Этапы развития советского союза. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов

Страница 1

«В советском союзе с 30-х по 80-е гг. XX в. Государством создавалось и совершенствовалась система специализированных банков. В конце отмеченного периода она состояла из Внешторгбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка, Стройбанка и Сбербанка. Каждый из них представлял собой сложную централизованную систему с разветвленной сетью учреждений. Государством проводилось реорганизации принятой специализации.

За счет большой сети Госбанка (185 контор и 4274 отделения) спецбанки в 80-е гг. расширили свою сеть, причем прикрепление осуществлялось в зависимости от того. Клиентура какого банка преобладала в данном отделении. С конца десятилетия значительная часть государственных специализированных банков и их отделений была преобразована в коммерческие банки и их филиалы. Благодаря принятым в 1990 г. союзному и российскому законам о банках и банковской деятельности система коммерческих банков стала постепенно развиваться.»

«Основными задачами Государственного банка СССР становятся эмиссия бумажных денег, финансирование народного хозяйства и сметно-бюджетная деятельность. В январе 1930 года формируются банки долгосрочных вложений, которые уже через год становятся функциональными подразделениями Государственного банка: Промбанк, Сельхозбанк, Всекобанк и Цекомбанк. В таком виде кредитно-финансовая система просуществовала до апреля 1959 года – с этого времени Государственный банк начинает самостоятельно выполнять задачи своих подразделений. Основной отраслью кредитования для Государственного банка являлось сельское хозяйство. При советской власти 90% от общей суммы выданных в стране кредитов составляли сельскохозяйственные кредиты, остальные 10% – промышленные кредиты.

В 1987 году в ходе «перестройки» происходит реформа банковской системы: из состава Государственного банка СССР выделяется Агропромбанк – специализированный банк, кредитующий только сельское хозяйство. В то время Агропромбанк был крупнейшим сельхозбанком мира – его сеть состояла из 35 тысяч представительств по всему Советскому Союзу, собственный капитал достигал 400 миллиардов рублей, штат насчитывал 110 тысяч сотрудников.»

«В советское время Госбанк был превращен в орган краткосрочного кредитования народного хозяйства: коммерческий кредит был заменен прямым банковским, а система коммерческих банков – системой государственных специализированных банков.»

«К 1987 г. банковская система страны имела следующий вид:

ü Внутри страны функционировали Госбанк СССР (верхнее звено), Строй банк СССР, Внешторгбанк СССР, сеть государственных сберегательных касс (нижнее звено)

ü За границей действовали совзагранбанки (главный акционер – Госбанк СССР)

ü Для реализации планов по международной экономической интеграции созданы: Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк – банк долгосрочного (до 15 лет) и среднесрочного (до 5 лет) кредитования.

В 1987 г. внутри страны была осуществлена перестройка нижнего звена банковской системы и образованы пять специализированных банков: Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Промстройбанк СССР, Сбербанк СССР. Образование суверенной банковской системы РФ связано с распадом СССР.»

Сразу же после октября 1917 года начался процесс социалистического обобществления банков. Сначала новая власть овладела Государственным банком. Затем были национализированы частные коммерческие банки и банкирские конторы. При этом банковские капиталы были полностью конфискованы, а ипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживавшие среднюю и мелкую городскую буржуазию, были сочтены ненужными и ликвидированы.

На базе бывшего Государственного банка Российской империи, национализированных банков и их слияния в 1918 году был создан Народный банк РСФСР. Но гражданская война и иностранная военная интервенция, переход к политике «военного коммунизма», приведший к натурализации экономических отношений и обесценению денег, значительно упростил и сократил функции банковской системы. Поэтому в январе 1920 года Народный банк РСФСР был ликвидирован, а его функции переданы финансовым органам.

Переход к новой экономической политике в послевоенный период, восстановление и развитие товарно-денежных отношений потребовали активного использования денег и кредита во всех сферах хозяйственной жизни страны. 7 октября 1921 года декретом ВЦИК был учрежден Государственный банк РСФСР. С 16 ноября того же года он начал осуществлять кредитные, расчетные и кассовые операции.

Декретами СНК РСФСР от 25 июля и 11 октября 1922 года Госбанку было предоставлено монопольное право выпуска банкнот. Это означало превращение Госбанка в эмиссионный банк страны и орган государственного регулирования денежного обращения. В июле 1923 года постановлением ЦИК СССР Госбанк РСФСР был реорганизован в Государственный банк СССР.

В годы новой экономической политики кредитная система стала многозвенной и включала в себя:

  • - Госбанк СССР (первый уровень);
  • - акционерные отраслевые и территориальные банки, кооперативные, коммунальные, сельскохозяйственные банки, сберкассы, кредитную кооперацию, общества взаимного кредита (второй уровень).

Такая кредитная система имела ряд особенностей. Основными из них были:

  • 1. Конкуренция между банками за привлечение клиентов.
  • 2. Широкая самостоятельность банков в рамках директивного кредитного планирования.
  • 3. Оперативная реакция банков на изменение конъюнктуры и большие возможности банков по воздействию на нее.
  • 4. Наличие коммерческого кредита, являвшегося одной из основ денежного обращения и банковского кредита.
  • 5. Функционирование внутреннего фондового рынка, хотя и слаборазвитого, но тесно связанного с государственным кредитом.
  • 6. Взаимодействие вексельного, подтоварного и целевого кредита.

Сложившаяся в годы нэпа кредитная система не отвечала требованиям усиления централизации управления экономикой. Реорганизация была начата постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 июня 1927 года «О принципах построения кредитной системы». Этим постановлением Госбанку передавалось оперативное управление всей банковской системой, что означало ликвидацию оперативной самостоятельности банковских учреждений. Они лишались права самостоятельного установления процентов по вкладам и ссудам. Каждая хозяйственная организация прикреплялась для обслуживания к определенному банку, в котором должна была держать счет и получать кредит. Все средства Госбюджета, Госстраха, Соцстраха, сберкасс могли храниться только в Госбанке.

Следующим шагом в реорганизации кредитной системы явилась кредитная реформа 1930-1932 годов.

Основные мероприятия, осуществленные в процессе кредитной реформы, касались форм и методов банковского дела. К ним относятся:

  • 1. Ликвидация коммерческого кредита и вексельного обращения.
  • 2. Установление прямого банковского кредитования предприятий и организаций.
  • 3. Аккумуляция всех временно свободных средств хозорганов в Государственном банке СССР, который превратился в единый центр краткосрочного кредитования народного хозяйства.
  • 4. Превращение безналичных расчетов в основной вид расчетов между предприятиями и организациями.
  • 5. Перестройка банковского аппарата по функциональному признаку и четкое разграничение функций между банками.

Реформа строилась на ошибочных теоретических предпосылках об отмирании товарно-денежных отношений. Предполагалось, что ликвидация нэпа делает товарно-денежные отношения излишними, купля-продажа между предприятиями госсектора должна превратиться в плановое распределение, оплата товаров - в простую формальность, кредитование предприятий - в разновидность финансирования. Поэтому считалось, что в таких условиях нет места коммерческому кредиту, не надо разделять оборотные средства предприятий на собственные и заемные.

Завершилась кредитная реформа перестройкой банковской системы по функциональному признаку. Вместо большого числа различных отраслевых, кооперативных, коммунальных и других банков она включала:

  • - Государственный банк;
  • - Банк финансирования капитального строительства, промышленности и электрохозяйства (Промбанк);
  • - Банк финансирования социалистического земледелия (Сельскохозбанк);
  • - Банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк);
  • - Банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк);
  • - сберегательные кассы;
  • - Внешторгбанк (в форме акционерного кредитного учреждения).

На Госбанк возлагалось кассовое обслуживание специальных банков, а также выполнение по их поручению операций, связанных с финансированием капитального строительства в тех населенных пунктах, где отсутствовали учреждения этих банков. Но главным в деятельности Госбанка было то, что он являлся единым центром краткосрочного кредитования производства и обращения продукции, расчетным и кассовым центром с разветвленной сетью филиалов по всей стране.

Реорганизацией специальных банков завершился начавшийся в 1927-1928 годах процесс разделения финансирования и долгосрочного кредитования народного хозяйства и разграничения функций кредитной системы СССР. Созданные банки долгосрочных вложений существенно отличались от ранее существовавших отраслевых банков, так как финансирование капитальных вложений осуществлялось из государственного бюджета, поэтому специальные банки долгосрочных вложений были подчинены Народному комиссариату финансов СССР.

Таким образом, в результате осуществления кредитной реформы в стране была ликвидирована двухуровневая банковская система. Кредитная реформа явилась логичным элементом становления экономического механизма, построенного на принципах экономического централизма.

Сложившаяся в 30-е годы одноуровневая банковская система с незначительными изменениями просуществовала до 1987 года. К этому времени стали очевидными все ее недостатки, которые привели к выхолащиванию сущности кредита и самого понятия кредитной системы.

17 июля 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». Но реорганизация банковской системы по-прежнему носила административный характер. Монополию трех банков сменила монополия шести банков.

В реорганизованную банковскую систему вошли:

Государственный банк СССР.

Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР).

Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР).

Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР).

Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР).

Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сберегательный банк СССР).

Реорганизация действующих и образование новых специализированных банков не изменили основ банковского дела в стране, к имевшимся недостаткам банковской системы прибавились новые:

  • 1. Банки продолжали базироваться на прежней единой государственной собственности.
  • 2. Сохранился их монополизм, увеличилось число монополистов (с трех до шести банков).
  • 3. Не существовало выбора кредитного источника, так как сохранилось закрепление предприятий за банками.
  • 4. Не создан денежный рынок и отсутствовала торговля кредитными ресурсами.
  • 5. Реорганизация не затронула деятельность страховых организаций как важных источников кредитных ресурсов.
  • 6. Увеличились расходы на содержание банковского аппарата.

Поэтому реорганизация банковской системы не приблизила ее к потребностям изменяющейся экономики, когда административно-командные методы хозяйствования проявили свою полную несостоятельность. Почти стихийно стали создаваться коммерческие банки.

Реформа банковской системы в стране началась с принятием в декабре 1990 года Закона «О Государственном банке Союза ССР» и Закона «О банках и банковской системе в СССР».

Новизна этих законов заключалась в формировании двухуровневой банковской системы. Первый уровень составляли Государственный банк СССР и центральные банки союзных республик. Второй уровень образовывали коммерческие банки.

Вместе с тем реформирование банковской системы не предусматривало создание небанковских кредитных институтов, хотя в стране уже создавались и действовали Пенсионный фонд, страховые компании, система Сбербанка.

Двухуровневая банковская система СССР просуществовала менее года. Характерным для нее в то время стала так называемая «война банков», в ходе которой центральные банки союзных республик отказывались выполнять указания и требования Госбанка СССР. После известных событий в августе 1991 года с распадом союза банковская система СССР была ликвидирована. Началось создание российской банковской системы.

Проблема взаимодействия средств массовой информации и власти на всех исторических этапах развития Российского государства представляет большой научный и практический интерес. В зависимости от того, как складываются эти отношения, можно судить о степени свободы, существующей в обществе, а значит о политическом режиме той или иной страны.

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х гг. оказала большое влияние на дальнейшее развитие России, хотя долгие годы в научном мире существовала точка зрения о том, что это время было наполнено ошибками и непоследовательными действиями руководства, о которых в советское время предпочитали не вспоминать. Эпоха Н.С. Хрущева историками оценивается неоднозначно. Но отрицать того, что именно им была предпринята попытка смягчения тоталитарного режима, сложившегося при И.В. Сталине, путем либерализации общественной жизни; произведена перестройка экономики, пусть и не всегда успешная; именно с его именем простые люди связывали улучшение своего уровня жизни, и, наконец, развенчание «культа личности Сталина». Несмотря на импульсивный и часто отрывочный характер проводимых Н.С. Хрущевым реформ, они вызвали значительные перемены во всех сферах жизни общества, в том числе и деятельности средств массовой информации. Все эти изменения затронули и Краснодарские СМИ. Поэтому, рассматривая особенности развития масс-медиа тех лет, можно с уверенностью заявить, что те же изменения происходили и в развитии краевых средств массовой информации.

«Оттепель» в общественно-политической жизни отразилась и на системе СМИ. С одной стороны, ослабление цензуры, некоторая свобода слова спровоцировали бурное развитие средств массовой информации и формирование диалога общества и власти. В то же время существующий тоталитарный режим, хоть и смягченный, продолжал оказывать влияние их функционирование. СМИ использовались как одно из главных средств пропаганды. Общественная жизнь в СССР была пронизана идеологией правящей партии, а у советских средств массовой информации многие годы был имидж самых идеологизированных СМИ в мире. Отражением названных процессов стали материалы средств массовой информации.

В годы «оттепели» наблюдается активное участие средств массовой информации в жизни общества и формирования их как социального института. Одной из предпосылок такого положения СМИ послужила разработка и внедрение в жизнь модели «общенародного государства», пришедшей на смену многолетней большевистской доктрине . По своей идеологической значимости данная теория соизмерима с вопросом о «культе личности» И.В. Сталина. Привлечение широких масс трудящихся к управлению в рамках «общенародного государства» становится стратегической задачей. Однако проведение этого курса не могло быть реализовано на практике тех лет. Серьезным препятствием являлась существующая политическая система.

Средствам массовой информации отводилась значительная роль в формировании «общенародного государства». Они должны были способствовать выявлению недостатков в работе органов власти, отражать успехи и достижения народного хозяйства тех лет. Общество, в свою очередь, могло через СМИ высказывать свое отношение к происходящим событиям, и даже принималась обоснованная критика просчетов в хозяйственной деятельности. Но все это было возможно в определенных рамках, поскольку цензура не отменялась, а просто была немного смягчена.

Во время «Оттепели» конца 1950-х начала 1960-х гг. именно средства массовой информации и пропаганды наиболее эффективно обеспечили взаимодействие интересов общества и личности, общества и власти, открыли большие возможности для проявления активности всех членов общества. СМИ оказывали прямое влияние на все социальные группы населения и каждого человека. Проникая во все сферы производственной и социально-бытовой деятельности общества, они охватывали все социальные, профессиональные, возрастные, национальные слои и группы людей нашей страны, все государственные и общественные организации2].

К концу 50-х гг. отечественная журналистика претерпевает серьезные изменения. Средства массовой информации в эти годы стали рассматриваться КПСС не только как средство пропаганды, но еще и как один из институтов советской социалистической демократии. Отражая те процессы, которые происходят в экономике, политике, культуре, они, с одной стороны, информировали граждан о деятельности государственных и общественных организаций, отдельных руководителей, а с другой - ежедневно передавали информацию "снизу», вынося на газетные полосы, в радио- и телеэфир мнения, советы, размышлении и предложения людей, открыто подвергая критике те или иные негативные явления и поддерживая передовой опыт, помогая тем самым составлять планы, корректировать проекты решений. Они давали возможность выявлять мнение граждан по определенным вопросам, узнавать их настроение.

С другой стороны, бурное развитие СМИ в СССР тех лет являлось важнейшим средством в создании не только массового, но и контролируемого общества. Положение журналистики по-прежнему оставалось неизменным в системе командно-административного управления. Она, как и прежде, находилась, в полной зависимости от этой системы. Советские СМИ способствовали объединению людей в социальное и культурное целое посредством трансляции ценностей официальной идеологии в формах массовой культуры, унифицировали вкусы и потребности массового реципиента. СМИ стали не только носителями культуры, но и мощным средством манипулирования сознанием и настроениями людей с помощью продуктов этой культуры. КПСС не могла допустить ослабления ее влияния на массы.

Использование возможностей средств массовой информации стало основой для формулирования так называемой «советской теории прессы» . В соответствии с этой теорией, средства массовой информации должны были выполнять функции агитатора, пропагандиста и организатора. В целом же в советской системе СМИ за счет постоянного партийного контроля была достигнута беспрецедентная для истории прессы управляемость и охват населения страны. В СССР «советская» теория прессы по понятным причинам была непререкаемой догмой.

В Советском Союзе функционировала стройная и регламентированная система управления информационными потоками, в которой не последнюю роль играл контроль за фактическим и идеологическим содержанием деятельности органов печати, радио и телевидения. Это была жестко централизованная иерархическая отраслевая структура.

Печатные СМИ подчинялись Комитету по делам печати, фактически - всесоюзному министерству. Электронные медиа находились в сфере ответственности Комитета по телевидению и радио. Аналогичные комитеты существовали в каждой союзной республике, и в каждом областном и краевом центре. Кадровый и идеологический контроль за деятельностью всех видов СМИ на союзном уровне осуществлялся отделом пропаганды и агитации Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, внутри которого имелись секторы печати, радио и телевидении. Эта же схема управления действовала и на уровне ЦК республиканских компартий, а также на уровне нижестоящих обкомов, горкомов и крайкомов партии. Цензурные функции реализовывались Управлением по охране государственной тайн в печати при Совете Министров СССР.

В краях, областях и республиках Советского Союза существовала своя система управления средствами массовой информации. Так, масс-медиа Краснодарского края тех лет подчинялись Краевому комитету КПСС, Краевому управлению печати и Краевому комитету по телевидению и радиовещанию Крайисполкома. Идеологическое руководство всеми краевыми, городскими и районными средствами массовой информации Краснодарского края осуществлял сектор периодической печати, радио и телевидения отдела пропаганды и агитации краевого комитета КПСС.

С 1953 года управлением деятельностью печатных СМИ занимался отдел издательств и полиграфической промышленности Управления культуры Исполкома Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся. В 1964 году оно было преобразовано Управление по печати Исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся . Последнее несло ответственность за содержание материалов прессы, а также занимался техническим обеспечением ее деятельности.

Краевой комитет по телевидению и радиовещанию руководил 44 редакциями районного радиовещания и подчинялся Комитету радиоинформации при Совете министров СССР. В подчинении комитета находилось 73 радиоузла других ведомств (узлы колхозов, совхозов, МТС).

В соответствии с постановлением №39350 Совета министров СССР от 12.10.1951 года «О сокращении количества радиовещания, имеющих недостаточно развитую радиотрансляционную сеть» были сохранены самостоятельные редакции в следующих городах Краснодарского края: Краснодаре, Армавире, Ейске, Кропоткине, Новороссийске, Сочи, Лабинске, Туапсе, а также приказом Комитета радиоинформации при Совете министров СССР №161 от 19.02.1952 года организовался Адыгейский комитет радиоинформации, и была упразднена областная редакция в городе Майкопе.

В структуру Краснодарского краевого комитета радиоинформации (до 1961 года) входили следующие редакции общественно-политического вещания по радио: редакция последних известий, редакция сельхозпередач, редакция промышленных передач, редакция для детей и юношества, редакция литературно-художественных передач, редакция музыкального вещания, редакция по инспектированию работы местного и практической помощи городскому, районному радиовещанию в крае и работа корреспондентской сетью.

С 1957 года в структуру Краснодарского краевого комитета радиоинформации добавился отдел - студия телевидения, которая имела такую же структуру редакций за исключением редакции по инспектированию работы местного и практической помощи городскому, районному радиовещанию в крае и работа корреспондентской сетью.

Для наиболее эффективного управления работой средств массовой информации, тем более, что в крае появилось новое масс-медиа - телевидение, в соответствии с Приказом Государственного комитета по телевидению и радиовещанию СССР №1332 от 12.08.1961 года и решения Исполкома Краснодарского краевого совета депутатов трудящихся №1054 от 24.10.1961 года с 01.11.1961 года произошло объединение Краснодарского комитета по телевидению и радиовещанию и Краснодарской студии телевидения.

Краснодарский комитет по радиовещанию и телевидению осуществлял руководство радиовещанием и телевидением в крае и нес ответственность за идейно-политический и художественный уровень телевизионных и радиопередач, за состояние и дальнейшее развитие технических средств, использующихся для создания телевизионных и радиопередач. Он подчинялся Государственному комитету Совету министров СССР по радиовещанию и телевидению.

Для управления и контроля за таким важным средством пропаганды, как СМИ, существовала целая система форм и методов партийного руководства СМИ. Отдельного закона, регулирующего деятельность СМИ в СССР, не было, поэтому в различных правовых актах (конституция СССР и РСФСР, ГК РСФСР законах о выборах) были нормы, касающиеся отдельных вопросов функционирования периодической печати, радио и телевидения, однако никакой видимой связи между ними не было, и в целом они не образовывали единого механизма правового регулирования. Отсутствие правового регулирования компенсировалось постановлениями ЦК КПСС. Именно они регламентировали порядок создания газет и журналов, назначение главных редакторов, тематические планы и так далее.

Руководящими указаниями для прессы были не только решения партийных органов, но также выступления, речи и даже юбилейные приветствия Генерального секретаря ЦК КПСС, других первых лиц партийной иерархии. Эти материалы обязательно печатали все газеты, им посвящались передовые статьи, на них ссылались, их цитировали в различных публикациях.

В 1950-60-е годы ЦК КПСС приняло ряд постановлений, касающихся деятельности средствах массовой информации: «О повышении действенности выступлений советской печати» (1953); «О порядке разрешения на издание многотиражных газет и об изменении названий местных газет» (1956); «Об улучшении освещения в советской печати и по радио жизни социалистических стран» (1958); «Об улучшении руководства массовым движением рабочих и сельских корреспондентов советской печати» (1958); «О дальнейшем развитии общественных начал в советской печати и радио» (1960); «Об улучшении советского радиовещания» (1960); «О дальнейшем развитии советского телевидения» (1960); «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения» (1962); «О повышении действенности выступлений советской печати» (1963); «Об организации государственного комитета Совета министров СССР по печати» (1963); «Об улучшении информации на радио» (1964); «Об учебно-образовательной программе телевидения» (1965); «Об улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся» (1967) .

Традиционными методами партийного руководства СМИ , методами, проверенными длительным опытом активного участия советской журналистики в хозяйственном и культурном строительстве, являлись: постановления ЦК КПСС, определяющие основные направления развития средств массовой информации; координация действий различных редакций средств массовой информации и пропаганды местными партийными комитетами; систематическое участие партийного комитета в определении тематики и основных направлений деятельности редакционных коллективов; проверка действенности публикаций; развитие общественных начал в работе редакций (привлечение широкого актива, создание необходимых условий для развития творческой инициативы внештатных сотрудников редакций и прочее); всемерная поддержка со стороны партийных комитетов важных, принципиальных выступлений журналистов, особенно критических выступлений.

В системе регулирования отношения средств массовой информации, общества и государства центральное место занимает государственная информационная политика. Информационная политика СССР в годы «оттепели», с одной стороны, была направлена на смягчение сталинского тоталитарного режима, с другой власть все-таки всеми силами старалась не допускать чрезмерной демократизации общества. Государство продолжало обладать исключительной монополией на информацию и контролировало все информационные потоки.

В Советском Союзе сформировался определенный тип отношения субъектов медиадеятельности с обществом и властными структурами. СМИ выполняли четко регламентированные функции посредника между гражданами и властью. Однако очевидно, что такой директивный тип вертикального управления профессиональным медиасообществом практически исключает возможность обратной связи: от аудитории к субъектам информационной деятельности.

На рисунке видно, что практиковалась односторонняя модель распространения информационных потоков. Никакой обратной связи населения с властью не было. Но в тоже время, доверие к СМИ как источнику необходимых знаний об окружающей реальности, как пропагандисту, агитатору и организатору деятельности различных слоев населения было значительным, что является характерной чертой тоталитарного режима. Недаром в советской время в обывательской среде бытовало мнение: «Если в газете написали, значит, это правда».

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х годов, внесшая множество изменений в общественную жизнь, повлияла и на отношения масс-медиа с государством. СМИ Советского Союза по-прежнему оставались главным инструментом пропаганды, но именно в эти годы начинает практиковаться двусторонняя модель коммуникации, т.е. власть пыталась организовать обратную связь с гражданами страны. В 1950-60-е годы эти отношения можно представить схемой (Рис. 2).

Главным звеном всей этой конструкции являются СМИ как субъект, так и объект информационной деятельности. Они действуют как посредник между аудиторией и властью. Обратная связь, столь важная для сферы СМИ, здесь существует на разных уровнях отношений, но не является сплошным, структурообразующим элементом. Информации, доводимой до граждан страны, было ровно столько, сколько было необходимо для поддержания стабильности требуемых общественных настроений и морально-психологического обеспечения государственных и партийных действий и решений.

Соответствующим образом обработанную и оформленную информацию советскому гражданину поставляли именно печать, радио и телевидение, при этом они играли очевидную роль медиаобслуживания господствующей политической системы. Иного варианта при государственной монополии на медиадеятельность и доминирующую идеологию быть не могло. Привычные формы общения власти и прессы (пресс-конференции, выступления в СМИ ответственных лиц и руководителей) практиковались только в исключительных случаях и, как правило, под давлением мирового сообщества.

СМИ играли роль социального института, частично контролирующего различные сферы деятельности от имени народа. Популярными во многих периодических изданиях были рубрики со вполне внятными функциями обратной связи: «Газета выступила. Что сделано?», «По следам наших выступлений», «Письмо читателя позвало в дорогу», Народный контроль» и так далее. Помимо этого особого внимания, на наш взгляд, заслуживает тот факт, что в 1950-60-е годы практикуется такая форма обратной связи, инициируемая властями, всенародное обсуждение. «В 1956-1957 гг. было проведено по одному всенародному обсуждению проекта закона о государственных пенсиях и тезисов по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью и строительством; в 1958 году - тезисов по развитию колхозного строя реорганизации МТС и об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране. В 1959 году обсуждение коснулось четырех законопроектов - проекта основ законодательства о труде СССР и союзных республик, проекта закона о повышении роли общественности в борьбе с нарушениями советской законности и правил социалистического общежития, проекта примерного положения о товарищеских судах, проекта примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, а также прошло всенародное обсуждение тезисов о контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР в 1959-1965 годы» .

Во время «оттепели» конца 1950-х начала 1960-х годов происходит окончательное формирование системы средств массовой информации. Так, помимо ставших привычными для миллионов людей радио и печати, активно развивается телевидение. Именно в это время оно становится общедоступным, благодаря широкому распространению в стране телевизоров. В ноябре 1955 в Краснодаре вступил в строй малый экспериментальный телецентр. 7 ноября осуществлена первая трансляция телевизионной передачи на Кубани. Но уже в октябре 1959 года был открыт Краснодарский мощный телецентр.

Что касается радио, то именно в 1950-60-е годы оно становится многопрограммным. Появляется первая круглосуточная музыкально-информационная программа «Маяк», молодежная радиостанция «Юность». Начато вещание на зарубежные страны.

В этот период существенно обновляется структура прессы, возникает ряд новых всесоюзных газет - «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Социалистическая индустрия», «Московские новости» (на нескольких европейских языках) и так далее. Впервые у самой крупной республики Советского союза появилась собственная газета - «Советская Россия». Происходят изменения и в местной печати, в частности начали выходить колхозные многотиражные газеты, предпринята попытка межрайонных изданий, газет колхозно-совхозных управлений. В числе новых журналов представлены как литературно-художественные, «толстые» - «Москва», «Ленинград», «Нева», «Молодая гвардия», так и общественно-политические - «Вопросы истории КПСС» и др. Всего в стране в 1960 г. насчитывалось более 7 тыс. газет и около 4 тыс. журналов изданий журнального типа .

Кроме прессы, радио и телевидения в систему массовой информации СССР входили и информационные агентства. В Советском Союзе официальным источником информации являлось Телеграфное Агентство Советского Союза (ТАСС), основанное в 1925 году. Как указывалось в Большой Советской энциклопедии, «государственная информационная система СССР возглавляется Телеграфным агентством Советского Союза» . Известная формула «ТАСС уполномочен заявить» не допускала альтернативных точек зрения как на источник фактов, так и на их интерпретацию. Информационный поток носил директивный характер.

В 60-е годы прошло заметное техническое переоснащение ТАСС. Развивалась информационная служба агентства, расширялась сеть его корреспондентов и корреспондентских пунктов. Корреспондентская сеть фотохроники ТАСС также охватила всю страну. «Информацию и фотоиллюстрации получали около 12 тыс. подписчиков различного типа и уровня периодических изданий, органов телевидения и радио, кроме того, около 300 зарубежных агентств, газет, теле- и радиокомпаний. Однако основу иностранной информации ТАСС составляли сообщения его собственных корреспондентов, работавших в более, чем 100 странах мира» . Информация ТАСС поступала подписчикам в основном по телетайпам, по фототелеграфу, по проводным линиям связи и по радио, а также рассылалась по почте в виде бюллетеней. Внутри СССР сетью телетайпных связей было охвачено более 200 городов. Общая протяженность ее линий - 140 тыс. км, а продолжительность передач агентства за границу на шести языках - русском, английском, испанском, арабском, французском и немецком - исчислялась сотнями часов в сутки.

Для создания направленного потока информации о положении в стране, о ее достижениях в 1961 году была создана общественная информационная организация - Агентство печати «Новости» (АПН), учредителями которого явились Союз журналистов СССР, Союз советских писателей, Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) и Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. С первых шагов своей деятельности АПН развернуло большую информационную работу. Оно поддерживало деловые контакты с международными национальными агентствами, издательскими фирмами, радиокомпаниями 110 зарубежных стран. «В 85 странах мира АПН имело своих представителей. На материалах АПН издавалось для зарубежных читателей 51 журнал, 10 газет и 190 пресс-бюллетеней на 56 языках. Общий годовой тираж этих изданий составлял 2,5 млн. экз.» Агентство имело также свое издательство, которое выпускало литературу на иностранном и русском языках.

«Оттепель» конца 1950-х начала 1960-х годов стала очень важным периодом в развитии средств массовой информации, поскольку именно в это время телевидение становится массовым, появляются новые печатные издания и радиостанции. Одним из основных итогов функционирования СМИ в этот период можно назвать создание интерактивных масс-медиа и формирование диалога общества и власти.

Литература

советский массовая информация пресса

  • 1. Беспалов А.Г., Конилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналистики (издание третье, дополненное). - Москва - Ростов-на-Дону: «МарТ», 2004. - 426 с.
  • 2. Большая советская энциклопедия // http://www.bse.sci-lib.com .
  • 3. Государственный архив Краснодарского края: Фонд 1530 Опись 1.
  • 4. Засурский И. Масс-медиа второй республики// http://www.smi.ru .
  • 5. Ильиченко С.Н., Кривоносов А.Д. Современная пресс-служба. - СПб., 2005. - 105 с.
  • 6. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды (Издание второе, дополненное). - М.: Политическая литература, 1987. 607 с.
  • 7. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении (Сборник документов и материалов). - М.: Мысль, 1972. 635 с.,
  • 8. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е годы). - М.: Издательство МГУ, 1999. - 304 с.
  • 9. Пыжиков А. Хрущевская «оттепель»: 1953 - 1964. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 510 с.

A. В Италии.

B. В Германии.

C. Во Франции.

D. На Руси.

2. В России банковское дело с начала 80-х гг. XIX в. развивалось преимущественно на базе... банков.

A. Государственных.

B. Частных.

C. Акционерных.

D. Иностранных.

3. В Советском Союзе функционировала... банковская система.

A. Одноуровневая.

B. Двухуровневая.

C. Трехуровневая.

D. Многоуровневая.

4. Современная банковская система работает по … системе.

A. Одноуровневой.

B. Двухуровневой.

C. Трехуровневой.

D. Многоуровневой.

5. Элементом банковской системы не является:

A. Центральный эмиссионный банк.

B. Небанковская кредитная организация, имеющая лицензию
на право совершения банковских операций.

C. Коммерческий банк.

D. Казначейство.

6. В соответствии с российским законодательством банк - это... организация, которая выполняет депозитные, расчетные и ссудные операции.

A. Бюджетная.

B. Финансовая.

C. Посредническая.

D. Кредитная.

7. Юридический статус банка определяется:

A. Банковским законодательством.

B. Центральным банком.

C. Президентом страны.

D. Парламентом государства.

8. В соответствии с российским банковским законодательством к банковским сделкам относится:

A. Лизинговые операции.

B. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

C. Сделки по приобретению необходимого специального оборудования, автомобилей, оргтехники.

D. Осуществление почтовых переводов.

9. Что из нижеперечисленного относится к банковским сделкам?

A. Выдача банковских гарантий.

B. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

C. Доверительное управление имуществом.

D. Инкассация денежных средств, векселей.

10. Что из нижеперечисленного является банковской операцией?

A. Доверительное управление имуществом.

B. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камеями.

C. Оказание консультационных услуг.

D. Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

11. В соответствии с законодательством РФ к банковским операциям относится:

A. Оказание информационных услуг.

B. Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения ценностей.

C. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц.

D. Аренда помещений для осуществления торговой деятельности.

12. Коммерческий банк - это:

A. Структурное подразделение Министерства экономики.

B. Хранилище золотовалютных резервов.

C. Посредник в расчетах и кредитовании.

D. Финансовый агент правительства.

13. Клиентами центрального банка, как правило, являются:

A. Непосредственно предприятия и организации различных секторов экономики.

B. Физические лица.

C. Только кредитные организации.

D. Все юридические лица.

14. Современные коммерческие банки осуществляют обслуживание:

A. Предприятий, организаций и населения.

B. Только населения и центрального банка.

C. Только предприятий и организаций.

D. Только предприятий, организаций и центрального банка.

15. Невзирая на форму собственности при создании коммерческих банков, они являются... субъектами.

A. Зависимыми от правительства.

B. Самостоятельными.

C. Подотчетными президенту.

D. Зависимыми от правления центрального банка.

16. В соответствии с законодательством РФ коммерческие банки вправе:

A. Осуществлять выпуск в обращение банкнот.

B. Конкурировать с Центральным банком РФ.

C. Поддерживать стабильность покупательной способности национальной денежной единицы.

D. Производить выдачу поручительств за третьих лиц.

17. Коммерческие банки осуществляют операции по:

A. Монопольному выпуску банкнот.

B. Привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады.

C. Обеспечению стабильности покупательной способности денежной единицы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический у ниверситет»

(ТГПУ)

А. И. Копытова

БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Тестовые задания

УДК Печатается по решению

ББК учебно-методического совета

К 65 Томского государственного

педагогического университета

К65 Копытова, А. И. Банки и банковское дело: тестовые задания / А. И. Копытова; ГОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет» – Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. – 50 с.

Сборник тестов по дисциплине «Банки и банковское дело» содержит закрытые тестовые задания и тесты на соответствие по восьми модулям: структура банковской системы РФ, банковские ресурсы, кредитные операции коммерческих банков, оценка эффективности деятельности коммерческого банка, организация наличных и безналичных расчетов в банке, операции коммерческих банков с ценными бумагами и валютные операции банков.

Тестовые задания предназначены для студентов факультета экономики и управления, обучающихся по направлению «Национальная экономика», а также может быть использовано студентами экономических специальностей и преподавателями.

Рецензенты:

© Томский государственный

педагогический университет, 2011

© А.И. Копытова, 2011

МОДУЛЬ I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ 4

1.1. Банковская система РФ 4

1.2. Цели и функции Центрального банка РФ 7

1.3. Коммерческие банки и основы их деятельности 10

1.4. Регистрация и лицензирование банковской деятельности 13

МОДУЛЬ II. БАНКОВСКИЕ РЕСУРСЫ, ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 15

2.1. Ресурсы коммерческого банка 15

2.2. Доходы, расходы и формирование прибыли коммерческого банка 21

МОДУЛЬ III. ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 24

3.1. Кредитные операции коммерческих банков. Кредитный риск и его минимизация 24

3.2. Формы обеспечения банковских кредитов 26

МОДУЛЬ IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 28

4.1. Банковские риски 28

4.2. Ликвидность коммерческих банков 29

МОДУЛЬ V. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНЫХ И БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 30

5.1. Безналичные расчеты коммерческих банков 30

5.2. Кассовые операции банков 33

МОДУЛЬ VI. ОПЕРАЦИИ БАНКОВ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 37

6.1. Операции банков с ценными бумагами 37

МОДУЛЬ VII. Валютные операции коммерческих банков 44

7.1. Валютные операции коммерческих банков 44

МОДУЛЬ VIII. Прочие операции коммерческих банков 48

8.1. Прочие операции коммерческих банков 48

МОДУЛЬ I. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РФ

1.1. Банковская система РФ

    Первые банки современного типа возникли:

    1. В Италии.

      В Германии.

      Во Франции.

    В России банковское дело с начала 80-х гг. XIX в. развивалось преимущественно на базе... банков.

    1. Государственных.

    2. Акционерных.

      Иностранных.

    В Советском Союзе функционировала... банковская система.

    1. Одноуровневая.

      Двухуровневая.

      Трехуровневая.

      Многоуровневая.

    Современная банковская система работает по … системе.

    1. Одноуровневой.

      Двухуровневой.

      Трехуровневой.

      Многоуровневой.

    Элементом банковской системы не является:

    1. Центральный эмиссионный банк.

      Небанковская кредитная организация, имеющая лицензию
      на право совершения банковских операций.

      Коммерческий банк.

      Казначейство.

    В соответствии с российским законодательством банк - это... организация, которая выполняет депозитные, расчетные и ссудные операции.

    1. Бюджетная.

      Финансовая.

      Посредническая.

      Кредитная.

    Юридический статус банка определяется:

    1. Банковским законодательством.

      Центральным банком.

      Президентом страны.

      Парламентом государства.

    В соответствии с российским банковским законодательством к банковским сделкам относится:

    1. Лизинговые операции.

      Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

      Сделки по приобретению необходимого специального оборудования, автомобилей, оргтехники.

      Осуществление почтовых переводов.

    Что из нижеперечисленного относится к банковским сделкам?

    1. Выдача банковских гарантий.

      Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

      Доверительное управление имуществом.

      Инкассация денежных средств, векселей.

    Что из нижеперечисленного является банковской операцией?

    1. Доверительное управление имуществом.

      Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камеями.

      Оказание консультационных услуг.

      Размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

    В соответствии с законодательством РФ к банковским операциям относится:

    1. Оказание информационных услуг.

      Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам сейфов для хранения ценностей.

      Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц.

      Аренда помещений для осуществления торговой деятельности.

    Коммерческий банк - это:

    1. Структурное подразделение Министерства экономики.

      Хранилище золотовалютных резервов.

      Посредник в расчетах и кредитовании.

      Финансовый агент правительства.

    Клиентами центрального банка, как правило, являются:

    1. Непосредственно предприятия и организации различных секторов экономики.

      Физические лица.

      Только кредитные организации.

      Все юридические лица.

    Современные коммерческие банки осуществляют обслуживание:

    1. Предприятий, организаций и населения.

      Только населения и центрального банка.

      Только предприятий и организаций.

      Только предприятий, организаций и центрального банка.

    Невзирая на форму собственности при создании коммерческих банков, они являются... субъектами.

    1. Зависимыми от правительства.

      Самостоятельными.

      Подотчетными президенту.

      Зависимыми от правления центрального банка.

    В соответствии с законодательством РФ коммерческие банки вправе:

    1. Осуществлять выпуск в обращение банкнот.

      Поддерживать стабильность покупательной способности национальной денежной единицы.

      Производить выдачу поручительств за третьих лиц.

    Коммерческие банки осуществляют операции по:

    1. Монопольному выпуску банкнот.

      Привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады.

      Обеспечению стабильности покупательной способности денежной единицы.

      Поддержанию ликвидности банковской системы страны.

    Какой деятельностью запрещено заниматься кредитным организациям?

    1. Ссудной деятельностью.

      Торговой деятельностью.

      Открытием и ведением счетов физических и юридических лиц.

    В соответствии с законодательством РФ коммерческие банки имеют право:

    1. Проводить денежно-кредитную политику.

      Конкурировать с Центральным банком РФ.

      Поддерживать стабильность банковской системы.

      Открывать и вести счета физических и юридических лиц.

    1. Расчетно-кассовым обслуживанием клиентов.

      Аккумуляцией свободных денежных средств юридических лиц.

      Страховой деятельностью.

      Консультированием по вопросам банковской деятельности.

    Кредитной организации запрещено заниматься:

    1. Учетом векселей.

      Кредитованием физических лиц.

      Организацией расчетов между клиентами.

      Производственной деятельностью.

1.2. Цели и функции Центрального банка РФ


    Уставный капитал и имущество Центрального банка РФ являются... собственностью.

    1. Федеральной.

      Акционерной.

    2. Совместной.

    Капитал Банка России сформирован за счет:

    1. Средств государства.

      Пожертвований частных лиц.

      Фондов коммерческих банков.

      Средств предприятий и организаций.

    Целью деятельности Центрального банка РФ не является:

    1. Выдача кредитов кредитным организациям.

      Поддержание устойчивости российского рубля.

      Кредитование физических лиц.

      Кредитование правительства.

    В соответствии с российским законодательством, колле­гиальным органом и высшим органом управления Банка России является:

    1. Правление.

      Комитет банковского надзора.

      Национальный банковский совет.

      Совет директоров.

    Сколько человек входит в состав национального банковского совета?

  1. Национальный банковский совет заседает не реже 1 раза в:

    1. К вартал.

    2. Полгода.

    В совет директоров ЦБ РФ входят:

    1. 10 человек.

      12 человек и в том числе Председатель ЦБ РФ.

      12 человек и Председатель правительства РФ.

      20 человек.

    Председатель Банка России назначается на должность на... срок.

    1. Четырехлетний.

      Шестилетний.

      Трехлетний.

      Пятилетний.

    Структурными подразделениями Банка России не являются:

    1. Национальные банки автономных республик.

      Общества взаимного кредита.

      Банковские школы.

      Полевые учреждения.

    Осуществлением расчетов между кредитными организациями занимаются:

    1. Полевые учреждения.

      Центральный аппарат ЦБ РФ.

      Территориальные учреждения.

    Центральный банк как главный банк страны заинтересован в:

    1. Укреплении денежного обращения.

      Ослаблении устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам.

      Дерегулировании банковской системы страны.

      Децентрализации системы расчетов.

    Денежно-кредитная политика реализуется путем взаимодействия центрального банка с:

    1. Предприятиями различных отраслей экономики.

      Правительством.

      Специализированными кредитно-финансовыми институтами.

      Коммерческими банками.

    Кредитных организаций осуществляется путем предоставления центральным банком займов в случае появления у них временных финансовых трудностей.

    1. Рефинансирование.

      Бюджетирование.

      Дифференциация.

      Инспектирование.

    Операции на открытом рынке - это деятельность централь­ного банка по:

    1. Предоставлению ссуд коммерческим банкам.

      Кредитованию населения.

      Сокращению счетов коммерческих банков.

      Покупке или продаже государственных ценных бумаг.

    В условиях рыночной экономики эмиссия наличных денег осуществляется:

    1. Коммерческими банками.

      Коммерческими банками и центральным банком.

      Центральным банком.

      Коммерческими банками и предприятиями.

    Функция центрального банка заключается в том, что он монопольно осуществляет выпуск банкнот и регулирует денежное обращение в стране.

    1. Информационная.

      Надзорная.

      Посредническая.

      Эмиссионная.

    Эмитентами бумажных денег выступают:

    1. Коммерческие банки.

      Эмиссионный банк.

      Казначейство и предприятия.

      Предприятия.

    С целью обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает:

    1. Экономические нормативы.

      Лимиты остатка кассы.

      Нормы отчислений в фонды экономического стимулирования.

      Размеры выплат с расчетных счетов банковских клиентов.

    Метод надзора за деятельностью кредитных организа­ций предполагает изучение их финансового положения по данным представляемой в Банк России отчетности.

    1. Контрольно-ревизионный.

      Дистанционный.

      Комплексный.

      Сплошной.

    Для оценки реального состояния дел в кредитных организациях Банк России осуществляет... их деятельности.

    1. Регулирование.

      Санирование.

      Лицензирование.

      Инспектирование.

    К предупредительным мерам Банка России относятся:

    1. Установление дополнительного контроля за деятельностью кредитной организации.

      Отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

      Запрет на открытие филиалов на срок до 1 года.

      Ограничение проведения кредитными организациями отдельных банковских операций на срок до 1 года.

    К принудительным мерам Банка России относятся:

    1. Доведение до органов кредитной организации о недостатках в ее деятельности.

      Введение временной администрации по управлению кредитной организацией.

      Предложения о разработке мероприятий, направленных на устранение недостатков.


1.3. Коммерческие банки и основы их деятельности


    Функцией коммерческого банка является:

    1. Эмиссия банкнот.

      Кредитование центрального банка.

      Расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

      Надзор за деятельностью кредитных организаций.

    В соответствии с законодательством РФ коммерческие банки наделены правом:

    1. Приобретать требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме.

      Заниматься производственной деятельностью.

      Поддерживать стабильность покупательной способности национальной денежной единицы.

      Выступать кредитором последней инстанции.

    По форме собственности банки подразделяются на:

    1. Государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные.

    Обособленными структурными подразделениями коммерческого банка являются:

    1. Дополнительные офисы.

      Обменные пункты.

      Филиалы и представительства.

      Расчетно-кассовые центры.

    По масштабам деятельности коммерческие банки подразделяются на:

    1. Универсальные и специализированные.

      Бесфилиальные и многофилиальные.

      Региональные, межрегиональные, национальные и международные.

      Малые, средние, крупные, банковские консорциумы и межбанковские объединения.

    Коммерческий банк выполняет операции по:

    1. Обслуживанию золотовалютных резервов.

      Выпуску государственных ценных бумаг.

      Кассовому обслуживанию центрального банка.

      Инвестированию средств в акции предприятий.

    1. Кассира правительства.

      Посредничества в кредите.

      Органа банковского надзора.

      Кредитора последней инстанции.

    Коммерческий банк выполняет функцию:

    1. Эмиссионного центра государства.

      Банка банков.

      Аккумуляции средств в депозиты.

      Банкира правительства.

    По функциональному назначению банки подразделяются на:

    1. Эмиссионные, депозитные и коммерческие.

      Универсальные и специализированные.

      Региональные, межрегиональные, национальные и международные.

      Малые, средние, крупные, банковские консорциумы и межбанковские объединения.

    Функция... является основополагающей для обеспечения деятельности банка.

    1. Консультанта по вкладам.

      Инвестора в векселя.

      Аккумуляции свободных средств.

      Посредничества в расчетах.

    Основное назначение банка состоит в том, что он обеспечивает:

    1. Концентрацию свободных капиталов и ресурсов.

      Инкассацию наличных денег.

      Организацию системы рефинансирования.

      Выпуск коммерческих векселей.

    По... банки делятся на универсальные и специализированные.

    1. Сфере обслуживания.

      Характеру операций.

      Масштабам деятельности.

      Функциональному назначению.

    Банки выполняют весь набор банковских услуг для всех категорий клиентов.

    1. Специализированные.

      Инновационные.

      Универсальные.

      Депозитные.

    По...выделяют государственные, акционерные, кооперативные, частные и смешанные банки.

    1. Форме собственности.

      Территориальному признаку.

      Характеру операций.

      Масштабам деятельности.

    По... банки делятся на эмиссионные, депозитные и коммерческие.

    1. Форме организации.

      Характеру операций.

      Числу филиалов.

      Функциональному назначению.

    Какому обособленному подразделению банка не разрешается осуществлять банковские операции, так как оно создано для представления его интересов и осуществления их защиты?

    1. Дочернее хозяйственное общество.

    2. Представительство.

      Операционные кассы вне кассового узла.