Субсидии межбюджетные трансферты предоставляемые на условиях. Межбюджетные трансферты регионам: состояние и перспективы

Законодателем в качестве самостоятельной формы межбюджетных трансфертов выделена такая форма трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета как «иные межбюджетные трансферты»

Стоит заметит, что в предыдущих редакциях БК РФ такой формы предусмотрено не было.

Такую форму трансфертов можно охарактеризовать как безвозмездную и безвозвратную.

Таким образом, к иным формам следует отнести, например, трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований, а так же трансферты, направляемы в адрес закрытых административно - территориальных образований.

Примером иных межбюджетных трансфертов, являются выделение субвенций для финансирования дополнительных расходов муниципального образования, в случае предоставления ему статуса наукограда. Бюджетный кодекс Российской Федерации Статья №132.1. 9

Глава 2. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

К формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, относятся:

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

2. Субсидий местным бюджетам;

3. Субвенции местным бюджетам;

4. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключённых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей;

6. Субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

7. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Анализируя положения ст. 135 БК РФ можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться как в адрес местных бюджетов, так и в отношении иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Другие формы межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

2.1 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий, по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации: -- Москва, Юрайт, 2008 г.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок расчета и установления, заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта Российской Федерации исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.

Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта Российской Федерации.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Для повышения результативности решения текущих задач территориальных бюджетов важную роль играют межбюджетные трансферты. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации выделена целая глава, посвященная межбюджетным трансфертам (гл.16 «Межбюджетные трансферты»).

Межбюджетные трансферты -- это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ. ст. 6 БК РФ 2015 г.

Являясь важной частью бюджетной системы, межбюджетные трансферты выполняют такие функции, как:

Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ или муниципальных образований и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору гос услуг на всей территории;

Компенсация бюджетам, находящимся на нижних уровнях системы, затрат, связанных с финансированием мероприятий общенационального значения, если недостаточно собственных поступлений в бюджет;

Устранение горизонтальных диспропорций между бюджетами, позволяющих решить некоторые проблемы социальной обеспеченности, для повышения уровня жизни населения;

Стимулирование местных властей к усилению налогового потенциала;

Снижение социальной напряженности в регион, стимулирование экономического роста.

Реализация этих функций на практике сталкивается с рядом объективных и субъективных трудностей. Следует отметить, что сам процесс «возмещения расходов на услуги общенационального назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами Федерации, что чаще всего приводит к различного рода торгам между правительствами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.

Следует отметить, что при составлении статистики бюджета по всем бюджетам бюджетной системы РФ межбюджетные трансферты консолидируются, т.е. исключаются одновременно из доходов бюджетов-получателей межбюджетных трансфертов и из расходов бюджетов, за счет средств которых эти трансферты были предоставлены. Межбюджетные трансферты играют важную роль во взаимоотношениях между различными уровнями органов государственного управления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Энциклопедия статистических терминов. - М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013.

Основными формами межбюджетных трансфертов являются:

Дотации;

Субсидии;

Субвенции;

Иные межбюджетные трансферты;

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов;

Бюджетный кредит.

Рассмотрим каждый из них более развернуто.

Дотации -- это нецелевые направления бюджетных средств, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, на безвозмездной и безвозвратной основе. Выделяются в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня (для сбалансирования доходов и расходов). Предоставляются по решению представительного органа власти, подкрепленного юридическим актом.

Субсидии - бюджетные средства (межбюджетные трансферты) предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на условиях долевого финансирования целевых расходов. Выделение субсидии предполагает долевое участие в финансировании государственных или муниципальных мероприятий. При этом право собственности на субвенционно финансируемый объект (проект, программу и т. п.) не изменяется. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов (ст. 132 БК РФ).

Субвенции - это форма межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций (ст. 133 БК РФ).

Дотации, субвенции и субсидии объединяет их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов. Крохина А. Ю, «Финансовое право России» 4-ое изд. перераб. и доп. , НОРМА, Москва 2011.

Бюджетный кредит - это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Он предоставляется из федерального бюджета и не более чем на год, что отличает бюджетный кредит от других видов трансфертов. Его объем определяется при составлении проекта федерального бюджета. Каждый субъект имеет право на приобретение такого рода финансовых поступлений.

Одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение зависимости субъектов РФ от финансовой помощи федерального центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращивание бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:

Формирование унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективных решений и индивидуальных согласований;

Четкое законодательное закрепление бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней в решении проблем социально-экономической жизни регионов;

Отказ от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования;

Расширение налоговых полномочий субъектов РФ в рамках единого налогового пространства;

Внедрение принципа обусловленности предоставления финансовой помощи субъектам РФ;

Усиление контроля за целевым характером использования финансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов дотационных регионов.

Межбюджетные трансферты являются одним из наиболее эффективных инструментов фискальной политики. Выделяют три основные задачи данного инструмента:

Компенсация внешних эффектов, возникающих в виде перелива выгод от деятельности властей одного административно-территориального образования в другие административно-территориальные образования;

Выравнивание доходов субнациональных бюджетов;

Устранение недостатков налоговой системы.

Правовое регулирование межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании ст. 146 БК РФ, согласно которой в бюджеты Пенсионного фонда РФ (далее -- ПФР), Фонда социального страхования (далее -- ФСС), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее -- ФФОМС) в числе прочих подлежат зачислению межбюджетные трансферты из федерального бюджета; в бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования зачисляются межбюджетные трансферты из ФФОМС, а также межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

  • Раздел I. Финансовая деятельность в рф
  • 1. Понятие финансов как экономической категории и в материальном выражении. Особенности финансов как общественных отношений. Их функции.
  • 3. Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления.
  • 1) Налоговый метод;
  • 4. Правовые и неправовые формы финансовой деятельности государства: понятие, краткая характеристика.
  • 5. Конституционные основы финансовой деятельности рф.
  • 6. Состав и краткая характеристика финансово-правового положения федеральных органов государственной власти, для которых финансовая деятельность является основной
  • 7. Министерство финансов рф: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 8. Федеральное казначейство: задачи, функции, полномочия.
  • 9. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора: понятие, задачи, функции, полномочия.
  • 10. Федеральная налоговая служба: понятие, задачи, функции, полномочия.
  • 11. Федеральная служба страхового надзора: понятие, задачи, основные функции и полномочия.
  • 12. Банк России: особенности правового положения, основные задачи, функции. Роль реализации финансовой политики государства.
  • Раздел II. Финансовое право рф.
  • 1. Понятие финансового права. Особенности предмета и метода правового регулирования.
  • 2. Место финансового права в системе Российского права, соотношение его с другими отраслями права.
  • 3. Финансовое право как наука.
  • 4. Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика её элементов.
  • 6. Финансово-правовые нормы: понятие, особенности, структура. Классификация финансово-правовых норм.
  • 7. Финансовые правоотношения: понятия особенности, структура, основания классификации.
  • 8. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика их финансово-правового положения.
  • III. Финансовый контроль государства.
  • 5. Аудит: понятие, место в системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование.
  • Раздел IV. Бюджетное право в рф.
  • 1. Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные и консолидированные.
  • 2. Структура бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит.
  • 3.Бюджетная система рф: понятие, структура, принципы.
  • 6. Бюджетные правоотношения: понятие, особенности классификация. Субъекты бюджетных правоотношений.
  • 7. Бюджетные права рф, субъектов рф и муниципальных образований.
  • 8. Бюджетная классификация: понятие, состав, краткая характеристика. Роль в организации(упорядочении) бюджетной системы.
  • 9. Доходы бюджета. Виды доходов.
  • 10. Распределение доходов между уровнями бюджетной системы рф: необходимость, понятие, правовые основы, методы.
  • 11. Расходы бюджета. Резервные фонды: порядок образования и использования.
  • 12. Расходные обязательства (ро): понятие и порядок разграничения между рф, субъектами рф.
  • 13. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.
  • 14. Понятие бюджетного процесса, его стадии и принципы. Краткая характеристика последних.
  • 1. Принцип ежегодности бюджета.
  • 2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса.
  • 3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса.
  • 5. Принцип строгой законодательной регламентации всех стадий бюджетного процесса.
  • 6. Принцип достоверности бюджета.
  • 7. К принципу достоверности бюджета примыкает принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета.
  • 8. Принцип специализации бюджетных показателей.
  • 15. Порядок составления бюджета.
  • 16. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
  • 17. Основы порядка исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы рф.
  • 18. Порядок составления, внешней проверки рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности.
  • 19. Понятие внебюджетных фондов как звена финансовой системы рф. Бюджетно - правовое положение государственных внебюджетных фондов по бк рф.
  • Раздел V. Финансово-правовое регулирование финансов организаций и предприятий.
  • Раздел VI
  • 1. Понятие налога и сбора. Их функции. Принципы установления и взимания.
  • 2. Система налогов и сборов: понятие, основание и значение их классификации. Направления её совершенствования.
  • 3. Понятие налогового права. Его система.
  • 5. Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика.
  • 6. Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы и краткая характеристика.
  • 7. Понятие налогового правонарушения. Формы вины. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения.
  • 8. Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение.
  • 9. Характеристика порядка взимания налога на доходы физических лиц (круг плательщиков, объекты обложения, налоговый период, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты).
  • Раздел VIII. Правовые основы государственных расходов.
  • Раздел 9. Финансово- правовые основы банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.
  • 2. Задачи и полномочия Банка России по регулированию деятельности кредитных организаций.
  • 3. Понятие денежной системы рф. Правовые основы и принципы организации денежного обращения.
  • 4. Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, порядок выпуска денежных знаков нового образца и порядок замены ранее выпущенных знаков.
  • 6. Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве рф.
  • 7.Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля. Принципы и задачи валютного регулирования и валютного контроля.
  • 8. Органы валютного регулирования, их полномочия.
  • 9. Субъекты валютных правоотношений. Понятие резидента и нерезидента. Основы их валютно правового статуса.
  • 10. Понятие валютного контроля. Правовой статус органов и агентов валютного контроля.
  • 13. Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления.

    Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

    Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

    Субвенция - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенция в отличие от дотации должна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок; в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу.

    Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Общим для дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратный характер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

      дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

      субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

      субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

      иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

      межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

    При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, а проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

    Можно отметить, что в соответствии с действующими методологиями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации распределяются по двум принципам:

    1) первая часть дотаций распределяется среди субъектов Российской Федерации, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает 65% среднероссийского уровня;

    2) вторая часть дотаций распределяется уже среди большего количества регионов, право на получение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, для которых ограничивается средним уровнем расчетной бюджетной обеспеченности.

    В результате для решения одной и той же задачи выравнивания применяются различные методы, что приводит к некоторому снижению результативности использования дотаций.

    Другим видом межбюджетных трансфертов, который необходимо выделить, являются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.

    Субсидии обладают такими характеристиками, как:

    Целевой характер расходования;

    Наличие условий для получения средств;

    Обязательства получателей субсидий по обеспечению софинансирования соответствующих расходов.

    Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

    Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов. Цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ на срок не менее трех лет.

    Следующей характеристикой субсидий являются условия их получения:

    Представление отчета о выполнении программы или ее этапа и отчета об исполнении плана использования средств, выделяемых на реализацию программы;

    Выполнение программы или ее этапа, выполнение плана использования субсидий или его этапа;

    Отсутствие критериев дисквалификации

    Все это также позволяет рассматривать данный межбюджетный трансферт как стимулирующий механизм бюджетного федерализма.

    Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

    Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

    При этом субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между всеми субъектами Российской Федерации по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в субъектах Российской Федерации.

    Их размер для конкретного субъекта Российской Федерации не зависит от уровня бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (объема доходов) и не включается в состав собственных доходов региональных и местных бюджетов.

    Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Введение

    Межбюджетные трансферты - средство межбюджетного урегулирования, заключающееся в передaчи средств внутри бюджетной системы стрaны, из одного бюджета в другой.

    Будучи важной частью бюджетной cистемы, мeжбюджетные трансферты выполняют cледующиe функции:

    Возмещают бюджетaм, находящимся на нижних уровнях системы, рaсходы, связанные с выполнением задач общенационального знaчeния, если собственных поступлений в бюджет недостаточно для их компенсации;

    Уcтраняют горизонтальные диспропорции между бюджетами, в том числе позволяют решить некоторые социальные проблемы, возникающие во время экономических спaдов в регионах;

    Стимулируют усиление власти к усилению нaлогового потeнциaла.

    Целью моей работы является рaскрытие понятия межбюджетных трaнcфертов, представленных в виде дотаций, субсидий, субвенций и условия их предостaвления.

    Глава 1 . Формы межбюджетных тр a нсфертов, предоставляемых из федер a льного бюджета

    Глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации устaнавливает зaконодательный порядок перераспределения бюджетных средств путём использования различных форм межбюджетных трaнсфертов.

    Понятие «трaнсферт» происходит от aнглийского trаnsfer - перенос, перемещение.

    Легaльное понятие межбюджетных трaнсфертов содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под которыми понимaются средства, предостaвляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской федерации.

    Примечательно, что в рaмках действовавшей до 1 января 2005г. в редакции БК РФ глaва 16 называлaсь «Межбюджетные отношения» и содержaлa несколько иные, нежели сейчас нормы. Так, в ней содержaлось понятие межбюджетных отношений, под которыми понимались отношения между органами госудaрственной власти Российской Федерации, органами госудaрственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления (ст. 129 БК РФ). Таким образом, к межбюджетным причислялись любого рода отношения, возникающие между рaзличными уровнями бюджетной системы РФ.

    В действующей редакции БК РФ дaнное определение содержится в ст.6 БК РФ и под межбюджетными прaвоотношениями понимаются взaимоотношения между публично-прaвовыми обрaзованиями по вопросам регулирования бюджетных прaвоотношений, организации и осуществления бюджетного процессa Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

    Взaимосвязь межбюджетных правоотношений и трансфертов проявляется в том, что процесс передaчи средств, перерaспределение денежных средств от одних бюджетных фондов в пользу других это и есть, по сути, отношения между бюджетами различных уровней.

    К формaм межбюджетных трансфертов отноcятся дотации, субсидии, субвенции, а так же иные формы финансовой помощи.

    Трансферты субъектам РФ предоставляются в форме:

    1. Дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности cубъектов Российской Федерации

    2. Субсидий бюджетам Российской Федерации;

    3. Cубвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

    4. Иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

    5. Межбюджeтных трансфертов бюджетам государствeнных внебюджетных фондов.

    1.1 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

    Дотации - межбюджетные трансферты, прeдоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в сooтветствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кoдекса.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой пoддержки cубъектов Российской Федерации. 5

    Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

    1.2 Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета

    Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации ифедерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

    Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться в нескольких формах:

    1. Субсидии, выделяемые за счёт средств Федерального фонда софинансирования расходов; 6

    2. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств;

    3. Субсидии за счёт средств резервных фондов Президента и Правительства РФ.

    Цели и задачи предоставления субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) законами субъектов РФ.

    Например, ФЗ N 198 предусматривается выделение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации.Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов»

    1.3 Субвенции бюджетам субъектов Российской Фе дерации из федерального бюджета

    Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления в установленном порядке.

    Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

    Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с методиками, утверждёнными Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    Проект распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

    При этом допускается утверждение на распределённой между субъектами Российской Федерации субвенции в объеме, не превышающем 5% общего объёма соответствующей субвенции, которая может быть распределена между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

    1.4 Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета

    Законодателем в качестве самостоятельной формы межбюджетных трансфертов выделена такая форма трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета как «иные межбюджетные трансферты»

    Стоит заметит, что в предыдущих редакциях БК РФ такой формы предусмотрено не было.

    Такую форму трансфертов можно охарактеризовать как безвозмездную и безвозвратную.

    Таким образом, к иным формам следует отнести, например, трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований, а так же трансферты, направляемы в адрес закрытых административно - территориальных образований.

    Примером иных межбюджетных трансфертов, являются выделение субвенций для финансирования дополнительных расходов муниципального образования, в случае предоставления ему статуса наукограда. Бюджетный кодекс Российской Федерации Статья №132.1. 9

    Глава 2 . Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

    К формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, относятся:

    1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

    2. Субсидий местным бюджетам;

    3. Субвенции местным бюджетам;

    4. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключённых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    5. Субвенции бюджетам автономных округов, входящих в состав краёв, областей;

    6. Субсидии федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

    7. Иные межбюджетные трансферты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

    Анализируя положения ст. 135 БК РФ можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации могут предоставляться как в адрес местных бюджетов, так и в отношении иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Другие формы межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, аналогичны формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

    2.1 Дотации на выравнивание бюд жетной обеспеченности поселений

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий, по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации: -- Москва, Юрайт, 2008 г.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений.

    Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, в том числе порядок расчета и установления, заменяющих указанные дотации дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

    Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется для каждого поселения (включая городские округа) субъекта Российской Федерации исходя из численности жителей поселения в расчете на одного жителя.

    Право на получение указанной дотации имеют все городские поселения (включая городские округа) и сельские поселения субъекта Российской Федерации.

    Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом городского или сельского поселения (за исключением городских округов), исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала) и аналогичного показателя в среднем по городским и сельским поселениям (за исключением городских округов) данного субъекта Российской Федерации с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

    2.2 Д отации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципаль ных районов (городских округов)

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

    В целом расчёт бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) представляется затруднительным в виду необходимости учитывать довольно большой перечень экономических, географических или же иных показателей.

    Порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), в том числе порядок расчета и установления, заменяющих часть указанных дотаций дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекс.

    Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) субъектов Российской Федерации, предоставляются муниципальным районам (городским округам), уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

    Помимо основных условий, закреплённых БК РФ, порядок и особенности перечисления указанных дотаций могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    2.3 Субсидии местным бюджетам из бюджет а субъекта Российской Федерации

    Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Бюджетное право. Поляк Г. Б., Кононов П. И., ред., «ЮНИТИ», 2009 г.

    Совокупность субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд софинансирования расходов.

    Выделяют две формы предоставления субсидий:

    1. Субсидии, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

    2. Субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

    Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

    Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается.

    Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

    2.4 Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации

    Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

    Совокупность субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации образует региональный фонд компенсаций.

    Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации формируются в бюджете субъекта Российской Федерации за счет:

    1. Субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий федеральных органов государственной власти;

    2. Собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, необходимом для осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Цели предоставляемых субвенций более точно определены по сравнению с ранее действующими редакциями БК РФ - финансовое обеспечение расходных обязательств, при выполнении государственных полномочий, переданных для осуществления органам местного самоуправления.

    Глава 3 . Формы межбюджетных трансфертов пред оставляемых из местных бюджетов

    К формам межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов относится:

    1. Дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

    2. Субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений и бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

    3. Субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений;

    4. Субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

    5. Иные межбюджетные трансферты.

    В качестве форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из средств местных бюджетов, могут выступать только безвозмездные и безвозвратные перечисления, нет возможности использовать в качестве форм бюджетные кредиты.

    Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Налоговый Кодекс РФ

    Глава 4 . Условия предоста вления межбюджетных трансфертов

    4.1 Основные условия предоставления межбюджетных тран сфертов из федерального бюджета

    В условиях предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по сравнению с ранее действующей редакцией БК РФ вводится ряд совершенно новых требований:

    1. При повышении доли межбюджетных трансфертов в бюджете субъекта Российской Федерации 20% от общего объёма, ограничивается возможность субъекта на принятие новых расходных обязательств;

    2. Ужесточаются требования, направленные на усиление финансовой дисциплины и более тщательное планирование расходов;

    3. При осуществлении финансового контроля за расходованием средств федерального бюджета закрепляется возможность проведения внешней проверки не только Счётной палаты Российской Федерации, но и Федеральной службой финансово - бюджетного надзора.

    4.2 Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации

    Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ базируется на соблюдении как основных, так и дополнительных условий. Их перечень стал иным с учётом изменения сроков бюджетного планирования (отчётный финансовый год, плановый период и т.д.).

    1. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций из региональных фондов компенсаций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

    2. Бюджетные кредиты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов местного самоуправления перед бюджетом субъекта Российской Федерации.

    Использование бюджетных кредитов, полученных местными бюджетами из бюджетов субъектов Российской Федерации, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.

    3. Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации финансовой помощи и бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований, для которых в двух из трех последних отчетных лет суммарная доля дотаций из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам в общем объеме собственных доходов превышала 50%.

    4. Нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.

    5. При несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации орган, исполняющий бюджет субъекта Российской Федерации, вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из регионального фонда компенсаций) соответствующим местным бюджетам.

    6. В случае, если в сроки, установленные законодательством субъекта Российской Федерации, представительным органом муниципального образования принято решение об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) или от налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами ограничения и меры в очередном финансовом году применяются исходя из расчетного сокращения доли межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в собственных доходах местного бюджета, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних отчетных финансовых лет общей величины уменьшаемых межбюджетных трансфертов (налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в очередном финансовом году.

    Заключение

    межбюджетный трaнcферт дотация субсидия

    На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что межбюджетные трансферты, являются важной частью экономической политики государства. Они способствуют улучшению ситуации бюджетов разных уровней, способствуют стабильности, экономическому процветанию муниципалитетов областей и Федерации в целом.

    Список используемой литературы

    1. Конституция Российской Федерации;

    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации в редакции от 2010г.;

    3. Налоговый кодекс Российской Федерации в редакции от 2010г.;

    4. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» N 198-ФЗ

    5. Учебник Бюджетное право. Поляк Г. Б., Кононов П. И., ред., «ЮНИТИ», 2009 г.

    6. Учебник Финансовое право России Крохина Ю.А. М.: Норма, 2008.

    7. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации: -- Москва, Юрайт, 2008 г.

    8. Учебник Бюджетная система Российской Федерации. Гриф УМО ВУЗов России Ермасова Н., Юрайт 2010 г.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Межбюджетные трансферты: понятие, структура, особенности. Дотации: субсидии, субвенции. Регулирование доходов бюджетов регионов и муниципалитетов. Контроль расходов бюджетов с помощью системы трансфертов. Последствия кризисных явлений в экономике.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2017

      Бюджетный федерализм: принципы, формы финансовой поддержки субъектов Федерации. Межбюджетные трансферты и перспектива их развития в Российской Федерации: анализ основных показателей Федерального бюджета, Пенсионного фонда РФ, доходов местных бюджетов.

      курсовая работа , добавлен 11.03.2012

      Основные принципы межбюджетных отношений. Формы финансовой поддержки субъектов Федерации и их характеристика. Субвенции и субсидии регионам из федерального бюджета. Предоставление бюджетных ссуд субъектам Федерации на финансирование кассовых разрывов.

      контрольная работа , добавлен 02.07.2014

      Проблема правового регулирования межбюджетных отношений. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов. Условия предоставления межбюджетных трансфертов. Межбюджетные отношения.

      реферат , добавлен 15.02.2007

      Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России. Анализ основных показателей Федерального бюджета. Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы РФ.

      курсовая работа , добавлен 01.09.2012

      Роль бюджета в социально-экономическом развитии. Главные принципы построения бюджетной системы России. Налоговые и налоговые доходы. Межбюджетные отношения Российской Федерации. Дотации, субвенции, субсидии. Бюджетный процесс: понятие, составные части.

      контрольная работа , добавлен 17.11.2013

      Сущность и назначение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Правовые основы предоставления и расходования субсидий. Условия предоставления межбюджетных субсидий региональным бюджетам при переходе на программный бюджет.

      дипломная работа , добавлен 04.10.2015

      Понятие, классификация и формы расходов федерального бюджета Российской Федерации, факторы, определяющие их величину. Анализ формирования и исполнения расходной части федерального бюджета в 2007-2010 гг. Межбюджетные трансферты региональных бюджетов.

      курсовая работа , добавлен 24.10.2014

      Экономическая сущность и функции бюджета государства. Дотации, субвенции и субсидии и трансферты. Роль бюджета государства в условиях рыночной экономики. Бюджетный контроль, его содержание, формы, виды и методы. Перспективное финансовое планирование.

      шпаргалка , добавлен 16.12.2008

      Классификация расходов бюджета. Анализ особенностей формирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Трансферты населению, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, субвенции и субсидии. Изменения в классификации расходов бюджетов в 2012 году.

    Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и основе без установления направлений и (или) условий их использования. До 1994 г. финансовая помощь оказывалась из федерального бюджета эпизодически. Начиная с 1994 года регионам оказывается финансовая помощь в форме нормативно-долевых дотаций за счет Федерального фонда финансовой поддержки регионов. Получаемые регионами платежи часто называют трансфертами.
    С 1994 г. появились новые правила. В 1994 г. в федеральном бюджете впервые был образован фонд для поддержки регионов. Все субъекты РФ были разделены на 2 группы:
    получатели финансовой помощи (реципиенты);
    доноры.
    В 1994 г. 39 из 89 субъектов РФ получили финансовую помощь.
    Эти 39 субъектов были разделены на 2 группы:
    нуждающиеся в финансовой поддержке;
    особо нуждающиеся (например, Омская область).
    В 1995 г. получателей финансовой помощи стало 66, в 1996 г. – 81, а в 2002 г. – 67 субъектов РФ. С 1998 г. дотации предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности региона.
    Для предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ формируется Фонд финансовой поддержки регионов, существующий с 1994 г., который с 2005 г называется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.


    Расходы

    Межбюджетные трансферты

    Дотации бюджетам субъектов РФ

    Выравнивание бюджетной обеспеченности
    ФФП

    В настоящее время его цель - выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
    Критерий оказания финансовой помощи – необходимость достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
    Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
    Примеры стандартов, на основе которых рассчитывается минимальная бюджетная обеспеченность:
    по оплате труда:
    минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
    единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы.
    в области образования:
    170 плановых студентов на 10000 населения;
    норматив наполняемости класса – 25 человек.
    Нормативы жилищно-коммунального хозяйства:
    федеральный стандарт социальной нормы площади жилья:
    33 общей площади на одинокого гражданина;
    42 на семью из 2х человек;
    18 n, где n – количество членов семьи (на семью из 3х человек и более).
    Например, если один гражданин проживает на 50 , то на 33 государство платит дотации, а 17 полностью оплачивает гражданин.
    федеральный стандарт уровня платежей:
    в 2006 г. мы должны оплачивать 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг;
    федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных доходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг:
    в 2003 г. – 21%.
    Если в совокупном доходе семьи доля оплаты жилищно-коммунального хозяйства составляет величину меньшую этой доли (стандарта), то семья не имеет право на субсидию, а если большую, то имеет право. На региональном уровне создаются аналогичные фонды поддержки муниципальных образований с аналогичными критериями и условиями получения финансовой помощи. Например, в областном бюджете Омской области создается фонд поддержки муниципальных образований.

    Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
    Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов, который с 2008 г. объединяет фонд софинансирования социальных расходов и фонда регионального развития.


    Расходы

    Межбюджетные трансферты

    Субсидии бюджетам субъектов РФ
    Фонд софинансирования

    Примеры субсидий:
    Развитие и поддержка социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации
    Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
    Мероприятия в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации
    Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство
    Содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также оплата труда приемного родителя
    Денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи

    В рамках межбюджетных трансфертов с 2000 г формировался Фонд развития региональных финансов (ФРРФ), предназначенный для финансового оздоровления регионов. Из него получали помощь те регионы, которые эффективно проводили экономические реформы, соблюдая Кодекс лучшей практики. Отличительная черта – могут получать не только реципиенты, но и доноры из этого фонда. С 2008 г. такие регионы будут получать субсидии в рамках следующей структуры расходов федерального бюджета

    В настоящее время большое внимание уделяется возможности использования субъектами РФ уже апробированных в мировой практике методов и инструментов в области управления бюджетными средствами. Этой цели способствует «Кодекс лучшей практики» - документ МББР, разработанный в соответствие с проектом «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» и представляющий кодифицированный свод методов, являющихся стандартами качества в данной области. Главная цель Кодекса лучшей практики - способствовать повышению качества управления региональными и муниципальными финансами. В то же время документ носит рекомендательный характер. Он включает в себя наиболее совершенные инструменты управления, способствующие достижению наибольшей эффективности использования региональных и муниципальных финансов, при соблюдении всех необходимых законодательных норм и правил. Был использован опыт стран:

    Характеристики стран, чей опыт в применении стандартов лучшей практики использовался при составлении обзора

    Страна Численность населения, тыс. чел Площадь, тыс. км2 Кол-во уровней власти Кол-во региональных органов власти Кол-во местных органов власти
    Аргентина 37 385 2 767 3 23 1 617
    Австралия 19 358 7 687 3 8 769
    Бельгия 10 259 31 3 3 589
    Канада 31 593 9 976 3 12 около 5 000
    Франция 59 551 547 4 26 провинций,
    96 департаментов
    36 772
    Германия 83 030 357 3 16 14 915
    Австрия 8 151 84 3 9 2 355
    Индия 1 029 991 3 288 3 35
    Италия 57 680 301 4 20 регионов,
    103 провинции
    8 104
    Япония 126 772 378 2 47 3 000
    Мексика 101 879 1 973 3 32 2 443
    Новая Зеландия 3 864 269 2 12 74
    Норвегия 4 503 324 3 19 435
    Дания 5 353 44 3 14 275
    Швеция 8 875 450 3 24 286
    Испания 40 038 505 3 17 50 провинций, 8097 муни-ципалитетов

    «Лучшая практика» требует, чтобы:
    Субфедеральные бюджеты были всегда сбалансированы. Дефицит бюджета в любом виде обычно не допускается (является незаконным)- особенно в Великобритании, Франции, Германии
    Все привлеченные средства расходовались только на инвестиционные цели, а не шли на текущие расходы или рефинансирование старых обязательств,
    Дефицит текущего бюджета не допускается в любом случае.
    Совокупный) объем новых заимствований должен быть меньше, чем инвестиционные расходы
    Обслуживание долга (как процентов, так и валовой основной суммы долга) должно покрываться за счет текущего бюджета. Весь объем платежей по обслуживанию долга покрывался за счет будущих доходов (а не новых заимствований или ликвидации активов)..
    Все данные бюджетной отчетности подлежат контролю и проверке аудитором, независимым от администрации, которая исполняет данный бюджет.

    Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций
    Субвенции из фонда компенсаций. Фонд компенсаций в федеральном бюджете существует с 2001г., – для выплаты детских пособий в регионах. С 2005 г. цель фонда - предоставление субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и (или) Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.


    Расходы

    Межбюджетные трансферты

    Субвенции субъектов РФ
    Фонд компенсаций

    Объем для каждого субъекта РФ определяется пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в субъектах РФ.
    Примеры субвенций:
    Обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России"
    Выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью
    Обеспечение жильем инвалидов войны и инвалидов боевых действий, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года, граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лиц, работавших на военных объектах в период Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
    Выплаты инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    Перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений