтеры;
  • Граждане, предоставляющие услуги перевода текста;
  • Наемные строители;
  • Уборщицы.
  • Торговцы на ярмарках и тд.
  • Маникюристы.

Все эти профессии объединяет несколько схожих черт. А именно они подразумевают простые в технологическом плане действия, для осуществления которых не требуется получение специальной лицензии. Также специфика работы предполагает довольно частое изменение рабочего места либо же ведение деятельности в интернете, что делает слежение за ними налоговой службой очень трудоемким процессом.

Следует отметить, что приведенный выше перечень профессий является примерным, так как на официальном уровне он приведен не был. Однако, при этом его можно составить, руководствуясь многочисленными комментариями чиновников.

Достоинства:

  • Юридический статус самозанятого работника равен статусу ИП, вследствие чего он также может проводить рекламную компанию в социальных сетях с помощью рекламы и ряда других маркетинговых решений (см. ). При этом данные действия не будут считаться незаконной предпринимательской деятельностью;
  • Требуется внесения только минимальных налоговых отчислений, что должно оказывать содействие самозанятости граждан. При этом с принятием специального патента, в его общую стоимость будут входить налоговые отчисления в региональный бюджет в пенсионный фонд и в фонд медицинского страхования;
  • В случае если условия работы предоставляют довольно много свободного времени и при этом рост финансовых перспектив отсутствует то самозанятость станет отличным подспорьем. Так наладив процесс можно будет делать гораздо больший объем работы и брать больше дополнительных заказов увеличивая свои доходы;
  • Самозанятый гражданин только по собственному желанию может работать сверхурочно или в невыгодное для себя время. Также не возникает дополнительных проблем с отпуском, ведь только сам работник решает сколько и как долго ему работать.

Недостатки:

  • В настоящий момент в законодательстве нет четких положений, регламентирующих незаконную предпринимательскую деятельность. Поэтому остаются довольно высокие риски получения штрафа, а отстаивание своих прав займет довольно много времени и усилий;
  • Такая сфера деятельности часто несет за собой риски, связанные с оплатой труда. Так как далеко не все клиенты честны и способны беспроблемно расставаться со своими деньгами. Поэтому потребуется дополнительное время на выяснение отношений (см. );
  • Все налоговые и страховые отчисления придется оплачивать самостоятельно по крайней мере до того, как будет принят специальный патент для частных лиц. Однако в законодательстве в данный момент существует довольно много нюансов, которые иногда противоречивы что значительно усложняют ведение деятельности;
  • Самозанятые граждане полностью сами отвечают за состояние своего здоровья и безопасности во время осуществления своих обязанностей.

Для того, чтобы стать официально самозанятым лицом необходимо будет выполнить несколько критериев:

  • Во-первых сфера предпринимательства должна быть в списке налогового кодекса Российской Федерации;
  • Во- вторых данное лицо не должно обладать государственной регистрацией в качестве ИП;
  • В-третьих, необходимо иметь гражданство Российской Федерации;
  • В-четвертых, нужно соблюдать все правила приобретении патента.

В случае нарушения какого-либо из вышеуказанного критерия налоговая служба будет иметь полное право провести процесс аннуляции разрешения на самозанятость с дальнейшим начислением административных штрафов.

Кроме того, аннуляция может произойти:

  • В случае если уровень дохода лица на протяжении одного года превысил отметку в миллион рублей;
  • Если предприниматель начинает набирать работников;
  • Происходит нарушение зарегистрированного рода деятельности;
  • В случае истечения срока приобретенного патента.

Если гражданин не согласен с решением об аннуляции патента, то он может обратиться в судебную инстанцию для его обжалования.

Как оформить самозанятость?

  1. Собрать все необходимые документы для налоговой службы;
  2. Составить заявление для оформления и последующей выдачи патента;
  3. Оплатить все государственные пошлины и налоговые сборы.

Документы, которые потребуются для оформления:

  1. Паспорт гражданина и идентификационный код;
  2. Документация, которая подтвердит отсутствие статуса ИП согласно выписке из единого государственного реестра.

Патент на самозанятость в 2017 году

Также стоит отметить, что оформление патента будет возможно лишь в том регионе в котором имеется регистрация лица.

Программа самозанятости в 2017 году

Стоит упомянуть и о данной программе принятой правительством, она подразумевает выдачу специальных субсидий для того, чтобы обеспечить самозанятость безработных граждан. Ее действие распространяется и на провинции, так что любое лицо может при желании ею воспользоваться.

Самозанятость в России

О величине Российской теневой экономики уже довольно давно ведутся дискуссии и постоянно приводятся совершенно разные оценки. В докладе, представленном в июне Ассоциаций сертифицированных предпринимателей ее размеры оценили в 33 триллиона рублей. Данный показатель ставит страну на почетное четвертое место в мире.

По другим данным показатели несколько ниже, однако все равно проблема остается довольно ощутимой. При этом большую долю составляет бесконтрольная деятельность без регистрации и уплаты налогов.

Большинство граждан не желают легализировать свою деятельность, так как они не могут или не готовы платить налоговые отчисления со своего дохода и приобретать патент. Также многие опасаются, что после легализации правительство может ужесточить законодательство в отношении к ним.

В мире

Данная проблема характера и для других стран, так как большое количество населения являются фрилансерами или оказывают другие услуги, не облагаемые налогами. Поэтому правительства многих стран разрабатывают законопроекты регулирующие данную деятельность.

Давление на нелегальную самозанятость

Правительство планомерно планирует ужесточить ответственность самозанятых граждан и их возможных клиентов (юридических лиц) при нарушении налогового законодательства. Также особенно сильное давление оказывает закон «о декларировании доходов лица за отчетный период», который позволит отслеживать все финансовые потоки гражданина. Еще одним неприятным фактом станет мораторий на крупные закупки и услуги.

В качестве поощрения разрабатывается гибкая система налогообложения, упрощенная регистрация патента и минимизированные платежи в социальные фонды. Подразумевается, что самозанятые граждане при легализации и последующем развитии дела смогут со временем перерегистрироваться в ИП или юридическое лицо.

Принятый закон о самозанятости в третьем чтении государственной думой содержит в себе список из сорока пяти профессий, из которых налоговое освобождение до 2018 года получать только три: домработницы, няни и репетиторы . Данное положение отражено в трудовом кодексе. Лица чьи профессии входят в остальные категории будут обязаны сразу же оплачивать все сборы.

Нынешнее законодательство, регулирующее самозанятость остается недоработанным и имеет много противоречий. Поэтому вряд ли стоит ожидать в ближайшие два года массового выхода граждан из тени. Лишь после того как законодательная база обеспечит преимущества «легализации», которые действительно будут действовать, стоит ожидать отклика у населения.

Начиная с конца 2016 года самозанятость стала постоянной темой дискуссий. А все началось с того, что 1 декабря 2016 года в послании Федеральному собранию глава государства отметил необходимость улучшения условий для ведения бизнеса и предложил в течение ближайшего года определить статус самозанятых граждан. С тех пор работу по этому вопросу одновременно ведут Минюст, Минэкономразвития, Минфин и Минтруд.

Кто такие самозанятые?

В 2017 году Минюст совместно с Минфином, Минэкономразвития и Минтрудом подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в . Законопроект предусматривал закрепление критериев, которые смогут разграничить категории самозанятых граждан, ИП и лиц, работающих на основании трудового договора.

Минюст предлагает следующее определение понятия «самозанятый» — это физлицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физлиц, направленную на систематическое получение прибыли, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющее наемных работников. В ведомстве считают, что определение правового статуса самозанятых необходимо для защиты прав этой категории граждан, а также установления упрощенного порядка их деятельности и предоставления льгот.

По словам заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Михаила Иванкова, на сегодняшний день существует два типа самозанятых:

  1. те, кто фактически организуют малое предприятие, привлекая ради получения прибыли работников, арендуя оборудование и помещения, оказывая услуги как в частном порядке, так и неофициально работая с организациями. Таким самозанятым необходимо пройти процедуру регистрации экономической единицы и в дальнейшем работать по упрощенной схеме налогообложения, считает он.
  2. те, кто выполняет работу для физических лиц только для удовлетворения персональных потребностей, поэтому тратит получаемый доход на личные нужны. К этому типу относятся репетиторы, няни, люди, частным образом ремонтирующие квартиры, сантехнику и т.д. И если с первой категорией все более-менее понятно, то для второй Роструд пытается найти наиболее подходящие механизмы легализации.

ИП и самозанятые — какие отличия?

Самозанятые граждане в представлении чиновников — это те, кто по каким-то причинам не хочет открывать ИП. И задача заключается в том, чтобы предложить им условия, по которым легализация их деятельности может оказаться выгодной.

В отличие от ИП, самозанятый не имеет права нанимать сотрудников и заключать с кем-либо трудовой договор. Но есть и другие отличия: самозанятые не предоставляют налоговую отчетность в соответствующие органы.

Налоговые каникулы для самозанятых

На 2017-2018 гг. от обложения НДФЛ освобождены только три категории самозанятых (). Это те, кто занимается:

  • присмотром и уходом за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также за иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
  • репетиторством;
  • уборкой жилых помещений, ведением домашнего хозяйства.

Но субъекты РФ могут расширять перечень услуг, доходы от оказания которых освобождаются от НДФЛ. При этом в любом случае льготой могут воспользоваться только те самозанятые, которые уведомили налоговую о своей деятельности и обходятся без привлечения наемных работников. Доходы самозанятых, поставленных на налоговый учет, не облагаются взносами во внебюджетные фонды ().

В 2019 году, когда истечет срок налоговых каникул, самозанятым, заявившим о себе в налоговые органы, придется либо прекратить свою деятельность, либо зарегистрироваться в качестве ИП и платить налоги. Чтобы вписать самозанятых в законодательство, надо, по мнению Бориса Титова, уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей, поменять 30% всех кодексов, и власти это признают. Важно при этом создать специальный статус.

Однако стоит отметить, что в начале апреля 2018 года в Госдуму был внесен законопроект N 434180-7 о продлении на 2019 год освобождения от НДФЛ доходов самозанятых. В законопроекте также уточняется порядок постановки на учет (снятия с учета) таких лиц.

Налоговый период - календарный месяц.

Налоговая ставка для самозанятых

Самозанятый уплачивает 4% в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг физлицам, и 6% - в отношении доходов, полученных от реализации товаров или услуг ИП (для использования при ведении предпринимательской деятельности) и юрлицам.

Алгоритм исчисления и уплаты налога на профессиональный доход

Не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговая высылает самозанятому через приложение «Мой налог» уведомление о сумме налога, который нужно уплатить. В уведомлении уже указаны необходимые для уплаты реквизиты.

Уплата налога производится:

  • не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
  • по месту ведения деятельности.

Налоговую декларацию представлят не нужно.

Если самозанятый не укладывается в установленный срок, налоговая не позднее 10 календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет ему требования об уплате налога, а также информацию о мерах по взысканию налога.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок — как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета.

Если сумма налога, которую нужно уплатить по итогам налогового периода, не дотягивает до 100 руб., то эта сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

Налогоплательщик может настроить процесс уплаты налога таким образом, чтобы необходимая сумма списывалась с банковского счета. Для этого в мобильно приложении нужно предоставить налоговому органу право на направление в банк соответствующих поручений.

Штраф для самозанятых

При всех привилегиях и льготах самозанятым нужно готовиться и к штрафам в случае неуплаты налога на профессиональный доход. Предполагается, что сумма штрафа будет представлять собой размер того дохода, который получает самозанятый.

Штраф предусмотрен только для тех, кто зарегистрировался как самозанятый, но нарушил условия выставления чека.

В рамках пилотного проекта за нарушение порядка или сроков формирования фискальных чеков при расчетах будет взыскиваться штраф в размере 20% от суммы, на которую не был выставлен чек. Повторное нарушение в течение шести месяцев предполагает штраф в размере всей суммы расчетов, на которую не сформирован чек.

9 ноября стало известно о том, что ФНС выразила готовность не применять санкции в отношении самозанятых в первый год эксперимента по введению специального налогового режима.

Официальные разъяснения по вопросам примения налога для самозанятых

Андрей Макаров подчеркивает, что «закон предоставляет право, а не налагает обязанности». Он «не устанавливает никаких дополнительных налоговых проверок или возможности кого то поймать за неуплату налогов». Существование этого закона предоставляет людям удобную возможность выполнять свою конституционную обязанность — платить налоги и сборы.

На официальном сайте Госдумы Андрей Макаров дал разъяснения по многочисленным вопросам, которые сейчас поступают от граждан.

Какие ограничения действуют для применения спецрежима?

  • У самозанятых не должно быть работодателя и наемных работников. К этой категории относятся граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.
  • Максимальный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год, то есть 200 000 руб. в месяц.
  • Спецрежимом не могут воспользоваться те, кто торгует подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Также его нельзя применять нотариусам, арбитражным управляющим, адвокатам, так как их деятельность регулируется отдельными законами.

Относятся ли к самозанятым те, кто оказывает разовую помощь?

Не относятся. Принципиален факт регулярного оказания услуг: например, вы помогаете людям вскапывать огороды и зарабатываете этим. Однако, если вы разово помогли соседу вскопать огород, то это не будет относиться к оказанию услуг.

Может ли ИП перерегистрироваться в самозанятого?

Может, если посчитает, что этот режим для него более выгодный. Но главная цель закона о самозанятых — это позволить выйти из «серой зоны» людям, которые пока никак не зарегистрированы.

Смогут ли самозанятые получать справки о доходах для приобретения государственных гарантий и льгот?

Смогут, как и любой гражданин.

Куда пойдут деньги от уплаты налога?

Они будут поступать в региональный бюджет по месту осуществления деятельности. Регионы смогут распределить их и направить часть доходов в муниципалитеты.

«И это очень важно для регионов. Потому что сегодня регионы за неработающее население осуществляют платежи в Фонд обязательного медицинского страхования. Как только человек выходит из «серой» зоны, 1,5% от уплаченного им налога будут зачисляться в ФОМС, и регион за него платить в ФОМС уже не будет», — отмечает Андрей Макаров.