Налоги, их функции и классификация. Классификация и функции налогов

Экономическая категория налогов исторически связана с возникновением государства. Для выполнения государством своих функций требовалась материальная база, а также инструменты, посредством которых она могла быть образована. Такими инструментами стали налоги и сборы.

Под налогом, согласно Налоговому кодексу РФ, понимается обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Если налоги поступают в бюджетный фонд, то сборы, как правило, носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды. Первый сущностный признак налога императивность (предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа). Второй признак - смена собственника. В частности, через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд. Третий признак налогов – безвозвратность (налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику) и безвозмездность (плательщик не получает за выплаченные налоги никаких материальных, хозяйственных или иных прав). Плательщик пошлин получает права на осуществление каких-либо хозяйственных операций (н-р, на ввоз или вывоз товаров через таможенную границу). Государственная пошлина взимается судебными учреждениями (с исковых заявлений имущественного и неимущественного характера, кассационных жалоб, за выдачу копий документов); органами государственного арбитража (с исковых заявлений, кассационных и апелляционных жалоб, заявлений о признании организаций и индивидуальных предпринимателей банкротами); нотариальными органами (за регистрацию граждан РФ по месту их жительства); отделами вниз и регистрацией; органами загса и др. органами.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляется в их функциях.

Фискальная функция. Реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов. Эта функция имеет ограничения – при недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего, это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам.

Контрольная функция. Создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Распределительная функция . Выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая функция. Выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями .

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних – сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего, природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность (налог на пользование недрами, лесной налог, водный налог, дорожный налог, земельный налог и др.).

Социальная функция. Ее предназначение – обеспечение и защита конституционных прав граждан. По сути, эта функция представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали – лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали – социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить значительно большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

К важнейшим элементам налога относятся:

    субъект налога;

    объект налога;

    источник налога;

    налоговая ставка;

    оклад налога;

    налоговый период;

    налоговая льгота;

    налоговая санкция.

Субъект налога (или налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налога - это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др.

Источник налога - доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.).

Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в процентах к объекту обложения). Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая - прирост налога по отношению к приросту дохода.

Оклад налога – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд.

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки внесения последнего в бюджетный фонд.

Налоговая льгота – снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: введение необлагаемого минимума (т.е. освобождение от налога части объекта); понижение ставок налога; уменьшение оклада налога предоставление налогового кредита (отсрочки внесения оклада налога) и др.

Налоговая санкция - штрафы различных размеров или уголовная ответственность за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений и т.п.

Выделяют три основных метода расчета налогов :

    исчисление фиксированной процентной надбавки к цене реализации (н-р, налог с оборота и налог с продаж);

    исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта (в РФ большинство ставок акцизов устанавливаются в рублях с единицы измерения объекта);

    исчисление налога путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу (налог на прибыль).

В налоговой практике сложился ряд способов взимания налогов:

1. Кадастровый, т.е. на основе кадастра – реестра, содержащего перечень типичных объектов (земля, доходы). Этот способ, в основе которого заложено установление среднего периода, подлежащего обложению (н-р, в рублях с сотки, с учетом местных условий), применяется при слабом развитии налогового аппарата, либо в целях экономии и рационализации налогообложения.

2. Изъятие налога до получения субъектом дохода, т.е. изъятие у источника выплаты дохода. Достоинство этого способа заключается в практической невозможности уклонения от уплаты налога (с заработной платы.).

3. Декларационный - изъятие налога после получения дохода субъектом и представления последним декларации о всех полученных годовых доходах.

4. Изъятие в момент расходования доходов при совершении покупок (н-р, налог с оборота, налог с продаж, НДС).

5. Изъятие в процессе потребления (дорожные сборы с владельцев автотранспортных средств).

6. Административный способ, при котором налоговые органы определяют вероятный размер ожидаемого дохода и вычисляют подлежащий с него к уплате налог (налог на вмененный доход).

Классифицируются налоги по различным критериям, в зависимости от целей, которые преследуются при их анализе.

По критериювида налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и физических лиц.

По критериюизъятия налога различают прямые и косвенные налоги. Прямые - взимаются непосредственно с налогоплательщика: налог на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество организаций и физических лиц, налог на наследование и дарение, налог на пользование недрами, лесной и водный налоги и т.п. Косвенные - включаются в цену товаров (работ, услуг) в виде фиксированных надбавок (акцизы) или процентов (налог на добавленную стоимость). Через механизм цен косвенные налоги, в конечном итоге, перекладываются на население, а продавец товара выступает только конечным субъектом-налогоплательщиком.

По критериюобъекта обложения выделяют налоги:

а) с дохода;

б) с имущества (налог на имущество предприятия, налог на имущество физических лиц и др.);

в) за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, на сделки купли-продажи, займа и др.);

г) рентные (ресурсные);

д) на потребление ;

е) на вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).

По критерию порядка отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:

а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги);

б) относимые на себестоимость (издержки) продукции;

в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль с доходов от капитала, с доходов физических лиц);

г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

В зависимости от уровня органа государственной власти , который устанавливает налог и распоряжается им, в федеративных государствах (следовательно, и в РФ) выделяют налоги федеральные, региональные, местные.

По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

В случаеравного налогообложения, для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика.

Согласно пропорциональному налогообложению, для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества.

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы.

Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки.

Под налоговой системой понимается совокупность существующих в данном государстве налогов, установленных законодательно и взимаемых уполномоченными органами исполнительной власти.

Фундаментальные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом. Согласно ему, принципами целесообразной организации налогообложения является 4 «правила» («максимы»). Дальнейшее развитие идей Смита, их адаптация к современным условиям позволяет расширить и уточнить принципы построения налоговой системы.

Принцип обязательности. Это принцип подразумевает обязательность и неотвратимость уплаты налогов.

Принцип справедливости. Согласно этому принципу идентифицируются и контролируются два условия – горизонтальная справедливость, т.е. юридические и физические лица, находящиеся в равных условиях по объектам обложения, платят одинаковые налоги, и вертикальная справедливость – справедливость платежей между богатыми и бедными: первые платят пропорционально больше налогов, чем вторые.

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип привилегированности (удобства) плательщиков. Подразумевается удобство уплаты налогов субъектами налогообложения.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7 % от величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Установление лимита налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.

Принцип подвижности (эластичности). Способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально- экономической политики.

Принцип однократности налогообложения. Смысл принципа состоит в том, что один и тот же объект должен облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3-5 лет).

Принцип оптимальности. Оптимальный (с точки зрения фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип стоимостного выражения. Имеется в виду денежный характер налогообложения, т.е. налоги должны уплачиваться только в денежной форме, а не путем взаимозачетов.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц.

Особенности и недостатки налоговой системы РФ

По показателю налогового бремени современная Россия стоит в одном ряду с такими странами, как Швейцария, ФРГ, Великобритания (более 32 % ВВП). В др. странах с переходной экономикой (восточноевропейских) показатель налоговой нагрузки составляет 26–27 % ВВП. В этом – одна из причин большей успешности рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы.

Важная особенность российской налоговой политики – очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого – отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятия от уплаты налогов. По некоторым расчетам, если честно платить все установленные российскими законами налоги, то предприятия придется отдавать в бюджетную систему и внебюджетные фонды около 60 % своих доходов. Поэтому у каждого третьего налогоплательщика (35-40 % из числа прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства. И только 10-15 % честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.

Налоговые службы РФ так определяют основные причины уклонения предприятия от налогообложения: тяжелое налоговое бремя, сложное финансовое состояние предприятия, недостаточное знание налогового законодательства, преступный умысел предпринимателей, нежелание выполнять свои обязанности перед государством, причем последнее отнесено к области российского менталитета.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

    отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

    отсутствие среднего класса, что приводит к переложению налогов на производственную сферу и ее подавление;

    неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками.

Еще одна важная особенность российской налоговой политики заключается в чрезмерной доле косвенных налогов. По потребительским товарам носителями этих налогов выступают физические лица. Поскольку косвенные налоги являются регрессивными, то тем самым существенно снижается жизненный уровень малообеспеченных слоев населения.

    Фискальная - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов . Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения - производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

    Распределительная (социальная) - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

    Регулирующая - направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

    Контрольная - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    Стимулирующая - направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

2. Классификация налогов. Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Классификация налогов - это система их группировки по определенным признакам.

    По субъекту уплаты налога:

    • юридические лица;

      физические лица.

    По объекту налогообложения: операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.

    По источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

    По назначению:

    • общие налоги - расходуются на цели, определенные в бюджете;

      специальные налоги - имеют строго целевое назначение, например, ЕСН.

    По способу обложения:

    • кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;

      декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

    По методу исчисления:

    • регрессионные;

      пропорциональные;

    • кратные суммы (МРОТ).

    По способу изъятия:

    • прямые налоги: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц;

      косвенные налоги: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.

    По принадлежности к уровню власти и управления:

    • федеральные;

      региональные;

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Функции и классификация налогов

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные условия рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоги известны давно, еще на заре человеческой цивилизации.

В Древней Руси формой налоговых платежей была дань. С развитием государства менялись и способы пополнения казны, появились пошлины, откуп, поземельный налог и т.д.

Налогообложение как система начала формироваться во времена Петра 1. Он реорганизовал управление финансами и упорядочил сбор ряда налогов. Дальнейшие прогрессивные изменения связаны с именем Екатерины 2, продолжательницы курса Петра. В дальнейшем в России создается Министерство финансов, посредством которого систематизируются и регулируются доходы и расходы казны.

В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему .

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи:

Содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда

Побуждать предприятия эффективно использовать производственные фонды;

Минимизировать производственные запасы;

Сокращать непроизводственные расходы

Обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

В соответствии с законодательством все действующие на территории РФ налоги и сборы делятся на 3 группы:

1. федеральные - их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления в бюджет определяются законом РФ. Они взимаются на всей территории России по одинаковым правилам и единым ставкам;

2. региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) Их предельные ставки определяются законодательными актами РФ, а конкретные - органами представительной власти субъектов РФ. Это позволяет учесть особенности развития регионов страны;

3. местные.

По объекту налогообложения налоговые платежи можно разделить наналоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами) и т.д.

Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Особенностью налоговой системы России является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков обязательный характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.д.).

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог -- платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи. Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает в связи с заключением плательщиками с государством, государственными органами либо иными представителями государства каких-либо договоров.

К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

В отдельных определениях налога указывается, что налоги -- это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

Налоги -- один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом, только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости -- национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Понятие налога следует рассмотреть с точки зрения совокупности определенных взаимодействующих составляющих его элементов.

Выделяют следующие элементы налогообложения:

Субъекты налогообложения, к которым относятся налогоплательщик и налоговый агент. Под налогоплательщиками понимаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Объектами налогообложения могут являться доходы, товары, услуги, различные формы накопленного богатства или имущества. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Налоговая база представляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Под ней понимается стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми и процентными. Твердые ставки представлены в виде абсолютных сумм, взимаемых с объекта обложения. Процентные ставки налога означают взимание в форме налога определенной доли стоимости объекта обложения.

Налоговый период устанавливается для того, чтобы обеспечить временную определенность существования налога. Налоговым периодом может быть календарный год, квартал, месяц, декада, иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога, т. е налогоплательщики рассчитывают сумму налога самостоятельно исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот за соответствующий налоговый период. В некоторых случаях налоговый орган сам рассчитывает сумму налога и не позднее, чем за 30 дней до наступления срока уплаты налога, отправляет налогоплательщику налоговое уведомление. Оно может быть вручено лично или отправлено по почте. По истечении 6 дней уведомление считается полученным.

Порядок и сроки уплаты налога: сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу. По федеральным налогам сроки устанавливаются в кодексе, а по региональным и местным устанавливает их законодательство. Если налог не уплачен в срок, то налогоплательщик уплачивает пени. Сроки уплаты могут определяться календарной датой, годами, кварталами, месяцами, днями, наступлением события, которые должно произойти. Налог может быть уплачен частями и сразу, налично и безналично.

Сущность налогов проявляется через их функции. Функция налога -- это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Выделяют три основные функции налогов:

1)Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства расширением его политической экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

2) Стимулирующая функция налога проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

3)Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ государственных внебюджетных фондов.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определённой основе. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Наиболее существенное значение в современной теории и практике налогообложения имеют следующие основания классификации налогов:

1) по способу взимания налогов;

2) по субъекту-налогоплательщику;

3) по срокам уплаты налога;

4) по органу, который устанавливает и конкретизирует налоги;

5) по порядку введения налога;

6) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

7) по целевой направленности налога.

1. Согласно данному основанию, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги. Они так названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.). «Косвенные налоги фактически -- налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным последних размер налога точно известен. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком».

Основное отличие между прямыми и косвенными налогами -- по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном -- источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

2. В соответствии с данным основанием можно выделить следующие виды налогов:

Налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц)

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и организаций).

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (земельный налог, транспортный налог и др.).

3. По срокам уплаты налога налоги классифицируются на:

· Декадные (госпошлины)

· Ежемесячные (НДПИ, акцизы, налог на игорный бизнес)

· Ежеквартальные (НДС, водный налог, ЕНВД)

· Годовые (НДФЛ, налог на имущество организаций, транспортный налог ЕСН, налог на прибыль, земельный налог)

4. Действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

Федеральные (общегосударственные) налоги. Их перечень закреплен 13 статьей НК РФ. К федеральным налогам относятся следующие: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (ЕСН); налог на прибыль организаций; водный налог; налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) закреплены статьей 14 НК РФ. Региональными являются следующие налоги: налог на имущество организаций; транспортный налог; налог на игорный бизнес; отчисления от федеральных налогов по установленным нормативам.

Местные налоги. Закреплены статьей 15 НК РФ. К таковым, в частности, относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог; отчисления от федеральных и региональных налогов по установленным нормативам.

5. По порядку введения можно выделить налоги общеобязательные и факультативные.

Общеобязательные налога устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество организаций, плата за воду, налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Факультативные налоги предусмотрены основами налоговой системы, однако непосредственно вводиться они могут законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или иной территории -- компетенция органов местного самоуправления. К факультативным относятся сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также все местные налоги, за исключение тех, которые являются общеобязательными.

6. В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи можно подразделить на закрепленные и регулируемые.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в федеральный бюджет, в региональный бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонды.

Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству. На сегодняшний день в налоговой системе России действуют два таких налога: налог на прибыль с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по таким налогам, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов федерации.

7. В соответствии с этим основанием можно выделить налоги абстрактные и целевые.

Абстрактные (общие) налоги вводятся государством для формирования бюджета в целом, тогда как целевые (специальные) налоги вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства, например сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели. Как правило, для целевых налоговых платежей создается специальный фонд (внебюджетный) или в самом бюджете для подобного вида налогов вводится специальная статья.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Существует несколько принципов классификации налогов:

По способу взимания налогов;

По субъекту налогообложения (налогоплательщику);

По объекту налогообложения;
-по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

По целевой направленности введения налога.

Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция - суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться до тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

Спекулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключении, преференций (предпочтений);

Дестимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового времени препятствует развитию определенных социально экономических процессов. Как правило,
действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводи вея. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра - всегда. Поэтому. эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово-хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Классификация на/югов позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий налогообложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Тот или иной способ классификации налогов основан на ряде критериев. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к различным группам, получает различные опенки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению и познанию. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его содержание и суть.