Перечислите известные вам валютные ограничения. Ограничения на валютные операции в россии

Происходит интенсивное развитие экономических отношений между различными странами. В связи с этим важно знать и понимать требования, которые применяет российское законодательство к проведению различных валютных операций.

Что такое валютные ограничения

К валютным ценностям относятся: деньги других государств и ценные бумаги, номинальная стоимость которых выражена не в российских рублях, а в другой валюте.

Конкретные мероприятия по осуществлению контроля включают в себя соответствующие ограничения .

Они могут относиться к следующим сферам:

Одной из причин их введения является возможный повышенный спрос на приобретение валюты других стран.

В большинстве случаев данные меры применяются к ограничениям, действующим по отношению к операциям в сфере импорта. При этом возможность приобретения нужного количества валюты для оплаты контракта предоставляется после оформления нужных документов и получения соответствующего разрешения у органов контроля.

Другое направление - это контроль экспортных операций.

В зависимости от конкретной экономической ситуации в стране устанавливается, сколько именно процентов от полученной валюты предприятие обязано обменять.

Существует ряд сделок, о которых банк обязан сообщать органам контроля. В их число входят:


Данные виды деловой активности находятся под дополнительным контролем со стороны государства.

Виды ограничений в России

Существуют следующие сферы ограничения:

  1. В соответствии с направлением движения капитала. Могут рассматриваться ситуации, когда происходит отток капитала или его отток.
  2. На основе разграничений сферы приложения . При этом контроль относится как к предпринимательской деятельности, так и к вопросам движения капитала.
  3. Возможны различные способы контроля. Могут рассматриваться: регламентация, ограничение или запрещение операций.
  4. Различаются области применения. Контроль может относиться как к операциям резидентов, так и нерезидентов РФ.

Ограничительные меры обычно относятся к одной из следующих категорий:

  1. Обязательность проведения лицензирования операций, имеющих целью приобретение валютных средств или в случае осуществления валютных операций.
  2. Множественность используемых курсов обмена валюты . Как известно, предприятия обязано продать определённую часть валютной прибыли по фиксированному курсу государству. В различных случаях может предоставляться право использования более выгодного курса с целью стимулирования экспортно-импортных операций.
  3. Могут быть установлены временные или количественные ограничения на проведение расчётов.

Любые ограничительные меры относятся, в первую очередь, к уходящему за пределы страны или поступающему оттуда капиталу.

Что понимается под валютной правоспособностью

Валютное право определяет, что субъектами рассматриваемых правоотношений являются следующие лица:

  1. резиденты Российской Федерации;
  2. нерезиденты РФ;
  3. государственные и частные организации, банки, которым законодательство России поручило выполнять функции , относящиеся к данной сфере. К этой категории относятся органы и агенты валютного контроля.

Данным лицам государство даёт правосубъектность, которая означает, что они имеют право быть участниками рассматриваемой системы.

Данное понятие включает в себя две составные части:

  1. Валютная правоспособность свидетельствует о том, что указанные лица могут пользоваться правами и нести соответствующие обязанности в валютной сфере.
  2. Валютная дееспособность означает, что данное лицо может самостоятельно или с использованием представителей приобретать, прекращать или изменять права и обязанности в рассматриваемой сфере. Это также говорит о способности нести ответственность при нарушении законов, относящихся к этой сфере.

Актуальные ограничения для граждан РФ

Основным новшеством стало то, что теперь по-другому определено, кто является резидентом с точки зрения этого нормативного акта.

Раньше некоторые граждане РФ не считались валютными резидентами. В связи с данным обстоятельством требования законодательства по отношению к ним в рассматриваемой сфере были снижены. Теперь все без каких-либо исключений граждане Российской Федерации являются валютными резидентами.

При этом, с другой стороны, по отношениям к некоторым категориям граждан были снижены требования законодательства в данной сфере.

В частности, для большинства таких лиц действует разрешение открывать без ограничений счета в российских рублях или в иностранной валюте в банках, которые находятся за пределами России.

Указано, что валютный иммунитет будет сохранён у тех российских граждан, которые в течение годового периода будут проживать за пределами страны не менее 183 дней. При этом количество раз, когда они въезжали в страну или выезжали из неё на данный статус влияния иметь не будет.

Ранее, до вступления в силу данных изменений, только один приезд в Россию прекращал статус нерезидента и вводил в действие соответствующие ограничения, принятые для тех, кто постоянно находится на территории РФ.

В закон внесены послабления для тех, кто пребывает за пределами Российской Федерации более 183 суток на протяжении года. При валютных операциях, относящихся к покупке автомобилей или объектов недвижимости , с них снимаются соответствующие ограничения. Это относится к имуществу, которое находится вне российских границ. Раньше в подобных случаях нужно было зачислять полученные деньги на счёт в одном из российских банков.

Большинство российских резидентов имеет ряд обязанностей:

В новой редакции принятого закона разрешено проводить операции по покупке или продаже автомобиля или объекта недвижимости, если обе стороны сделки не являются гражданами РФ, а также в таком случае, когда это резиденты и они не прожили больше 183 дней на территории России. Однако, если это правило нарушено и контрагент подпадает под валютные ограничения , то участникам грозит штраф на сумму от 75% до 100% от суммы сделки.

Заключение

В целом можно рассматривать произошедшие изменения валютного законодательства, как дающие больше возможностей для граждан. При этом ограничения стали менее жёсткими, увеличились возможности получения зарплаты, проведения некоторых операций в валюте.

Подробнее о валютных ограничениях и регулировании смотрите ниже на видео.

Один из действенных способов валютного контроля коммерческих структур - валютные ограничения, правила формирования единой электронной отчетности.

Валютные ограничения на счета с иностранной валютой

Валютные ограничения могут быть реализованы путем законодательной регламентации текущих или финансовых операций:

  • экспортно-импортных взаиморасчетов;
  • обмена валюты;
  • переводов физических, юридических лиц;
  • ввоза инвалюты.

Откройте в банке 2 спецсчета:

  1. Транзитный - для зачисления иностранной валюты.
  2. Текущий - для списания необходимой суммы.

Для разблокировки платежа предоставьте СВО (справку о валютных операциях), паспорт сделки, контракт (основание платежа), заявку на поступление средств (перевод).

Валютные ограничения на территории России носят либеральный характер и будут еще больше упразднены с целью улучшения конвертации рубля.

Валютные ограничения как элемент валютной системы

В рамках проекта МВФ существует такое понятие, как валютные ограничения - механизмы, направленные на стабилизацию экономики отдельных государств. Валютные ограничения как элемент валютной системы является одним из способов избежать резкого изменения стоимости валюты, а также потрясений среди населения страны. В рамках МВФ большая часть ограничений официально запрещена, но допускается в течение переходного периода для государств-участников, которые нуждаются в подобных инструментах. Временные валютные ограничения позволяют стабилизировать платежный баланс участника.

Ограничения финансовых операций

Все ограничения финансовых операций устанавливаются государством в зависимости от текущего состояния платежного баланса страны. Так как одним из способов улучшения ситуации является накопление капитала, то при пассивном платежном балансе часто делают акцент на ввоз валюты в страну, а также на ограничении ее вывоза. Как правило, государство приостанавливает выплату внешних долгов. Существует и другая ситуация, когда активный платежный баланс вынуждает государство идти по пути ограничения ввоза капитала. В этом случае приоритетным является повышение курса национальной валюты. Ценные бумаги не продаются нерезидентам, ограничиваются сделки с нерезидентами, а также ограничивается ввоз иностранной валюты.

Ограничения текущих операций

В списке ограничений текущих операций можно выделить несколько основных направлений:

  • обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральным банкам страны;
  • запрет на экспорт товаров за национальную валюту;
  • ограничивается продажа иностранной валюты импортерам;
  • оплата некоторых импортных товаров иностранной валютой запрещается;
  • устанавливаются ограниченные сроки продажи иностранной валюты экспортерами и контроль авансовых платежей импортеров;
  • вводится регулирование сроков платежей по экспортным и импортным сделкам.

Комплексное применение этих мер позволяет стабилизировать общую ситуацию на рынке валюты, товаров и услуг. Одновременно государство может завышать или занижать национальный курс валюты для регулирования объемов экспорта и импорта в конкретный момент времени.

Валютный риск

Любой валютный риск представляет собой общее обозначение возможных убытков (потери прибыли) с вероятностью, отличной от нулевой. Валютный риск является нормальным и прогнозируемым явлением, которое неизбежно возникает при торговле валютой на внутренних и внешних рынках. Размер риска часто соответствует объемам закупки или продажи валюты, но также серьезно зависит от временного периода, который охватывает сделка купли-продажи. Основной источник риска - неблагоприятное изменение курса валют, ценных бумаг и драгоценных металлов, которое не было учтено или спрогнозировано при планировании сделки.

Валютное регулирование и контроль

Любое воздействие на валютную политику со стороны государства представляет собой явление, именуемое валютным регулированием и контролем. Государство устанавливает порядок проведения сделок по купле или продаже валют, а также вводит ограничения на те или иные виды сделок с целью стабилизации экономики. Именно государство устанавливает размер валютного резерва, который в свою очередь будет влиять на валютные потоки и операции. В принципах регулирования и контроля прописано единство внешней и внутренней политики РФ, максимальное невмешательство государства в расчеты резидентов и нерезидентов, а также обеспечение государством их защиты.


Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения способствуют перераспределению валютных ценностей в пользу государства или крупных предпринимателей. Введение валютных ограничений может диктоваться как экономическими, так и политическими мотивами. В целом же минимизация вторжения государства в валютные отношения, развитие экономической свободы всегда означает уменьшение валютных ограничений.
Законодательство зарубежных государств знает немало разновидностей валютных ограничений, к числу которых можно, например, отнести: централизацию валютных операций в центральных банках; лицензирование валютных операций; полное или частичное блокирование валютных счетов; обязательную продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам; ограничения обратимости валют и т.д.
Валютные ограничения могут применяться как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала. Законодательные ограничения операций с валютными ценностями одна из форм валютной политики Российской Федерации. Одним из объектов валютных ограничений являются валютные права предприятий и населения. Так, деятельность предприятий-экспортеров регулируется в 1990-х годах с помощью экспортных лицензий, а также экспортно-импортных тарифов. Экспортные лицензии рассматриваются как средство сдерживания вывоза сырья и топлива из страны. А импортные тарифы - как средство снизить конкуренцию зарубежных товаров против товаров, производимых отечественной промышленностью. Одним из валютных ограничений является обязательная продажа части экспортной валютной выручки на внутреннем рынке.
В процессе осуществления движения капиталов и кредитов предприятия России имеют право покупать ценные бумаги и получать кредиты за рубежом лишь с разрешения Центрального банка РФ.
В отношении физических лиц валютным ограничением является запрет вывоза, ввоза и пересылки за границу гражданами России наличной национальной валюты на сумму свыше 100 млн. рублей. Вывоз иностранной валюты сверх суммы в 500 долларов США допускается при наличии справки уполномоченного банка.
Одним из важных валютных ограничений является официальное запрещение обращения и использования иностранных валют в качестве платежного средства. С января 1993 г. реализация гражданам на территории России товаров, работ и услуг за иностранную валюту разрешается только магазинам, имеющим лицензию Центрального банка, который определяет перечень реализуемых товаров и услуг. Эта мера направлена на борьбу с "долларизацией" экономики.
В качестве определенного смягчения валютных ограничений можно назвать предоставленное гражданам право открывать валютные счета в банках, а также продавать и покупать иностранную валюту в обменных пунктах уполномоченных банков. Иностранным фирмам и гражданам (нерезидентам) разрешено открывать счета в рублях в банках России, что является формой допущения нерезидентов на внутренний валютный рынок России
8. Валютный контроль
Основы законодательного регулирования валютного контроля в Российской Федерации определены разделом III Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Основными функциями (направлениями) валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Представляется, что законодательные формулировки, закрепляющие цель и функции валютного контроля, противоречивы. Так, если целью контроля однозначно является лишь законность валютных операций, то приведенные выше пункты "в" и "г" позволяют предположить, что валютный контроль должен осуществляться и за целесообразностью операций.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется двумя видами субъектов:
o органами валютного контроля;
o агентами валютного контроля.
Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1993 г. # 205 "Об усилении валютного экспортного контроля и о развитии выпотного рынка" создана Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю. Ее структура и компетенция определены Постановлением Правительства # 560 от 16 июня 1993 г. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю выполняет следующие функции:
* контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, финансовое право регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
* осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
* участвует в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий;
* осуществляет контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям;
* организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;
* контролирует эффективность использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международных договоров и соглашений;
* проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
* обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств;
* осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.
Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право:
* получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;
* проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте;
* ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности, вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций;
* иные права, предусмотренные законодательством.
В развитие валютного, в том числе экспортного, контроля Центральный банк РФ совместно с Государственным таможенным комитетом РФ ввели в действие Инструкцию #19 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".
Актуальность усиления экспортного контроля была продиктована серьезной экономической проблемой: утечкой капиталов за границу. Значительное число предприятий-экспортеров не переводило экспортную валютную выручку из-за рубежа. В результате чего десятки миллиардов долларов оседали в зарубежных банках. Следовательно, снижались валютные поступления в страну, недобирались соответствующие налоговые платежи, наносился ущерб формированию государственного бюджета. Согласно Инструкции Экспортер (резидент РФ, от имени которого заключен контракт на экспорт товаров) предъявляет контракт или его заверенную в установленном порядке копию в уполномоченный банк, где находится валютный счет Экспортера, на который должна поступить выручка от экспорта товара. Вместе с банком Экспортер оформляет паспорт сделки документ, содержащий в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля. Паспорт сделки подписывается экспортером и банком, представляется таможенным органам вместе с остальными документами для оформления экспорта товаров. После подписания паспорта сделки банк принимает на себя функции агента валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту.
Ответственность за нарушения валютного законодательства, выявленные в ходе осуществления валютного контроля. Основные виды ответственности установлены п. 1ст. 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле:
а) взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
б) взыскание в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
Резиденты и нерезиденты за:
* отсутствие учета валютных операций;
* ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка;
* непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая:
* не была учтена;
* была учтена ненадлежащим образом;
* по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке.
При повторном нарушении указанных положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде:
а) взыскания в доход государства сумм, указанных в п. 1 ст. 14 Закона, а также штрафов в пределах 5-кратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком РФ в соответствии с законами РФ;
б) приостановления действия или лишения резидентов или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
в) других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
Важно отметить, что взыскание штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля: с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.
Юридические лица обязаны продавать государству часть валютной выручки, полученной от реализации экспортной продукции. Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента Российской Федерации при условии, что выручка будет использована на государственные или общественные цели.
Например, Указом Президента Российской Федерации "Об освобождении Информационного телеграфного агентства России и Российского информационного агентства "Новости" от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг" от 22 ноября 1994 г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современного оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте.
Порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Центральным банком России.
В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами урегулирован Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г." Положение распространяется на сделки с золотом и серебром: в стандартных слитках, в минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монетах.
Сделки с перечисленными выше объектами вправе совершать следующие субъекты (в отношении ряда из них названное Положение содержит соответствующие дополнительные предписания): Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Центральный банк Российской Федерации; специально уполномоченные банки (коммерческие банки); пользователи недр (юридические и физические лица); скупочные предприятия; предприятия-заготовители; предприятия-переработчики; аффинажные заводы (государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,6%); промышленные потребители (юридические и физические лица); инвесторы.
Произведенные на территории Российской Федерации слитки золота и серебра покупаются у пользователей недр Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, а также Центральным банком Российской Федерации и коммерческими банками, специально уполномоченными им по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами.
Драгоценности, принадлежащие государству, хранятся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках, а также отпуск из Фонда иных драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных в годовых планах (лимитах) их отпуска, утвержденных Правительством Российской Федерации, и на цели, не предусмотренные этими планами, производится по решениям Президента Российской Федерации на основании представления Правительства Российской Федерации.
Такое представление должно содержать информацию об общем количестве соответствующих ценностей, находящихся на хранении в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на момент направления представления, и об их планируемых поступлениях, о наличии задолженности государства сдатчикам ценностей, о конкретных направлениях расходования средств от предполагаемых операций с ценностями, а также о фактическом выполнении предыдущих решений Президента Российской Федерации по этим вопросам.
Операции с драгоценными металлами в случаях, не предусмотренных названной правовой нормой, осуществляются через уполномоченные банки и внешнеторговое объединение "Алмаз-ювелирэкспорт" по решению Правительства Российской Федерации.
Валютный контроль - деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Для обозначения этого вида деятельности следовало бы использовать термин "надзор". "Надзор" в общепринятом смысле означает обеспечение законности какой-либо деятельности, в то время как под "контролем" понимают обеспечение соблюдения как законности, так и целесообразности определенной деятельности. Обеспечение государством соблюдения обязанными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей деятельности. Обеспечением целесообразности валютных операций (например, на какие именно цели расходуется валюта) государство не занимается (за исключением государственных организаций). Однако термин "валютный контроль" является общепринятым, поэтому он широко используется, несмотря на отмеченную неточность.
Валютный контроль является частью, видом финансового контроля, поэтому валютному контролю присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляет также Государственный таможенный комитет Российской Федерации. В соответствии со ст. 198 Таможенного кодекса Российской Федерации" Государственный таможенный комитет - орган валютного контроля, а иные таможенные органы - агенты валютного контроля, подотчетные этому Государственному комитету.
На основании ст. 199 Таможенного кодекса России таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Федерации (за исключением периметров таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. В валютном контроле участвуют и другие органы исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю" от 24 сентября 1993 г. Министерство безопасности Российской Федерации (ныне - Федеральная служба контрразведки Российской Федерации), Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации информируют Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю о ставших им известными фактах нарушения резидентами и нерезидентами валютного и таможенного законодательства и иных нормативных актов, касающихся осуществления валютных и других операций

Общим средством осуществления валютной политики является введение валютных ограничений. В материалах Исполнительной дирекции МВФ говорится: «При решении вопроса о том, являются ли принимаемые меры ограничениями платежей и переводов... следует, прежде всего, определить, влекут ли они за собой сохранение прямых государственных ограничений свободного распоряжения и использования иностранной валюты как таковой» Эбке В. Международное валютное право: Учебник./ В.Эбке.-М.: Юрист, 2003.-С. 176..

Валютные ограничения - это характеристики условий и пределов осуществления валютных операций, связанные с защитой национальной валюты. Они включают ограничения общей возможности распоряжаться валютой или ее конкретным использованием.

Классификация валютных ограничений представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Классификация валютных ограничений Иванов В.В. Деньги. Кредит. Банки. / В.В. Иванов, Б.И. Соколов. - М.: Проспект, 2004. - С. 319.

Современные способы валютных ограничений представляют собой:

  • 1) лицензирование приобретения иностранной валюты и проведения валютных операций;
  • 2) дифференциацию (множественность) валютных курсов и валютных счётов;
  • 3) количественные и временные ограничения на проведение валютных операций.

К формам валютных ограничений относятся ограничения на:

  • 1) конвертируемость национальной валюты (на использование валютной выручки, на приобретение иностранной валюты);
  • 2) прямые и портфельные инвестиции (ввоз/вывоз капитала и репатриация прибыли);
  • 3) обращение наличной национальной и иностранной валюты (ввоз/вывоз, перевод, пересылка);
  • 4) получение кредитов от нерезидентов и выдачи кредитов нерезидентам;
  • 5) проведение операций с золотом и иными драгоценными металлами.

Валютные ограничения устанавливаются главным образом на «входящий» или «уходящий» из страны капитал. Они могут прилагаться к текущим или финансовым операциям платежного баланса, операциям резидентов и нерезидентов. Ограничения могут вводиться в форме полного запрещения на проведение операции (например, запрещение покупки/продажи национальных товаров, услуг за иностранную валюту) или ограничений по количеству и времени проведения операций. Некоторые операции могут строго регламентироваться, например, проводиться только при оформлении определенных документов или предъявлении справки из налоговых органов. Текущие валютные операции осуществляются без ограничений. Перечень и ограничение на их проведение не может быть изменен ведомственными нормативными документами. Валютные операции, связанные с движением капитала, не разрешенные к свободному проведению, а также не запрещенные Банком России, осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае Пункт 4 положения Банка России от 24 апреля 1996 г. №39 «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций».. Указанные разрешения выдаются Департаментом валютного контроля Банка России или (в случаях, установленных нормативными актами Банка России) территориальными учреждениями Банка России.

При этом в России без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

  • - расчеты за экспорт определенного круга товаров 2 при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы;
  • - расчеты за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствий с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пять лет с даты заключения такого договора;
  • - расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения;
  • - переводы физическим лицом - резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тыс. долл., осуществляемые в течение календарного года в целях приобретения физическим лицом - резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом - резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. Указанные переводы осуществляются физическим лицом - резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе физическим лицом - резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица - резидента, приложив банковские выписки по указанному счету.

Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), за некоторым исключением, определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком.

Валютный контроль. Условия осуществления валютного контроля: наличие валютных ограничений на валютном рынке; регламентация учета и отчетности по валютным операциям. Валютный контроль - это определение степени соответствия (несоответствия) реального процесса ведения валютных операций законодательно установленным валютным ограничениям. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник. / Л.Н. Красавина. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 37. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля в Российской Федерации являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в национальной валюте.

Следует различать валютный контроль в широком и узком смысле. Валютный контроль в узком смысле (валютный надзор) - это проверка регламентов проведения валютных операций в целях приведения их в соответствие с разработанными нормами, предъявляемыми требованиями.

Валютный контроль в широком смысле - это контроль за введенными государством валютными ограничениями, обусловленными целями и планами валютной политики, осуществляемый на основе действующего законодательства.

Методы валютного контроля Иванов В.В. Указ. сочинение. - С. 325.

Основные составляющие системы валютного контроля в РФ

Прямые методы контроля

Контроль валютных операций по внешнеторговым сделкам

  • 1) Ограничения и лицензирование операций по нетоварным сделкам
  • 2) Система таможенно-банковского контроля по товарным сделкам. «Замыкание» информации о пересечении таможенной границы и движениях денежных средств. Контроль (путем сравнения) получения эквивалента товаров (полученной выручки) за перечисленные средства (вывезенные товары)

Контроль валютных операций (покупки, продажи, расчётов) на территории РФ

Дифференциация счетов. Установление режимов счетов. Контроль над зачислением и использованием средств

Контроль обращения наличной иностранной валюты

Строгая регламентация и отчетность. Полный контроль над ввозом-вывозом, покупкой-продажей иностранной валюты

Контроль над «бегством» и «отмыванием» капитала

Установление перечня «подозрительных» сделок. Информирование федеральных органов о таких сделках коммерческими банками через Банк России

Методы валютного контроля. Методы валютного контроля подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные методы представляют собой контроль уровня цен, объемами и направлением валютных платежей. Прямые методы состоят в контроле обоснованности проведения валютных операций.

Понятие регулирования валютных операций (валютного регулирования). Отметим, определения понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование» не содержат ни Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», ни международные документы, в том числе и нормы Договора о МВФ.

Предпосылки (основания) для валютного регулирования, являющегося элементом государственного управления национальной экономикой, создают целевые установки валютной политики и наличие валютного контроля. Валютное регулирование - это процесс реализации валютной политики государства путем устранения выявленных в ходе валютного контроля отклонений от законодательно установленных валютных ограничении на валютные операции. Этапы валютного контроля и валютного регулирования валютного рынка отражает рис. 2.3.

Часто в процессе государственного управления функции валютного контроля и валютного регулирования совмещают. Обычно органы валютного контроля наделяются функциями регулирования.

Национальное валютное регулирование юридических лиц проводится путем:

  • а) регламентирования внешнеэкономических операций и расчетов в иностранной валюте фирм. С этой целью осуществляется лицензирование их внешнеэкономических операций и дифференциация валютных счетов;
  • б) регламентирования валютных операций кредитных организаций. Лицензируется банковская деятельность, и вводятся лимиты открытой валютной позиции.

Рис. 2.3

Важнейшими направлениями валютного регулирования являются:

  • а) защита валюты Российской Федерации;
  • б) защита прав собственности на валютные ценности;
  • в) регулирование внутреннего валютного рынка;
  • г) движение средств на счетах резидентов в иностранной валюте;
  • д) внутренние валютные операции резидентов;
  • е) выдача разрешений на вывоз иностранной валюты;
  • ж) движение средств на счетах нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации;
  • з) валютные операции нерезидентов в Российской Федерации Свиридов О.Ю. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: Учеб. пособие / О.Ю. Свиридов. - М.: МарТ, 2006.-С. 92..

Валютное регулирование осуществляется с использованием государством следующих инструментов:

  • а) учетной ставки для регулирования движения капиталов;
  • б) валютных интервенций центрального банка;
  • в) диверсификации валютных резервов;
  • г) установления режима валютного курса;
  • д) девальвации и ревальвации курса национальной валюты.

Почему государство устанавливает ограничения на операции с иностранной валютой? Основные виды ограничений.

Какие в России существуют ограничения на расчеты в валюте?

Валютная политика государства основана на системе валютного регулирования процесса проведения международных расчетов и оборота денежных знаков других стран на территории РФ. Внутренний оборот валют регламентируется на законодательном уровне, операции за пределами страны должны быть обеспечиваться международными соглашениями.

Валютные ограничения определяют условия оборота валют и позволяют контролировать выход российских компаний на мировой финансовый рынок . Все это направлено на сохранение позиций рубля как основной денежной единицы государства. Также все ограничения, которые устанавливает государство, связаны с состоянием его платежного баланса.

Порядок расчетов в иностранной валюте на территории РФ

Российский рубль является официальным платежным средством на территории РФ, в связи с этим все расчеты между резидентами должны производиться в рублях, даже если цена была установлена в иностранной валюте. Безналичные расчеты на банковских счетах резидентов РФ могут быть произведены в любой валюте, также юридическим лицам и физическим лицам разрешена покупка иностранных денежных знаков и оплата ими своей доли в уставном капитале организации. Порядок открытия и закрытия счетов устанавливается ЦБ РФ.

Физические лица могут осуществлять наличные расчеты в иностранной валюте без ограничений. Для юридических лиц и ИП предельный размер составляет 100 тыс. рублей. Данное ограничение действует при расчетах между организациями в рамках одного договора и при получении наличных денежных средств в банке со специальных счетов. Организациям запрещено экспортировать товары с оплатой в национальной валюте и продавать иностранную валюту импортерам. Также необходимо соблюдать законодательно установленные сроки по сделкам с нерезидентами.

Расчеты резидентов РФ с иностранными партнерами должны производиться только через банковские структуры в форме безналичных переводов. Также только банки могут оказывать услуги купли-продажи иностранных денежных знаков. При осуществлении внешнеторговых операций банки имеют право запрашивать у резидентов информацию о совершаемых ими сделках, а также об источнике получения средств. В ограниченном количестве возможно совершение сделок с зарубежными организациями, зарегистрированными в офшорных зонах, данное ограничение касается и оплаты услуг таким организациям в иностранной валюте.

Российские резиденты обязаны сообщать государству о наличии у них счетов в зарубежных банках , предоставлять отчетность в случае, если денежные потоки отправляются за рубеж. Валютный иммунитет предоставляется гражданам России, которые проживают на территории другого государства более 183 дней в год. При этом ограничения не устанавливаются вновь в случае въезда резидента в страну в течение указанного периода.

Подписка на обновления

Ежедневные уведомления о новых публикациях на сайте!

Следите за нашими обновлениями: