Электронная досада. Проблемы с осаго

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Новый полис ОСАГО

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

За отказ оформить ОСАГО компаниям грозит штраф от 20 тыс. до 300 тыс. руб.

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».

Складывается впечатление, что покупка полиса ОСАГО сейчас - это чуть ли не одна из главных проблем в России. Во всяком случае, пишут о ней последние месяцы с удивительной настойчивостью. Если вкратце: во многих городах купить полис ОСАГО возможно только за взятку, которую страховые компании вымогают с автолюбителей в виде допуслуг.

В Петербурге, что характерно, я с этой проблемой не сталкивался - последний раз я продлевал ОСАГО, если мне не изменяет память, в начале года, и ровно никаких проблем при получении не было: пришёл, оформился, заплатил. Вся процедура заняла буквально 15 минут.

Однако так просто получается далеко не везде... Цитирую mikeofshadows :

В нашем городе (Волгоград) невозможно купить полис ОСАГО без так называемых допов, т.е. услуг навязываемых страховщиками, что удорожает его в среднем на 50%.

Антимонопольная служба завалена заявлениями и обращениями уже два года как, даже штрафы накладывает, только их размер, видимо, не является для страховщиков проблемой. Прокуратура не находит состава преступления.

Единственный способ купить ОСАГО по нормальной цене - это потребовать после оформления полиса расторжения ненужных страховок и возврата средств. Это получается только по суду. Занимает от 3 месяцев и требует значительных затрат личного времени, большинство людей этого позволить себе просто не могут.

Ситуация продолжается с 2014 года, десятки тысяч людей пострадали, из них тысячи обращались куда только возможно, ситуация не изменилась. Это не локальная проблема - ты проезжаешь за день все точки, которые смог найти, и везде тебе выставляют одинаковую сумму, меняя только допуслуги, которые ты должен купить. Одно время даже ездили за полисами в соседние города, но сейчас и там ситуация аналогичная.

Онлайн сервисы покупки ОСАГО, призванные решить эту проблему, существуют, но реально воспользоваться ими не получается, поскольку на каком-то этапе сервис либо говорит об ошибке, либо просто перестает отвечать.

Вот, например, ответ от Страхового Дома ВСК в момент попытки перейти к оплате:

«Ваш полис не прошел проверку в РСА. Обратитесь пожалуйста, в ближайший офис компании. Код: 024».

Пробовал купить полис онлайн во всех основных страховых компаниях - «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Согласие», «Уралсиб», «Согаз», «Ренесанс», «Военностраховая», ещё штук пять.

Обращаю внимание: они не отказывают официально, просто я не могу пройти процедуру из-за ошибок и зависаний. Пробовал из трех браузеров с отключенными плагинами и антивирусами и сетевыми экранами с разных машин, пробовал даже через прокси с европейких IP, пробовал из абсолютно чистой системы, установленной на виртуалку с сетевым мостом, результат тот же. На форумах отписываются о том же самом: ни у кого не получается. Ещё пару недель назад в Росгосстрахе можно было оформить онлайн (если часа в 3 ночи делать), сейчас уже нет.

Ситуация выглядит довольно тревожной. Страховые компании можно понять - это циничные «рыночные» образования, которым неинтересно ничего, кроме прибыли. Если утверждённый государством тариф на ОСАГО не позволяет страховым извлекать прибыль, они будут всеми силами уклоняться от почётной обязанности обслуживать автомобилистов.

Однако автолюбители справедливо винят в своих проблемах не страховые компании, а государство - которое, видимо, не может сейчас дать страховым компаниям по рукам, чтобы те работали честно.

Не могу сказать, что государство бездействует - так, год назад наш ЦБ уже приостанавливал лицензию «Росгосстраху», очень крупному страховщику:

Но, судя по сообщениям с мест, показательная порка не помогла, и страховые компании снова взялись за старое.

Полагаю, пришла пора Центробанку снова предпринимать самые решительные меры - хотя бы по той простой причине, что открытое беззаконие, от которого сейчас страдают миллионы автолюбителей, самым токсичным образом влияет на репутацию государственной власти.

Сегодня страхование ОСАГО неизменно ассоциируется у водителей с высокими тарифами, поддельными полисами и дефицитом подлинных, с навязыванием доп услуг и отсутствием скидок, с вопросом «в чем смысл тарифного коридора», когда полисы реализуют только по максимальной границе?

Сама идея страхования преследует благую цель – помочь в трудной жизненной ситуации. Почему же тогда приобретение полиса ОСАГО вызывает у автовладельцев бурю негативных эмоций?

  • Во-первых, отдавать деньги всегда трудно. Свою лепту вносит и обязательность сей процедуры.
  • Во-вторых, творящееся безобразие с поддельными полисами и навязыванием дополнительных услуг подливает масла в огонь.

Противостояние страховщика и страхователя достигло своего апогея. Наступит ли этому конец? Однозначно, да. Только когда?

Конечно, экономический кризис жестоко прошелся по многим компаниям. Существенно сократились объемы прибыли, прошли массовые сокращения персонала, а некоторым предприятиям пришлось покинуть российский рынок. Трудно не только секторам экономики, трудно простому народу. Пережить можно всё. Но, использование граждан в качестве основного источника решения проблем, причем, обманным путем, подрывает доверие и сводит на нет лояльность граждан к страховщикам России.

За 13 лет существования ОСАГО, страховой продукт никак не приведут в нормальный вид, несмотря на то, что мировая практика по этому виду страхования насчитывает 80 лет. Почему бы не воспользоваться чужим хорошим опытом? Проще и быстрее, чем идти своим путем. Или кому-то такой путь на руку?

Как c ОСАГО в других странах?

Высший европейский уровень демонстрирует автострахование Германии.

Среди трех видов страхования авто есть и обязательное Kfz-Haftpflicht, аналогичное нашему ОСАГО. Без него даже невозможно поставить машину на учет. Цена полиса не маленькая, но цивилизованные способы его продажи вызывают у владельцев не противостояние, а понимание. Критерии страхования знакомы всем автолюбителям и после оформления заявки через интернет высылается счет на оплату. Такой полис гарантирует возмещение полного вреда пострадавшей стороне. Суммы выплат до 7,5 млн евро — почувствуйте разницу!

Знаете, какие преимущества могут получить водители, не попавшие в ДТП? Скидку до 75%, причем, её можно подарить родственникам или друзьям.

А ещё, виновнику аварии нет необходимости улаживать проблемную ситуацию – этим занимается исключительно страховщик, вплоть до решения спорных вопросов в суде.

Что с автострахованием гражданской ответственности у нас?

А российские автовладельцы между двух огней: страховой компанией и дорогами.В принципе, простая процедура покупки полиса превратилась у нас в «развод на бабки». Убитое время и нервы граждан не поддаются исчислению.

Повышение тарифов на ОСАГО обеспечило некоторый прирост продаж в 2015 году, тем не менее со 2 квартала 2016 года прогнозируется их существенное падение. За прошедший год уже 3 миллиона водителей, не согласных с ценой полиса, отказались его приобретать.

В большинстве случаев высокая стоимость определена включением страховки жизни и т.п., аппетиты отдельных страховых компаний задирают её до 50%. В результате, кто-то ездит совсем без страховки, кто-то нашел подешевле. Подсуетились мошенники, предложив поддельные полисы с более низкой ценой (4 % в общей доле). Знал ли про это владелец авто? 50 на 50.

Русское «авось» играет здесь не последнюю роль. «Авось, гаишник не заметит. Авось, в ДТП не попаду». А есть и те, кто вообще ездит без полиса.

Мы не сказали ещё про то, что в минусе оказываются, прежде всего, пострадавшие в ДТП. Кто виноват?

Безусловно, суд признает виновным лицо, по причине которого всё случилось. А сокрытие информации о тарифах и условиях страхования, навязывании доп услуг, отказ в страховании без их приобретения, а также отказ в скидках (понижающий КМБ)- это всё лирика. «Жалуйтесь, господа, куда следует», — ответ известен. Но ведь, пока жалуемся, и ездим без страховки.

Обозримое будущее – что изменится с ОСАГО

Официальные данные Российского союза автостраховщиков свидетельствуют об увеличении суммы премии с 4324 до 6115 рублей при одновременном снижении количества купленных полисов в 1 квартале 2016 года на 500 тыс. штук. Причина такой ситуации ясна. Перейти к чистой продаже полисов ОСАГО означает для страховщика прямые потери прибыли. Избежать этого поможет резкое поднятие тарифов. Будет ли повышение?

Президент Всероссийского союза страховщиков Юргенс И.Ю. считает, что «дальнейший рост тарифов ОСАГО невозможен, невзирая ни на какие экономические параметры этого вида страхования. Потребители проголосовали ногами, и никакие дополнительные меры принуждения в данной ситуации уже не помогут. Остаётся искать пути оптимизации затрат, в первую очередь на ремонт автомобилей пострадавших, снижения уровня страхового мошенничества и сокращения судебных издержек за счёт изменения процедур урегулирования убытков и работы с претензиями страхователей».

Электронный полис по реальной цене

Отличная возможность получать через онлайн-сервисы застопорилась. «Когда не надо» население быстро учиться пользоваться информационными технологиями и здесь страховщики увидели явную угрозу росту результатов страхового бизнеса. Кампания по блокировке данной услуги на сайтах страховых компаний прошла очень быстро.

В ответ на это активными борцами за справедливость подана инициатива о создании единого государственного страховщика, занимающегося исключительно ОСАГО. Голосование продлится до 27 апреля 2017 года и при наборе 100 тыс. голосов её рассмотрит группа экспертов федерального уровня с принятием решения в пользу инициативы или нет. Для заинтересованных поучаствовать — ссылка https://www.roi.ru/26791/ .

Ввод новых бланков ОСАГО

В целях защиты автовладельцев от поддельных полисов ОСАГО, РСА с 1 июля 2016 года планирует приступить к замене бланков полиса ОСАГО. Так было заявлено ещё в феврале этого года. Новыми бланками полисов с новыми элементами защиты должны были заменить все старые, в том числе поддельные экземпляры. Однако, точка в этом вопросе пока не поставлена. Бланки в процессе печатания. Скорее всего, новые бланки обязательно получат автовладельцы с подошедшим сроком страхования, а остальные – смогут получить по желанию (досрочно), без дополнительной оплаты уже в этом году.

Штрафы за езду без полиса ОСАГО

В 2016 году увеличен штраф за езду без полиса до 800 рублей, но можно заплатить 400, воспользовавшись скидкой в 50% при оплате в течение 20 дней.

Депутаты посчитали такую сумму штрафа несопоставимой с суммой страховки и количеством ДТП. Уже к осени 2016 года запланировано её увеличение до 2500 рублей.

Причем, штраф за отсутствие полиса инспектор ГИБДД может выписывать многократно. Это касается и отсутствия при водителе электронного варианта полиса или обычного, оставленного дома. Единственное, сумма штрафа ниже, так как его наличие проверяется по базе.

Подытожим

В условиях продолжающегося кризиса ждать кардинальных изменений в страховании ОСАГО не приходится:

  • Всё также продолжится навязывание и останется проблемой заказать полис электронно;
  • Увеличение штрафов «заставит» многих автовладельцев принять текущие условия страхования, что ещё больше усугубит отношение населения к страховщикам;
  • Одними жалобами решить проблему невозможно, требуется серьезное вмешательство контролирующих органов и государства;

Из положительного:

  1. С заменой бланков сведутся к минимуму поддельные полиса;
  2. В среднем « » не изменится, так как увеличения тарифов в 2016 году не прогнозируется.

Поводов для радости мало, хотя надежда на лучшее есть, ну, а терпения «нашему брату» не занимать.

Купить бланк договора ОСАГО должен каждый собственник автомобиля и только после садиться за руль. Однако не все так просто, поскольку существуют различные проблемы с ОСАГО. Чтобы избежать проблем каждый водитель должен знать, как правильно покупать защиту и фиксировать страховой случай.

К сожалению, не все так просто и водители сталкиваются с различными проблемами, как во время получения продукта, так и при выплате. Основные проблемы:

Навязанные услуги Страховщики активно навязывают дополнительные страховки, стоимость которых может достигать нескольких тысяч рублей.

Решение проблемы:

  • жаловаться в РСА и Центральный банк
  • покупать ОСАГО через официальный сайт или брокера Сравни. ру
  • подавать документы заранее, за 30 дней
Фальшивые полисы Во всемирной паутине много мошенников предлагают сначала оплатить договор, который они потом доставят или скинут на адрес электронной почты.

Решение проблемы: покупать ОСАГО на сайте Сравни.ру, который является официальным представителем страховщиков

Отказ в выплате После страхового случая можно получить отказ. Однако не стоит опускать руки и самостоятельно оплачивать ремонт.

Решение проблемы: изучать правила, обращаться в суд

Проблемы при покупке полиса

Самая распространенная проблема при покупке – это конечно навязанные услуги. Купить бланк обязательной защиты порой без «допника» совершенно невозможно. Страховые агенты и представители готовы придумать различные отговорки, чтобы не оформлять только бланк договора.

Как правило, страховщики дополнительно обязывают купить страхование:

  • жизни и здоровья
  • имущества

Необходимо знать, что согласно закону каждый клиент сам принимает решение, какие дополнительные продукты оформлять. Если страховщик навязывает, необходимо:

  • записать разговор на диктофон или камеру
  • получить ОСАГО с дополнительной услугой
  • обратиться с жалобой в РСА и Центральный банк
  • потребовать возврата страховой премии по допнику

Конечно, есть еще один способ оформления, согласно которому клиенту потребуется:

  • написать заявление (шаблон можно скачать в интернете и на сайте РСА)
  • приложить копии документов
  • предоставить заявление и документы страховщику за месяц до оформления
  • получить подтверждение того, что все документы приняты

Согласно закону страховщики обязаны выдать ОСАГО в течение 30 дней после принятия полного пакета документов. В противном случае можно обращаться с жалобой в Центральный банк и РСА. Будьте уверены, что страховая организация сама пригласит в офис и оформит все согласно общим требованиям.

Проблемы при наступлении страхового случая

При наступлении страхового случая необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, чтобы зафиксировать аварийный случай. Однако в результате последних изменений водители сами могут зафиксировать страховой случай и обратиться за выплатой. Самая распространенная проблема с ОСАГО при наступлении страхового случая – это не правильное заполнение европротокола. Если вы решили не вызывать ГИБДД и фиксировать все самостоятельно, стоит учитывать, что:

  • все разделы европротокола должны быть корректно заполнены
  • нельзя исправлять данные
  • заполнять разделы необходимо обычной шариковой ручкой, печатными буквами
  • на документе должна стоять оригинальная подпись, как виновной стороны, так и потерпевшей

Помимо документа необходимо:

  • сделать качественные фотографии с места ДТП
  • в течение 5 рабочих дней обратиться в офис страховщика

Если будут допущены ошибки – страховая компания может отказать на законном основании. Если вы сомневаетесь, то опытные эксперты советуют вызвать сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, который за небольшую плату не только зафиксирует аварию, но и поможет подготовить документы и быстро получить выплату.

Проблемы при выплате возмещения

Казалось бы, все документы поданы, и компания обязана произвести выплату. Однако не все так просто и во время выплаты возникают проблемы.

Основные проблемы:

Мошенничество с полисами ОСАГО

К сожалению, многие мошенники пытаются продать фальшивые бланки ОСАГО через интернет. Как правило, мошенники публикуют объявление в интернете, обещая не только доставку, но и привлекательные скидки. Также есть мошенники, которые сначала просят оплатить услугу и пропадают. Необходимо учитывать два правила:

  • стоимость ОСАГО во всех компаниях едина и никакие дополнительные скидки по договору за покупку в интернете не предусмотрены
  • заказывать договор необходимо только на сайте Сравни.ру, который предлагает зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте страховщика

Где купить ОСАГО — проверенные страховые компании

Покупать ОСАГО нужно только в проверенных компаниях. Лучше всего отправлять заявку на оформление через портал , который сотрудничает с такими страховщиками, как:

  • Ингосстрах
  • Ренессанс
  • Тинькофф
  • Согласие
  • Альфастрахование
  • Liberty

Для оформления договора вам необходимо:

  • внести данные транспортного средства в калькулятор
  • указать персональные данные
  • получить расчет страховой премии
  • оплатить договор и получить электронный бланк договора

Дистанционный способ оформления через сайт проверенного брокера поможет сэкономить личное время и выбрать надежного страховщика, который гарантированно выплатит средства при аварии.

Калькулятор ОСАГО онлайн

Узнать стоимость договора и оформить защиту поможет специальный калькулятор. Для получения расчета необходимо указать:

  • марку и модель
  • количество лошадиных сил
  • срок страхования
  • данные водителей и собственника

В течение нескольких минут калькулятор обработает информацию, и вы узнаете стоимость договора в каждой крупной компании, которая представлена на рынке. Калькулятор не только работает круглосуточно, но и совершенно бесплатно.

Офисы страховых компаний на карте