Жилищный фонд: виды жилищного фонда РФ и правила его целевого использования. Понятие и виды жилищных фондов в РФ

жилищный фонд муниципальная собственность

В данной главе я буду классифицировать те виды жилищных фондов, которые предусмотрены действующим законодательством.

Если проанализировать положения нового ЖК РФ, то можно увидеть, что жилищное законодательство исходит из двух критериев для определения вида жилищного фонда:

1. в зависимости от того, кому принадлежит право собственности на жилое помещение;

2. в зависимости от вида целевого использования жилого помещения.

По первому критерию жилые помещения подразделяются на :

Частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

Государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Частный жилищный фонд -- это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников.

В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами.

Гражданин -- собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.

Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере. Принудительное лишение собственника принадлежащего ему жилого помещения (равно как и иного имущества) не может производиться иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение такого имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения Ч. 3 ст. 35 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 19993 г.)..

В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом.

В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды Ч. 4 ст. 213 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29.06.2009).. В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия и т. д. которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество.

Юридические лица вправе приобретать жилые дома, другие жилые помещения по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (по договорам купли-продажи, мены, дарения и т. д.); довольно часто право собственности на жилые помещения у частных юридических лиц возникает путем их долевого участия в жилищном строительстве либо других форм вложения своих средств в это строительство или приобретения жилья. Наконец, юридические лица могут строить жилье и самостоятельно, оформив надлежащим образом предварительно свое право на соответствующий земельный участок (право собственности, право долгосрочной аренды либо право наследования).

Особенностью права собственности частных юридических лиц на жилые помещения является то, что если гражданин -- собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания членов его семьи либо сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основании договора, то частные юридические лица могут иметь жилье в собственности только для сдачи его в пользование гражданам на основании договора найма.

Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в получении жилья).

Государственный жилищный фонд -- это совокупность жилых домов и других жилых помещений, находящихся в государственной собственности.

Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т. е. собственность Российской Федерации, и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.

Государственный жилищный фонд состоит из двух частей:

1) ведомственный жилищный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности.

Таким образом, ведомственный жилищный фонд -- это совокупность многих фондов, принадлежащих отдельным государственным предприятиям на праве хозяйственного ведения или учреждениям на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения означает, что государственное предприятие владеет, пользуется и распоряжается переданным ему имуществом, в том числе жилыми домами (жилыми помещениями), в пределах, определяемых ГК РФ. Предприятие распоряжается принадлежащим ему имуществом (кроме недвижимого имущества) самостоятельно, за исключением случаев, установленных законами или иными правовыми актами (ст. 294-295 ГК РФ).

Право оперативного управления означает право государственного учреждения (а также казенного предприятия) осуществлять в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296-299 ГК РФ).

Ведомственный фонд, находящийся в федеральной собственности России, весьма значительный: во многих городах, где расположены федеральные промышленные предприятия, ведомственный фонд составляет более половины государственного жилищного фонда. В целом по объему ведомственный жилищный фонд составляет примерно 60% всего жилищного фонда страны. Он постоянно пополняется жилыми домами, которые возводятся государственными предприятиями, учреждениями, организациями за счет централизованных капитальных вложений, а также нецентрализованных фондов указанных предприятий и организаций.

Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для определенной цели -- обеспечения жилищных потребностей работников предприятий, учреждений, министерств, ведомств. Удовлетворение предприятием (учреждением, ведомством) своих работников жилыми помещениями имеет важное значение в деле создания надлежащих жилищно-бытовых условий рабочим и служащим, закрепления квалифицированных специалистов и борьбы с текучестью кадров.

В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями и граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию. Кроме того, из ведомственного жилищного фонда могут обеспечиваться жилой площадью работники медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив данного предприятия.

В домах ведомственного жилищного фонда проживают и некоторые другие категории граждан, получившие жилые помещения в соответствии с установленным порядком (инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших и т. д.).

Особенностью пользования ведомственными жилыми помещениями является то, что их наниматели по закону пользуются меньшим объемом жилищных прав, чем наниматель жилых помещений в домах, принадлежащих районной (городской) администрации: во многих случаях, осуществляя свои жилищные и гражданские права (например, при приватизации квартир), наниматели ведомственных жилых помещений должны получить согласие собственника (балансодержателя) жилья. Обмен жилых помещений в домах предприятий, учреждений, организаций также допускается с согласия их владельцев.

2) фонд, находящийся в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

Жилищный фонд субъектов Российской Федерации имеет главной задачей обеспечение жилыми помещениями населения, проживающего на территории республик, края, области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также работников тех государственных предприятий и учреждений, которые находятся в управлении и подчинении органов субъектов Российской Федерации. Последнее относится в равной мере и к ведомственному жилищному фонду, находящемуся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений регионального (т. е. на уровне субъектов Федерации) подчинения. Жилищным фондом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации, распоряжаются соответствующие местные государственные органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Предприятиям разрешено использовать средства из фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства для долевого участия в совместном строительстве жилых домов и учреждений культурно-бытового назначения.

Муниципальный жилищный фонд. Муниципальный жилищный фонд -- это фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Основным источником образования муниципального жилищного фонда явилась передача в собственность муниципальных образований -- городских, сельских поселений и других населенных пунктов жилых домов (жилых помещений), которые раньше находились в ведении местных Советов, т. е. были объектами права государственной собственности.

Муниципальный жилищный фонд как часть муниципальной собственности хотя и имеет в силу публичного характера его структуры определенное сходство с государственным жилищным фондом, однако представляет собой самостоятельный вид (форму) собственности, самостоятельный вид жилищного фонда страны. Конституционные основы муниципальной собственности даны в гл.8 Конституции РФ («Местное самоуправление»). Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного назначения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Статья 132 Конституции РФ определяет, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в законе (ст. 125, 215 ГК РФ).

Жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями (школами, больницами, клубами и т. д.).

Конституционное положение о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе муниципальным жилищным фондом, означает, что указанные органы распоряжаются входящими в состав этой собственности жилыми домами в соответствии с волей и интересами населения района, города, поселка. К ведению органов местного самоуправления относятся, в частности, и такие вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства, как: энерго-, водо-, теплоснабжение населенных пунктов, их планирование и застройка, благоустройство, коммунальное хозяйство и др. Вместе с тем Конституция РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству Ч. 2 ст. 132 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 19993 г.)..

Любое не противоречащее закону и находящееся в его пределах решение органа местного самоуправления не требует ни предварительного согласия, ни последующего утверждения государственным органом и не может быть отменено в административном или судебном порядке.

Муниципальный жилищный фонд -- один из основных объектов права муниципальной собственности, предназначенный для удовлетворения потребностей населения данной территории в жилище. Объекты муниципального жилищного фонда, как и государственного, подлежат пообъектной регистрации в реестре муниципальной собственности, который ведут органы по управлению муниципальным имуществом. Муниципальный жилищный фонд подлежит приватизации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о приватизации жилищного фонда Гражданское право. Часть 1. Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М.: Издательство ТЕИС, 2008. С. 292 - 300..

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на :

Жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

Специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ, помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

Индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

Жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию Ст. 19 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 23.07.2008, с изм. от 03.06.2009)..

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие жилищного фонда и его виды…….………………….……….4

1.1. Понятие жилищного фонда…………….…………………………….4

2. Виды жилищного фонда в зависимости от форм собственности…....8

3. Виды жилищного фонда в зависимости от форм использования…..15

Заключение………………….……………………………………………...17

Список использованной литературы……………………………………..18

Введение.

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития и др.), служебные жилые помещения, квартиры и иные помещения, предназначенные (пригодные) для проживания.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

В зависимости от формы собственности действующее жилищное законодательство выделяет следующие виды жилищного фонда:

Частный жилищный фонд;

Государственный жилищный фонд;

Муниципальный жилищный фонд.

В зависимости от форм использования жилых помещений в со­ставе жилищного фонда можно выделить:

Фонд социального исполь­зования;

Индивидуальный жилищный фонд;

Коммерческий жилищный фонд.

Понятие жилищного фонда и его виды.

Понятие жилищного фонда и его виды.

1.1. Понятие жилищного фонда.

В жилищном законодательстве одним из базовых всегда было понятие «жилищный фонд» в смысле совокупности всех находя­щихся на территории страны жилых домов и жилых помещений в других строениях (ст. 4 ЖК РСФСР).

Жилищный фонд Российской Федерации представляет со­бой единую структуру, включающую все жилые дома и жи­лые помещения, находящиеся на ее территории и предназ­наченные для постоянного проживания, независимо от того, кто является их собственником, и независимо от стоимости, размеров и т. п.

Жилищный фонд - важнейшее национальное достояние, в умножении и сохранности которого заинтересовано все общество. В составе жилищного фонда в таком широком понимании законо­дательство выделяет отдельные составные части, которые также именуются фондами.

Понятие «жилищные фонды» можно определить как выделяемые из единого жилищного фонда страны по тем или иным критериям совокупности жилых домов и жилых помещений, отличающихся определенным порядком формирования, целевым назначением, правилами использования и другими элементами правового режима.

Все жилые дома, а также жилые помещения любой формы собст­венности независимо от их использования, находящиеся на террито­рии Российской Федерации, образуют жилищный фонд (ст. 19 Жилищного кодекса РФ). Сле­дует заметить, что данная статья относит к жилищному фонду жилые дома и жилые помещения, которые предназначаются как для посто­янного проживания граждан, так и для использования в установлен­ном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитии.


В ст. 15 ЖК РФ, характеризующей требования, предъявляемые к жилым помещениям, дается расшифровка понятия «пригодные для проживания». Это означает, что жилое помещение, отвечающее тре­бованиям жилищного законодательства, должно соответствовать ус­тановленным санитарным и техническим требованиям, причем в пре­делах нормы предоставления жилой площади (в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса).

Еще одно установленное законом - ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации - требование: предметом договора социаль­ного найма жилого помещения должно быть жилое помещение (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

В случае установления непригодности для проживания жилые дома и иные жилые помещения, не отвечающие установленным тре­бованиям (не соответствующие на момент обследования санитарным и техническим требованиям), могут быть переоборудованы для ис­пользования в других целях, например для нужд торговых, бытовых и иных, либо снесены, если их дальнейшее использование и в качест­ве нежилых помещений является невозможным. Такое обследование должны осуществлять межведомственные комиссии из представите­лей органов местного самоуправления, жилищной организации, санэпидстанции, бюро технической инвентаризации, госпожарнадзора и других отраслевых специалистов.

Так, строительные нормы и правила (СНиП) и другие ныне дей­ствующие нормативные акты относят к непригодным для проживания жилые дома:

1) расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаровзрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженер­ных сетей и в других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке СНиП;

2) получившие повреждения в результате землетрясений, проса­док, неравномерных осадок и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением тре­бований СНиП к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации;

3) расположенные в опасных зонах отвалов породы, угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в зонах оползней, соле­вых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и экс­плуатации зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых павод­ковыми водами;

4) представляющие собой бараки, которыми следует считать одно-и двухэтажные жилые строения, предназначенные для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, дере­вянные, рассчитанные на короткий срок службы (10-20 лет);

5) при возникновении угрозы аварии (обрушения) в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и не­сущей способности) или деформации основания здания;

6) после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, ес­ли проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно;

7) в случае невозможности организации обслуживания жителей и технической эксплуатации здания.

Являются непригодными для постоянного проживания жилые по­мещения:

1) в которых находятся предприятия, учреждения и оборудова­ние, запрещенные СНиП, эксплуатация которых приводит к возник­новению в данных жилых помещениях вибрации, шумов, превы­шающих нормы, а также к загрязнению территории и воздуха жилой застройки или к возникновению пожарной опасности - в том слу­чае, если не представляется возможным вывести указанные произ­водства из здания;

2) признанные непригодными для проживания;

3) имеющие дефекты планировки и уровня внутреннего благо­устройства;

4) санитарно-гигиенические условия которых не отвечают уста­новленным требованиям;

5) находящиеся в аварийном состоянии, под угрозой обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, простынки, панели и т.п.).

Решение о признании жилого дома или жилого помещения непри­годным для постоянного проживания должно быть принято органом местного самоуправления на основании акта об отнесении здания к непригодным и других материалов, представляемых межведомствен­ной комиссией. И только после утверждения этих актов решается вопрос либо о проведении капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений, либо об их переоборудовании для ис­пользования в других целях, либо об их сносе, а также вопрос об отселении и улучшении жилищных условий граждан, в них прожи­вающих, в установленном законом порядке.

Перечисляя виды жилищного фонда, ЖК РСФСР (ст. 5) назы­вает государственный, общественный жилищные фонды, фонд жи­лищно-строительных кооперативов, индивидуальный жилищный фонд. Более пространное определение жилищного фонда дается в Основах федеральной жилищной политики, который выделяет частный, государственный, муниципальный и наряду с этим об­щественный и коллективный жилищные фонды. Эта классифика­ция отражает уровень экономического и правового мышления, су­ществовавшего до принятия Конституции РФ 1993 г. и ГК и до преобразования жилищных отношений. Поэтому следует согласить­ся с тем, что классификация жилищных фондов, которая дается в ЖК РСФСР 1983 г. и в Основах федеральной жилищной политики 1992 г., явно устарела.

Статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации весь жи­лищный фонд классифицирует следующим образом:

1) жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частный жилой фонд);

2) жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Федерации (жилищный фонд субъектов Федерации), т.е. государственный жилой фонд;

3) жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским, сельским поселениям либо другим муниципальным об­разованиям (муниципальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, входящие в государственный и муниципальный жилищные фонды, предостав­ляемые гражданам по договорам социального найма жилые поме­щения, служебные и специализированные жилые помещения, ин­дивидуальные жилые помещения, а также помещения, предназна­ченные для коммерческого использования.

Таким образом, жилищный фонд классифицируется по принад­лежности к формам собственности.

Ныне действующим гражданским законодательством, в частности ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, также преду­смотрено три формы собственности. Исходя из этого по принципу классификации жилищных фондов по принадлежности к формам собственности следует рассматривать подразделение всего жилищ­ного фонда на три вида.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

1.2. Виды жилищного фонда в зависимости от форм собственности.

В зависимости от форм собственности выделяются следующие фонды: частный, государственный, муниципальный.

Частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

Частный жилищный фонд включает жилые дома и жилые по­мещения, принадлежащие на праве собственности, во-первых, гражданам (индивидуальные жилые дома; квартиры, приобретен­ные в порядке приватизации, путем покупки и других сделок; квар­тиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, если член кооператива полностью выплатил паевой взнос, и т. д.) и, во-вторых, юридическим лицам (построенные или приобретен­ные за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жи­лищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом).

К частному жилищному фонду относятся также жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежа­щие на праве собственности общественным организациям. Не вхо­дят в частный жилищный фонд жилые дома и жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам - государственным и муни­ципальным предприятиям и учреждениям, поскольку они соглас­но ст. 294, 296 ГК не являются собственниками.

В результате принятия Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" доля частного жилищного фонда в 2000 году составила более 63 процентов по сравнению с 33 процентами в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократи­лась с 67 до 34,8 процента.

В соответствии с ныне действующим законодательством собственниками жилых домов и жилых помещений могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации или их объединения, благотворительные или иные фонды (ст. 213 ГК РФ) - товарищества, коллективные предприятия и др., приобретающие жилые помещения и другое имущество на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики».

Основной формой образования частного жилищного фонда является строительство новых жилых домов гражданами на праве собственности за счет собственных средств или с привлечением кредитов, субсидий и других средств. Также данным Законом определено, что граждане имеют право на получение земельного участка для строительства жилья, и таким правом могут воспользоваться не только граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но и те, которые по общим основаниям не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Предоставление гражданам кредитов на строительство, реконструкцию и приобретение жилья регулируется Положением «О жилищных кредитах», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1180, в соответствии с которым кредиты на указанные цели могут предоставляться как юридическим лицам, так и гражданам, даже не состоящим на учете для улучшения жилищных условий. Обеспечивается кредит залогом в виде недвижимого имущества, принадлежащего заемщику. В данном случае вопросы о предоставлении кредита решаются в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изм. и доп. от 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля 2004 г.) и Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Частный индивидуальный жилищный фонд может быть пополнен за счет приватизации гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, может пополняться также за счет жилых домов, построенных или приобретенных на основании гражданско-правовых сделок - договоров купли-продажи, дарения, мены и т.д.

Статьей 213 Гражданского кодекса РФ устанавливается: в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

Частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничиваются по количеству, размерам и стоимости, в отличие от прежнего регулирования, когда в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей могло находиться не более одного жилого дома или части его; устанавливались также предельные размеры жилой площади, количество этажей (не более двух) и количество комнат (не более пяти).

Принудительное изъятие недвижимости без согласия собственника до­пускается только на основании решения суда.

Общественный жилищный фонд включает жилые помещения, находя­щиеся в собственности общественных объединений.

Общественные объединения - это вид некоммерческих организаций, со­зданных на добровольной основе по инициативе граждан, объединив­шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

В настоящее время общественный жилищный фонд можно отнести к частному жилищному фонду.

Государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

В законодательстве широко употребляется понятие «ведомственный жилищный фонд». Этот фонд является частью го­сударственного жилищного фонда. Он состоит из домов, принад­лежащих на праве хозяйственного ведения или праве оперативно­го управления государственным предприятиям или учреждениям и предназначенных для удовлетворения жилищных потребностей их работников.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государ­ственной власти.

Например, от имени Российской Федерации общее управлении феде­ральной собственностью осуществляет Министерство государственного имущества Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд состоит из жилых домов и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности рай­ону, городу, поселку, другим муниципальным образованиям и входящих в них администра­тивно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, вклю­чая жилые дома и жилые помещения, находящиеся в хозяйствен­ном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений (т. е. их «ведомственный фонд»).

Муниципальный жилищный фонд предназначен для удовлетворе­ния потребностей населения данного административно-террито­риального образования и принадлежащих ему предприятий и учреждений.

В настоящее время муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Феде­рации и муниципальных образований права собственника жилищно­го фонда осуществляют соответствующие органы. Так, от имени Рос­сийской Федерации общее управление федеральной собственностью возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое в пределах установленных полномочий осуще­ствляет следующие функции:

Проведение единой государственной политики в области иму­щественных и земельных отношений;

Осуществление полномочий собственника в пределах и в по­рядке, определенных федеральным законодательством, в отноше­нии имущества федеральных государственных унитарных предпри­ятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, не­используемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физи­ческим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) феде­рального имущества;

Разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

Осуществление полномочий собственника имущества долж­ника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

Защита имущественных и иных прав и законных интересов Рос­сийской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

Осуществление учета федерального имущества и ведение рее­стра федерального имущества.

При разграничении объектов жилищного фонда следует руковод­ствоваться ст. 12, 130-132 Конституции РФ и ст. 6, 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.), которые в соответствии со ст. 125 и 215 Гражданского кодекса РФ в пределах своей компе­тенции осуществляют права собственника в отношении муниципаль­ного жилищного фонда.

Жилищный фонд, являющийся собственностью (ст. 19 ЖК РФ) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следует рассматривать как жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (ст. 294 и 296 Гражданского кодекса РФ).

С учетом ст. 19 ЖК РФ необходимо иметь в виду, что ведомствен­ный жилищный фонд может быть передан в ведение органов местного само-управления. Органы государственной власти и органы местного само-управления в области регулирования жилищных отношений в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, имея в виду, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Феде­рации и его субъектов, принимают законы и иные нормативные и правовые акты субъектов Россий-ской Федерации. Вне компетенции Российской Федерации, вне компетенции совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирова­ние (принятие законов и иных нормативных актов).

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» поселковая, сельская админи­страция в области строительства, жилищного хозяйства и коммуналь­но-бытового обслуживания населения:

Организует подготовку проектов застройки населенных пунктов, утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;

Организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлекает в установленном порядке к дорожному строительству колхозы, совхозы и другие предприятия и организации;

Организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли и общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;

Распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;

Решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.

Районная администрация в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

Распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;

Решает вопросы продажи домов и квартир, использования собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

Осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, всех объектов коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения;

Принимает меры по обеспечению населения топливом и др. Городская администрация в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

Организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;

Распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

Осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом.

1.3. Виды жилищного фонда в зависимости от форм использования.

В зависимости от форм использования жилых помещений в со­ставе жилищного фонда можно выделить: фонд социального исполь­зования, индивидуальный и коммерческий жилищные фонды.

Фонд социального использования впервые был предусмотрен в Основах федеральной жилищной политики (ст. 12), а затем ГК (ст. 672).

К названному фонду относятся жилые помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенные на условиях договора найма и предоставляемые в пределах нормы жилой площади, а также жилые помещения в коммунальных квар­тирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жи­лищный фонд социального использования охватывает только те жилые помещения, которые включены в фонд социального исполь­зования местной администрацией, государственными и муници­пальными предприятиями и учреждениями. Часть жилых помеще­ний в домах государственного и муниципального жилищных фондов предоставляется по договору коммерческого найма и по договору аренды.

За гражданами, проживающими по ранее заключенным до­говорам найма в домах государственного и общественного жилищ­ных фондов, полностью сохраняются права, возникшие из этих договоров независимо от площади занимаемого жилого помеще­ния. Отсюда следует, что указанные граждане должны рассматривать­ся как субъекты договора социального найма, хотя они в свое вре­мя заключали обычный договор найма жилого помещения.

Индивидуальный жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и пред­назначенные для проживания самого собственника и членов его семьи, а также лиц, которым собственник сдал помещение на ос­новании договора (п. 2 ст. 288 ГК).

В данном случае существуют права и обязанности, основанные на нормах гражданского права (права собственника) и на нормах жилищного законодательства (права членов семьи собственника и пользователей по договору с собственником).

Коммерческий жилищный фонд составляют жилые помещения, которые собственник (гражданин или юридическое лицо) исполь­зует для извлечения прибыли путем заключения договора коммер­ческого найма либо договора аренды жилых помещений. Жилые помещения в данном случае могут принадлежать частному лицу или относиться к государственному либо муниципальному фонду. Право собственности и другие вещные права на жилые поме­щения, в том числе ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре. Однако некоторые права на жилые помещения государственной регистрации не подлежат. К их числу относятся права, возникающие из договоров коммерчес­кого и социального найма жилого помещения, а также из член­ства в жилищных кооперативах.

Жилищный фонд России, независимо от принадлежности, под­лежит государственному учету в порядке, установленном Прави­тельством РФ. В составе жилищного фонда учитываются жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использова­ния в установленном порядке в качестве служебных жилых поме­щений и общежитии.

В жилищный фонд не входят и не учитываются в его составе дачи дачно-строительных кооперативов, садовые домики садовод­ческих товариществ, вагончики, используемые строителями, мотели, турбазы, дома отдыха, санатории, пансионаты и другие строения и помещения, предназначенные для сезонного или вре­менного проживания независимо от длительности проживания в них граждан. Не могут быть отнесены к жилищному фонду и не подлежат государственному учету самовольно построенные дома и другие строения (ст. 222 ГК).

Учет помещения или строения в составе жилищного фонда имеет важное юридическое значение. Если строение или помеще­ние не учтено в составе жилищного фонда, к отношениям, возник­шим по их поводу, не могут применяться нормы жилищного зако­нодательства (например, правила о правах членов семьи основного пользователя, о выселении и т. д.).

Виды жилищного фонда - это классификация жилых помещений в зависимости от принадлежности и назначения. Рассмотрим, на чем она основана, как это влияет на права и обязанности граждан. Затронем способы и формы учета и мониторинга имеющегося в стране жилья.

Нормативное регламентирование

Ответы на вопросы о жилье дает ЖК. Он описывает понятие и виды жилищного фонда, правила их использования.

Что касается правил содержания, то они принимаются на уровне Правительства РФ.

Нельзя забывать и про документы, имеющие сугубо технический характер (правила эксплуатации жилья), которыми руководствуются работники сферы ЖКХ.

Ряд специальных документов принят для регулирования учета всего жилья в стране.

Состав жилищного фонда

В его качестве в законодательстве понимаются жилые помещения, имеющиеся в стране. Форма собственности при этом значения не имеет, назначение помещения также. Данные факторы лишь используются в качестве критериев классификации, как и порядок формирования и использования.

Формы собственности

Рассмотрим, как реализуется право на владение имуществом различными субъектами. Жилищный фонд подразделяется на помещения, принадлежащие:

  • гражданам и негосударственным юридическим лицам (частное жилье);
  • государственный фонд соответственно принадлежит государству и его субъектам (представлены региональными властями);
  • муниципальный фонд принадлежит муниципальным образованиям.

Как появляется жилье частной формы собственности, понятно всем: в результате приватизации, возведения новых объектов в эксплуатацию за деньги граждан или организаций.

Государственный фонд формируется путем приобретения жилья за счет средств бюджета. Компании могут передавать квартиры или дома в счет налоговых и иных обязательств перед государством. Имущество может перейти в собственность государства по иным основаниям. Аналогичные правила действуют в отношении муниципального жилья.

Цели использования

В законе указано несколько видов жилищного фонда в зависимости от назначения:

  • для социального найма;
  • специализированный (предназначен для широкого перечня лиц);
  • для индивидуального использования;
  • для коммерческого использования.

В тексте нормативных актов встречаются упоминания, например, ведомственного фонда, который относится к специализированному. Отталкиваться в жалобах и исках надо только от формулировок ЖК.

Социальное жилье

Квартиры из жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам по договору социального найма. Плата за использование не взимается. Предоставляется государством или муниципалитетом. Их нередко представляет уполномоченная организация, ответственная за управление жилыми помещениями.

Они предоставляются для проживания на условиях, изложенных в ЖК. С гражданами заключаются соглашения на основе типовой формы. Кто вправе получить в пользование помещение?

Существуют несколько категорий граждан: инвалиды и их семьи, граждане, чей доход ниже определенного уровня, многодетные семьи и лица, нуждающиеся в дополнительном жилье. В нормативных актах в регионах детально излагается перечень требований к претендентам на получение жилья таким образом. Право на помещение из жилищного фонда социального использования имеют самые разные категории людей.

Описанную форму помощи нельзя путать с наймом жилья в фонде социального использования, которое предоставляется за небольшую плату.

Специализированный жилищный фонд

Он формируется за счет помещений, имеющихся в ведении государства и органов муниципалитета. Лица, вселенные в помещения, отнесенные к такому фонду, не имеют права на их приватизацию, как это сделано с жильем, передаваемым в соответствии с правилами социального найма.

В частности, в специализированный жилищный фонд включены:

  • служебные помещения;
  • комнаты в общежитиях (если только они не переданы в рамках социального найма);
  • жилье из маневренного фонда;
  • социального для обслуживания граждан;
  • для вынужденных переселенцев, беженцев;
  • для лиц, отнесенных к детям-сиротам и оставшихся без родительского присмотра и ранее к ним относившихся (достижение 18 лет не лишает прав);
  • жилье для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Примерный перечень приобретателей

Помещения из маневренного фонда предоставляются на время обучения, службы или работы. Как правило, людей расселяют в комнаты общежитий.

В ЖК имеется неполный перечень оснований, дающих право на помещения из маневренного фонда:

  • проводится капитальный ремонт помещения, выданного по программе социального найма;
  • на единственное жилье, приобретенное за кредитные средства, было обращено взыскание;
  • жилье стало непригодным для проживания из-за стихийных бедствий, военных действий и иных чрезвычайных обстоятельств.

Таким образом, законом выделен еще один вид жилых помещений, не упомянутых в первых статьях кодекса.

Индивидуальное жилье

Ст. 19 ЖК РФ рассматривает его как помещения, находящиеся в частной собственности. Собственник имеет право устанавливать условия проживания на свое усмотрение, за исключением установления платы. Правом проживания обладает сам собственник, члены семьи и другие лица, которых он пожелал вселить.

Коммерческий фонд

Статья ЖК, посвященная понятию и видам жилищного фонда, относит к коммерческому фонду помещения, передаваемые на платной основе. Формулировка не допускает использование помещения для платного проживания, если оно относится к специализированному фонду или предоставляется для социального найма.

Мониторинг и учет состояния жилья

Обеспечивается органами Минстрой и ЖКХ. В мониторинг входит принятие мер для сбора статистической отчетности о состоянии жилья в РФ: его объемах и техническом состоянии. Получая информацию, анализируя ее, министерство обязано сообщать о своих выводах в органы, обязанные принять меры для сохранения и поддержания его сохранности.

Учет - меры в форме инвентаризации и паспортизации. Обе задачи выполняются специальными предприятиями - БТИ, находящимися в собственности регионов. Кроме того, разрешена деятельность частных организаций, выполняющих функции БТИ. Однако копии материалов, собранных ими, все равно передаются в государственные организации.

Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда

В 2003 г. Госстрой принял документ, описывающий порядок эксплуатации жилья. Он включает в себя ссылки на иные акты, в нем прописаны обязанности собственников квартир и общего имущества многоквартирного дома. От них, например, требуется бережное отношение к недвижимости и объектам благоустройства. О чем еще говорится в документе?

  • Описываются виды и порядок осмотра, технического обслуживания.
  • Виды ремонта (текущий и капитальный), порядок проведения.
  • Организация обслуживания жилых помещений, чердаков, объектов благоустройства.
  • Порядок подготовки к отопительному сезону.
  • Организация диспетчерской службы.
  • Проведение уборки в условиях разных сезонов (зимы, лета).
  • Значительная часть документа отведена под описание обслуживания стен, перегородок, полов, покрытий, крыш, окон.

Заключительная часть правил и норм эксплуатации жилищного фонда посвящена формам документов, отражающих состояние дома, фиксирующих проведение осмотров, ремонта и иных мероприятий.

В заключение

Ряд документов освещает процесс содержания и эксплуатации многоквартирного дома. Именно на них направлено внимание государства. Люди, проживающие в индивидуальных домах, обеспечивают сохранность жилья своими силами.

Статья 19. Жилищный фонд

1. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;

2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Под ЖФ понимается совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, пригодных для проживания. При этом в его состав включаются жилые дома и квартиры, предназначенные как для постоянного, так и временного проживания (общежитие). Следовательно, в состав ЖФ включаются любые виды ЖП, пригодных для проживания. ЖФ подлежит государственному учёту (Постановление Правительства РФ № 1301 «О государственном учёте ЖФ в РФ»). Целью учёта является получение информации о месторасположении, количестве и качестве, техническом состоянии, благоустройстве и стоимости ЖФ. При этом учёту подлежат только законченные строительством и введённые в установленном законом порядке в эксплуатацию ЖП и здания.

Содержание государственного учёта составляет деятельность по технической инвентаризации и ГР документов правообладателя; статистический и бухгалтерский учёт. Проведение учёта удостоверяется техническим паспортом, в который включаются сведения о принадлежности ЖП, экспликация площади, техническое описание помещения и его стоимость. Правовое значение учёта определяется тем, что его наличие предполагает применение при регулировании отношений правил жилищного законодательства, а также осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью ЖП.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти РФ и её субъектов (ст. 12, 13 ЖК РФ). Контроль же за нормативным обеспечением коммунальными услугами и применением ответственности за нарушение правил предоставления услуг возложен на органы государственной жилищной инспекции. Классификация жилищных фондов осуществляется по двум основаниям: в зависимости от формы собственности и в зависимости от цели использования соответствующего жилищного фонда. В зависимости от формы собственности различается государственный, муниципальный, в т.ч. ведомственный (ХВ, ОУ), а также частные жилищные фонды. В зависимости от цели использования ЖФ подразделяются на:

    ЖФ социального использования. В состав таких фондов включаются ЖП, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Такие помещения предоставляются на основании договора социального найма лицам, поставленным на учёт для улучшения жилищных условий при наличии признаков малоимущности и нуждаемости. Договор социального найма носит бессрочный характер. Соответственно, предоставление ЖП, входящих в социальный фонд, предполагает постоянное проживание. При этом использование таких помещений носит возмездный характер;

    Специализированный ЖФ, в состав которого включаются:

    Служебные жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания граждан в связи с наличием трудовых отношений, службой, избранием в государственные и муниципальные органы или назначением на должность (ст. 104 ЖК РФ). Только отдельные квартиры;

    Общежития, т.е. ЖП, предназначенные для временного проживания и предоставляемые в связи с наличием трудовых отношений, учёбой или службой. При этом в отличие от служебных помещений общежития имеют статус специально созданных, имеют специальное оборудование, укомплектованы предметами домашнего обихода и для общежития предполагается штат для обслуживания;

    Жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания. Они предоставляются в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилых помещений, а также при обращении взыскания на жилое помещение, как на предмет залога, если оно приобретено засчёт кредитных средств третьих лиц. При этом в последнем случае жилые помещения из маневренного фонда предоставляются, если ЖП, на которое обращалось взыскание, является единственным. Кроме того, жилые помещения из маневренного фонда предоставляются, если единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

    ЖП, предназначенные для временного поселения, которые предоставляются беженцам и вынужденным переселенцам. Норм нет. Пользование жилым помещением, входящим в указанных случаях в специализированный жилищный фонд, осуществляется на основании договора найма, который носит возмездный характер;

    ЖП, находящиеся в системе социального обслуживания. Они предназначены для постоянного проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите и предоставлении медицинских и бытовых услуг. Госпиталь. Пользование такими ЖП осуществляется также на основании договора найма, который в отличие от общих правил носит безвозмездный характер.

    Индивидуальный ЖФ, в состав которого включаются ЖП, находящиеся в собственности ФЛ или ЮЛ. Такие помещения используются для собственного проживания. Предоставление третьим лицам не предполагает осуществление предпринимательской деятельности;

    Коммерческий ЖФ, в состав которого включаются ЖП, находящиеся как в государственной или муниципальной, так и частной собственности. Использование таких помещений предполагает их предоставление собственником третьим лицам на основании договора коммерческого найма.

Согласно СТ. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Существует классификация жилищных фондов по различным основаниям.

В зависимости от формы собственности:

Частный жилищный фонд:

1. индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома,

2. квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ собственников жилья,

3. квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

4. фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

- государственный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

- муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования:

А) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

Б) специализированный жилищный фонд- совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (служебные помещения, общежития и т.п.);

В) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан;

Г) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Жилищный фонд подлежит государственному учету . Государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов жилых помещений. Порядок учета устанавливается Правительством РФ, Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом осуществляется контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.



Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)

Статья 17.(ЖК РФ) регулирует вопросы назначение жилого помещения и пределы его использования, пользование жилым помещением

Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначаются для проживания граждан, гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания иных лиц на основании договора. При этом размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Исходя из установленного законом целевого назначения жилища, недопустимо встречающееся на практике размещение в жилых помещениях торговых предприятий, офисов юридических лиц, производственных мощностей.



В ст. 293 ГК РФ предусмотрена ответственность собственников жилых помещений вплоть до лишения права собственности за:

· использование жилого помещения не по назначению (т.е. не для проживания, а в качестве склада, офиса и т.д.);

· систематическое нарушение прав и интересов соседей (видимо, имеются в виду такие неоднократные нарушения, которые создают невозможность проживания с таким гражданином в одном доме);

· бесхозяйственное обращение с жильем, в результате которого происходит его разрушение (бездействие (отсутствие необходимого ухода, неосуществление ремонта и т.п.)), либо за совершение активных действий, ведущих (могущих привести) к разрушению жилого помещения.

Данные основания принудительного прекращения права собственности на жилое помещение есть логическое продолжение ряда иных норм права. В названных случаях изъятие жилого помещения - это санкция за неисполнение обязанностей. Так, жилое помещение должно использоваться для проживания (см. ст. 288 ГК). Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК). До лишения права собственности орган местного самоуправления предупреждает собственника о необходимости устранения нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначает собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. И только если, несмотря на предупреждение, собственник продолжает бесхозяйственно содержать жилое помещение, использовать его не по назначению, нарушать права соседей, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения. При этом собственнику выплачиваются вырученные от продажи средства за вычетом расходов на исполнение судебного решения.