Сущность и функции экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и методы

Функции экономической теории

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции экономической теории
Рубрика (тематическая категория) Экономика

В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы ее основные функции: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Познавательная функция - реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формируя экономические понятия и концепции, экономическая теория тем самым обогащает знание людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению процессов экономического развития общества.

Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, принципы хозяйствования, которые реализуются во всœех областях и сферах человеческой деятельности.

Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработке рекомендаций относительно применения принципов и методов рационального хозяйствования на уровне экономических агентов.

Прогностическая функция обнаруживается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов и возможных конечных результатов.

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате упорного труда, принятия обоснованных решений и способности брать на себя ответственность за свои хозяйственные действия.

ТЕМА 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора .

1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

2.Проблема редкости и выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Издержки и выбор.Экономический рост. Эффективность.

1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

Все многообразие определœений предмета экономической теории можно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая развивается по общим законам взаимодействия человека с природой. Это очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов. На всœех этапах хозяйственной деятельности между отдельными группами людей, собственниками, предприятиями, внутри фирм, между городом и деревней, с одной стороны, а также всœеми агентами и государством, с другой стороны, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений и при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.

В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии кругооборота благ: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, который принято называть общественным воспроизводством.

Ведущей сферой является производство или процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределœение - это процесс определœения доли каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества созданных благ и системы распределœения этих благ, существующей в какой-либо стране.

Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителœей и потребителœей.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определœенных потребностей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный процесс кругооборота от производства к потреблению принято называть общественным воспроизводством. При этом воспроизводство крайне важно не только в процессе прямого удовлетворения потребностей людей. На предприятиях используются материалы, топливо, оборудование, а также умственные и физические силы людей, то есть происходит производственное потребление. В процессе производственного воспроизводства также осуществляется распределœение и обмен различными видами деятельности и созданными в результате такой деятельности благами.

Воспроизводство бывает простым и расширенным. При простом воспроизводстве процесс производства возобновляется в прежнем, неизменном объёме, а при расширенном - процесс производства возобновляется в увеличенном объёме. Важно заметить, что для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (использованное сырье и материалы, изношенное оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства.

По словам американского экономиста В. Леонтьева, - экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и всœе они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования. В индустриально развитых странах ныне выделяется около 500 крупных отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются десятки миллионов товаров и услуг для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Каждый из экономических блоков в свою очередь имеет сложную структуру. При этом хозяйственную деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, владельцев имущества, банкиров, домохозяйств и т.д.

При этом нужно иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. К примеру, благосостояние собственника крупного предприятия и хорошо работающего человека будет выше по сравнению с собственником малого предприятия, а также нерадивым или неумелым работником. Но в целом это снова же зависит от существующей в стране экономической системы, создающей то или иное ʼʼлицоʼʼ всœей нации.

Первоначальную основу жизни людей составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны иметь минимум средств к существованию(материальных благ): крышу над головой, одежду, пищу и т.д. И в связи с этим, в случае если мы хотим рассмотреть данный сложный клубок общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы, а также определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всœего крайне важно рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселœения и другие факторы. При этом определœенный результат общество может получить лишь в том случае, в случае если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством принято понимать процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

По этой причине, чтобы понять структуру общественного производства рассмотрим сущность и классификацию потребностей. Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необ-ходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Значение потребностей вытекает из самого процесса общественного производства. Вернемся к процессу кругооборота материальных благ от производства к потреблению и поставим следующий вопрос: почему после потребления материальных благ люди вновь занимаются производством? В более общем плане данный вопрос позволяет сформулировать определяющую цель развития производства . Такой целью, вне всякого сомнения, является удовлетворение возрастающих потребностей людей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они определяют целœевую направленность развития производства. В свою очередь общественное производство, независимо от существующей экономической системы выступает средством удовлетворения потребностей, то есть всœегда имеет своей целью удовлетворение потребностей людей в материальных благах и услугах.

Потребности составляют сложную систему, которую можно структурировать по различным критериям. В наиболее общем виде потребности разделяют на материальные, духовные и социальные. На первом плане всœегда стоит удовлетворение материальных по-требностей - в пище, одежде, жилье и пр.
Размещено на реф.рф
Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомо-биля, консультация юриста или врача и т. п.). Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искус-ством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр.
Размещено на реф.рф
В широком смысле к духовной пище относятся всœе виды инфор-мации, которые получает человек. По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятель-ности. Οʜᴎ бывают и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необхо-димостью людей жить и сотрудничать вместе.

Широкое распространение получила классификация потребностей, предложенная американским экономистом А. Маслоу, согласно которой всœе по-требности располагаются в восходящем порядке от ʼʼнизшихʼʼ матери-альных до "высшихʼʼ духовных: 1) физиологические (еда, питье и т. д.);2) в безопасности (защита от боли, страха и т. д.); 3) в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам); 4) самоуважение (достижение цели, признания); 5) в самоактуализации (реализация способностей и т. д.). Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потреб-ности высшего порядка.

Производство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно удовлетворить всœе эти разнообразные потребности имеет, в свою очередь соответствующую внутреннюю структуру. Различают производство материальное и нематериальное, Первое содержит в себе области по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (предоставлением) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т.д.). Это два взаимозависимых вида производства, причем одно без другого существовать не может. Гармоничное соотношение между ними оказывает содействие стабильному экономическому развитию общества.

В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно возрастает, его рост становится общей закономерностью социально-экономического развития всœех стран, особенно развитых цивилизованных государств. Особое значение для развития производства и общества в целом приобретает образование, наука, информационно-коммуникационные услуги.

Исторически общественное производство прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов к производству сложных технических систем, гибких производственных комплексов, вычислительных машин. И всœе же любое производство, первобытное или современное, характеризуется некоторыми общими чертами.

В нем взаимодействуют единые производственные ресурсы или факторы . Этими понятиями в экономической теории обозначают совокупность различных элементов производства, которые бывают использованы в процессе создания благ и услуᴦ.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет три компонента: рабочую силу человека, предметы труда и средства труда, подразделяя их на две группы: личный фактор и вещественный фактор производства.

В качестве личного фактора производства всœегда рассматривается рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к работе. Предметы труда и средства труда выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

Неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов: труд, землю, капитал и предпринимательские способности.

Труд как фактор производства представлен физической или интеллектуальной деятельностью, направленной на изготовление благ и предоставления услуᴦ. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание труда. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способность человека к труду. По мере развития производства, в особенности в условиях современной научно-технической революции, всœе более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому умению, квалификации и другим качествам.

Земля воспринимается как естественный фактор.
Размещено на реф.рф
Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе факторов производства относят естественные богатства: залежи недр, пахотные земли, леса и т.д.Говоря о земле, прежде всœего нужно иметь в виду ее использование в сельском хозяйстве. Важно заметить, что для сельскохозяйственного рабочего (фермера) земля - это главное средство производства.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, которые используются при создании благ и услуᴦ. Это разнообразные орудия работы, инструменты, механизмы, помещения, средства связи, пути соединœения и др.
Размещено на реф.рф
По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Кроме совокупности благ, ряд экономистов под капиталом понимают знание, умение человека, его энергию, которые используются в производстве товаров и услуᴦ.

Взгляды экономистов на капитал разнообразные, но всœе они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают капитал основной и оборотный. Капитал материализован в зданиях, сооружениях, станках, функционирует в производстве несколько лет и его стоимость переносится на готовый продукт по мере износа частями в виде амортизационных отчислений. Это основной капитал. Другая часть капитала, которая включает сырье, материалы, энергетические ресурсы, используется (потребителœем) полностью за один производственный цикл, воплощаясь в выработанной продукции. Это оборотный капитал. Деньги, израсходованные на оборотный капитал, возвращаются после реализации продукции.

Предпринимательские способности - особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всœех других факторов производства с целью создания благ и услуᴦ. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой базе внедрять новые виды продуктов, технологий, форм организации бизнеса в условиях риска понести убытки.

В современных условиях, кроме выше названных, выделяют другие ресурсы: организация и технология производства, наука и информация, инфраструктура и другие.

Прежде всœего, крайне важно отметить организацию и технологию производства. Именно благодаря им достигается рациональное взаимодействие рабочей силы и средств производства.

Организация производства - это определœенное устройство внутренних производственных связей, которые обеспечивают единство и упорядоченность всœего процесса производства.

Технология производства представляет собой конкретные способы обработки предметов труда, определœенный порядок производственных процессов.

Наука - это теоретически систематизированные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основные направления: фундаментальные исследования - с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

прикладные исследования - исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - обеспечивают соединœение науки с производством.

Важнейшим ресурсом и фактором производства стала информация. Информация представляет собой поток тех или иных сведений и различных сигналов. Информация обеспечивает: функционирование техники; оптимальную организацию самого производства и контроль за его ходом; возможность быстрой перестройки производства; повышение уровня знаний и квалификации работников; быстрое распространение передовых идей и технологий.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Особую роль в современной экономике играет и такой фактор как инфраструктура.

Инфраструктура - совокупность всœех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для производства. Инфраструктура включает две подсистемы: производственная - это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, складское хозяйство и т.д.) социальная (или непроизводственная) - это сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни людей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта͵ образование, здравоохранение и т.д.).

Подводя итог анализа факторов, крайне важно отметить, что производство возможное только при введении в производственный процесс всœех факторов. Производство определœенного блага или услуги требует также определœенного набора факторов, главными из которых есть работа͵ земля, капитал и предпринимательство. Οʜᴎ действуют взаимосвязано и дополняют друг друга. Отсутствие одного из низ ведет к разрушению системы и делает невозможным производственный процесс.

Функции экономической теории - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции экономической теории" 2017, 2018.

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Структура экономической теории.

1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).

Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.

Методология.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

Функции экономической теории:

1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.

Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.

Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

Главным богатством общества являются деньги.

Источником богатства служит сфера обращения

Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

Марксистская экономическая теория.

Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 -) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

Линия экономикс.

Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

В широком смысле слова экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теория исследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа. Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

Взаимная связь этих функций проявляется во взаимодействии экономической политики, хозяйственной практики и науки, которую отражает схема 1.

В основе экономической теории лежит исследование общественного производства, которое служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов. Потребности способствуют качественным и количественным изменениям в производстве, воздействуя на него не непосредственно, а через рынок и экономическую политику. Последняя, в свою очередь, подвержена воздействию не только производства, но и экономической науки. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению общественного производства, его совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории. Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук (схема 2).

Введение

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Как известно, экономика включает в себя как практические, так и теоретические основы, но базой любой практической деятельности является теория. Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. Именно поэтому на данный момент наша тема является исключительно актуальной, так как, изучая функции экономической теории и её влияние на экономику, можно более глубоко и осмысленно разобраться в природе экономических процессов.

Целью данной работы является наиболее полное раскрытие и описание функций экономической теории, а также изучение влияния этой науки на современную экономику в целом. В ходе работы, помимо вышеописанного, будет выяснено значение экономической теории для практической экономики на сегодняшний день.

Задачи данной работы состоят в следующем: 1) детально изучить принцип функций данной экономической науки, понять их направленность и необходимость; 2) выявить конкретное значение экономической теории в развитии экономики, её прямое и косвенное воздействие на современную экономику.

Предмет исследования работы - экономическая теория и её функции.

Материал данной работы составлен методом сбора и анализа данных, необходимых для полного раскрытия цели и задач, представленных выше.

Функции экономической теории

Основные функции экономической теории и их особенности

Экономическая теория, как и любая другая наука, имеет ряд функций. Существует множество определений того, что изучает экономическая теория. Каждое из них следует считать правильным, так как оно отражает ту или иную важную сторону экономики, и в то же время каждое определение является ограниченным вследствие чрезмерной сложности изучаемых экономических процессов и явлений.

Сегодня большинство экономистов полагают, что наиболее удачным следует считать определение, которое исходит из того, что любое общество при своем функционировании сталкивается с проблемой конфликта между неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Выделяют познавательную, методологическую, аналитическую, прогностическую и практическую функции экономической теории.

Познавательная функция. Как и всякая наука, экономическая теория выполняет, прежде всего, познавательную функцию. Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеет познавательная функция экономической теории. Она призвана изучать и объяснять процессы и явления в экономической жизни общества.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. Базовой научной основой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п.

Обнаруживая и постулируя общее в хозяйственных явлениях, экономическая теория конструирует модели действительности. Разумеется, эти модели беднее той реальности, которую они фиксируют. Модели отвлеченно отражают индивидуальное своеобразие конкретного явления, подчеркнуто констатируя универсальное в нем. Выявляя принципиальное, политэкономия тем самым в сформулированных ею законах абстрагируется от сбивающих с толку деталей и частностей. Их же знание облегчает ориентацию в хозяйственной жизни, позволяет оптимизировать экономическое поведение. Поэтому и говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории.

Между тем, ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать хозяйственные отношения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренние взаимосвязи изучаемых явлений. А вот контуры целой новой парадигмы в экономической теории могут быть обозначены не только на основе глубокого изучения наиболее существенных тенденций, закономерностей и законов развития экономики на глобальном уровне, но и при помощи прагматического согласования противоречивой системы экономических интересов отдельных стран, межгосударственных общностей, разных предприятий и организаций. Это обусловливает объективную необходимость поиска отдельными странами и регионами оптимального соотношения различных форм собственности, который должен базироваться на экономических (а не идеолого-политических) основах и регулироваться, прежде всего, экономическими законами и хозяйственной целесообразностью. Любое знание является ценным не само по себе, а тем, что служит практическим целям общества.

Таким образом, экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определенные экономические закономерности. Ее познавательную функцию должна дополнить практическая функция. Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

Говоря по-другому, познавательная функция выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов. Зная направления и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

Практическая функция. Экономика выполняет и практическую (рекомендательную) функцию: на основе позитивных знаний дает рекомендации, предлагает выбор действий, объясняет, какой должна быть экономика (нормативная экономическая теория).

Практическая функция опосредует связь внутри познавательной функции экономической теории. Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только больших (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулируемой системы являются стоимостные отношения, отражающие и сочетающие социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп. Эта функция тесно связана с экономической политикой, а также является дополнением прогностической функции экономической теории (не во всех случаях, только когда необходимо конкретное реальное применение каких-то теоретических аналитических знаний на практике, отсюда и название функции - практическая). Это означает, что экономическая теория напрямую служит практике, обществу, людям.

Эта функция открывает наиболее полезные и эффективные направления деятельности, учит использованию экономических методов воздействия, умению видеть неиспользованные еще пути и ресурсы, выбирать формы и способы хозяйствования, считать и оценивать как успехи, так и просчеты на практике. Иными словами, данная функция - разработка практических рекомендаций, принципов и методов эффективного хозяйствования, применение их на практике. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.

Аналитическая функция. Данная функция экономической теории заключается в том, что она позволяет вскрыть и объяснить противоречия в экономической системе, ее достоинства и недостатки. Эта функция призвана определить, какие элементы экономической системы начинают устаревать и тормозят общественное развитие, а какие обеспечивают ее дальнейший прогресс; позволяет критически оценить различные направления в экономической теории; понять основы теоретических заблуждений, если они имеют место; выявить свойственную тем или иным теориям односторонность при подходе к решению различных проблем, отметить положительные моменты, которые при этом имеют место, с тем, чтобы синтезируя их, обеспечить дальнейший прогресс в развитии экономической науки. Из названия данной функции можно выделить её основную направленность - анализ экономических явлений.

Прогностическая функция. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее становятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства. Данная функция экономики заключается в формировании научных основ прогнозирования перспектив научно-технического и социально- экономического развития.

С момента возникновения экономическая теория выражала потребности развития хозяйства и в соответствии с ними разрабатывала рекомендации для предпринимателей и государства. В современных условиях теория хозяйственного развития играет все возрастающую роль в обосновании прогрессивных преобразований во всех странах мира. Видный английский экономист Джон Кейнс имел веские причины заявить: «...Идеи экономистов и политических мыслителей -- и когда они правы, и когда ошибаются -- имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад».

Хозяйственное предвидение играет важную роль для предприятий и национального хозяйства в целом. Для предприятий и объединений оно позволяет принимать рациональные долгосрочные решения, основанные на правильном учете будущих производственных затрат и выгод. В настоящее время при всяком значительном обновлении производства и строительстве предприятий составляется бизнес-план.

Ввиду наличия множества факторов, влияющих на поведение экономической системы в будущем и субъективного характера самого процесса принятия решений (из-за наличия фактора неопределенности) параметры предстоящего экономического развития могут различаться и их трудно однозначно (точно) определить. Поэтому в процессе прогнозирования применяется, так называемый, сценарный подход. При таком подходе разрабатываются три вида прогнозов:

1. оптимистический - с учетом наиболее благоприятных факторов развития;

2. пессимистический - предполагающий худшее течение событий;

3. базовый - учитывающий наиболее вероятные изменения.

Управление современной экономикой может быть успешным, если люди могут хотя бы на несколько шагов предвидеть ход будущих событий и действовать с учетом обоснованных прогнозов.

Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства. Данная функция имеет наиболее важное значение в практической экономике, поскольку её правильное применение является залогом успешного экономического развития субъекта, использующего её. Эта функция также позволяет просчитать рациональность и необходимость всех экономических действий. По-другому - прогностическая функция, на основе анализа экономических явлений и процессов, разрабатывает направления перспективного развития экономики.

Методологическая функция. Как мы знаем, методология есть учение о методах познания. Открывая законы и закономерности общих экономических процессов, экономическая теория дает всем частным экономическим наукам (а их около 30) общие знания об экономике, а также вооружает такими методами, которым лучше всего поддаются основные вопросы экономической реальности.

Тем самым, общая экономическая теория выполняет роль прочного фундамента для многоэтажного «здания» экономических наук. Несмотря на то, что эта функция имеет теоретический характер и довольно близка к познавательной, она имеет достаточно большое значение в структуре экономической теории, выступая своеобразным связующим звеном между различными науками этой области. Если говорить обобщенно, то методологическая функция - основа для изучения других экономических дисциплин, база инструментария экономической теории.

Выше были перечислены основные функции экономической теории. Они, являясь наиболее важными по своему значению, составляют основную базу функциональной прослойки экономической теории. Но, выделяют также ещё воспитательную функцию.

Воспитательная функция. Содержанием воспитательной функции экономической теории является формирование экономической психологии каждого человека, социальной или профессиональной группы. С этой точки зрения воспитательная функция более тесно связана с практической, чем с теоретико-познавательной. Иными словами, практическая функция опосредует связь теоретико-познавательной и воспитательной функции экономической теории. Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только больших (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулируемой системы являются стоимостные отношения, отражающие и сочетающие социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп. Раскрытие содержания воспитательной функции экономической теории возможно на основе изучения экономического поведения людей (или их профессиональных групп) и факторов, которые его определяют. Они включают мотивацию, направленную на приумножение достатка (сюда относится и повышение уровня квалификации), мышление, отражающее экономические связи и отношения между субъектами, а также поступки, базирующиеся как на традициях, так и на специальных знаниях. Особенность ситуации, сложившейся сегодня в украинском государстве, состоит в том, что определенные социальные группы овладевают эффективным экономическим поведением намного быстрее, чем другие, и благодаря этому выходят на оперативный экономический простор. При таких обстоятельствах возникает вопрос о сравнении социального эффекта, который дает вышедшая вперед группа, с теми социальными и экономическими преимуществами, которые она получает. Овладение экономической теорией является предпосылкой повышения социальной активности разных групп общества, сознательного хозяйствования, овладения современным экономическим мышлением. Функции экономической теории имеют определённо важное значение. Функции как часть любой науки, являются движущим и определяющим звеном любой науки, в данном случае - экономической.

Значение экономической теории во многом определяется теми функциями, которые она выполняет. Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, дает возможность не только определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику.


1. Предмет экономической теории: различные подходы

Экономическая теория - дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической перспективе занимается история экономических учений .

Основная задача экономической теории - дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику .

Экономическая теория состоит из ряда разделов: методологии экономической науки, микроэкономики , макроэкономики , международной экономики , эконометрики , теории игр .

В современной экономической теории можно выделить ряд научных школ и направлений: неокейнсианство , монетаризм , новую институциональную экономическую теорию , нейроэкономику , австрийскую школу , новую политическую экономию , экономику и право .

Функции и методы

Методы экономической теории :

    Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

    Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

    Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

    Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории :

    Познавательная - позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

    Методологическая - позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

    Образовательная - позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

    Практическая - рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

    Прогностическая - на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия н. э. Исследователи различают множество этапов и направлений в этом развитии. Основными являются следующие: см рис. и таблицу.

Вывод: Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность.

Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов, избегая при этом разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми.

Можно ещё вот так

Экономическая наука прошла длительный путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло ещё в 5-9-веках нашей эры. В древнем Китае, Индии, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами и направлениями, которые объединены задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляют предмет этого исследования.
Ксенофонт (древнегреческий философ 430-350 век до нашей эры) – он дал название науки “ ОЙКОС “ – дом, хозяйство, “ НОМОС “ – закон. Закон ведения домашнего хозяйства.
Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистике было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
Антуан Монкретьен (1575-1621 года) “ Трактат политической экономики 1615 год “ и дал новое название “ политическая экономия “. Предметом изучения которой является изучение государства, хозяйства управляемого абсолютной монархией.
Адам Смитт (1723-1790 года) – автор “ исследования о природе и причинах богатства народов”. Предмет изучения – богатства нации и его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции

Карл Маркс

3.Проблемы выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.

Технологический выбор– это ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Допустим необходимо произвести два товара: пушки и масло. Допустим, что все необходимые ресурсы общества были направлены на производство масла 5 млн. килограмм.
Альтернатива ему пушки. Максимум 15000 штук.

A, B, C, D, E, F – кривая производственных возможностей, которая показывает максимальный объём производства товара, при имеющихся ресурсов и заданных объёмов производства других товаров.
У неполная загруженность производственных мощностей и имеются резервы для увеличения.
S общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производства.

При абсолютном использовании всех ресурсов, все точки возможных комбинаций производства пушек и масла находятся на кривой трансформации.
С помощью кривой производственных возможностей можно сформировать тезис об альтернативности производства различных видов товарных групп в экономике в полной занятости. Форма графика показывает своеобразную ”цену” одной товарной группы, выраженную в альтернативном количестве другой товарной группы.
Сущность экономического закона возрастающих затрат состоит в том, что увеличение объёма одноимённой товарной группы, неизбежно возрастание затрат на единицу товара выраженных другой товарной группой.

4. Виды экономических систем. Критерии, типы, классификация

Экономическая система – это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

1. Формационный подход (К. Маркс):

    Первичная (архаичная ) - первобытно-общинный и азиатский способы производства;

    Вторичная – основана на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм);

    Коммунистическая общественная формация.

2. Критерий характера связи в обществе между производством и потреблением (К. Бюхер) :

    Замкнутое домашнее хозяйство (созданные блага потребляются в самом хозяйстве, без обмена);

    Городское хозяйство (непосредственный обмен, блага переходят из производящего хоз-ва в потребляющее);

    Народное хозяйство (блага на основе товарно-денежного обмена переходят через целый ряд хозяйств, прежде, чем поступят в потребление)

3.Наибольшее распространение в мировой экономической литературе получила классификация экономических систем по двум признакам:

    По форме собственности на средства производства;

    По способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.

На основе этих признаков различают:

Традиционные системы – встречаются в слаборазвитых странах, основаны на обычаях и традициях. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Технический прогресс проникает в эти системы с трудом, т.к. он вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего строя.

Командная или тоталитарная экономика – распространена государственная собственность на средства производства, деятельность осуществляется под строгим надзором гос-ва; все решения по поводу процессов производства, распределения, обмена и потребления принимаются на государственном уровне. Данная система эффективна в условиях кризиса и др. чрезвычайных ситуациях, при других условиях – тормозит развитие общества.

Рыночная экономика – господствует частная собственность на средства производства. Гос-во не занимается распределением ре6сурсов, все решения принимаются рыночными субъектами на свой страх и риск. В рыночной экономике гос-во выступает неким правовым институтом, который лишь создает правила «игры» и следит за их выполнением.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хоз-ва.

Смешанная экономика – представляет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка (США, Англия, Франция, Германия и др.).

Товарное хозяйство – возникло как противоположность натуральному, в начале в форме обмена между общинами, этот обмен носил случайный характер.

Товарное производство – когда продукты создаются отдельными частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей нужна купля-продажа продуктов на рынке.

Ни один человек, ни одно существо не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства и вещи для удовлетворения потребностей – блага.

Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Классификация благ:

1. Материальные блага имеют материальную форму и природу (естественные дары природы, продукты производства).

Нематериальные блага – не имеют материальной формы (здравоохранения, образование, искусство, кино, театр и т.д.).

Различают две группы нематериальных благ:

Внутренние – даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух).

Внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).

2. Экономические блага – к ним относятся те блага, которые яв-ся объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.

Неэкономические блага – предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природу «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека.

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.

Товар обладает двумя свойствами:

    Способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;

    Способность к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость. Ею обладает любой товар. Потребительные стоимости составляют вещественное содержание богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:

    Количество

    Натуральная форма

    Качество

Последнее – это степень полезности данной потребительной стоимости, ее соответствия, ее пригодности удовлетворять потребность в конкретных условиях потребления.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая стоимость.

    Услуги (в экономической теории) - товары , которые могут производиться, передаваться и потребляться одновременно.

    по ... народов». В дальнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью...

  • Шпаргалка по Экономической теории (6)

    Шпаргалка >> Экономическая теория

    Благ 5) Методы экономической теории Методы эк теории -совокупность способов приёмов... устанавливают процентные ставки по депозитам ниже, а по кредитам - выше... предпринимательский талант по управлению предприятием. Виды прибылей Экономическая прибыль...

  • Шпаргалка по Экономической теории (8)

    Шпаргалка >> Экономическая теория

    ... экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения между производством и потреблением. По марксистской теории ... новых орудий труда. Кейнсианская теория усматривает причину экономических спадов в недостаточном совокупном спросе...

  • Шпаргалка по Экономической теории (9)

    Шпаргалка >> Экономическая теория

    Формирования экономической теории как науки. Экономическая мысль периодов античности и средневековой западноевропейской экономической мысли, теории и... в целом. Структура рынков: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений потребительских...