Общая характеристика экономических отношений субъекты объект. Субъекты и объекты экономического развития

Субъекты (агенты) экономических отношений

Экономическая система включает множество экономических субъектов (агентов).

Экономические агенты - это субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В четырехсекторной (открытой) экономике можно выделить четыре макроэкономических агента:

1. Физические лица (индивидуальные предприниматели, домохозяйства).

Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Более подробно об индивидуальных предпринимателях речь будет идти в гл. 6 учебника.

Домохозяйство - это экономическая единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания. Оно продает полученную продукцию (сырье) и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности членов домохозяйства.

Приказ Росстата от 21 декабря 2010 г. № 452 «Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)» выделяет частные и коллективные домохозяйства.

Частное домохозяйство - это группа лиц, проживающих в жилом доме или квартире, комнате либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире, комнате либо их частях и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию.

Коллективные домашние хозяйства - группа лиц, постоянно проживающих в учреждениях социального и медицинского назначения, казармах, местах лишения свободы, религиозных организациях (монастырях, семинариях) и т.п.; домохозяйства бездомных.

2. Юридические лица - организации (учреждения, предприятия, объединения лиц), которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения - предлагают на рынке произведенные товары и услуги. Более подробно о юридических лицах будет сказано в гл. 7.

3. Публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) - агенты, состоящие из органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые выполняют задачи и функции государства в сфере экономики, прямо или косвенно вмешиваются в экономический кругооборот.

4.Иностранный сектор - все остальные государства. В трехсекторной (закрытой) модели экономики иностранный сектор отсутствует.

Важно знать!

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемых организациях.

Экономические отношения и их субъекты

В ходе использования экономических ресурсов люди вступают в определенные связи и отношения. Совокупность последних образует систему экономических отношений.

Экономические отношения имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.

Социально-экономические отношениявозникают между людьми как представителями определенных социальных групп. Эти отношения определяют место людей в социальной структуре общества, характер всей экономики, особенности ее функционирования.

Организационно-экономические отношениявозникают между людьми как функциональными субъектами процессов производства, распределения, обмена и потребления. Они определяют конкретные способы осуществления хозяйственной деятельности людей, их место и поведение в функциональной структуре экономики.

С учетом особенностей экономические отношения можно подразделить на отношения производства, или производственные отношения, на отношения распределения, обмена и потребления.

Производственные отношениявозникают в процессе производства по поводу использования факторов производства и создания необходимых обществу благ. Они носят как социально-экономический, так и организационно-экономический характер.

Отношения распределениявозникают как в процессе распределения экономических ресурсов, превращаемых в факторы производства, так и в процессе распределения произведенных с помощью данных факторов благ. Социально-экономические распределительные отношения определяют социальный характер распределения. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы распределения.

Отношения обмена возникают между людьми, как по поводу результатов производства, так и в процессе самого производства. Социально-экономические отношения определяют характер обмена. Он может быть, например, плановым или стихийным. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы обмена, например, обмена продукции в форме бартера, с отсрочкой платежа и т.д.

Отношения потребления возникают в процессе потребления произведенных благ. Правда, если это блага производственного назначения, то их потребление означает процесс производства, а отношения предстают как производственные. Поэтому в полном смысле отношения потребления возникают по поводу благ потребительского назначения. Социально-экономические отношения определяют характер, структуру, объем потребления представителей различных социальных групп, а организационно-экономические отношения - его конкретные формы и способы.

Отношения производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны друг с другом, взаимно обусловливают друг друга, образуя системное единство, которое представлено на рис.8.

Производственные Отношения

отношения распределения


Отношения Отношения

потребления обмена

Рис.8. Система экономических отношений

В качестве субъектов экономических отношений выступают не просто люди, но экономические агенты. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы (предприятия) и государство

(правительство).

Домохозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек.

Фирма - деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли.

Государство, как экономический агент, представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Система экономических отношений – это отношения между людьми в обществе по поводу материальных благ и услуг, их распределения и потребления между классами и социальными группами, между странами, предприятиями или фирмами, внутри предприятий, между мелкими и крупными собственниками в городе и деревне; вся система экономических отношений рассматривается во взаимосвязи, в их единстве.

В системе экономических отношений, как и в любой другой системе, можно выделить субъекты данных отношений и объекты, на которые данные отношения направлены.

В частности, в качестве субъектов экономических отношений могут выступать:

· отдельные индивиды (как покупатели, частные предприниматели, налогоплательщики, наёмные работники, госслужащие);

· домохозяйства;

· частные предприятия малого бизнеса (производственные, торговые, сферы услуг);

· средние и крупные частные предприятия (производственные, торговые, сферы услуг, а также финансово-кредитной сферы);

· бюджетные предприятия и организации.

В качестве объекта экономических отношений выступает всё то, что может обладать стоимостью.

? Всё ли, по Вашему мнению, может обладать стоимостью?

При каких условиях то или иное благо начинает обладать стоимостью?

Стоимость – это одно из основополагающих понятий экономики. Тем не менее, многие научные школы расходятся в определении данного понятия, и по этой причине в учебной литературе достаточно редко можно встретить лаконичные формулировки на эту тему.

3 наиболее значительных теории стоимости :

1. Физиократы (Франция, 1750-е гг.) считали, что создание новой стоимости происходит исключительно в сельском хозяйстве;

2. Карл Маркс обосновал трудовую теорию стоимости (1860-е гг.), утверждавшую, что единственным источником создания новой (прибавочной, добавленной) стоимости служит труд;

3. Маржиналистская теория (1890-е гг.), в соответствии с которой стоимость любого блага определяется исключительно её полезностью для потребителей.

В любом современном экономическом словаре понятие «стоимость» преподносится как «ценность блага, выраженная в количестве денег, необходимых для его приобретения. При этом под понятием «ценность», как, правило, подразумевается «всё то, что ценится людьми».

Следует учитывать, что понятия «стоимость» и «ценность» не синонимичны. Первое из них всегда несёт в себе некоторый «затратный» оттенок, то есть подразумевает, что нечто стоит столько-то потому, что оно во столько обошлось. Последнее же предполагает какую-то оценку блага отдельным человеком, которая даётся непосредственно при контакте с благом, когда человек может не иметь ни малейшего представления о том, чему равна себестоимость данного блага для производителя, или сколько за него попросят при продаже. При этом единственным фактором служит то, как человек воспринял для себя какие-то свойства блага − проще говоря, насколько оно его устраивает. Кроме того, следует учитывать, что понятие «ценность» имеет смысл, выходящий далеко за рамки экономики, что затрудняет возможность его использования применительно к разрабатываемой ниже модели стоимости.



Патриарх экономической мысли Адам Смит (1723-1790) в своё время отмечал, что слово «стоимость» может иметь два различных значения: если речь идёт о полезности какого-либо предмета, то стоимость называют потребительной; если же имеется в виду стоимость как возможность приобретения других предметов, которую даёт обладание данным предметом, то данную стоимость называют меновой. Предметы, обладающие весьма большой потребительной стоимостью, часто имеют совсем небольшую меновую стоимость или даже совсем её не имеют; напротив, предметы, имеющие очень большую меновую стоимость, часто имеют совсем небольшую потребительную стоимость или совсем её не имеют».

Под полезностью блага обычно понимают удовлетворение или удовольствие, которое индивид получает от потребления товара или услуги.

Исторически в экономике сложилось два основных научных течения: политическая экономия и экономикс.ПЭ представляет собой научное понимание и обоснование капитализма (1610-е гг.), она изучает причинно-следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ключевой категорией ПЭ является стоимость.

Предмет экономикс состоит в поиске эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения человеческих потребностей. Ключевой категорией экономикса является цена.

В науке вообще и в экономике, в частности, принято выделять позитивные и нормативные теории. Позитивная теория основывается на анализе фактических данных, на основе которых формулируются принципы экономического поведения; такая теория отвечает на вопрос «Что может быть?». Примером позитивной экономической теории может служить экономикс.

Нормативная теория призвана давать оценку того, какой должна быть экономика в целом, экономическая политика, цели экономического развития; подобная теория отвечает на вопрос «Что должно быть?». Примером может служить политическая экономия.

Экономика изучает различные уровни хозяйствования, в связи с чем выделяют следующие её разделы:

- микроэкономика − раздел экономической теории, в основу анализа которой положена наименьшая хозяйственная единица (домохозяйство, отдельная фирма, общественная организация и т.п.) и её поведение на рынке;

- мезоэкономика изучает законы поведения определённых подсистем национальной экономики, к числу которых могут быть отнесены ВПК, АПК и т.д.;

- макроэкономика − раздел ЭТ, исследующий экономику страны в целом; объектом изучения МЭ являются национальный доход, уровень общественного благосостояния, безработица, инфляция и т.п.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ивановский филиал

Н.Т.Арефьева

В.С.Соков

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

Экономика и управление

Учебное пособие для студентов вузов

(в части дисциплины регионального компонента)

Иваново 2007


Учебное пособие рассматривает понятие, содержание, объекты социально-экономических отношений. Позволяет изучить студентам и владеть определенными понятиями, определениями, связанными со стратегией регионального развития, его экономическим потенциалом.

В каждом субъекте Федерации сформированы основы регионального управления и сложились основные социально-экономические характеристики, которые служат показателем устойчивого развития региона.

У каждого субъекта федерации – своя история и преимущества о которых обучающиеся студенты, с точки зрения гражданственности должны знать.

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих региональную экономику (в части дисциплин регионального компонента).

При написании данного учебного пособия авторы стремились раскрыть те новые процессы и явления в региональной политике и механизмы управления ею, которые порождены как общемировыми тенденциями социально-экономического развития территории, так и опытом российских региональных преобразований последних лет.


ЧАСТЬ 1. Введение в экономику региона. 6

1.1. Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений. 6

1.2. Основные направления региональной политики. 9

1.3. Задачи и цели региональной политики. 10

1.4. Основные функции региона. 17

Вопросы для самоконтроля. 22

ЧАСТЬ 2. Экономический потенциал региона . 23

2.1. Понятие экономического потенциала. 23

2.2. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения. 25

2.3. Взаимосвязь экономического роста региона и социальных индикаторов. 30

2.4. Экономико-социальное положение Центрального экономического района. 33

Вопросы для самоконтроля. 39

ЧАСТЬ 3. Основные социально-экономические характеристики Ивановской области. 40

3.1. Социальные характеристики субъекта. 40

3.2. Промышленный потенциал. 42

3.3. Развитие малого предпринимательства в Ивановской области. 45

3.4. Региональное развитие территории. 50

3.5. Принципы построения стратегии развития региона. 52

3.6.Участники процесса реализации стратегического плана развития территории 56

Вопросы для самоконтроля. 58

ЧАСТЬ 4. Основы регионального управления. 59

4.1.Сущность и цели регионального управления. 59

4.2.Система органов управления субъектами РФ. 61

4.3. Кадровая политика региона. 71

4.4.Информационное обеспечение управления регионом. 72

Вопросы для самоконтроля. 75

ЧАСТЬ 5. Становление Ивановского края. 76

5.1. История создания Иваново-Вознесенской губернии. 76

5.2. Государственно-церковные и национальные отношения. 78

5.3. Природные ресурсы края. 80

Вопросы для самоконтроля. 81

Список используемой литературы. 82

ЧАСТЬ 1. Введение в региональную экономику.

Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений.

Жизнь общества организована во времени и пространстве. Пространственная форма организации социальной жизни людей является важнейшим основанием структурирования общества, социальных процессов и связей.

Совокупность устойчивых социальных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе их совместного проживания на определенной локальной территории и совместного использования ее природно-экономических и социальных ресурсов и условий порождает особую общность людей - социально-территориальную.

Социально-территориальная общность является устойчивым образованием людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов, истории и культуры.

Социально-территориальная общность отличается:

1) относительной пространственной обособленностью;

2) целостностью и внутренней содержательностью социальных связей и отношений (преобладание «силовых полей» внутренних связей над внешними),

3) самодостаточностью внутренней жизни в рамках локальной территории, природно-ресурсный и хозяйственный потенциал которой обеспечивает социальное воспроизводство населения.

Понятие территории как части природного тела, ограниченного какими-то рамками пространства, относится к категории географии.

Поэтому для выражения социально-экономических форм организации территории, придающих ей черты, целостности, относительной обособленности и самодостаточности в социализации и экономике употребляться понятие «регион».

Таким образом, регион это социально-экономическая характеристика определенной локализованной территории, и это понятие выражает внутреннюю социальную структурированность общества.

Регионализм исторически всегда выступал в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей - хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура - выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества «по горизонтали».

Этнические и конфессионные черты больших групп населения первоначально формируются в результате относительно длительного существования в определенной пространственной среде. «Социальность» территории поэтому во все эпохи и времена «кодировалась» проживающим на этой территории этносом, его конфессией, политическим устройством, образом жизни, культурой.

Таким образом, региональная политика позволяет понять пространственную форму организации социальной жизни людей, совокупность социально-экономических связей и отношений между ними, которые возникают в процессе совместного проживания их на определенной локализованной территории, совместного использования ее природно-экономических и социально-экономических ресурсов и условий.

Региональная политика выстраивает как бы территориальную проекцию социальных процессов и структурирования общества.

Объектом региональной социологии выступает различие социально-территориальной общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом - закономерности и формы образования внутрирегиональных социально-экономических связей, отношений, структур, общностей.

Формами пространственной локализации жизни людей выступают различные региональные образования, возникающие на базе:

1) поселенческих структур (город, село, городская агломерация и т.п.);

2) территориально-административного устройства общества (область, губерния, край, муниципальный округ и т. п.);

3) производственно-экономических структур (экономический район, промышленный, транспортный узел, территориально - производственный комплекс, свободная экономическая зона и т. п.).

Однако независимо от типа регионального образования все они имеют общую внутреннюю системную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

Природно-экономическая система (географическая зона - степная, горная, приморская и т. п.);

Производственно-экономическая система (хозяйственная специализация, структура экономики, тип технологического уклада, структура производственных сил, тип и эффективность экономики региона, транспортно-коммуникационная система, производственная инфраструктура и т. п.);

Социальная инфраструктура (уровни и характер различия отраслей обслуживания населения: здравоохранение, образование, наука, информация, культура и т. п.);

Система расселения (тип расселения населения по территории, структура городских и сельских поселений и т.п.);

Социально-демографическая система (тип и уровень воспроизводства населения, половозрастная динамика и т. п.);

Система регионального управления (территориально- административное деление, структура органов власти и управления и т. п.).

Однако регион, являясь относительно автономным социально-экономическим образованием, является открытой системой, т. е. многочисленными связями и отношениями вписан - включен в более широкую систему - общество в целом.

В этом своем качестве каждый регион включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов - демографических (динамика расселения, миграционные процессы, социальная мобильность), экономических (кооперация и разделение труда и производства, национальный рынок, единая энергетическая система, общенациональный бюджет и т.п.), национальную региональную политику (бюджетные отношения в системе центр-регион, социальные трансферты, государственная поддержка проблемных регионов и т.п.)

Поэтому каждый регион, социально-территориальная общность, обладая признаками автономии и самодостаточности, одновременно является частью целого, выполняет и представляет интересы и потребности общества в целом, общенациональные функции и задачи.

В этой связи возникает комплекс социально-экономических отношений в системе "регион-центр" («центр» как представитель целого).

Дело в том, что социально-экономические интересы региона и центра совпадают и идентичны лишь в своей части.

В чем социальный интерес региона?

Прежде всего, в создании благоприятных условий для социального воспроизводства населения. Это главная социальная функция региона, любой социально - территориальной общности населения.

В системе централизованно-отраслевого управления и тотального огосударствления региональных ресурсов в регионах доминировали интересы развития производительных сил отраслей общесоюзной специализации и регион рассматривался преимущественно как производительный ресурс, какой то отрасли (или суммы отраслей), всего народного хозяйства.

Соответственно население региона в данном контексте выступало как «главная производительная сила» этой отрасли или народохозяйственного комплекса.

Социально-экономический статус региона в этой технократической системе организации социального пространства являлся вторичной, остаточной, так сказать компонентой в системе отношений «центр-регион».

В демократической системе территориальной организации социума, регионы выступают в качестве равноправного субъекта социально-экономических отношений и наделены собственностью, имуществом и правами для реализации социально-экономических интересов населения регионов - создания необходимых условий для его воспроизводства.

Одновременно центру делегируется выполнение общих социальных функций, важных для каждого региона, - обеспечение прав и свобод граждан, национальной целостности и безопасности государства, общих правил экономической жизни. Между центром и регионами устанавливаются отношения партнерства и взаимной ответственности. Одновременно регионам для выполнения своих воспроизводственных функций передается часть общенациональных ресурсов, собственности, доходов.

Регионализация социально-экономических процессов, собственности и управления - фундаментальная составляющая демократизации всей общественной жизни. В этом, в частности, состоит одна из тенденций проводимых экономических и социально-политических реформ в нашей стране.

Итак, социально-экономические интересы региона состоят в создании условий для социального воспроизводства населения:

Эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы региона;

Обеспечение занятости, роста доходов и уровня жизни населения;

Развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения;

Создание условий для социокультурного развития проживающих на территории региона этносов и народов;

Обеспечение взаимодействия региона в системе межрегиональных экономических связей и национальных рынков капиталов, товаров, услуг, роста вклада населения региона в экономику страны.

Реализация региональных интересов предполагает наличие субъектов социально-экономических отношении, действующих на уровне региона и соответствующей активной региональной политики. Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:

Население;

Органы власти и управления;

Хозяйствующие субъекты (экономически агенты):

Регионалное правительство.

Построение определенной системы поведения и форм взаимодействия между всеми субъектами региональных социально-экономических отношений является основной функцией региональной политики.

Под региональной политикой понимается система целей и задач, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как составной части государственной социально-экономической системы.

Региональное хозяйство (в том числе все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.

Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорции социального воспроизводства, демографических процессов и т. п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. При этом речь идет о муниципальных территориальных образованиях, в пределах которых наблюдается спад производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, нарастание демографических «сбоев» и др.

Жизнедеятельность региона - постоянный фактор. Она не может быть прекращена. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего на реализацию интересов и потребностей населения региона.

Экономическая и социальная сферы жизнедеятельности общества тесно связаны между собой хозяйственной деятельностью людей. Многочисленные социальные группы (которые одновременно включены как к сфере производства, так и к другим подсистемам общества) выступают как каналы трансформации различных взаимодействий и взаимосвязей между экономической и общественной сферами. Речь идет о том, что ни экономические, ни социальные отношения не ограничиваются собственными структурами. Первые прогнозируют социальные, вторые - экономические процессы и явления. Более того, экономические отношения существуют в определенной социальной оболочке, а социальные - в экономической. Возникает сложное переплетение отношений, которые можно изучать только абстрактно, отделив друг от других.

Определяющими в этом "переплетении" являются экономические отношения. Они составляют экономический базис общества, на почве которого осуществляются социальный, политический и духовный процессы общественной жизни. Что же представляют собой экономические отношения и их субъекты в социологическом измерении?

Как отмечает доктор социологических наук, профессор В. Тарасенко, с точки зрения экономической социологии, экономические отношения это разновидность общественных отношений, связанных с особой деятельностью людей и их взаимодействием, направленной на обеспечение прежде всего материальных потребностей человеческой жизни и на достижение определенных целей и социальных преимуществ .

Общей социальному признаку экономических отношений является субъектность. Последняя означает, что экономические отношения имеют своего носителя, который их создает, реализует, поддерживает, регулирует. Этот носитель еще и психологически окрашивает экономические отношения, опосредующих их субъективным элементом: мотивацией, целью, чувством, эмоциями, оценкам и т. Благодаря осознанию и субъективизации любое экономическое отношение существует и как отношение к отношению. Ведь оно (отношение) обязательно оценивается субъектом с определенной позиции в системе определенных ценностей - выгоды, дохода, социальной справедливости, равенства.

Экономические отношения характеризуются способностью опредмечуватися. Благодаря опредмечивания они, как латентная реальность, получают фиксированный предметный проявление. Формами социальной предметности есть продукты материального производства (предметы, вещи, услуги), социальные институты (организации, учреждения, инфраструктура рынка), знаки (речь, символы, деньги), человеческое поведение .

В экономической социологии различают экономическую деятельность и экономическое поведение с точки зрения двух подходов. В одном случае их отождествляют, в другом - различают по принципу: деятельность - определенная форма активности в отношении поведения. Иными словами, если экономическая деятельность представляет собой совокупность действий, актов индивида (с помощью которых он непосредственно реализует свои экономические интересы и с помощью которых достигает хозяйственных целей), то экономическое поведение объединяет все формы активности (поступки, действия и т.д.), которые " обслуживают "или" сопровождают "деятельность.

Система экономических отношений является сложной и разветвленной, чтобы можно было рассмотреть ее в полном объеме. Если в едином процессе расширенного воспроизводства различают производство, распределение, учет, потребления, то экономические отношения делятся на четыре большие группы: производственные, распределительные, отношения обмена (купля-продажа) и потребления .

Каждый из субъектов экономических отношений конкретизирует и типизирует эти отношения, особым способом реализует их через собственную деятельность. В этой деятельности субъект экономических отношений совпадает с субъектом социальных отношений. Эти отношения взаимно переплетаются, "оформляют" друг друга. Экономическая деятельность, осуществляемая в рамках таких взаимно оформленных отношений, приобретает также определенных социальных черт (например, подчиняется социальным целям, аккумулирует неформальные социальные взаимоотношения). Это позволяет применять к ней (экономической деятельности) и социальный подход, социологический взгляд, реализуемой экономической социологией.