Региональная экономика и региональная политика. Формирование региональной политики российской федерации

Региональная политика

Региональная политика

Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.
Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

По-английски: Regional policy

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Региональная политика" в других словарях:

    Региональная политика составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни… … Википедия

    - (regional policy) Политика перераспределения дохода и рабочих мест между различными географическими регионами страны или, если речь идет о Европейском союзе (ЕС) (European Union, EU) между отдельными странами. Обычно региональная политика имеет… … Экономический словарь

    региональная политика - Система мер и законодательных актов государства по управлению экономическим и социальным развитием отдельных регионов и административных единиц страны … Словарь по географии

    Региональная политика Энциклопедия права

    Региональная политика - REGIONAL POLICY Политика, направленная на устранение дисбаланса между регионами страны с точки зрения безработицы и уровня национального дохода на душу населения. Основной подход состоит в равномерном распределении производства по всем районам… … Словарь-справочник по экономике

    Региональная политика - (regional policy), программы центр, пр ва, направленные на регулирование социально эконом. развития регионов. Такая политика может быть позитивной и негативной. Позитивная Р.п. стремится поощрять региональное развитие, привлекая капиталовложения… … Народы и культуры

    Сфера деятельности государственных органов (законодательных и исполнительных) по оказанию воздействия на территориальное разделение труда и экономическое развитие страны в пространственно региональном аспекте (независимо от государственного строя … Географическая энциклопедия

    Региональная политика - в Российской Федерации система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

    Региональная политика - (от лат regionalis областной, поместный + гр. politike искусство управления государством; англ. regional politics) по законодательству РФ система целей и задач органов гос ной власти по управлению политическим, экономическим и социальным… … Большой юридический словарь

    Региональная политика в РФ - Под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации... Источник: Указ… … Официальная терминология

Книги

  • Региональная политика Н. С. Хрущева. ЦК КПСС и местные партийные комитеты. 1953-1964 гг. , . Очередной том серии "Документы советской истории" содержит материалы о взаимоотношениях центра и руководителей компартий союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС в период от смерти И. В.…

Региональная политика

Региональная политика представляет собой систему законодательных, административных, экономических и природоохранных мер, способствующих более рациональному размещению производительных сил, сглаживанию различий в уровнях развития отдельных регионов. Региональную политику проводят и страны Запада, и развивающиеся страны, и страны с переходной экономикой.

В странах Запада государство до Второй мировой войны сравнительно мало вмешивалось в вопросы размещения производительных сил. Если такое вмешательство и было, то оно носило спорадический характер и было связано либо с военной обстановкой, либо с экономическими кризисами. Так, в годы Великой депрессии в США (1929–1933) по инициативе президента Ф. Рузвельта была принята федеральная программа по освоению и развитию ресурсов долины р. Теннесси, имевшая задачей комплексное развитие всего штата Теннесси. До сих пор она остается предметом гордости американских специалистов.

После Второй мировой войны государственное регулирование экономики вообще приняло на Западе значительно большие масштабы, особенно в Западной Европе. Составной частью такого регулирования стала и региональная политика, которая начала охватывать все важнейшие отрасли производственной и непроизводственной сфер. Проводят ее обычно в двух главных формах. Первая из них – региональное планирование (программирование), которое выражается в составлении региональных планов (программ). Они могут быть кратко-, средне– и долгосрочными. При этом некоторые страны (Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция, Япония) проводят такое планирование с полным, а некоторые (ФРГ, Бельгия, США, Канада) с неполным охватом территории своих стран. Вторая форма – региональное прогнозирование. Органы осуществления региональной политики могут быть национальными (например, в США) и наднациональными (например, в ЕС).

На протяжении послевоенных десятилетий методы региональной политики не оставались неизменными. Так, сначала акцент делали в первую очередь на решении социальных задач, затем больше внимания стали уделять и экономическим задачам. Со временем для решения региональных проблем стали привлекать не только государственный, но и частный капитал. От крупномасштабных программ часто стали переходить к решению более локальных проблем. И тем не менее главная цель региональной политики остается неизменной. Она заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны, чреватых массовыми выступлениями трудящихся и усилением напряженности в обществе, в выравнивании уровней качества жизни. В региональной политике широко используют как ограничительные, так и поощрительные меры.

На этом общем фоне обычно выделяют четыре главных конкретных направления региональной политики.

Первое направление заключается в подъеме отсталых аграрных районов. Их называют также бедствующими, проблемными, серыми. Это районы, мало затронутые НТР. Для них характерны отток и старение населения, повышенный уровень безработицы, недостаточность капиталовложений. Классический пример такого рода являет собой Юг Италии, сильно отстающий в развитии от промышленного Севера этой страны. Во Франции к подобным районам относят Центральный массив, Аквитанию, Северо-Запад, Корсику, в Испании – Галисию, некоторые районы Юга и Центра, в Великобритании – Северную Шотландию, в США – плато Озарк, район «Четыре угла», находящийся на стыке штатов Аризона, Колорадо, Нью-Мексико и Юта.

Региональная политика по отношению к таким районам предусматривает налоговые льготы, организацию специальных фондов (например, «Касса Юга» в Италии), создание на государственные средства производственной и социальной инфраструктуры, которая во многом определяет «деловой климат» района. Нередко в них создаются крупные промышленные предприятия, играющие роль «полюсов роста». Впервые в рамках региональной политики закон о «полюсах роста» был принят в Италии в 1957 г. В соответствии с ним на Юге было построено несколько крупных предприятий, например мощный металлургический комбинат в Таранто. «Полюса роста» стали создавать также в Испании, во Франции, в других странах. В последнее время наряду с индустриализацией в слаборазвитых районах много внимания уделяют также развитию сельского хозяйства, туризма и рекреации.

Второе направление региональной политики заключается в «реанимации» депрессивных районов. Это старопромышленные районы с преимущественным развитием угольной, железорудной, текстильной промышленности, которые возникли еще в период промышленных переворотов XVIII–XIX вв. В эпоху НТР переход энергетики с угля на нефть и газ, черной металлургии – с местной на более богатую заморскую железную руду, текстильной промышленности – с натурального на искусственное волокно привел к экономическому упадку, депрессии таких районов. Сам термин «депрессивный район» возник еще в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Но особенно сильно их отставание проявилось уже в эпоху НТР. Начались старение и отток населения, структурный кризис, структурная безработица.

Ярким примером депрессивного района по крайней мере до недавнего времени мог служить Аппалачский район США, полностью или частично охватывающий территорию 13 штатов с населением около 20 млн человек. Этот район, в котором находится главный каменноугольный бассейн страны, давно уже переживает экономический застой. Структурный кризис поразил и большинство каменноугольных и железорудных бассейнов, старых текстильных районов зарубежной Европы.

Региональная политика в депрессивных районах, как правило, включает в себя внедрение в их экономику новых и новейших отраслей производства, тесно связанных с НТР, перепрофилирование предприятий, переспециализацию рабочей силы, создание филиалов ТНК.

Третье направление региональной политики заключается в сдерживании гипертрофированного роста городских агломераций, особенно столичных. Такой рост, происходивший в 60-70-х гг. XX в., имел своим последствием возникновение довольно общего явления, которое стали называть кризисом городов. Он проявился в угрожающем загрязнении городской среды и ухудшении санитарно-гигиенических условий жизни, в перегрузке транспорта, в ухудшении жилищного фонда и т. д. В результате начался массовый отток зажиточных слоев населения из центральных частей городов в пригороды.

Главной задачей региональной политики в этой сфере стало обуздание таких «сверхгородов». Это достигается прежде всего при помощи районной планировки, которую стали широко применять во Франции, в Нидерландах, Японии, США, Канаде. В Великобритании, во Франции большие масштабы приняло сооружение городов-спутников Лондона и Парижа и вообще новых городов, которые способствуют разгрузке городских агломераций. Есть отдельные примеры осуществления так называемой дегломерации – как пассивной (ограничение нового строительства в крупнейших городах), так и активной (вынос предприятий из таких городов).

Четвертое направление региональной политики заключается в освоении новых ресурсных районов с экстремальными природными условиями. До Второй мировой войны страны Западной Европы, США, Япония могли опереться на топливно-сырьевые ресурсы своих колоний и полуколоний. Поэтому их интерес к районам Севера, к Австралии был эпизодическим, связанным преимущественно с «золотыми лихорадками» (Клондайк, Калгурли), после которых нередко оставались лишь «города-призраки». После крушения колониальной системы интерес стран Запада к районам нового освоения повысился. При этом отчетливо проявилось стремление переориентировать тяжелую промышленность на собственные ресурсы, уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива из развивающихся стран. В результате началось широкое освоение этих районов, занимающих вместе огромную территорию в 18 млн км 2 (рис. 62).

В целом результаты региональной политики в экономически развитых странах Запада можно охарактеризовать как довольно ограниченные. Во всяком случае, подразделение районов на высокоразвитые, отсталые и депрессивные остается. Очаги тяжелой промышленности, создаваемые в отсталых районах в соответствии с региональными программами, представлены большей частью предприятиями черной металлургии, нефтепереработки и других базовых отраслей, которые в большинстве стран переживают застой и к тому же мало связаны с местной экономикой. А в освоении новых ресурсных районов приоритет зачастую принадлежит интересам военно-стратегического плана. И тем не менее нельзя отрицать, что без проведения региональной политики многие территориальные диспропорции в странах Запада были бы значительно острее.

Рис. 62. Районы нового освоения в экономически развитых странах Запада (по Л. Н. Карпову)

В развивающихся странах региональная политика имеет свои особенности. Например, для них в целом мало актуальна проблема «реанимации» старопромышленных депрессивных районов. Но остальные три направления такой политики оказываются весьма актуальными. Это и подъем отсталых районов, в том числе при помощи крупных промышленных новостроек – «полюсов роста» (например, Асуан в Египте, Бхилаи в Индии). Это и сдерживание гипертрофированного роста «сверхгородов», особенно столичных. Это и освоение новых ресурсных районов, наиболее ярким примером которого может служить бразильская Амазония. Кстати, для освоения глубинных районов некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Пакистан, Танзания, Нигерия, Кот-д"Ивуар) уже предприняли перенос своих столиц из приморских городов в города, расположенные вдали от побережья. Изменения в экономической модели развития и свертывание госсектора (например, в Латинской Америке) не привели к отмене региональных программ, хотя и видоизменили их формы.

Россия имеет большой опыт осуществления региональной политики, поскольку в бывшем Советском Союзе были разработаны многие крупные региональные программы, хотя в большинстве своем они так и не были завершены. После распада СССР нарушились экономические связи не только между бывшими союзными республиками страны, но и между вновь созданными субъектами Российской Федерации. Поэтому государственной региональной политике ныне придается все большее значение. Ее проводят на федеральном, межрегиональном и внутрирегиональном уровнях, а ее «адресатами» стали все 86 субъектов РФ. На переходном этапе развития страны сформировались восемь межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия: «Северо-Запад», «Центр России», «Черноземье», «Большая Волга», «Северный Кавказ», «Урал», «Сибирь», «Дальний Восток и Забайкалье». С 1995 г. в стране работает Международная академия регионального развития и сотрудничества (МАРС), в деятельности которой активно участвуют и географы. А с 2000 г., когда началась коренная административная реформа и были образованы семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), можно, повидимому, говорить и о новом этапе осуществления государственной региональной политики. В 2001 г. была принята первая новая региональная программа «Юг России». За ней последовали и другие.

Региональная политика: понятие, виды, объекты, субъекты, механизм осуществления. Особенности региональной политики в зарубежных странах. Региональная политика ЕС. Региональная структура РФ. Региональная политика в РФ: цели, проблемы.

Любой регион – это территория, которая отличается какой-то спецификой. Специфическими характеристиками обладают как территории, охватывающие одну страну, мировые регионы (культурно-цивилизационные, культурно-исторические, геополитические, междуна-родно-политические и др.), так и территории внутри стран (так называемые внутренние регионы). Внутренним регионам, как и мировым, присуще такое свойство, как неравенство условий их развития.

Это неравенство обусловливается разнообразными факторами: демографическими, экологическими, геополитическими, социально-историческими, нерешенностью каких-то проблем в прошлом, и, конечно же, природно-климатическими. Например, совершенно очевидно, что северные районы РФ, на которые приходится 2/3 территории, имеют неблагоприятные природные условия для жизнедеятельности людей. Но многие из них находятся в лучшем геополитическом положении в сравнении с Южным федеральным округом при всей благоприятности природно-климатических условий последнего.

Неравенство условий, присущее территориям, обусловливает то, что уровень экономического развития, качество населения, качество жизни населения на них имеют отличия, подчас весьма значительные. А это значит, что не везде на территории государств в одинаковой степени реализуется тот минимум, который провозглашается их конституциями.

Неравенство условий развития внутренних регионов и является объективной основой государственной региональной политики.

Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой .

Как правило, выделяют следующие виды региональной политики : экономическую, социальную, демографическую, экистическую (поселенческую), экологическую, научно-техническую.

Региональная политика представляет собой систему законодатель-ных, административных, природоохранных мер, способствующих более рациональному размещению производительных сил, сглаживанию различий в уровнях развития отдельных регионов. То есть, в конечном счете, ее цель – обеспечить сбалансированность в региональном развитии, сгладить, ликвидировать территориальные диспропорции. Эта цель требует того, чтобы в региональной политике соблюдался определенный баланс: централизации и децентрализации, державности и автономности, естественных различий и нивелирования.

Регулирование территориального развития осуществляется на разных уровнях – местном, региональном, государственном. В настоящее время есть все основания для выделения и межгосударственного уровня (например, в рамках ЕС) региональной политики.

В качестве объекта региональной политики выступает регион, точнее, социально-экономический регион, т.к. эта политика направлена на сглаживание прежде всего территориальных диспропорций социально-экономического характера. Управляющее воздействие (региональная политика – это деятельность по управлению развитием страны в пространственном аспекте) может быть направлено на производственные, социальные, денежно-финансовые и т.д. региональ-ные объекты.

Субъектами региональной политики являются органы, наделенные специальными полномочиями на местном, региональном, государственном, межгосударственном уровнях.

Средства региональной политики разнообразны: финансовые (помощь, льготы, штрафы и т.п.), административные (разрешения и запреты), инфраструктурные (прежде всего сооружение дорог) и т. д. .

Механизмы региональной политики тоже разнообразны. Она осуществляется через распределение ресурсов, прежде всего финансовых, по формуле (автоматическая), через различные спецпрограммы (проблемные, целевые).

Пространственные различия присущи практически всем странам. Но цели и задачи региональной политики, а также ее формы и методы в них не совпадают и варьируют в весьма широких пределах. Тем не менее существуют общие, генерализованные цели, присущие почти всем странам, ее реализующим. Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев в качестве таковых выделяют следующие цели:

1) создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в федеративных государствах);

2) относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государств;

4) максимальное использование природных, в том числе ресурсных, особенностей регионов;

5) предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др. .

Региональная политика в странах Запада является составной частью государственного регулирования экономики, которое после Второй мировой войны приняло здесь, особенно в Западной Европе, значительные масштабы. На протяжении послевоенных десятилетий в региональной политике западных стран происходили определенные изменения. Сначала делали акцент в первую очередь на решении социальных задач, затем больше внимания стали уделять и экономическим задачам. К решению региональных задач со временем стали привлекать не только государственный, но и частный капитал, от крупномасштабных стали чаще переходить к решению более локальных проблем.

Тем не менее главная цель региональной политики в странах Запада остается неизменной: сглаживание наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами стран.

Обычно в современной региональной политике западных государств выделяют четыре основных направления .

Первое направление заключается в подъеме отсталых районов. Это, как правило, периферийные аграрные или минерально-сырьевые районы, характеризующиеся слабым развитием социальной инфраструктуры, науки, культуры. К числу подобных, например, относят юго-западные области Франции, юг Италии, в Швеции, Финляндии, Норвегии – северные территории и т. д. Но следует заметить, что ситуация в слаборазвитых регионах западных стран не остается неизменной. Она заметно меняется к лучшему в аграрных районах Франции, Италии, являющихся объектами активной региональной политики этих стран. Но этого почти не происходит в редко заселенных северных регионах с экстремальными природными условиями.

Второе направление заключается в «реанимации» депрессивных районов. В числе таковых, как правило, называют Рур и Саар в Германии, Эльзас во Франции, Валлонию в Бельгии, Уэльс в Великобритании и др. Это регионы, которые в прошлом демонстрировали высокие темпы развития, были крупными угольно-металлургическими очагами. В концу ХХ в. симптомы «депрессивности» стали характерны для регионов с химической, деревообрабатывающей специализацией.

Развитие в этих и других подобных регионах наукоемких отраслей, сферы деловых услуг, рекреации, поощрение миграции высвобождающейся рабочей силы в другие регионы уже дало свои результаты: они уже мало чем напоминают прежние кризисные районы. Тем не менее задачи реанимации экономической жизни в них еще не сняты с повестки дня.

Третье направление заключается в сдерживании гипертрофи-рованного роста городских агломераций, особенно столичных. Это направление, по сути дела, не является новым: неуправляемый рост промышленных агломераций всегда вызывал беспокойство у властей и общества. Но, к сожалению, пока не найдены по-настоящему эффективные меры борьбы со сверх концентрацией производственных и людских ресурсов в городах.

Тем не менее позитивный опыт в области сдерживания гипертро-фиированного роста городских агломераций есть. Прежде всего это опыт Франции, где задача сдерживания роста Парижа, преодоления региональных диспропорций между ним и периферией уже в течение длительного времени является одной из приоритетных .

Меры по дегломерации и деконцентрации Парижа возымели свое действие. Произошло перераспределение населения между центральной и окраинной частями парижского района. Доля региона в промышленности Франции (по занятости) сократилась с 1/4 до 1/5. Но вытеснение производственной сферы сопровождалось еще большей концентрацией в Париже непроизводственных функций – финансовых и страховых компаний, деловых услуг, управления и пр. И ныне на Париж приходится 2/3 всех занятых в НИОКР во Франции.

Четвертое направление региональной политики заключается в освоении новых ресурсных районов.

Можно по-разному интерпретировать результаты региональной политики в западных странах, поскольку подразделение на высокораз-витые, отсталые, депрессивные районы в них пока еще остается. И, тем не менее, нельзя отрицать, что без проведения региональной политики многие территориальные различия в этих странах были бы значительно острее.

Западный мир – прежде всего западно-европейский – дает немало примеров региональной экономической интеграции.

При исследовании интеграционных процессов экономисты выделяют такие виды интеграционных объединений, как зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, полная интеграция. Пока только один интеграционный союз в мире отвечает критериям, предъявляемым к четвертому и частично пятому видам. Это Европейский союз (ЕС). Он представляет собой классический вариант региональной социально-экономической интегра-ции, в рамках которой, помимо всего прочего, создана система межгосударственного регулирования всех социально-экономических процессов, осуществляется своя, наднациональная по своей сути, региональная политика.

ЕС условно делится на «богатый» Север, «бедный» Юг, «маргинальный слой». В последнее время по отношению к странам ЕС стали все чаще применять понятие «центра» (ядра) и «периферии». К «центру» при таком раскладе относят Англию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, большую часть Франции и Германии, Австрию, Северную Италию. К «периферии» – Ирландию, Северную Ирландию (Ольстер), Шотландию, Уэльс, юго-западную часть Франции, преимущественно аграрные районы Испании, Португалии, Италии, Греции, а также малонаселенные северные части Финляндии, Швеции.

Но это самый крупномасштабный подход к территориальным аспектам региональной политики ЕС. В самом Евросоюзе оперируют гораздо более дробной сеткой регионов, что уже само по себе свидетельствует о переходе к высшей форме политической и экономической интеграции – созданию Европы регионов . Во многих официальных документах ЕС подчеркивается особая роль, которую должны играть в интеграционном процессе не столько отдельные страны, сколько их регионы. И многие их этих регионов уже сейчас устанавливают прямые связи с высшими органами Евросоюза, минуя свои центральные правительства. Основная цель региональной политики ЕС – объединение национальных экономик путем сокращения разрыва в уровнях развития между отдельными регионами.

В соответствии с основной целью в документах ЕС сформулиро-ваны конкретные цели:

1) содействие структурной перестройке и развитию отсталых районов;

2) содействие перестройке и развитию промышленных депрессивных районов с высокой безработицей и сниженным уровнем производства;

3) борьба с долговременной безработицей;

4) содействие включению молодежи в трудовую жизнь;

5) содействие аграрной политике, включая развитие как сельскохозяйственных районов, так и обслуживающих сельское хозяйство производств;

6) развитие регионов Евросоюза с очень низкой плотностью населения .

Для реализации целей региональной политики в системе Евросоюза созданы наднациональные органы. Среди них:

· Генеральная дирекция по региональной политике в системе Комиссий европейских сообществ и соответствующая комиссия в Европарламенте;

· Комитет регионов (сформирован в 1993 г., в него входят более 200 представителей региональных и местных властей);

· Ассоциация европейских регионов;

· Европейский фонд регионального развития (это главный из финансовых институтов ЕС, осуществляющих выделение средств на региональное развитие).

На осуществление региональной политики уже в конце 1990-х гг. приходилось более 1/3 всего бюджета ЕС .

Конкретная реализация региональной политики в ЕС происходит через целевые программы, подпрограммы, проекты. Разработаны и осуществляются программы реконструкции отдельных городских районов, развития аграрных районов, содействия конверсии оборонных предприятий, производственного обучения и переквалификации женщин, молодежи, развития мелкого и среднего бизнеса и т.д.

Региональная политика стран ЕС находится в состоянии постоянного реформирования и совершенствования. Очередной этап реформирования начался в 1999 г. и связан он с приемом новых членов.

При характеристике РП Европейского Союза необходимо иметь в виду один очень важный момент. Бюджет Союза формируется из взносов стран. Но их индивидуальная лепта не равна отдаче. То есть в ЕС богатые регионы, нации субсидируют «бедные». Но европейские страны вполне осознанно продолжают идти по этому пути, считая, что цель – стабильность, будущие преимущества интеграции – стоит того.

Статистические данные по странам и регионам ЕС говорят о сохраняющихся диспропорциях между ними по такому показателю, как душевой ВВП. Только 25 % населения ЕС живет в районах с душевым ВВП, составляющим от 75 до 100 % по отношению к среднему для ЕС уровню, а 25 % – менее 75 % . Но статистика свиде-тельствует и о том, что различия между странами ЕС по этому показателю имеют отчетливую тенденцию к сглаживанию, к нивелировке. И это, несомненно, можно отнести к позитивным результатам региональной политики ЕС.

В развивающихся странах региональная политика имеет свои особенности. Для них, например, не актуальна проблема «реанимации» старопромышленных районов. Но остальные три направления (из четырех отмеченных выше) оказываются и для них актуальными.

Большой опыт в осуществлении региональной политики имеет Россия. История региональной политики в нашей стране насчитывает века, т.к. ее отдельные элементы, как считают некоторые авторы, проявились уже при объединении русских княжеств вокруг Москвы. Но региональная политика как системное явление появилась лишь в советское время. Разработка ее теоретико-методологических основ неразрывно связана с началом работ по экономическому райониро-ванию, административно-территориальному устройству СССР.

Россию по праву считают родиной учения об экономическом районировании (см. раздел «Из истории страноведения»). Оно имеет не только познавательное, но и большое практическое значение. Районирование страны – это научная основа для разработки государст-венной региональной политики. Для стран, географически разнооб-разных, с весьма существенными различиями между ее частями, региональная политика особенно значима.

Выявление районов (территорий, характеризующихся определен-ной общностью развития, тесной взаимосвязанностью компонентов природной среды, хозяйства, расселения, культурных ландшафтов, обладающих определенной целостностью) – это очень непростое дело. По сложившимся представлениям, районы существуют реально, объективно, надо их только обоснованно выделить. Но при этом, как пишет Я.Г. Машбиц, территории субъективно, исходя из своих представлений, «кроят» ученые. В официальном же районировании деление территории осуществляется нередко для решения чисто административных задач.

Такие подходы, не согласующиеся с природными, этнокультур-ными и др. особенностями территорий, не могут обеспечить высокую эффективность региональной политики, более того, могут породить новые проблемы. Известно, какое большое значение придавал райони-рованию, комплексной характеристике районов, обоснованию их границ Н.Н. Баранский.

В региональной политике СССР экономическое районирование выполняло прежде всего практические задачи территориальной организации общества в соответствии с долгосрочной экономической стратегией. Причем для районирования СССР одинаково важное значение имели как социально-экономические, так и природные факторы.

Так что оно, по сути, было интегральным, комплексным районированием.

Экономическое районирование носило динамичный характер, т.е. сетка районов не оставалась неизменной. На завершающем этапе существования СССР она была представлена тремя уровнями. Первый уровень (макрорайонирование) – это три макрозоны и 19 крупных экономических районов, второй (мезоэкономическое районирование) – небольшие союзные республики, 20 автономных республик, 6 краев, 121 область, третий (микрорайонирование) – административные районы.

В РФ экономического районирования пока не проводилось. Поэтому можно считать, что сейчас в России продолжает в целом существовать прежняя сетка экономических районов .

Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев выделяют в современной России три уровня экономических макрорегионов (с учетом специфики условий и факторов развития и размещения производительных сил). Первый уровень составляют три макрозоны: Европейская территория страны, включая Урал; Сибирь и Дальний Восток; Российский Север. Ко второму уровню они относят так называемые укрупненные районы: Большой Северо-Запад, Большой Центр, Юг, Урало-Поволжье, Сибирь и Дальний Восток. К третьему – 11 крупных экономических районов: Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Северный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (это те 11 районов, которые выделялись еще в составе РСФСР).

Естественно, что регионализация России не сводится только к экономической. Региональную структуру России можно рассматривать и по-иному, например, по А.Г. Дружинину. А.Г. Дружинин – профессор РГУ. Все территориальные социально-экономические системы (регионы) в зависимости от генезиса и системообразующих связей ученый подразделил на три основные группы.

Первая объединяет крупные культурно-географические регионы России (Центральная Россия, Юг России, Север России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток и связующие их этноконтактные зоны). То есть, как видно, дифференциация территорий в данном случае базируется на этнокультурной специфике, и эти культурно-географические регионы – основа федеральных округов и межрегио-нальных ассоциаций.

Вторая группа – это сетка экономических регионов, в которой выделены на макроуровне два макрорегиона (Западный и Восточный) и 11 крупных экономических районов.

Третья группа региональных систем, по А.Г. Дружинину, базируется на политико-административном принципе. По конституции РФ, это – 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономная область и 10 автономных округов. То есть, как видно, все 89 субъектов РФ делятся на три категории: суверенные республики, политико-территориальные образования и национально-территориальные образования.

Каждый из субъектов РФ располагает собственной административно-территориальной структурой – муниципальными образованиями.

Региональная структура РФ со всей очевидностью высвечивает наличие региональных проблем. Их сущность троякая.

Во-первых, это неравенство регионов по социально-экономическим условиям проживания. Это неравенство связано не только – и не столько – с разнообразием природно-географических, историко-культурных уровней в разных частях нашего огромного государства (такое разнообразие не препятствие для совокупного благополучия граждан). Это неравенство обусловлено прежде всего недостатками территориальной организации общества.

Во-вторых, недостаточно эффективное использование выгод от разнообразия условий в различных регионах России. А это огромный дополнительный ресурс роста всеобщего благосостояния.

В-третьих, необходимость добиться оптимального сочетания общегосударственных и местных интересов каждого человека.

Регионы РФ отличаются друг от друга по разным основаниям. Территория Дальневосточного экономического района – 36, 4 % от всей территории страны, а Северо-Западного – лишь 1, 15 %. Доля населения Центрального района в общем населении страны чуть более 20 %, а Северо-Западного всего около 4 %. Плотность населения в РФ колеблется от примерно 62 чел. на 1 км 2 в Центральном районе до 1, 2 в Дальневосточном. Различаются регионы по доле в ВВП. В Центральном районе она составляет 18, 04 %, в Волго-Вятском – 3, 62 % от всего ВВП страны (География в цифрах: справочное пособие. – М.: Дрофа, 2001. С. 39–48, 62–78). Все эти и другие различия в конечном счете выливаются в неравенство социально-экономических условий жизни людей.

Региональные проблемы требуют эффективной политики. Ее суть очевидна: благополучие граждан (в широком смысле), территориальная справедливость (то есть равенство граждан вне зависимости от места проживания) и целостность государства.

Свое правовое оформление региональная политика РФ получила в 1996 г. 3 июня 1996 г. Указом Президента РФ были утверждены «Основные положения региональной политики в Российской Федерации», а 7 декабря 1996 г. появилось Постановление Прави-тельства «О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов РФ» .

В «Основных положениях» дано определение региональной политики в РФ. Это «система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализаций».

Под регионом в этом государственном документе понимается «часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий». При этом подчеркивается, что регион может совпадать с границами субъектов РФ, а может не совпадать, т.е. объединять территории нескольких субъектов.

В тексте президентского Указа говорится, что документ «Основные положения региональной политики в РФ» разработан «в целях укрепления государственности РФ, совершенствования федерализма, формирования условий для более эффективного и гармоничного развития регионов, а также для обеспечения благосостояния населения страны» . В нем обозначены основные цели региональной политики в РФ, задачи в области развития федеративных отношений, основные положения федеративных отношений, основные положения региональной экономической политики, методы и формы ее реализации, основные положения региональной политики в социальной сфере, региональные аспекты национально-этнических отношений.

Главными формами реализации региональной политики в соответствии с названными документами являются следующие:

· разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов;

· участие государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсно-контрактных систем их реализации;

· размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд и наукоемких производств;

· создание условий для активизации международных экономичес-ких связей регионов и др. .

Все эти формы находят отражение в реальной практике (федеральная целевая программа развития Забайкалья и Дальнего Востока, федеральные транспортные субсидии, субсидии на энерго-тарифы ряду восточных регионов, участие федерального центра в создании технико-внедренческой зоны в Томске и т.п.). Но фактом является и то, что многие из программ, решений, касающихся регионов, не выполняются полностью.

Эффективность региональной политики, успех экономических преобразований в РФ в огромной степени зависит от степени согласования интересов федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в финансовой сфере. Выражением этой эффективности может быть то, что называется территориальной справедливостью, предполагающей некое равенство не только отдельных индивидуумов в распределении ограниченных ресурсов (социальная справедливость), но и целых регионов. Иначе говоря, социальная справедливость посредством специальных законов и стандартов должна быть гарантирована не только москвичу, но и алтайскому крестьянину, шахтеру Воркуты и т.д.

Пока это согласование сопряжено со многими проблемами. Поступлением налогов с собственной территории нужды регионов покрываются по-разному. Доля зачислений в местные бюджеты от общей суммы собираемых на их территории налогов колеблется в слишком широких пределах. Например, в 6 регионах доля собираемых налогов, зачисляемая непосредственно в местные бюджеты, – менее 50 %, в 61 – от 50 до 70 % .

В феноменальном положении оказалась Москва. «Ростелеком» обеспечивает телефонную связь по всей стране, но налоги платит в Москве, РАО «ЕЭС» – производит электроэнергию и освещает всю страну, но налоги тоже платит только в Москве и т.д.

Все еще недостаточно разработана методика распределения трансфертов из федерального бюджета. Трансферты фонда финансовой поддержки составляют значительную часть всей федеральной помощи, но при этом они плохо контролируются как сверху, так и снизу.

Вопрос о межбюджетных отношениях сегодня является одним из острых. Он обсуждается на всех уровнях власти, экспертами, бизнесом, всеми заинтересованными группами общественности. О заинтересован-ности власти в совершенствовании политики межбюджетных отноше-ний говорит, к примеру, Всероссийская конференция «Стратегия регионального развития России». Организатором ее выступал Мин-регион России при поддержке аппарата Правительства и Совета Федерации, а также руководителей администрации субъектов РФ.

Подобные собрания – свидетельство того, что федеральный центр, региональные власти, научное сообщество не закрывают глаза на то, что мешает движению к достижению территориальной справедливости, предполагающей равные условия развития всех территорий. Идет поиск путей разрешения имеющихся проблем, так как ясно одно: учет многообразных территориальных интересов – это залог целостности России и фактор ее экономического подъема.

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой региональная политика?

2. Объясните смысл понятий «депрессивный регион», «стагни-рующий район», «пионерный район»?

3. Что общего в региональной политике развитых и развивающихся стран, каковы различия?

4. Какое значение имеет экономическое районирование страны?

5. Что представляет собой региональная структура РФ?

6. Каковы цели и региональная политика в РФ и основные формы ее реализации?

7. Методы регионоведческих (страноведческих) исследований

Мнение о том, что рыночная экономика – это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России. Выяснилось, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать – она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов.

В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов РФ необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из федерального бюджета.

I. Региональная политика: понятие, цели и задачи.

1. Понятие и виды региональной политики.

Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.
2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.
3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.
4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.
5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.
6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.


Структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Иногда различают следующие виды региональной политики:

1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);
2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);
3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная);

4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).

2. Объекты, субъекты и формы региональной политики.

К основным объектам региональной политики относятся.

o Производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда),

o Социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса),

o Денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).

В качестве субъектов региональной политики мот выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

К основным функциональным формам региональной политики относят:

1. Прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.
2. Региональное программирование – целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.
3. Региональное планирование – установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.

3. Цели и задачи региональной политики.

Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих:

1) Создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
2) Относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона;
3) Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства;
4) Максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона;
5) Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.

Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов.

4. Функции региональной политики.

Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятельности при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.

Функции региональной политики по используемым механизмам делят на:

* Экономические – государственное регулирование инвестиций, дотаций, квот, льгот, субсидий. Дифференциация по отношению к северным, центральным, южным регионам страны обусловлена природными и социально-экономическими факторами развития регионов.

* Социальные – регулирование регионального развития, выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов, безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети; защите от дискриминации людей по месту жительства.

* Политические различают на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические функции региональной политики – обеспечение территориальной целостности, внешней безопасности. Внутриполитические – использование региональной политики как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками.

5. Структура региональной политики.

Структурная «блок-схема» (рис.1) региональной политики охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.

К инструментам региональной политики относятся способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем – налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы.

Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории. К числу таковых относят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению.

Рис. 1 Структура региональной политики.

II. Основные направления региональной политики.

Региональная политика – важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти направленных на регулирование процессов размещения производительных сил.

Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления:

1) Определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия;
2) Соотношение общегосударственного и регионального аспекта развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
3) Подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов;
4) Национально-экономические вопросы;
5) Проблемы урбанизации.

К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти.

В таблице 1 представлены направления региональной политики в развитых и развивающихся стран.

Таблица 1.

Направления региональной политики в развитых и развивающихся стран.

1. Экономическая региональная политика.

Основной целью региональной экономической политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций нашего государства на мировой арене, повышение его роли в международном разделении труда.

Чтобы достигнуть указанной дели, органы государственной власти и субъектов Федерации должны решить следующие задачи:

Укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности России;

Содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах страны многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров, труда и капитала, рыночной и институционной инфрастуктуры;

Сокращение чрезмерно глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов, поэтапное создание условий для укрепления в них собственной экономической базы повышения благосостояния, рационализации систем расселения;

Достижение экономического и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов, повышение ее жизнеспособности в рыночных условиях;

Развитие межрегиональных инфраструктурных систем;

Стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом; именно эти центры науки и высоких технологий могут стать точками роста хозяйства субъектов РФ;

Оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, регионам с высоким уровнем безработицы, со сложными демографическими проблемами;

Разработка и реализация научно обоснованной политики в отношении регионов со сложными условиями хозяйствования, требующими более эффективных методов регулирования (регионы Крайнего Севера, Дальнего Востока, Арктики).

Важной задачей региональной экономической политики является также совершенствование экономического районирования России. Реализация эффективной региональной экономической политики, региональное и общероссийское прогнозирование невозможны без глубокого и всестороннего системного анализа современного экономического и социального развития регионов.

2. Региональная политика в социальной сфере.

Характеризуя основные цели и задачи региональной социальной политики, уточню, что региональные особенности процессов социального развития требуют соответствующих мер государственного регулирования, направленных равных условий для социального развития населения всех регионов РФ и предотвращение возникновения очагов социальной напряженности. Особенностью развития социальной сферы является то, что здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и другие отрасли имеют территориальный характер, т.е. социальные вопросы решаются в основном на уровне органов власти регионов РФ и органов местного самоуправления.

Основные задачи социальной политики:

Противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлением депопуляции населения;

Предотвращение обнищания населения и минимизация отрицательных последствий безработицы, особенно в экономически слаборазвитых и «депрессивных» регионах;

Сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

Регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в регионах, имеющих для этого благоприятные условия;

Оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

3. Региональная политика в сфере экологической безопасности.

Региональная политика в сфере обеспечения экологической безопасности включает решение таких вопросов, как:

Экологическое обоснование размещения производительных сил;

Экологически безопасное развитие отраслей хозяйства;

Рациональное использование природных ресурсов;

Предупреждение возникновения противоречий в экологически неблагоприятных регионах РФ между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия;

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение естественного развития экологического систем, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем;

Совершенствование управления в области охраны окружающей среды и природопользования.

4. Региональная политика в области повышения уровня жизни.

Важнейшими задачами региональной политики в области повышения уровня жизни являются создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малообеспеченных слоев населения в регионах, которые самостоятельно не в силах выполнить эти задачи. Необходимо поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий – минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен. Чтобы обеспечить эти программы, необходимо:

Создание максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий, других денежных доходов граждан РФ;

Стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах России.

5. Региональная политика в сфере занятости населения.

Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти субъектов РФ, а федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных предприятий, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса. Особое внимание должно быть уделено организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов, регионам с высоким уровнем напряженности, слаборазвитым регионам, где наблюдается избыток трудовых ресурсов.

К основным задачам политики в сфере занятости относят:

Перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых, перспективных производств;

Защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная ориентация.

6. Национально-этническая региональная политика.

В условиях России, одного из крупнейших в мире многонациональных государств, региональная национально-этническая политика должна быть направлена на создание равноправных отношений между народами страны и формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Наиболее принципиальные аспекты такой политики приведены ниже:

Совершенствование существующей модели федеративного устройства страны, направленной на сохранение территориальной целостности государства;

Выработка правовой и нормативной базы для урегулирования национальных отношений (в частности – для борьбы с проявлениями агрессивного национализма);

Государственная поддержка самобытной культуры малочисленных народов, содействие в сохранении их языка, традиций и среды обитания;

Учет религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий;

Сохранение исторического наследия русской культуры.

Заключение

Региональная политика государства – составная часть национальной стратегии социально-экономического развития.

Для России региональная политика имеет исключительно важное значение. Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий на территории России унифицированный подход к регионам невозможен.

Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях – угроза самому существованию государства, ведущая к его распаду. Региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны.

Разделение целей и задач региональной политики на направления создают возможность для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления эффективнее решать проблемы регионов.

Миссия и функции региона.

Миссия региона вытекает из того, что Регион - это:

Часть страны;

Территориальная социально-экономическая система, состоящая из трех подсистем: социальной (население), экономической (хозяйство), природной.

Миссия (предназначение) региона:

1. Обеспечение условий для жизнедеятельности людей;

2. Внесение максимального вклада в национальный экономический рост.

Функции , выполняемые регионом:

- Институциональные (должен обеспечивать конст права, опред самостоятельность региона; необходимо сохранять единую целостность ос страной);

- Экономические (обеспечение эк безопасности страны; создание возможностей обеспечения эк деят-ти в регионе);

- Социальные (гарантия прав и возможностей соц развития населения благодаря эк потенциалу региона);

- Экологические (обеспечение среды, чтобы человек мог безопасно жить и работать);

- Этно-психологические (удовлетворение религиоз и культур потребностей населения, учитывая многонациональность страны).

Сущность региональной политики

Региональная политика, представляя собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития страны.

РП связана с:региональной эк-й(исследует совок-ть экон и соц фак-в,обуславливающих формирование и развитие производственных сил, соц процессов пределах конкретных регионов)

Рег. Развитием (изуч-е внутр. Соц-эк стр-ры рег-на)

Рег планированием, программированием

Рег. Моделированием (экономико-матем конструирование существующей или перспективной структуры региона с целью её оптимизации

Регионализацией

РП служит реализацией целей и задач гос-ва

Региональная политика и ее место в системе государственного регулирования территориального развития.



Региональное развитие - изменение внутренней социально-экономической структуры региона.

Государственное регулирование территориального (или регионального) развития - действия государства, цель которых - избирательное воздействие на социально-экономическое, политическое, экологическое развитие отдельных территорий.

Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным, экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Региональная политика может существовать в эксплицитной или имплицитной форме.

Цели региональной политики.

Цели региональной политики.

1.Экономические - в основном - государственное регулирование размещения инвестиций.

2.Социальные - государственное регулирование регионального развития с целью выравнивания качества жизни населения

3.Политические

А.«Национальные»: обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности

Б.«Прагматические»: регулирование взаимоотношений между различными политическими блоками

(выявление и ранжирование интересов электората, общенациональных интересов правящей элитой)

1) создание и упрочение ед эк пространства и обеспечение эк, соц, прав и орг основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных гос-вах)

2) относительное выравнивание условий соц-эк развития регионов

3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для гос-ва

4) макс использование природных, в т.ч.ресурсных особенностей регионов

5) предотвращение загрязнения окр среды, экологизация рег природопользования, комплексная эколог защита регионов и др.

Функциональные формы региональной политики.

1.Прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры, etc.

2.Региональное программирование - целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

3.Региональное планирование - установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей (долгосроч планы – концепции и осн направления эк и соц развития – 15 лет; среднесроч – распределение ресурсов, которыми сейчас располагает общество – 5 лет)

Виды региональной политики

По сферам воздействия можно выделить следующие виды РП:

1. Экономическая политика. Необходимость смягчения рег эк диспропорций, достижение рег эк равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает гос фин помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, фин ограничения, штрафные санкции.

2. Социальная политика. В поле зрения - процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Соц различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различ регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества соц среды составляют суть РП в социальной сфере.

3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство гос-ва, как в естественное, так и мех движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

4. Экистическая (поселенческая) политика. Экистика - наука об эффективном использовании территории конкр региона путем оптимал размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом прир, эк, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

Перераспределительная политика - финансовая помощь депрессивным регионам.

Стимулирующая политика – самостоятельное развитие.