Предмет экономической науки: экономия, политическая экономия, экономика. Предмет экономической теории Наука об использовании людьми ограниченных ресурсов

Введение…………………………………….…………………………………….3

1. Возникновение экономики как науки………………………………………..5

2. Этапы развития экономической науки………………………………..…….11

3. Современные тенденции в экономической науке………………………….20

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованной литературы…………………………………………..32

Введение

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Мой выбор пал именно на эту тему потому как экономическая наука прошла много интересных этапов своего развития. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука. Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. С течением времени экономическая теория развивалась, и на сегодняшний день мы имеем стройную систему, позволяющую объяснить экономические процессы, происходящие в обществе.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что сегодня интерес образованных людей к экономической науке растет с каждым днем. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это, прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились подвластным и негласным запретом.

Цель курсовой работы – рассмотреть экономику как науку.

Задачи мои следующие: 1) Охарактеризовать возникновение экономики как науки. 2) Выделить этапы развития экономической науки. 3) Проанализировать современные тенденции в экономической науке.

    Возникновение экономики как науки

Слово «Экономика» древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство» или «домоводство». Само название науки, являющееся древнегреческим, говорит о том, что появилась экономика на свет благодаря древнегреческим ученым, философам и историкам.

Можно сказать, что все началось с Сократа (470 -390 до нашей эры). Однако этот философ проповедовал на улицах и площадях, поэтому не оставил после себя никаких письменных работ. По официальному обвинению Сократ был казнен (принял яд цикуты) за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе (видимо, развращать в старом духе было можно).

Дело Сократа продолжили два его знаменитых ученика - Ксенофонт и Платон, которые и рассказали людям об учении Сократа и его деятельности.

Ксенофонт (около 430 до нашей эры) написал работы, которые принято называть «Сократическими произведениями», потому что они рассказывают о Сократе и его учении. Эти произведения являются незаменимым источником не только по социальной и политической, но и по экономической истории Греции.

Кроме того, продолжая научные исследования Сократа, он написал следующие произведения.

- «О доходах», в котором попытался найти выход из экономических трудностей Афин;

- «О домашнем хозяйстве», в котором дал характеристику образцового хозяйства и образцового гражданина. По сути, это и есть уже экономика.

Платон (около 428-348 до нашей эры)организовал свою знаменитую Академию (слово академия происходит от имени мифического героя Академа) и создал большое количество различных произведений, большинство из которых написано в форме диалога, одним из участников которого является Сократ. В своих произведениях он тоже пытается осмыслить роль денег и правила мудрого ведения домашнего и государственного хозяйства.

Одним из «выпускников» Академии Платона оказался древнегреческий философ и ученый Аристотель (около 384-322 до нашей эры), в последующем воспитатель и наставник Александра Македонского, который по праву считается родоначальником экономической науки, в том числе науки о деньгах.

Аристотель начал свои научные изыскания в области экономики с исследования товарно-денежных отношений и вплотную подошел к пониманию разницы между натуральным хозяйством, при котором люди производят все необходимые вещи и продукты питания для самого себя, и товарным производством, при котором люди производят вещи для продажи (запомните, товар - это продукт труда, который произведен не для себя, а именно для продажи. Обмен продуктов как товаров возникает в определенных исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда производитель специализируется на производстве одного продукта. Удовлетворение потребностей человека в других товарах осуществляется через куплю-продажу товаров на рынке).

Анализируя вопрос купли-продажи, Аристотель заявил о том, что существуют два вида богатства.

Первый вид богатств, по его мнению, образуется в том случае, если человек произвел продукцию (вырастил скот, построил дом, собрал урожай). Все это и будет его богатством.

Если он продаст часть произведенной продукции, то полученные за них деньги тоже будут являться первым видом богатства, потому что эти немногочисленные деньги он потратит на приобретение необходимых вещей.

Однако в мире существуют еще и посредники, которые ничего не производят, а только покупают продукцию у одних и перепродают ее другим. У этих посредников тоже возникает богатство от перепродаж. Такое богатство, по мнению Аристотеля, относится уже ко второму виду, потому что данное богатство накапливается ради самого богатства.

Первый вид богатства Аристотель называл естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этим богатством.

Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.

В связи с этим, Аристотель разделил экономическую науку на две части: экономию и хрематистику. Экономия должна изучать естественные процессы (производство потребительных стоимостей), а хрематистика должна изучать противоестественные процессы (крупную торговлю, занимающуюся перепродажей товаров, и накопление денег в большом количестве). К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

При восприятии утверждений Аристотеля мы должны отдавать себе отчет в том, что свои научные выводы по экономике он делал еще до нашей эры и при этом являлся первопроходцем в данной отрасли знаний.

В то время еще не существовало такого понятия, как энергия, и Аристотель не мог тогда сделать вывод о том, что деньги (богатство) обладают потенциальной энергией, потому способны совершать работу. А работа, совершенная в интересах человека, является благом для человека. Именно поэтому Аристотель не мог сменить своего отрицательного отношения к хрематистике (к накоплению крупного богатства, к крупной торговле) на положительное.

Тем не менее, работы Аристотеля привели к появлению такой науки, как экономика, а желание отделить хрематистику от экономии привело Аристотеля к необходимости сделать научный анализ таким понятиям как товар и обмен.

Дальнейшие размышления Аристотеля привели его к мысли о том, что существует как бы две стоимости товаров.

Одна стоимость (производственная) формируется из тех затрат, что понес человек при изготовлении товара (при изготовлении двери человек тратит дерево, краску, гвозди, свой труд, свое время и т.д.)

Вторая стоимость (потребительная) формируется из желаний и способностей людей приобрести этот товар. Предположим, человек затратил на изготовление двери 100 рублей, плюс две недели своего рабочего времени, но люди на рынке эту дверь не покупают до тех пор, пока цена не окажется равной 80 рублям. Или наоборот, люди с радостью покупают эту дверь за триста рублей. Другими словами, потребительная стоимость двери не зависит напрямую от производственной стоимости, и в первом случае она равняется 80 рублям, а во тором - 300 рублям. Потребительная стоимость возникает не из затрат производителя, а из желаний и денежных возможностей покупателей.

Все эти размышления приводят Аристотеля к мысли о том, что в процессе производства и продажи товаров приходится сравнивать между собой несравнимые вещи: двухнедельный труд человека сравнивается с пятью килограммами краски, для того, чтобы определить, что из них дороже. Красивое ожерелье сравнивается с полезной сохой и т.д.

В результате Аристотель приходит к выводу о том, что сравнить эти вещи между собой помогут деньги и ничто другое.

К. Маркс считал учение Аристотеля вершиной древнегреческой философии и писал о нем следующее:

«Гении Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV- III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), проводилось различие умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией “высших” слове, а второй – уделом “простолюдинов”, основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что “накопленным богатством” должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

2.1. Предмет теории общественного хозяйствования

Теория общественного хозяйствования, претендующая на статус фундаментальной экономической науки, должна охватывать такие проблемы, которые не выходили бы за пределы предмета исследования. В современной экономической литературе содержание предмета фундаментальной экономической науки еще не вполне сформировано. По этому поводу ряд российских ученых отмечает: «… общепризнанного определения предмета… нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека» . О формировании содержания предмета на современном этапе они пишут следующее: «Предмет исследования …находится в стадии научной разработки и эмпирической адаптации» . Более категоричен Д.С.Львов: «…в отличие, например, от физики и химии, современная экономика не имеет «теоретического ядра», которое признавали бы экономисты с самыми разными взглядами» .

Представители западных школ и, в частности, авторы «Экономикса»
ограничились исследованием поведения человека и выбора деятельности в условиях ограниченности ресурсов. «Экономикс» исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».

Существование множества определений предмета фундаментальной экономической науки отмечает известный автор учебника «Экономика» П.Самуэльсон: «Вот некоторые из таких определений: 1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми. 2. Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические здания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления. 3. Экономическая теория есть наука о повседневной, деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использованию этих средств. 4. Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе; однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, - дело весьма нелегкое».

Далее П.Самуэльсон предлагает свой вариант определения предмета: «Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества». Вместе с тем он утверждает, что «…никакое определение предмета экономической теории не может быть точным, да в этом, по сути, и нет необходимости». Эти высказывания подтверждают, что еще недостаточно имеющего научного материала, багажа экономической мысли для точной формулировки содержания предмета фундаментальной экономической науки. В то же время утверждение об отказе от четкого определения предмета говорит о растерянности П.Самуэльсона перед существующей проблемой. Здесь нужно отметить, что фундаментальная экономическая наука должна иметь собственный предмет исследования и представлять собой не совокупность положений из содержания всех других экономических дисциплин, а выражать всеобщность, основу последних.

В связи с этим хочется остановиться на предложении П.Самуэльсона, где он вводит в предмет исследования фундаментальной экономической науки «действия Робинзона Крузо…». Во-первых, данная наука, как «родовая», заключает в себе основы, поэтому проблемы развития единичности в состоянии изолированности будут представлять интерес для производных экономических дисциплин. Во-вторых, деятельность отдельного человека может быть представлена лишь элементом содержания предмета миниэкономики как атомизированного процесса, вне рамок функционирования социально-экономической системы.

Для определения предмета фундаментальной экономической науки нужно придерживаться гегелевских принципов спецификации. «В широком смысле, - писал философ В.П.Кузьмин, - он заключается в следующем. Поскольку каждое явление можно и нужно рассматривать с различных точек зрения, возникает вопрос, что принять за исходную базу изучения явления, за основу, определяющую качественные показатели вещи. Спецификация и означает выбор аспекта рассмотрения той или иной определенной точки зрения. Гегель различал два аспекта, в которых должно быть рассмотрено явление в сфере бытия. Во-первых, это явление, взятое само по себе. Во-вторых, это явление, рассмотренное в определенной системе и подчиняющееся ее законам. Развивая это важное положение, Маркс доказал, что хотя рассмотрение явления через призму его «родовой» системы и соответствующих законов составляет существенный момент познания, однако им не заканчивается этот процесс, потому что конкретное явление не может быть выведено непосредственно из действия общего закона. Чтобы сделать дальнейший шаг в познании, необходимо вычленить еще третий - синтетический и конкретно-исторический - аспект исследования явления, в котором само оно и законы его жизни должны быть рассмотрены как продукт всей совокупности действующих условий, внутренних и внешних».

Приведенные положения В.П.Кузьмина, основанные на трудах великих ученых Г.Гегеля и К.Маркса, позволяют определить критерии содержания, а затем вычленить и сам предмет фундаментальной экономической науки. Следуя этим принципам, во-первых, необходимо выявить родовое экономическое явление; во-вторых, определить внутренние законы его развития; в-третьих, раскрыть воздействие конкретных условий и факторов на развитие родового экономического явления и его внутреннего содержания.

В действительности многие экономисты из-за нехватки базовых философских знаний ударяются в частности, и хотят представить свои предложения в качестве основы фундаментальной экономической науки, тем самым закладывая заранее неверные посылы в определении предмета ее исследований. Так, например, А.Маршалл отмечает, что экономическая наука «…с одной стороны представляет собой исследование богатства, а с другой образует часть исследования человека». Богатство не является само по себе предметом фундаментальной экономической науки, как и человек. К богатству имеется интерес только как к результату экономической деятельности людей, оно производное от деятельности человека. Поэтому богатство не может представлять всеобщность, относиться к содержанию предмета фундаментальной экономической науки. То же самое можно сказать о человеке, его потребностях или деятельности. В предмет можно включить исследование человека, его потребности и деятельность с позиции определения их социально-экономических форм, которые относятся к элементам содержания фундаментальной экономической науки. Поэтому экономическая модель человека и представляется в качестве предмета исследования, поскольку она вытекает из экономической системы.

Если рассматривать все точки зрения по определению предмета фундаментальной экономической науки, то можно утонуть в частностях, и не прийти к решению проблемы. Остановимся на определении родового экономического явления, внутренних законах его развития, воздействии конкретных условий и факторов, которые позволят сформулировать предмет исследования.

К родовому экономическому явлению нужно отнести общественное хозяйствование, поскольку хозяйствование представляет собой деятельность как отдельных индивидов, так и множества людей, которые являются хозяевами экономических процессов, а понятие «общественное» выражает совокупность взаимосвязей субъектов хозяйствования. К внутренним законам общественного хозяйствования будут относиться экономические законы, выражающие всеобщие, внутренне необходимые причинно-следственные, постоянно повторяющиеся связи между субъектами хозяйствования.

Данные экономические процессы развиваются в конкретных исторических и социально-экономических условиях при воздействии различных факторов. Поэтому воздействие условий ограниченных ресурсов, несоответствия уровня развития производительных сил масштабом общественного производства должно быть внесено в предмет исследования. В содержании предмета фундаментальной экономической науки необходимо учитывать также воздействие надстройки, в частности политики, правовой системы как факторов, влияющих на общественное хозяйствование. Исходя из этого мы полагаем, что К.Маркс был более точен в определении предмета исследования, чем теоретики современного Запада. Он еще в XIX веке писал: «Предметом моего исследования является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена». Здесь категория «капиталистический способ производства» обозначает общественное хозяйствование в конкретных капиталистических условиях, а упоминание об «отношениях производства и обмена» показывает, что «родовое экономическое явление» функционирует посредством последних. К.Маркс также относил экономические законы к предмету исследования, сущность и механизм функционирования которых рассматривались в его труде «Капитал». Однако предмет исследования фундаментальной экономической науки должен определяться в двух аспектах, отражающих как общее для всех этапов развития человечества, так и конкретные социально-экономические системы, вытекающие из исторических условий, предопределяющих соответствующие формы и способы развития.

Продолжая тему, необходимо отметить точку зрения известного институционалиста Р.Коуза. Он писал: «Следует осознать, что когда экономисты исследуют работу экономики, они имеют дело с воздействиями отдельных лиц или организаций на других, работающих в той же системе. Это и есть наш предмет. Если бы не было таких воздействий, не существовало бы подлежащих изучению экономических систем». Р.Коуз ясно понимает, что отношения между субъектами рынка сложны, и их необходимо регулировать посредством правовой системы. Тем самым он признает предметом фундаментальной экономической науки экономические отношения и вводит в поле исследования механизм эффективной реализации данных отношений в форме правовой системы, которая является производной частью механизма использования объективно действующих экономических законов и закономерностей.

Познание механизма действия экономических законов и закономерностей позволит создать адекватную структуру механизма использования, включающую экономические и правовые методы, способы, нормы, нормативы функционирования и развития общественного хозяйствования. Поэтому включение исследования отношений между людьми, экономических законов, механизма их использования в предмет фундаментальной экономической науки позволит быть ближе к реалиям общественного хозяйствования.

Определяя роль разграничения прав и теории «прав игр», тайваньский ученый У.Хуэйлинь отмечал, что она «расширила границы экономической теории, перейдя от традиционных представлений о максимизации индивидом полезности, или прибыли, к анализу совместных действий людей. Такой подход в большей степени соответствует реальной ситуации, при которой судьба человека зависит не только от принимаемого им решения, но и от его взаимодействия с группами людей». Другой ученый, Дж.С.Ли (Ли Чэн), писал: «Сегодня среди экономистов неоклассическая модель является первостепенным инструментом, используемым для объяснения экономического развития. Неоклассическая экономика дает важную часть, но все же только лишь часть картины экономического развития. Для получения более полной картины требуется исследовать роль культуры».

Приведенная идея верна в плоскости исследования воздействия культуры на общественное хозяйствование, но не включение самой культуры в предмет фундаментальной экономической науки. Если настолько расширить содержание предмета исследования, включая многие отрасли наук, то речь тогда пойдет не о теории общественного хозяйствования, а о другой, более интегрированной отрасли науки. Поэтому важно определение четких границ предмета фундаментальной экономической науки.

Предмет теории общественного хозяйствования как фундаментальной экономической науки нужно ограничить исследованием родового экономического явления, общественного хозяйствования, внутренних законов его развития.

Некоторые авторы к объекту и предмету экономической теории относят экономическое пространство. Так, например, М.И. Скаржинский и В.В. Чекмарев пишут: “Идентификация экономического пространства в качестве объекта и предмета экономической науки представляет собой решение проблем философского анализа соотношения физической и геометрической составляющих представлений (моделей) исследователей”. Далее они отмечают: “Рассмотрение экономического пространства в качестве объекта и предмета анализа превращает экономическую науку в науку чисто социальную в том плане, что предметом становятся не отношения между людьми по поводу вещей, а отношения по поводу позиционирования субъектов. Внешне кому-либо может показаться, что в данном утверждении не содержится нового содержания. Однако дело в том, что в новой экономике (экономике знаний) деятельность, осуществляемая в каком-то месте и времени, становится объектом поглощения(собственностью). Деятельность, позволяющая не просто присваивать, пользоваться, владеть, распоряжаться и т.п., а поглощать, становится социальной деятельностью”.

Здесь нужно отметить, что отношения по поводу позиционирования субъектов представляют производными и вытекают из отношений между людьми по поводу вещей, сущностных экономических отношений. Далее экономические отношения, прежде всего, являются социальными, поскольку это отношения между субъектами, людьми. Также особо нужно подчеркнуть, что экономическое пространство – это физическое трехмерное образование, в котором экономическое развитие, хозяйствование происходит во временном измерении. Экономическое пространство представляется условием существования и экономического развития, хозяйствования. Данное всеобщее условие предопределяет относительно обособленное существование объектов и субъектов хозяйствования, их взаимодействие и воспроизводство. Поэтому отождествление экономического пространства с объектом и предметом фундаментальной экономической науки будет не корректным.

Данные авторы, раскрывая содержание экономического пространства, пишут следующее:“…экономическое пространство как понятие экономической науки – это аналитическое представление связи экономических процессов и явлений, экономических потребностей и интересов, экономических отношений и их форм реализации и организации (включая экономические системы), адекватное сущностным способам расширения естественной среды обитания на основе создания искусственной среды”. Здесь идет речь не об экономическом пространстве, а о содержании экономической системы. Экономическое пространство, на наш взгляд, должно характеризоваться пространственным, трехмерным образованием, охватывающим отношения субъектов и объектов в процессе хозяйствования, развивающихся во временном измерении.

Другой исследователь О.А. Бияков при определении содержания экономического пространства предлагает следующее определение: “Экономическое пространство – это отношение между экономическими процессами субъектов хозяйствования и совокупным экономическим процессом (V-процессом) по формированию возможных результатов экономической деятельности. Элементами, образующими экономическое пространство … являются: совокупный экономический процесс, экономическое время, экономическая конкуренция”.

Как видно из вышеприведенных строк, что дополнением к определению является экономическое время. Но совокупность экономических процессов, в том числе конкуренция входят в содержание экономической системы, где ее развитие измеряется с учетом времени. Поэтому эти авторы подменяют содержание экономического пространства содержанием экономической системы.

Далее нужно выявить различие между предметом и объектом фундаментальной экономической науки. Если в целом под предметом фундаментальной экономической наукой понимают общественное хозяйствование, законы его развития, воздействие конкретных условий и факторов, то к объекту нужно отнести общественное хозяйство, общественное производство, экономику в общем, а в частности, экономику фирмы, домашнее хозяйство, экономику отрасли, национальную экономику, мировое хозяйство. Таким образом, объект фундаментальной экономической науки в отличие от ее предмета в содержательном плане характеризуется нейтральностью к действиям и процессам, в то же время представляя собой экономическое явление.

Итак, объект фундаментальной экономической науки есть то, что выбирают для исследования, он выступает в качестве существующих основ экономического явления в своей самости и нейтральности. Предмет же подразумевает активную часть содержания объекта исследования, персонифицированный экономический процесс: общественное хозяйствование, взаимодействие субъектов хозяйствования, хозяев собственности и экономических процессов, отношений, законы их функционирования; воздействие условий и факторов, предопределяющих особенности форм проявления. Далее нужно отметить, что общественное хозяйствование как предмет исследования содержит все категории, которые выражают отношения субъектов хозяйствования: систему, структуру, собственность, конкуренцию и другие.

Понятия и термины

Объект фундаментальной экономической науки; предмет теории общественного хозяйствования; родовое экономическое явление; богатство; социально-экономические условия; социально-экономические формы.

Рассматриваемы вопросы

1. Проблемы определения предмета фундаментальной экономической науки.

2. Критерии определения предмета теории общественного хозяйствования.

Вопросы к семинарским занятиям

1. Ученые-экономисты о предмете фундаментальной экономической науки.

2. Единство и различие объекта и предмета фундаментальной экономической науки.

3. Объективные основы определения предмета теории общественного хозяйствования.

Упражнения

Ответьте на поставленные вопросы и определите вид проблемы (научная или учебная), обоснуйте свою точку зрения, выявите систему проблем по теме.

1. Назовите критерии определения предмета фундаментальной экономической науки?

2. Почему известный западный ученый-экономист П. Самуэльсон утверждал, что «…никакое определение предмета экономической теории не может быть точным, да в этом, по сути, и нет необходимости»?

3. Какие факторы ограничивали познание предмета фундаментальной экономической науки?

Темы для рефератов

1. Классическая школа в определении предмета фундаментальной экономической науки.

2.Неоклассики и маржиналисты в определении предмета исследования в экономике.

3.Институционалисты в определении предмета исследования экономической теории.

Литература

1. Экономическая теория /Под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича – СПб, 1999.

2. Львов Д.С. Предисловие к статье Гринберге Р. и Рубинштейн А./Российский экономический журнал.- М, 1997.- №1.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:Принципы, проблемы и политика: в 2-х т. Т.1/Пер. с англ.- М., 1992.

4. П.Самуэльсон. Экономика. В 2-х томах, Т.1.- М., 1997.

5. В.П.Кузьмин. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. – 3-е изд., доп. - М., 1986.

6. Маршалл А.Принципы экономической науки.- М., 1993.

7. Маркс К. Капитал. Т.1. Кн.1.- М., 1983.

8. Коуз Р. Фирма, рынок и право /Пер. с англ.- М., 1993.

9. Хуэйлинь У. Поговорим о лауреатах Нобелевской премии по экономике за 1999г. – ЦЦ. -1999. - № 37.

10. Confucianism and Economic Development. Ed/by Tzong-shian Yu and Joseph S. Lee. Taipei, 1995.

11. М.И. Скаржинский и В.В. Чекмарев. Методология экономической науки. Кострома:КГУ,им. Н.А. Некрасова, 2007. 358с.

12. О.А. Бияков. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 152 с.

Предыдущая

Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного значения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Наука о деловой повседневной жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона и В. Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества ». Определение несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.

Думается, что можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя экономическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ресурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяются, обмениваются средства жизнеобеспечения.

Существует еще одно оригинальное определение экономической науки. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, на третий – сферу потребления производимого продукта.

Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный продукт, как увязать производство и потребление.

Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают остальные ученые – экономисты: что, как и зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, использовать его.

Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потребление товаров) экономические знания глубоко пронизываю всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений – в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информатикой, математикой, с рядом естественных наук.

3. История развития предмета экономической науки.

Экономическое мышление является ровесником челове­ческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта, и законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат «Артхашастра». Интересные и весьма поучительные экономические заповеди содержатся в Библии. В сочинениях Аристотеля, Ксенофонта, Платона можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия.

Происхождение слова «экономия» берет начало от «ойкономиа» («ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - правило, закон) и в начале рассматривалось как наука о домашнем хозяйстве. Аристотель, оперируя термином «экономия» и производным от него «экономика», рассмот­рел основные экономические закономерности общества своего времени. Философ и экономист, Аристотель иссле­дует основание пропорций обмена, происхождение и фун­кции денег, значение торговли и т. п.

Впервые термин «политическая экономия» ввел в науч­ный оборот француз Антуан де Монкретьен. Он опублико­вал в 1615 г. сочинение «Трактат политической экономии», которое дало название целой науке. Политическая эконо­мия рассматривалась Монкретьеном как сосредоточие правил хозяйственной деятельности.

Определяющим направлением экономической мысли XV-XVII вв. сталмеркантилизм. Сущностью меркантилизма в экономической теории является определение закономер­ностей в сфере обращения, т. е. в денежном обороте и торговле. Характерными выразителями идей меркантилиз­ма были англичанин Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер.

Англия в XVII в. с ее идеями свободы, разума и прогресса выдвинула немало оригинальных мыслителей и среди них Уильяма Петти. Его роль в эволюции экономической мыс­ли весьма велика, что позволяет причислить его к одному из родоначальников классической политической эконо­мии.

Во Франции ХVII-XVIII вв. работы Пьера Лепезана де Буагильбера были весьма важным этапом формирования классической политической экономии. Буагильбер пытал­ся определить причины экономического роста общества. Он отмечал, что важнейшим условием прогресса являются нормальные цены, покрывающие издержки производства, позволяющие получить прибыль, поддерживающие про­цесс реализации и потребительский спрос. Подобные це­ны, по мнению Буагильбера, складываются в условиях свободной конкуренции.

Знаменитый шотландец Джон Ло, живший во второй половине XVII в. и первой половине XVIII в., ставший генеральным контролером финансов Франции, впоследст­вии называемый «отцом инфляции», оставил яркий след в экономической теории. По его мнению, основным крите­рием экономическою благополучия является большое ко­личество денег в стране. Джон Ло ясно представлял, что не сами деньги представляют собой настоящее богатство, а реальные товары. Он считал, что большое количество денег дает возможность открытия новых предприятий, наилуч­шего использования предпринимательского дара, рабочей силы и других факторов, созидающих экономическое про­цветание. Ло принадлежит идея централизации и ассоциа­ции капиталов. Если вспомнить, что быстрое развитие акционерных обществ началось в Старом и Новом Свете в середине XIX в., то становится понятным, что знаменитый шотландец, сделавший карьеру во Франции, опередил свое время примерно на 150 лет.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имела дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условную единицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Этот перечень достаточно велик сам по себе, однако, проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему обо всех вопросах охватываемым этим предметом, - дело весьма нелегкое.

Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень. Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Рассмотрим в качестве примера заработную плату. Для всех, казалось бы, очевидно, что имеется в виду сумма денег, которую работодатель выдает работнику как вознаграждение за его труд. Однако в таком понимании нельзя усмотреть существо заработка. Не ясно, чем определяется его величина, означает ли он полную оплату всего труда работника?

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление: "Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений.

экономика политический научный

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в Соответствии с законами, правилами, нормами. При этом надо помнить, что хозяй­ство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода мыслилась не как народное хозяйство страны, а скорее как домовод­ство. В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в его Изначальной трактовке принято характеризовать как «искусство ведения домашнего Хозяйства».

За более чем два тысячелетия смысл термина, самого понятия «экономика» зна­чительно обогатился и изменился. В это понятие теперь вкладывается гораздо боль­ше, чем первоначально заложил греческий философ Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира.

В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

Во-первых, экономика - это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и ду­ховного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовле­творения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как создан­ную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика - это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего огра­ниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общест­ва; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Для того чтобы терминологически разделить экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной, прежде всего англоязычной, литературе разделяет­ся на два: «экономика» и «экономике». Первое означает хозяйство, то есть экономику все непосредственном, натуральном проявлении, а второе - экономическую науку, а точнее - экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, Определенности понимания экономики.

Отметим, что прямое употребление англоязычного термина «экономике» в его русском написании не только неудачно, но и даже некорректно. Ведь никто не назы­вает по-русски физическую науку «физике», а математическую - «математике», хотя названия этих наук иностранного происхождения. Следовало бы взамен термина «эко­номике» употреблять словосочетание «экономическая теория».

Наряду с предметным восприятием экономики как хозяйственной системы и представлением об экономике как совокупности знаний о хозяйственной системе отдельные авторы склонны видеть в слове «экономика» еще и третье значение. Они характеризуют экономику как отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров и в ходе этих процессов.

Так что в целом экономика - это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования. Ну, а к хозяйству, как уже упоми­налось, следует отнести все то, что включено людьми в орбиту действий, направлен­ных на получение и использование средств существования, удовлетворение жизнен­ных потребностей.

Предмет экономической науки

Экономическая наука зародилась намного позже, чем сама экономика. В течение многих тысячелетий люди хозяйствовали, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт. Знания и представления носили эмпирический характер, не были обобщены и синтезированы в единую научную систему. Предшественницами науч­ной экономики были философия и социология.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия - предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» - творцы и самые яркие представите­ли этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулиро­ванию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как изучающей со­здание и использование материальных благ, получение материальных средств сущест­вования. Истоки такого видения четко просматриваются у отца экономики А.Смита и явно отражены в следующем определении, принадлежащем перу выдающегося ан­глийского экономиста А.Маршалла: «Экономическая наука изучает ту сферу инди­видуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созда­нием и использованием материальных основ благосостояния». Спустя 100 лет ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же согласно приводимому определению эко­номическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обра­щение, обмен, потребление товаров остаются вне ее поля зрения.

В последние годы получил широкое распространение подход к формулированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятия «ограничен­ность ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки со­стоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограничен­ных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится со­поставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможно­стей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский профессор П.Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, автор получившего миро­вую известность учебника «Экономика», кратко характеризует предмет изучения эко­номической теории как «налаживание и осуществление потребления и производст­ва», «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми», приводя одновременно и другие определения и подчеркивая тем самым, что формулировка предмета экономической науки не может быть ни единственной, ни точной.

Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, уже упоминавшийся профессор П.Самуэльсон приводит следующие возможные определения предмета экономической теории:

1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, го­вядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами обще­ства в целях потребления.

3. Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получении ими средств к существованию и использовании этих средств.

4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области по­требления и производства.

5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению эконо­мической науки, которое в формулировке П.Самуэльсона и В.Нордхауса выглядит следующим образом: «Экономическая теория - это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцеле­вое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества». Опре­деление несколько громоздкое, но достаточно всеобъемлющее.

Думается, можно обойтись более лаконичной формулировкой, определяя эконо­мическую науку как изучающую, каким образом разнообразные ограниченные ре­сурсы преобразуются в необходимые людям блага, как производятся, распределяют­ся, обмениваются средства жизнеобеспечения.

Существует и еще одно оригинальное определение экономической науки. Соглас­но этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяю­щих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между потребителями?

Иногда эти три группы вопросов излагаются предельно кратко: «Что? Как? Для кого?» Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй - технологию, а на третий - сферу потребления производимого продукта.

Однако и это определение не является исчерпывающим. Ведь надо еще знать, где производить, каким образом распределять или как продавать произведенный про­дукт, как увязать производство и потребление.

Так что число вопросов, на которые призвана отвечать экономическая наука, можно увеличить до пяти, как это делают отдельные ученые-экономисты: что, как, зачем производить, как распределять и как потреблять продукт производства, исполь­зовать его.

Принципиально важно представлять и понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле дей­ствий, проникая в другие области, в особенности - в социальные, гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом (производство, обращение, потреб­ление товаров) экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложимы практически ко всем видам отношений - в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с фи­лософией, социологией, психологией, правом, историей, географией, информати­кой, математикой, с рядом естественных наук.