Основные отрасли промышленности южной азии. Группы стран по развитию экономики

Особенностями сельского хозяйства Зарубежной Азии являются сочетание товарного и потребительского хозяйства, помещичьего и крестьянского землепользования, а также преобладание посевов продовольственных культур над посевами технических культур и животноводством.

Главная продовольственная культура Зарубежной Азии - рис. Ее страны (Китай, Индия, Индонезия, Япония, Пакистан, Таиланд, Филиппины и др.) дают свыше 90% мирового производства риса. Вторая по значению зерновая культура Зарубежной Азии - пшеница. В прибрежных, хорошо увлажненных районах выращивают озимую, в засушливой континентальной части - яровую пшеницу. Среди других зерновых значительны посевы кукурузы и проса. Несмотря на то, что Зарубежная Азия производит подавляющую часть риса и около 20% мирового сбора пшеницы, многие ее страны вынуждены закупать зерно, так как продовольственная проблема в них не решена.

Зарубежная Азия занимает видное место в мире по производству сои, копры (высушенной мякоти кокосового ореха), кофе, табака, тропических и субтропических фруктов, винограда, разнообразных специй (красный и черный перец, имбирь, ваниль, гвоздика), которые также экспортируются.

Уровень развития животноводства в Зарубежной Азии более низкий, чем в других регионах мира. Главные отрасли животноводства - скотоводство и овцеводство, а в странах с немусульманским населением (Китай, Вьетнам, Корея, Япония) - свиноводство. В пустынных и высокогорных районах разводят лошадей, верблюдов, яков. Экспортная продукция животноводства незначительна и в основном состоит из шерсти, шкур и кож. В приморских странах велико значение рыболовства.

Размещение сельского хозяйства в огромной по площади Зарубежной Азии находится в сильнейшей зависимости от факторов природной среды. В целом в регионе сформировались несколько сельскохозяйственных районов.

1. Муссонный сектор Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии – основной район рисосеяния. Рис сеют в долинах рек на затапливаемых полях. В более высоких частях этого же сектора находятся чайные плантации (Китай, Япония, Индия, Шри-Ланка и др) и плантации опийного мака (Мьянма, Лаос, Таиланд).

2. Район субтропического земледелия – побережье Средиземного моря. Здесь выращивают фрукты, каучук, финики, миндаль.

3. Район пастбищного животноводства - Монголия и Юго-Западная Азия (здесь животноводство сочетается с земледелием в оазисах).

В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому - хорошая обеспеченность их минеральными ресурсами и общий низкий уровень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.

Однако различия в уровне развития экономики различных стран и районов Зарубежной Азии настолько существенны, что целесообразно хозяйство региона рассматривать порайонно.

Если исходить из десятичленной структуры мирового хозяйства, то в пределах Зарубежной Азии оказывается пять центров (среди них три центра – это отдельные страны):

2. Япония;

4. Новые индустриальные страны;

5. Нефтеэкспортирующие страны.

Китай с 70-х годов начал экономическую реформу («Гайгэ»), основанную на сочетании планового и рыночного хозяйства. В результате наметился небывалый рост экономики страны. В 1990 году Китай уже занимал 3-е место по ВВП после США и Японии, а к 2000 году опередил Японию. Однако, если исходить из расчета ВВП на душу населения, то Китай еще значительно отстает от ведущих стран. Несмотря на это Китай во многом определяет прогресс всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Современный Китай – мощная индустриально-аграрная страна, занимающая важные позиции в мировом хозяйстве (первое место по добыче угля и железной руды, выплавке стали, выпуску хлопчатобумажных тканей, телевизоров, радиоприемников, по валовому сбору зерновых; второе место по производству электроэнергии, химических удобрений, синтетических материалов и др. Лицо Китая в первую очередь определяет тяжелая промышленность.

Япония вышла из 2-й мировой войны с полностью разрушенной экономикой. Но она не только сумела восстановить экономику, но и стать державой № 2 в мире, членом «Большой семерки», а по многим экономическим показателям выйти на первое место. Промышленность Японии сначала развивалась преимущественно по эволюционному пути. На импортном сырье практически заново были созданы такие базовые отрасли как энергетика, металлургия, автомобилестроение, судостроение, химическая, нефтехимическая, строительная промышленность. После энергетического и сырьевого кризисов 70-х годов в промышленности Японии стал преобладать революционный путь развития. Страна стала ограничивать рост энергоемких и металлоемких производств и ориентироваться на новейшие наукоемкие отрасли. Она стала лидером в области электроники, робототехники, биотехнологии, приступила к использованию нетрадиционных источников энергии.–По доле расходов на науку Япония занимает первое место в мире. С 90-х годов «Японское экономическое чудо» сошло на нет и темпы развития экономики замедлились, однако, страна сохраняет еще лидирующие позиции по многим экономическим показателям.

Индия является одной из ключевых стран развивающегося мира. Она начала экономическую реформу с 90-х годов и достигла определенных успехов. Однако, она остается страной еще очень больших контрастов. Например:

По общему объему промышленного производства она занимает пятое место в мире, но по уровню национального дохода на душу населения 102-е;

Мощные, оборудованные по последнему слову техники предприятия сочетаются с десятками тысяч кустарных производств («промышленность на дому»);

В сельском хозяйстве крупные фермы и плантации сочетаются с миллионами мелких крестьянских хозяйств;

Индия занимает первое место по поголовью крупного рогатого скота и одно из последних – по потреблению мясных продуктов;

По числу научно-технических специалистов Индия уступает только России и США, но занимает лидирующие позиции по «утечке мозгов», затронувшей почти все сферы науки и техники, и при этом половина населения неграмотна;

В городах Индии современные благоустроенные районы соседствуют с трущобами, где обитают миллионы бездомных и безработных.

В промышленности Индии занято 20% экономически активного населения. Из страны легкой и пищевой промышленности Индия превратилась в страну с развитой тяжелой индустрией. Индия производит станки, тепловозы, автомобили, тракторы, телевизоры, а также новейшую электронную технику, оборудование для АЭС и космических исследований. По развитию атомной промышленности Индия занимает первое место в развивающемся мире.

В сельском хозяйстве Индии занято 60% ЭАН. В последние годы в результате государственных вложений и использования достижений «зеленой революции» значительно увеличился сбор зерновых и страна стала в основном обеспечивать себя зерном, хотя и на очень низком уровне потребления (250 кг на человека).

Природные условия в Индии благоприятны для развития сельского хозяйства. В индии два главных сельскохозяйственных сезона и две главные земледельческие зоны:

Главная рисоводческая зона – юго-восточная часть индо-ганской низменности;

Главная пшеничная зона – северо-западная часть индо-ганской низменности.

Кроме этих зон имеются ареалы возделывания волокнистых, масличных, сахароносных, тонизирующих культур.

В Индии сложилась особая территориальная структура хозяйства, которая отличает ее от других развивающихся стран. В стране нет единого доминирующего центра. Существует как бы четыре «экономические столицы»

– на западе - Бомбей (машиностроительные, нефтехимические, хлопчатобумажные предприятия, атомная энергетика, крупнейший порт);

На востоке - Калькутта (второй после Бомбея промышленный центр и порт, выделяется переработкой и экспортом джута);

На севере – Дели (крупный промышленны, транспортный, административный и культурный центр);

На юге – Мадрас.

Новые индустриальные страны состоят из двух эшелонов:

Первый эшелон – Корея, Сингапур, Тайвань (вместе с Гонконгом – «четверка азиатских тигров»);

Второй эшелон – Малайзия, Таиланд, Индонезия.

Все эти страны в короткие сроки достигли значительных экономических успехов, особенно в автомобилестроении, судостроении, нефтеперерабатывающей промышленности, нефтехимии, электронике, электротехнике, легкой промышленности. В своем развитии они ориентировались на опыт Японии. Однако, решающую роль на их развитие оказали Транснациональные корпорации (ТНК), ориентировавшиеся на дешевую рабочую силу. Поэтому почти вся наукоемкая продукция этих стран идет на Запад.

Нефтеэкспортирующие страны специализируются на нефтедобыче и нефтехимии. Это страны Персидского залива, получившие за счет нефти быстрое развитие и очень быстро вступившие из феодализма в капитализм. Большая часть доходов этих стран получается за счет экспорта нефти и газа (Саудовская Аравия – 98%)

Среди остальных стран Зарубежной Азии по уровню экономического развития выделяются Турция, Иран, Пакистан, Израиль, КНДР.

К числу наименее развитых стран региона и мира в целом относятся Йемен, Афганистан, Бангладеш, Мальдивы, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Камбоджа.

6. Транспорт Зарубежной Азии – одно из слабых звеньев большинства стран (за исключением Японии). Транспортная система этих стран еще полностью не сформирована. Наблюдается преобладание одного-двух видов транспорта, высокая доля вьючного, гужевого и велосипедного транспорта.

Железнодорожный транспорт наиболее развит в Индии и Пакистане, трубопроводный – на Ближнем Востоке, автомобильный в Индии и Китае, морской – в Японии, Китае, Сингапуре, странах Персидского залива.

7. Экологические проблемы региона в последнее время значительно обострились. Наиболее остро стоят проблемы истощения водных ресурсов, эрозии почв, отчуждения земель, обезлесивания (особенно Непал и Индия) и др. Главными причинами обострения экологических проблем являются перенос в регион «грязного производства» и перенаселенность многих стран.

Субрегионы Зарубежной Азии

1. Юго-Западная Азия;

2. Южная Азия;

3. Юго-Восточная Азия;

4. Восточная Азия (Китай, Монголия, КНДР, Корея, Япония).


АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Структура хозяйства азиатских стран

Страны Зарубежной Азии относятся к развивающимся государствам, поэтому в большинстве этих стран промышленность представлена горнодобывающими отраслями и сельским хозяйством. Ведущие позиции аграрный сектор сохраняет в менее развитых странах региона – Афганистане, Мьянме, Бутане. На его долю здесь приходится $50$-$60$ % ВВП. Добывающая промышленность является главной сферой нефтедобывающих стран – это ОАЭ, Бахрейн, Бруней и др. Международная сырьевая специализация и развитие непроизводственной сферы характерны для большинства стран региона. Здесь расположено всего несколько государств, на долю которых приходится основной объем мирохозяйственных связей.

Замечание 1

Надо сказать, что постепенно хозяйственные позиции Азии в мировых связях усилились. Регион становится не только экспортером, но и крупным импортером рабочей силы. На долю Зарубежной Азии приходится $1/4$ часть объема мировой внешней торговли и $1/6$ часть объема международного туризма. Не только в регионе, но и в мире хорошо известна японская или восточноазиатская модель экономического развития.

Основные принципы этой модели:

  1. Жесткое государственное регулирование экономики;
  2. Мобилизация всех ресурсов для решения приоритетных задач;
  3. Экспортная ориентация экономики;
  4. Привлечение иностранного капитала;
  5. Создание крупных национальных монополий. Их цель заключается в улучшении качества продукции и конкурентной борьбе на внешнем рынке.

Данные принципы совсем не изобретение азиатских государств, они давно опробованы странами с рыночной экономикой, но в них есть азиатская специфика. Она заключается в использовании психологических особенностей населения, которые сформировались в сложных природных условиях. Кроме этого большое значение имели исторические условия на базе философских, религиозных, моральных ценностей.

Обрабатывающие отрасли имеют общий низкий уровень развития и доля этого региона особенно в тяжелой промышленности мира невелика. Такие отрасли промышленности как черная и цветная металлургия , машиностроение, химическая и текстильная промышленность, представлена своими предприятиями. Предприятия находятся в Японии, Китае, Индии, в Южной Корее, Гонконге, Сингапуре, Турции, Иране, Ираке. Это развитая группа государств Зарубежной Азии и мира.

В Индии, например, в Бхилаи и Бокаро, работают крупные металлургические предприятия. Есть такие предприятия в Японии и Турции, а в Китае известный Аньшанский металлургический комбинат. Китай, Малайзия, Таиланд производят олово, Япония, Индонезия, Филиппины занимаются выплавкой меди, Индия, Япония, Ирак выплавляют алюминий. Свинец и цинк дают Япония и Китай.

Машиностроение региона производит бытовую электротехнику, радиоэлектронику, автомобили и суда. В машиностроении ведущую роль не только в регионе, но и в мире, занимает Япония. Она является лидером по производству автомобилей, электроники, робототехники.

Химический комплекс региона занимается производством минеральных удобрений, бытовой химии, фармацевтики, полимеров. Химические предприятия находятся в Японии, Индии, Китае, а также в странах, занимающихся добычей нефти.

Текстильная промышленность производит традиционные для региона хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Для основной части стран Зарубежной Азии в основе экономики лежит сельское хозяйство. Несмотря на значительные изменения, уровень развития и специализации отдельных стран всё ещё ярко выражены.

В этом отношении выделяется несколько групп стран:

  1. Обособленное положение занимает Япония, являясь членом «большой семерки». Среди развитых стран Запада Япония по многим показателям занимает лидирующие позиции;
  2. Большие успехи имеют Индия и Китай, но, их душевые показатели невелики;
  3. Страны НИС, добившиеся успехов за короткое время. Экономика стран ориентирована на экспорт;
  4. Нефтедобывающие страны региона, где развивается не только добыча нефти, но и нефтехимия, металлургия и другие отрасли;
  5. Менее развитые страны, в структуре которых преобладает добывающая или легкая промышленность. К ним относятся Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания.

Страны НИС. Общая характеристика

Появление новых индустриальных стран в Азии является важным и неординарным явлением современности. Роль этих стран в мировой экономике и политике $ 60$-$70$ лет тому назад была третьестепенной, но осуществление политики «догоняющего развития» сыграло свою большую положительную роль. Японская модель развития стала для этих стран своеобразным эталоном. Япония, по мнению академика Н.Н. Моисеева стала «спусковым крючком» ускоренного развития для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Сингапур и Южная Корея сегодня уже имеют официальный статус экономически развитых государств. Высокий уровень развития этих стран выражается в высоких темпах прироста ВВП. Правда, начиная от $60$-х годов к $90$-м годам, темпы прироста заметно снизились и, тем не менее, они опережают не только азиатские, но и страны, расположенные в других частях света.

Например:

  1. Южная Корея опережает Иран;
  2. Индонезия идет впереди Австралии;
  3. Тайвань обогнал Турцию, Нидерланды, Польшу, Саудовскую Аравию, Аргентину;
  4. Таиланд впереди Пакистана, Египта, Бельгии, ЮАР;
  5. Малайзия обогнала Венесуэлу, Швецию, Грецию, Украину, Колумбию, Австрию, Швейцарию;
  6. Сянган опережает Алжир, Норвегию, Чехию, Румынию, Чили, Португалию;
  7. Сингапур – Перу, Бангладеш, Данию, Венгрию, Ирландию, Финляндию, Израиль, Казахстан, ОАЭ.

Впечатляют показатели среднедушевого ВВП этих стран. Из расчета на душу населения в регионе лидирует Сингапур. Сянган и Сингапур по размерам душевого ВВП опережают США, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Бельгию и другие страны. В основе этих успехов лежит политика индустриализации, начатая в $50$-е годы $XX$ века в текстильной промышленности. В $60$-е годы акцент смещается в сторону тяжелой промышленности, а позже предпочтение отдается трудоёмким и наукоёмким отраслям – это электроника, электротехника, новые конструкционные материалы. Азиатские «тигры» в короткие сроки прошли путь европейских стран, США, Японии. Это и есть смысл понятия «новая индустриализация».

Сегодня «визитной карточкой» стран НИС является электронная промышленность. Начиная от выпуска дешевой массовой продукции – электронные часы, микрокалькуляторы – до выпуска персональных компьютеров.

Из многих факторов, способствовавших перестройке экономики на высокотехнологичную основу, надо назвать:

  1. Фактор трудовых ресурсов;
  2. Уровень образования;
  3. Открытость экономики.

Замечание 2

Валютно-финансовый кризис, переросший в общий экономический, в $1997$ г. повлиял на развитие НИС. Последствия кризиса ощутили и многие другие страны за пределами Азии. Пытаясь найти причины кризиса, ряд специалистов утверждали, что модель развития НИС, ориентирующаяся на экспорт, нуждается в пересмотре.

Перспективы развития НИС

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона достаточно уверенно вступили в новый $XXI$ век. В $1989$ г. был образован форум АТЭС – Азиатско-Тихоокеанское Сотрудничество. Образовали этот форум $18$ государств, в числе которых США, Канада, Япония, Китай, Новая Зеландия, Южная Корея и др. Главная задача этой группировки заключалась в упразднении торговых препятствий и движении капитала. АТЭС блок открытый, поэтому желающие могут подать заявку на включение в состав. На конференции в Малайзии, в $1998$ г. в состав организации вошли ещё $3$ страны – Вьетнам, Перу, Россия. По прогнозу большинства специалистов $XXI$ век будет веком азиатско-тихоокеанской мощи, и регион займет в мировой экономике доминирующие позиции.

В основе прогнозов лежат факты:

  1. Рост доли НИС в мировом хозяйстве;
  2. Использование высоких технологий;
  3. Низкие затраты производства.

Кризис $1997$ г. с одной стороны, вызвал к жизни самые разные проблемы и трудности, а с другой стороны, скорректировал конъюнктуру и создал пути преодоления появившихся проблем. Перспективы новых индустриальных стран Азии связаны с планами углубления интеграционных связей в рамках АСЕАН. Организация объединяет $10$ государств региона и в общих чертах идет по пути Европейского Союза – от общего рынка к единому экономическому и валютному пространству. В настоящее время стоит вопрос о создании зоны свободной торговли. Важное политическое направление этих стран – расширение экономического сотрудничества с Китаем и Японией, а в перспективе сотрудничество со всеми группировками АТЭС, в состав которой входит и Россия.

Замечание 3

Таким образом, можно сказать, что для дальнейшего успешного развития экономики новые индустриальные страны Азии имеют достаточно хорошие перспективы.

Государства Южной Азии принадлежат к группе развивающихся стран. Однако их экономического развития различна. Индию и , располагающих уже значительной фабрично-заводской промышленностью, трудно сопоставлять, например, с Непалом и Мальдивской Республикой, делающими еще только первые шаги по пути-модернизации традиционных форм хозяйства. Для всех южноазиатских стран типичны многоукладность и аграрный характер экономики. Колониальное прошлое оставило слишком тяжелое наследие, чтобы его удалось преодолеть за сравнительно короткий срок независимого государственного существования.

Ко времени колониальных завоеваний исторически сложилось некоторое относительное отставание в уровне социально-экономического развития стран Востока, включая южноазиатские, в сравнении с Европой. многих отношениях, однако, хозяйственная народов Южной Азии достигла весьма высокого уровня. Далеко за ее пределами пользовались доброй славой замечательные изделия местных ремесленников. Первые ев-’ ропейцы, появившиеся в Индии, были восхищены разнообразием рисунков, расцветок и качеством увиденных тканей, особенности «сотканным ветром» - прозрачным муслином Дакки, отрез которого длиной 20 м помещался в обыкновенной табакерке.

Уникальные традиции были накоплены в плавке металлов и выделке изделий из железа, стали, меди, бронзы. Легендарные дамасские клинки выковывались из индийской стали. Железная, не подверженная коррозии в , весом свыше 6 т, установленная, как свидетельствует надпись на ней, более полутора тысяч лет назад, - выдающееся техническое достижение своего времени.

Местная продукция успешно выдерживала чужеземную конкуренцию и потому широко расходилась по соседним странам, даже завоевала признание в Европе. Показательно, что вплоть начала промышленного переворота не могла предложить индийским купцам какие-либо ценные товары, сравнимые по качеству с их собственными. Европейские торговцы, равно как и азиатские, вынуждены были приобретать изделия индийского ремесла за звонкую монету. Это делало субконтинент, по образному выражению известного французского путешественника XVII в. Ф. Бернье, «пропастью, поглощающей значительную часть золота и серебра всего , которые находят многие пути, чтоб туда проникнуть со всех сторон, и почти ни одного - для выхода оттуда». И не случайно в прошлом бытовали представления о сказоч-гных богатствах Индии. . резко изменилось, когда началось колониальное ограбление южноазиатских народов. После сражения при (1757 г.) было установлено английское господство Бенгалией; уже через 20 лет одним из британских парламентариев было признано, что «многие части этой провинции низведены до состояния пустыни». Подобная катастрофа постигла и другие области региона, которых, задавленное непосильными налогами и прямым грабежом, обрекалось на и .

Получение дешевого сырья из Южной Азии стимулировало промышленную революцию в Англии. Сам же субконтинент превратился в рынок сбыта для фабричных товаров метрополии. дешевых фабричных тканей, железных, керамических, бумажных и прочих изделий привел к массовому разрушению южноазиатской кустарной и домашней промышленности, которая при колониальном режиме не была защищена

никакими пошлинами. В странах Европы разорение ткачей, работавших на ручных станках, сопровождалось ростом машинной промышленности. В регионе разорение миллионов ремесленников не сопровождалось развитием каких-либо новых форм промышленного производства. В результате старые ремесленные центры, такие, как , Муршидабад, и другие, опустели. Например, население Дакки, где в середине XVII в. проживал почти человек, в начале XIX в. уменьшилось до 30 тыс., и этот ранее цветущий превратился в бедный небольшой .

Однако не все ремесла угасли. Многие районы субконтинента из-за бездорожья оставались в экономической изоляции, туда не проникали фабричные товары. последних не коснулась также ремесленного производства в сельской местности. Кожевники продолжали выделку обуви, кожаных мехов и ведер, ремней, упряжи, гончары по-прежнему изготовляли тару для хранения зерна, воды и т. п. Уцелели также некоторые специальные промыслы, отвечающие традиционным вкусам и требованиям. Сельское ремесло и различные отрасли мелкой промышленности сохраняют во многом свое значение и в настоящее время.

«…Чем более увеличивалась ‘зависимость английской промышленности от индийского рынка, тем более английские промышленники чувствовали необходимость создания новых производительных сил в Индии после того, как они разрушили ее собственную промышленность. Нельзя беспрерывно наводнять страну своими промышленными изделиями, не предоставляя ей возможности в свою очередь сбывать кое-какие продукты. Английские промышленники обнаружили, что их сокращается, вместо того чтобы возрастать», - писал К.

(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 158-159). Прежде всего для ее налаживания потребовались более эффективные средства сообщения, и в середине XIX в. началось сооружение железных дорог. Их сеть опиралась на морские порты, куда поступали из-за границы фабричные изделия и стягивалось сельскохозяйственное сырье для экспорта.

В деревне на смену таким культурам, как , сахарный , опийный , которые насильственно внедрялись в крестьянские хозяйства, приходят товарные культуры, возделывание которых экономически оказывалось более оправданным. для рынка пшеницы и хлопка (в котором во все возрастающих размерах нуждались английские текстильные фабрики) стимулировалось крупными ирригационными работами, главным образом проведенными в Панджабе, а джута - наличием исключительно благоприятных предпо-

сылок для его выращивания в дельтовой области Ганга и Брахмапутры. Формируются также очаги плантационных культур - , чая, позднее каучуконосов, в чем непосредственную заинтересованность проявил частный английский .

Вторая половина XIX в. знаменуется также появлением первых отраслей фабрично- промышленности: джутовой, основанной английскими дельцами, и хлопчатобумажной, которую создали местные предприниматели в расчете на восточноазиатский рынок сбыта, так как в пределах региона них не было возможности конкурировать с находившимися бдительной защитой колониальных властей импортными текстильными изделиями. Развитие этих отраслей было облегчено как обилием дешевого сырья, так и появлением на рынке труда в результате разрушения ремесленного производства значительных масс квалифицированной и очень дешевой рабочей силы.

Оправдалось предвидение К. Маркса, что нельзя «сохранять сеть железных дорог в огромной стране, не организуя в ней тех производственных процессов, которые необходимы для удовлетворения непосредственных и текущих потребностей железнодорожного транспорта, а это повлечет за собой применение машин и в тех отраслях промышленности, которые непосредственно не связаны с железными дорогами» (К. Маркс и Ф. . Соч., т. 9, с. 227-228). Начинает развиваться (около У3 добываемого угля потребляли железные дороги), а в последующем черная , достигшая в Индии крупных для колониальной страны размеров. Однако на пути создания обрабатывающих отраслей тяжелой индустрии колонизаторами постоянно возводились барьеры. Так, несмотря на острую нехватку локомотивов, ощущавшуюся после окончания первой мировой войны, власти не допустили постройки в колонии паровозостроительного завода. Упорно препятствовала колониальная администрация основанию не только автомобилестроения, но даже автосборочных предприятий, запретив ввоз необходимого оборудования.

Когда страны Южной Азии добились политической независимости, современная фабричная промышленность существовала только в . Остальным государствам еще предстояло приступить к индустриализации. Не менее сложные и неотложные проблемы встали перед ними в области сельскохозяйственного производства. За исключением плантационного сектора, в Южной Азии было (и остается), как правило, до крайности раздробленным, что сочеталось с широким распространением издольной аренды и сохранением в деревне докапиталистических пережитков.

Аграрные реформы, проведенные во многих южноазиатских странах, способствовали капиталистической трансформации сельского хозяйства и росту товарного производства. Ирригационное строительство, поставки минеральных удобрений и сортовых семян, создание кооперативных объединений содействовали повышению урожайности зерновых культур. Однако еще не удалось преодолеть сильной зависимости местного земледелия от климатических факторов, прежде всего от сроков интенсивности выпадения муссонных осадков. В результате сборы зерна год от года заметно колеблются. Странам региона приходится в неурожайные годы ввозить продовольствие, в первую очередь пшеницу, для покрытия дефицита зернового баланса.

Ориентированные в прошлом главным образом на метрополию внешнеторговые связи стали теперь в географическом разрезе гораздо более многосторонними, но основными контрагентами по-прежнему выступают главные капиталистические государства. Что касается внутрирегиональной торговли, то пока недостаточна; по мере усложнения отраслевой структуры хозяйства южноазиатских стран ее возможности будут увеличиваться.

Некоторые страны региона входят в состав международных организаций экспорту сырьевых товаров. Так, Индия и Шри - члены организаций стран-экспортеров натурального каучука, продукции кокосовой . Индия, Бангладеш и (вместе с Таиландом) образуют Организацию стран - экспортеров джута. Кроме того, Индия входит в Организацию экспортеров перца. Эти отстаивают на международном рынке интересы развивающихся стран в отношении цен на экспортируемые ими товары.

Качественно новой чертой внешнеэкономических связей стран Южной Азии явилось установление разностороннего сотрудничества с социалистическими государствами, которое развивается и крепнет на взаимовыгодных началах. Кредиты и техническая помощь, предоставляемые социалистическими государствами, в первую очередь Советским Союзом, предназначены для строительства предприятий в ключевых отраслях народного хозяйства с целью преодоления экономической отсталости и упрочения экономической независимости южноазиатских стран.

1. Горнодобывающие отрасли

В большинстве развивающихся стран Зарубежной Азии промышленность представлена преимущественно горнодобывающими отраслями. Причина этому - хорошая обеспе­ченность их минеральными ресурсами и общий низкий уро­вень развития обрабатывающих (замыкающих) производств.

- добыча угля, железных и марганцевых руд (Индия и Ки­тай),

- олова (Малайзия, Индонезия, Китай и Таиланд),

- бок­ситов (Индия),

- хромитовых руд (Турция, Филиппины),

Поли­металлических, никелевых и медных руд (Китай, Филип­пины, Индонезия и др.),

Калийной соли (Иордания)

- поварен­ной соли (Индия, Пакистан, Бангладеш)

Однако главное, что определяет значение этого региона в международном разделении труда, - добыча и экспорт нефти и природного газа.

- нефть и газ добывают многие страны Зарубежной Азии, но основные районы добычи - страны Западной (Са­удовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Ирак, ОАЭ и др.) и Юго-Восточной (Бруней, Индонезия, Малайзия) Азии.

2. Обрабатывающая промышленность

Доля Зарубежной Азии в обрабатывающей промышлен­ности мира, особенно тяжелой, невелика. Ее ведущие отрас­ли (черная и цветная металлургия, машиностроение, хими­ческая и текстильная промышленность) в основном пред­ставлены своими предприятиями в Японии и Китае и в не­большой группе развивающихся стран, добившихся в после­днее время значительных успехов в развитии своей экономи­ки (Индия, Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Турция, Иран, Ирак). Крупные металлургические комбинаты созда­ны в Индии (в Бхилаи и Бокаро) и Китае (Аньшанскии комбинат и др.), Японии и Турции.

а) цветная металлургия

Выплавка олова (Китай, Малайзия, Таиланд)

Выплавка меди (Япония, Индонезия, Филиппины)

Выплавка алюминия (Индия, Япония, Ирак)

Выплавка свинца и цинка (Япония, Китай)

Б) машиностроение

Производство бытовой техники, радиоэлектроники лидером является Япония

Автомобилестроение

Судостроение

В) химическая промышленность

Производство минеральных удобрений (прежде всего азотных) Япония, Индия,

Бытовая химия и фармацевтика Китай, нефтепе-

Полимерные материалы рераб. страны

г) текстильная промышленность

Хлопчатобумажная

Производство шелковых тканей

Сельское хозяйство Азии

Ведущая отрасль экономики подавляющего большинства стран Зарубежной Азии – сельское хозяйство .

Главная продовольственная культура Зарубежной Азии - рис . Ее страны (Китай, Индия, Индонезия, Япо­ния, Пакистан, Таиланд, Филиппины и др.) дают свыше 90% мирового производства риса.

Вторая по значению зер­новая культура Зарубежной Азии - пшеница. В прибреж­ных, хорошо увлажненных районах выращивают озимую, в засушливой континентальной части - яровую пшеницу.

Среди других зерновых значительны посевы кукурузы и проса .

Несмотря на то, что Зарубежная Азия производит по­давляющую часть риса и около 20% мирового сбора пшени­цы, многие ее страны зерно импортируют.

- Хлопчатник и сахарный тростник выращивают почти по­всеместно,

Плантации гевеи расположены в Индонезии, Малайзии и Таиланде.

Подавляющую часть мирового про­изводства чая дают Индия, Китай и Шри-Ланка,

- джута - Индия и Бангладеш.

Экспорт : сои, копры (высушенной мякоти кокосового оре­ха), кофе, табака, тропических и субтропических фрук­тов, винограда, разнообразных специй (красный и черный перец, имбирь, ваниль, гвоздика), чай, хлопок, джут, сахарный тростник, натуральный каучук.

Уровень развития животноводства в Зарубежной Азии более низкий, чем в других регионах мира.

Главные от­расли животноводства - скотоводство и овцеводство

В странах с немусульманским населением (Китай, Вьетнам, Корея, Япония) - свиноводство .

В пустынных и высоко­горных районах разводят лошадей, верблюдов, яков .

Экс­порт : шерсти, шкур и кож.

В приморских странах велико значение рыболовства .

Транспорт

Транспортная система Зарубежной Азии развита слабо. Исключением является Япония, которая при небольшой территории занимает одно из лидирующих мест по длине транспортных путей.

В других странах наибольшее значение имеет автомобильный транспорт, а в Юго-Западной Азии - трубопроводный.

Для внутрирайонных межрайонных пере­возок большое значение имеют грунтовые и автомобиль­ные дороги, речные пути. Протяженность и густота же­лезнодорожных линий невелика, некоторые страны (Лаос, Йемен, Оман, ОАЭ и др.) железных дорог вообще не име­ют. Международные перевозки в основном осуществляют­ся морским транспортом. Крупный морской флот имеют Япония (занимает первое место в мире по его тоннажу) и нефтедобывающие страны (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовс­кая Аравия и др.).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20