Куда писать жалобу на действия налоговых органов. Жалоба на бездействие налоговой инспекции: образец

С несправедливыми действиями представителей налоговой инспекции сталкивался, наверное, каждый бухгалтер. Сегодня мы расскажем, как правильно составить жалобу на решения, действия (бездействие) нерадивых налоговиков. А также о том, куда в зависимости от обстоятельств надо подать жалобу.

Вводная информация

Когда речь заходит о правилах обжалования действий и решений налоговых органов (а именно так официально называется данная процедура) нужно различать две сферы обжалования. В первую попадают не связанные с результатами налоговых проверок (как выездных, так и камеральных) жалобы на действия или бездействие инспекторов, а также изданные ими документы (требования, запросы, инкассо, и т.п.). Вторую группу составят решения, изданные по итогам проверки. Это может быть как решение о штрафе, так и о взыскании сумм налогов, пеней без привлечения к ответственности.
Теперь поговорим о каждой из сфер в отдельности.

Если проверки не было

Если налоговый инспектор «обидел» бухгалтера вне рамок налоговой проверки (например, потребовал документы, требовать которые не имеет права или не ответил на заявление организации о зачете), то добиться справедливости можно двумя равнозначными путями.

Во-первых, можно подать мотивированную жалобу вышестоящему начальству. Причем жаловаться можно непосредственно руководителю ИФНС, в Управление по субъекту или сразу в ФНС — выбор остается за бухгалтером (ст. 138 НК РФ). Более того, законодательство не запрещает направить сразу несколько жалоб: например, непосредственному руководителю и в УФНС. Или в УФНС и ФНС.

В жалобе нужно четко и конкретно изложить факты. То есть указать на действия (бездействие), которые допустил инспектор; нормы Налогового кодекса или других актов, которые при этом были нарушены; последствия, к которым привело данное нарушение. Затем нужно привести свое требование — отменить решение инспекции, применить меры дисциплинарного воздействия и т.п. К жалобе можно приложить копии документов, подтверждающих правоту организации, а если обжалуется официальный документ, выпущенный инспекцией (например, требование), то обязательно нужно приложить и копию этого документа.

Жалобу подписывает руководитель или уполномоченное им лицо (в этом случае нужно приложить копию доверенности, если у инспекции ее еще нет, либо указать на то, что доверенность у инспекции имеется). Наконец, нужно составить два экземпляра описи документов, входящих в «жалобный» пакет.

Теперь жалобу можно либо принести лично и сдать в экспедицию, получив штампик о приеме на втором экземпляре описи, либо направить по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Во-вторых, можно жаловаться сразу в суд. Этот путь предпочтителен в тех случаях, когда действия (бездействие) или решения инспекции затрагивают финансовые интересы организации. Например, выставлено инкассо на счет, или отказано в зачете/возврате налога. В этих ситуациях, как показывает практика, надеяться на восстановление справедливости вышестоящим начальством не стоит. Подача такой жалобы лишь затянет процесс.

Опять же, как показывает практика, подготовку заявления в суд лучше доверить юристу, поскольку ошибки, допущенные при этом могут либо затянуть процесс (если суд вернет заявление или оставит его без движения), либо стать причиной проигрыша дела. Поэтому организации, где нет своих специалистов-«арбитражников», лучше не скупиться и потратиться хотя бы на одну консультацию у адвокатов. Заметим, что этим траты не ограничатся — обращение в суд, в отличие от обжалования в вышестоящий орган, облагается государственной пошлиной.

Обжалование результатов проверки

Теперь поговорим о том, как обжаловать результаты проверки. Тут у бухгалтера гораздо меньше вариантов поведения. Первое, что нужно учитывать — обратиться в суд можно только после того, как была направлена жалоба вышестоящему руководству. Это правило действует с 2009 года, благодаря поправкам, внесенным в ст. 101.2 НК РФ.

При этом жаловаться вышестоящему руководству можно по-разному. Налоговый кодекс позволяет направить жалобу как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. Давайте посмотрим, в чем разница между этими процедурами и какая из них выгоднее.

Как уже говорилось, подается в отношении еще не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, выносящегося по результатам проверки. Срок, отведенный для подачи такой жалобы весьма короткий — всего 10 рабочих дней с даты вручения решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139 НК РФ). Но положительной стороной такого «ускорения» является то, что решение не вступит в силу вплоть до его утверждения вышестоящим органом. А на это НК РФ отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК РФ). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.

Дело в том, что обжалование решения, не вступившего в силу, НК РФ признает полноценным досудебным обжалованием. А значит, если вышестоящий налоговый орган оставит решение инспекции в силе, организация сможет сразу же обратиться в суд. Это особенно важно, если речь идет о возможности списания средств со счетов налогоплательщика — суды гораздо чаще применяют обеспечительные меры по запрету списания денег со счетов, нежели налоговые органы.
Что касается процедуры подачи жалобы, то она передается через инспекцию, вынесшую решение (п. 3 ст. 139 НК РФ), поэтому направлять пакет документов непосредственно в УФНС не нужно.

Которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). Однако срок этот «обманный». Дело в том, что, устанавливая его, законодатели никак не соотнесли этот срок со временем, которое отводит на судебное обжалование решений налоговых органов Арбитражный процессуальный кодекс. А в нем черным по белому написано: заявление в суд можно подать в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что о нарушении своих прав организация узнает в тот момент, когда вступает в силу полученное ей решение налогового органа.

Таким образом, выходит, что, если держать в уме возможность дальнейшего обжалования вступившего в силу решения инспекции в суде, то подавать жалобу в вышестоящий налоговый орган нужно не позже, чем через месяц после вступления его в силу. Дело в том, что НК РФ отводит инспекторам на рассмотрение жалобы один месяц, но, если речь идет о жалобе на вступившее в силу решение, то этот срок может быть увеличен на 15 рабочих дней для получения от нижестоящей инспекции необходимых документов (п. 3 ст. 140 НК РФ). Вот и выходит, что у инспекции есть почти два месяца для законной проверки доводов, изложенных в жалобе, а отведенный Налоговым кодексом налогоплательщику на составление жалобы год сжимается до одного месяца. Так что затягивать с обжалованием решения, уже вступившего в силу, тоже не стоит. Обратите внимание, что в этом случае жалобу надо направлять непосредственно в УФНС, а не в инспекцию, принявшую решение.

Примечание

Ситуации, связанные с обжалованием решений об отказе в возмещении НДС, мы рассмотрим в следующей статье.

Закон надо чтить, причем делать это должны не только налогоплательщики, но и налоговики. Вот как раз они об этом часто забывают. Правда, ФНС России сообщила о сокращении количества жалоб налогоплательщиков (фирм и предпринимателей) на 12% (за 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года). Да, имеет место сокращение досудебных налоговых споров, да, налоговики учитывают судебную практику. И все же закон при налоговых мероприятиях соблюдается далеко не всегда. И что делать, если нарушение налицо?

Выбор способа защиты

Путей несколько. Можно выбрать только один, можно сочетать несколько, но какие именно? Может показаться казусом, но спросить об этом можно прямо у налоговиков. Ведь, как известно, налоговые органы должны бесплатно информировать налогоплательщиков в том числе и о правах налогоплательщиков (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Это можно сделать:

  • по телефону (8-800-222-22-22);
  • по Интернету (http://www.nalog.ru);
  • лично или письменно (127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23 или по адресу своей налоговой инспекции).

Надо помнить, что при письменном обращении на ответ отводится 30 дней (которые с успехом могут быть использованы для затягивания времени, с тем чтобы, например, истек срок исковой давности).

Вверх, к начальству

Обращение к вышестоящему должностному лицу налогового органа весьма действенная мера, которая позволяет при этом сохранить неплохие отношения.

Самый удобный способ обращения - через личный кабинет на сайте nalog.ru. Несмотря на "инновационность" способа, на него полностью распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный законом (имеется в виду Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ, который, несмотря на название, применяется и для обращений юридических лиц). В общем-то не имеет значения, в какой форме вы обращаетесь - с заявлением или с жалобой. Главное - это соблюсти единые требования и указать:

  • Ф.И.О. адресата - должностного лица, к которому вы обращаетесь (или его должность);
  • свои Ф.И.О.;
  • адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть обращения -

и все это подписать (собственноручно или соответствующей электронной подписью). Подтверждающие документы прилагаются по необходимости и при наличии.

Отказать в принятии обращения адресат не вправе, оно в любом случае должно быть принято, зарегистрировано (в течение 3 дней со дня поступления) и рассмотрено (в течение 30 календарных дней со дня его регистрации). Должностное лицо вправе переслать ваше письмо другому лицу, если решение затронутого вами вопроса вне его компетенции.

Ответ направляется или в письменной форме, или по электронной почте, или через личный кабинет (зависит от того, какой способ вы указали в обращении). Вообще без ответа обращение остается в строго определенных случаях:

  • заявитель забыл указать свою фамилию или адрес для ответа;
  • в обращении употреблены непарламентские (нецензурные или оскорбительные) выражения, а также угрозы;
  • текст нечитаемый и (или) содержит вопрос, на который уже неоднократно давались ответы, и новых аргументов нет.

В случае (хотя это и маловероятно) если должностное лицо нарушит порядок рассмотрения обращения, то есть основания ставить вопрос об административной ответственности (штраф от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 5.59 КоАП РФ)).

Жалоба в вышестоящий налоговый орган

Налогоплательщики вправе обжаловать:

  • акты налоговых органов ненормативного характера;
  • действия или бездействие их должностных лиц, -

если, по их мнению, акты, действия (бездействие) нарушают их права. Обращение может быть оформлено как (подается на решение, не вступившее в законную силу) или как жалоба традиционная. Традиционная жалоба подается для оспаривания:

  • акта ненормативного (т.е. индивидуально определенного, разового, относящегося к конкретному налогоплательщику) характера, уже вступившего в законную силу;
  • действий (бездействий) должностных лиц, в том числе решения о или зачета, "заморозке" счетов, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени и т.д.

Оба вида жалоб направляются строго через налоговую инспекцию, принявшую оспариваемое решение или допустившую незаконные действия (бездействие), которая в течение трех дней со дня поступления направляет и , и ее материалы в вышестоящий налоговый орган.

Обратите внимание: получив обычную (не апелляционную) жалобу, налоговики обязаны принять меры по устранению нарушений прав заявителя и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган в трехдневный срок со дня устранения нарушений (п. 1.1 ст. 139 НК РФ).

Обычная жалоба подается в течение года со дня:

  • когда налогоплательщик узнал (должен был узнать) о нарушении своих прав;
  • , если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
  • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционная жалоба подается только до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обеих жалоб идентичны, а вот само обращение возможно подать только в письменной форме, через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи (по электронной почте нельзя). Указываются помимо общих данных (Ф.И.О., наименования, адреса, способов получения ответа и т.д.):

  • реквизиты обжалуемого акта ненормативного характера, действия (бездействие);
  • наименование налогового органа, акт, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования заявителя.

К жалобе могут быть приложены:

  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых налогоплательщик основывает свои требования;
  • расчет оспариваемых сумм налогов, сбора, пени, штрафов, налогового вычета, на который претендует налогоплательщик, и иные расчеты;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего жалобу (в случае если жалоба подписана не самим налогоплательщиком-заявителем).

С документами есть такого рода нюанс: документы, представленные вместе с жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, представило пояснение причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется (п. 4 ст. 140 НК РФ). Налоговики часто понимают это так: документы можно принимать во внимание только в том случае, если заявитель сможет обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется. Это не значит, что документы можно не принимать. Закон не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется. Суды указывают, что:

  • НК РФ (п. 4 ст. 140 НК РФ) обязывает заявителя представить пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки (постановление АС Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014);
  • налоговики не вправе отказать в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях: по сути это предъявление дополнительных требований, не предусмотренных НК РФ, положения которого обязывают представить только пояснения (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015).

"Пояснения" - это не то же самое, что "документальное подтверждение" (см., например, ст. 88 НК РФ). Так что если вышестоящий налоговый орган отказался рассматривать дополнительные документы со ссылкой на то, что документального подтверждения отсутствия спорных документов на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам не представлено, то суд, скорее всего, сочтет эту позицию неправомерной. Тем более что в случае представления дополнительных доказательств налоговики вправе просить суд объявить перерыв или отложить заседание, дав им возможность ознакомления и представления опровергающих их доказательств (п. 78 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Оспаривание не приостанавливает исполнение обжалуемого акта, но есть исключение. В случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности (или решения об отказе в привлечении к ответственности) исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено. Для этого помимо жалобы надо представить:

  • заявление о приостановлении;
  • банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога (сбора, пеней, штрафа), не уплаченного по обжалуемому решению.

Варианты решений по итогам рассмотрения жалобы:

  • оставить без удовлетворения;
  • отменить акт налогового органа ненормативного характера;
  • отменить решение налоговой инспекции (полностью или в части);
  • отменить решение и принять новое;
  • признать действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и вынести решение по существу.

Следует заметить, что и решение вышестоящего налогового органа может быть обжаловано (в ФНС России в течение 3 месяцев со дня принятия).

К прокурору

Поражает невероятное разнообразие способов обращения. Помимо традиционных способов (письменно, устно, в электронном виде, через интернет-приемную) могут быть использованы даже телеграф и факс.

Для формальных подробностей имеет смысл изучить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ (утв. Приказом Генерального прокурора от 30.01.2013 N 45), они размещены в открытом доступе на официальном сайте Генеральной прокуратуры (genproc.gov.ru). Там же, кстати, имеется и интернет-приемная. Чтобы избежать разочарований, надо понимать, что предметом прокурорского надзора помимо прочего является соблюдение Конституции РФ и законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, основание для принятия мер прокурорского реагирования - сообщение о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов (как человека и гражданина, так и юридических лиц и предпринимателей). На практике это означает, что от прокурора нет смысла требовать, например, пересчитать расчет, произведенный налоговиками, зато можно обратиться при нарушении процедуры налоговой проверки, взыскания налога и т.д.

Обращение в органы прокуратуры может быть оформлено как заявление или жалоба, но в любом случае должно содержать:

  • наименование органа прокуратуры (Ф.И.О., должность адресата);
  • Ф.И.О. заявителя, адрес для ответа (почтовый или электронный);
  • суть вопроса;
  • подпись и дату.

Обращение может быть направлено как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции, на которую жалуются.

Установив факт нарушения, прокурор должен внести представление об устранении нарушений закона в налоговую инспекцию (должностному лицу), в чьей компетенции устранить нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Весьма действенны и иные меры прокурорского реагирования:

  • постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
  • направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона.

Бывает, хотя и нечасто, что и прокуроры оступаются. Тогда остается обращаться только в суд. Так, налогоплательщик направил в УФНС заявление, содержащее сведения об уклонении от уплаты налогов группой предпринимателей, и подтверждающие документы на 48 листах. Материалы были переданы в соответствующую налоговую инспекцию, но уже на 9 листах. Потеря 39 листов наводила на мрачные мысли, и налогоплательщик просил прокуратуру провести тщательную проверку вышеуказанных фактов и рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица к соответствующему виду ответственности (административной или уголовной). Судом признано незаконным бездействие прокуратуры, выразившееся в непринятии решения об административной ответственности должностного лица УФНС, непредоставлении ответа на заявление о возбуждении уголовного дела, на руководителя указанного заинтересованного лица возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя (апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.01.2014 по делу N 33-532/2014).

В суд, но не сразу

НК РФ устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ). В суд можно обращаться не только тогда, когда вышестоящий налоговый орган не прислушался к вашим жалобам, но и тогда, когда он просто их проигнорировал, не приняв решение вообще. Кстати, обжаловать решение вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения еще в более вышестоящий.

Сейчас не будем затрагивать благородное дело обжалования нормативных правовых актов налоговых органов (для желающих будет обязательным изучение главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)).

Сосредоточимся на более распространенном и приземленном - обжаловании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.

Формы обращения в суд такие (ст. 4 АПК РФ):

  • исковое заявление - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;
  • заявление - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  • жалоба - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.

Налогоплательщик (неважно, гражданин или организация) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц, если он полагает, что ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие):

  • не соответствуют закону (иному нормативно-правовому акту);
  • нарушают его предпринимательские и экономические права и интересы;
  • обязывают что-то делать без законных оснований;
  • иным способом препятствуют осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок подачи заявления - три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (если иное не установлено федеральным законом), но срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом (п. 4 ст. 198 АПК РФ).

Требования к заявлению указаны в статье 125 АПК РФ (ч. 1, п. 1 - 2 и 10 ч. 2, ч. 3). В частности, там должны быть указаны:

  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением или действиями (бездействием);
  • законы и иные нормативно-правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение или действия (бездействие), -

а также заявлено требование о признании ненормативно-правового акта недействительным (решений, действий (бездействия) - незаконными).

Такого рода дела должны быть рассмотрены судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления (этот срок включает в себя и подготовку дела к судебному разбирательству, и принятие решения по делу, если иной срок не предусмотрен законом). Продление возможно до шести месяцев председателем суда по мотивированному заявлению судьи. Основания для продления - особая сложность дел, значительное число участников арбитражного процесса (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Решение арбитражного суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения (ст. 259 АПК РФ). Далее возможно рассмотрение дела в порядке кассации (если это не запрещено законом (п. 1 ст. 273 АПК РФ)) в срок не более двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда (если иное не предусмотрено АПК РФ (ст. 276 АПК РФ)). А далее возможен пересмотр в порядке надзора Президиумом ВС РФ (гл. 36.1 АПК РФ) в срок:

  • не более 2 месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более 3 месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ.

Порядок обжалования актов налоговых органов выбирается в зависимости от вида такого акта. Сущностью оспариваемых действий/решений определяются:

  • уполномоченная на проведение проверки инстанция;
  • граничный срок обжалования;
  • форма (образец) жалобы в налоговую и содержание обращения.

Подзаконные акты ФНС могут быть:

  • нормативными - содержащими обязательные для выполнения широким кругом налогоплательщиков правила, рассчитанные на многоразовое использование (определение согласно Постановлению Пленума ВС от 29.11.07 №48);
  • индивидуальными - содержащими предписания, адресованные конкретным лицам, предназначенные для одноразового применения.

Обжалование нормативно-правовых актов ФНС

Статьями 24 и 251 ГПК установлена исключительная подсудность споров о соответствии НПА ФНС и ее территориальных структур Конституции и законам. В случае с жалобой в налоговую невозможно использовать образец жалобы в КС: компетенция органа конституционной юрисдикции распространяется на НПА уровня Постановлений Правительства и выше.

Если субъектом обжалования выступает ИП или юридическое лицо, спор рассматривает общий суд, а не арбитражный. Например, пожаловаться на налоговую инспекцию и ее нормотворчество ИП вправе в райсуд по месту ее расположения.

Процедура проверки законности инициируется заинтересованным лицом. ГПК не установил граничного срока, когда можно подавать заявление об обжаловании решения налогового органа: это возможно вплоть до отмены НПА ФНС. Факт обжалования не останавливает действие акта.


Образец документа соответствует основным требованиям, предъявляемым к иску (ст.131 ГПК). Среди прочего нужно указать:
  • название органа ФНС, принявшего НПА;
  • наименование и число, месяц год его постановления;
  • обстоятельства, подтверждающие нарушение прав и интересов заявителя.

Порядок проверки НПА установлен гл.24 Гражданско-процессуального кодекса. Дело рассматривается в течение 30 дней. Придя к выводу, что обжалованный НПА или частные его положения незаконны, суд:

  • признает его недействительным полностью или частично;
  • упраздняет действие НПА на будущее либо с даты его принятия;
  • организовывает публикацию сообщения об утрате НПА силы в печатном органе, где он был обнародован (ст.253 ГПК).




Если по итогам проверки НПА признан недействительным, юридическую силу теряют:
  • основанные на его положениях индивидуально-правовые акты;
  • акты, воспроизводящие отмененные правила.

Обжалование индивидуально-правовых актов ИФНС в административном порядке

Установленная разделом VII Налогового кодекса внесудебная процедура проверки индивидуально-правовых актов является универсальной. Она касается:

  • документов любого типа (требование, претензия, постановление), адресованных налогоплательщику;
  • действий/бездействия сотрудников налоговых органов.

Пожаловаться на индивидуально-правовой акт могут те, чьи интересы он затрагивает. Для этого достаточно субъективного мнения налогоплательщика о незаконности решений/действий ИФНС. Обжалование актов налоговых органов может происходить в двух формах:

  • жалоба подается для проверки законности уже вступивших в силу актов, действий сотрудников ФНС, нарушающих интересы налогоплательщиков;
  • апелляция касается не вступивших в действие индивидуально-правовых актов о привлечении к ответственности либо отказе в привлечении к административной ответственности при условии, что жалобщик способен доказать суть своего интереса.

В деле об оспаривании ИПА и действий ИФНС досудебное обжалование обязательно (ч.2 ст.138 НК). Чтобы получить возможность подать жалобу на инспекцию в суд, нужно сначала пожаловаться в управление ФНС субъекта РФ. Не требуют предварительной внесудебной проверки акты, принятые:

  • непосредственно ФНС;
  • по итогам рассмотрения жалоб/апелляций на налоговую инспекцию.

Важно сориентироваться, кому и куда адресовать обращение. Жалоба передается в инспекцию, акт которой обжалуется. Но в «шапке» следует написать вышестоящую структуру. Образец обращения может содержать комбинированный вариант, например: «Управлению ФНС Московской области через межрайонную инспекцию ФНС №1 по Московской области».

Заявленная претензия не останавливает исполнение спорного индивидуально-правового акта или совершение обжалованных действий. Однако заявитель вправе просить об этом. Образец и реквизиты подобного ходатайства законодателем не оговорены. Допускается указание просьбы дополнительным пунктом жалобы или формирование отдельного документа. О вынесенном по данному вопросу определении заявитель уведомляется в 3-дневный срок.

Обжалование в административном порядке


Налогоплательщик вправе подать жалобу на протяжении года после того, как он был поставлен о нем в известность. Решение, вынесенное по итогам проверки ИФНС консолидированной группы субъектов предпринимательской деятельности, в течение года может оспариваться:

  • членом группы, выступающим от имени партнеров (образец жалобы должен содержать ссылку на представительские полномочия заявителя);
  • одним из ее членов самостоятельно в части привлечения его лично к ответственности (ч.2, 3 ст.139 НК)

Возможность написать апелляционную жалобу сохраняется вплоть до вступления в действие невыгодного решения. Апелляция на ИПН ИФНС, вынесенная по итогам проверки консолидированной группы СПД, может подаваться:

  • группой в целом;
  • каждым ее членом по отдельности.

Предоставление жалоб или апелляций предполагает следующее:

  • оба документа в вышестоящий налоговый орган подаются через нижестоящий;
  • на протяжении 3 дней с момента обжалования ИФНС передает материалы дела уполномоченной инстанции для проверки.

Образец жалобы (апелляции) не установлен. Согласно ст.139.2 документ должен быть письменным и содержать такие реквизиты:

  • наименование органа, куда адресуется документ;
  • название ФНС, действия/бездействие должностных лиц которого оспариваются;
  • ФИО/наименование жалобщика;
  • обоснование обращения (требуется написать суть нарушенного права);
  • требования жалобщика.

Обращение в судебную инстанцию

Индивидуально-правовые акты ФНС могут рассматриваться:

  • судами общей юрисдикции в порядке гл.25 ГПК по заявлениям физических лиц;
  • арбитражными судами в порядке гл.24 АПК по заявлениям ИП и юридических лиц.

Примечательно следующее:

  • Относительно обжалования индивидуально-правовых актов в суд Налоговый кодекс указывает лишь на норму о необходимости руководствоваться процессуальным законодательством.
  • ГПК и АПК процедуру рассмотрения налоговых споров специально не регулируют. Главы 24 и 25 касаются обжалования решений/действий должностных лиц всех органов власти и самоуправления.
  • Образец жалобы на инспекцию ФНС не установлен.
  • Жалобы плательщиков как в общие, так и в арбитражные суды именуются заявлениями и пошлиной не облагаются.
  • Образец заявления об оспаривании законности индивидуальных актов по ГПК/АПК близок к иску, а процедура рассмотрения – к исковому производству.

Срок обжалования по ГПК и АПК одинаков и составляет 3 месяца с момента, когда заявитель узнал о нарушении своего права. Срок разрешения споров общими судами составляет 10 дней, арбитражными - 3 месяца.

Рассмотрение дел по ГПК предполагает один из двух вариантов. Первый – это альтернативная подсудность. Жалобщик вправе обращаться в суд согласно своему ПМЖ или по месту нахождения ИФНС. Второй вариант – это специфические основания для признания ИПА недействительным. К таковым относятся попрание прав гражданина или создание препятствий для их реализации. Образец заявления должен содержать подтверждающие это сведения.

При ведении собственного бизнеса, у предпринимателей достаточно часто возникают недопонимания с вышестоящими органами, обладающими полномочиями проверки. Особенно это касается решения вопросов, связанных с налогообложением, поскольку нарушения законодательства в данной сфере караются достаточно строго. Впрочем, если вашей вины нет, можно обратиться со встречной претензией к ведомству, для этого достаточно просто лишь знать, куда жаловаться на налоговую инспекцию.

Когда могут возникнуть претензии к ведомству?

Существующие отношения между налогоплательщиками и ИФНС далеко не всегда являются мирными, особенно часто сталкиваются с проблемами те, кто ведет собственный бизнес и вынужден ежеквартально предоставлять ведомству огромное количество документации. В некоторых случаях плательщики совершают ошибку и оплачивают налоги в большем размере, чем это изначально требовалось. Кто-то не обращает на это никакого внимания, а кто-то предпринимает все усилия для того, чтобы вернуть собственные деньги, чаще всего это зависит от суммы платежа.

Для возврата необходимо предоставить письменное заявление в ИФНС и ожидать 30 дней. При этом плательщик, согласно пункту 6 имеет право предоставить свою просьбу о перерасчете с помощью электронной формы или личного кабинета на официальном сайте ведомства, единственное, что для этого необходимо - наличие подтвержденной электронной подписи.

Если спустя месяц вам так и не вернули затраченные средства, вы имеете полное право написать ж алобу на действия налоговой инспекции. Согласно 137 статье НК РФ, это можно сделать, если удастся доказать, что несвоевременные действия ведомства повлекли за собой грубое нарушение ваших гражданских прав. Обычно это не составляет какого-либо труда, но если вы не уверены в собственных силах, можно нанять юриста для более подробной консультации.

Куда можно обратиться со своей проблемой?

Статья 138 НК РФ достаточно подробно отвечает на вопрос о том, куда жаловаться на налоговую инспекцию, если с ее стороны при проведении расчетов были допущены ошибки. Необходимо предоставить информацию о нарушениях в вышестоящий орган, которым является региональное управление ФНС. Если вы проживаете в области, придется отправиться в столицу субъекта РФ для подачи соответствующего заявления.

Можно также отправить письменную жалобу в ФНС своего региона почтой, для этого необходимо уточнить адрес местного управления и его индекс. Лучше всего отправлять претензию в письме с объявленной ценностью, тогда шансы на то, что оно своевременно поступит адресату, увеличиваются в разы. Если вы не готовы сотрудничать с Почтой России, можно воспользоваться услугами коммерческих служб, занимающихся доставкой.

Обратите особое внимание - вы можете подать жалобу на налоговую инспекцию в вышестоящую инстанцию только своего региона. При путешествии по стране невозможно прийти в местное УФНС и написать заявление о том, что вы пострадали от некорректных действий налоговиков в своем регионе. Подобное обращение принято не будет, поскольку потребует большого количества трудовых и временных затрат для рассмотрения.

Что должно содержать в себе заявление?

Даже если у вас есть подробная информация о том, куда именно нужно подать ваше обращение, важно знать, как написать жалобу на налоговую инспекцию правильно, чтобы она была рассмотрена и удовлетворена. Согласно пункту 2 статьи 139.2 Налогового кодекса, ваше обращение должно содержать подробную информацию об организации, которая не согласна с действиями государственных инспекторов: адрес регистрации и полное наименование.

Если вы являетесь физическим лицом, необходимо указать адрес вашей прописки и полное Ф.И.О. Также в жалобе необходимо отметить название той инспекции, сотрудники которой, по вашему мнению, допустили серьезную ошибку и нарушили тем самым ваши права. Далее следует указать информацию о том, чем именно вы недовольны, важно подкрепить это данными из законодательных актов. После чего можно обозначить ваши требования, а также указать способ уведомления о результате рассмотрения вашего обращения (письмом, с помощью личного кабинета на портале ФНС, или же с помощью ТКС).

Можно использовать стандартную инструкцию о том, как написать жалобу на налоговую инспекцию, однако опытные плательщики рекомендуют дополнительно указывать в документе контактный номер телефона, а также адрес электронной почты, который может понадобиться специалистом вышестоящей инстанции для связи с инициатором обращения. При необходимости вы можете приложить к своему письму дополнительные бумаги, которые будут являться подтверждением ваших слов, данная возможность регламентируется существующими законодательными актами, а именно НК РФ.

Подписать жалобу должен тот человек, который подает ее в УФНС. Если по каким-то причинам инициатор обращения не может сделать это, достаточно будет автографа его законного представителя. Очень важно, чтобы последний при посещении налоговой инстанции имел при себе нотариально подтвержденную доверенность, которая позволяет ему совершать определенные действия вместо инициатора жалобы. Только в этом случае обращение будет зарегистрировано.

Что делать, если нет времени на посещение УФНС?

Если вы знаете, куда можно жаловаться на налоговую инспекцию, но не имеете физической возможности обратиться в соответствующие органы, можно воспользоваться официальным сайтом ФНС РФ. При посещении портала система автоматически определяет ваше местоположение, однако в его работе могут происходить сбои, поэтому важно проконтролировать этот момент. Если отображается неверный город, выберите правильный, после чего продолжайте работу с сайтом.

Чтобы зарегистрировать обращение, нужно выбрать раздел "Физические лица", после перехода на соответствующую страницу необходимо будет спуститься в ее нижнюю часть. Именно там будет располагаться интересующая нас строка "Подача жалобы в налоговые органы". Данный раздел позволяет не только зарегистрировать собственное обращение, но и провести процедуру обжалования по уже принятым ранее решениям, а также получить дополнительную информацию о возможных дальнейших действиях по текущим вопросам.

Информация о том, куда жаловаться на действия налоговой инспекции, также будет указана на этом портале в качестве альтернативного варианта, но, если вы не имеете в свободном распоряжении достаточного количества времени для походов по государственным организациям, выбирайте строку "Я хочу подать жалобу на действия/бездействия налоговых органов". Обратите внимание: данный раздел будет вам доступен только в том случае, если вы вошли в собственный личный кабинет, и только после этого начали свои поиски на ресурсе.

В обращении вам будет предложено заполнить целый ряд полей: Ф.И.О., ИНН, ваш контактный телефон, а также указать информацию о том, какие учреждения вы посещали для решения своего вопроса, и непосредственную суть вашей жалобы. Далее вам будет предложено приложить сканированные документы, с помощью которых можно подтвердить некорректность действий специалистов налоговой службы.

Обязательно отметьте, как именно инспекция должна предоставить вам ответ на вашу жалобу. Отличительная черта использования данного портала - при желании вы можете установить SMS-информирование, с помощью которого можно узнавать, на какой стадии находится процесс рассмотрения вашего обращения. Если вам не будут приходить уведомления, нужно будет обратиться в службу поддержки мобильного оператора для решения вопроса.

Где взять пример для составления претензии?

Если вы хотите подать жалобу на бездействие налоговой инспекции, образца ее составления как такового на текущий момент не существует. Причина этого достаточно проста - абсолютно у каждого заявителя имеются собственные претензии по работе государственного ведомства. Однако существуют определенные стандарты, которых можно придерживаться при составлении данного обращения.

Речь идет об указании как можно большего числа параметров, способных помочь специалистам вышестоящей инстанции разобраться в проблеме. Очень важно оставлять в вашей претензии контактные данные, поскольку формулировка обращения может быть неясна, а сотрудники управления могут закрывать такие жалобы в статусе необоснованных. Исключение составляют те ситуации, когда можно позвонить автору обращения и получить дополнительную расшифровку по интересующему вопросу.

Если при составлении жалобы на бездействие налоговой инспекции образец вам все же нужен, можно воспользоваться формой на официальном сайте ведомства, которая довольно проста и понятна. При отсутствии доступа к интернет-ресурсам можно лично посетить УФНС и составить свою претензию, руководствуясь информацией, размещенной на стендах. Обращайте особое внимание на актуальность этих данных, поскольку они могут периодически меняться.

При возникновении вопросов вы можете обратиться за разъяснениями к одному из дежурных специалистов ведомства, но будьте готовы к тому, что вам придется выстоять достаточно длинную очередь. С недавних пор в ведомстве начали внедрять электронную запись населения, однако данный функционал доступен далеко не во всех регионах России. Можно также обратиться в региональное представительство налоговой службы по телефону и получить всю необходимую информацию. Контактный центр работает круглосуточно, звонок из любого города является бесплатным.

Что делать, если УФНС не смогло решить вопрос?

Если ваше обращение было рассмотрено, однако вы не удовлетворены полученным результатом, можно отправить жалобу в прокуратуру на налоговую инспекцию. Обратите внимание: срок рассмотрения вашего обращения в данном случае составит порядка 30 дней. Прокурор, работающий с вашей претензией, обязан будет рассмотреть ее в установленном законодательством порядке, после чего должен предоставить решение с соответствующими комментариями.

В случае несогласия с мнением прокурора вы можете использовать его замечания и обратиться в судебные инстанции. Если вы ранее уже обращались в суд и не согласны с вынесенным решением, прокуратура также может провести дополнительную проверку и в случае выявленных нарушений принять меры, направленные на привлечение виновных к административной ответственности.

Стоит ли обращаться в суд?

Если вы решили направить жалобу в суд на налоговую инспекцию, обратите внимание на то, что это можно сделать только после обращения в региональное управление ФНС. Также следует помнить о том, что срок рассмотрения вашей претензии, связанной с бездействием представителей ведомства, может быть увеличен до 45 дней. Это происходит в том случае, когда для принятия решения необходимо осуществить ряд дополнительных запросов, связанных с налоговой историей заявителя.

Если судебная инстанция выносит положительное решение в вашу пользу, его исполнение может быть приостановлено по просьбе ответчика, максимальный срок отсрочки составляет 6 месяцев. При просьбе инстанции об отсрочке исполнения судебного приказа, соответствующее заявление должно быть рассмотрено вышестоящим органом в течение 5 дней с момента подачи. Если прошение удовлетворено, вышестоящий орган обязан в течение 3 дней с момента принятия подобного решения уведомить об этом всех участников процесса. Помните о том, что если вы вдруг решите отозвать свое обращение в суд, то не сможете повторно подать апелляционную жалобу по данному вопросу.

Исходя из мировой практики, можно сделать вывод о том, что судебные инстанции достаточно часто встают на сторону потерпевшей стороны. Рассмотрение подобных дел не занимает большого количества времени, что весьма удобно для обеих сторон. Однако чаще всего возникающие претензии разрешаются в досудебном порядке, поскольку ведомство не заинтересовано в получении плохой репутации и дополнительных временных затратах.

Каков порядок подачи претензии?

Даже если вы знаете, кому жаловаться на не значит, что нужно сломя голову бежать в центральное управление данной службы вашего региона. Изначально претензию необходимо подать именно в свой филиал УФНС. Специалисты налоговой службы обязаны будут передать ее в вышестоящий орган, на это у них есть 3 рабочих дня, отсчет осуществляется с момента поступления обращения.

Параллельно с этим инспекция, в которую поступила жалоба, обязана избавиться от всех нарушений, которые указаны в заявлении. После устранения всех недочетов районный орган отчитывается перед управлением о проделанной работе, соответствующая информация должна поступить туда в течение 3 дней после ее завершения. В том случае, если нарушений не выявлено, предоставленная претензия будет отклонена. Именно поэтому важно, чтобы ваше обращение, направленное в налоговую службу, было действительно актуальным, и не отвлекало от работы специалистов.

Следует также обратить внимание не только на то, кому жаловаться на налоговую инспекцию, но и на то, когда это нужно делать. Согласно существующему законодательству, налогоплательщик имеет право подать жалобу на некорректные действия контролирующего органа в течение 12 месяцев с того момента, когда он узнал о произошедшем нарушении. В том случае, если физическое или юридическое лицо пропустило сроки подачи претензии по уважительной причине, они могут быть восстановлены региональным управлением Федеральной Налоговой Службы.

Куда обратиться в столице?

Если вы живете в столице, то вопрос о том, куда жаловаться на Налоговую инспекцию в Москве, может стать актуальным в любой момент. Поскольку в крупнейшем городе страны проживает большое количество плательщиков, им часто приходится сталкиваться со сбоями в работе различных систем, и налоговая - не исключение. Для решения всех возникающих претензий можно обратиться в Управление ФНС РФ по Москве, расположенное по адресу - Хорошевское шоссе, 12а. Учреждение работает с 9:00 до 18:00 с понедельника по четверг, а по пятницам с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье являются выходными.

Теперь, когда вы знаете, куда жаловаться на налоговую инспекцию в Москве, вам будет намного проще сделать это. Проще всего добраться до главного московского управления на метро или электропоезде. Рядом с учреждением располагается станция “Беговая” Таганско-Краснопресненской линии и одноименная железнодорожная станция, где останавливаются поезда, следующие к Белорусскому и Савеловскому вокзалам. Общественный транспорт останавливается на близлежащей остановке “Платформа Беговая”, через нее курсируют троллейбусы № 20 и № 35, а также автобусы М6, Т86, 27, 39 и 64.

Сколько времени уходит на рассмотрение претензии?

Бытует мнение, что претензии, сформированные юридическими лицами, рассматриваются намного быстрее, но это не так. Главное - нужно знать, кому жаловаться на налоговую инспекцию, физические лица находятся в одинаковых условиях с крупными компаниями. Региональные управления налоговой службы обязаны принять решение по итогам рассмотрения жалобы за 15 дней с момента получения претензии. Несмотря на то что данный срок достаточно четко определен существующим законодательством, он может быть увеличен вдвое по различным причинам.

УФНС имеет право оставить вашу претензию нерешенной, а также признать некорректную работу подконтрольной организации полностью или частично. В случае неудовлетворенности решением стоит уточнить, куда жаловаться на действия налоговой инспекции и ее вышестоящего органа, и куда следует подать апелляцию. Управление обязано предоставить ответ налогоплательщику за три рабочих дня, с момента завершения рассмотрения претензии и принятия решения.

Почему ваше обращение могут не взять в работу?

Информация о том, как составить жалобу на налоговую инспекцию, куда писать претензию и как защищать свои права, может вам и не пригодиться. Существует целый ряд причин, по которым представители управления ФНС могут отклонить обращение и отказать в его повторном составлении. Одна из главных причин, по которой это часто случается - отсутствие подписи налогоплательщика или же доверенного лица, имеющего на это право.

Если вы забыли указать в своем обращении, чем именно вы остались недовольны, и почему налоговики нарушили законодательство, его могут не рассматривать. Несвоевременная подача претензии также может быть отклонена, если ее создатель не сумеет доказать наличие факторов, помешавших ему своевременно обратиться в управление ФНС. Достаточно частой является ситуация, когда налогоплательщик самостоятельно отзывает собственную жалобу спустя несколько дней после ее подачи. Данное действие автоматически сводит на нет необходимость рассмотрения жалобы.

Правила отказа УФНС рассматривать жалобу регламентированы 139 статьей Налогового кодекса РФ, именно с ее помощью вы можете ориентироваться в ситуации. При наличии информации о том, куда жаловаться на работу налоговой инспекции, некоторые плательщики достаточно часто подают претензии по одним и тем же вопросам, и достаточно часто получают отказ. Специалисты ведомства не обладают большим количеством временных ресурсов, и не могут рассматривать одинаковые жалобы, поэтому вынуждены отклонять их. Если районная служба успела устранить выявленные налогоплательщиком нарушения до того, как вышестоящий орган рассмотрел претензию, то работа по ней также не производится.

Можно ли анонимно пожаловаться на работу налоговой инспекции?

Иногда случается так, что вы вроде бы и знаете, куда жаловаться на налоговую инспекцию, и поводы у вас для этого имеются достаточно весомые, но указывать собственные данные по каким-то причинам не хотите. Подать заявление анонимно невозможно, поскольку для успешной обработки необходимо обязательно указать Ф.И.О., ИНН и номер телефона, по которому можно связаться с автором претензии. Бланки заявления, размещенные в районных инспекциях, и форма в личном кабинете налогоплательщика на сайте, предусматривают внесение данной информации.

Впрочем, возможность оставления анонимного обращения все же имеется. При наличии доступа в интернет вы можете разместить открытое письмо на официальном портале ФНС. Таким образом, знания о том, куда жаловаться на бездействие налоговой инспекции, вы сможете использовать по своему прямому назначению. При публикации текста система попросит вас указать имя, контактный телефон, электронную почту и город проживания. Если вы хотите сохранить свою личность в тайне, внесите в поля абсолютно любые данные. Помните о том, что составленный вами текст будет доступен для просмотра тысячам пользователей портала, поэтому придерживайтесь правил деловой этики при его составлении.

Что нужно учесть при формировании обращения?

Если вы все-таки решили написать жалобу на решение налоговой инспекции, убедитесь в том, что по отношению к вам оно действительно было принято неверно. При возникновении сомнений обратитесь за помощью к практикующим юристам в области гражданского права за консультацией. Почему это важно? По словам бывших сотрудников налоговой службы, к тем налогоплательщикам, которые составляют необоснованные претензии, возникает предвзятое отношение, зачастую их письма рассматриваются спустя рукава.

Когда вы знаете, куда жаловаться на налоговую инспекцию, и в каких случаях это можно делать, намного проще будет выстроить процесс общения с государственным ведомством. Ни в коем случае не стоит угрожать сотрудникам службы написанием претензий, поскольку от их корректной работы напрямую зависит ваша трудовая деятельность. Ведите диалог максимально корректно, с помощью партнерской позиции можно добиться того, чтобы вас услышали.

Многие субъекты предпринимательской деятельности страдают от действий сотрудников налоговой инспекции, которые порой выходят за рамки, установленные Федеральным законодательством России. Бизнесмены в таких случаях могут поступить двумя способами: молча выполнять все требования налоговой или защитить свои интересы, подав жалобы на неправомерные действия должностных лиц.

По какому поводу можно подать жалобу в налоговую?

Индивидуальные предприниматели и руководители коммерческих структур чаще всего пишут жалобы по следующим поводам:

  1. Возражения относительно выводов комплексной, камеральной или внеплановой проверки.
  2. Неправильное начисление налогов.
  3. Неправомерное применение штрафных санкций и пени.
  4. Отказ учета контролирующим и проверяющим органов положенные субъекту предпринимательской деятельности льготы.
  5. Отказ возвращать излишне уплаченные налоги.
  6. Сотрудники налогового органа заставляют физическое или юридическое лицо платить сборы и налоги, необоснованные Федеральным законодательством.

Общий порядок обжалования актов и действий налоговых органов

Если субъекту предпринимательской деятельности по результату проведенной проверки сотрудники налоговой службы передали на подпись акт, с которым он не согласен, он должен на этом документе написать, что будет его обжаловать. После этого необходимо подготовить жалобу, где следует описать все моменты, которые, по мнению бизнесмена, были неправомерно отнесены в разряд нарушений. Изначально этот документ подается в налоговую службу, сотрудники которой проводили проверку.

Если отдел, который занимается рассмотрением жалоб налогоплательщиков, не найдет в действиях своих коллег ничего противозаконного, то ими будет дан письменный ответ. На основании этого решения спорный акт будет считаться вступившим в силу. Налогоплательщик в этом случае может подать еще одну жалобу:

  1. В вышестоящий налоговый орган , это опять приостановит действие акта проверки.
  2. В прокуратуру , которая уполномочена контролировать работу всех государственных структур. Получить от сотрудников правоохранительных органов помощь субъект предпринимательской деятельности сможет только тогда, когда в действиях налоговиков будут выявлены признаки уголовного преступления.
  3. В судебную инстанцию . Если жалобы налогоплательщика не возымели никакого действия, и его принуждают заплатить штрафные санкции, насчитанные по результатам проверки, он имеет право оспорить акт в судебном порядке. Самостоятельно вести борьбу с ФНС достаточно сложно, поэтому советуют пригласить для своей защиты узкопрофильного юриста, который специализируется именно на подобных спорах.

Как правильно составить апелляционную жалобу?

При составлении жалобы субъект предпринимательской деятельности должен правильно написать «шапку», в которой следует указать:

  • полное название налогового органа или другой инстанции, куда подается жалоба;
  • ФИО начальника, или сотрудника, временно исполняющего его обязанности;
  • название юридического лица, код, ФИО директора;
  • ФИО индивидуального предпринимателя, ИНН;
  • Юридический адрес.

В жалобе необходимо отметить все моменты, с которыми не согласен субъект предпринимательской деятельности. Обязательно следует указать сумму доначисленных налоговых обязательств, штрафных санкций и пеней, против которых есть возражения. Чем детальней налогоплательщик опишет ситуацию, тем больше будет вероятность получения положительного ответа. При составлении заявления необходимо приводить точные факты, опираться на конкретные нормы Федерального законодательства, нормативно-правовые акты, переписку с финансовыми органами, приказы и прочие документы.

Жалобу следует составлять в двух экземплярах: один будет рассматриваться государственном органом, а второй останется у физического или юридического лица. Подается она в канцелярию ФНС, расположенную по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Также передаются копии документов, которые подтверждают претензии юридического или физического лица. На втором экземпляре секретарь должна поставить штамп налоговой службы, свидетельствующий о принятии документа, и дату регистрации в журнале входящих документов. Бизнесмены могут отправить жалобу по почте, оформив заказное письмо, с описью вложений и уведомлением, в котором при получении должен расписаться сотрудник налоговой службы.

Срок рассмотрения жалобы

После того как руководитель компании или индивидуальный предприниматель подаст жалобу, все санкции по акту проверки будут приостановлены до момента вынесения решения. Стоит отметить, что начиная с 2009 года субъектам предпринимательской деятельности, несогласным с результатами актов проверок, дается 10 дней на обжалование решений. Если в течение этого срока от налогоплательщика не поступит письменных возражений, то акт будет считаться вступившим в юридическую силу.

Если субъект предпринимательской деятельности планирует подать апелляционную жалобу на решение налогового органа, которое еще не вступило в силу, то для этого ему дается лишь 10 дней, с момента получения акта для ознакомления и подписания. Эта норма прописана в статье 139 Налогового Кодекса России. В соответствии со ст. 140 НК РФ, проверка по жалобе может проводиться в течение месяца с момента получения документа.

Если жалоба подается на уже вступившее в силу решение налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, то для этой процедуры законом выделен больший срок – 1 год с момента получения акта. Порядок регламентирован статьей 139 Налогового Кодекса РФ.

Итоги рассмотрения жалобы и возможные дальнейшие действия

Если субъекту предпринимательской деятельности было отказано в удовлетворении требований, изложенных в жалобе, но он не желает выполнять неправомерные решения налоговиков, ему необходимо обратиться в суд. Для этого придется составить исковое заявление, к которому в обязательном порядке нужно приложить документы, которые могут выступать в качестве доказательной базы.