План финансового обеспечения предупредительных мер образец заполнения. Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н
"Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"

С изменениями и дополнениями от:

24 мая 2013 г., 20 февраля 2014 г., 29 апреля, 14 июля 2016 г., 31 октября 2017 г., 31 августа, 3 декабря 2018 г.

2. Ввести в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, с 1 января 2013 года.

Регистрационный N 26440

Утверждены правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников и санаторно-курортного лечения сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Средства выделяются в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС России на текущий финансовый год. Расходы финансируют страхователи за счет сумм страховых взносов, подлежащих перечислению в Фонд в этом году. Объем - не более 20% взносов за предшествующий календарный год за вычетом произведенных в нем расходов страхователя на выплату обеспечения по ОСС.

Финансируются следующие мероприятия. Это аттестация рабочих мест по условиям труда, обучение по охране труда установленных категорий работников, нормализация уровней запыленности и загазованности воздуха, шума и вибрации, излучений, санаторно-курортное лечение, лечебно-профилактическое питание, покупка СИЗ, обязательные периодические медосмотры.

Заявление о финансировании страхователь подает в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации. Срок - до 1 августа текущего календарного года. Определено, какие документы к нему прилагаются.

В отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 7 млн руб. включительно, решение принимается в течение 10 дней с даты представления полного пакета документов. Если сумма страховых взносов более 7 млн руб., решение о финансовом обеспечении предупредительных мер принимается после согласования с ФСС РФ.

Страхователь отчитывается перед территориальным органом Фонда об использовании средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не зачитываются в счет уплаты страховых взносов.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"


Регистрационный N 26440


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Правила , утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 января 2013 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:



Приказ Минтруда России от 31 октября 2017 г. N 764н

Учреждения как страхователи по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний вправе с разрешения Фонда социального страхования (далее - ФСС РФ, Фонд) направить часть взносов, подлежащих уплате, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В 2017 году Правила финансирования таких мер, утвержденные Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), применяются в новой редакции. Кроме того, Минфином России рекомендованы новые бухгалтерские записи по отражению расходов на предупредительные меры в учете.

Правила финансового обеспечения

Финансирование предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ на текущий финансовый год. Оно осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - НС и ПЗ), подлежащих перечислению в ФСС РФ в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых учреждением на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20% сумм взносов от НС и ПЗ, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов по данному виду страхования за тот же год.
Если учреждение с численностью работающих до 100 человек не осуществляло в течение двух предшествующих лет финансирование предупредительных мер, объем средств в текущем году для него не может превышать:
- 20% сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующие текущему финансовому году, за вычетом расходов по НС и ПЗ за тот же период;
- сумму страховых взносов, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.
В п. 3 Правил N 580н предусмотрено, какие мероприятия могут финансироваться за счет сумм страховых взносов от НС и ПЗ. Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н (далее - Приказ N 353н) были внесены изменения в Правила N 580н, в том числе в части перечня финансируемых мероприятий. Учитывая, что заявления страхователей о направлении взносов на финансирование предупредительных мер, согласно п. 4 Правил N 580н, подаются до 1 августа текущего года, то впервые перечень мероприятий в новой редакции применяется в 2017 году.
Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:
1. Проведение специальной оценки условий труда.
2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.
3. Обучение по охране труда следующих категорий работников, в том числе:
- руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
- руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
- членов комитетов (комиссий) по охране труда;
- уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- с 2017 года - работников организаций, отнесенных к опасным производственным объектам (в случае, если обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).
4. Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
5. Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
6. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.
7. Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров).
8. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).
9. Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пп. "г" п. 3 Правил N 580н, согласно которой за счет взносов может финансироваться приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами их бесплатной выдачи и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. А с 1 августа 2017 года вступят в силу дополнительные положения того же подпункта, согласно которому расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если она изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является РФ.
Также в 2017 году за счет взносов может финансироваться приобретение приборов, устройств, оборудования и т.д., непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации (пп. "м" п. 3 Правил N 580н).
Для направления взносов на финансирование предупредительных мер необходимо получить разрешение ФСС РФ. Для этого учреждение-страхователь направляет в территориальный орган Фонда соответствующее заявление в срок до 1 августа текущего года (п. 4 Правил N 580н). Вместе с заявлением представляются:
- план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, форма которого предусмотрена Приложением к Правилам N 580н, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, с указанием суммы финансирования;
- копия перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).
К заявлению необходимо приложить подтверждающие документы, перечень которых приведен в п. 4 Правил N 580н, для каждого направления расходов. Учреждение предоставляет в Фонд эти документы, за исключением ряда документов, которые территориальный орган ФСС РФ запрашивает:
- в Минтруде России - сведения:
о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр проводящих ее организаций - в случае включения в план мероприятий по проведению спецоценки;
о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план мероприятий по обучению охране труда;
- в Росздравнадзоре - сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг):
организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ, - в случае включения в план приобретения путевок работникам;
медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, - в случае включения в план соответствующих медосмотров;
организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников - в случае включения в план соответствующих медосмотров.
Учреждение вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда данные документы.
С 2017 года изменились некоторые критерии принятия решения территориальным органом Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер. Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 201н (далее - Приказ N 201н) были внесены изменения в п. 8 Правил N 580н. Приказ N 201н вступил в силу 12 августа 2016 года, поэтому впервые будет применяться к заявлениям, поданным в 2017 году.
Согласно п. 8 Правил N 580н решение принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год:
а) составляет до 10 млн руб. включительно, - территориальным органом ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н (ранее до 8 млн руб.);
б) составляет более 10 млн руб. - территориальным органом ФСС РФ после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня получения комплекта документов направляет их в Фонд, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
В п. 10 Правил N 580н изложены основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер. В частности, территориальный орган ФСС РФ вправе отказать, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. С 2017 года отказ может быть получен, если на день подачи заявления у страхователя имеются:
- непогашенная недоимка;
- задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году;
- недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки;
- начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.
Учреждение ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.
После завершения запланированных мероприятий учреждение должно представить в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Если расходы не подтверждены документами о целевом использовании средств, они не принимаются к зачету в счет уплаты страховых взносов.
С 2017 года правила ужесточены - не будут приниматься к зачету не только расходы, не подтвержденные документами, но и расходы, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 14 Правил N 580н в ред. Приказа N 201н).

Закупки товаров и услуг

При направлении средств страховых взносов от НС и ПЗ на приобретение товаров и услуг в качестве предупредительных мер учреждения должны учитывать законодательство о закупках.
Статьей 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять закупки, финансируемые из ряда источников в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, если примет и опубликует до начала финансового года собственное положение о закупках. В частности, к таким источникам относятся средства грантов, средства от приносящей доход деятельности. За счет данных источников могут начисляться заработная плата и взносы работникам, включая взносы от НС и ПЗ.
Соответственно, при финансировании предупредительных мер за счет взносов от НС и ПЗ, начисленных за счет источников, предусмотренных ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения вправе применять нормы Закона N 223-ФЗ.

Бухгалтерский учет

Расходы на финансирование предупредительных мер относятся к соответствующим кодам видов расходов (КВР):
- 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений";
- 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов";
- 149 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам государственных внебюджетных фондов".
В Инструкциях по учету предусмотрены записи по начислению страховых взносов и по осуществлению денежных выплат за счет взносов, однако записей по финансированию предупредительных мер за счет взносов в них в настоящее время нет.
В недавнем Письме Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 специалисты ведомства разъяснили, как следует отражать в бюджетном (бухгалтерском) учете операции по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках предупредительных мер.
В указанном Письме предлагаются такие учетные записи:
Дебет счета 0 40120 213 "Расходы на начисления на выплаты по оплате труда"
или Дебет счета 0 109xx 213 "Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции; работ, услуг"
Кредит счета 0 30306 730 "Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
- начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет счета 0 105xx 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"
Кредит счета 0 30234 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
- поступило имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 40120 226 "Расходы на прочие работы, услуги"
или Дебет счета 0 109xx 226 "Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг"
Кредит счета 0 30226 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
- оказаны услуги (за обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30234 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 30405 340 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов" (для казенных учреждений)
- перечислены денежные средства за имущество в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 30226 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам"
Кредит счета 1 30405 226 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам" (для казенных учреждений).
Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства",
или Кредит счета 0 20121 000 "Денежные средства учреждения в кредитной организации" (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации).
Одновременно - увеличение забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств учреждения" (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены денежные средства за услуги (обучение) в рамках мероприятий по сокращению травматизма;
Дебет счета 0 20930 560 "Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
Кредит счета 0 40110 130 "Доходы от оказания платных услуг"
- отражено начисление требований по КВР 130 компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма в текущем финансовом году.
Отметим, что последняя бухгалтерская запись была внесена в Инструкции по учету Приказом Минфина России от 16.11.2016 N 209н. Данной записью отражается начисление суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных учреждением, в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ.
Минфин России фактически предложил использовать эту же запись и для отражения положительного решения ФСС о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер. Кроме того, Минфин России в Письме от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 предусматривает и такие записи:

Кредит счета 0 20930 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат"
- осуществлен зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС РФ.
Вышеуказанная запись, рекомендованная Минфином России, не предусмотрена действующими Инструкциями по учету. Поэтому, чтобы воспользоваться рекомендацией, ее необходимо закрепить в учетной политике учреждения;
Дебет счета 0 30306 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Кредит счета 1 30405 213 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда" (для казенных учреждений)
или Кредит счета 0 20111 610 "Выбытия денежных средств с лицевого счета учреждения" с одновременным увеличением забалансового счета 18 "Выбытия денежных средств" КВР 1x9, КОСГУ 213 (для бюджетных и автономных учреждений)
- перечислены взносы в ФСС РФ за минусом произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма расходов.

Санкционирование расходов

При направлении части взносов на финансирование предупредительных мер возникает ряд вопросов при отражении санкционирования расходов.
В начале года получатели бюджетных средств (в том числе казенные учреждения) отражают доведенные до них главным распорядителем ЛБО. Бюджетные и автономные учреждения, в соответствии с утвержденным планом ФХД, учитывают объем доходов на счете 0 50700 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и соответствующий им объем расходов на счете 0 50400 000 "Сметные (плановые) назначения".
В учете государственных (муниципальных) учреждений в начале года отражаются следующие записи по санкционированию расходов:
Дебет счета 1 50115 213 "Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены доведенные до получателя бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств;
Дебет счета 0 50410 213 "Сметные (плановые) назначения по расходам на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда"
- отражены согласно плану ФХД сметные (плановые) назначения по расходам бюджетным или автономным учреждением.
Обязательства по страховым взносам учреждения принимают на основании расчетных ведомостей, что отражается в учете так:
Дебет счета 1 50113 213 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда" (для получателей бюджетных средств),
Дебет счета 0 50610 213 "Право на принятие обязательств на текущий финансовый год по начислениям на выплаты по оплате труда" (для бюджетных и автономных учреждений)
Кредит счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
- приняты обязательства по страховым взносам.
Одновременно отражается начисление страховых взносов.
В том случае, если учреждение подало заявление в территориальный орган ФСС РФ о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер и получило положительное решение, у него возникает обязанность направить данные средства не в ФСС РФ, а поставщику (подрядчику) соответствующего имущества или услуг.
Отметим также, что при этом меняется экономический смысл операции по осуществлению расходов - вместо КОСГУ 213 расходы должны быть осуществлены по КОСГУ 340 или 226.
Инструкциями по учету данная ситуация не предусмотрена, поэтому учреждения должны предусмотреть ее в рамках формирования учетной политики.

Примечание. Изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, если нет оснований вносить изменения в текущем году (ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Например, можно предусмотреть сторнирование записей по санкционированию расходов по КОСГУ 213 в части средств, по которым получено положительное решение ФСС РФ, и отражение их по КОСГУ 340, 226, по соответствующим поставщикам и подрядчикам.
В части остатка средств, подлежащих уплате в ФСС РФ (не направленных на финансирование предупредительных мер), в учете отражается запись по принятию денежных обязательств по уплате взносов:
Дебет счета 0 50211 213 "Принятые обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда"
Кредит счета 0 50212 213 "Принятые денежные обязательства текущего финансового года по начислениям на выплаты по оплате труда".

Финансовое обеспечение предупредительных мер ФСС: приводим проводки, правила, образец заявления.

Страхователь может в 2016 году сэкономить на взносах на травматизм, проделав финансовое обеспечение предупредительных мер ФСС. Закон позволяет уменьшить взносы на травматизм к уплате за текущий год на некоторые виды расходов работодателей. Например, на специальную оценку труда, на лечение сотрудников и др. Список этих мер есть в пунктах 2-4 Правил, утвержденных . А самые распространенные меры мы привели в нашей статье.

Так вот, чтобы сэкономить и платить меньше взносов на травматизм, нужно сделать простой расчет и определить, сколько денег можно списать на взносах. А затем до 1 августа текущего года нужно подать в отделение ФСС заявление и пакет документов, чтобы ФСС дал добро на экономию. Документы нужно подать не позднее 1 августа, но можно хоть в начале года.

В статье подробно расскажем обо всех этапах ваших действий, чтобы вы без проблем подготовили документы и получили свою выгоду на взносах. Из статьи вы узнаете правила финансового ФСС обеспечения предупредительных мер в 2016 году.

Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма

Правила финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний утверждены приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н .

За счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний страхователь вправе:

  1. проводить специальную оценку условий труда
  2. проводить работы по снижению уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах
  3. проводить обучение по охране труда для отдельных категорий сотрудников
  4. приобретать защитные средства (например, спецодежду) сотрудникам, работающим во вредных и опасных условиях, в особых температурных условиях или занятым на работах, связанных с загрязнением
  5. приобретать путевки на санаторно-курортное лечение сотрудникам, работающим во вредных и опасных условиях
  6. проводить обязательные периодические медосмотры (обследования) сотрудников, работающих во вредных и опасных условиях
  7. обеспечивать лечебно-профилактическим питанием сотрудников, для которых такое питание предусмотрено перечнем, утвержденным приказомМинздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н
  8. приобретать алкотестеры или алкометры для проведения обязательных предсменных (предрейсовых) медосмотров сотрудников
  9. приобретать приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографы). Такое право имеют организации, которые осуществляют пассажирские и грузовые перевозки
  10. приобретать аптечки для оказания первой помощи

Формула для расчета вычета по взносам на травматизм

Уменьшить страховые взносы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма можно в пределах 20%.

Для этого воспользуйтесь формулой:

Считая по формуле, сначала делайте вычитание, потом считайте проценты.

Организации с численностью работающих до 100 человек, которые в течение двух предыдущих лет не финансировали профилактику травматизма, вправе воспользоваться более выгодной формулой:

Обратите внимание : компании с численностью до 100 человек могут списать взносы за текущий год вплоть до нуля. Но уйти в минус нельзя. Иными словами, если сумма, рассчитанная по второй формуле, окажется, например, 10 000 руб., а взносы на травматизм в текущем году — 12 000 руб., то вы сможете списать 10 000 руб., а еще 2000 взносы заплатить в ФСС.

Остальные компании могут разницу между суммой, рассчитанной по первой формуле, и фактически начисленными взносами запросить у ФСС.За возмещением понесенных расходов обратитесь в отделение ФСС России по месту учета. Это следует из абзаца 3 пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184.

Документы для разрешения на расходование страховых взносов на травматизм

Чтобы использовать страховые взносы на финансирование предупредительных мер, организация должна получить разрешение. Для этого до 1 августа текущего года нужно подать в территориальное подразделение ФСС России следующие документы:

  1. заявление, форма которого приведена в приложении 3 к приказу Минтруда России от 02.09.2014 № 598н. Скачать заявление о зачете расходов на спеоценку условий труда
  2. план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма и профессиональных заболеваний (с учетом коллективного договора, плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам специальной оценки условий труда).
  3. копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда.

Помимо этих документов требуются документы, указанные в пункте 4 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н . Эти документы зависят от мер, на которые вы тратите деньги.

Самое распространенный случай, на который тратят деньги — спецоценка.

В этом случае нужно приложить такие документы:

  1. копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
  2. копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест

Все это при спецоценке у вас будет, поэтому собрать документы не проблема.

Как получить согласие ФСС об использовании взносов на травматизм

ФСС должен принять решение о финансировании (отказе в финансировании) в короткие сроки.

Если заявленная вами сумма экономии не превышает 8 млн. руб., территориальное ФСС принимает такое решение самостоятельно в течение 10 рабочих дней с момента подачи всех документов.

Если сумма страховых взносов больше 8 млн. руб., ФСС думает 18 рабочих дней с момента подачи документов.

Отказ об использовании взносов на травматизм

ФСС России может отказать в финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма по следующим причинам:

  1. у страхователя есть недоимка по уплате страховых взносов (пени и штрафы)
  2. документы содержат недостоверную информацию
  3. неполный комплект документов
  4. предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма на текущий год полностью распределены

Как уменьшить взносы на травматизм

Как только вы получили положительное решение от ФСС, можно приступать к экономии на взносах. Для этого ежеквартально вместе с формой-4 ФСС в территориальное отделение фонда подавайте отчет об использовании сумм страховых взносов.

Эту форму нужно составлять, как и форму 4-ФСС, нарастающим итогом.

К отчету приложите документы, подтверждающие расходование средств на заявленные нужды (например, на аттестацию).

Пример. Алгоритм учета расходов на спецоценке рабочих мест за счет начисленных взносов на травматизм

ООО «Арго» заключило в апреле 2016 года договор на проведение спецоценке условий труда двух созданных в 2016 году рабочих мест. Цена контракта — 4500 руб.

13 мая компания представила в отделение ФСС РФ заявление на финансирование аттестации и документы. Счет за оказание услуг по проведению аттестации был оплачен 15 мая, а к 20 мая аттестация была завершена, что подтверждается актом об оказанных услугах.

24 мая ООО «Арго» получило от отделения ФСС РФ письменное разрешение на финансирование аттестации за счет взносов на травматизм.

В 2016 году ООО «Арго» заплатило в бюджет ФСС РФ 110 000 руб. взносов на травматизм, при этом страховых выплат работникам за этот период начислено не было. Бухгалтер ООО «Арго» посчитал, что в 2016 году компания может возместить за счет фонда до 22 000 руб. расходов на аттестацию (110 000 руб. × 20%). Эта сумма значительно превышает затраты на проведенную в мае аттестацию, поэтому сумма 4500 руб. была полностью поставлена в вычет.

Сумма начисленных взносов на травматизм за II квартал 2016 года составила 24 000 руб. (по 8000 руб. за апрель, май и июнь). Расходы на аттестацию (4500 руб.) вычли при уплате взносов за май. Поэтому платеж по взносам за май составил 3500 руб. (8000 руб. - 4500 руб.) вместо 8000 руб.

Сумма 4500 руб. была показана по строке 11 таблицы 7 и строке 9 таблицы 8 формы-4 ФСС за II квартал 2016 года. В итоге в бюджет ФСС были уплачены взносы за II квартал 2016 года в размере 19 500 руб. (24 000 руб. - 4500 руб.).

Вместе с формой-4 ФСС ООО «Арго» были представлены отчет о финансировании аттестации, платежки на оплату расходов на аттестацию и акт выполненных работ.

Как возместить расходы страхователям, которые участвуют в пилотном проекте ФСС России

В реализации пилотного проекта участвуют Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область, Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край. С 1 января 2016 года — Республика Крым, г. Севастополь. А с 1 июля 2016 года — Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская и Самарская области.

По пилотному проекту страхователь должен финансировать мероприятия по профилактике травматизма полностью за счет собственных средств. А потом понесенные ими расходы возмещаются за счет средств ФСС России в пределах сумм, которые рассчитываются по приведенным в нашей статье формулам. Цели расходования средств общие для всех компаний — как тех, кто участвует в пилотном проекте, так и всех остальных.

Чтобы возместить расходы, страхователь из пилотного проекта должен обратиться в территориальное отделение ФСС России с заявлением.

Форма заявления утверждена .

Указанные документы подайте в отделение ФСС не позднее 15 декабря текущего года. В течение пяти рабочих дней со дня приема заявления и документов ФСС примет решение о возмещении расходов и перечисляет средства на расчетный (лицевой) счет организации.

Финансовое обеспечение предупредительных мер ФСС проводки

Финансовое обеспечение предупредительных мер ФСС проводки:

Дебет 76 Кредит 86 — получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

После уменьшения задолженности по взносам сделайте проводку:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76 — уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов.

Письмо Фонда социального страхования РФ
№02-09-11/16-05-3685 от 20.02.2017

О ФИНАНСОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР

В связи с вопросами по финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, возникающими по приказам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2016 года N 201н (далее - Приказ N 201н) и от 14 июля 2016 года N 353н (далее - Приказ N 353н) "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 года N 580н "Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Правила), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) разъясняет.

В соответствии с Приказом N 201н с 1 января 2017 года за счет сумм страховых взносов осуществляется финансовое обеспечение расходов страхователя на приобретение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории Российской Федерации. Информация, подтверждающая сведения о стране-производителе, указана на копии сертификатов (деклараций) соответствия средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 019/2011.

Учитывая, что срок вступления в силу положений Правил в части возмещения расходов на приобретение специальной одежды, изготовленной из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация, установлен с 1 августа 2017 года, подача заявлений страхователей о возмещении указанных расходов (согласно разъяснениям Минтруда России) возможна не ранее 2018 года. Вопрос о подтверждении страны происхождения тканей, трикотажных полотен и нетканых материалов, из которых изготовлена специальная одежда, будет проработан в течение 2017 года и соответствующие разъяснения будут доведены дополнительно.

Приказом N 353н в подпункт "г" пункта 4 Правил внесены изменения, согласно которым при включении в план финансового обеспечения предупредительных мер приобретение СИЗ страхователь представляет перечень приобретаемых СИЗ с датой изготовления и сроком их годности. При этом проверить правильность указанной в перечне информации о дате изготовления и сроке годности СИЗ можно непосредственно на самом изделии (на бирке, этикетке, упаковке) после произведенных страхователем расходов на приобретение СИЗ, либо страхователем должна быть представлена информация, полученная при отгрузке товара со склада поставщика. Также следует учитывать, что на СИЗ должен быть указан срок хранения, по истечении которого товар нельзя использовать, либо срок эксплуатации, что также подразумевает срок годности. Одновременно напоминаем, что при подтверждении страхователем расходов в части приобретения СИЗ необходимо провести проверку подлинности предоставленных копий сертификатов соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза (http://188.254.71.82/rss_ts_pub/), а также деклараций о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза (http://188.254.71.82/rds_ts_pub/).

В подпункт "а" пункта 10 Правил Приказом N 201н внесены уточнения в части принятия решения об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер. Данное решение может быть принято, если на день подачи заявления у страхователя имеются: непогашенная недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся по итогам отчетного периода; непогашенная недоимка, выявленная в входе камеральной или выездной проверки; непогашенные пени и штрафы, начисленные по итогам выездной или камеральной проверки.

Кроме того, Приказом N 353н расширен перечень мероприятий, которые страхователь может провести за счет средств Фонда, а именно:

Подпункт "л" пункта 3 Правил - "приобретение отдельных приборов, устройств, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах".

При выборе указанного мероприятия страхователем должны быть представлены копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующих приборов, устройств, оборудования, которые будут использованы в рамках технологического процесса и предназначены для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ; копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрено использование указанных приборов.

Подпункт "м" пункта 3 Правил - "приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации".

В этом случае страхователь представляет копии (выписки) документов, обосновывающих и подтверждающих приобретение вышеуказанных приборов, предназначенных для обучения работников по вопросам безопасного ведения работ.

Одновременно сообщаем, что приобретение материалов и монтаж установок систем видеонаблюдения не подлежат финансированию за счет сумм страховых взносов. Также не подлежит финансированию за счет сумм страховых взносов приобретение персональных компьютеров для инженеров по охране труда, так как обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ не входит в обязанности инженера по охране труда.

Приказом N 353н в подпункт "в" пункта 3 Правил внесены изменения, дополняющие перечень отдельных категорий работников, проходящих обучение по охране труда за счет средств Фонда, работниками организаций, отнесенных к опасным производственным объектам, которые также проходят обучение по вопросам безопасного ведения работ. При этом страхователь подтверждает отнесение организации к опасному производственному объекту, представив копию свидетельства установленного образца о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов. Опасными производственными объектами могут быть как организации, так и ее структурные подразделения. При выборе указанного мероприятия страхователь должен представить копию договора с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проходили обучение работники, указанные в абзаце восьмом подпункта "в" пункта 3 Правил.

В связи с тем, что Федеральным законом от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" определены принципы осуществления обязательного социального страхования, одним из которых является ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования, а также определен круг субъектов обязательного социального страхования, не допускающий посредническую деятельность в системе указанного вида страхования, Приказом N 353н внесены изменения в подпункт "д" пункта 3 Правил. С 2017 года при использовании средств Фонда на санаторно-курортное лечение работников страхователь представляет договор с организацией, непосредственно осуществляющей санаторно-курортное лечение работников. При этом обращаем внимание региональных отделений Фонда, что согласно приказу Минздрава России от 5 мая 2016 года N 279н "Об утверждении порядка организации санаторно-курортного лечения" длительность санаторно-курортного лечения работников составляет не менее 14 дней.

Одновременно напоминаем, что сумма, разрешенная страхователю на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем финансовом году, не должна превышать сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд за год в целом, а именно, начисленные страховые взносы за текущий финансовый год за вычетом расходов, произведенных в текущем финансовом году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации). При этом обращаем внимание, что в сумму, подлежащую перечислению, не включаются суммы, перечисленные страхователю региональным отделением Фонда при недостаточности у него средств на выплату застрахованным пособий по временной нетрудоспособности.

В связи с изложенным, региональным отделениям Фонда как на этапе принятия решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, так и на момент их подтверждения страхователем, в том числе при поквартальном отчете, необходимо контролировать сумму не только начисленных страховых взносов и произведенных расходов страхователя на обеспечение по указанному виду страхования в текущем финансовом году, но и на произошедшие страховые случаи, по которым должна быть произведена оплата.

Обращаем внимание, что в целях освоения выделенных средств и удовлетворения заявлений страхователей, обратившихся за финансовым обеспечением предупредительных мер, региональным отделениям Фонда необходимо своевременно уведомлять Фонд по данному вопросу для их последующего перераспределения.

Так как в соответствии с пунктом 12 Правил страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании, Фонд считает целесообразным довести до сведения страхователей рекомендуемую форму отчета по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приложение 1).

Информацию о результатах рассмотрения региональными отделениями Фонда заявлений страхователей и принятых решениях о направлении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер в текущем году (приложение 2, формируется подсистемой "Профилактика" ЕИИС "Соцстрах") следует предоставить в Департамент страхования профессиональных рисков в электронном виде и на бумажном носителе по адресу: [email protected] в срок до 1 октября текущего года.

Сводный отчет по итогам работы по финансовому обеспечению предупредительных мер (приложение 3), сформированный с помощью подсистемы "Профилактика" ЕИИС "Соцстрах", следует представить в срок до 1 февраля, следующего за отчетным годом, в электронном виде по адресу [email protected] и на бумажном носителе, содержащем сводные отчетные данные по региональному отделению Фонда.

Одновременно обращаем внимание, что документы на повторное согласование должны быть направлены в Фонд не позднее 1 декабря текущего года после устранения замечаний Фонда.

Кроме того, при направлении в Фонд запроса по вопросам финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний региональному отделению Фонда необходимо выразить свою позицию по задаваемому вопросу.


С.И.АЛЕЩЕНКО

Любое предприятие должно принимать меры по профилактике заболеваний и травм на производстве среди наемного персонала. Ежегодно такие мероприятия требуют от компаний значительных вложений средств. Частично снизить финансовую нагрузку помогает обращение в фонд соцстрахования (ФСС) за компенсацией таких затрат. Фонд выделяет средства на профилактику травм и болезней по заявительному принципу. В дополнение к обращению в соцстрах нужно сделать план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на период, в котором просят выделить средства.

План финансирования предупредительных мероприятий

При проведении различных работ и закупок по охране труда или дополнительной защите для сотрудников, чьи условия работы признаны негативно воздействующими на организм человека, можно обратиться за частичным софинансированием таких мер в региональное подразделение ФСС.

Максимум средств, которые может получить работодатель — 1/5 от взносов по страховкам за и , начисленных к уплате за предыдущий год.

При расчете возможной суммы финансирования из нее вычтут возмещение по страховым случаям.

Это значит, что при оплате из ФСС в прошлом году больничного листа одному или нескольким сотрудникам компании, в связи с профзаболеванием или травмой, размер компенсации будет уменьшен на эту сумму.

Небольшие компании (с численностью персонала до 100 штатных единиц) могут обратиться за компенсацией в размере 1/5 от сумм страховых взносов за последние три года. Такое возмещение становиться возможным при условии, что в предыдущие два календарных года фирма не проводила мероприятий по ОТ с использованием средств фонда.

Обращаться с заявлением о финансировании мер по охране труда можно ежегодно до конца июля.

Подают обращение за денежными средствами и план финансирования предупредительных мер при личном посещении фонда либо через портал госуслуги.

Составление плана и его содержание

Прежде чем приступать к составлению плана, нужно обратиться в региональное подразделение фонда соцстрахования и получить у них справку с расчетной суммой финансирования. При этом в план можно включать и мероприятия, которые будут оплачены частично за счет средств фонда, а частью за счет компании-работодателя.

Затем вносятся предложения по использованию этих средств. Попросить средства фонда можно на:


Полный перечень мероприятий можно посмотреть в приказе Минтруда № 580н.

После того, как сумма софинансирования за счет ФСС известна и мероприятия для включения в план определены можно приступать к составлению этого документа. Форму плана финобеспечения предупредительных мер и примерный образец его заполнения можно найти на официальном сайте фонда соцстрахования.

Этот документ составляется в разбивке на кварталы. В него вносят название каждого мероприятия, а также документ, который является обоснованием для его проведения. Копии этих документов, необходимо включить в приложения к заявлению на выделение средств для обеспечения мер по охране труда.

Основанием для проведения мероприятий являются:

  1. ЛНА предприятия, регулирующие все, что связано с охраной труда (колдоговора, профсоюзные соглашения и т. д.).
  2. Планы мероприятий по ОТ и предупреждению травматизма.
  3. Рекомендации по итогам СУОТ.
  4. Предписания по итогам проверок контролирующих органов.
  5. Заключенные договора на санаторное лечение или обучение по охране труда и т. д.

Для каждого, включенного в план мероприятия указывают квартал, в котором оно будет реализовываться и стоимость в разрезе используемых средств финансирования (фонд/наниматель).

Дополняют план приложениями по каждому мероприятию в отдельности. Например, перечень санаториев и количество запланированных к приобретению путевок в каждом из них, перечень средств предупреждения и защиты в разрезе по каждому наименованию и поставщику.

Полный комплект приложений необходимо уточнить в подразделении ФСС, куда будет подано заявление о софинансировании мер по ОТ.

Причины для отказа в финансировании и отчет по использованию средств фонда

Оснований для отказа в выделении средств фонда соцстрахования на мероприятия по охране труда, как правило, два. Во-первых, отказать в финансировании могут из-за неполных, недостоверных сведений или ошибок при заполнении документов. Поэтому лучше всего перед подачей заявления в ФСС, проконсультироваться дополнительно у сотрудников фонда по вопросам заполнения и перечня документов.

Во-вторых, причиной для отказа может стать исчерпание средств фонда соцстрахования, запланированных в текущем периоде на эти цели. В связи с этим, лучше не тянуть с обращением в фонд до последних дней приема документов.

После того, как финансирование будет выделено, необходимо после каждого квартала отчитываться об использовании средств фонда соцстрахования.

Получатель несет полную ответственность за целевое использование, выделенных фондом денег.

Информацию о проведенных и оплаченных профилактических мерах включают в отчет 4-ФСС, в соответствующем периоде.

Пример заполнения плана финобеспечения предупредительных мер

финансового обеспечения предупредительных мер в ООО «Компьютерра»

предупредительная мера Обоснование Период реализации Ед. измерения Количество Планируемые расходы, руб.
всего в том числе в квартале
I II III IV
1 Путевки в санатории для работников с вредными условиями труда (прил. 1) Коллективный договор № 25 от 17.06.2007 II — III кв. Шт. 82 820000 420000 400000
2 Приобретение алкотестеров для предрейсовых осмотров водителей Правила допуска к работе, утв. Приказом директора № 56/о от 17.04.2016

Договор с ОАО «Медкомплект» № 45 от 25.04.2018

III кв. Шт. 65 13000 13000
3 Обеспечение спец. одеждой, работников, занятых на работах с вредными условиями труда (прил. 2) Рекомендации по итогам проведения СУОТ на рабочих местах № 58 от 23.12.2017 IV кв. Комплект 17 340000 (в том числе за счет ФСС 120000 рублей) 340000 (в том числе за счет ФСС 120000)

Директор ООО «Компьютерра» Петров Петров А. С.

Главный бухгалтер ООО «Компьютерра» Силинова Силинова К. В.

Для получения софинансирования из средств ФСС на проведение мероприятий по ОТ необходимо предоставить сотрудникам фонда план финобеспечения предупредительных мер. Каждое запланированное мероприятие должно иметь документальное обоснование. Перечень возможных документов, подтверждающих необходимость таких мер, можно уточнить у специалистов фонда соцстрахования.