Прямые и косвенные налоги, их достоинства и недостатки. Косвенные налоги: виды, преимущества, недостатки Преимущества и недостатки прямых налогов

Во все времена правительства различных стран активно прибегали к использованию косвенных налогов для покрытия государственных расходов.

Косвенные налоги - это налоги на расходы и платит их больше тот, кто больше расходует, то есть это налоги на потребление. Плательщиком таких налогов всегда является конечный потребитель продукции, работ и услуг, покупая их по цене, в которую уже входит налог. Особенность этих налогов заключается в том, что перечисляет их в бюджет не тот, кто платит, а тот, кто собирает налоги с покупателей при продаже им товаров, производстве работ, оказании услуг, поэтому они и называются косвенными.

Косвенные налоги - налоги, которые по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ (услуг). Это налог на добавленную стоимость, платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, акцизы, налог с продаж, прочие сборы с выручки.

Для оценки эффективности системы косвенных налогов в мировой практике используются различные критерии, важнейшими из которых являются:

  • - нейтральность: налог должен как можно меньше влиять на повеление производителя и выбор покупателя, т.е. экономические искажения от введения налога должны быть минимальны;
  • - справедливость: налог должен вызывать политически приемлемые последствия распределения доходов, т.е. налог должен сопровождаться соответствующими изменениями в других налогах или в системе социальных платежей;
  • - ценовая стабильность: налог не должен приводить к инфляционным процессам и в период введения налога, и в долгосрочной перспективе;
  • - доходность: налог должен обеспечивать государство необходимыми доходами и, насколько возможно, не допускать избежания и уклонения от уплаты;
  • - административная простота: налог должен стремиться к минимизации затрат на его исчисление, уплату налогоплательщиком, а также на сбор и проведение контроля за уплатой налоговым органом.

По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (НДС) и специальные (акцизы).

В современной теории налогообложения существуют две основные системы взимания косвенных налогов:

одноступенчатый сбор:

многоступенчатый сбор.

Одноступенчатый сбор предполагает взимание налога один раз на стадии производства или распределения. При этом возможны три подсистемы:

налог с производителя:

оптовый налог;

налог с розничного оборота.

Налог с производителя взимается только в секторе производства. Особое преимущество этой системы сбора заключается в низких затратах на администрирование налога, поскольку численность его плательщиков невелика, а объекты налогообложения достаточно внушительны. Но данное преимущество перевешивается рядом недостатков.

Во-первых, в создании продукции задействован ряд производственных предприятий. В дальнейшем включение всех этих предприятий в схему налогообложения приводит к тому, что налог становится «пирамидой», и в целях минимизации налогового давления у предприятий, задействованных в одной производственной цепочке, появляется стимул к объединению. Последствиями такой системы являются менее эффективные производство и налогообложение.

Во-вторых, при использовании данной системы взимания налога не обеспечивается его нейтральность, т.е. налоговое бремя распределяется неравномерно. В частности, доля налога в цене идентичных товаров может существенно различаться в зависимости от количества предприятий, задействованных в производственной цепочке.

Оптовый налог взимается на стадии, предваряющей розничную продажу. В сравнении с налогом с производителя здесь не только сохраняются отмеченные ранее недостатки, но и увеличивается количество налогоплательщиков, что создает дополнительные трудности при администрировании налога.

Налог с розничного оборота охватывает не только розничных торговцев, но и производителей, и оптовиков при условии поставки, продукции непосредственным потребителям. Базой налогообложения является розничная цена, что исключает дискриминацию между различными каналами распределения, но круг налогоплательщиков резко расширяется, что загромождает и соответственно затрудняет процедуру администрирования (взимания) налога.

В отличие от одноступенчатого сбора многоступенчат сбор охватывает несколько стадий процесса производства и распределения и может быть подразделен на:

кумулятивный многоступенчатый сбор;

некумулятивный многоступенчатый сбор.

В кумулятивной каскадной системе налог взимается на всех стадиях производства и распределения. Основными недостатками такой системы являются:

значительный каскадный эффект, т.е. налоговое бремя становится тем больше, чем длиннее дистанция до потребителя. Причем масштабы такой «пирамиды» по сравнению с одноступенчатыми системами сбора намного больше, поскольку налог охватывает все стадии движения продукции от производителя к потребителю;

искажение конкуренции, поскольку при более длительной производственной или распределительной цепи налоговое бремя также возрастает.

Как следствие такие налоги справедливо принято считать самыми неэффективными и нерыночными, поскольку они взимаются без учета результатов экономической деятельности, имеют зачетного механизма и потому допускают двойное налогообложение (по затратам на производство). Тем самым снижается экономический эффект от общественного разделения труда и специализации. Более того, в целях минимизации налогового бремени появляется заинтересованность в создании вертикально интегрированных объединений, охватывающих практически все стадии производства, а это - движение в обратном направлении от общественного разделения труда и специализации к «натуральному хозяйству».

Следует отметить, что указанные недостатки становятся доминирующими в случае использования высоких налоговых ставок.

Как ни парадоксально, но кумулятивные системы при всех их недостатках получили наибольшее распространение и очень долго сохранялись и сохраняются в отдельных странах до настоящего времени в качестве основных систем взимания косвенных налогов. Скорее всего, это вызвано одним, но весьма важным их преимуществом. Оно заключается в обеспечении относительно высокого дохода в бюджет государства при достаточно низкой ставке налога. Но когда ставка налога выходит за пределы «достаточно низкой», налог становится тормозом экономического развития и сводит на нет указанные преимущества.

Некумулятивные многоступенчатые сборы представлены налогом на добавленную стоимость, который является важным доходным источником бюджета в большинстве стран мира. Следует отметить, что использование данной системы позволяет реализовать не только преимущество кумулятивной системы, но и избежать практически всех ее недостатков.

Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упрочению ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.

Главное достоинство НДС в том, что он способен оказывать регулирующее воздействие в сдерживании кризиса перепроизводства и в ускоренном вытеснении с рынка слабых производителей. Он выполняет роль ограничителя спроса в случае высокой степени насыщенности рынка, когда потребитель реагирует на повышение цены товара сокращением объема потребления, а производитель - на снижение цены расширением производства.

НДС является косвенным многоступенчатым налогом, так как включается в цену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем. Объектом выступает добавленная стоимость, субъектами - юридические лица независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности.

Основными преимуществами НДС являются:

использование единой налоговой ставки для всех отраслей или нескольких унифицированных ставок по отдельным отраслям, льготных ставок для отдельных отраслей;

обеспечение реального уровня обложения для всех отраслей и видов экономической деятельности, включая сферу услуг;

простота и надежность процедуры взимания налога для плательщика и налоговых органов;

стабильный источник увеличения доходов государства;

возможность гармонизации с налогообложением в соседних государствах.

НДС эффективен также и как средство регулирования внешнеэкономической деятельности: для стимулирования наращивания экспортного потенциала фирмам-экспортерам возвращается вся сумма налога, уплаченная на предыдущих стадиях.

Из негативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя и то, что его введение предполагает использование новой калькуляции издержек производства. Более того, его применение ведет к увеличению административных издержек в связи с расширением круга налогоплательщиков.

Оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнею фискальность, неотработанность налоговой базы и высокие ставки.

В Республике Беларусь применяются также и одноступенчатые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг).

Достоинства косвенных налогов:

  • 1. Для косвенных налогов характерна простота уплаты и регулярность поступления в бюджет. Удержание и контроль поступления косвенных налогов не требует расширения - налогового аппарата.
  • 2. Поскольку косвенные налоги увеличивают доходы государства за счет роста населения или его благосостояния, то они более выгодны для стран, прогрессирующих в экономическом отношении.
  • 3. Налоги воздействуют на совокупное потребление путем удорожания того или иного продукта. При этом особенно важно сдерживающее воздействие государства на потребление продуктов, вредных для здоровья нации и нравственности.
  • 4. Прямые налоги, с позиции обывателя, уплачиваются государству даром, косвенный же налог завуалирован в цене товара и если плательщик и осознает, что цена увеличена налогом, то все равно он получает взамен необходимый продукт.
  • 5. Для конечного потребителя косвенные налоги удобны тем, что определяются размером потребления, удобством уплаты во времени, близостью к месту внесения, отсутствием принудительного характера, отсутствием потери времени для взноса, не требуют накопления определенных сумм.

К недостаткам косвенных налогов можно отнести следующие:

  • 1. Фактически оплата налога осуществляется главой семьи, а формируется всеми членами семьи. Прямые налоги облагают среднюю налогоспособность, косвенные же осуществляют принцип самообложения, поскольку с помощью косвенных налогов плательщик сам регулирует индивидуальную налогоспособность.
  • 2. Поскольку право взимания косвенных налогов почти никогда не оспаривается, объектом политической борьбы, как правило, выступает подоходный налог или налог на прибыль.
  • 3. Косвенные налоги падают на отдельные лица непропорционально их капиталу или доходу, чрезмерно обременяя низкооплачиваемые слои населения.
  • 4. Косвенные налоги в условиях развитых рыночных отношений ограничивают размер прибыли предпринимательства, так как в условиях конкуренции не всегда возможно повышение цены на величину косвенных налогов, особенно в случаях повышения ставок этих налогов.

Прямым налогом обыкновенно называют такой, который непосредственно уплачивается тем лицом, которое государство имеет в виду обложить.

Прямые налоги - налоги, к которым относятся обязательные платежи, источником уплаты которых является прибыль (доход). В перечень прямых налогов включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли.

Поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения является одной из основных стратегических проблем в налоговой политике. Известно, что в странах с развитой рыночной экономикой налоговая система тяготеет к прямым налогам, которые непосредственно реализуют не только фискальную, но и распределительную функцию налогообложения.

Исторически прямые налоги появились раньше косвенных. Прямое обложение - простейшая и самая древняя форма взимания налогов. Первоначальными видами прямых налогов являлись: десятина, подушная или поголовная подать.

Следует отметить, что прямые налоги исторически можно разграничить на три главных вида. Объектом первого вида налогов является вещественный капитал, при этом обложению подлежат отдельные виды доходов (налог на землю, налог на имущество, налог с наследств и дарений). Объектом второго вида налогов выступает самостоятельное проявление личного капитала, такого как личный заработок, жилье, профессия (подоходный налог, налог на имущество граждан, дивиденды). Объектом налогов третьего вида является совокупная деятельность вещественного, денежного и личного капитала в производстве (налог на прибыль, налог на промысел). Как видим, прямые налоги имеют в своей основе либо личность, либо доходы, независимо от источников, либо имущество, независимо от доходов.

Приверженцы прямого налогообложения считают его наиболее прогрессивной формой, поскольку, во-первых, учитываются доход и общее финансовое положение плательщика, его имущество, а во-вторых, существуют определенные трудности при переложении прямых налогов на других лиц или при уклонении от их уплаты.

В настоящее время прямые налоги составляют основу налоговых систем в развитых странах, так как они имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами налогов. Основные достоинства прямого налогообложения состоят в следующем:

  • 1. Экономические - прямые налоги дают возможность установить прямую зависимость между доходами плательщика и его платежами в бюджет.
  • 2. Регулирующие - прямое налогообложение является важным финансовым рычагом регулирования экономических процессов (инвестиций, накопления капитала, совокупного потребления, деловой активности и т.д.).
  • 3. Социальные - прямые налоги способствуют распределению налогового бремени таким образом, что большие налоговые расходы имеют те члены общества, у которых более высокие доходы. Такой принцип налогообложения считается наиболее справедливым.

Однако следует отметить и недостатки прямых налогов:

  • 1. Организационные - прямая форма налогообложения требует сложного механизма взимания налогов, так как связана с достаточно сложной методикой ведения бухгалтерского учета и отчетности.
  • 2. Контрольные - контроль поступления прямых налогов требует существенного расширения налогового аппарата и разработки современных методов учета и контроля плательщиков.
  • 3. Полицейские - прямые налоги связаны с возможностью уклонения от уплаты налогов из-за несовершенства финансового контроля и наличия коммерческой тайны.
  • 4. Бюджетные - прямое налогообложение требует определенного развития рыночных отношений, так как только в условиях реального рынка может формироваться реальная рыночная цена а, следовательно, и реальные доходы (прибыль), однако с такой же вероятностью могут иметь место и убытки. Поэтому прямые налоги не могут являться стабильным источником доходов бюджета.

Помимо косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы, в перечень которых включаются налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, местные налоги, исчисленные из прибыли.

Широкое распространение косвенных налогов во всех капиталистических странах было обусловлено, прежде всего, фискальными выгодами налогов на потребление. Русский финансист М. И. Соболев в своей работе "Очерки финансовой науки" (1925) отмечал три фискальных преимущества косвенных налогов:

  • 1) косвенные налоги весьма доходны, так как падают на предметы широкого потребления;
  • 2) косвенные налоги включаются обычно в цену товара и, перелагаясь на покупателя, платятся незаметно для потребителя;
  • 3) косвенные налоги, входя в цену товара, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами.

Вместе с тем исследователи отмечали и ряд серьезных недостатков косвенного налогообложения:

  • 1) косвенные налоги не согласуются с важнейшими принципами налогообложения. Н. И. Тургенев в своей книге "Опыт теории налогов" отмечал, что косвенные налоги не соответствуют первому принципу А. Смита (справедливости), поскольку никак не сообразуются с доходами платящего. Последующие ученые также отмечали их регрессивный характер, т.е. обратную пропорциональную зависимость от платежеспособности потребителей. Н. И. Тургенев считал также, что они не соответствуют и принципу удобности, ибо платящий не может отложить потребление соли или хлеба;
  • 2) косвенные налоги требуют больших издержек взимания. Это отмечал и Н. И. Тургенев, и последующие исследователи. Это объясняется необходимостью содержать большое количество персонала, контролирующего производство подакцизных товаров, торговлю, перемещение товаров через таможенную границу и т.п. Так, например, во Франции в 1828 г. расходы на взимание прямых налогов составляли около 6% от полученных доходов, тогда как для косвенных налогов расходы в среднем составляли около 12% . Необходимо отметить, что формирование системы податных инспекторов в развитых странах позволило существенным образом снизить расходы на взимание налогов. В той же Франции в 1900 г. расходы на взимание прямых налогов уменьшились до 2,9% (т.е. в два раза), а по косвенным налогам снижение произошло почти в три раза – до 4%;
  • 3) взимание косвенных налогов противоречит интересам предпринимателей, поскольку финансовое ведомство для обеспечения сбора налогов вынуждено вмешиваться в процесс производства и обмена, вводя различные ограничения, затрагивая иногда технологию производства;
  • 4) потребление не отличается постоянством и может зависеть от разных причин. В связи с этим доходы от косвенных налогов более сложно прогнозировать.

Оценивая все достоинства и недостатки косвенного налогообложения, специалисты в начале XX в. заключили, что "косвенные налоги не могут быть отнесены к числу таких форм, которые, господствуя в финансовой системе, отвечали бы основным требованиям рациональных налогов".

Преимущества прямого обложения анализировались многими исследователями. Приведем аргументы в пользу прямых налогов, изложенные русским экономистом И. X. Озеровым в его книге "Основы финансовой науки". Итак, преимущества прямых налогов:

  • 1) прямые налоги являются более твердым и постоянным источником дохода, поскольку основываются на оценке дохода, который в обычных условиях (за исключением кризисов, войн и т.п.) растет;
  • 2) доходы от прямых налогов прогнозируются с большей точностью и вероятностью их получения, поскольку прямые налоги "падают только на тех лиц, которые могут платить, и в таком размере, в каком они могут его нести";
  • 3) прямые налоги не требуют таких расходов на взимание, как косвенные.

В обобщенном виде преимущества прямого обложения были сформулированы российским экономистом Μ. Н. Фридманом в "Конспекте лекций по науке о финансах" (1910): "По общему правилу прямые налоги дают более верный и определенный доход, в большей степени соизмеряясь с платежеспособностью населения, точнее и яснее определяют податную обязанность каждого плательщика, чем косвенные налоги. Наконец, прямые доходы имеют дело только с личным доходом плательщика и совершенно пассивно относятся к производству народного богатства. История финансов показывает, что они исправно поступают и во время экономических кризисов, даже допускают и в такие моменты повышение ставок (Франция в 1848 г.)" .

По мере развития финансовая наука отошла от простого обсуждения достоинств или недостатков тех или иных форм обложения и перешла к вопросу о научном построении налоговой системы. Исследуя преимущества и недостатки каждой из форм обложения, наука пришла к выводу, что только посредством сочетания прямого и косвенного обложения можно построить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства и экономическим интересам налогоплательщиков.

С. Ю. Витте в своих лекциях Великому князю Михаилу Александровичу таким образом сформулировал этот вывод: "Лишь сочетанием прямых и косвенных налогов может быть создана более или менее удовлетворительная система обложения, которая способна, не отягощая особенно налогоплательщика, не подрывая благосостояние массы народонаселения и не препятствуя экономическому состоянию страны, доставлять государству достаточные средства для покрытия его потребностей" .

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины.

В развитых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня для него характерна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные расходы.

Второй вид косвенных нало гов – фискальная монополия – монопольное право государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень высокой цене, которая включает в себя и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.

Третий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:

1. по видам - на экспортные, импортные, транзитные;

2. по построению ставок – на специфические (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости) и сложные (сочетание специфических и адвалорных ставок) ;
3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от импортных товаров), антидемпинговые (повышенные пошлины на товары, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один импортный товар, либо на весь импорт).

20. Соотношение прямых и косвенных налогов.

Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России существенна не только с точки зрения выбора приоритетов налоговой политики, но и с точки зрения возможности использования зарубежного опыта. Несомненно, внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик в российской действительности может привести к расчету оптимальной модели соотношения прямых и косвенных налогов.

Таким образом, для создания эффективной и устойчивой налоговой модели России необходимо определить оптимальный уровень соотношения косвенного и прямого налогообложения, а именно: их долевое участие. Кроме того, следует оценить влияние и соотношение видов налогов в рамках этих двух групп налогов, то есть прийти к их оптимальной величине (налоговой нагрузке, которая была бы благоприятна как для налогоплательщика, так и приемлема для государства).

В зарубежной практике выделяют четыре базисных модели систем налогообложения, в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. В США, например, подоходный налог с населения формирует 44% доходов бюджета. Платежи населения превышают налоги с предприятий. Эта модель применяется также в Австралии, Великобритании, Канаде и в других странах.

Евроконтинентальная модель отличается высокой долей отчислений на социальное страхование, а также значительной долей косвенных налогов: поступления от прямых налогов в несколько раз меньше поступлений от косвенных. К примеру, в Германии доля поступлений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, от косвенных налогов - 22%, а от прямых налогов - всего 17%. Аналогичны показатели и других стран, ориентированных на эту модель, - Нидерландов, Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская модель ориентирована на обложение традиционными косвенными налогами, что обусловлено высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных налогов в доходной части бюджета страны составила в Чили - 46%, Боливии - 42% и Перу - 49%. Смешанная модель, сочетающая черты других моделей, применяется во многих странах. Государства выбирают ее для того, чтобы диверсифицировать структуру доходов, избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов. Особенностью является существенный перевес доли прямых налогов с организаций над долей прямых налогов с физических лиц. Российская налоговая система является представителем латиноамериканской и евроконтинентальной моделей, т.е. для нее свойствен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов на бизнес (около 70%).

В России «объективно сложившиеся экономические условия не позволяют пока ориентироваться на англосаксонскую модель, однако уже сейчас существуют реальные возможности перехода на смешанную модель распределения налогового бремени, в которой прямые подоходные налоги и косвенные налоги на бизнес распределялись бы примерно поровну в общих налоговых поступлениях

в бюджет и внебюджетные фонды».

Для равномерного распределения прямых и косвенных налогов необходимо рассчитать и установить определенный баланс, поскольку отдельные налоги и сборы должны продуктивно сосуществовать между собой, а налоговая система в целом - с внешнеэкономической средой. При этом возможно использование опыта зарубежных стран, но главное - с учетом специфики экономического развития России.

Косвенные налоги – это одна из разновидностей налогов, взимаемых государственным бюджетом. Это сборы, включаемые в стоимость услуг и товаров, реализовываемых организациями. Владелец продукции получает суммы налога на момент ее реализации, а затем перечисляет государству. Связь между государством и плательщиком, таким образом, происходит через объект обложения.

Виды косвенных налогов

Все косвенные налоги можно подразделить по объектам взимания следующим образом:

Таможенные пошлины;
фискальную монополию;
акцизы.

Таможенные пошлины взимаются с некоторых видов продукции, импортируемых через государственную границу. Можно выделить некоторые виды пошлин: импортные, транзитные или экспортные. Они могут устанавливаться в определенном размере, или процентном отношении к стоимости товара.

Фискальная монополия, акцизы

В большинстве стран валовую часть косвенных сборов занимают акцизы – сборы, облагающие услуги, товары, которые производятся частными предприятиями. Часть акцизов устанавливаются на результаты внутреннего производства, а другая часть на импортируемые товары.

Акцизные сборы можно также разделить по способам взимания на универсальные и индивидуальные. Универсальные взимаются со стоимости всего оборота и намного выгоднее для государства. Ими облагаются практически все товары, реализовываемые на территории страны. К универсальным акцизам относится НДС. Он взимается только с определенной части стоимости продукции, именуемой добавленной стоимостью. В нее включается амортизация оборудования, заработная плата, часть производственных расходов, проценты по кредитам.

Фискальная монополия – это закрепленное за государством право реализовывать и производить некоторые товары. В этом случае государство выступает монополистом, продажа осуществляется по определенной цене, в которую включен сам сбор. Монополия может быть полной либо частичной, например, производство алкогольной продукции.

Плюсы и минусы косвенных налогов

Преимуществом косвенных сборов можно считать их скрытый характер. В большей части покупатель даже не подозревает, что уплачивает государству определенный сбор. Именно благодаря косвенным налогам государство может на рациональном уровне поддерживать стоимость товаров с очень низкой себестоимостью.

К недостаткам можно отнести усиление неравномерности при распределении налогового обременения. Для возможности взыскания контролирующие органы ограничивают производителей, вводя некоторые правила реализации и производства продукции.

Государственный бюджет представляет собой совокупность средств, с помощью которых госаппарат страны формируется из налогов, которые могут быть как прямые (возложены на граждан страны), так и косвенные (возложены на граждан страны через посредника - предпринимателя).

Необходимость деления налогов на две категории: прямые и косвенные связана с их классификацией по способу взимания. Существующая система налогообложения в нашей стране сочетает в себе возможности применения как прямых, так и косвенных вариантов. При этом прямые взимаются непосредственно с получаемого дохода (имущества). Они определены процентом и базой для исчисления. Косвенные налоги облагают реализуемые товары и услуги. Тот, кто продает товары и услуги (предприниматель), включает их в цену продукции, а затем, получив доход от продажи, возвращает эту долю государству в виде данного сбора.

Получается, что исследуемая категория налогов оплачивается за счет покупателя продукции, а продавец лишь посредник между конечным пользователем и государством. Однако спрос по поводу своевременности и объемов косвенных сборов идет именно с производителя. Данные налоги связаны именно с потреблением продукции, услуг.

Понятие

Косвенные налоги являются таковыми по той причине, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя продукции. Они позволяют значительно пополнить государственный бюджет. Их активно используют в отношении продукции массового спроса.

Общие свойства

Факт принадлежности НДС и акцизов к одной категории определен следующими моментами:

  • Возможность оказывать влияние на рост или сокращение производства товаров.
  • Является фактором регулирования цен на товары.
  • Влияет на доходы населения.
  • Генерирование бюджетных доходов.

Различия между прямыми и косвенными

В таблице ниже собрана информация по различиям между двумя категориями налогов.

НДС: характеристики

К основным видам косвенных налогов относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы.

НДС в последние годы обеспечивает примерно 30-35 % от всего дохода бюджета в нашей стране. НДС относится к федеральному уровню. Главная особенность заключается в том, что данным налогом обложена не вся стоимость продукции, а только ее добавленная часть, которая возникает на разных стадиях производства.

Большинство товаров в нашей стране обложены именно НДС. Однако не принадлежат к этой категории следующие виды продукции и услуг:

  • товары медицинского назначения;
  • услуги по уходу за больным;
  • услуги по дошкольному воспитанию детей;
  • продукты питания в школьных и медицинских столовых;
  • услуги архивирования;
  • перевозка пассажиров в городе (поселении);
  • ритуальные услуги и др.

Более подробно данный список представлен в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если фирма работает с продукцией (услугами), которая и облагается, и не облагается налогом, то учет ведется раздельно. Также раздельный учет применим при различных ставках НДС. Возможные ставки: 0, 10 и 18 %.

Ставка 0 % считается льготной и применима при различных экспортных операциях, при международных перевозках, в космической отрасли, в транспортировке газа и нефти и т. д.

Ставка 10 % применима для следующих групп товаров:

  • ряд продуктов (сахар, соль, хлеб, мука и т. д.);
  • детские товары;
  • медицинского назначения;
  • печать и периодика;
  • перевозки самолетом;
  • приобретение скота для племенного разведения и т. д.

Остальные товары, не включенные в эти списки, реализуются по ставке 18 %. В случае если фирма за квартал получила доход ниже 2 000 000 рублей, то она вправе подать заявление в органы на получение освобождения от уплаты НДС.

У НДС есть свои преимущества и недостатки в процессе использования.

Основные преимущества НДС:

  • возможность вычета входного НДС;
  • развитая сеть партнерских отношений с теми, кто является крупным плательщиком НДС в стране.

Основные недостатки:

  • значительные суммы выплачиваются предприятиями;
  • частые проверки со стороны налоговых органов.

Акциз

К косвенным налогам относится акциз.

Изначально данным сбором предполагалось облагать только товары, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье покупателей (пример, алкогольная продукция и табак). С помощью акцизов государство преследует цель сократить потребление данных товаров. Отдельной категорией являются предметы роскоши, которые также облагаются акцизами.

На сегодня список товаров, облагаемых акцизами, внушительный:

  • алкогольная продукция;
  • табачная продукция;
  • легковые машины;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизель;
  • масла для двигателей;
  • керосин для самолетов в виде топлива;
  • природный газ;
  • топливо для печей.

Налоговые ставки по акцизам указаны в ст. 193 НК РФ. На сегодня такие ставки определены до 2020 года. Исчисление акцизов идет согласно налоговой базе и ставке по каждому товару. Общая сумма исчисляется по итогам месяца.

Среди основных преимуществ акцизного налогообложения можно выделить:

  • момент уплаты налога совпадает с моментом реализации товаров;
  • уклонение от уплаты достаточно сложно;
  • сумма налога перечисляется даже при отсутствии прибыли.

Методика расчета НДС

Косвенные налоги с примерами расчетов (НДС) представлены ниже.

НДС = НБ * С / 100,

где НБ - налоговая база, т. р.

С - ставка, %.

Расчет НДС в том числе означает, что нужно выделить налог, который заложен в итоговой сумме. Используем формулы:

НДС = С / 1,18 * 0,18 - при ставке 18 %,

НДС = С / 1,1 * 0,1 - при ставке 10 %.

где С - сумма, которая включает в себя НДС, т. р.

Пример расчета НДС представлен ниже.

Возьмем компанию ООО «Орион». Она реализует партию продукции в размере 50 тыс. единиц по цене 100 рублей. Используемая ставка составляет 18 %. Налог в цену не включен. Методика расчета:

  • определим стоимость партии без учета НДС:

100 * 50 000 = 5 000 000 руб.;

  • определим НДС:

5 000 000 * 18 / 100 = 900 000 рублей;

  • определяем сумму с НДС:

5 000 000 + 900 000 = 5 900 000 руб.;

  • другой вариант расчета итоговой суммы:

5 000 000 * 1,18 = 5 900 000 рублей.

В документах бухгалтер указывает значения:

  • стоимость без НДС - 5 000 000 рублей;
  • НДС 18 % - 900 000 рублей;
  • стоимость с НДС - 5 900 000 рублей.

Пример расчета акцизов

Существует несколько формул для расчета данного налога:

  • применение твердых ставок:

где В - объем выручки по подакцизным товарам, ед.

СА - ставка акциза, руб.

  • применение процентных ставок (адвалорных):

А = Ст* САк / 100 %,

где Ст - стоимость подакцизных товаров реализованных, т. р.;

Сак - ставка акциза в % от стоимости товара;

  • комбинированные ставки:

А = В * СА + Ст * Сак / 100 %.

Налог на прибыль и косвенные налоги

Прямые налоги относятся к имуществу и доходам, которые находятся в собственности налогоплательщика. Такие налоги, как прямые, пополняют бюджет страны существенным образом. Однако есть один недостаток: возможно сокрытие части расчетной базы, и налогов в том числе. Такое положение дел ведет к дестабилизации финансовой системы страны.

Налог на прибыль и косвенные налоги имеют определенную степень соотнесения. В то время как исследуемая категория сборов формируется по принципу надбавки на стоимость товара или услуги. Продавцы в реализуемые товары включают долю таких налогов. Затем отдают ее государству. Данная доля не относится к прибыли компании и не облагается налогом на прибыль.

Ввоз товаров и налогообложение

Ввоз товаров и уплата косвенных налогов - это вариант для исчисления и выплат стране, чей таможенный орган выпускает товар.

  • При импорте товаров из стран, не участвующих в Таможенном союзе, данный налог нужно платить в РФ.
  • А при импорте из стран ЕАЭС налог надо перечислить в ту страну, где стоит на учете собственник товаров. В состав ЕАЭС входят такие страны, как Беларусь, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения.

Порядок уплаты

Порядок уплаты косвенных налогов подразумевает ответственность декларанта, то есть покупателя.

Необходимо принять ко вниманию следующие моменты:

  • наличие освобождения от НДС;
  • применяемая таможенная процедура при ввозе ценностей;
  • ставка НДС;
  • формула расчета для налога.

Определены случаи освобождения от уплаты НДС. В ст. 150 НК РФ есть перечень товаров, при ввозе которых не надо платить НДС.

Порядок уплаты косвенных налогов также зависит от таможенной процедуры, под которую подпадают товары к импорту.

На таможенную процедуру влияние оказывают цели выпуска товаров в РФ, что отражено в таблице ниже.

Отчеты подают по косвенным налогам в местную ИФНС, где покупатель стоит на учете.

Определять НДС необходимо в день принятия товаров к учету согласно сопроводительной документации. Если суммы обозначены в иностранной валюте, то они переводятся в рубли по актуальному курсу Центробанка РФ.

Срок выплаты налога - до 20-го числа включительно месяца, который идет за месяцем прихода товаров. Вместе с оплатой готовят часть документов:

  • налоговая декларация по НДС;
  • банковская выписка;
  • документация при транспортировке;
  • договор от поставщика;
  • прочее.

Декларация

Сроки представления декларации по косвенным налогам указаны в пункте 20 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года.

В этом протоколе говорится, что декларация должна быть представлена до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. В качестве отчетного месяца выступает:

  • месяц прихода импортируемых товаров;
  • месяц, в котором необходимо внести лизинговую плату в соответствии с условиями контракта.

В дополнение к декларации налогоплательщики должны предоставить ряд документов.

Декларация по косвенным налогам состоит из стандартной титульной страницы и трех разделов.

Первый из них включает данные об НДС на импортируемые товары. В разделах 2 и 3 содержится информация об акцизах, заполняются они только при необходимости. То есть если компания не уплачивает акцизы, то необходимо только передать титульную страницу и первый раздел.

Этот же раздел содержит сумму НДС к оплате. В этом случае весь НДС делится в зависимости от типа товара. Для отражения общей суммы налога отведена стр. 030.

Во втором разделе содержится информация обо всех подакцизных товарах, за исключением спиртовой продукции. Акцизы регистрируются по типу подакцизных товаров. В этом разделе для каждого типа товаров даны сведения о стране, из которой поставляется товар.

Третий раздел содержит информацию об алкоголе.

Документация по оплате

Заявление о ввозе и уплате косвенных налогов является важной документацией для:

  • товаров, оформляемых импортерами из стран ЕАЭС;
  • удостоверения факта ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государства-участника в ЕАЭС и оплаты налогов;
  • предоставления налоговым органам одновременно с декларированием налогов и других соответствующих документов.

Основной целью заявления является подтверждение факта оплаты данных налогов и обмен этой информацией с налоговыми органами страны, из которой был импортирован товар.

В заявлении содержатся три раздела и одно приложение:

  • В первом разделе информация вводится покупателем или посредником (если по законам государства, на территорию которого импортируются товары, эти лица платят косвенные налоги).
  • Второй раздел предназначен для размещения записи о регистрации заявки в налоговый орган.
  • Третий раздел не всегда заполняется - только в определенных случаях, перечисленных в четвертом пункте правил по заполнению заявки на косвенные налоги.

Заключение

В случае косвенного налогообложения продавец товара или услуги становится агентом денежных отношений, выступая в качестве посредника между государством и плательщиком (конечным потребителем продукта).

Косвенные налоги характеризуются простотой сбора и оплаты в бюджет. Поскольку данные налоги включены в цену товаров и услуг, то они невидимы и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества данных налогов в основном связаны с их ролью в формировании доходной статьи бюджета.