Hess: добыча нефти в Ливии растет, но не так быстро, как хотелось бы. Ливия наращивает добычу нефти, угрожая планам опек

Экономика Ливии
Валюта Ливийский динар (LD)
Международные
организации
ОПЕК , COMESA
Статистика
ВВП ▲ $41.50 billion (2014)
Рост ВВП 0,5 %
ВВП на душу населения 10 335
Инфляция (ИПЦ) менее 1 %
Индекс человеческого развития (ИЧР) 0,760 (2011)
Экономически активное население 1.438 миллион (2014)
Уровень безработицы 30% (2004), 20.70% (2009), 19.5% (2011)
Основные отрасли нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная промышленность
Внешняя торговля
Экспорт $10,51 млрд (2015)
Статьи экспорта нефтепродукты, природный газ, химикаты
Импорт $11,24 млрд (2015)
Статьи импорта машины и оборудование, потребительские товары, продовольствие
Государственные финансы
Государственный долг 6,6% ВВП (2015)
Внешний долг $5,244 млрд (31 декабря 2014)
Государственные доходы $10,19 млрд (2015)
Государственные расходы $24,85 млрд (2015)
Если не оговорено иное, все данные указаны в долларах США

Валюта

Общая характеристика экономики

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая промышленность и нефтеперерабатывающая , добыча подземной пресной воды, пищевая , текстильная , цементная, металлургическая . Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный , морской , трубопроводный .

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $ 62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в то же время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3 %; Германия - 12,0 %; Великобритания - 8,9 %; Франция - 6,8 %; Тунис - 5 %). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3 %; Германия - 16,6 %, Испания - 10 %; Турция - 6 %; Франция - 3,6 %).

В конце XX в. государственные предприятия производили около 90 % всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази . После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата , Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовым флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т.

До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища.

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы. Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию. В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %. Нефтедобыча дает до 40 % ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2 % мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки. Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Нефтедобыча

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95 %. Нефтедобыча дает до 40 % ВВП . Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК . Добыча нефти - 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2 % мирового производства нефти . Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки .

Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation ), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир , Ваха и Зельтен . Порты общего назначения: Триполи , Бенгази , нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф , Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов , общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Добыча газа

Сельское хозяйство в Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом - орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1 % площади страны, и только 1 % из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» - водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн га - в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Добыча пресной воды

В 1950-х годах во время проведения нефтеразведок в южной части Ливии под песками пустыни

По разведанным запасам нефти Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирака). На долю СНЛАД приходится около 2% всех мировых нефтяных ресурсов. Достоверные запасы ливийской нефти составляют 29,5 млрд.барр. Помимо нефти в Ливии имеются довольно крупные запасы природного газа (1,6 трлн.куб.м; третье место в Африке), имеются запасы железной руды, фосфатов, гипса.

Разведанные запасы нефти оцениваются в 45,5 млрд.барр. По данным Международного Агентства по энергии, производство нефти в СНЛАД в дек. 1997 г. достигло 1,45 млн. баррелей в день (б/д) но уже к середине 1998 г. снизилось до 1,3 млн.барр. Последняя цифра меньше даже новой, сокращенной квоты ОПЕК для Ливии, введенной в 1998 г. (1,52 млн.б/д). Помимо желания СНЛАД идти в русле политики ОПЕК по повышению мировых цен на нефть это можно объяснить и недостаточным развитием здесь уже имеющихся месторождений, а также до недавнего времени вяло проходившей разработкой новых, поскольку еще в 1970-х гг. их интенсивное использование было официальным Триполи признано противоречащим интересам государства. Между тем, по прогнозам специалистов, при отказе от серьезной разработки новых месторождений нефти ее производство в СНЛАД способно упасть до 1 млн.б/д к началу следующего столетия, а к 2010 г. - и до 0,8 млн.б/д.

Система концессиональных прав на нефтеразведку . Все операции по нефти в Ливии относятся к компетенции гос. Национальной нефтяной корпорапии (ННК), основанной в 1970 г. Ее доля участия в каждом из соглашений по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений - не менее 50%.
Нефтепоисковые работы в СНЛАД ведутся как национальными и совместными компаниями-операторами, так и зарубежными компаниями, получившими концессионные права на нефтеразведку. Концессии предоставляются в виде "Соглашений о разработке и долевом участии в производстве" (EPSA).
Инокомпания ведет своими силами нефтепоиск, и в случае открытия крупного месторождения и начала его промышленной эксплуатации становится, совместно с ННК, компанией-оператором. Стоимость концессии зависит при прочих равных условиях от географического расположения концессионного участка. Территория Ливии разделена на 4 зоны, различаемые по степени вероятности залегания там нефти.

Сегодня осуществляется третий этап добычи - ЕРSА-З. Его условия предусматривают возмещение затрат по нефтеразработке за счет планируемой продукции, равное участие партнеров (ННК и иностранный подрядчик) в расходах по развитию открытого месторождения. Распределение дохода регулируется по скользящей шкале, при этом часть, отходящая подрядчику, освобождается от уплаты налогов и арендной платы за разработку месторождения. ННК была вынуждена выдвинуть упомянутые условия после того, как работы по договорам EPSA-1,2 принесли незначительные результаты ввиду их низкой экономической эффективности для подрядчика. По прогнозам ННК, исполнение ЕРSА-З добавит по меньшей мере еще 2 млрд. баррелей нефти к уже разведанным нефтяным запасам.

Соглашения в рамках EPSA-З уже подписаны с компаниями "Шелл" (Дания), "ОМВ" (Австрия), "Тоталь" (Франция), "Сага Петролеум" (Норвегия), "Бразпетро" (Бразилия), "Петрофина" (Бельгия), "Лаемо" (Великобритания), "Аджип" (Италия), "Винтерхалл" (ФРГ), "Хаски Ойл", "РСО", "Интернэшнл Петролеум Корпорейшн" (Канада), госконсорциумом Ю. Кореи, рядом других корпораций. Недавно аналогичное соглашение заключено с испанской "Репсол", разрабатывающей ныне нефтяное месторождение на юге СНЛАД.

Развитие перспективных нефтяных месторождений . Месторождению в Мурзуке, расположенному на юго-западе страны, ННК придается приоритетное значение. Проект по его развитию из двух стадий оценивается в 1 млрд.долл., после его завершения производительность месторождения составит около 250 тыс.б/д. Все контракты по выполнению 1-й стадии проекта уже распределены. Всего нефтеносное месторождение в Мурзуке содержит, оценочно, 800 млн. барр. нефти. Запланировано было начать добычу в дек. 1998 г. с 50тыс. б/д, доведя ее к 2005 г. до 200 тыс. б/д. В 1998 г. ННК подписала соглашение по развитию данного месторождения с Европейским консорциумом в составе компаний "Репсол" (доля - 45%), "Тоталь" (30%) и ОМВ (30%). Когда месторождение начнет выработку продукции, доля ННК в доходах составит 50%.

Месторождение в Мабруке (600 км. к югу от г.Сирт) было открыто еще в 1959 г., однако из-за высокой стоимости работ (около 1 млрд.долл.) ввиду сложного географического шельфа долгое время оно было законсервировано. Мабрукское месторождение содержит 1,3 млрд.барр. нефти. По его разработке в мае 1993 г. ННК было подписано соглашение сроком на 35 лет с компанией "Тоталь", которая, в свою очередь, сдала в аренду 25% территории компании "Сага Петролеум". Она сформировала дочернюю фирму "Сага Петролеум Мабрук АС", открывшую в 1996 г. представительство в Триполи.

Двухэтапный проект развития этого месторождения предусматривает его первоначальную разведку с целью выяснения коммерческой целесообразности дальнейших капиталовложений. При наличии таковой должна начаться интенсивная разработка всего месторождения. Первоначально компании-операторы намереваются задействовать нефтеносные поля на западе Мабрука (запасы нефти - 50 млн.барр.). К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 30 тыс.б/д. "Тоталь" и "Сага Петролеум" занимаются также и разведкой нефтеместорождений в Хараме и Антелате (Феззан), которые, предположительно, содержат в совокупности около 2,1 млрд.барр. нефти.

Бури (западная частьТриполитании) в 1993 г. ННК заключила соглашение с "Аджип", которое привело ранее существовавшее соглашение 1974 г. в соответствие с условиями ЕРSА-3. Доля "Аджип" увеличилась с 14 до 30%. В дек. 1995 г., компания завершила первую стадию разработки месторождения (вся программа оценивается в 2 млрд.долл.), увеличив производство с 65 тыс. б/д до 80 тыс. б/д. Осуществляется вторая стадия, которая даст возможность повысить производительность до 150 тыс. Разведанные запасы Бури - 5 млрд.барр. нефти.

Ас-Сара (юго-восток к Ливии). В авг. 1994 г. завершилась вторая стадия разработки данного месторождения, позволившая увеличить добычу нефти до 53 тыс. б/д. Запасы месторождения - 250 млн. барр. В 1995 г. компания "Винтерхалл", занимающаяся его разработкой, заявила о том, что ежедневная добыча нефти здесь составляет 60 тыс. баррелей.
Концессия на месторождение Кабир в 1991 г. была передана компании "АГОКО" ("Арабиен Галф Ойд Компани"), полностью принадлежащей ННК. После проведения подготовительных работ в 1996 г. "АГОКО" объявила о начале добычи нефти на этом месторождении. К началу 1998 г. из его недр, содержащих нефть парафинового основания с малым количеством серы, извлекалось до 90 тыс.б/д.
Нефтеочистка и распределение.Ливия осуществляет операции по нефтеочистке как на своей территории, так и за рубежом, распределяя нефть по основным европейским рынкам. Основными же рынками сбыта нефти для СНЛАД по-прежнему остаются Италия, Германия и Испания. Очистка ливийской нефти и производство продуктов происходят в Италии, Германии и Швейцарии; Ливия располагает широкой дистрибуторской сетью в этих странах, в то же время стремясь внедряться на рынки стран Вост. Европы.
На своих собственных НПЗ СНЛАД в состоянии переработать до 40% своей нефти. Их пропускная способность составляет 342 тыс. б/д, на трех аналогичных заводах в Европе - в целом около 300 тыс. б/д.
Завия . Расположенный нa северо-западе страны, завод был построен итальянскими специалистами. Его мощность - 108 тыс. б/д, он на 70% удовлетворяет потребности района Триполи, часть продукции экспортируется.
Рас-Дануф . Завод построен компанией "Раско", функционирует с 1985 г. Его мощность - 198 тыс.б/д, однако в настоящее время он работает не в полную силу. Большая часть итогового продукта поступает на электростанции, работающие на жидком топливе, а также на расположенный вблизи химический комплекс.
Тобрук . Завод сооружен в 1985 г., его мощность 18 тыс.б/д.
Себха . Строительство этого завода с запланированной мощностью 20 тыс.б/д, расчитанного на поступление нефти с ближайшего месторождения в Мурзуке, еще не началось. В 1989 г. ННК передало контракт итальянской корпорации СТИП. Ожидается, что сейчас, когда работы в Мурзукском месторождении интенсифицируются, проект будет возобновлен.

Стратегия правительства состоит в развитии зарубежных НПЗ и расширении дистрибуторской сети, чтобы обеспечить сбыт 400 тыс.-450 тыс.б/д через регион Средиземноморья. В 1994 г. было объявлено о планах по усовершенствованию НПЗ в Кремоне (Италия) и модернизации аналогичных предприятий в ФРГ. Планируется также расширение дистрибуторской сети в Словакии, Венгрии и Чехии. Ливия рассчитывает таким образом компенсировать свое неучастие в Средиземноморском партнерстве. Кроме того, с 1996 г. со СНЛАД был снят статус развивающейся страны, что повлекло за собой новые пошлины на выработанные из нефти продукты.
До сент. 1993 г. интересы Ливии за рубежом в вопросах нефтепереработки и дистрибуторских операций представляла компания "Ойлинвест Интернэшнл", для чего была создана дочерняя компания: "Ойлинвест Нидерландс", управляемая ННК, ЛАФИКО и ЛАФБ (Ливийский арабский внешбанк). Однако вследствие санкционных мер, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООH №733, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.), СНЛАД была вынуждена передать контрольный пакет акций (55%) частным итальянским и немецким инвесторам, сохранив 45% акций.

Газовая промышленность. Крупные месторождения - Гадамес, Хамада, Сирт, Бури. В 1996 г., по данным ОПЕК, в Ливии было добыто 6,4 млрд.куб.м.прир. газа. Основная его часть была использована для нужд ливийского энергетического комплекса, около 1,2 млн.куб.м.экспортировано, главным образом, в Италию и Испанию.
Стремясь стимулировать развитие газового сектора в промышленности, правительство разработало план по сооружению двух газопроводов, которые включат новые газовые электростанции в Бенгази, Зуэтине, Хомсе и Триполи в единую национальную энергосистему. В июне 1996 г. ННК подписала контракт в 3 млрд.долл. с компанией "Аджип". Он предусматривает осуществление проекта по созданию гигантского газопровода (частично пролегающего по морскому дну), который свяжет месторождения прир. газа в Ливии с единой газовой сетью Италии (о.Сицилия). Ливия также намерена самостоятельно разрабатывать несколько газовых месторождений на своей территории.

Разработка новых нефтяных и газовых месторождений и интенсификация работ на уже действующих, даже поддержание объема добычи нефти на прежнем уровне требуют внедрения новых передовых технологий, замены устаревшего, зачастую изношенного оборудования. В результате действия международных антиливийских санкций нефтегазовая отрасль страны испытывает большие трудности. Особенно негативно санкционный режим сказался на ее нефтяной составляющей, значительно (в среднем в четыре раза) увеличивая стоимость импорта оборудования, запчастей к нему и его транспортировки. Санкции тормозили и дальнейшую экспансию ливийцев на новые рынки сбыта нефти, препятствуют проникновению в СНЛАД американских компаний, до 1986 г. весьма активно работавших в ливийском нефтяном секторе (их капиталы были заморожены). Против Ливии не введено международное нефтяное эмбарго, однако США в одностороннем порядке предприняли ряд мер, чтобы максимально затруднить нормальное функционирование нефтегазовой отрасли Ливии, проведение платежей и расчетов с иностранными подрядчиками через мировую банковскую систему. В авг. 1996 г. американский Конгресс ввел в действие закон Д"Амато, предусматривающий наложение санкций правительством США на инокомпании, инвестирующие более 40 млн.долл. в ливийский нефтегазовый сектор (этот закон вызвал резкую критику со стороны Евросоюза, ряд членов которого - Италия, Германия, Испания - в значительной степени удовлетворяют потребности своих ТЭК за счет ливийской нефти и заинтересованы в дальнейшем всестороннем развитии сотрудничества с Джамахирией в этой области).
Ливия остается в стороне и от многих экономических новаций, из которых извлекают пользу ее североафриканские соседи. Так, она не входит в число стран, образовавших новую зону свободной торговли в Средиземноморье, что открывает им доступ к получению дотаций на развитие от Евросоюза. В Джамахирии не ведутся также работы по созданию программ приватизации с целью привлечения иноинвестиций и ускорения экономического развития.

После шести лет гражданской войны в Ливии Европа подталкивает стороны конфликта к перемирию. Объединение страны выгодно для развития ее нефтяной отрасли, постепенно восстанавливающей добычу

Ливийские военные. Октябрь 2014 года (Фото: Mohammed el-Sheikhy / AP)

Участники войны в Ливии активизировали обсуждение мирного урегулирования конфликта, длящегося с 2011 года. 30 июля глава правительства национального согласия Ливии (ПНС) Фаиз Сарадж побывал в Алжире, где рассказал премьеру страны Абдельмаджиду Теббуну о своей встрече с командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром в Париже 25 июля.

25 июля в Париже при посредничестве президента Франции Эмманюэля Макрона впервые за годы гражданской войны было согласовано перемирие. Сарадж и Хафтар одобрили «дорожную карту»​ по выходу из кризиса: они договорились о режиме прекращения огня и взяли обязательство организовать «как можно быстрее» президентские и парламентские выборы. Выборы, по словам Макрона, могут состояться весной 2018 года при участии наблюдателей ООН. За прошедшие с 25 июля дни перемирие в целом соблюдалось, столкновений между силами Сараджа и Хафтара зафиксировано не было.

Инициатива Парижа вызвала озабоченность Италии, традиционно занимавшей лидирующие позиции в усилиях по установлению мира в своей бывшей североафриканской колонии. Министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано поддержал инициативу Макрона, но указал на то, что в ливийском конфликте стало «слишком много форматов, посредников и инициатив». Политики из итальянской оппозиции расценили переговоры в Париже как попытку Франции отнять «традиционную роль у Италии в качестве основного посредника в ливийских делах».

Раздробленная Ливия

После свержения ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году в стране не удалось сформировать единый центр управления: власть находится в руках нескольких группировок. Запад страны контролирует созданное в декабре 2015 года под эгидой ООН и базирующееся в Триполи ПНС во главе с Фаизом Сараджем. Его поддерживают западные страны, а также Турция и Катар. На востоке и частично на юге власть находится в руках избранной в 2014 году палаты представителей Ливии, известной как «правительство в Тобруке». Ее поддерживает Ливийская национальная армия во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, на стороне которого выступают ОАЭ и Египет.​

Россия, будучи членом Совбеза ООН, официально поддерживает правительство в Триполи и выступает за дипломатическое решение конфликта. Однако Москва активно контактирует и с Хафтаром. Фельдмаршал за последний год несколько раз приезжал в Москву, а в январе 2017 года встретился с министром обороны России Сергеем Шойгу на борту авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Кроме двух правительств в Ливии существует множество народных ополчений, которые вступают в ситуативные альянсы и контролируют часть нефтяных источников. Некоторые территории на юго-западе страны, на границе с Алжиром, находятся под контролем национальных меньшинств: туарегов и берберов. Кочевники живут автономно и не желают вести переговоры с властями в Триполи и Тобруке.

Драка за Африку

Италия преследует в Ливии несколько целей. Рим заинтересован в урегулировании ситуации в стране, так как именно из Ливии через Средиземное море в Италию уже много лет попадают нелегальные мигранты. Годами «центрально-средиземноморский маршрут» был основным для беженцев из Азии и Африки. С января по июнь 2017 года, по данным пограничной службы ЕС Frontex, морем в Италию попали 85 тыс. нелегалов,​ или около 80% всего потока беженцев в Европу.


Мигранты в Ливии (Фото: Ismail Zitouny / Reuters)

Италия также имеет значительные экономические интересы в Ливии. «Это наш основной актив в плане производства нефти. С 2010 года, несмотря ни на что, нам удается держать объемы добычи в районе 300 тыс. барр. в сутки», — заявил в июле исполнительный директор итальянской корпорации Eni Клаудио Дескальци. По его словам, вложения в Ливию являются «высокорисковым активом», но компания заинтересована остаться здесь в долгосрочной перспективе.

Eni разрабатывает в Ливии месторождение Эль-Филь на юго-востоке страны. Партнером итальянцев выступает Национальная нефтяная корпорация​ (NOC), государственный монополист.

Причиной миротворческой активности президента Макрона является желание Парижа расширить присутствие французов в стране (нефтяная компания Total), уверен эксперт Российского союза по международным делам (РСМД) Максим Сучков. «Если Париж сделает ставку на «правильных» игроков в ливийской политической мозаике, перед ним раскроются большие перспективы по добыче углеводородов. Еще одна причина — растущие международные амбиции Франции, которую президент Макрон видит в «высшей лиге» дипломатии», — заявил РБК Сучков.

У многих стран, тем более у крупных средиземноморских держав, есть экономические интересы в Ливии, указывает научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Олег Булаев. Ситуация в Ливии на протяжении последних лет демонстрирует непредсказуемость в плане хрупкости любых достигаемых там соглашений. И все же, по мнению эксперта, несмотря на то что реального успеха в разрешении конфликта итальянская дипломатия не принесла, пока рано говорить о том, что Париж отнимает лидерство у Рима: чтобы оценить французский вклад в мирном урегулировании, необходимо дождаться реальных результатов.

Феодальная чересполосица

Ливия — одна из пяти африканских стран — членов ОПЕК. По данным картеля за 2016 год, экспорт нефти оттуда составил $9,3 млрд,​ или около 77% всего ливийского экспорта. Однако эти цифры отражают ситуацию в ливийской нефтяной отрасли по состоянию на прошлый год, когда средний уровень добычи составлял 390 тыс. барр. в сутки, что в четыре раза меньше довоенных показателей. К концу правления Каддафи в стране добывалось около 1,6 млн барр. ежесуточно, из которых свыше 1,1 млн барр. приходились на государственного монополиста NOC и ее многочисленные дочерние фирмы. Ливия и Нигерия не присоединились к прошлогодним обязательствам ОПЕК по сокращению добычи.

Развал-схождение

NOC была создана в 1970 году и в эпоху Каддафи контролировала более двух третей нефтяного производства. Холдинг полностью или частично владел региональными нефтяными корпорациями.​​ После возобновления в 2014 году гражданской войны сетевая структура NOC развалилась пополам.

Лишь два года спустя, в июле 2016-го, руководство западной и восточной частей NOC договорились об объединении компании. Штаб-квартира единой фирмы расположилась в Бенгази, на востоке страны, председателем ее стал директор западной половины Мустафа Саналла, а глава восточной части Наджи эль-Муграби вошел в совет директоров объединенного концерна.

К этому моменту объемы добычи упали до многолетних минимумов. Летом 2016 года показатель колебался чуть выше 300 тыс. барр. в сутки, а в августе, по подсчетам ОПЕК, упал до 292 тыс. барр. Однако с начала осени объемы добычи растут, достигнув в декабре 600 тыс. барр., а в феврале — почти 700 тыс. барр. ежесуточно.

Весной 2017 года производство вновь упало, почти до полумиллиона баррелей в день, но с конца апреля начинает восстанавливаться и в июне достигает 852 тыс. барр. в сутки — около половины от довоенного уровня.

В списке партнеров NOC по разведке и добыче присутствуют 23 иностранные компании — все крупнейшие концерны Европы, а также российские, американские и азиатские фирмы. Основные месторождения на юго-западе страны контролируют европейцы. Помимо работы с Eni на Эль-Фили, NOC совместно разрабатывает месторождение Шарара с конгломератом европейских фирм — испанской Repsol, французской Total, австрийской OMV и норвежской Statoil. Главное же восточное месторождение — Сарир — разрабатывает лишь AGOCO, 100-процентная «дочка» NOC.

Падение объемов добычи за годы войны, начало их восстановления и последующие колебания напрямую зависят от ситуации вокруг месторождений. Например, в конце августа 2016 года компания AGOCO (крупнейший филиал восточной половины NOC) объявила о возвращении иностранных инвесторов после проведенного мониторинга безопасности в регионе. Вслед за этим впервые за полтора года заработало принадлежащее AGOCO месторождение Сарир, одно из крупнейших в стране, которое уже к октябрю давало 320 тыс. барр. нефти в сутки.

Весенний же спад был обусловлен боями в районе нефтеносного района Марзук на юго-западе страны, где находятся два других крупных месторождения: Шарара и Эль-Филь. Весной там прошли столкновения сторонников властей в Триполи и Тобруке. Параллельно, как заявил Bloomberg директор NOC Мустафа Саналла, работу на месторождении пришлось приостановить из-за бунта службы охраны нефтяных объектов Ливии (PFG). К маю добыча на Шараре и Эль-Фили полностью восстановилась и начала расти.

Месяц назад, в июне 2017 года, Саналла опубликовал колонку в The New York Times, где​ вновь подверг критике не только охранников из PFG, называя их «местечковыми феодалами», но и все стороны конфликта, которые своими действиями мешают восстанавливать ключевую отрасль страны. Саналла подчеркивает, что с 2013 года вплоть до сентября 2016 года бойцы PFG блокировали почти все основные нефтяные порты Ливии ради получения денег и политической власти. «Это стоило стране более $120 млрд потерянных доходов и большей части финансовых резервов», — отмечает Саналла.

Скованные одной нефтью

Силы фельдмаршала Хафтара контролируют большинство ливийских портов и все нефтеналивные терминалы, через которые экспортируется нефть. Тем не менее он не может продавать нефть легально, поскольку резолюция Совбеза ООН резервирует это право за «официальным» правительством в Триполи. Большинство крупных месторождений (кроме Аль-Хамры на западе) также контролируют сторонники Хафтара. В условиях гражданской войны чересполосица приводит к курьезам. Например, на западе месторождения района Марзук и порт Эз-Завия находятся под властью «правительства в Тобруке», то есть сил Хафтара. При этом соединяющий место добычи и порт трубопровод почти целиком входит в зону влияния их противников из Триполи.


Саналла призывает к формированию единого легитимного правительства, которому NOC будет подчиняться. До тех пор концерн намерен держаться нейтралитета.​ Более того, целостность и монополию NOC на экспорт энергоресурсов необходимо сохранить, так как это единственная организация, способная функционировать по всей стране, отмечает Саналла.

Позиция директора NOC логична как желание топ-менеджера обеспечить прибыльность и расширение присутствия на рынке, отмечает Сучков. «Но попытки объединить Ливию на основе нефти имеют и объективные предпосылки — без должной стабильности и безопасности иностранным фирмам осваивать этот рынок непросто», — говорит он. По мнению Сучкова, аргументация Саналлы может стать «отрезвляющим фактором» для противоборствующих сторон, но едва ли «основой примирения».

Бороться за свою независимость NOC пришлось, когда поддерживаемое ООН правительство в Триполи издало указ, по которому пыталось отнять у компании некоторый ключевые функции, в том числе право на заключение концессионных соглашений с иностранными компаниями и на установление цены продажи нефти. Однако указ был заблокирован апелляционным судом в Бенгази, рассказывает Саналла.


Фото: Ismail Zitouny / Reuters

На меркантильных началах нефтяной торговли объединение Ливии в политическом плане маловероятно из-за сильных этнорелигиозных разногласий, считает директор по консалтингу IHS в России Максим Нечаев. «Однако различные группировки, контролирующие ту или иную часть инфраструктуры, можно привести к согласию, чтобы обеспечить транспортировку и отгрузку через терминалы, поскольку все стороны в этом заинтересованы», — заявил РБК Нечаев.

По мнению Нечаева, попытки NOC вновь объединить нефтяную систему страны уже принесли плоды​ и впредь будут «стимулировать к операционному единству и росту экспорта добытой нефти».

Падение добычи нефти в Ливии, которое отражается в данных ОПЕК, возможно, было результатом того, что приличная часть нефти по факту оказывалась в «черной зоне», отмечает Олег Булаев. По его словам, нефтяная отрасль Ливии может работать автономно от «людей на местах», практика показывает, что формирование единого центра власти вовсе не является обязательным для этого.

Российские перспективы

Среди российских участников рынка, работавших ранее на рынке Ливии, большинство заморозили свою деятельность. Первой к закупкам нефти вернулась «Роснефть». Компания начала покупать и экспортировать сырье в 2017 году, о чем 10 июля сообщил директор NOC. По словам Саналлы, контракт с «Роснефтью» заключен на год. «Они забирают нефть в зависимости от производства. Ежемесячно по одной-две отгрузки​», — уточнил глава NOC. Также он сообщил, что две компании создали технический комитет для проработки возможного сотрудничества в разведке и добыче, транспортировке и торговле нефтью. В феврале в Лондоне в кулуарах IP Week Саналла и глава «Роснефти» Игорь Сечин подпи​сали рамочное соглашение о сотрудничестве, которое закладывает основу для инвестиций российской компании в нефтяной сектор Ливии.

Однако в списке партнеров на сайте NOC числятся «Газпром» и «Татнефть», а «Роснефти» там нет. Источник РБК в «Роснефти» подтверждает информацию о действующем контракте по покупке нефти в Ливии, но не обозначает объемов закупки и сроков его действия. Он говорит, что появление «Роснефти» в списке партнеров ливийской компании — вопрос короткого времени.

«Татнефть» не планирует возобновлять добычу в Ливии до полной стабилизации обстановки в стране, заявил 23 июня на годовом собрании акционеров компании ее глава Наиль Маганов, которого цитирует ТАСС : «Сирия, Ливия — все там с ними понятно... Все работы приостановлены до стабилизации политической ситуации в этих регионах». «Татнефть» работала в Ливии по концессии девять лет: с 2005 года до возобновления гражданской войны в 2014 году.

Дочерняя структура «Газпрома» Gazprom International вела в Ливии четыре геологоразведочных проекта на шельфе и суше. По словам представителя компании, большинство этих работ сейчас заморожено. Но в совместном проекте компании с немецкой Wintershall в Ливии по разведке и добыче нефти на проектах концессии C96 и C97 (у «дочки» «Газпрома» 49% в проекте) ведется добыча небольших объемов нефти, которые экспортируются, когда Ливия открывает границы. Добычу удалось возобновить в сентябре 2016 года с месторождения Ас-Сарах в объемах около 35 тыс. барр. в сутки. Экспорт оттуда ведется через порт Аз-Зувейтина недалеко от Бенгази.

ЛУКОЙЛ полностью свернул свои проекты в Ливии и не планирует возобновлять их, отметил представитель компании. Такие компании, как «Ростех» и НОВАТЭК, также не ведут деятельности в Ливии — представительство «Ростеха» в этой стране временно не функционирует, указано в сообщении «Ростеха».

Ливия - индустриальная страна с плановой экономикой. Экономика Ливии во многом зависит от добычи нефти, которая обеспечивает около половины ВВП. С 2000 по 2010 год экономика росла устойчивыми темпами.

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, цементная, металлургическая. Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный, морской, трубопроводный.

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в тоже время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3%; Германия - 12,0%; Великобритания - 8,9%; Франция - 6,8%; Тунис - 5%). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3%; Германия - 16,6%, Испания - 10%; Турция - 6%; Франция - 3,6%). Внешний долг Ливии на 31 декабря 2009 года составлял $6,491 млрд, на душу населения $1025 или 11 % ВВП.

В конце ХХ в. государственные предприятия производили около 90% всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовом флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т. До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барк-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

В конце 1990-х годов Ливия перешла к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали: частичную либерализацию экономики, преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара и пр. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.

Средний национальный доход на душу населения Ливии выше, чем в любой иной африканской стране. Это позволяет государству финансировать бесплатное здравоохранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно высоком уровне и поддерживать континентальное первенство по большинству компонентов качества жизни. Правда, на многочисленных иностранных работников распространяется лишь малая доля этих благ.

Статистические показатели Ливии
(по состоянию на 2012 год)

Конфликт в Ливии, начавшийся в марте 2011 года, имел множество негативных экономических последствий, основными из которых стали резкое сокращение добычи нефти, разрушение инфраструктуры в результате бомбардировок НАТО, а также отток иностранных рабочих.

История экономики Ливии

До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Бoльшая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, весьма малопродуктивном из-за дефицита осадков и нехватки пригодных для обработки земель. Но уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения возрос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставило далеко позади все остальные отрасли хозяйства. Национальная промышленность Ливии только начинает формироваться, и до сих пор приходится импортировать продовольствие для удовлетворения потребностей растущего населения. Другая проблема – нехватка квалифицированных кадров. В конце 1980-х годов в Ливии работали более 500 тыс. иностранцев.

Еще в 1955 году, предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Прибыль должна была делиться поровну между нефтяными компаниями и правительством Ливии, а по истечении определенного установленного срока часть концессии должна была переходить в собственность государства. В 1958 были разведаны первые значительные нефтяные месторождения, а в 1961 началась их эксплуатация. В районе богатых нефтяных месторождений к югу от залива Сидра на основе концессий действуют более 30 нефтяных компаний.

В 1970 году ежегодный объем добычи нефти превышал 160 млн. т, но с середины 1970 годов, после введения правительственных ограничений, он стал сокращаться. Частично ограничения были введены для того, чтобы заставить нефтяные компании принять требования правительства, частично – чтобы не допустить истощения нефтяных ресурсов страны, пока ее экономика не достигла желаемого уровня развития. Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводила курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. В результате соглашений с одними нефтяными компаниями и национализации других правительство Ливии установило контроль над шестью нефтяными компаниями, действующими в стране. В сентябре 1973 под контролем государства оказались и все остальные компании, связанные с добычей и переработкой нефти. В 1973–1974 Ливия наряду с другими членами ОПЕК в четыре раза повысила продажную стоимость нефти. В 1972–1978 ежегодный объем производства нефти достигал 96 млн. т. Однако вслед за двукратным повышением цен на нефть в 1979 в начале 1980-х годов последовало перенасыщение мирового нефтяного рынка. Стремясь удержать цены на прежнем уровне, правительство Ливии было вынуждено пойти на ограничение объемов добычи. К 1985 году уровень добычи нефти упал до 51 млн. т в год, но в последующие 10 лет ее производство вновь выросло. Хотя на 1994–1995 квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн. т в год, фактический объем добычи достигал 75 млн. т.

В 1988 году, когда были обнаружены последние значительные месторождения нефти на территории страны, объем запасов нефти оценивался в 3 млрд. т (первое место в мире). Крупнейшие месторождения нефти – Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха, Самах – находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем. Отгрузка нефти на экспорт осуществляется через пять терминалов для нефтеналивных танкеров, расположенных в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина. По запасам природного газа (657 млрд. куб. м) Ливия занимает третье место в Африке. Крупнейшее месторождение Хатейба (339 млрд. куб. м). В 1970 в Марса-эль-Бурейка вошла в строй установка по сжижению природного газа, и с 1971 впервые началась экспортная продажа сжиженного газа. В начале 1990-х годов в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.

Промышленность Ливии

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы.

Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн. баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн. баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки.

Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Сельское хозяйство Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом – орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» – водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. К 1993 были проложены 1800 км трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га – в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Транспорт Ливии

Действующие железные дороги отсутствуют с 1965 года. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 году в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки. В 2001 году насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 - с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир, Ваха и Зельтен. Порты общего назначения: Триполи, Бенгази, нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов, общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Крупнейший и самый дорогостоящий ливийский транспортный проект 20-21 вв.: "Великая рукотворная река" - система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естественных подземных резервуаров пресной воды во внутренних районах Сахары до городов, аграрных областей на побережье и оазисов.

Валюта и банковская система Ливии

Созданный в 1955 году Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 году был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 году указом правительства все банки в Ливии были национализированы.

Государственная денежная единица – ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов. Существуют монеты и банкноты разных достоинств, выпуск которых осуществляется Центробанком Ливии. Валюта Ливии полностью привязана к мировым ценам на нефть, поскольку экспорт нефти является основной доходной статьей бюджета страны.

Источник - http://www.stranz.ru/str/164-liv/863-liae.html

Ливия стала головной болью для европейских нефтяных компаний, затяжной конфликт вынудил BP присоединиться к Total и списать инвестиции на миллионы долларов в этой стране.

Согласно сообщению британской нефтяной компании во II квартале было принято решение о списании почти $600 млн, так как непрекращающиеся с 2011 г. боевые действия практически полностью остановили кампанию по разведке.

Неожиданное событие стало основной причиной того, что прибыль BP оказалась ниже ожиданий аналитиков.

"Это просто трудно для нас, чтобы сделать там что-то прямо сейчас, - сказал главный исполнительный директор BP Боб Дадли. – ВР осознает, что другие нефтяные компании списали ливийские активы, в то время как у некоторых их просто нет".

Всего три месяца назад французский нефтяной гигант Total стал первой европейской компанией, объявившей о списании ливийских активов на $755 млн.

И это очень плохой знак для других компаний, таких как Eni и Repsol, которым, видимо, еще предстоит объявить о списаниях.

В 2011 г. в Ливии началась гражданская война. И ситуация в Ливии не улучшает, несмотря на бомбардировку Египтом позиций боевиков террористической организации "Исламское государство".

Есть серьезная вероятность прекращения поставок из Ливии вообще, а также проблемы с транспортировкой. В начале февраля президент США Барак Обама направил в Конгресс США обращение с просьбой разрешить применение военной силы против ИГ сроком на три года.

В результате боевых действий прекратили работу многие нефтяные месторождения и терминалы. Крупнейшие порты, занимающиеся экспортом, закрыты с декабря, а в феврале боевики захватили месторождение Аль-Мабрук, которое эксплуатирует Total.

Из-за постоянных боев в стране многократно упали объемы добываемой нефти. В начале текущего года они достигали лишь 180 тыс. баррелей, хотя еще в сентябре 2014 г. Ливия постепенно увеличивала добычу и производила около 800 тыс. баррелей в сутки. Сейчас добыча составляет около 400 тыс. баррелей в сутки.

До начала конфликта в этой стране, в феврале 2011 г., суточная добыча нефти достигала 1,6 млн баррелей.

Нефтяные объекты – это единственный на текущий момент в Ливии источник постоянного дохода. За последние два года вокруг них развернулась полномасштабная война между различными группами исламистов.

Официальным властям удавалось как-то сдерживать аппетиты лидеров повстанцев, отказавшихся признавать новое правительство страны. Однако, как правило, эта проблема решалась с помощью легализации вооруженных группировок с помощью предоставления им статуса "охранников нефтяных объектов" и выплаты денежных средств.

При этом новоиспеченные охранники далеко не всегда лояльны к своим нанимателям. Так, в конце июня прошлого года группа вооруженных охранников из числа бывших повстанцев атаковала штаб-квартиру в Триполи, которая принадлежала силам по охране нефтяных объектов (Petroleum Facilities Guard).

Ливия погрязла в войне и политических интригах, с тех пор как был убит Муаммар Каддафи в 2011 г.

Гражданская война вспыхнула между признаваемым на международном уровне правительством, расположенным на востоке страны, и боевиками, известными как "Рассвет Ливии", которые контролирует столицу страны Триполи.

Нефть уже давно стала важным сектором экономики страны, в которой расположены крупнейшие в Африке нефтяные запасы.

Зародившись в 1950-е гг., нефтяная промышленность Ливии добывала более 3 млн баррелей в сутки в конце 1960-х гг. Незадолго до смерти Каддафи в 2011 г. страна экспортировала 1,3 млн баррелей в сутки, добывая 1,6 млн баррелей в сутки.

"Существовало негласное соглашение между различными группировками не подрывать добычу нефти, – говорит Ричард Маллинсон, аналитик консалтингового агентства Energy Aspects. - Теперь группировки поняли, что контроль над нефтью – это настоящая власть".

Нестабильность повлияла и на другие западные энергетические компании в стране. В конце декабря компания Wintershall Holding GmbH свернула добычу в Ливии из-за боев в Сидре, который находится рядом с терминалами в Рас-Лануфе и Зутина, которые она использовала.

Немецкая компания заявила, что она инвестировала более $2 млрд в Ливию для достижения мощности добычи в 90 тыс. баррелей. Австрийская компания OMV AG заявила, что ее бизнес в Северной Африке также пострадал из-за беспорядков. Компания является партнером по разработке нефтяных месторождений в Центральной и Южной Ливии, где, по ее данным, добыча в прошлом году в среднем составляла 8 тыс. баррелей в сутки.

В настоящий момент Eni продолжает работать в Ливии, несмотря на постоянно растущие риски. Как и итальянская компания, испанская Repsol пока не списывает ливийские активы, хотя признала, что пострадала от производственных простоев.

BP вернулась в Ливию в 2007 г. после более чем 30-летнего перерыва, подписав контракт на $900 млн по разведке в районе, площадь которого сопоставима с Бельгией. Соглашение было частью международных усилий по содействию экономическому восстановлению Ливии.

Но долго и успешно поработать не удалось. В компании отмечают, что не знают, смогут ли продолжить буровые работы.