Региональная инновационная политика: цели и приоритеты развития. Во-вторых

Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

7.1. Государственные приоритеты в сфере науки и технологии

Ограниченность и недостаточность ресурсов, которые можно выделить на развитие инноваций, порождает проблему государственных приоритетов в этой области. Приоритетные направления развития науки и техники – это те направления науки, техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Лидерами современного экономического развития являются страны, развивающие экономику знаний. В США, Японии, Германии основные инвестиции направляются в наукоемкие отрасли, высокотехнологичные производства, в информатику, образование, биотехнологии, здравоохранение, космос и т. д.

Приоритетные направления формируются под воздействием национальных, социально-экономических, политических, экологических и иных факторов. Они необходимы, чтобы не разрушался потенциал V технологического уклада, не замораживались многие научно-технические разработки VI уклада, являющегося базой нового этапа научно-технического развития. Приоритетные направления отличаются интенсивными темпами развития, высокой концентрацией трудовых, материальных, финансовых ресурсов.

Различают международные приоритетные направления (глобальные – общемировые, международные (система стран) и национальные (отдельных стран)). Международные приоритетные направления развития науки и техники отражены в ряде программ. Чтобы повысить степень объективности при определении приоритетов, за рубежом в оборот введены понятия критических технологий, т. е. таких, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследования, дают главный вклад в решение ключевых проблем реализации первоочередных направлений развития науки и техники и без которых реализация приоритетного направления невозможна .

Выбор приоритетов и их поддержка на основе конкретных направлений исследований и разработок, отдельных научных организаций является основным элементом государственной научно-технической политики. Приоритетные направления реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, которые могут кардинально изменить технологический базис экономики, проектов по развитию фундаментальных исследований, проектов по обеспечению социальных программ, проектов по международному сотрудничеству. Из приоритетных направлений развития науки и техники формируются государственные целевые научно-технические программы.

Целевая программа – это плановый комплекс научно-технических, производственных, экономических и организационных мероприятий, объединенных одной генеральной (главной) целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование-производство». Каждая такая программа увязана по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления всех научно-исследовательских мероприятий.

Отбор целевых программ осуществляется с учетом социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств. При этом соблюдаются следующие условия: значимость для крупных структурных изменений, необходимых для формирования нового технологического уклада, принципиальная новизна, взаимоувязанность программных проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений. Организация работ по формированию приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности возложена на Министерство образования и науки РФ.

Одним из видов федеральных целевых программ, утвержденных Правительством РФ, являются следующие выполняемые в стране федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база» на 2002–2006 гг.; «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006)»; «Энергоэффективная экономика» на 2002–2005 гг. и на перспективу до 2010 г.; «Электронная Россия (2002–2010)», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.», Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий».

Целями таких программ являются получение новых знаний в области фундаментальных и прикладных наук, решение научно-технических проблем, создание конкретных объектов конкурентоспособной техники, технологии материалов, обеспечивающих общий подъем уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциалов России.

Финансирование работ по приоритетным направлениям науки и техники осуществляется централизованно. Так, исключительно из федерального бюджета финансируются в соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.

Государственные приоритеты в сфере науки и технологии поддерживаются государством законодательно. Приняты и действуют такие документы, как Концепция инновационной политики на 2001–2005 гг. и план действий правительства по ее реализации, федеральные законы «Об инвестиционной деятельности и о государственной инновационной политике» (1999), «Об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и др. В этих документах к приоритетным направлениям государственной поддержки отнесены: биотехнологии на основе биоинженерии, атомная и космическая техника, электронно-ионно-плазменные технологии, сверхтвердые материалы, мембраны, катализаторы и др. Главной задачей на ближайшие годы признается формирование национальной инновационной системы. Ее создание требует правильного распределения ресурсов государства между различными этапами инновационного цикла: идея – технология – производство продукции, имеющей платежеспособный спрос.

Инновационная политика – часть социально-экономической политики, определяющая цели и приоритеты инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти РФ. Исходные правовые предпосылки государственной инновационной политики содержатся в Конституции РФ.

Статья 8, п. 1 гласит о единстве экономического пространства, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности.

Статья 43, п. 1 гарантирует гражданам России свободу научного, технического и других видов творчества. При этом интеллектуальная собственность охраняется законом.

Статья 71, п. е) относит к ведению РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития.

Согласно п. и), м), р) ст. 71 в ведении РФ находятся федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющие материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе, оборона и безопасность, оборонное производство, метеорологическая служба, стандарты, что также является юридической предпосылкой для государственного регулирования инновационных процессов.

Согласно ст. 72, п. 1 общие вопросы образования и науки находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Статья 114, п. в) возлагает на Правительство РФ проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Государственная инновационная политика должна быть направлена на увеличение валового внутреннего продукта страны за счет освоения принципиально новых видов продукции и технологий, расширения рынков сбыта производимых в России товаров, работ, услуг. Она предполагает вытеснение устаревших технологий, повышение конкурентоспособности продукции. Широкое распространение должно получить развитие коммерческих форм взаимодействия науки и производства.

Основными направлениями государственной инновационной политики являются:

Государственная поддержка и стимулирование инвесторов наукоемких, высокотехнологичных производств. Это может быть осуществлено путем объединения усилий со стороны государства и частных инвесторов, взаимодействия со странами дальнего и ближнего зарубежья. Стимулирование такого сотрудничества может осуществляться за счет введения определенных налоговых льгот относительно средств, финансирующих инновационную деятельность, государственных гарантий и кредитов;

Создание механизма внешнеэкономической поддержки по формированию условий для совместной деятельности отечественных и зарубежных организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции с учетом дальнейшей ее реализации на внешнем рынке;

Планирование в бюджетах разных уровней прямых государственных инвестиций для инновационных программ и проектов, имеющих государственные приоритеты;

Развитие системы лизинга для привлечения наукоемкого оборудования;

Стимулирование участия инновационно активных предприятий в международных конкурсах.

Инновационная политика тесно связана с научной и научно-технической политикой, включая государственное регулирование науки и научно-технического развития.

Инвестиционная политика, направленная на стимулирование капиталовложений, одновременно стимулирует и инновации путем их материализации.

Структурная политика – возможный путь стимулирования инноваций посредством поддержки высокотехнологичных отраслей, развития традиционных отраслей на новой технической базе.

Инновационная политика неосуществима в отрыве от промышленной политики и тесно связана с социальной политикой.

Меры государственной инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций социально-экономическую среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.

В соответствии с концепцией и планом ее реализации был разработан проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», в котором были определены формы государственной поддержки, включая финансирование инноваций, размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности, предоставление льгот ее субъектам.

В 1999 г. был принят Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации», который определяет порядок присвоения муниципальным структурам статуса наукограда, меры государственной поддержки и контроля за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукоградов возложенных на них функций.

Для осуществления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и реализации государственных научно-технической и инновационной политики образована комиссия по научно-инновационной политике. Принято Постановление Правительства РФ «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». В 1999 г. Правительством РФ принято решение о создании Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства. Правительственной комиссией по научно-инновационной политике одобрены основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000–2005 гг. и принято решение об учреждении Венчурного инновационного фонда.

Основными целями государственной инновационной политики являются: повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе промышленного производства в стадию устойчивого экономического роста.

Для достижения поставленных целей необходимо решение главных задач государственной инновационной политики:

Выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях промышленности критических технологий и инновационных проектов, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

Координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к проблемам инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

Концентрация организационных мер и ресурсов на приоритетных направлениях развития инновационной сферы и обеспечение единства государственных научно-технической и инновационной политики с целью повышения спроса промышленного производства на научно-технические достижения, привлечения свободного капитала к финансированию проектов технологического перевооружения промышленности;

Сохранение и развитие производственно-технологического потенциала, его использование для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие технологии;

Создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

Поддержка ведущих ученых, научных коллективов, педагогических школ, способных обеспечить высокий уровень образования для эффективного ведения инновационной деятельности;

Создание в России развитой системы сертификации, опирающейся на международные и гармонизированные национальные стандарты;

Обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности;

Использование в реальном секторе экономики инновационных технологий и производств, обеспечивающих выпуск конкурентной продукции и автоматизацию управления сложными технологическими процессами.

Для решения задач государственной инновационной политики будут использоваться следующие методы:

Формирование институциональных и законодательных условий для масштабного освоения прогрессивных технологий и создания производств наукоемких видов продукции;

Разработка и совершенствование нормативного правового обеспечения инновационной деятельности и механизмов ее стимулирования;

Совершенствование налогового законодательства и механизмов его применения с целью создания выгодных условий для развития высокотехнологичных направлений;

Обеспечение приоритетности государственной поддержки наукоемких технологий и стимулирования производственно-технологических преобразований;

Подготовка (на уровне международных требований) специалистов, научных и педагогических кадров в области коммерциализации технологий и управления проектами;

Выявление и поддержка технологий, освоение которых в производстве обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, а также стимулирование предприятий, осваивающих отечественные научно-технические разработки;

Применение технологий двойного назначения (технологии получения новых материалов, информационные технологии, биотехнологии, технологии высокоэффективных тепловых двигателей и т. д.);

Разработка и реализация программ инновационного развития регионов с высокой концентрацией научно-технического потенциала, а также депрессивных в этом отношении регионов;

Расширение инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

Развитие системы внебюджетных отраслевых и межотраслевых фондов для обеспечения проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах отраслей промышленности, усиление роли Российского фонда технологического развития (РФТР) и Федерального фонда производственных инноваций (ФФПИ);

Доведение государственных расходов на науку до уровня, установленного действующим законодательством; развитие системы венчурного инвестирования (внебюджетного финансирования высокорисковых проектов) в научно-технической сфере;

Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной и промышленной собственности и обеспечение их надежной защиты от несанкционированного использования;

Повышение эффективности использования государственной собственности в целях активизации инновационной деятельности;

Создание в инновационной сфере механизмов правовой защиты инвестиций и акционеров, не имеющих блокирующего пакета акций;

Развитие системы государственного и частного страхования инновационных рисков;

Развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и функционирования малых предприятий.

Из книги Бизнес путь: Amazon.com автора Саундерс Ребекка

Расставляйте приоритеты С задачей решить, что в данный момент важнее, чаще всего сталкиваются практикующие врачи, но хорошие руководители компаний также должны владеть этим искусством в совершенстве. В первые годы существования Amazon Безосу приходилось принимать жесткие

Из книги 7 стратегий для достижения богатства и счастья (Золотой фонд mlm) автора Рон Джим

Приоритеты Одной из трудностей, с которыми мы встречаемся в наш индустриальный век, является тот факт, что мы утратили наше ощущение смены сезонов. В отличие от фермера, приоритеты которого меняются в зависимости от сезона, мы стали глухи к природному ритму жизни. В

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

55. Основные приоритеты бюджетных расходов Правительство РФ при формировании перспективного финансового плана РФ на 2007–2009 г г. и проекта федерального бюджета на 2007 г. предусматривает средства на выполнение принятых решений по повышению заработной платы в бюджетной

Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

Глава 1 Цели и приоритеты Все руководители очень активны: от совещания к совещанию или от кризиса к кризису они стремительно движутся, не задумываясь о рациональной основе своих суматошных графиков. Многим важно постоянно что-то делать, а не рассуждать о приоритетах.

Из книги Стили менеджмента – эффективные и неэффективные автора Адизес Ицхак Калдерон

Приоритеты Порой Поджигатель зацикливается на мелочах, преувеличивая их значимость. При этом он может игнорировать важные вопросы, которые кажутся ему несущественными. Хотя Поджигатель не согласится с данным утверждением, факт остается фактом: он убежден, что, раз люди

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Приоритеты доказательств Тема достаточности доказательств характеризуется рядом неоднозначных моментов. При сборе и формировании доказательной базы аудитору необходимо иметь представление о следующих нюансах:1. Бесспорность доказательств. Очень часто на

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Приоритеты Выбор стратегии предполагает, что компания должна будет предпринять определенные шаги. Например, если стратегия заключается в продвижении и поддержке, возможно, вам потребуется направить все дополнительные ресурсы, будь то деньги или время, на осуществление

Из книги Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности автора Тейт Карсон

5. Установите собственные приоритеты Теперь, выяснив, что именно мешает нам фокусироваться и какие раздражители необходимо устранить, чтобы спокойно выполнять свою работу, мы уже в состоянии существенно повысить свою продуктивность. Однако если то, на чем вы

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ Вот как определяет Харрисон (2005) стратегические приоритеты развития человеческих ресурсов: углубить осознание потребности в культуре обучения, ведущей к непрерывному совершенствованию; повысить компетентность менеджеров, чтобы они

Из книги Новая реальность: Россия и глобальные вызовы автора Медведев Дмитрий Анатольевич

ПРИОРИТЕТЫ Хирш с соавторами (2000) выделили следующие приоритеты повышения квалификации руководителя: сочетание крепкой корпоративной архитектуры развития руководителей со способностью «точно в срок» удовлетворять конкретные запросы бизнеса; предоставление

Из книги Магия тайм-менеджмента. Как все успевать и жить в свое удовольствие автора Кокерелл Ли

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ Опрос CIPD (2005) относительно политики и практики вознаграждения, охватывающий 477 организаций с общей численностью 1,5 млн сотрудников, установил, что у 45% работодателей была формальная стратегия вознаграждения, согласующаяся с

Из книги Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту автора Никерсон Пэт

Приоритеты структурных реформ Макроэкономическая стабильность - необходимое, но недостаточное условие для успешного развития. Низкая инфляция и здоровый бюджет автоматически не приводят к росту.Необходимо сформировать современные механизмы финансирования

Из книги Человеку свойственно продавать. Удивительная правда о том, как побуждать других к действию автора Пинк Дэниель

Приоритеты, приоритеты, приоритеты Существует три вида приоритетов:– неотложные;– жизненно важные;– важные.Разумеется, также есть несущественные приоритеты, на которые вы можете не обращать внимания, поскольку первые три завладеют всем вашим временем.Вот еще одно

Из книги автора

Расставляйте приоритеты с Парето Вилфредо Парето – европейский экономист, продемонстрировавший в 1893 году новое, удивительное соотношение: 20 процентов населения Европы владеет 80 процентами быстрорастущих материальных ценностей. С расширением промышленной революции

Из книги автора

Как планирование защищает приоритеты Задавая эти вопросы на наших семинарах по множественным приоритетам (на данный момент были собраны ответы 200 тысяч менеджеров), мы видим поразительное различие в том, как они планируют время в зависимости от достигнутого ими уровня

Из книги автора

3. Расставьте приоритеты Выберите три самых важных вопроса. Подумайте, почему вы выбрали именно их. Затем еще раз отредактируйте их, чтобы они были предельно понятными. Тем самым вы можете выявить три сильнейших вопроса, которые сможете задать человеку, сидящему напротив

Из целей инновационной политики вытекают ее задачи.

Общей задачей на ближайшую перспективу является создание благоприятного инвестиционного климата и поддержка инноваций специальными мерами. Среди задач, намеченных для решения в рамках реализации "Стратегии...", наиболее важными являются следующие:

  • создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства;
  • создание эффективной национальной инновационной системы;
  • развитие института использования и правовой охраны результатов исследований и разработок;
  • модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Если обратить внимание на развитие инновационной системы конкретных отраслей, то в области гражданской авиации поставлены следующие общие задачи: обеспечение конкурентоспособности авиационной техники; преодоление разрыва в технологическом развитии гражданской авиации между Россией и промышленно развитыми странами и создание современной инфраструктуры исследований и разработок в авиационной промышленности. Специальные задачи в данной приоритетной отрасли включают:

  • создание эффективной системы продаж, обеспечивающей постоянный рост доходов от реализации серийной авиационной техники;
  • рост экспорта российской авиационной техники;
  • повышение конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешнем рынках;
  • преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности путем се эффективного участия в международных технологических интеграционных проектах;
  • создание научной и технологической базы в области самолетов, авиационных моторов, электронного оборудования и авиационных систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 г.;
  • создание современной структуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) в рамках организаций авиационной промышленности для достижения мирового уровня в научных исследованиях и авиационных технологиях.

Принципы инновационной политики

Принципами являются положения долгосрочного характера, определяющие принятие решений. Отступление от принципов допустимо только в исключительных случаях. Государственная инновационная политика осуществляется на основе следующих основных принципов:

  • координация усилий всех агентов инновационной политики;
  • целевая концентрация средств госбюджета на наиболее проблемных сферах инновационной деятельности, реально нуждающихся в поддержке;
  • многоуровневое управление, выражающееся в партнерстве основных агентов инновационной политики при ее разработке и реализации;
  • подключение частного бизнеса к софинансированию программ инновационного развития.

Приоритеты инновационной политики

Основу государственной инновационной политики составляет система приоритетов (приоритетные направления развития науки и технологий, критические технологии, федеральные целевые программы), позволяющая конкретизировать ее цели, направления, задачи, стратегии.

Приоритетные направления развития науки и технологий - это те тематические области, которые обеспечивают основной вклад в научно-технологическое развитие страны и в достижение текущих и долгосрочных целей социально-экономического развития. К ним относятся: производственные технологии, электроника и информационные технологии, новые материалы, науки о жизни и биотехнология. Данные направления конкретизируются через критические технологии (КТ). Критические технологии - это комплексные, универсальные технологии, применимые во многих сферах экономики, соответствующие современным направлениям научно-технического прогресса (НТП) и обеспечивающие экономическую безопасность страны, ее высокие позиции в сфере международной конкуренции.

В России списки КТ составляются с 1996 г., когда были утверждены приоритетные направления развития науки и техники, включающие примерно 70 позиций, которые группировались по семи блокам: информационные технологии и электроника; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; технологии биологических и живых систем; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование.

В 2006 г. был утвержден список из 34 критических технологий по восьми направлениям: безопасность и противодействие терроризму; живые системы; индустрия наносистем и материалы; информационно-телекоммуникационные системы; перспективные вооружения, военная и специальная техника; рациональное природопользование; транспортные, авиационные и космические системы; энергетика и энергосбережение. Последний список критических технологий (сегодня их осталось 27), основанный на наиболее перспективных направлениях развития науки и техники и на достижении максимальной отдачи в области инновационной сферы, был утвержден в 2011 г.3 Данные технологические направления государственной инновационной политики учитывают основные факторы (военно-технологический, экономический, научно-технический, ресурсный), определяющие принятие решений по приоритетам в научно-технологической области.

Создание радикальных инноваций в условиях глобализации как основы экономического развития России возможно, как свидетельствует мировая практика, на основе пучка новейших технологий - нано-, био-, новых информационных и когнитивных технологий и форм их конвергенции.

В США такой стратегией является "Национальная инициатива в области нанотехнологии", представляющая межведомственную программу американского правительства и осуществляемая с 2004 г. С 2012 г. пристальное внимание американского правительства обращено на развитие "Биотехнологической инициативы", а с 2013 г. запущена новая инициатива, связанная с когнитивным направлением. Оценивая важность нанотехнологий для обеспечения конкурентоспособности и безопасности в Европе, Еврокомиссия в 2004 г. инициировала разработку "Европейской стратегии развития нанотехнологий". В соответствии с данной инициативой предусмотрено удвоение расходов на нанонауку в Седьмой рамочной программе научных исследований и технологических разработок Евросоюза в 2007-2013 гг.

В России также была разработана и реализована Федеральная целевая программа "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы" и принято решение о целевом финансировании данной научно-технологической области в дальнейшем. По оценкам специалистов, рынок нанотехнологической продукции очень перспективный, и к 2015 г. он будет составлять 3 трлн долл. США. Для России прорыв в этой области крайне важен, поскольку позволит развивать высокотехнологичные отрасли на новой основе и в перспективе вписаться во всемирные инновационные процессы.

В последнее время в мировой практике активизировались поиски "технологий будущего", включающие: геоинженерию, интеллектуальные энергетические системы, радикальные материалы, синтетическую биологию, индивидуальную геномику, биоинтерфейсы, информационные интерфейсы, солнечную энергетику, ноотропные препараты, препараты, сочетающие косметику и фармацевтику (космецевтика).

На практике приоритеты государственной инновационной политики проявляются в комплексе целевых программ, ориентированных на проведение НИОКР и разработку конкретных технологий. В России в настоящий период национальное программирование в области высоких технологий представлено совокупностью федеральных целевых программ: Федеральная космическая программа России па 2006-2015 годы; "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы"; "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"; "Развитие телерадиовещания Российской Федерации па 2009-2015 годы"; "Развитие российских космодромов па 2006-2015 годы"; "Развитие гражданской морской техники на 2009 2016 годы"; "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы"; "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010-2015 годов и па перспективу до 2020 года"; "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"; "Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы".

Представленный перечень федеральных целевых программ во многом отражает традиционные направления развития науки и технологий российского высокотехнологичного комплекса, и здесь просматривается отраслевой подход к выбору приоритетов государственной инновационной политики. В США, к примеру, главные долгосрочные государственные программы НИОКР, способные принести крупные технологические прорывы, - это программы, нацеленные на создание стратегических продуктовых инноваций ("Стратегическая компьютерная инициатива Президента США", "Новое поколение супер-ЭВМ - "монстров"" и др.).

Приоритеты государственной инновационной политики России не могут не учитывать и внутреннюю логику развития высокотехнологичного комплекса, связанную с мощной военной составляющей, что находит отражение в соответствующих целевых программах: "Государственная программа вооружений на 2011-2020 годы", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы". В соответствии с планами в ходе осуществления данных программ предусмотрено переоснащение ВС РФ цифровыми средствами связи, освоение серийного производства истребителя пятого поколения, завершение разработки новых проектов боевых кораблей.

В конце XX - начале XXI в. в мире стала довольно отчетливо просматриваться тенденция наращивания высокотехнологичного оборонно-промышленного потенциала на инновационной основе. Свидетельство тому, например, - американские достижения в авиации: комплексы пятого поколения - истребители F- 22 и F- 35, а также ряд крупнейших проектов: Программа по разработке авиационного многофункционального комплекса, так называемого семейства систем; ракета-ловушка воздушного базирования MALD; ударный беспилотный летальный аппарат UCAV; программа HRJ (hydrotreated renewàble jet - двигатель, работающий па гидроочищенном возобновляемом топливе) и др.

И в этом случае приоритетное инновационное планирование пока не приносит России нужных результатов. Основная причина заключается в сырьевой ориентации отечественной экономики, направленной на догоняющее развитие.

Размышляем самостоятельно

В настоящее время существует несколько приоритетных направлений модернизации российской экономики.

  • 1. У Российской Федерации есть конкурентные преимущества как у крупного экспортера сырья, поэтому нужно активно использовать сырьевой сектор в целях модернизации. Нуждаются в модернизации стратегические отрасли, в том числе нефтегазовая. Без кардинального повышения эффективности энергопотребления может оказаться под угрозой экспорт углеводородов. В мировых достоверных запасах нефти доля РФ - 4%, доля в добыче - 10%, нагрузка на месторождения в два раза выше мировых.
  • 2. Член-корреспондент РАН С. И. Королев в докладе "Модернизация российской экономики в условиях глобализации" отдает приоритет на начальном этапе технологической модернизации (наряду с поддержкой образования и науки) - производству товаров и услуг потребительного сектора, жилья и продовольствия, что ускорит формирование среднего класса (важнейшее условие для модернизации политической системы), увеличит внутренний спрос на продукцию других отраслей, в том числе машиностроения.
  • 3. Член-корреспондент РАН В. А. Цветков в докладе "Модернизация национальной экономики: теоретико-практический подход" также считает, что необходимо сосредоточиться на модернизации добывающих отраслей и реализации транзитных возможностей РФ, открывающихся благодаря евразийскому положению страны.
  • 4. Академик В. Я. Петраков считает, что интеграция РФ в мировое пространство возможна лишь на основе безусловного соблюдения национальных интересов страны, которые просматриваются в следующих областях:
    • в развитии тех направлений мировой науки, в которых российская наука уже является или в ближайшие годы может стать конкурентоспособной;
    • обеспечении военно-промышленной безопасности;
    • максимально эффективном использовании географического положения РФ;
    • использовании эколого-экономических преимуществ РФ перед другими регионами планеты;
    • стимулировании процессов демографического роста и увеличения продолжительности жизни россиян.
  • 5. Точка зрения академика Е. Велихова. Сегодня правительство поняло, что переход на высокие технологии, овладение современными высокими технологиями и модернизация - вопрос жизни и смерти.

Какой подход к модернизации российской экономики можно положить в основу современной инновационной политики России?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Основные характеристики инноваций

1.1 Основные цели и задачи стратегии инновационного развития России

2. Тенденции и приоритеты инновационного развития экономики России

2.1 Тенденции инновационного развития российской экономики

2.2 Приоритеты инновационного развития экономики

2.3 Признаки инновационного потенциала России

3. Проблемы инновационного развития экономики России

3.1 Проблемы науки и образования

3.2 Перспективные направления развития инновационной экономики России

3.3 Государство как препятствие инновациям

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20 - 30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые - конечно, очень условно - можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая - к инновационной политике государств. Причем и в том и в другом случае актуальной является проблема выбора стратегических приоритетов, механизмов и направлений инвестирования финансовых ресурсов, эффективных форм кооперации с другими участниками инновационного процесса и так далее.

Предмет работы - рассмотрение институтов инновационного развития экономики России.

Целью работы является изучение основных тенденций и приоритетов инновационного развития страны.

· раскрыть основные понятия по данной теме;

· определить ключевые направления функционирования институтов инновационного развития;

· выявить основные цели, задачи и проблемы стратегии инновационного развития России;

· сделать соответствующие выводы.

1. Основные характеристики инноваций

Понятие и виды инноваций

Инновации - это передовые технологии, внедрение которых обеспечивает качественное развитие экономики. Они являются связующим звеном между научно-техническим прогрессом и жизнью большинства людей. Инновации служат залогом интенсивного роста производства и непосредственно качества жизни.

Инновационное развитие является сегодня необходимым для самого выживания общества. Благодаря инновациям решаются многие проблемы традиционных обществ: эпидемии, детская смертность, производительность труда, доступность образования, культурных ценностей, технических средств.

Глобальные угрозы современности, прежде всего социальные, военные и экологические, возникшие в результате научно-технической революции, необходимо также эффективно нейтрализовать. Нам представляется, что достичь этой цели можно лишь в процессе инновационного развития соответствующих сфер жизнедеятельности человека.

Существуют такие виды инноваций как:

· Технологические - получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

· Социальные (процессные) - процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

· Продуктовые - создание продуктов с новыми и полезными свойствами.

· Организационные - совершенствование системы менеджмента.

· Маркетинговые - реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

Таким образом, можно сказать, что инновация серьёзно повышает эффективность действующей системы, а так же играет огромную роль в развитии экономики страны.

1.1 Основные цели и задачи стратегии инновационного развития России

Инновационное развитие является основным источником экономического роста. Поэтому существует ряд целей и задач для достижения стратегии инновационного развития России:

· Наращивание человеческого потенциала;

· Кратное повышение инновационной активности бизнеса;

· Повышение "инновационности" государства, создание "инновационного климата";

· Создание динамичного, эффективного сектора исследований и разработок, коммерциализация результатов исследований;

· Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, ее интеграция в общемировую.

Принципы реализации стратегии:

· Государство в основном выполняет "провалы рынка";

· Приоритеты технологического развития определяются совместно с бизнесом и наукой;

· Распределение бюджетных средств и оценка достигнутых результатов максимально прозрачны;

· Эффективность оценивается исходя из международных стандартов; конкуренция в секторе генерации знаний.

· 2. Тенденции и приоритеты инновационного развития экономики России

2.1 Тенденции инновационного развития российской экономики

Современные тенденции развития инновационной деятельности в России далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Пока нет оснований говорить о технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов. Восприимчивость бизнеса к нововведениям, особенно технологического характера, остается низкой.

На практике инновации пока слабо влияют на экономику. В свою очередь, макроэкономическая ситуация и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - как и для всех типов инноваций - технологических, организационных, маркетинговых. инновационный экономика продажа маркетинговый

Таким образом, развитие инновационной экономики для России крайне актуально, так как Россия в развитии собственной экономики отстала от ведущих стран на 1-2 уклада (5-6 в развитых странах и 3-4 в России). Так, в экономиках развитых стран доминируют биотехнологии, нанотехнологии, информация и так далее, в то время как отечественная экономика находится все еще на индустриальной стадии. Если положение сохранится, то разрыв в экономическом развитии будет неизбежно нарастать и России суждено оказаться на второстепенных ролях в мировой структуре распределения труда. Вместе с тем Россия позиционирует себя как равный член групп развитых стран, и чтобы обеспечить такие позиции инновационный проект необходим.

Уже сейчас в развитых странах мира 75-90% прироста ВВП обеспечиваются за счет роста инновационного сектора, а в России пока данный показатель находится только на уровне 10%, что негативно сказывается на общей эффективности экономики. Так, по существующим оценкам, упущенная выгода России от инновационного отставания составляет 1214 млрд. долл. в год. Доля топлива и сырья в мировом экспорте сокращается и прогнозируется менее 10% к 2020 году. Потому для России сырьевой путь развития ведет не только к утере значимости в мировой экономике, но и к тому, что России придется очень жестко конкурировать с другими добывающими странами, у которых условия добычи полезных ископаемых намного более благоприятны.

В настоящее время Россия является сырьевым придатком мировой экономики, что бесперспективно в контексте сокращения природных богатств. Сырьевая зависимость чревата экономической зависимостью России от других стран мира.

Другим негативным следствием инновационного отставания России является падение конкурентоспособности российской экономики. Так, если в 2001 г: Россия находилась на 58-м месте в мировом рейтинге конкурентоспособности, то в 2003 г. - на 61-м, а в 2003 г. - на 79-м месте (данные WEF Global Competition Report 2006).

Более того, если Россия планирует выход на новые мировые рынки, то именно инновационный рост может ей обеспечить такую возможность, т.к. инновации предполагают создание новых товаров, а значит, и создание новых рынков, при этом создавать рынки и занимать на них лидирующие позиции проще, нежели пытаться закрепиться на уже существующих рынках с жесткой конкуренцией.

2.2 Приоритеты инновационного развития экономики

Приоритеты инновационной деятельности промышленных предприятий неуклонно смещаются от интеллектуальной составляющей инновационного процесса в сторону его практических, внедренческих стадий. В долгосрочной перспективе такая динамика может привести к снижению качества и уровня нововведений в конечном итоге к замедлению темпов инновационной активности. Эти тенденции наблюдаются в экономике с 2000 г. Рост заметен только для тех видов инноваций, которые непосредственно связаны с внедрением: приобретение оборудования, производственное проектирование, технологическая подготовка производства и другое. Предприятия почти всех отраслей предпочитают прочим видам инноваций закупки овеществленных технологий, то есть машин и оборудования.

Наиболее инерционная динамика среди всех видов инновационной деятельности характерна именно для исследований и разработок. Создание инновационных заделов перестало быть приоритетом для предприятий.

Сложившиеся тенденции негативно влияют на инновационный процесс, ведут к деградации научно-технической базы промышленности, утрате предприятиями самостоятельности в создании нововведений, потере преимуществ в производстве принципиально новой продукции.

Крайне острая проблема, с которой сталкиваются отечественные инноваторы - нехватка квалифицированного персонала. Инициирование инноваций, освоение сложных технологических процессов и новой продукции требуют кадров соответствующей квалификации, серьезный дефицит которых наблюдается практически во всех отраслях. Проблема обостряется несовершенством профессионального образования, несоответствием уровня подготовки выпускников требованиям инновационной экономики. На этом фоне особую значимость приобретает организация специальной системы подготовки кадров на самих предприятиях.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что в настоящий момент в стране сложилась ситуация, когда есть "сырые" ингредиенты для успешного развития экономики - это природные ресурсы, технологии их использования и растущий внутренний платежеспособный спрос. Но нет "поваров", которые смешивают все эти ингредиенты, ставят на огонь и превращают в готовый продукт. Речь идет именно о предпринимателях, формирующих инвестиционную инфраструктуру.

Пока не запустится такая работа, основными бенефициантами российских разработок будут зарубежные компании, оптом закупающие российские патентные разработки.

2.3 Признаки инновационного потенциала России

О достаточно высоком потенциале российского инновационного сектора свидетельствует то, что в последние годы в России активно открываются исследовательские центры крупнейших международных корпораций.

Многие российские инновационные решения уже сейчас широко используются в мире, причем не только на уровне технологических разработок, но и в виде конечного продукта. У России есть реальный задел в нанотехнологиях и других перспективных инновационных направлениях, много идей и теорий, но очень мало реальных воплощений. В целом перспективных разработок и технологий, которые можно было бы воплотить в виде реального инновационного продукта, достаточно много. Большинство разработок осталось еще с советских времен, но, тем не менее, они имеют ценность и на сегодняшний день. Реализация даже этих технологий может существенно повысить экономические показатели страны.

Основная проблема - отсутствие навыков внедрения и вывода продуктов на рынок. В этом плане отставание настолько значительно, что нельзя обойтись без зарубежного опыта. Необходимо перенимать его всеми средствами. Покупка ГАЗом английского производителя микроавтобусов Maxus - отличный пример движения в этом направлении.

Необходимо создание национальной инновационной системы, в рамках которой происходило бы создание инновационных продуктов от стадии идей до стадии реального воплощения. Для этого необходимо формирование связей предприятий инновационного технологического сектора, которые были разрушены 15 лет назад. При этом не всегда надо стремиться восстанавливать их по старым схемам. Участие инвесторов, в том числе зарубежных, создает новый каркас таких связей.

Необходимо создание госцентров по консолидации и оформлению инновационных проектов и доведению их до производства. Также эти центры должны организовывать работу с инвесторами.

Существует проблема патентов. Так, проблемой для патентования российских инноваций является отсутствие достаточного опыта и юридической поддержки - в результате патенты легко обходятся конкурентами. Поэтому на помощь должно прийти государство, финансирующее юридическую поддержку российских иннноваторов.

3. Проблемы инновационного развития экономики России

3.1 Проблемы науки и образования

Основной проблемой российской науки является проблема кадрового состава. Так, в академических институтах очень мало плодовитых ученых среднего возраста - они в тяжелые 1990-е годы уехали за границу и работают в иностранных университетах или исследовательских центрах частных корпораций. Большинство из них вполне успешно ассимилировались и не имеют стимулов к возвращению на Родину. Вместе с тем ситуация в российских институтах постепенно начинает выправляться - вслед за ростом финансирования в институты начинает приходить молодежь, но говорить о качественном изменении кадрового состава российской науки пока еще нельзя. Проблема отсутствия людей для продолжения научных традиций остается актуальной и может даже усугубиться. Необходимо повышать престиж инженерных профессий, что не определяется исключительно уровнем заработной платы.

Наука находится в страшном отрыве от производства, что сдерживает развитие прикладных отраслей. При воплощении в жизнь реальных прикладных проектов, связанных с выводом на рынок новых продуктов, существует колоссальный разрыв в понимании целей и задач ученых и инвесторов. Так, если для инвесторов приоритетными являются категории бизнес-плана, коммерческой выгоды и так далее, то для ученых, прежде всего, важен научный интерес. Ситуацию можно пытаться исправить, если при определении приоритетов финансирования делать акцент на воплощение в производстве научных разработок - именно это должно стать индикатором для государственного финансирования. Наиболее актуальным является разработка таких инновационных технологий, которые можно в российских условиях довести до конечного использования.

В структуре инвестиций в науку доминирует государство, а в инновационной экономике должны превалировать средства частных корпораций, о чем свидетельствует опыт развитых стран. В части оценки эффективности использования средств госбюджета, идущих на поддержку отечественной науки, многие эксперты дают негативные заключения. Бедой академической науки является то, что зачастую при расходовании средств для администрации институтов важно, как потратить государственные деньги, а не результат. По существующим оценкам Центра развития, в России по сравнению со странами Западной Европы число сотрудников научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (НИОКР) не соответствует объемам их финансирования.

Существенным препятствием для повсеместного развития инноваций является разруха в отраслевой науке и конструкторской базе. Происходит последовательное сокращение численности отраслевых научно - исследовательских институтов (НИИ).

В целом, научный потенциал России достаточно низок, российская наука оторвана от западной - российские ученые не ориентируются в современных тенденциях и не способны правильно выбрать вектор в развитии инновационных технологий. Вот, что по этому поводу говорит доктор технических наук, заместитель директора Института проблем управления РАН по научной работе Новиков Дмитрий Александрович: " В России много интересных разработок на уровне фундаментальной науки, но крайне мало на уровне производственного воплощения, что крайне плохо. Много природных ресурсов, достаточно грамотных специалистов, но нет инновационных менеджеров " См. об этом: Исследовательская статья Интерфакс - ЦЭА " Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики"

3.2 Перспективные направления развития инновационной экономики России

В первую очередь, среди перспективных направлений развития инновационной экономики следует назвать направления, получившие поддержку государства и объявленные "стратегическими", - нанотехнологии, атомная энергетика, космос, информационные технологии.

Крупные государственные вложения в поддержку нанотехнологии не являются высокорискованными, так как эти вложения не предполагают инвестиции в венчурный бизнес, а всего лишь в инфраструктурные проекты, которые неизбежно окупятся, если будет эффективна диверсифицированная часть инновационного сектора, связанная с нанотехнологиями.

Следующим по степени вклада в рост инновационного сектора будут вносить технологии все более глубокой переработки сырья - нефти, газа, леса, металлов и прочих полезных ископаемых.

В силу специфики рынка в данный момент в России появилась отрасль, степень модернизации оборудования в которой обогнала все другие сферы хозяйства. Это пищевая промышленность. Несмотря на то, что все центры разработок и технологий этой сферы находятся за рубежом, сам по себе факт внедрения новейших технологий является мощным рычагом для запуска инноваций в этой сфере.

Военно-промышленный комплекс, медленно, но верно повышающий спрос на новые технологии, будет стимулировать инновации в машиностроении.

Строительный бум (поддержанный государством) привлекает новые (пока зарубежные) технологии на российский рынок.

В России сложилась среда высококвалифицированных программистов. Этому способствовали:

· Доступность и широта распространения компьютеров и Интернета;

· Техническая ориентация системы высшего образования;

· Доступность программного обеспечения из-за слабого контроля авторских прав в России. Известно, что российские программисты осваивают новое программное обеспечение и средства разработки в среднем быстрее своих западных коллег, так как им доступны дешевые пиратские копии.

Наличие высокой квалификации и творческий подход к решению сложных задач выделяют российских программистов в таких креативных областях, как написание игр и антивирусов.

Специфика российских приоритетов

В настоящее время Россия является лидером в области атомных технологий, но непонятно, как удержать это лидерство, прерван длительный цикл воспроизводства кадров. Получается, что даже в том случае, если мы имеем определенный задел в некоторых инновационных отраслях, непонятно, как этот задел развивать в дальнейшем.

Перспективными направлениями инноваций являются биотехнологии и нанотехнологии в той части, в которой они связаны со здоровьем человека, так как именно обеспечение здоровья человека и продление его жизни являются одним из основных стимулов мирового инновационного процесса.

Особенностью российского пути инновационного развития может стать появление прорывных технологий в консервативных отраслях: нанобетоне, биотехнологии в добыче нефти, сжигании угольной пыли.

При определении перспективных направлений развития инноваций необходимо формировать сеть связанных проектов и рассчитывать синергетический эффект. Именно, исходя из данных соображений целесообразно развивать инновации во всех секторах экономики.

Высокий потенциал инноваций в военном - промышленном комплексе (ВПК) все еще сохранился с советских времен, но его крайне сложно оценить, особенно в части перспективности технологий двойного применения.

Таким образом, проблемы в инновационном развитии России существуют и необходимо преодолевать их всеми усилиями. Важно отметить, что роль государства имеет огромное значение в преодолении этой задачи, но с другой стороны оно же и препятствует этому.

3.3 Государство как препятствие инновациям

Высокая доля государства в экономике не лучшимобразом сказывается на ее эффективности и ухудшает условияконкуренции, что в итоге сдерживает развитие инноваций, так какодним из основных стимулов инновационной деятельностиявляется необходимость повышения конкурентоспособности продукции. Для решения этой проблемы необходимаинституциональная реформа экономики.

Практика государственного регулирования в сырьевом секторе свидетельствует о том, что частная собственность на нефтегазовые активы крайне нестабильна, что не способствует росту инвестиций со стороны владельцев бизнеса в инновации, которые могут быть оправданы лишь через достаточно большой временной промежуток, на котором велики риски потери бизнеса. Волюнтаризм власти в части лицензирования энергодобычи заставляет ориентироваться отрасль на получение сиюминутной прибыли без желания развивать инновации и создавать на них спрос.

Государственный тренд на обеспечение устойчивости государства является необходимым условием для инноваций, поэтому необходимо продолжение административной реформы государства для повышения определенности в экономике.

Существует опасность того, что государственные дотации в инновационном секторе будут рождать иждивенческие настроения, снижать конкурентоспособность российских разработок и сдерживать развитие инновационного сектора.

"Альтернативой инновационному сценарию является необходимость модернизации экономики. Так, 78% основных фондов промышленности имеют коэффициент износа более 55%.

Государство может само создавать спрос на инновации, например, закупая передовые технологии в области образования.

Существует проблема отсутствия прозрачности и общественного контроля в расходовании средств государства на инновации.

Крупный бизнес пока к развитию инноваций не готов, так как отдача возможна лишь через 15-20 лет, что генерирует высокую неопределенность и может негативно отразиться на уровне рыночной капитализации компаний.

Для России важно попасть в производственные цепочки международных корпораций - это приоритетно для экономики по отношению к созданию собственных товаров" См. об этом: Исследовательская статья Интерфакс - ЦЭА " Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики", - говорит Заместитель Председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям. Советник Председателя Совета директоров АФК "Система", доктор экономических наук Рудашевский Владимир Давыдович.

Таким образом, по словам премьер-министра РФ Дмитрия Анататольевича Медведева: "Роль государства в создании инновационных продуктов и их закупок огромна. В любом государстве, в любой стране без участия правительства, без участия региональных властей не обходится никакое инновационное развитие". Но так же, хочется отметить, что высокий контроль и доля государства в экономике тормозит формирование устойчивой и эффективной деятельности в данном направлении.

Заключение

Россия планирует выход на новые мировые рынки, поэтому именно инновационный рост может ей обеспечить такую возможность, так как инновации предполагают создание новых товаров, а значит, и создание новых рынков, при этом создавать рынки и занимать на них лидирующие позиции проще, нежели пытаться закрепиться на уже существующих рынках с жесткой конкуренцией.

Механизмы развития и совершенствования инновационной сферы предполагают государственное участие в выработке инновационной стратегии, организационном и институциональном оформлении национальной инновационной системы, а также использования финансовых механизмов поддержки и стимулирования инноваций.

Говоря об инновационном развитии Росси в данной работе, можно сделать следующие общие выводы:

1. Мировое лидерство России может обеспечить только инновационный рост;

2. Инновационный рост позволит России легко выйти на новые мировые рынки;

3. В настоящее время Россия испытывает дефицит менеджеров для реализации инновационного проекта развития;

4. В России много идей и теорий, но очень мало реальных воплощений;

5. При определении приоритетов госфинансирования необходимо делать акцент на возможность воплощение в производстве научных разработок;

6. Научный потенциал России достаточно низок;

7. Реализация инновационного сценария развития экономики невозможна без поддержки государства в рамках комплексной политики по поддержке и стимулировании инноваций, предполагающей создание национальной инновационной системы;

8. Устойчивость государства является необходимы условием для инноваций.

Таким образом, инновационный прорыв для современной России - это реальное слагаемое быстрой модернизации страны, путь повышения качества жизни людей и конкурентоспособности экономики. Инновационная политика должна быть одним из наших самых приоритетных национальных проектов.

На сегодняшний день в стране сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки.

Вместе с тем, в настоящее время существует ряд принципиальных барьеров, мешающих кардинальному повышению инновационной активности. Такие барьеры препятствуют развитию всех элементов, находящихся в сфере действия инновационной политики.

В рамках инновационной политики перед государством стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействия интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями исследовательского профиля, стимулирования развития корпоративной науки.

Список используемой литературы

1. Барышева А.В., Балдин К.В. Галдицкая С.Н. Ищенко М.М. Передеряев Инновации: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007;

2. Мамаева Л.Н. Институциональная экономика: Курс лекций. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2011;

3. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. = М.: ИНФРА-М, 2002;

1. Журнал "Проблемы современной экономики" - URL: http://www.m-economy.ru.

2. Исследовательская работа Интерфакс - ЦЭА "Развитие инновационной составляющей России: перспективы и роль экономической политики" - URL: http://www.buzdalin.ru/text/innovation_rus.pdf

3. Журнал Региональная экономика: теория и практика статья "Оценка динамики инновационной активности регионов" - URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/region/detail.php?ID=54063

4. Национальный доклад "Инновационное развитие - основа модернизации экономики России" - URL: http://www.hse.ru/data/760/832/1239/doklad.pdf

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Систематизация и теоретическое исследование основных факторов эффективного экономического роста. Анализ состояния промышленности, сельского хозяйства и научного потенциала России. Основные приоритеты и оценка факторов эффективного развития экономики РФ.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Тенденции инновационного развития российской экономики, ее основные приоритеты и результативность. Особенности формирования спроса на технологические инновации со стороны российских предприятий. Кооперационные связи в инновационной деятельности.

    реферат , добавлен 05.06.2012

    Роль государства в регулировании инновационной деятельности. Цели и приоритеты инновационной политики. Методы государственного управления инновационной политикой в Беларуси. Приоритетные задачи и направления инновационного развития РБ на 2011-2015 гг.

    контрольная работа , добавлен 29.06.2011

    Современные тенденции экономического развития России. Экономический рост: от восстановительных закономерностей к структурным реформам. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России. Исследование основных направлений развития экономики.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2009

    Общее понятие и характерные черты административно-командной экономической системы. Кризис советской модели экономики, его причины и последствия. Этапы становления рыночной экономики в России. Основные тенденции развития рынка России в современный период.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2016

    Сущность, виды и классификация инноваций. Роль научного потенциала в развитии промышленности. Актуальные экономические проблемы промышленности и экономики России в целом, факторы и основные направления их инновационного развития, приоритеты устойчивости.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2010

    Особенности развития инновационного процесса в сфере агропродовольственного производства Украины. Технологическая модернизация, ресурсосбережение, повышение качественных характеристик продукции, улучшение экологической составляющей как основные цели.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    Общая характеристика национальной инновационной системы Российской Федерации. Инновационная политика государства на настоящий период времени, а также тенденции инновационного развития отечественных предприятий. Проблемы инновационного развития страны.

    реферат , добавлен 13.02.2012

    Современные тенденции экономического развития России. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России. Исследование основных направлений развития российской экономики в 21 веке. Предпосылки глобализации российской экономики.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2007

    Общественный характер производства, его эволюция. Способ производства как фактор развития экономической жизни. Постсоциалистическое развитие производственных отношений и экономической жизни, тенденции и прогноз трансформации капитализма в России.