Изменения в валютном законодательстве с семинар. Валютный контроль для юридических лиц: прохождение и документы

Рассмотрим основные новшества по валютному регулированию, с которыми мы начали работать в 2017 году или начнем в 2018-м. Касаются, по большей части, компаний и ИП.

Основные новшества в валютное регулирование в РФ в 2017 г. внесены следующими документами (в хронологическом порядке):

  • Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У (вступило в силу 22 июля 2017 г.);
  • «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарег. в Минюсте России 31.10.2017 N 48749), вступает в силу 1 января 2018 г.;
  • Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (действует с 14 мая 2018 г.);
  • Федеральным законом от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний» (опубликован и вступил в действие 27 ноября 2017 г., положения применяются с 1 января 2018 г. )
Напомним, что контроль за соблюдением правил валютного регулирования осуществляют органы и агенты валютного контроля, — это Банк России, ФТС и ФНС.

Если сумма договора менее 1000 долларов, нужна только справка

С 22 июля 2017 г. Указанием Банка России от 25.04.2017 N 4360-У был упрощен документооборот для резидентов (юрлиц и ИП) по операциям, где сумма договора (контракта) не превышает 1 тыс. долларов США.

Теперь при операциях по валютным счетам резидент должен предоставлять только справку о валютных операциях . Другие документы обязательными не являются.

Если валюта списывается с рублевого счета, резидент обязан представить только расчетный документ по валютной операции .

Дата, на которую определяется сумма операции — это либо дата заключения договора, либо, если договор был изменен относительно суммы, дата последних изменений.

Курс валюты к рублю рассчитывается также по состоянию на эту дату.

Также отменена обязанность представлять в банки статистическую форму учета перемещения товаров (установлена Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза).

Новый порядок предоставления банкам подтверждающих документов

По заявлению ЦБ, требования новой инструкции направлены на «либерализацию действующих требований валютного контроля в части снижения нагрузки на резидентов при совершении ими валютных операций».

Действие документа распространяется на резидентов-юрлиц (кроме кредитных организаций и Внешэкономбанка), ИП и лиц, занимающихся частной практикой, а также на нерезидентов-юрлиц.

Новшества заключаются в следующем:

1. Требование об оформлении паспорта сделки отменено. Вместо паспорта банк ставит на учет контракт. Контракту присваивается уникальный номер, после чего его заносят в базу «Банк-ФНС». Номер указывается при оформлении платежей. Порядок постановки на учет контракта банк утверждает самостоятельно.

2. Увеличено значение суммы обязательств , при котором необходима постановка контрактов на учет (сегодня это 50 тыс. долларов США):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей (п. 4.2. Инструкции).
Сумма определяется на дату заключения контракта либо на дату заключения последних изменений к контракту по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю;
ВНИМАНИЕ! 01.01.2018 все действующие паспорта сделок закроются, данные перенесут в реестр действующих контрактов (п.18.2). Проконтролируйте процесс.
3. Требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях отменено . Сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;

4. При зачислении на транзитный счет или списании с расчетного счета валюты в сумме 200 и более тысяч рублей по договору с нерезидентом резидент предоставляет банку вместо справки информацию о коде вида операции (приложение 1 к Инструкции). Требование об указании кода вида операции относится и к нерезидентам;

5. Для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — не позднее следующего рабочего дня после предоставления всех необходимых данных (п.5.5 Инструкции).

Ужесточение ответственности — 325-ФЗ

Федеральным законом ФЗ-325 внесены изменения в ст.ст. 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ и усилена ответственность за административные правонарушения в этой сфере, предусмотренные КоАП РФ.

У резидентов появилась прямая обязанность указывать сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам, заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности (ч. 1.1 ст. 19 ФЗ-173). Действующая сегодня редакция нормы предусматривает предоставление банкам информации «об ожидаемых максимальных сроках» получения валюты от нерезидентов и передаче ими товаров и услуг по договорам.

Изменениями, внесенными в абз.4 ч. 5 ст. 23 ФЗ-173, предусмотрено право уполномоченных банков отказывать в проведении валютной операции еще на нескольких основаниях (пока что отказ возможен только в случаях, если возникают подозрения, что операция проводится для легализации преступных доходов и финансирования терроризма).

С мая 2018 г. отказать могут в случаях, если операция нарушает положения ФЗ-173, касающихся:

  • валютных операций между резидентами (ст.9 ФЗ-173);
  • счетов резидентов в банках за пределами РФ (ст.12 ФЗ-173);
  • прав и обязанностей резидентов при валютных операциях (ст; 14 ФЗ-173).
Отказ в операции будет в случае непредставления требуемых ФЗ-173 документов, представления недостоверных либо не соответствующих требованиям закона документов, а также если банк решит, что эта операция противоречит любым актам валютного законодательства.

Этим же ФЗ-325 внесены изменения в ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» — увеличились штрафы.

Осуществление незаконных валютных операций (ч. 1 ст. 15.25) грозит штрафом для граждан, ИП и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета в банках валюты (ч.4 ст. 15.25) для ИП и юрлиц составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в размере от 3/4 до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.«

Штраф за такое же правонарушение по внешнеторговым контрактам, для которых предусмотрено оформление паспорта сделки по ч.4.1 ст. 15.25 для ИП и юрлиц от 40 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Штраф за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ сумм, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в страну товары/работы и пр. По ч.5 ст. 15.25 — для ИП и юрлиц — 1/150 ключевой ставки от суммы денежных средств, возвращенных в РФ с нарушением срока, за каждый день просрочки и (или) в от 3/4 до одного размера этой суммы; для должностных лиц — от 20 до 30 тысяч рублей.

Как дополнительная мера ответственности должностных лиц для них предусмотрена дисквалификация .

Международный обмен информацией — ФЗ-340

Реализация Россией плана BEPS продолжается — в рамках автоматического обмена информацией между налоговыми органами разных стран принят новый закон, устанавливающий правила сбора, предоставления и обмена информацией о финансовых счетах и отчетностью о финансово-хозяйственной деятельности международных групп компаний (МГК).

В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом VII.1. «Данные требования соответствуют международным стандартам, которые были разработаны ОЭСР и одобрены Группой двадцати», — отмечает налоговая служба в информации ФНС от 28 ноября 2017 г.

МГК — это группа юрлиц или структур без образования юрлица, участники которой одновременно:

  • связаны между собой владением и/или правом контроля за решениями;
  • являются налоговыми резидентами разных государств;
  • составляют консолидированную отчетность.
Правила действуют в отношении участников МГК, общая годовая сумма дохода (выручки) которой по консолидированной финансовой отчетности превышает 50 миллиардов рублей. Такие компании обязаны предоставлять в налоговые органы ряд сведений, в т.ч. так называемые страновые сведения.

Страновыми сведениями по МГК считаются сведения о доходах, расходах, налогах и пр., полученных (понесенных) в связи с деятельностью участников МГК в РФ. Включают в себя глобальную и национальную документацию, а также страновой отчет МГК по государствам, налоговыми резидентами которых являются ее участники.

Новые положения НК РФ предусматривают предоставление страновой отчетности МГК за финансовые года, начинающиеся в 2017 году, в течение 12 месяцев с даты окончания финансового года. Налогоплательщики-участники МГК также имеют право представить страновую отчетность добровольно за финансовые года, начинающиеся в 2016 году. В этом случае они смогут избежать вторичного истребования отчетности через дочерние подразделения в других государствах.

Кроме того, ФЗ-340 введена обязанность для российских организаций финансового рынка проводить процедуры по выявлению среди своих клиентов и их бенефициаров иностранных налоговых резидентов и ежегодно представлять сведения об их счетах в ФНС России.

Изучение понятия и содержания валютного регулирования необходимо для недопущения нарушения правовых норм – «незнание закона – не освобождает от ответственности».

Каждое государство имеют свою валюту (за исключением Евросоюза – евро является валютой нескольких государств) – денежный эквивалент, поэтому государственные органы занимаются урегулированием и контролем этой деятельности, в законодательство постоянно вносятся изменения. Основной правовой акт, регулирующий эту деятельность в Российской федерации – это закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон). Последние изменения в закон были внесены 14 ноября 2017 года.

Валютное регулирование – деятельность законодательных органов по созданию и усовершенствованию законодательства в сфере валютных отношений. Валютное регулирования в РФ имеет четкую направленность на укрепление положения страны.

В Законе понятие «валютное регулирование» не раскрыто. Валютное регулирование приобретает особое значение в связи с глобализацией. Все больше россиян пытаются открыть бизнес за границей, в связи с этим необходимо выстраивать четкую структуру обмена валют.

Валютное регулирование осуществляет Центральный банк и Правительство.

Суть валютного регулирования России заключается в создании нормативных правовых норм.

Рубль – национальная валюта Российской Федерации. Все финансовые операции, проводимые в Российская Федерация, как правило, должны быть проведены в рублях. Гражданский кодекс, в статье 140, разрешает использование иностранной валюты в случаях, предусмотренных законном «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютное регулирование тесно связано с внешнеэкономической деятельностью. Валютное регулирование осуществляется посредством изучения практики зарубежных государств, с учетом соблюдения норм о финансовой безопасности страны.

Предмет валютного регулирования – валютные отношения, возникающие как между резидентами, так и между нерезидентами.

Валютные отношения – это не только обмен валют, но и иные аспекты данной деятельности (правовой статус резидентов/нерезидентов, их права и обязанности, сертификация банками, ввоз/вывоз валюты).

Предмет – это на что направлено правовое регулирование. Наличие в мире различных валют и активное экономическое развитие порождает вопросы взаимодействие иностранных субъектов предпринимательства с отечественными бизнесменами.

В предмет правового регулирования также входят вопросы ответственности (административное, уголовное, гражданское законодательство). Исходя из наличия предмета и метода права делается вывод об отнесении пласта законодательства к отрасли права либо иным категориям. Согласно российской доктрине права «валютные» нормативные правовые акты являются отдельной отраслью права.

Валютное право – комплексная отрасль права. Комплексная, потому что включает в себя законодательство и иных отраслей права.

Провозглашение валютного права как отрасли означает важность данных правоотношений.

Методы регулирования

Метод – способ регулирования деятельности.

Методы правового регулирования подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные метод – это установление жестких норм, вариативность действий не допускается. Например, при заключении сделки между резидентом и нерезидентом необходимо оформлять паспорт сделки, в соответствии с едиными правилами. Субъекты должны оформлять паспорт сделки точно по этим правилам, иного не допускается. Императивный метод также характерен для норм ответственности, когда есть четкая диспозиция нормы и четкая санкция за нарушение правила.

Диспозитивный метод характерен в основном для гражданского права и ведения предпринимательской деятельности, где есть возможность выбора действия. Например, вы можете сами выбрать в какой организационно-правовой форме будет действовать ваша фирма (КФХ, ООО, ПК и другие). Каждая организационно-правовая форма несет за собой ряд характеристик, по которым вы можете выбрать. Некоторые государства в доктрине права вводят диспозитивность как принцип гражданского законодательства.

Поощрительный метод основан на обеспечении исполнителю конкретного правила каких-либо благ, чаще всего это касается налогообложения. Например, если в рабочем коллективе есть инвалиды в определенном количестве, то фирма может претендовать на уменьшение налогов.

Рекомендательный метод предлагает поступить субъекту в соответствии с рекомендацией, но не применяет санкции при неисполнении рекомендаций. Часто подобные нормы вводятся для проверки положения дел на практике и соответствия данной нормы определенным параметрам, в дальнейшем такие нормы могут стать императивными.

Метод валютного законодательства характеризуется как императивный.

Основной метод регулирования валютных правоотношений – это создание правовых норм. Правовые нормы в своем создании могут иметь несколько причин их создания:

  1. Государство пытается развивать какие-либо отношения, но практика пока не сложилась. Таким образом, законодатель совершенствует практику;
  2. Практика сложилась, но нормы еще не приняты. Такая ситуация происходит в случае зарождения правового обычая, который никак не урегулирован в законодательстве. В целях правильного понимания обычая и несения ответственности, создаются нормы, регулирующие уже сложившийся порядок вещей, и усовершенствующий их;
  3. Практика и законодательные разработки идут рука об руку. Наиболее предпочтительный вариант, так как законодатель думает наперед, предусматривает возможное развитие и изменение правоотношений. В тоже время, валютные правоотношения подпадают в конкретные рамки, которые не приводят к произволу.

Регулирование валютных отношений включает в себя разработку нескольких блоков законодательства.

  1. Специальное валютное законодательство – Закон;
  2. Законодательство, регулирующие внешнеэкономическую деятельность;
  3. «Общее» законодательство (Конституция, Гражданский кодекс).

Регулирование взаимоотношений происходит посредством нескольких нормативных правовых актов. Возникает закономерный вопрос, в каком из актов искать ответ на вопрос в первую очередь? Правило следующее:

От частного (специального) права к общему.

Если вы не находите ответ на вопрос в Законе, то вы должны обратиться к Гражданскому кодексу, к соответствующей главе в зависимости от того какой вопрос вас интересует. Например, статья 317 Гражданского кодекса (регулирует вопросы валюты денежных обязательств) делает отсылку на Закон. Если кодекс не отвечает на поставленный вопрос, то следует обращаться к Конституции. В Конституции не будет прямых норм, регулирующих данные правоотношения, но Конституция – это основной акт в странах романо-германской правой семьи. Конституция содержит в себе основополагающие начала – принципы. Прибегнув к методу аналогии и толкования права можно найти ответ на интересующий вопрос. Но это довольно сложный путь. Подобной деятельностью занимаются юристы-ученые, которые выпускают сборники по толкованию правовых норм.

Функции валютного регулирования

Функции правового регулирования берут свое начал от функций самого права в чистом виде. Основные функции права это – поддержание правопорядка в обществе; обеспечение свободы личности; удовлетворение основных потребностей человека и общества. Правовое регулирование – это способ государства воздействовать на общество. Фактически право рождается из правого регулирования. Право – это один из инструментов воздействия на общество.

Основные функции валютного регулирования:

  1. Регулирующая функция валютного регулирования является основной и говорит «сама за себя». Государство берет на себе ответственность по установлению конкретных правил поведения в конкретных ситуациях, устанавливает порядок вещей, права и обязанности субъектов, определяет их ответственность;
  2. Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие как государственных органов между собой, так и взаимодействие физических и юридических лиц между собой, а также с органами власти;
  3. Обеспечение экономической безопасности – валютный контроль.

Доктрина права может выделять и иные функции.

Принципы

  • Необходимость превалирования экономических мер при регуляции валютной деятельности. Данный принцип призван обеспечить стабильное развитие страны;
  • Невмешательство со стороны государства. В дополнение к 1 принципу, данный принцип обеспечивает свободу предпринимательства, что также приводит к развитию экономики и благосостоянию общества;
  • Целостность внутренней и внешней политики;
  • Целостность валютного регулирования и валютного контроля;
  • Защита прав субъектов (резиденты/нерезиденты) и их интересов.

Механизм

Выделяют два уровня валютного регулирования – международный и национальный.

Международный механизм валютного регулирования представляет собой систему международных организаций, через которые происходит регулирование валютных операций. Основная международная организация в сфере валютного регулирования – Международный валютный фонд.

Национальный механизм валютного регулирования – использование инструментов валютного регулирования: девальвация/ревальвация, импортная отчетность, отчет по экспорту и пр.

Меры валютного регулирования

Меры валютного регулирования – конкретные способы влияния на валютные правоотношения. Например, введение квот, снижение пошлин, покупка иностранной валюты.

Меры могут быть экономическими и таможенными.

Цели

Цели валютного регулирования в Законе прямо не указаны. Например, статья 6 Закона возможность проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами без ограничений (есть одно исключение – покупка иностранной валюты за иностранную валюту). Так вот это исключение введено в целях:

  • Предупреждение уменьшения запасов золота в стране;
  • Предупреждения непредвиденных колебаний курса рубля;
  • Сохранение платежеспособности государства.

Данные цели вполне раскрывают направленность валютного регулирования. Таким образом, цели в Законе указаны опосредовано.

Помимо этого, цели валютного законодательства это:

  • Обеспечение исполнения обязательств со стороны контрагентов. Для этого может устанавливаться юридическая ответственность;
  • Обеспечение общих правил проведения валютных операций;
  • Обеспечения отчетности, в основном данная цель связана с валютным контролем;
  • Защита национальной валюты;
  • Контроль за ввозом и вывозом валюты.

Эти цели могут бесконечно дополняться, в зависимости от вида деятельности государственных органов в сфере валютного регулирования.

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений

Государство активно влияет на развитие рынка в целом, в том числе на валютный рынок. Основной способ – денежно-кредитная политика. Государство – это единственный уполномоченный субъект, который может создавать валюту. После выпуска новой валюты, государство пытается раздуть ее, дабы обеспечить экономическую стабильность.

Предпринимательские субъекты начинают повышать цены, чтобы уменьшить стоимость валюты, надутой государством.

«Надутая» валюта чувствуют себя хорошо недолго. Для должников этот период ознаменован уменьшением долга. Это делает займы/кредиты более привлекательными, но процентные ставки быстро взлетают. Процентные ставки часто используются для противодействия инфляции. Это связано с тем, что они могут стимулировать экономику отдельно от инфляции. Снижение процентных ставок побуждает субъектов (юридические и физические лица) брать больше кредитов и покупать больше товара. К сожалению, это приводит к пустым активам, где, в отличие от постепенного повышения уровня инфляции, разрушаются огромные объемы капитала. Государство может начать «капитулировать», чем может исказить рынок, изменив правила, чтобы позволить компаниям, находящимся на низком уровне, выжить. Часто эти спасения могут нанести ущерб акционерам спасительной компании и/или кредиторам компании. В нормальных рыночных условиях эти фирмы выходят из бизнеса и видят, что их активы продаются более эффективным фирмам. К счастью, государство использует свои возможности для защиты наиболее системно важных отраслей, таких как банки, страховщики, авиакомпании и производители автомобилей.

Государственная поддержка промышленной отрасли является мощным стимулом для банков и других финансовых учреждений, чтобы предоставить этим отраслям благоприятные условия. Этот льготный режим от государства означает, что в эту отрасль будет потрачено больше капитала и ресурсов, даже если единственным сравнительным преимуществом является государственная поддержка. Эта утечка ресурсов влияет на другие, более конкурентоспособные в глобальном масштабе отрасли промышленности, которые теперь вынуждены больше работать, чтобы получить доступ к капиталу. Этот эффект может быть более выраженным, когда государство выступает в качестве основного клиента определенной отрасли. Бизнес-мир редко жалуется на спасение и преференциальное отношение к определенным отраслям, возможно, потому, что все они скрывают, что тайно жаждут получить поддержку со стороны государства.

Высокие налоги на прибыль фирм оказывают различное влияние на прибытие иностранных компаний в государство, также, как и валютное законодательство. Страны с низкими размерами налогов могут заманить компании к себе иностранный капитал.

Чем либеральнее законодательстве в сфере налогов и валюты, тем больше иностранного капитала прибудет в страну. Но, есть риск превратиться в офшорную зону.

Что будет в 2018 году

Изменения в основном касаются физических лиц, проживающих за границей, которые являются резидентами России.

  1. Такие лица освобождаются от постоянной отчетности об открытии счетов в иностранных банках, они должны отчитаться, если переезжают в Россию на постоянное место жительство. Это очень позитивное изменение. Но, усложняется процесс возврата гражданина на Родину.
  2. Граждане получили возможность получать денежные средства от продажи имущества на счета в иностранных банках.

Валютный контроль

Валютный контроль идет в жесткой связке с валютным регулированием. Валютному контролю посвящена глава 4 Закона. Субъекты контроля (те, кто его осуществляют) – Правительство, агенты, исполнительный органы власти, Центральный Банк, Внешэкономбанк. Фактически валютный контроль – это контроль за осуществлением валютных операций. Координирующую деятельность выполняет Правительство.

Основной способ контроля – это проведение проверок.

Контролеры могут быстро реагировать на нарушения с помощью предписаний, которые подлежат обязательному исполнению.

Контролеры могут запрашивать документы о личности субъекта, о постановке его на налоговый учет и пр.

Органы валютного контроля активно взаимодействуют с налоговыми органами.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность представлена статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях. Статья огромная, изменения 2017 года ее не коснулись.

Помимо этого, КоАП содержит смежные статьи. Вся глава 15 КоАП посвящена правонарушениям в сфере налогов, финансов, страхования. Так что, практически все статьи данной главы будут связаны с рассматриваемой нами тематикой.

Уголовная ответственность – статья 193 Уголовного кодекса Российской федерации. Статья относится к главе, регулирующей преступления в сфере экономической деятельности. Для наступления ответственности необходим крупный размер – 9 миллионов рублей. Преступление относится к категории средней тяжести. Преступление может быть совершенно только с прямым умыслом.

В последние годы валютное законодательство либерализируется.

Гражданская ответственность выражается в дальнейшем недоверии к вам со стороны ваших партнеров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В Государственную Думу внесли проект изменений закона «О валютном регулировании и валютном контроле». В том случае, если поправки примут, жизнь валютных резидентов упростится, как и появится возможность относительно легко отказаться от данного статуса.

Ранее мы несколько раз писали о том, что власти планируют внести изменения в существующее законодательство о статусе валютного резидента . Дело в том, что современное законодательство и, в первую очередь, его толкование, совершенно неприемлемы.

По закону каждый гражданин России является валютным резидентом, кроме тех случаев, если отсутствовал на территории страны более 1 года подряд. Само по себе условие не такое уж и сложное. Отказ от статуса налогового резидента требует отсутствовать в России 6 месяцев за последние 12 месяцев. Подсчёт сопряжён иногда с определёнными сложностями.

Однако в случае статуса валютного резидента, он обостряется тем, что в законе не оговорены условия восстановления данного статуса. И соответствующие органы приняли решение, которые возвращает статус всем, кто хотя бы на день вернулся в Россию.

Иными словами, независимо от времени отсутствия в России, гражданин становится валютным резидентом при посещении страны по нуждам бизнеса, лечения или при визите к родственникам и не планирует оставаться в стране.

Всё бы ничего, но статус накладывает ограничения: необходимость декларировать иностранные счета и движение средств по ним, запрещает все валютные операции, кроме тех, что разрешены (а список достаточно мал и не включает популярных операций).

Быть валютным резидентом России и жить за границей откровенно говоря неудобно. При этом вести бизнес в России или поддерживать связи – тоже, если есть желание отказаться от статуса.

Поэтому изменение законодательства – ожидаемый шаг. И вот что предлагают чиновники.

Отказ от валютного резидентства станет проще

Цель поправок, которые уже отправлены на рассмотрение в Думу – снизить административную нагрузку на граждан и банки, которые осуществляют валютный контроль. Это своего рода ответ на глобальные изменения: бизнес работает в нескольких странах; студенты получают основное и дополнительное образование в России, Европе, США и других частях света; люди постоянно проживают за пределами России, работают и лишь иногда приезжают навестить своих близких.

При этом при сохранении валютного резидентства им приходится отчитываться перед налоговой службой России. Поэтому происходит корректировка самого понятия.

Валютный резидент, согласно поправкам, — это гражданин, который пробыл за границей России более 183 дней в совокупности, без учёта количества выездов и приездов в РФ в календарном году.

У этого определения есть свои недостатки: как определить, что человек отсутствовал, если он уехал в страну с безвизовым режимом и т.п.? Однако в целом это огромный шаг к упрощению жизни граждан.

Перестав быть валютным резидентом исчезает необходимость отчитываться об иностранных банковских счетах и операциях на них. Нет и ограничений на совершение различных операций.

При этом власти планируют внести некоторые послабления и для тех, кто останется валютным резидентом России – они расширяют список операций по иностранному счету. В частности, будет разрешено переводить сразу на иностранный счет средства от продажи нерезидентам транспортных средств и, о чудо, иначе не скажешь, от продажи недвижимости.

У недвижимости существует оговорка: имущество должно быть зарегистрировано в стране, входящей в ФАТФ, ОЭСР или в той, которая присоединилась к соглашению по автоматическому обмену информацией. Альтернатива последнему – двухсторонние соглашения с Россией.

Счет, на который разрешено зачислить деньги от продажи обязан находиться в той же стране, что и недвижимость.

И ещё одно приятное дополнение: валютным резидентам разрешат платить территории на России банковскими картами, которые привязаны к их иностранным счетам.

Планируется, что закон вступит в силу с 1 января 2018 года. Сроком подачи уведомлений о счетах и движении средств на них станет 1 июня.

Хорошая новость

Изменение правил о статусе валютного резидента – хорошая новость. Благодаря этому становится легче планировать собственные передвижения по миру и разработку стратегии по защите активов.

Если закон не претерпит сильных изменений в Думе, то начиная со следующего года можно будет одновременно перестать быть, как налоговым, так и валютным резидентом. Это означает, что не будет необходимости отчитываться о контролируемых иностранных компаниях и не платить налог с нераспределённой прибыли (из-за отказа от налогового резидентства) и не будет требования отчитываться об иностранных счетах, как и не будет ограничений по операциям на этом самом иностранном счете.

Единственный недостаток – 30% подоходный налог на доход, полученный в России. С точки зрения средств это может быть и потеря, но с точки зрения свободы и контроля над своей жизнью – явное приобретение.

Иностранный банковский счет помогает диверсифицировать риски, защитить активы от заморозки, конфискации, падения национальной валюты, плюс расширяет географию, в которой вы можете действовать, как профессионально, так и лично.

Для того, чтобы открыть счет требуется время, терпение и подготовка. Поэтому мы предлагаем вам записаться на бесплатную консультацию по подбору банковского счета : таким образом вы снижаете риск отказа и получаете полное представление о том, какой банк вам подойдёт.

Записывайтесь прямо сейчас: [email protected] .


Метки:

Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

    ФНС подготовила форматы обмена информацией в рамках автоматического обмена данными по Стандарту ОЭСР. Налоговики предлагают организациям финансового рынка протестировать предложение на удобство. При этом многие…

    2017 год стал следующим в череде «эпохи перемен», которая коснулась оффшорной индустрии, мировой экономики и политики. Некоторые из этих изменений стали вершиной тех изменений, которые…

    Крупные банки и инвестиционные фонды высказываются против биткоина. Однако существуют и те, кто планирует внедрить биткоин в свою бизнес-практику или обсуждают потенциал криптовалют. Существует мнение,…

    Банки и налоговая служба обращают внимание и на физических лиц. Пока ещё осторожно, чтобы не спугнуть добычу, однако тренд зафиксировали специалисты. Как проявляется интерес к…

В основе валютного законодательства РФ лежит Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Очередные изменения в валютное законодательство, вступающие в силу в 2018 году, были внесены Федеральным законом от 14.11.2017 № 325-ФЗ . Действовать они начнут с 14.05.2018.

Вступает в силу обновленная валютная Инструкция

С 01.01.2018 вступает в силу новая «Инструкция о порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» (Инструкция ЦБ от 16.08.2017 № 181-И). Однако в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018.

Что предусматривает новая Инструкция? К некоторым основным изменениям можно отнести:

  • требование об оформлении резидентами паспорта сделки отменяется, зато понадобится постановка на учет в банках контрактов с присвоением им уникальных номеров;
  • также отменяется требование о представлении резидентами в банк справок о валютных операциях, но сохраняется требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций;
  • устанавливается упрощенный (в течение одного рабочего дня) порядок постановки на учет контрактов для резидентов-экспортеров.

Расширены случаи отказа банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.

В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

Новое в административной ответственности

Поправки в валютное законодательство 2018 затронули и вопросы административной ответственности за нарушения валютного законодательства. Так, внесены изменения в ст. 15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования».

К примеру, с 14.05.2018 «валютная» административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц во всех случаях устанавливается в абсолютной сумме. Так, за проведение незаконных валютных операций или невыполнение в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности - штраф для должностных лиц составит от 20 000 до 30 000 рублей (ч.1 , 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).

С этой же даты за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.
Подробнее об ожидаемых новшествах в валютном законодательстве можно прочитать в

Изменения валютного законодательства в 2018 году связаны с дополнением Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Изменения в валютном законодательстве с 14 мая 2018 года внесли и правки в КоАП РФ. Они, как и изменения, отразившиеся на содержании закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, являются результатом принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ и тоже вступают в силу с 14.05.2018.

Нововведения закона о валютных операциях

Что отличает новый вариант закона о валютных операциях в РФ от старого? Изменений в этом документе всего два:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. - для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. - для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Новшества КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    1. осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    2. не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    3. не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.
  • С 14.05.2018 за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

К изменениям валютного законодательства, начинающим действовать в 2018 году, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Применение обновленного закона начинается с 14.05.2018, а новой инструкции - с 01.03.2018.

Новая инструкция отменяет паспорт сделки и справку о валютных операциях, вводя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также меняет лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Нововведения в законе о валютном контроле приводят к тому, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно вводится административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Отказы банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.

В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.