Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Частые ошибки по проведению

Инвентаризация объектов (ТМЦ, расчетов, денежных средств, основных средств и пр.) проводится с целью выявления расхождений между их фактическим наличием и данными регистров бухгалтерского учета (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухучете) ).

Организация самостоятельно определяет сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой отчетности.

Организация самостоятельно определяет случаи, сроки, порядок проведения инвентаризации и объекты, подлежащие инвентаризации за исключением обязательного проведения инвентаризации (п. 3 ст. 11 Закона о бухучете ). Проведение инвентаризации обязательно, в частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась начиная с 1 октября отчетного года (п. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н ).

Годовая инвентаризация активов и обязательств проводится в IV квартале текущего года — с 1 октября по 31 декабря.

Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью?

Порядок и этапы проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов подробно описаны в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее — Методические указания № 49).

Этапы проведения инвентаризации:

    Руководитель организации издает приказ (форма № ИНВ-22 ), в котором указываются (п. п. 2.2, 2.3, 2.8 Методических указаний № 49 ):

    Должности и Ф.И.О. председателя и членов инвентаризационной комиссии;

    Причина проведения инвентаризации;

    Срок проведения инвентаризации;

    Виды инвентаризируемых объектов учета.

    Как правило, в состав комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.), кроме материально ответственных лиц. Также можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. При проведении инвентаризации должны присутствовать все члены инвентаризационной комиссии, иначе ее результаты могут быть оспорены. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

    В установленные сроки проверяются:

    Наименование и количество имущества, имеющегося в наличии, в том числе арендованного (ОС, МПЗ, деньги в кассе) (п. 2.7 Методических указаний № 49 );

    Активы, не имеющие материально-вещественной формы (денежные средства на расчетном счете, НМА, финансовые вложения) (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний № 49 );

    Размер дебиторской и кредиторской задолженности (п. 3.44 Методических указаний № 49 );

    Иные объекты учета (незавершенное производство, расходы будущих периодов и т.д.)

    Все показатели заносятся в соответствующие инвентаризационные описи (акты) не менее чем в двух экземплярах (п. п. 2.4, 2.5, 2.9 - 2.11 Методических указаний № 49 ).

    Полученные цифры сверяются с данными бухгалтерского учета. Если есть отклонения, результат фиксируется в сличительных ведомостях (актах) (п. 4.1 Методических указаний № 49 ).

    По результатам инвентаризации составляется итоговая ведомость (форма № ИНВ-26 ) , в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ их отражения в учете (п. 5.6 Методических указаний № 49 ). Издается приказ руководителя об утверждении результатов инвентаризации и о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. После чего результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта, при этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ.

Наталья Сапко
Аудитор-методолог

Обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы).

Первичные документы по отражению результатов инвентаризации организация вправе разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике (п. 4 ст. 9 Закона о бухучете № 402-ФЗ ). Но могут использоваться разработанные и утвержденные Госкомстатом РФ унифицированные формы (постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88, от 27.03.2000 № 26 ).

Инвентаризация товаров (материалов)

Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ИНВ-3 );
- Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (ИНВ-4) ;
- Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (ИНВ-19 );

В соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета № 34н выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату оформления результатов инвентаризации, увеличивая финансовые результаты организации.

Дебет 41 (10) Кредит 91 - оприходованы выявленные излишки товаров (материалов). Стоимость выявленных излишков включается в состав налоговых доходов по рыночной стоимости (п. 20 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина РФ от 12.08.2011 № 03-03-06/1/478 ).

Недостача в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства, сверх норм - на счет виновных лиц (если виновные лица не установлены, то списывается за счет прибыли). Для целей налога на прибыль, если виновное лицо установлено, то недостача учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, письмо Минфина от 27.08.2014 N 03-03-06/1/42717 (п. 1) ):
- признание виновным суммы ущерба (на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);
- вступление в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.

Одновременно в доходах учитывается сумма ущерба, признанная виновным или присужденная судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ ).

Необходимо учитывать позицию Пленума ВАС РФ, изложенную в Постановлении от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием НДС».

Наталья Сапко
Аудитор-методолог

В п. 10 данного Постановления Пленум ВАС РФ указал, что выбытие (списание) имущества в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, хищения и тому подобных событий), только тогда не будет иметь налоговых последствий по НДС, когда налогоплательщиком будет подтвержден факт выбытия имущества в результате наступления событий, не зависящих от его воли (то есть организация должна представить доказательства того, что ею предпринимались меры по сохранению имущества, и выбытие имущества соответствует обычному уровню выбытия для данного вида деятельности).

По мнению Пленума ВАС РФ, налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и обстоятельство, по которому имущество выбыло. В противном случае выбытие будет квалифицировано как безвозмездная передача имущества, а такая операция является объектом обложения НДС.

Убытки от хищений, виновники которых не установлены, признаются во внереализационных расходах согласно пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ . Но факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Действующие нормы НК РФ не содержат упоминания о документах, которыми можно подтвердить указанные убытки. По мнению Конституционного Суда РФ, пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ не содержит указания на то, какие именно документы подтверждают отсутствие виновных лиц при недостаче материальных ценностей.

Налоговое законодательство РФ не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов (Определение Конституционного суда РФ от 24.09.2012 № 1543-О ). В данном случае подойдет любой документ, выданный органами внутренних дел (письмо Минфина России от 21.05.2015 № 03-03-06/1/29177 ). Это может быть, например, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, которое подлежит привлечению в качестве обвиняемого. Если такого документа нет, то недостачу нельзя учесть в расходах в целях налогообложения прибыли.

Что касается НДС, то вопрос о восстановлении «входного» налога по материальным ценностям, списанным в результате обнаружения недостачи, является спорным. Налоговый кодекс РФ не содержит прямого требования о восстановлении НДС в случае выявленной недостачи (Решение ВАС РФ от 19.05.2011 № ВАС-3943/11, Решение ВАС РФ от 23.10.2006 № 10652/06 ).

Однако, несмотря на судебную практику, Минфин продолжает настаивать на восстановлении налога при прекращении использования ТМЦ в деятельности, облагаемой НДС (письмо Минфина РФ от 21.01.2016 № 03-03-06/1/1997 ). Учитывая позицию ВАС, есть хорошие шансы на выигрыш в суде, если налогоплательщик не захочет следовать разъяснениям финансового ведомства.

Входной НДС по выявленным потерям в пределах норм естественной убыли восстанавливать к уплате в бюджет не нужно (письмо Минфина России от 24.04.2008 № 03-07-11/161 ).

В бухгалтерском учете операции по списанию недостачи могут быть отражены следующим образом:

    Дебет 20 (44) Кредит 41 (10) - списание недостачи товаров (материалов) в пределах норм естественной убыли;

    Дебет 94 Кредит 41 (10) - списание недостачи товаров (материалов) сверх норм естественной убыли;

    Дебет 19 Кредит 68 - восстановление НДС с сумм недостачи сверх норм естественной убыли;

    Дебет 91 Кредит 19 - восстановленный НДС списан в состав прочих расходов;

    Дебет 91 (73) Кредит 94 - недостача списана в состав прочих расходов (на виновное лицо).

При зачете пересортицы стоимость зачитываемых недостач не отражается в расходах, а стоимость зачитываемых излишков — в доходах.

Однако это правило применимо только в бухгалтерском учете. Согласно п. п. 5.3, 5.4 Методических указаний № 49 , если пересортица выявлена за один и тот же период у одного и того же материально ответственного лица, по товарам одного наименования и в тождественных количествах, то по решению руководителя организации недостачи и излишки можно зачесть в той части, в которой излишки покрывают недостачи.

Проводки делаются только в аналитическом учете:

Дебет 41 (10) Кредит 41 (10) - выявленные недостачи товаров (материалов) зачтены в счет выявленных излишков товаров (материалов). Стоимость излишков и недостач в части, не покрытой зачетом, учитывается в обычном порядке (п. п. 5.1, 5.2 Методических указаний № 49).

В налоговом учете ситуация неоднозначная. Согласно официальной позиции зачет излишков и недостач проводить неправомерно (письмо Минфина от 23.05.2016 № 03-03-06/1/29309 ). Организация в целях налогообложения должна отразить в учете внереализационный доход и одновременно внереализационный расход (но только в случае, если факт недостачи и отсутствие виновных лиц подтвержден документом, выданным уполномоченным органом государственной власти).

Судебная практика противоречива. Есть судебные акты в пользу позиции Минфина (Постановление ФАС Уральского округа от 02.04.2014 № Ф09-822/14) и против. Так в Постановлении АС Московского округа от 08.08.2016 по делу № Ф05-10845/2016 в аналогичной ситуации арбитры пришли к противоположному выводу. Указав, что организация правомерно учла во внереализационных доходах по налогу на прибыль окончательную величину стоимости излишков, определенную после зачетов по пересортице.

Инвентаризация основных средств

Обращаем внимание, что инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года.

Документы:

Инвентаризационная опись ОС (ИНВ-1);

Сличительная ведомость инвентаризации ОС (ИНВ-18).

Отдельные инвентаризационные описи составляются на ОС непригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, находящиеся на ответственном хранении и арендованные.

Выявлены неучтенные объекты ОС

При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49 ). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ПБУ 6/01 , принимаются к бухучету по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы». Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету. С месяца, следующего за месяцем оприходования ОС, начисляется амортизация.

В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ ). Эту величину нужно подтвердить документально. Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Выявлена недостача ОС

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 76 Методических указаний по бухучету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н) . Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.

В бухгалтерском учете отражается:

  1. Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» – списана первоначальная стоимость ОС;
  2. Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» – списана накопленная амортизация;
  3. Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» – списана остаточная стоимость объекта.

В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:

  1. Дебет 73 Кредит 94 – установлено виновное в недостаче лицо;
  2. Дебет 73 Кредит 98 – отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
  3. Дебет 51 Кредит 73 – взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
  4. Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» – признан прочий доход;
  5. Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 – конкретный виновник отсутствует.

Сумма возмещенного виновным лицом ущерба в целях налога на прибыль признается внереализационным доходом. При этом стоимость недостающего имущества можно включить во внереализационные расходы. Если работодатель решил не взыскивать ущерб с работника, он не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму недостачи. Расход можно признать, если виновные лица отсутствуют или не установлены, и только при наличии документального подтверждения отсутствия виновных лиц, выданного уполномоченным органом государственной власти (пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ ). В части восстановления НДС вопрос решается по аналогии с недостающими ТМЦ.

Наталья Сапко
Аудитор-методолог

Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности

Формы документов для оформления проведения и результатов инвентаризации:

  1. Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ИНВ-17 ).
  2. По расчетам с контрагентами (счета 60, 62, 76) составляются акты сверки расчетов. Акт составляется с каждым контрагентом в 2-х экземплярах: один для организации, другой для контрагента. Акт подписывается руководителями организаций и задолженность считается согласованной.
  3. По полученным займам и кредитам (счета 66, 67) задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.
  4. По каждому подотчетному лицу (счет 71) необходимо сверить данные о полученных, израсходованных и возвращенных деньгах и об отраженных в бухучете первичных документах.
  5. По расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами (счет 68, 69) обязательно получить от ИФНС, ПФР и ФСС документы, подтверждающие суммы задолженности (п. 74 Положения по ведению бухучета № 34н ). Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
  6. По задолженности работникам (счет 70) выявляются невыплаченные суммы заработной платы, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы и причины возникновения переплат работникам.

Одна из основных задач инвентаризации — выявить просроченную задолженность, подлежащую списанию.

Выявлена безнадежная дебиторская задолженность

Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ ).

В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н ).

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н ).

В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.

В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ ).

Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.

Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письмо Минфина России от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54556, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10 ). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726 ).

На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:

  1. Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) - списана безнадежная дебиторская задолженность;
  2. Дебет 007 - списанный безнадежный долг учтен за балансом.

Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 23.06.2016 № 03-07-11/36478, от 17.08.2015 № 03-07-11/47347, от 23.01.2015 № 03-07-11/69652, от 11.04.2014 № 03-07-11/16527). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует. Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся.

На счетах бухгалтерского учета:

  1. Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
  2. Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
  3. Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
  4. Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.

Выявлена безнадежная кредиторская задолженность

Суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, включаются в доходы по результатам проведенной инвентаризации при наличии письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 78 Положения по ведению бухучета № 34н, п. 7, 10.4, абз. 4 п. 16 ПБУ 9/99 ).

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности включаются в состав внереализационных доходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности (Письмо ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@ ).

Задолженность может быть признана нереальной ко взысканию и по другим основаниям (например, при исключении организации-контрагента из ЕГРЮЛ). Восстанавливать НДС, принятый к вычету при приобретении товаров (работ, услуг), в связи со списанием просроченной кредиторской задолженности не нужно (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-11/23503 ).

На счетах бухгалтерского учета операции по списанию кредиторской задолженности отражаются так:

  1. Дебет 41 (10, 08) Кредит 60 – приняты к учету материальные ценности;
  2. Дебет 19 Кредит 60 – выделен НДС;
  3. Дебет 68 Кредит 19 – НДС принят к вычету;
  4. Дебет 60 Кредит 91 - сумма долга включена в состав доходов.

НДС, начисленный при получении аванса, следует признать прочим расходом с отнесением в дебет счета 91.«Прочие расходы».

По мнению Минфина России, сумму НДС с полученного аванса налогоплательщик не может принять к вычету и включить в налоговые расходы (письма Минфина России от 10.02.2010 № 03-03-06/1/58, от 07.12.2012 № 03-03-06/1/635, постановление АС Московского округа от 05.03.2015 N Ф05-15737/2014 ). Вопрос о включении суммы НДС в доходы в составе задолженности законодательством не решен. Полагаем, если НДС не признается в составе расходов, то в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ НДС , предъявленный покупателю в доходы включаться не должен, т. е. сумма долга должна включаться в доходы за минусом НДС. Включение в доход полной суммы авансовых платежей означало бы уплату налога на прибыль с суммы уже уплаченного в бюджет НДС, что противоречит налоговому законодательству.

  1. Дебет 51 Кредит 62 – получен аванс от покупателя;
  2. Дебет 76.АВ Кредит 68 – начислен НДС с аванса;
  3. Дебет 62 Кредит 91 – сумма долга включена в состав доходов;
  4. Дебет 91 Кредит 76.АВ – НДС списан в расход без учета в целях налогообложения.

Вступившие в силу судебные решения, признанные претензии

Особое внимание при инвентаризации расчетов необходимо уделить судебным делам, в которых организация участвует в качестве истца или ответчика. А также признанным претензиям как контрагентами, так и самой организацией. Признанные контрагентами претензии включаются в состав доходов в бухгалтерском и налоговом учете на дату признания должником. Соответственно, признанные организацией претензии включаются в состав расходов также на дату признания.

Доходы по причитающимся штрафам, пени, неустойкам, ущербу, по которым организация выступала истцом, признаются на дату вступления в законную силу решения суда (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 10.2 ПБУ 9/99 ). Аналогично признаются расходы по штрафам, пени, неустойкам, ущербу, присужденные к выплате организацией (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, п. 14.2 ПБУ 10/99 ).

Напомним, что Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 180 АПК РФ ).

Инвентаризация денежных средств

Формы документов для оформления проведения и результатов инвентаризации:

  • Акт инвентаризации наличных денежный средств (ИНВ-15 ).

Инвентаризация кассы проводится с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей (ценных бумаг, денежных документов).

Выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере, признается недостачей и взыскивается с кассира. Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, являются излишком кассы и зачисляются в доход организации.

На основании акта инвентаризации в бухучете отражается:

  1. Дебет 50 Кредит 91 - отражен излишек кассы;
  2. Дебет 94 Кредит 50 - выявлена недостача денежной наличности.

В зависимости от наличия виновных лиц:

  1. Дебет 73 Кредит 94 - сумма недостачи отнесена на виновное лицо;
  2. Дебет 91 Кредит 94 - при отсутствии виновного лица сумма недостачи отнесена на финансовые результаты.

Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках (сальдо счетов 51, 52, 55), проводится путем сверки остатков сумм, отраженных на соответствующих счетах бухучета, с выписками банка.

В целях налогообложения величина излишков включается в состав внереализационного дохода (п. 20 ст. 250 НК РФ).

Консультацию
эксперта

Задайте вопрос по Вашей ситуации и получите консультацию эксперта.

Инвентаризация – процедура, необходимая предприятию для того, чтобы вовремя выявить излишки или недостачу, определить ошибки или неточности в ведении учета с фактическим наличием имущества у организации. В статье расскажем, когда проводится обязательная инвентаризация, дадим примеры проводок.

В каких целях проводится инвентаризация

  • Обнаружить недостоверность данных в учете имущества фактически имеющемся и числящемся на балансе
  • Определить реально существующее количество материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
  • После проведения проверки установить результат, проанализировать и приступить к дальнейшим действиям
  • Сопоставить, на сколько полная информация учтена в организации, после чего отразить в балансе результат

Виды и периодичность инвентаризации на предприятии

Инвентаризация бывает:

  • полная или частичная
  • плановая либо внезапная.

При полной проверке инвентаризации подвергается все имущество, проводится она не чаще раза в год перед составлением годовой отчетности. При частичной исследуется определенный участок или какой-то из видов имущества. Плановая проверка проводится по запланированной схеме, заранее установленной в учетной политике, а внезапная как правило собирается по каким-либо причинам, например при обнаружении факта кражи или ущерба.

Как проводится инвентаризация кассы

Проверка кассы происходит в нескольких случаях:

  • При смене ответственного лица, например кассира
  • При смене директора, когда один передает полномочия другому

Последовательность проведения:

  1. Перед началом процедуры кассир пишет расписку, о том, что все документы проведены и приняты к учету. Первым шагом в подготовке издается документ на проведение, который подписывает руководитель предприятия, в нем определяется инвентаризационная комиссия.
  2. На основании приказа комиссия получает либо доступ к программе, например 1с, в которой ведется учет, проводятся проводки и идет движение по счету кассы либо к бумажным документам, ордерам и кассовой книге.
  3. Члены комиссии в ходе проверки пересчитывают полистно все денежные средства, находящиеся в кассе, ценности и сверяют с журналом кассира, если имеются не проведенные документы, их тоже берут к учету
  4. Затем проверяющие расписываются в акте по итогу проведения, все данные о выявленных недостачах и расхождениях фиксируются на обратной стороне.

ВАЖНО! Если в течение долгого времени на предприятии не менялось ответственное лицо по кассовым операциям, то ежегодно издавать приказ на комиссию не нужно.

Если по каким-либо причинам присутствовали не все члены комиссии, инвентаризация считается недействительной и проводится повторно.

Проводки в бухгалтерском учете:

Сроки проведения инвентаризации

Каждое предприятие само устанавливает сроки проведения инвентаризации, за исключением, требования законодательства, не реже раза в год.

Показатели Сроки
Основные средства Не реже раза в год, но не раньше первого ноября
Незавершенное производство Перед созданием годового отчета
Расходы будущих периодов Не менее раза в год
Готовая продукция, хранящаяся на складе Не реже раза в год, перед составлением отчета
Товары в рознице Не реже двух раз в год

Порядок и сроки инвентаризации устанавливаются самой организацией, за исключением обязательной проверки раз в год.

Эта процедура является обязательной в случаях, когда:

  • меняется ответственное лицо
  • установлен факт хищения или порчи
  • чрезвычайных происшествий
  • сдача имущества в аренду, продажа
  • при ликвидации организации
  • в случае коллективной ответственности при смене руководителя

Законодательная база по инвентаризации

Законом установлен следующий перечень нормативных актов для проверки:

  • Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
  • ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”, утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (указывает на необходимость обоснования данных бухгалтерского учета итогами осуществленной инвентаризации);
  • Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н “Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации” (предписывает, что сведения в учете проверяются проводимой ревизией, при осуществлении которой подтверждаются факты наличия активов, оценивается

Частые ошибки по проведению

В ходе проведения проверки зачастую могут возникать нарушения, которые могут привести к тому, что данные инвентаризации будут искажены, признаны недействительными либо поставлены под сомнение. Среди ошибок, которые могут поставить под сомнение результат инвентаризации могут быть:

  • Отсутствие приказа на проведение, не утвержден состав участников комиссии, не указана дата.
  • Не полный состав ответственных лиц.
  • Неверное заполнение приказа.
  • По какой-либо причине не присутствовало материально-ответственное лицо.
  • Материально-ответственное лицо не написало расписку о том, что сдало все приходные и расходные документы в бухгалтерию.
  • В помещение, где хранятся описи не был ограничен доступ посторонних лиц.
  • Внесение в акты заведомо ложных данных по наличию имущества и денежных средств.
  • Не произведен пересчет, а данные вносятся со слов участников.
  • Распечатан один экземпляр описи. Данные ошибки могут привести к сомнительным результатам проведения проверки.

Пример 1. Например, у нас увольняется материально-ответственное лицо-кассир. В этом случае инвентаризации не избежать. Создается комиссия, в составе которой должны присутствовать представитель администрации, бухгалтерии и другой специалист. Директором издается приказ с уточнением сроков, порядка проведения, состава комиссии.

По итогу составляются инвентаризационные описи, сличительная ведомость и итоговая. Если в ходе проверки выявлены основные средства, не учтенные на балансе, то в бухгалтерском учете они отражаются по текущей рыночной стоимости по дебету счета основных средств. По налоговому учету они будут входить во внереализационные доходы. К учету их необходимо принять по рыночной стоимости и начислять амортизацию.

Пример 2. В ООО «Меркурий» была произведена проверка, после увольнения заведующей в ходе которой установлена недостача одного монитора стоимостью 50 000 рублей и излишек – ноутбук стоимостью 60 000 рублей. Отразим это в сличительной ведомости. Включим сюда заводской номер, инвентарный номер, количество и сумму по недостаче и излишку.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. Для чего необходимо составлять приказ на проведение инвентаризации?

Вопрос №2. Что делать если выявлена недостача имущества?

Составляют сличительную ведомость, в которой фиксируют факт недостачи, расхождения в бух.учете инвентарных описях (см. → )

Вопрос №3. Как будет происходить выявление виновного лица при факте недостачи?

Сначала необходимо провести внутреннее разбирательство. Если ответственное лицо готово признать свою вину и возместить ущерб, то директор издает приказ о вычете с его заработной платы недостающей суммы, сам работник пишет по факту происходящего объяснительную, с указанием причин и своим согласием либо несогласием. В случае несогласия, администрация предприятия может подать в суд для выяснения обстоятельств дела.

Организация планирует начать проведение годовой инвентаризации после остановки производства в последний рабочий день года, т.е. 28 декабря. Приказ составлен следующим образом: Провести в период с 28.12.2016г. по 06.01.2017г. инвентаризацию запасов в производстве и на складе по состоянию на 28.12.2016г. Для проведения ревизии назначить комиссию в следующем составе: На производстве - Иванов, Петров, Сидоров. На складе - Иванов, Петров, Краснов. Вопросы: Нет ли запрета проводить ревизию по состоянию на 28 декабря? Может ли один и тот же сотрудник быть членом нескольких комиссий?

1.Проводить годовую инвентаризацию по состоянию на 28.12.16г. не запрещается. Однако подвести итоги инвентаризации нужно до 31.12.2016г. Если инвентаризационные описи будут датированы 28 декабря, а сличительные ведомости – январем 2017 года, то вам придется учитывать временные разницы по ПБУ 18/02 . В бухучете результаты инвентаризации отражаются в конце года (), а в налоговом учете излишки и недостачи можно показать только на ту дату, когда выявлены расхождения и подписаны сличительные ведомости. В данной ситуации целесообразней перенести сроки инвентаризации на блее ранние сроки. 2. Если инвентаризации проводятся в разное время, то один и тот же сотрудник может быть членом нескольких инвентаризационных комиссий. Если инвентаризации проводятся одновременно, то отсутствие хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания ее результатов недействительными.

Как провести инвентаризацию

Обязательная инвентаризация

Инвентаризацию активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведите по состоянию на 31 декабря отчетного года. Ведь отчетным годом является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно*. Это следует из части 1 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, приложения к письму Минфина России от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01 .

Если инвентаризация проведена после 1 октября отчетного года, то перед составлением годовой отчетности ее проводить не надо*. Об этом сказано в пункте 1.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 .

Документы по инвентаризации оформите 31 декабря. Минфин настаивает – ревизию нужно проводить именно в конце года, а не в начале*. Такие рекомендации аудиторам ведомство дает в приложении к письму от 9 января 2013 г. № 07-02-18/01 (раздел II, пункт «Инвентаризация обязательств»).

Организация может проводить инвентаризацию в любой удобный для себя день. Но для целей учета лучше назначить инвентаризацию на 1-е число месяца, например 1 декабря*. На эту дату можно проверить основные средства и нематериальные активы, незавершенное производство, материально-производственные запасы. Инвентаризацию расчетов проведите на 31 декабря, чтобы подтвердить соответствующие статьи баланса. Итоги инвентаризации отразите в бухучете декабрем. Это касается и случаев, когда ведомость учета результатов инвентаризации подписана лишь в январе следующего года.

Если инвентаризационные описи будут датированы 31 декабря, а сличительные ведомости – январем следующего года, то вам придется учитывать временные разницы по ПБУ 18/02 . Потому как в бухучете результаты инвентаризации в любом случае отражаются в конце года (ч. 4 ст. 11 Закона о бухучете от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А вот в налоговом учете излишки и недостачи можно показать только на ту дату, когда выявлены расхождения и подписаны сличительные ведомости*.

Из статьи журнала «Бухучет и налогообложение в строительстве: от А до Я»

Общие положения

В состав инвентаризационной комиссии нужно включить представителей администрации, бухгалтеров, других специалистов (инженеров, экономистов, техников и т. д.). Возможно привлечение представителей службы внутреннего аудита (при ее наличии) и независимых аудиторских фирм.

Учтите, что отсутствие при проведении инвентаризации хотя бы одного члена комиссии служит основанием для признания ее результатов недействительными*. Поэтому не стоит привлекать работников, которые постоянно находятся в разъездах и командировках.

Http://tinyurl.com/y5mhnapb

Близится к концу очередной год. А это значит, что впереди у бухгалтера «горячая пора» составления годовой финансовой отчетности. Но прежде всех нас ждет другая, не менее ответственная работа - проведение годовой инвентаризации, во время которой предстоит сверить бухгалтерские данные об активах и обязательствах, числящихся «на бумаге», с реальным их наличием. В каком порядке и в какие сроки проводить инвентаризацию? Какими первичными документами оформить данные инвентаризации? Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете инвентаризационные разницы, выявленные в результате инвентаризации? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем тематическом номере. Ну а начнем, конечно же, с азов и расскажем о правилах проведения инвентаризации.

Годовая инвентаризация - 2017: обязательно ли ее проводить?

- активов и обязательств сельхозпредприятий - Методические рекомендации по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и незавершенного производства сельскохозяйственных предприятий (см. приложение к письму Минагрополитики от 04.12.2003 г. № 37-27-12/14023 );

- имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий , а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его расторжения) - Положение № 158 .

Объекты инвентаризации

Сразу скажем, что проведение годовой инвентаризации потребует от вас максимальных усилий. Ведь, как предусмотрено пп. 6-7 разд. I Положения № 879 , перед составлением годовой финотчетности проводят сплошную инвентаризацию , которая охватывает все виды активов и обязательств предприятия. Если точнее, то под инвентаризацию попадают:

Основные средства (ОС);

Нематериальные активы (НМА);

Незавершенные капитальные инвестиции;

Запасы, в том числе незавершенное производство (НЗП);

Наличные, денежные средства и их эквиваленты, бланки документов строгой отчетности;

Дебиторская и кредиторская задолженности;

Доходы и расходы будущих периодов, обеспечения и резервы.

Более того, учтите, что в ходе инвентаризации проверяют:

- собственное имущество предприятия независимо от его местонахождения , в том числе предметы, переданные в прокат, аренду, находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве;

- имущество, которое не принадлежит предприятию , но временно находится в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной аренды ОС, ТМЦ на ответственном хранении, переработке, комиссии или монтаже).

Сроки проведения годовой инвентаризации

И еще одно важное правило, касающееся сроков проведения инвентаризации:

инвентаризацию конкретных объектов начинают уже после даты, на которую она назначена

Предположим, в приказе о проведении инвентаризации говорится, что годовую инвентаризацию проводят по состоянию на 30 ноября 2017 года . Это значит, что сама инвентаризация будет проходить в декабре (например, с 1 по 15 декабря 2017 года). При этом инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября 2017 года*. Исключение составляют случаи инвентаризации объектов ОС и матценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия. Их инвентаризируют до момента временного выбытия с территории предприятия.

* Обратите внимание: инвентаризационные описи заполняют по состоянию именно на конец дня 30 ноября 2017 года. Ведь согласно п. 1 разд. II НП(С)БУ 1 баланс предприятия составляется на конец последнего дня отчетного периода. Соответственно и инвентаризационные описи составляем аналогичным образом.

Правила формирования инвентаризационных комиссий

Инвентаризационная комиссия. Для проведения годовой инвентаризации приказом руководителя предприятия создают инвентаризационную комиссию (п. 1 разд. II Положения № 879 ).

В состав комиссии включают:

Представителей аппарата управления предприятия;

Представителей бухгалтерской службы (аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности - физлицо, которое ведет на предприятии бухучет на договорных началах);

Опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Кроме того, по решению руководителя предприятия в состав комиссии можно включить членов ревизионной комиссии хозобщества.

Возглавляет комиссию руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем

А вот если бухучет ведет сам руководитель, то выбора нет - он же должен возглавить инвентаризационную комиссию.

Нередко на практике можно встретить предприятия, на которых работает всего на всего один человек - директор. В связи с этим возникает вопрос: имеет ли «право на жизнь» инвентаризационная комиссия из одного человека ?

Специалисты Минфина допускают такую возможность. По их мнению, если на предприятии всего один работник - руководитель, то для проведения инвентаризации он в соответствующем распорядительном документе утверждает состав инвентаризационной комиссии из одного лица (см. письмо Минфина от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918 ).

Конечно же, такой вариант проведения инвентаризации - комиссией из одного работника - является самым простым, а потому и самым желанным для столь малого предприятия. Но мы вынуждены предупредить: в этом случае предприятие невольно нарушит требование п.п. 2.4 разд. ІІ Положения № 879 , согласно которому запрещается включать в инвентаризационную комиссию тех работников, в ведении которых находятся активы, по которым проводится инвентаризация . Ведь в нашем случае складывается именно такая ситуация: на предприятии работает только один работник, который и является материально ответственным за все активы.

Так как же быть, чтобы не нарушить предписания Положения № 879 ? По нашему мнению, желательно, чтобы инвентаризацию для «одинокого» работника провело лицо, специально приглашенное для этого на основании гражданско-правового договора . Такой вариант не противоречит требованиям Положения № 879 и также упомянут в письме Минфина от 27.05.2014 г. № 31-08410-07-29/12918 (ср. 025069200).

Пример приказа о назначении инвентаризационной комиссии см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 93, с. 11 .

Рабочие инвентаризационные комиссии. На предприятиях с небольшим объемом инвентаризационной работы постоянно действующая комиссия организует и проводит инвентаризацию активов самостоятельно .

На крупных предприятиях с большим количеством объектов инвентаризации ее проведение одной комиссией попросту невозможно. Поэтому на таких предприятиях инвентаризационная комиссия выполняет преимущественно организационные, регулирующие и контрольные функции, перечисленные в п.п. 2.5 разд. II Положения № 879 . А для проведения инвентаризации имущества непосредственно в местах хранения и производства создают рабочие инвентаризационные комиссии.

В состав рабочих комиссий также включают представителей аппарата управления, бухгалтерской службы и опытных работников предприятия. Причем интересно, что в рабочие комиссии можно включать также членов инвентаризационной комиссии (п.п. 2.2 разд. II Положения № 879 ).

Назначает председателя рабочей инвентаризационной комиссии и утверждает ее состав своим приказом руководитель предприятия

Как правило, это делают в приказе о проведении инвентаризации.

При формировании комиссии директору нужно помнить об ограничениях, установленных п.п. 2.4 разд. II Положения № 879 :

Нельзя назначать председателем рабочей комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц, одного и того же работника 2 года подряд;

Материально ответственное лицо не может входить в состав рабочей комиссии для проверки активов, находящихся у него на ответственном хранении, поскольку является проверяемым лицом.

Обратите внимание! Инвентаризацию проводят полным составом инвентаризационной комиссии и в присутствии материально ответственного лица .

А как быть, если один из членов инвентаризационной комиссии отсутствует по уважительной причине? Можно ли «пересчитать» активы и обязательства без него?

Какова бы ни была причина отсутствия одного или нескольких членов инвентаризационной комиссии, проводить инвентаризацию «недоукомплектованным» составом нельзя. Поэтому, если член комиссии отсутствует по болезни или в связи с командировкой, тогда руководитель предприятия, утвердивший состав такой комиссии, должен произвести его замену (см. письмо Минфина от 15.12.2003 г. № 31-04200-30-23/19 ). Для этого необходимо издать отдельный приказ руководителя, которым отсутствующего работника исключают из состава комиссии, а вместо него вводят в состав комиссии другого работника.

Документальное оформление инвентаризации

Приказ о проведении инвентаризации. Повторимся, что вопросы, связанные с созданием инвентаризационных комиссий, а также конкретными сроками проведения инвентаризации на предприятии, находятся в ведении руководителя (см. письма Минфина от 11.04.2016 г. № 31-11420-07-10/10433 и от 11.09.2017 г. № 35220-07/23-3607/7/2824 ). Поэтому

Инвентаризацию активов и обязательств осуществляют на основании приказа о ее проведении

В нем, кроме прочих обязательных реквизитов, указывают: дату, на которую проводят инвентаризацию, сроки ее проведения, виды инвентаризируемых активов и обязательств. Кроме того, этим же приказом нередко утверждают состав рабочих инвентаризационных комиссий.

В то же время помните! Сроки и порядок проведения инвентаризации, в том числе годовой, можно установить в приказе об организации бухгалтерского учета или в приказе об учетной политике. В этом случае издавать приказ о проведении годовой инвентаризации не нужно. Достаточно непосредственно перед началом годовой инвентаризации отдельным приказом руководителя утвердить состав рабочих инвентаризационных комиссий.

Инвентаризационные описи и сличительные ведомости. Результаты инвентаризации оформляют с использованием инвентаризационных описей, актов инвентаризации и сличительных ведомостей.

Так, в ходе инвентаризации инвентаризационная комиссия оформляет (п. 15 разд. II Положения № 879 ):

- инвентаризационные описи , в которых фиксирует наличие, состояние и оценку активов предприятия и активов, принадлежащих другим предприятиям и учитываемых за балансом;

- акты инвентаризации , в которых показывает наличие денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, наличности, а также полноту отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), создаваемых в соответствии с требованиями П(С)БУ , международных стандартов и других актов законодательства.

По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) комиссия передает в бухгалтерию. Бухгалтерия проверяет все подсчеты, проведенные инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссией в инвентаризационных описях.

Выявленные в ценах и подсчетах ошибки исправляют и заверяют подписями всех членов инвентаризационной (рабочей инвентаризационной) комиссии и материально ответственных лиц

При этом на последней странице инвентаризационной описи обязательно делают отметку о проверке цен и подсчете итогов, которую заверяют подписями проводивших ее лиц (п. 19 разд. II Положения № 879 ).

После этого бухгалтерия сверяет данные инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета и при наличии расхождений (излишков или недостач) составляет сличительные ведомости активов и обязательств (п. 20 разд. II Положения № 879 ).

Форма инвентаризационных документов. Положение № 879 не устанавливает типовые формы описей, актов и сличительных ведомостей. Здесь говорится лишь о том, что инвентаризационную первичку следует оформлять в соответствии с требованиями Положения № 88 .

Как же в таком случае быть? Вариантов на самом деле несколько.

(1) Самый простой способ - предприятие может воспользоваться уже готовыми формами инвентаризационных описей (актов инвентаризации) и сличительных ведомостей.

Например, типовые формы инвентаризационной первички можно найти в приказе № 572 . Конечно же, эти формы обязательны для применения только бюджетными учреждениями. Однако «обычные» предприятия тоже могут использовать их по собственному желанию . На это прямо указывает п. 2 упомянутого приказа .

Кроме того, для оформления результатов инвентаризации можно использовать формы документов, утвержденные постановлением № 241 . Несмотря на «почтенный возраст» этого документа, предприятия по сей день могут применять приведенные здесь формы (см. письма Госкомстата от 26.05.2004 г. № 03-04-05/41 и от 30.01.2003 г. № 03-04-05/18 ).

Ну и наконец, некоторые инвентаризационные формы «разбросаны» и по другим нормативным актам. Более подробно о том, какие формы первичных инвентаризационных документов применять в каждом конкретном случае, мы расскажем чуть позже, когда будем говорить о правилах инвентаризации отдельных видов активов и обязательств (см. соответствующие разделы номера).

(2) Если же готовые формы вас по какой-то причине не устроили, вы можете немного доработать их, дополнив новыми реквизитами с учетом специфики деятельности предприятия.

(3) Ну и наконец, можно вообще не привязываться к установленным формам и документировать процесс инвентаризации с помощью самостоятельно изготовленных бланков (см. письма Госкомстата от 15.07.2010 г. № 14/2-18/72 и Минфина от 15.01.2015 г. № 31-11410-08-10/871 ). Главное - помните: такие «самодельные» бланки обязательно должны быть оформлены в соответствии с требованиями к первичным документам, установленными Законом о бухучете и Положением № 88 .

Но какую бы форму инвентаризационных описей, актов инвентаризации и сличительных ведомостей вы ни выбрали (одну из установленных или самостоятельно разработанную), обязательно нужно соблюдать правила оформления таких документов, установленные Положением № 879 . Остановимся на них подробнее.

Правила заполнения инвентаризационных документов. Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости) составляют не менее чем в двух экземплярах (п. 21 разд. II Положения № 879 ). При этом они могут быть заполнены как рукописным способом, так и при помощи электронных средств обработки информации (п. 14 разд. II Положения № 879 ).

Перед началом инвентаризации материально ответственные лица в инвентаризационной описи (акте инвентаризации) дают расписку о том, что все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию, принятые ценности оприходованы, а выбывшие, списаны. По окончании инвентаризации инвентаризационные описи (акты инвентаризации) подписывают все члены инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственные лица. При этом материально ответственные лица дают расписку в том, что проверка активов произошла в их присутствии, в связи с чем претензий к членам комиссии они не имеют, и что они принимают на ответственное хранение перечисленные в описи активы.

В инвентаризационных описях активы отражают по наименованиям в количественных единицах измерения, принятых в учете, с возможным выделением по субсчетам и номенклатуре, отдельно по (п. 16 разд. II Положения № 879 ):

Местонахождению таких ценностей;

Лицам, ответственным за их хранение.

На каждой странице инвентаризационной описи указывают словами число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерителях всех активов, записанных на этой странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т. д.) они отражены.

Акты инвентаризации заполняют с учетом объектов инвентаризации. При этом должны быть обеспечены их идентификация и сопоставимость с данными бухучета.

Записи в инвентаризационных описях (актах инвентаризации ) нужно делать последовательно в каждой строке. На отдельном листе (кроме последнего) должны быть заполнены все строки. А вот строки, оставшиеся незаполненными на последних листах инвентаризационных описей (актов инвентаризации), прочеркивают (п. 17 разд. II Положения № 879 ).

Помарки и подчистки в инвентаризационных описях и актах не допускаются

Если же ошибка все же была допущена, то ее нужно исправить. Для этого следует зачеркнуть неправильную запись и написать над ней правильную. Причем такое исправление необходимо сделать во всех экземплярах документа. Исправления подписывают все члены инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственные лица.

На активы, принадлежащие другим предприятиям, составляют отдельные сличительные ведомости, копии которых направляют собственникам.

Протокол инвентаризации. Его составляет инвентаризационная комиссия по окончании инвентаризации. В протоколе инвентаризации приводят (п. 1 разд. IV Положения № 879 ):

Результаты инвентаризации;

Заключения о выявленных расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета;

Причины возникновения недостач, потерь и излишков;

Предложения по зачету недостач и излишков по пересортице;

Предложения о списании недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предупреждению таких потерь и недостач;

Другую информацию, которая является существенной для принятия решения о признании и оценке активов и обязательств и раскрытия информации в финансовой отчетности.

Протокол инвентаризационной комиссии вместе с другими «инвентаризационными» документами передают на утверждение руководителю предприятия.

Руководитель утверждает протокол в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации

На основании утвержденного протокола результаты инвентаризации отражают в бухучете и финансовой отчетности того периода, в котором она закончена.

Инвентаризация имущества в зоне АТО

Отдельно несколько слов скажем об инвентаризации имущества в зоне АТО.

Структурные подразделения (обособленное имущество) которых находится на временно оккупированной территории или на территории проведения АТО.

Такие предприятия проводят инвентаризацию в случаях, обязательных для ее проведения, в том числе перед составлением годовой финансовой отчетности, но только тогда, когда станет возможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ уполномоченных лиц к активам, первичным документам и регистрам бухучета , в которых отражены обязательства и собственный капитал этих предприятий. После получения доступа к имуществу предприятия обязаны:

Проинвентаризировать имущество по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором исчезли препятствия для доступа к активам, первичным документам и регистрам бухучета;

Отразить результаты инвентаризации в бухучете соответствующего отчетного периода.

Документом, подтверждающим ограниченность доступа к активам с целью их инвентаризации, является сертификат Торгово-промышленной палаты Украины. В нем подтверждаются факт и период проведения АТО или военных действий на территории Украины (см. письмо ГФСУ от 23.06.2016 г. № 13823/6/99-99-15-02-02-15 ). А значит:

именно сертификат Торгово-промышленной палаты дает предприятию право на применение упрощенных инвентаризационных правил

Такой же подход к вопросу инвентаризации имущества в зоне АТО и у специалистов Минфина. В своих разъяснениях они уже не раз акцентировали внимание на том, что субъекты хозяйствования, имущество которых находится в зоне проведения АТО, не освобождены от инвентаризации находящихся там объектов, однако могут ее проводить не в установленные Положением № 879 сроки, а когда это станет возможным (см. письма от 12.01.2015 г. № 31-11420-08-10/558 и от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732 ).

Описанные отличия в правилах инвентаризации логично влекут за собой особенности заполнения такими предприятиями годовой финансовой отчетности. Так, абзац девятый п. 12 Порядка № 419 на этот счет рекомендует активы, по которым не была проведена инвентаризация , показывать в отчетности по данным бухучета . Причем на тот факт, что информация в финотчетности приведена без проведения инвентаризации из-за отсутствия доступа к активам, нужно указать в примечаниях к финотчетности (см. письмо Минфина от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732 ).

И наконец, еще один важный момент. По разъяснениям Минфина, объекты, находящиеся на временно оккупированной территории или на территории проведения АТО на дату годового баланса, предприятие должно оценивать с учетом этих реалий. Так как из-за вооруженного конфликта произошло уменьшение полезности активов предприятия, то в учете и отчетности их показывают по правилам П(С)БУ 28.

А вот списать такие активы без инвентаризации не выйдет. А она, как мы уже сказали, откладывается до того момента, когда предприятие получит безопасный и беспрепятственный доступ к ним (см. письмо ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15 и от 10.02.2017 г. № 2714/6/99-99-15-03-02-15 ).

С общим порядком проведения инвентаризации разобрались, а теперь рассмотрим особенности инвентаризации конкретных активов и обязательств предприятия.