Источники индустриализации. Индустриализация в ссср: источники, основные этапы и значение

К 1926 г. советская экономика почти достигла уровня 1913 г., но ее техническая и технологическая база быстро устаревала. Высоким оставался уровень технологической зависимости СССР от Запада. В1929-1932 гг. страна тратила огромные средства на импорт тракторов и автомобилей, черных металлов и проката. При этом экономическое отставание СССР от передовых стран Запада и США продолжало нарастать.

XIV съезд ВКП(б) (декабрь 1925 г.) провозгласил курс на индустриализацию, выдвинул лозунг «Догнать и перегнать капиталистические страны». Законодательно этот курс утвердил IV съезд Советов СССР в 1927 г.

Целями индустриализации были, с одной стороны, создание мощной тяжелой промышленности, с другой - ликвидация частного сектора. В стратегии реконструкции приоритетное значение приобрела проблема наращивания советского оборонного потенциала, которая стимулировала ускорение индустриализации. Ставка на металлургию и машиностроение стала ее главным направлением.

Экономическое развитие начало осуществляться по пятилетним планам. Первая пятилетка - 1928/29-1932 гг.; вторая - 1933-1937 гг.; третья - с 1938 г.

В ходе индустриализации экономика страны совершила мощный рывок. СССР занимал 4 место по индустриализации среди развитых стран мира. Темпы роста тяжелой промышленности к 1940 г. увеличились вдвое по сравнению с периодом 1900 - 1913 гг. С 1927 г. по 1940 г. объем промышленного производства возрос в 8 раз. В стране было построено около 9 тыс. заводов и фабрик. Численность рабочего класса увеличилась на 18 млн. чел., была ликвидирована безработица.

В годы первых пятилеток началось сооружение предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле-, авиастроения (в Сталинграде, Магнитогорске, Кузнецке, Ростове-на-Дону, Керчи, Москве). Шло строительство железных дорог (Турксиб), Московского метрополитена, электростанций (Днепрогэс), каналов (Беломорканал).

Широкое применение получили новые методы работы - соцсоревнования, массовое ударничество, стахановское движение в горнорудной промышленности, лунинское движение на железнодорожном транспорте и т.д.

Условием проведения индустриализации было наличие послушного и контролируемого крестьянства, которое взяло бы на себя тяготы продовольственного обеспечения процесса индустриализации. Поэтому государство стремилось к полному контролю над всем произведенным хлебом и к монополии на его производство.

После переворота 1929 г. Сталин потребовал резко ускорить темпы индустриализации: с ноября 1929 г. и до середины 1932 г. плановые задания постоянно повышались, т.к. была поставлена задача «построить социализм в минимально короткие сроки». Вначале, пока не иссякли резервы НЭПа, экономика развивалась в соответствии с планами, но в дальнейшем темпы индустриализации стали замедляться. Тогда началось систематическое использование чрезвычайных, внеэкономических мер в отношении крестьян: конфискации хлебных излишков, запрещение купли-продажи хлеба, закрытие рынков, обыски, действия заградительных отрядов, преграждавших крестьянам дорогу к местам свободной продажи зерна. Кроме того, увеличили налоги с нэпманов, перекачивались доходы от легкой промышленности в тяжелую, активизировали внешнюю торговлю (зерно, пушнина, лес), выпустили обязательные государственные займы.

Во время первых пятилеток было построено 1500 предприятий, появились новые отрасли промышленности, города. СССР вышел на 2-е место в мире по промышленной мощи (после США). Теперь страна могла производить промышленную продукцию любой сложности. Однако тяжелой платой за этот индустриальный рывок стали: упадок сельского хозяйства и легкой промышленности; лишение рабочего класса всяких прав на владение средствами производства; крайне низкий уровень жизни подавляющего большинства населения, труд заключенных. В СССР установилась сверхцентрализованная, директивная экономика.

В данной статье довольно подробно описаны начало процесса индустриализации в СССР и первая пятилетка (1928 - 1932), рассмотрены причины, ход и особенности эти общественных явлений, которые сыграли ключевую роль в развитии Советского Союза как мирового государства.

Индустриализация и ее необходимость в СССР

Для строительства социализма проведение индустриализации было первостепенной задачей. Именно развитие промышленного сектора народного хозяйства давало необходимую независимость советского строя от «капиталистических хищников». Кроме того, индустриализация являлась первым источником военного потенциала государства. Также по глубокому убеждению советского партийного руководства, только развитая промышленность даст возможность организовать и развивать земледелие. По выше указанным причинам возникла первая пятилетка в СССР.

Индустриализация планировалась как сложный и разносторонний процесс развития промышленной экономики. С колоссально высокими темпами должны были возникнуть новые средства производства («группа А»).

Дело в том, что неэффективность советской системы народного хозяйства поставила руководство страны пред выбором: либо продолжать политику НЭПа (фактически уступить капиталистам), либо начать строить социалистическую экономику, и таким способом совершить громадный промышленный рывок к плановой, централизованной и ударной системе экономики.

Курс на индустриализацию

Вопрос об индустриализации как о возможном общегосударственном курсе впервые был поставлен И. Сталиным на партийном съезде ВКП(б) в начале декабря 1925 года. Под главной задачей этого процесса понималось превращение Советского Союза из государства, ввозящего оборудование и машины, в государство, которое само могло их производить. Некоторые члены партии категорически не поддерживали такой курс, но такая «оппозиция» была подавлена в силу заинтересованности в индустриализации самого Сталина, который мечтал в годы первой пятилетки вывести СССР в мировые лидеры производства.

Весной 1926 года проблемы индустриальной политики обсуждались на специальном внутрипартийном Пленуме. Председатель СНК СССР А. Рыков выступил с докладом об актуальности индустриализации, и все члены практически единогласно его поддержали. Первая пятилетка намечалась как самый оптимальный план на будущее страны.

Планы индустриализации в СССР

Следует отметить, что политические дискуссии об индустриализации, которые так ярко происходили в ЦК ВКП(б) и Совете Труда и Обороны, практической пользы не имели и только тормозили неизбежный процесс.

Однако, планы по которым должна двигаться индустриализация и первая пятилетка (1928 - 1932 гг.) уже разрабатывались. Так, председатель Государственного плана Г. Кржижановский предполагал, что процесс индустриализации должен пройти в четыре этапа:

  • Реконструкции транспортной инфраструктуры.
  • Расширение добывающей отрасли экономики и развитие технических культур в сельхоз промышленности.
  • Правильное размещение государственных предприятий.
  • Активное развитие энергетического комплекса.

Эти процессы не имели четкой последовательности, а были переплетены между собой, но тем не менее являлись единым целым. С помощью таких действий, по мнению председателя, СССР должен перейти к новой качественной фазе социализма, со всеми высокоразвитыми секторами промышленности. Оправдать этот план должна первая пятилетка индустриализации.

Партийные директивы

В середине декабря 1927 года состоялся очередной съезд ВКП(б). На нем были приняты директивы для дальнейшего составления государственного пятилетнего плана для развития промышленности. Съезд отметил, что итоги первой пятилетки должны обеспечить развитое социалистическое будущее всей стране.

На основании директив съезда ВКП(б) в правительственных организациях приступили к более точному и конкретному плану индустриализации, который предусматривал колоссальные темпы роста промышленности (от 130 до 140%).

Однако планы - это планы, окружающая реальность довольно часто становится на их пути. Так, в 1928 году в СССР разразился экономический кризис. Даже значительный урожай на селе не смог дать стране положенной нормы хлеба. Сорвались экспортные поставки зерна и лишили индустриализацию необходимой валютной поддержки. Большим городам стал угрожать голод. Иосиф Сталин, опасаясь бунтов, постановил принять меры по продразверстке, пропаганде «светлого социалистического будущего» и направлению в села большевистских агитационных бригад.

В апреле 1929 года первая пятилетка, наконец, была оформлена официально на XVI партийной конференции и подтверждена внеочередным съездом Советов в следующем месяце. Процесс преобразования СССР был запущен. Стройки первой пятилетки должны были начаться 1 октября 1929 года. Приоритет, естественно, отдавался тяжелой промышленности, в нее и вложили самое большое количество капиталов (78%). Крупная индустрия должна была увеличиться более чем в 2 раза, а отрасли группы «А» - более чем в 3. Советский союз должен был за 5 лет превратиться из аграрной страны в индустриальную. Основная тяжесть пятилетки падала на крестьян (большинство населения), они не только должны были выполнять план, но и обеспечить продуктами промышленные города.

Первая советская пятилетка с самого начального своего этапа значительно оживила индустриальный сектор страны, населению стали доступны продукты питания, немножко возрос уровень жизни. Но одновременно в стране вспыхнула урбанизация, множество крестьян переселились в города, тем самым обострив жилищную проблему. На предприятиях не хватало специалистов, но первая пятилетка в СССР шла по плану.

Культивирование самопожертвования и любви к труду

Именно интенсивная работа всех слоев населения являлась основным залогом успешной индустриализации. Поэтому очередной съезд партии призвал рационализировать производство, поддерживать дисциплину и инициативность среди работников и государственных служащих, повышать трудовую сознательность.

Свою роль в поднятии трудового духа сыграли и профсоюзы. В декабре 1928 года они выдали декрет о поднятии производительности труда. В середине января 1929 года «Рабочая газета» настоятельно предложила организовать своеобразную перекличку между предприятиями по достижениям плана.

Темпы решают все

На очередном XVI съезде партии, который состоялся летом 1930 года, В. Куйбышев решительно заявил, что следует с каждым годом увеличивать капиталовложения на 50%. И вместе с этим увеличить темпы самого производства на 30%. В этом докладе Куйбышев бросил легендарную фразу «Темпы решают все!», все годы первой пятилетки прошли под этим лозунгом.

Таким образом, пропаганда и агитация, которую активно поддерживала партия, стала своеобразным массовым «заболеванием». Но все эти меры дали огромный результат - производительность труда буквально взлетела по сравнению с предыдущим годом.

За годы стройки первой пятилетки значительно увеличилось количество учеников на рабфаках (с 60 тыс. до 285 тыс.). Около 150 тысяч обычных работников выдвинули на руководящие посты. К концу пятилетнего плана страна стала очень богата квалифицированными работниками.

Без всякого сомнения, опорой для рабочих-специалистов, как на предприятиях, так и в государственных учреждениях, являлись представители советской интеллигенции. Люди науки были далеки от политической борьбы и оценивали ситуацию не с обывательских, а с объективных позиций, за что нередко становились противниками государственного аппарата. Многие партийные чиновники перекладывали свои ошибки на «буржуазных» специалистов. Так, с 1929 года начались «классовые чистки» кадров в рядах инженеров, ученых и культурных деятелей.

Усиление репрессий

Многие ценнейшие специалисты попали под репрессии. Но И. Сталин понимал всю негативность такого процесса. На совещании работников народного хозяйства, 24 июня 1931 года он неоднозначно заявил, что такая политика дискредитирует государство и партию, поэтому ее следует немедленно свернуть.

Для фиксирования рабочего пути и стажа работника в 1932 году в СССР были введены трудовые книги, которые стали обязательными. Для уменьшения «текучки» кадров на производстве была введена новаторская система домашней прописки. Активно принимались новые трудовые законы, согласно которым, за невыход на рабочее место человека немедленно увольняли или выселяли из квартиры. Первая пятилетка значительно укрепила роль государственного регулирования в Советском Союзе.

Пожалуй, самым важным источником индустриализации были налоги и займы, а также завышенные цены, что часто вызывало горячие споры в обществе. Но споры спорами, а все финансы и предприятия находились в государственном управлении, и именно чиновники контролировали цены на всю советскую продукцию. Внутрипартийная оппозиция неоднократно требовала стабилизации цен, но такие предложения безоговорочно отвергались. Улучшили сложившееся положение только позитивные итоги первой пятилетки.

За первый год пятилетки прямое налогообложение увеличилось практически в два раза во всех секторах народного хозяйства. Вместе с этим стали активно выпускаться займы, на которые подписывали не то что добровольно, а принудительно в полном смысле этого слова. Что в очередной раз иллюстрирует тот факт, что всеми общественными процессами индустриализации руководил не рабочий народ, а партийно-государственные структуры.

Поэтому форсированное развитие промышленности, которое заключалось в производстве средств производства, а не непосредственно товаров и услуг, стало тяжким грузом, который лег на плечи промышленных рабочих и крестьян.

Строительство социализма

В 1933 году руководство СССР заявило, что первая пятилетка, предполагавшая развитие народного хозяйства в Советском Союзе, выполнена раньше строка за четыре года и три месяца. По данным официальной статистики, общий национальный доход СССР вырос на 60%, а выпуск промышленных средств производства на 102%. Значительно возросли производства стали, нефти, разнообразной техники и других важных видов промышленности. Производство продуктов легкой промышленности возросло более чем на 73%. Общий объем капиталовложений в промышленное производство за стройки первой пятилетки вырос в 3,5 раза.

Все эти показатели наглядно свидетельствуют о том, что начало индустриализации в СССР, несмотря на множество трудностей, было осуществлено успешно.

Достижения первой пятилетки в СССР

Итог всех усилий Иосиф Сталин подвел на XVII съезде партии, который произошел в январе 1933 года, выделил колоссальные достижения первой пятилетки, которые стали возможны только благодаря терпению и усилиям советского народа.

Вне всякого сомнения, индустриализация СССР вывела государство в экономическом рейтинге стран мира с пятого места на второе (после США) и на первое в Европе, что весьма показательно за такой небольшой промежуток времени. Стройки первой пятилетки в СССР принесли стране множество предприятий, которые существуют до сих про.

Индустриализация для такого молодого государства, как Советский Союз, была необходимым явлением. Ее актуальность объяснялась экономической зажатостью СССР. Поэтому главное достижение первой пятилетки - это экономическая самостоятельность страны. Государство стало плановым, централизованным и ориентированным на общенародный труд. В этом были как позитивные, так и негативные стороны.

Дальнейший ход экономических процессов неоднократно приводил к дисбалансу общественной жизни. Работникам на предприятиях постоянно следовало что-то штурмовать, а что-то наоборот терять. А тем временем терялись неоправданные трудовые ресурсы.

И действительно подвиг советского человека той эпохи очень велик. Он отдавал все ради будущего своей страны и себе самого, терпел жестокость, голод и безграмотные поступки своего самоуверенного руководства.

Закономерным последствием индустриализации в СССР стал рост количества (около 23 миллионов человек) и роли рабочего класса. Но это не дало ему обещанных привилегий. Оплата труда была неравномерной, всеобщая уравниловка порождала пассивность и отсутствие инициативы.

Одновременно со стремительным ростом промышленного комплекса, развивалась и военная мощь Советского союза. За годы первой пятилетки были созданы громадные заводы, где производились все современные виды вооружения. Танки, артиллерийские орудия и самолеты позволили занять СССР свою собственную позицию по всем международным вопросам.

Таким образом, начало индустриализации в СССР было удачным, как и первая пятилетка. Кратко рассмотреть такой сложный общественный процесс довольно сложно, но основные его особенности были упомянуты. Следует отметить только то, что такие явления, когда аграрная страна становится за несколько лет индустриальной, не имеют в мировой истории аналогов.

Про годы сталинского правления говорят, что он принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой. Темпы индустриализации СССР действительно поражают воображение. Каким же образом это удалось? Не обошлась индустриализация и без денег Запада.

Прерванная программа

Индустриализация в СССР возникла не на пустом месте. Процесс превращения страны из аграрной в индустриальную был запущен еще в царской России, но оказался прерван Первой мировой и гражданской войнами.
Новая экономическая политика (НЭП), провозглашенная в 1921 году, в короткие сроки задачу восстановления разрушенного народного хозяйства выполнила, вернув страну к экономическим показателям 1913 года. Но потенциал для дальнейшего развития экономики в условиях доминирования частного сектора был чрезвычайно низким. Требовались дополнительные ресурсы.
В декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б) был провозглашен курс на индустриализацию. Руководство СССР поставило ряд задач. В их числе: увеличить продуктивность народного хозяйства, ускорить темпы развития промышленности, повысить обороноспособность, перейти от закупок машин и оборудования к их производству.

Два пути

Перед советским руководством стояла дилемма: какой из двух путей индустриализации выбрать. Первый, поддержанный Н. Бухариным, делал акценты на развитии частного предпринимательства за счет привлечения иностранных займов. Предполагалось поддерживать высокие темпы индустриализации, но при этом ориентироваться на реальные возможности народного хозяйства.
Второй путь, которому содействовал Л. Троцкий, предлагал выискивать внутренние ресурсы, перекачивая их из сельского хозяйства и легкой промышленности в тяжелую промышленность. Темпы индустриализации рассчитывали сделать максимально форсированными. На все отводилось от 5 до 10 лет. При таком раскладе «оплатить» издержки бурного промышленного роста должно было крестьянство.
Директивы, составленные в 1927 году к перовому пятилетнему плану, ориентировались на «бухаринский подход», однако уже в начале 1928 года Сталин их пересмотрел и дал добро на форсированную индустриализацию. Чтобы догнать развитые страны Запада требовалось за 10 лет «пробежать расстояние в 50 – 100 лет». Этой задаче были подчинены первая (1928-1932) и вторая (1933- 1937) пятилетки.

Угроза войны

Необходимость индустриализации была обусловлена не только экономическими, но и внешнеполитическим интересами страны. После установления Советской власти к молодому государству многие относились с нескрываемой враждебностью. По мнению партийного руководства, существовала высокая вероятность новой войны с капиталистическими государствами.

Подготовка к возможной войне требовала основательного перевооружения армии: такое смещение акцентов в экономической политике выдвигало на первый план усиление мощностей тяжелой промышленности. Это во многом объясняет выбранный руководством страны интенсивной путь развития.
Один их первых планов перевооружения был предложен М. Фрунзе еще в 1921 году. В проекте констатировалась неизбежность новой большой войны и неготовность к ней Красной Армии, а поэтому военачальником предполагалось развернуть в стране широкую сеть военных школ, организовать «в ударном порядке» массовое производство танков, броневиков, бронепоездов, артиллерии и аэропланов.

Энтузиасты

Используя пропаганду, партийное руководство достаточно быстро обеспечило мобилизацию населения для участия в индустриальных стройках. Недостатка в дешевой рабочей силе не было. На призыв советского правительства откликнулось много добровольцев, большей частью – молодежь. Комсомольцы, несмотря на лишения и тяжелые условия труда, с энтузиазмом брались за самые сложные проекты.
Значительную часть добровольцев составляли вчерашние сельские жители, которые спасаясь от голода, нищеты и произвола местных властей уезжали в города. Миллионы тружеников самоотверженно, зачастую в три смены, строили сотни заводов и электростанций, прокладывали тысячи километров железных дорог, открывали новые шахты.
В 30-е годы была воздвигнута целая серия гигантских сооружений: Днепрогэс, Уралмаш, ГАЗ, тракторные заводы в Волгограде, Харькове и Челябинске, металлургические заводы в Новокузнецке, Магнитогорске и Липецке, а в 1935 году открылась первая очередь Московского метрополитена протяженностью более 11 км.
В том же 1935 году возникло «стахановское движение». Одной из главных причин его появления стала практика привязывания оплаты к производительности. Шахтер Алексей Стаханов положил начало серии рекордов на производстве, выполнив за смену 14,5 нормы.

Западная помощь

Руководство СССР в процессе индустриализации все-таки не смогло полностью отвернуться от Запада. В частности, для финансирования различных проектов советское правительство использовало иностранную валюту. Иногда чтобы получить необходимую сумму приходилось прибегать к таким способам, как продажа картин из коллекции Эрмитажа.
Из-за рубежа активно приглашались специалисты различного профиля. Некоторые компании, к примеру, Siemens-Schuckertwerke AG и General Electric привлекались к работам и поставкам современного оборудования. Нужно отметить, что большая часть техники производившейся в те годы на советских заводах представляла собой либо копии, либо модификации западных образцов.
Заметную роль в социалистической стройке сыграл американский архитектор Альберт Кан. Согласно договору фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству. Пакет заказов на строительство более 500 промышленных предприятий был оценен в 2 млрд. долларов (примерно 250 млрд. долларов в современных ценах).
В частности, по проекту Кана был сооружен Сталинградский тракторный завод. Вернее, сначала он был построен в США, затем демонтирован и заново собран в СССР под наблюдением американских инженеров.

Результат

В конце 1930-х годов Сталин объявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну. За 10 лет государство добилось поразительных результатов. В СССР появились новые отрасли промышленности – авиационная, тракторостроительная, автомобильная, станкостроительная и химическая.
Рост промышленного производства за годы первых двух пятилеток составлял 18%, а по объему промышленной продукции СССР вышел на второе место, уступая лишь США. В стране была ликвидирована открытая безработица.
Однако, по мнению многих исследователей, такие успехи были достигнуты исключительно благодаря неимоверному перенапряжению сил населения. Индустриализация стоила жизни миллионам человек, большая часть из которых это жертвы коллективизации.
Зачатую энтузиазма советских граждан не хватало – и тогда власти все чаще прибегали к принудительным мерам. Уровень жизни большей части населения был чрезвычайно низким, а многие, особенно крестьяне, существовали на грани нищеты. В стране то и дело бастовали заводы и колхозы.
Однако на карту советским руководством было поставлено все. Во многом благодаря высоким темпам индустриализации окрепла обороноспособность страны, что сыграло одну из ключевых ролей в итоговой победе СССР над гитлеровской Германией.

В конце 1920-х гг. советское руководство во главе с И.В. Сталиным решило в кратчайшие сроки создать усилиями государства и мобилизацией всех ресурсов мощную тяжелую промышленность как основу социалистической экономики, военно-промышленного комплекса и топливно-энергетического хозяйства, развития транспорта, особенно автомобильного и авиационного, а также тракторостроения как технической базы коллективизации села. В расчет принималось не только то, что крупные высокопроизводительные предприятия скорее и полнее удовлетворят запросы народного хозяйства, но и что ими легче управлять из центра, и на их основе можно ликвидировать остатки традиционной многоукладности - массы мелких кустарных предприятий как наследия прошлого.

Решить эти задачи при помощи Запада - в форме инвестиций (через предоставление концессий), либо платной технической помощи было единственно возможным. Через несколько лет после свертывания нэпа прекратилась выдача концессий.

При продолжении импорта машинной техники и оборудования развивались другие отношения с западными фирмами, которые начинали внедряться при нэпе.

Попытки самостоятельно проектировать и строить крупные, технически сложные объекты не удавались. Неудача постигла первый советский проект Магнитогорского металлургического комбината, строительство Сталинградского и Челябинского тракторного, Свирской ГЭС и др. Главная причина - директивы об увеличении размеров предприятий и срочной сдаче их в эксплуатацию. Первая и вторая пятилетки имели целью создание новейших капиталоемких отраслей - авиационной, автомобильной, тракторной, химической, машиностроительной, электротехнической и смежных производств, а также размещение промышленности восточнее и южнее Урала, на удаленных от границ территориях. К 1933 г. требовалось построить и реконструировать около 1500 объектов.

Техническая помощь осуществлялась по специальным договорам или включалась в контракты о поставках оборудования. По срокам они были намного короче концессий и привлекательнее для зарубежных фирм, поскольку не требовали рискованных инвестиций. В период депрессии 1930-х годов западные компании особенно нуждались в крупных заказах, а Советский Союз получил возможность овладеть передовой техникой и производственными навыками в кратчайшие сроки. Разумеется, за валютную выручку от наращивания экспорта и работы «Торгсина» как внутреннего источника поступления ценностей в первой половине 30-х гг. Во внешнеэкономической политике советское правительство добивалось, подчас в грубой форме, активного баланса в торговле с любой страной и долгосрочного кредитования поставок, «Могут убраться к черту…».

По договору о технической помощи иностранная фирма обязывалась подготовить строительный или технологический проект с полным его описанием и спецификациями оборудования, станков и механизмов; передать заказчику технологические секреты, патенты и др.; прислать своих представителей для наблюдения за строительством и пуском объекта; разрешить определенному количеству советских инженеров и рабочих осваивать производственные методы компании на ее предприятиях.

Заказчик должен был компенсировать исполнителю (инофирме) стоимость изготовления чертежей, командировок и работы ее сотрудников в СССР, создать им необходимые бытовые условия. Компания получала вознаграждение, составлявшее ее прибыль, в виде определенного процента от сметной стоимости работ, но чаще - вписанную в договор сумму. Советская организация обеспечивала рабочую силу, сырье и материалы и финансировала строительные работы. Русские и иностранные специалисты работали в тесном контакте, причем русские и сами учились у них, и давали оценку выполненным проектам. По спецификациям, выданным фирмой, заказывали или приобретали готовое оборудование, но там, где можно было получить кредит или купить дешевле. Каждое крупное советское предприятие получало оборудование от целого ряда американских и европейских машиностроительных компаний.

Помимо договоров техпомощи, имелись другие источники изучения промышленных достижений Запада. Это переводы книг Г. Форда, Г. Гантта, Ф.У. Тейлора и др. В «Биографической хронике» В.И. Ленина есть сведения, что за день до смерти, 20 января 1924 г., вождь мирового пролетариата смотрел в Горках фильм о сборке тракторов на заводе Форда. Зарубежные автомобили, трактора и другая техника экспонировались на промышленных выставках.

В СССР возвращались рабочие, покинувшие страну до революции, и рабочие - иностранцы, сочувствовавшие социализму и стремившиеся помочь «русским товарищам».

Их использовали в качестве мастеров, бригадиров и наставников.

Безлицензионное копирование зарубежной техники стало распространенной практикой. Выпуск тракторов «фордзон» под заводской маркой «Красный Путиловец» по чертежам, снятым с разобранных американских машин, обнаружил заместитель Генри Форда Чарлз Соренсен во время поездки в Советский Союз в августе 1929 г. Однако незнание запатентованных компанией Форда методов массового производства и секрета изготовления специальных сталей привело к трудностям при сборке и частым поломкам советской машины. Начальник «Автостроя» в 1931 г. дал указание копировать те станки, которые можно было изготовить в СССР. Копирование оборудования для нефтяной промышленности выявил в 1935 г. в Баку американский инженер-нефтяник. Еще пример - выпуск копий легкового автомобиля «Бьюик» модели 32-90. Автомобиль представительского класса ЗИС-101 (1937 г.) сохранил конструктивную преемственность от американского прототипа.

Сбором научно-технической информации занимались советские отраслевые управления («Автострой», «Магнитострой», «Тракторострой» и др.), имевшие своих представителей и приемщиков оборудования за рубежом. В США их деятельность координировал «Амторг» (AmtorgTradingCorporation) - созданная в 1924 г. компания с отделениями в Нью-Йорке, Москве и ряде городов СССР и США. Формально независимая, чтобы получить легальный статус в Америке, она являлась советским торговым посредником с информационными и разведывательными функциями и подчинялась наркоматам внешней торговли и иностранных дел. Сделки и контракты с американскими фирмами и специалистами и оплата их услуг проводились через «Амторг».

Зарубежные командировки и производственная практика считались в СССР самым эффективным способом обучения, так как на иностранных заводах можно было научиться гораздо большему, чем у командированных в СССР специалистов. Сотни человек ежегодно направлялись за рубеж. Инженер И.Б. Шейнман с удивлением описывал открытость американцев. Он и его товарищи получили беспрепятственный доступ к разнообразным техническим данным, могли делать зарисовки и бесплатно снимать копии.

Запатентованные секреты не разглашались, но все остальное считалось лучшей рекламой для фирмы.

Германские компании играли важную роль в индустриализации CCCР, однако Советский Союз нуждался в индустриальных гигантах американского типа. В сентябре 1927 г. в Политбюро ЦК ВКП(б) была создана постоянная комиссия по техническим и научным связям с США. Американская помощь привлекалась для строительства гидроэлектростанций, развития нефтяной, горнодобывающей, угольной, химической, металлургической, электротехнической промышленности, но прежде всего для массового производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой стандартизованной продукции.

Днепровская ГЭС была построена по советскому проекту, но с участием, в качестве консультантов, американской компании CooperEngineering и немецкой фирмы Siemens. Крупнейшие в Европе Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Нижегородский (Горьковский) автозавод были американского типа и американского происхождения. Компании Albert Kahn, Inc., Ford Motor Company, International General Electric, International Harvester, Radio Corporation of America идр. стализарубежнымипартнерамиСоветскогоСоюза.

Внедрение американских методов было необходимо и в капитальном строительстве. В США проектирование начиналось одновременно с земляными работами, разные стадии проекта делались параллельно, бригадным способом, вместо размножения чертежей вручную на кальке, применялись светокопировальные машины. Стальные и железобетонные конструкции подбирались по каталогам для ускорения монтажа.

Проектно-строительные фирмы либо имели у себя всех специалистов и рабочих, либо заключали договоры подряда. Строительные работы были механизированы. Фирма

Альберта Кана, спроектировавшая ряд крупных предприятий в США, включая автозаводыФорда, внедрила в Советском Союзе принципы типового строительства.

По отечественным данным, в 1923-1933 гг. в тяжелой промышленности СССР было заключено 170 договоров техпомощи: 73 с германскими компаниями, 59 с американскими, 11 с французскими, 9 со шведскими и 18 - с фирмами из других стран. Но едва ли можно определить, чья помощь оказалась решающей, поскольку многие стройки стали «интернациональными». Например, объединение «Востокосталь» заключило договор с американской фирмой ArthurMcKee на создание генерального плана

Магнитогорского комбината, с германской компанией Demag - на проектирование его прокатного цеха, а еще одна немецкая фирма обязалась осуществлять буровые работы для Магнитостроя. У Всесоюзного химического объединения «Всехимпром» насчитывалось 20 договоров с компаниями США, Германии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии, и др.

Из 170 договоров 37 были досрочно расторгнуты по разным причинам. По советским оценкам, одни оказались слишком дорогостоящими, другие - малополезными, третьи не укладывались в график пятилетки. В ряде случаев производственная база оказывалась недостаточной для использования новейших технологий, или же их удавалось освоить до истечения контракта. Увеличение объема заданий компании ArthurMcKee без дополнительного вознаграждения привело к разрыву контракта. Споры по финансовым и другим вопросам помешали детройтской компании A.J. Brandt завершить техническую реконструкцию автозавода «АМО» в Москве.

Можно обозначить два обстоятельства, значительно сокративших использование технической помощи после 1933 г. Во-первых, успехи самой индустриализации.

Множество новых и реконструированных предприятий начали давать продукцию, а некоторые сами стали центрами распространения передовых технологий и подготовки кадров. Во-вторых, колоссальные расходы, которые жестко контролировала Валютная комиссия Политбюро, влиявшая на все решения о закупках за рубежом.

В годы Великой депрессии сократился и без того небольшой советский экспорт в США, а кредитоспособность американских фирм в целом понизилась. Политическая кампания против репрессий и принудительного труда в СССР усугубила ситуацию. 25 августа 1931 г. И.В. Сталин «ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредитов в Америке» потребовал прекратить заключение контрактов в США и «по возможности порвать» уже имевшиеся соглашения. Заказы рекомендовалось перенести в Европу или на советские заводы, не делая исключений даже для важнейших строек пятилетки. В 1932 г. Политбюро распорядилось досрочно прекратить закупку автомобильных комплектующих у компании Форда. В годы второй пятилетки общий объем технической помощи сократился, но закупка оборудования продолжалась.

Передача советским инженерам и рабочим технологий и производственного опыта оказалась очень трудной задачей. Одни и те же вопросы понимались и решались по-разному.

Советские стажеры на американских предприятиях, и в частности, на Ривер-Ружском заводе Форда, были вполне довольны. Им показывали и объясняли все, что их интересовало. Но часть приезжих нарушала дисциплину, и администрация отмечала случаи прогулов и неподчинения мастерам. Иностранные специалисты, приезжавшие в СССР, удивлялись плохой дисциплине. Инженер компании Форда П. Макгрегор в 1929 г. жаловался дирекции завода «Красный Путиловец», что «в механическом цеху почти всегда можно заметить группки от двух до шести человек, которые сидят и курят в рабочее время. Не похоже, что у них есть работа или кто-то пытается ее дать. Если им нечего делать в цеху, я бы выдал этим мужчинам лопаты и ломы, которыми с успехом пользуются молодые женщины, работающие во дворе. За всю свою жизнь я повидал меньше девушек, занятых тяжелым ручным трудом, чем за один час, проведенный здесь» .

В свою очередь, «Амторг» обвинил компанию Форда в манипулировании ценами на заказанное оборудование, хотя расчеты велись по заводской себестоимости. Пришлось расследовать причины «переплаты» в размере 750,331 долл. и гораздо более низких расценок на аналогичные станки для ее завода в Калифорнии. Как выяснилось, советский заказчик, «Автострой», требовал дополнительного технического контроля и проверок, чтобы получить надежные гарантии качества. На выполнение советских заказов ушло, таким образом, гораздо больше оплачиваемого рабочего времени, чем предполагалось ранее.

Методы AustinCompany - стандартизация и быстрота проектирования и монтажа зданий и оборудования, считались на «Автострое» не отвечающими советским условиям.

Автостроевцы сопротивлялись нововведениям и пытались изменить проект автозавода согласно своим представлениям. Американская стройиндустрия опиралась на готовые стандарты и спецификации стальных конструкций, железобетонных изделий и т.д., а советские строители экономили эти дефицитные материалы. Тем не менее, один из руководителей стройки, инженер П.Я. Макаровский, указывал на решающую роль инженеров Austin в быстром проектировании автозавода. Без них, подчеркнул он, мы бы топтались на месте. Критику американских методов производства работ следует заменить тщательным изучением их, овладением ими и переходом на них.

Имела ли место зависимость от западных технологий? Отечественным вкладом в индустриализацию стало не повторное изобретение того, что уже применялось за рубежом, а правильный выбор проектирующих компаний и импорт оборудования. Однако распространенное на Западе мнение об исторически сложившейся «технологической зависимости» России искажает сложный и многоаспектный процесс мирового перемещения технологий. Модернизацию советской экономики нужно правильно понимать.

Она осуществлялась благодаря жесткой экономической политике - отказу от выплаты царских долгов, отсутствию внешних заимствований, мобилизации людских, сырьевых и финансовых ресурсов, подчинении экспортной торговли задаче получения иностранной валюты и ее «экономии» различными способами - вплоть до копирования образцов машин и оборудования и нарушения контрактных обязательств перед иностранными фирмами.

Советские организации изучали достижения западных компаний, формулировали задания, участвовали в проектировании, выбирали оборудование, финансировали заказы и строительство. Трудовой героизм сыграл определенную мобилизующую роль, но проявлялся он главным образом в виде сверхурочного физического труда, тогда как заимствование западных технологий имело решающее значение для создания современных предприятий. Превращение «первенцев индустриализации» в центры развития отраслей, распространения передового опыта и подготовки кадров стало уже внутренним процессом. Однако «дефицитных» рабочих и специалистов, имевших стаж работы за рубежом, не всегда удавалось закрепить за пославшими их предприятиями, так как их «перебрасывали» с одного завода на другой.

В советской системе 20-30-х годов перемешались бесхозяйственность и энтузиазм, текучка кадров, стремление учиться у Запада и оковы устаревшего опыта. После колоссальных затрат на модернизацию советская промышленность, работавшая почти целиком на внутренний рынок, долго не обновляла основные фонды, полученные в 30-е годы, и лишь поставки новейшей техники по ленд-лизу в годы Второй мировой войны и получение трофейного германского оборудования помогли решить эту задачу.

Из 118 договоров о технической помощи, заключенных в 1920-1930 гг. (большей частью в 1928-1930), и 218 договоров на протяжении 1929-1945 гг. на долю американских фирм пришлось, соответственно, 64 и 139, или 54 % и 64 %. В силу форс-мажорных обстоятельств советская инженерно-техническая мысль эпохи индустриализации сосредоточилась на поиске подходящих исполнителей крупных отечественных заказов за рубежом и взаимодействии с ними. 1920-е - 1930-е годы дали примеры не повторившегося в истории мирного экономического сотрудничества между людьми и организациями из двух различных систем. Оно позволило нашей стране войти в высшее звено индустриально развитых держав ХХ столетия.

Как отмечали исследователи, «желаемое достижение технико- технологической независимости советской России оборачивалось консервацией отсталости, ибо порождало хозяйственные механизмы, ориентированные, прежде всего, на количественный рост и отторгавшие всякие радикальные новшества». Япония же после Второй мировой войны заимствовала промышленные достижения Запада с совершенно иным результатом.

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Физический факультет

Реферат на тему:

<<ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В СССР>>

ПЛАН

1. ПОЛИТИКА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ:

· формы и методы управления промышленностью в 20-30 гг.

· политический режим 30-х годов и его связь с моделью индустриализации.

· внутрипартийные дискуссии о темпах, методах и источниках экономической политики.

2.НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СРЕДСТВА.

· “битва за металл” - основной путь социалистического строительства.

· ликвидация технико-экономической отсталости.

· создание мощной оборонной промышленности.

· развитие базисных отраслей промышленности.

· образование наркоматов.

3. ИСТОЧНИКИ НАКОПЛЕНИЯ.

· ограбление крестьянства “обложением налогами”.

· повышение производительности труда.

· хлебный экспорт.

· займы у населения.

· эмиссия.

4. К А Д Р Ы.

· рабочие, руководители - основные представители экономического подъема.

5. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ .

· первый пятилетний план.

· итоги первой пятилетки.

6. ВТОРОЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН.

· отличие второго плана от первой пятилетки.

· Стахановское движение.

· дешевая рабочая сила - лагеря заключенных, их роль в индустриализации страны.

7.ТРЕТИЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН

· строительство новых предприятий в отдаленных районах страны

· рост оборонной промышленности

8. З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

· итоги первых пятилеток

ПОЛИТИКА ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Предпосылки для этого уже были: принятый в 1920 г. План ГОЭЛРО был первым планом хозяйственного возрождения страны на базе индустриализации. В нем была выражена линия на преимущественное развитие производства средств производства. При общем росте производства на 80-100%, который предусматривался планом в течение 10-15 лет, производство средств производства должно было увеличиться на 116%, а производство предметов потребления на 47-48%. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование всего народного хозяйства. Партия исходила из прямого указания В.И. Ленина о том, что единственной материальной основой может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие».

В декабре 1925 г. на ХIV съезде Коммунистической партии был рассмотрен вопрос индустриализации страны. На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Для этого необходимо было максимально развивать производства средств производства, обеспечения экономической независимости страны, а также создать социалистическую промышленность не основе повышения ее технического оснащения. Законодательно курс на индустриализацию был закреплен в апреле 1927 г. IV съездом советов СССР.

Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строились новые заводы (Саратовский и Ростовский заводы сельхоз. машиностроения), началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги и Днепропетровской гидроэлектростанции. Развитие и расширение промышленного производства почти на 40% велось за счет ресурсов самих предприятий.

Осуществление политики индустриализации потребовало изменений в системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялась централизация сырья, рабочей силы и производимой продукции.

Сложившиеся в 20-30 годах формы и методы управления промышленностью стали частью механизма хозяйствования, сохранявшегося в течение длительного времени. Для него была характерна чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы с мест. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных органов, которые вмешивались во все стороны деятельности промышленных предприятий.

Жесткий политический режим 30-годов, один из элементов которого - периодические чистки управленческих кадров, был генетически связан с выбранной моделью индустриализации, при которой постоянное оперативное руководство ходом производства осуществлялось из Москвы. Отсюда - неизбежное развитие “подсистемы страха” на местах. В конце 20-х годов в жизни советского общества произошел перелом. Сталин продолжал свою линию - борьба за личную власть. Он считал: “Чтобы стать передовой державой требуется, прежде всего, неукротимое желание идти вперед и готовность пойти на жертвы”.

Ни Сталин, ни Бухарин, ни их сторонники еще не имели сложившегося плана экономического преобразования страны, ясных представлений о темпах и методах индустриализации. Сталин, например, резко возражал против разработки проекта Днепростроя, а также он высказался против прокладки нефтепровода в Закавказье и сооружения новых заводов и фабрик в Ленинграде и Ростове, где имелись квалифицированные кадры.

А.И. Рыков, выступая с докладом на Пленуме ЦК ВКП (б), высказался в пользу форсированного развития сельского хозяйства, считая, что такой путь требует наименьших затрат, сулит расширение хлебного экспорта и возможностей закупки за рубежом оборудования и сырья для подъема промышленности.

Троцкий предложил увеличить объем капитальных работ в ближайшее пятилетие до таких размеров, которые позволили бы уменьшить диспропорцию между сельским хозяйством и промышленностью до минимума, почти до уровня старой России. Его на Пленуме, практически, никто не поддержал. При самых существенных различиях во взглядах все они искали пути индустриализации.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И СРЕДСТВА

Отказ от НЭП означал смену целей, переориентацию политики. Еще в 1926 г. Сталин заявил, что “индустриализация является основным путем социалистического строительства”. Сталин не хотел управлять лапотной Россией. Великому вождю нужна была великая держава. Он стремился создать прежде всего великую военную державу.

Так как решение всего комплекса задач- преобразований промышленности, сельского хозяйства, рост благосостояния народа - требовало огромных средств, которых не было, пришлось сделать выбор и сосредоточить все средства и усилия для прорыва на узком фронте. Главным признавалась “битва за металл”, подъем машиностроения. Ноябрьский Пленум ЦК (1928 г.) подчеркнул: “Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского”.

Сталин провозгласил:” Мы отстаем от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет, либо нас сомнут”.

Основные цели:

а) ликвидация технико-экономической отсталости;

б) достижение экономической независимости;

в) создание мощной оборонной промышленности;

г) первоочередное развитие базисных отраслей промышленности.

В 1928 г. вся страна за день выпускала 2 грузовика, 3 трактора. За рубежом закупали около четверти текстильного оборудования, более половины паровых турбин, почти 70% металлорежущих станков и тракторов. Если принять уровень промышленного производства в 1913 году за 100%, то в 1928 году он составлял в СССР- 120%.

По сравнению с другими развитыми странами:

Германия - 104%

Франция - 127%

Англия - 90%.

Уровень России 1913 г. - это 5-е место в мире, а по производству промышленной продукции на душу населения СССР уступал передовым странам в 5-30 раз.

В развитии индустриализации акцент делался не на постепенном замещении импорта промышленных изделий, а на концентрации всех имеющихся ресурсов в самых передовых отраслях: в энергетике, металлургии, химической промышленности, машиностроении. Эти отрасли являлись материальной основой военно-промышленного комплекса и одновременно “индустриализацией промышленностью”.

В 1930 г. ликвидируется коммерческий кредит, переходят к централизованному (через Госбанки) кредитованию. Множество налогов заменяется одним - налогом с оборота.

На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. Республиканские, краевые и областные Советы народного хозяйства были преобразованы в наркоматы легкой промышленности. К концу 30- годов функционировал 21 индустриальный наркомат. Главным признавалась “битва за металл”, подъем машиностроения.

ИСТОЧНИКИ НАКОПЛЕНИЯ

Где взять деньги для развития ведущих отраслей тяжелой промышленности?

Первым источником в конце 20-х годов было ограбление крестьянства. Сталин заявил, что для обеспечения быстрых темпов индустриализации страна не может обойтись без сверхналога с крестьянства, которое уплачивает “нечто вроде дани”.

Бухарин в своем выступлении заявил: “ Источники могут быть разными. Они могут заключаться в трате ресурсов, которые у нас были, в выпуске бумажных денег с риском инфляции и товарным голодом, в пре обложении крестьян. Но это не прочно, может угрожать разрывом с крестьянством. В.И.Ленин указал другие источники. Прежде всего максимальное сокращение всех непроизводительных расходов, которые у нас огромны и повышение производительности труда. Не эмиссия, не проедание запасов, не переобложение крестьянства, а качественное повышение производительности общенародного труда и решительная борьба с непроизводительными расходами - вот главные источники накопления”.