Что представляет собой мелкощитовая опалубочная конструкция. Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования

Практически любой нормативный документ, касающийся эксплуатации инженерных подземных коммуникаций, включает в себя перечень требований безопасности труда при ведении земляных работ. Подобные работы могут выполняться как вручную, так и с применением механических средств (землеройные машины, средства гидромеханизации, бурильные установки). Всё большую популярность получают новые технологии производства земляных работ, например, горизонтально направленное бурение (ГНБ) — бестраншейный метод прокладывания трубопроводов посредством продавливания грунта. Такой способ хорош в тесных условиях мегаполиса при строительстве инженерных коммуникаций, однако использовать его при возможном наличии в грунте камней, металла, бетона и других твёрдых предметов крайне нецелесообразно. Это всего лишь один из многочисленных нюансов производства земляных работ. С рядом других читатель сможет ознакомиться ниже.

В данной статье вашему вниманию предлагается ряд обобщённых и систематизированных требований к безопасности труда при производстве земляных работ, связанных со строительством или ремонтом инженерных коммуникаций. Статья может быть полезной для работников предприятий самых различных отраслей промышленности и инженерам по охране труда в частности.

Нормативная база

Производство земляных работ так или иначе подразумевает собой разработку выемки с поверхности грунта (это может быть котлован, канава, колодец или траншея). Однако чётко оговоренного определения термина «земляные работы» не существует и по сей день, равно как и не определена граница между работами в колодце и подземными работами.

Производство земляных работ на глубине, превышающей 2 м, а также под водой или в зоне расположения подземных коммуникаций — это деятельность, относящаяся к работам повышенной опасности. В связи с этим субъект хозяйствования обязан получить разрешение на осуществление деятельности подобного рода.

Требования безопасности труда в процессе производства земляных работ регламентируются соответствующим документом СНиП. Правила всех работ, связанных со строительством инженерных коммуникаций, регламентируются соответствующими параграфами нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда, а именно:

  • Техника безопасности при строительстве.
  • Техника безопасности при возведении объектов жилого фонда и их ремонте.
  • Правила охраны безопасности труда при строительстве городских дорог и улиц, а также их эксплуатации.
  • Правила охраны безопасности труда при использовании тепломеханического оборудования, относящегося к тепловым сетям и электростанциям.
  • Правила эксплуатации газопроводов.
  • Техника безопасности при проведении работ на линиях проводового вещания.
  • Правила безопасной эксплуатации действующих электроустановок потребителей.
  • Техника безопасности при возведении промышленных предприятий и их ремонте.

Правила при производстве земляных работ и благоустройстве территории регламентируются отдельными нормативно-правовыми документами Министерства регионального строительства. В РФ практикуется также разработка строительных норм, которыми оговаривается порядок проведения земляных работ.

Производство земляных работ в санитарных зонах или на территории объектов природно-заповедного фонда осуществляется в соответствии с составленными нормативно-правовыми актами.

Производство земляных работ

Понятия «охранная зона инженерных подземных коммуникаций» и «земные работы» тесно связаны, так как рытье котлована или любой другой вид выборки поверхности земли требует предварительной разработки, а следовательно и согласования проводимых мероприятий организационно-технической направленности по условиям безопасности их проведения в зоне, близкой к пролеганию инженерных сетей. Согласование должно быть произведено не позже, чем за 24 часа до начала строительно-ремонтных работ. В целях обеспечения безопасности необходимо также личное присутствие представителя организации, ответственной за безопасную эксплуатацию инженерных сетей, для осуществления контроля проведения работ.

Перед началом производства земляных работ в зоне пролегания инженерных сетей необходимо ознакомиться с картограммой (планом-схемой), на которой указано размещение подземных коммуникаций относительно плана местности, а также глубина их залегания. Техника безопасности производства земляных работ диктует необходимость определения точного местонахождения всех подземных инженерных коммуникаций. Если по тем или иным причинам воспользоваться план-схемой нет возможности, расположение инженерных сетей необходимо установить путём зондирования или шурфования.

Производство земляных работ в зоне действующих подземных инженерных коммуникаций, а также в местах с патогенным заражением грунта (свалка, кладбище, скотомогильник) выполняется по специальному наряду-допуску, а также при наличии ордера, подтверждающего согласие организации, эксплуатирующей расположенную в зоне работ инженерную коммуникацию.

Строительство инженерных коммуникаций, равно как и их ремонт, может выполняться специалистами, способными производить работу в замкнутых пространствах, землекопами, а также машинистами землеройных машин и прочей спецтехники.

На время проведения земляных работ место возможного движения людей и автотранспорта ограждается, оснащается соответствующими предупреждающими знаками и надписями, а также сигнальным освещением, работающим в ночное время. То же самое касается и производства земляных работ с целью ремонта канализационно-водопроводных сооружений.

Ограждение должно быть установлено не дальше 2 м от выемки, а при наличии рельсового железнодорожного пути — не дальше 2,6 м. Организация, осуществляющая производство земляных работ, обязана обеспечить беспрепятственный проход людей через опасную зону. Для этого через выемку прокладывается пешеходный мостик. Его ширина должна составлять не менее 0,75 м при одностороннем движении и не менее 1,2 м при двустороннем. С обеих сторон мостика должны быть установлены перильные ограждения высотой не менее 1,1 м. На высоте 0,5 м от настила необходимо установить дополнительную ограждающую планку. Ширина бортовой доски при этом должна составлять 0,15 м.

Если рытье котлована осуществляется ниже уровня фундаментов близлежащих сооружений или же просто вблизи зданий, требуется провести ряд технических мер, способных предупредить возможное возникновение каких-либо деформаций фундамента. В некоторых случаях разработку выемки осуществляют отдельными захватами, длина которых не превышает 1,5 м. Максимально допустимая ширина выемки регламентируется соответствующей таблицей в СНиП. Все работы по ремонту и восстановлению подземных инженерных коммуникаций должны осуществляться при полном отсутствии давления в сети.

Производство земляных работ на действующей подземной инженерной коммуникации с применением землеройных механизмов разрешено проводить лишь при соблюдении безопасного расстояния, на которое рабочий орган может приближаться к инженерной коммуникации. Расстояния регламентируется СНиП и зависит от условий проведения работ, а также от вида подземной инженерной коммуникации.

Стоит отметить, что ряд нормативно-правовых актов, включающих в себя свод правил по ведению земляных работ, вообще запрещает проведение каких-либо работ механическим способом в зоне инженерной коммуникации, а в реестре нормативных актов по охране труда есть пункт, запрещающий проведение земляных работ посредством горизонтального бурения вблизи действующих газопроводов. Существуют и другие ограничения относительно эксплуатации спецтехники в охранных зонах подземных инженерных коммуникаций. Так, к примеру, техника безопасности систем газоснабжения не допускает эксплуатацию ударных механизмов, предназначенных для разрыхления грунта, ближе 3 метров от места пролегания газопровода. Забивание шпунтов (свай) разрешено проводить не ближе 30 метров от места пролегания газопровода (расстояние может быть сокращено до 10 метров в случае соблюдения ряда дополнительных мер безопасности).

Ближе указанных выше расстояний все земляные работы должны осуществляться вручную лопатой. Запрещается даже применение лома, кирки и им подобных ударных инструментов, а также специальных средств механизации мобильного типа.

В зоне производства земляных работ при эксплуатации строительно-дорожных машин запрещается параллельное выполнение каких-либо других работ, а также пребывание работников в границе опасной зоны рабочих органов функционирующей спецтехники (5 м). Извлечённый из канавы или траншеи грунт, равно как и прочие материалы, а также рабочий инструмент, должны размещаться не ближе чем в полуметре от внешнего края выемки. При этом отваливание грунта на расположенные рядом участки земли, под которыми пролегают другие инженерные коммуникации, вполне допустимо.

Любое перемещение спецтехники, равно как и её размещение, допустимо только за пределами зоны возможного обрушения грунта. Если же это невозможно и движение спецтехники осуществимо только в пределах этой зоны, стены траншеи или канавы необходимо укрепить.

Недопустима разработка грунта методом подкопки. Отслоение грунта или возникающие в ходе разработки навесы необходимо своевременно разрушать, предварительно освобождая зону вероятного обрушения от инструментов и людей. В случае обнаружения в стенках больших камней, валунов либо крупных остатков стройматериалов их в обязательном порядке извлекают из выемки. Во время разработки выемки работающий персонал должен располагаться так, чтобы не травмировать друг друга инструментом.

В процессе производства земляных работ необходимо защищать выемку от поверхностных вод, размещая водоотводные каналы с противоположной стороны от отвалов грунта. Если приток грунтовых вод в получившуюся выемку происходит с большой скоростью, необходимо озаботиться установкой дополнительного водоотвода (требования по части организации принудительного водоотвода приведены в соответствующем разделе СНиП). В случае проведения работ на илистых грунтах или плавунах (когда присутствует большая вероятность вынесения почвы подземными водами) рекомендуется использовать шпунтовое крепление. В случае разработки неуплотнённых (насыпных) либо переувлажнённых песчаных грунтов работа без крепления и вовсе запрещена. Допуск рабочих в траншею до полного монтажа шпунтовых креплений также строго воспрещён!

При производстве земляных работ необходимо постоянно контролировать состояние склонов, а также креплений выемки. При малейшей угрозе обрушения должны приниматься соответствующие меры (особенно по прошествии атмосферных осадков).

Производство земляных работ необходимо немедленно прекратить в случае:

  • опасности обрушения грунта;
  • опасности деформации фундамента близлежащих сооружений;
  • выявления инженерной коммуникации, не предусмотренной план-схемой;
  • обнаружения действия вредных веществ внутри выемки;
  • раскопке взрывоопасного предмета.

Дальнейшее возобновление работ возможно лишь после устранения опасного фактора и принятия дополнительных мер безопасности.

Проход в получившуюся в результате работ выемку осуществляется через трап, установленный на ровную поверхность. Ширина трапа не должна быть меньше, чем 0,6 метров. Регламентированная высота перильных ограждений: 1,1 м. Допускается использование приставной лестницы, если ширина выемки не позволяет установить трап. Ни при каких обстоятельствах не допускается передвижение по креплениям выемки, а также пребывание в рабочей зоне выемки без производственной необходимости.

Согласно нормативным документам, регламентирующим технику безопасности, при осуществлении земляных работ на некоторых подземных инженерных коммуникациях необходимо иметь несколько выходов из траншеи.

Перевозка грузов на территории РФ регламентируется главой №23 Правил дорожного движения. Перевозка негабаритных объектов дополнительно регламентируется рядом федеральных законов и приказов. Рассмотрим, как должен перевозиться негабаритный груз, правила движения и требования к транспортному средству.

Регулирующие документы

Как вы сможете увидеть, лишь малая доля аспектов транспортировки негабаритов освещена Правилами дорожного движения. Базовое регулирование перевозок негабаритных грузов по дорогам РФ осуществляется Федеральным законом №257-ФЗ. В главе 5 статьи 31 вы можете найти следующие пункты:

  • перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов требует специального разрешения;
  • порядок получения спецразрешения устанавливается правительством РФ;
  • перед транспортировкой обязательно согласование маршрута с владельцем дорог;
  • при нанесении ущерба сумма компенсации рассчитывается владельцем дороги.

На основании прав, указанных в упомянутом выше нормативном акте, были составлены «Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». В этом документе вы можете найти предписания, касающиеся порядка организации транспортировки, обеспечения сохранности транспортных средств и контейнеров, если в этом есть необходимость, условия перевозки и предоставления ТС для транспортировки.

Сопутствующие приказы и постановления

Чтобы гарантированно уберечь себя от проблем при оформлении заявления на получение спецразрешения и непосредственно при перевозке негабаритных грузов, рекомендуем ознакомиться со следующими приказами:

  • №107: представляет собой регламент для госорганов по оформлению разрешений;
  • №258: регламентирует правила выдачи разрешений;
  • №7: устанавливает правила, обеспечивающие безопасность при перевозке негабаритов.

Постановления:

  • №125: порядок весогабаритного контроля;
  • №934 + №12: порядок возмещения причиненного дороге вреда;
  • №125: правила прохождения весового контроля;
  • №211: устанавливает правила ввода запрета на грузоперевозки.

Штрафы и наказания

Для ознакомления с размером штрафных санкций, полагающихся за нарушения правил перевозки негабаритных грузов, ознакомьтесь со статьей 12.21.1 КОАП РФ. Там же вы узнаете, кто именно должен быть наказан за нарушения. К примеру, за отсутствие спецразрешения водитель может получить штраф в размере 2 тыс. руб., но, что еще хуже, он может лишиться водительского удостоверения на срок до полугода.

Какой груз считается негабаритным

Груз считается негабаритным, если его вес или/и размер превышает значение, установленные ПДД конкретной страны в качестве допустимых при транспортировке. Согласно ПДД Российской Федерации, негабаритным считается груз, которые:

ПДД о транспортировке

Пункт 23.5 ПДД гласит, что авто, транспортирующие такие грузы, должны быть обозначены знаком «Крупногабаритный груз». Дополнительно в темное время суток (напомни, что таковым считается время от вечерних сумерек до начала сумерек утром) и в условиях плохой видимости в носовой части автомобиля должен быть установлен светоотражающий элемент либо фонарь белого света, в кормовой части – светоотражающий элемент либо источник света достаточной мощности красного цвета. Этого вполне достаточно для движения по дорогам общего пользования.

Специальные требования

Транспортировка взрывоопасных, химических либо других опасных грузов, длинномерных объектов или тяжеловесных грузов регулируется специальными нормами, установленными соответствующими государственными органами. Особых правил следует придерживаться при движении транспортного средства (с грузом либо без), если:


Тяжеловесы

Также специальное разрешение органов ГИБДД требуется при перевозке тяжеловесных грузов. Значение имеет суммарный вес автомобиля и перевозимого объекта. Конкретные значения в разных странах могут отличаться, что обязательно следует учитывать при намеренье пересечь границу. Под определение «тяжеловесный» в Российской Федерации попадают:

Также не стоит забывать о строгих требованиях к распределению нагрузки по осям. Значение имеет не только расстояние между сближенными осями, но и нормативные нагрузки автомобильных дорог. При проектировании, строительстве и реконструкции дорожного полотна закладывается допустимая осевая нагрузка, к примеру, 6, 10 либо 11,5 тонн. Именно поэтому транспортировка может проходить не по кратчайшему маршруту, а с выбором дорог с подходящим классом допустимой нагрузки.

Знаки

Знак, использующийся для обозначения негабаритных грузов:

Знак «Автопоезд-длинномер»
Длинномерное ТС.

При транспортировке опасных грузов автомобиль должен быть обозначен знаком:


Автомобиль прикрытия

Ранее, если длина груженного негабаритом ТС была больше 24 м, но меньше 30 м, а ширина более 3.5 м, но менее 4 м, то надлежащие условия для транспортировки могли быть созданы транспортной компанией без участия представителей ГИБДД. Но с 2014 года при перевозке тяжеловесных и негабаритных грузов для обеспечения безопасности необходимо использовать автомобиль прикрытия. Требования к сопровождающему авто:

  • наличие желто-оранжевой полосы;
  • наличие проблесковых маячков желтого и оранжевого цвета;
  • должен быть установлено светоотражающее либо световое табло, на котором будет надпись, предупреждающая об особенностях груза (к примеру, «Большая длина»).

Выезд заграницу и межрегиональные перевозки

При намерении пересечь границу учтите, что автомобиль без специального международного разрешения будет задержан.

При прохождении маршрута по двум и более территориальным единицам верхнего уровня РФ следует получить межрегиональное разрешение. Как в случае с международным спецразрешением, подавать заявку на получение можно через сайт «Госуслуги». Заполнить заявление при личном посещении можно в офисах Управления дорожным хозяйством РФ либо в дочерних филиалах.

Как получить разрешение

Получение разрешения на транспортировку негабаритных грузов регламентирует так называемый Приказ 258. Именно в этом документы вы можете узнать:

  • параметры приема и условия отказа в подачи заявления;
  • полное описание процедуры составления и подачи заявления;
  • как должен выглядеть документ и какая информация в нем должна быть указана;
  • тонкости при согласовании перевозки тяжеловесных объектов;
  • установленные сроки получения разрешения;
  • порядок выдачи спецразрешения либо получения отказа.

Запрет на перевозку

Рассмотрим, в каких случаях транспортировка негабарита запрещена:

  • груз препятствует управлению автомобилем;
  • с грузом автомобиль становится неустойчивым. Для предотвращения опрокидывания грузовика обязательно необходимо учитывать сезонные особенности и риск воздействия шквальных ветров;
  • из-за размера объекта обзор водителя ограничен, вследствие чего он не может адекватно оценивать дорожную обстановку;
  • груз закрывает осветительные приборы, светоотражатели, опознавательные знаки, государственный номерной знак;
  • при транспортировке происходит загрязнение окружающей среды.

Правила транспортировки

Автомобиль с негабаритным грузом, движущийся по дорогам, не должен разгоняться больше 60 км/час. При этом мосты следует преодолевать со скоростью не более 15 км/час. Особое внимание следует уделить техническому состоянию транспортного средства. Прицеп должен быть оборудован не только исправным стояночным тормозом, но и специальным устройством, гарантирующим остановку прицепа при разрыве воздушных магистралей пневматической тормозной системы, идущих от тягача. Груз должен быть надежно закреплен, целостность крепления нужно периодически проверять.


Любое наше транспортное средство время от времени перевозит не только пассажиров, но и грузы. При этом хорошо если грузы помещаются в кузов или багажник, а иногда надо перевезти и крупногабаритный груз. И тут как раз и возникает вопрос, как же перевезти груз, при этом не «налететь» на штраф. А если и будет штраф, то какой? Об этом мы и поговорим.

Правила для перевозки грузов (выступающих)

Прежде чем «нырять» в глубины всевозможных правил и законов, сразу скажем о том, что нас будут интересовать случаи касающиеся перевозки грузов до определенных размеров, то есть мы не будем затрагивать тему перевозки крупногабаритных грузов. Что же начнем.
Первым к чему стоит обратиться так это к ПДД. Здесь стоит процитировать 2 пункта:

23.4. Груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

Здесь к месту будет вот такая картинка. Если груз до указанных размеров и включительно, то знак не нужен.

Здесь же можно сказать, что если вы нарушили правила перевозки именно не крупногабаритного груза, то есть до этих пределов, то штраф будет минимальный или даже предупреждение. (Статья 12.21 КоАП РФ). Это касается случаев:



(требования из тех же ПДД).

Если же габариты "вылезли" за эти пределы, то вешаем табличку, вернее знак «Крупногабаритный груз». Значит ли это что выступая за пределы более 1 метра назад и вперед, относительно габаритов и более 0,4 м по бокам относительно габаритного огня ТС будет крупногабаритным?
Что же, давайте обратимся к 257 ФЗ, найдем определение для крупногабаритного ТС.

крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации

В случае если хотя бы один из габаритов автотранспортного средства вместе с грузом превышает установленное значение по ПДД, груз считается крупногабаритным

При этом крупногабаритный груз определенных размеров требуется перевозить по правилам, согласно пункта 23.5 ПДД. Процитируем и этот пункт.

23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.

Заметьте, что у нас остался не удел один размер, когда вылет груза сзади более 1 метра, но до 2 метров. В этом случае груз с таким размером не требуется перевозить по правилам, но на него необходимо закрепить знак «Крупногабаритный груз».

Собственно можно уже подвести кое-какие итоги.
Если габариты не превышают 2,55 м по ширине, 20 м по длине, 4 м от дороги по высоте и 2 метра сзади, то это даже если и крупногабаритный груз, то перевозится без специальных правил, то есть только согласно ПДД.
Если же габариты более того, то здесь согласно федерального закона Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам крупногабаритных грузов без специальных разрешений.
Про эти разрешения мы рассказывать не будем, то есть как мы и сказали сразу вначале нашей статьи, мы затрагиваем лишь случаи для рядовых автомобилистов, а не для профессиональных перевозчиков. Расскажем лучше о штрафе, если ваш груз выступает за те пределы, которые указаны на последней картинке.

Штраф за перевоз выступающего груза (статья 12.21 и 12.21.1 КоАП РФ)

Здесь получается три варианта с тем, какой может быть штраф за груз. Первый, когда нарушаются требования ПДД по перевозке груза:

Не ограничивает водителю обзор;
- не затрудняет управление и не нарушает устойчивость транспортного средства;
- не закрывает внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствует восприятию сигналов, подаваемых рукой;
- не создает шум, не пылит, не загрязняет дорогу и окружающую среду.

Второй, когда необходимо установить знак «Крупногабаритный груз», в случае если груз выступает за габарит сзади более 1 метра, но не более 2 метров. Если этот знак не установлен, то… За эти два варианта штраф будет выписан по статье 12.21 КоАП РФ.

Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.

Однако третий вариант, когда груз является крупногабаритным, да к тому же требует специального разрешения, то есть выступает за габариты. Это уже будет штраф по статье 12.21.1 КоАП РФ.

При превышении размеров не более 10 см (без оформленного разрешения в наличии) - 1000-1500 рублей (физ лица) (часть 1);
- при превышении размеров на 10-20 см (без оформленного разрешения в наличии) - 3000-4000 рублей (физ лица) (часть 2);
- при превышении размеров на 20-50 см (без оформленного разрешения в наличии) - 5000-10000 рублей (физ лица) (часть 3);
- при превышении размеров более 50 см (без оформленного разрешения в наличии или с ним) - 7000-10000 рублей (физ лица) или лишения от 4 до 6 месяцев (часть 6).

Собственно ясно, что самое страшное это если груз выступает более 50 см. В этом случае очень большой штраф или лишение специального права до полугода.

Задержание ТС при перевозке выступающего груза

Примечательно, что для нарушение согласно статьи 12.21.1 КоАП РФ, то есть для нашего третьего случая, может применяться задержание. Эта возможность прописана в статье 27.13 КоАП РФ. При этом если вашу машину не смогут погрузить на эвакуатор, то могут просто установить блокирующие устройства. Читаем 27.13 КоАП РФ.

…При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

В итоге так и будете стоять до тех пор, пока не устраните причины повлекшие задержание.

Можно ли заплатить штраф за выступающий груз со скидкой в 50 процентов

Если избежать штрафа все-таки не удалось, то не стоит забывать про статью 32.2 КоАП РФ. Благодаря ей у добропорядочных автомобилистов есть возможность заплатить штраф со скидкой в 50 процентов. Эта статья позволяет получить своеобразную «скидку», если штраф будет заплачен в срок с момента появления в базе данных штрафов ГИБДД, но не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.

Вопрос-ответ по теме «Штраф за выступающий груз»

Вопрос: С каким выступанием груза за габарит и габаритные огни можно ездить «безболезненно», без установки знаков?
Ответ: Вперед и назад не более 1 метра относительно габарита, вверх до 4 метров и по бокам не более 0,4 метра относительно бокового габаритного огня.

Вопрос: До какого размера можно перевозить выступающий груз сзади без специального разрешения?
Ответ: До 2 метров, при этом с выступания груза с 1 метра до 2, необходимо будет повесить знак «Крупногабаритный груз».

Мелкощитовые опалубочные конструкции представляют собой универсальные комплекты из легких разборных элементов. Благодаря минимальному весу и многофункциональности, они востребованы как в крупном надземном и подземном, так и в индивидуальном строительстве, для переноса и монтажа нет необходимости в подъемной технике. Сегменты легко и просто комбинируются, что позволяет использовать мелкощитовую разборно-переставную опалубку для возведения объектов любой сложности: фундаментов, высоких опор и балок, перекрытий, резервуаров, бассейнов, колодцев и шахт.

Помимо ручного и быстрого монтажа достоинством технологии считается долговечность и многократность использования профилей, щитов и крепежей. Окупаемость достигается после 10 циклов эксплуатации при минимальной оборачиваемости щитов до 60. В зависимости от потребности, в разных случаях целесообразно покупать новый или б/у комплект, либо арендовать опалубку для однократного применения.

Стандартная система включает: щиты из многослойной фанеры или высококачественного металла, крепления, поддерживающие и соединительные элементы. Сырьем для изготовления служит конструкционная сталь, древесина, влагостойкая фанера, синтетические волокна и стеклопластик. Углы и элементы, выдерживающие высокие нагрузки, выполняются из самого прочного материала, для удобства сдвига или перемещения вверх-вниз щиты имеют специальную перфорацию или тиснение на профиле.

Для защиты от коррозии и щелочного воздействия бетона, поверхность мелкощитовой опалубки окрашивается особыми составами или оцинковывается. Современные технологии позволяют создать износостойкие и прочные каркасы с высокой геометрической точностью, оборачиваемость достигает 300 циклов. Щиты соединяются любой стороной, фиксация не представляет сложности даже для неспециалиста.

Площадь и масса отдельных элементов небольшие, средние размеры опалубки редко превышает 2 м2 при максимальных 50 кг щита (а в некоторых случаях и меньше). Даже готовые сборные блоки весят до 60 кг. Это позволяет использовать технологию без привлечения подъемной техники, вне зависимости от высоты (или глубины) возводимой постройки.

Опалубка выдерживает давление бетона от 40 до 80 кН/м2, места стыков продуманы с учетом требований герметичности, что положительно сказывается на качестве бетонной поверхности и минимизирует трудозатраты при снятии щитов. Крепежи размещаются под любым необходимым наклоном, что позволяет использовать технологию для создания как вертикальных стен и горизонтальных перекрытий, так и для нестандартных вариантов заливки.

Разновидности

В зависимости от конструктивного исполнения различают: мелкощитовую модульную опалубку и разборную опорную систему (переставную инверторную). В первом случае комплект состоит из элементов фиксированного размера, заменяемых по мере изнашивания. Они объединяются в более крупные блоки весом около 50 кг или длинные панели, что актуально при проведении индивидуального строительства (например, при заливке фундамента в один этап или создании бассейна с нестандартной конфигурацией). Но при этом трудозатраты на сборку или демонтаж модульных конструкций возрастают, оборачиваемость у них минимальная.

Разборная система состоит из комплекта несущих щитов, съемной палубы, замковых крепежей и монтажных элементов. Особенностью является сборка в любой требуемой плоскости, что позволяет использовать данную разновидность для заливки перекрытий, многоступенчатых фундаментов и радиальных конструкций.

Монтажные элементы весят не более 30–35 кг, размеры лежат в пределах 60×180 см, что делает систему удобной в транспортировке, эксплуатации и хранении. Огромным преимуществом разборной опалубки считается высокая оборачиваемость - в переделах 200–300 циклов, и многовариантность. Произвольный порядок элементов и соединений позволяет создавать сложные архитектурные формы, вплоть до криволинейных.

Существует огромное разнообразие готовых комплектов с определенным целевым назначением, так, в ассортименте мелкощитовой системы МСК встречаются стальные опалубки для:

  • криволинейных поверхностей;
  • фундаментов, резервуаров, колодцев, шахт;
  • сложных узлов;
  • стен;
  • колонн разной высоты;
  • мостовых опорных конструкций.

Основным отличием у комплектов с определенным целевым назначением является высота щитов и наличие специализированных палубных элементов. Например, опалубка для колонн создана с возможностью быстрого формирования высоких конструкций. Но в случае необходимости она подходит и для бетонирования других объектов, вплоть до фундамента. Исключение составляют разовые разновидности, применяемые для создания уникальных зданий.

Основные характеристики

При покупке мелкощитовой опалубки учитываются следующие параметры и свойства:

1. Материал рамы и палубы.

2. Весовой показатель, кг/м2.

3. Допустимые нагрузка и прогиб (определяются согласно ГОСТ Р52085-2003) - до 0,6 кПа.

4. Оборачиваемость рамы и палубы.

5. Толщина профиля и размеры щитов, мм.

6. Наличие антикоррозийной защиты.

7. Используемый метод крепления.

К положительным особенностям относят:

  • Удобные и легкие комплектующие.
  • Широкую модульную сеть отдельных, комбинирующихся между собой элементов.
  • Точность и быстроту сборки в единый блок.
  • Отсутствие требований к погодным условиям в момент эксплуатации и при хранении.
  • Высокую надежность и прочность.
  • Долгий срок эксплуатации.
  • Экономию пространства и рабочего времени.

Монтаж мелкощитовых каркасов позволяет провести быструю заливку ленточного фундамента, колодцев или резервуаров под септик с любой сложностью конфигурации. Последнее особенно актуально при проведении индивидуального малоэтажного строительства.

Для возведения многоступенчатого основания рекомендуется использовать опалубку для фундамента МСК, состоящую из щитов небольшого размера (до 1 м2), с весом до 50 кг. Новая система для разовых работ не нужна, в данном случае целесообразно купить или арендовать б/у комплект.

Особенности установки

В зависимости от типа мелкощитовой опалубки условия бетонирования несколько отличаются. Модульная система стыкуется с углов, в фиксации нижнего края арматурой нет необходимости благодаря пружинам в крепежных элементах. Панели, расположенные друг против друга соединяются стяжными болтами и закручиваются гайками, верх и торец - распорными планками. Крепежные детали закрываются пластмассовыми чехлами для защиты металла от цемента, это продлевает срок службы. Такой подход более пригоден для заливки горизонтальных стяжек, поэтому модульная опалубка перекрытий используется чаще, чем разборная.

При установке мелкощитового переставного комплекта проводятся подготовительные земельные работы с обязательной трамбовкой траншеи. Углы и элементы нуждаются в дополнительном армировании и вспомогательных подпорках. Собранный короб размещается согласно проектному положению, смежные панели закрепляются между собой. Цементный раствор заливается посредством глубинного вибратора, сформированная поверхность заглаживается и выравнивается. После застывания бетона стены освобождаются от опалубки, она очищается и собирается на следующем участке.

Расценки

Стоимость отдельных элементов мелкощитовой (оцинкованной) опалубки составляет:

Наименование Назначение Размеры, м Вес, кг Цена, рубли
Щит линейный Основной набор стеновой опалубки 0,3×0,9 14,25 2 230
0,3×1,2 18,4 2 700
1,2×1,5 65,3 7 700
Щит универсальный Колонны и стены 0,9 45 5 300
1,2 53 6 500
1,5 65 7 300
Доборный элемент Добор линейных щитов с шагом 5 см 0,1×0,9 8,9 2 130
0,1×1,5 14,45 2 700
0,25×1,5 23 4 100
Щит угловой шарнирный Формирование внутреннего и внешнего угла 0,9 15,5 2 900
1,2 20,7 3 500
1,5 25,8 3 700

Цена напрямую зависит от качества и функциональности, универсальные комплекты с широким диапазоном размеров щитов стоят дороже, особенно при наличии оцинкованной защиты (как у МСК, Тримэкс и у многих других отечественных производителей). Но благодаря высокой оборачиваемости они имеют хорошую окупаемость, возможность соединения в произвольном порядке позволяет быстро построить любую конструкцию: фундамент, балки, колонны, стены, шахты или непрямую поверхность.

Средняя стоимость неоцинкованных окрашенных элементов ниже на 15–20 %, а при покупке б/у комплекта экономится до 30 %. При строительстве сложных объектов оптимальным решением является аренда универсальной мелкощитовой опалубки. Точная стоимость такой услуги определяется согласно индивидуальному проекту и зависит не сколько от диапазона размеров, как от длительности дней эксплуатации. Так, при аренде до 30 суток включительно приблизительная цена составит 750 рублей/м2, до 45 - от 1000 и выше.