Что означает процесс приватизации жилья. Что такое приватизация простыми словами

лат. privatio - избавление, освобождение и privatus - частный) - 1) в широком смысле: комплекс организационно-правовых мер, опосредующий реструктуризацию национальной экономики путем сокращения государственного и расширения частного сектора, включающий отчуждение в собственность частных лиц объектов, относящихся к государственной или муниципальной собственности, передачу частным лицам прав пользования, владения, распоряжения, управления указанными объектами, а также предоставление частным лицам концессий на занятие определенными видами деятельности и разработку природных ресурсов. Основная цель П. - повышение эффективности хозяйственной деятельности. Методы осуществления П. определяются целями ее проведения, состоянием экономики государства в целом, состоянием конкретной отрасли, предприятия и спецификой государства. С 70-х гг. в развитых государствах усилился процесс ослабления государственного регулирования хозяйственной деятельности, который в западноевропейских государствах и Японии сопровождался П. В 80-е гг. П. активно проводилась во многих развивающихся государствах. Особый размах приобрела в государствах Восточной Европы и государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

2) В узком смысле: отчуждение находящегося в государственной, муниципальной собственности имущества в собственность частных лиц. В таком смысле понимается П. в государствах бывшего СССР и, в частности, РФ, где проводится различие между безвозмездной П. жилищного фонда и П. имущества, не относящегося к жилищному фонду.

Закон СССР от 6 июня 1990 г. "О собственности в СССР" установил равенство собственности граждан, "коллективной собственности" и собственности государства. Введение в действие этого Закона и издание постановления Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 положили начало интенсивному созданию предприятий в новых организационно-правовых формах. В это же время был осуществлен переход от теоретических дискуссий о П. к практическим действиям. Наметились подходы к П., которые символически можно свести к следующим трем: создание коллективных народных предприятий; создание на базе государственного имущества акционерных обществ и отчуждение акций названных предприятий; безвозмездное отчуждение государственного имущества. Несмотря на отсутствие законодательной базы П.. 30 июня 1991 г. в окончательном варианте был принят Закон СССР "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий". Закон имел прямое действие по отношению к предприятиям, относящимся к собственности СССР, а по отношению к остальным государственным предприятиям определялись лишь принципы их преобразований. Он был ориентирован на выкуп предприятий в собственность трудовыми коллективами. К моменту введения в действие Закона в ряде союзных республик были подготовлены законы о П., во многом противоречащие союзному. Уже 3 июля 1991 г. был введен в действие Закон РСФСР № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (далее - Закон о П. предприятий). П.определялась как приобретение гражданами, хозяйственными товариществами и обществами у государства и местного самоуправления в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий: долей (паев, акций) государства и муниципального образования в капитале АО (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных АО (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий. Закон о П. предприятий установил систему государственных органов, осуществляющих П. В соответствии с выполняемыми функциями эти органы подразделялись на комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. Комитеты стали организаторами в РФ процесса П., а фонды имущества создавались как продавцы приватизируемых предприятий, а также долей (паев, акций) в капитале предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Законом были установлены основные принципы П., порядок и способы ее проведения, льготы работникам приватизируемых предприятий, права и обязанности продавца и покупателей, порядок оформления сделок.

По существу, начало широкому процессу П. было положено только Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. № 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", утвердившим Временное положение о порядке подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на П. государственного, муниципального предприятия в РФ. Временные методические указания по оценке стоимости объектов П., Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в ОАО, Временное положение о П. государственных и муниципальных предприятий в РФ на аукционе, Временное положение о П. государственных и муниципальных предприятий в РФ по конкурсу, а также Временное положение о порядке использования в 1992 г. при П. средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятий. Временные методические указания стали основным документом по определению величины уставного капитала АО, созданных в процессе П., а также начальной цены предприятий. Временными методическими указаниями предусматривалась оценка стоимости приватизируемого имущества при проведении инвентаризации на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.

Президент РФ своим Указом от 1 июля 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" утвердил Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, согласно которому, в отличие от Закона о П. предприятий, предусматривались: а) упрощенный порядок прохождения документов, необходимых для создания АО; б) создание администрацией приватизируемого предприятия рабочей комиссии по П.; в) типовой устав АО, образованного в процессе П. Величина уставного капитала и начальная цена объекта П. стали определяться на конкретную дату 1 января 1992 г. практически без отражения результатов инвентаризации.

Государственная программа П. на 1992 г. установила цели П., классификацию объектов по возможности их П. в 1992 г., расчетные показатели по П. для органов государственной власти и управления, нормативы средств от П., способы и льготы, предоставляемые при П., требования к местным программам П. и др. Программа предусматривала введение системы именных приватизационных счетов не позднее 1 ноября 1992 г. Однако с изданием Указа Президента РФ от 14 августа 1992 г. № 914. утвердившего Положение о приватизационных чеках, названная норма не была реализована (в связи с введением системы приватизационных чеков). Согласно названному Указу, система приватизационных чеков вводилась с 1 октября 1992 г.

Вторая по счету Государственная программа П. утверждена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284. В ней были установлены цели П., классификация объектов по возможности их П., способы П. и льготы при П., порядок образования и распределения средств от П.. порядок использования приватизационных чеков при П., требования к местным программам П. и др.

Величина уставного капитала АО, созданных в процессе П. после 1 июля 1992 г., стала определяться по данным баланса за отчетный квартал, предшествующий проведению оценки. Окончание срока действия приватизационных чеков - 1 июля 1994 г. - потребовало корректировки положений программы. Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 были утверждены Основные положения государственной программы П. государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г. Программа П. стала действовать в части, не противоречащей Основным положениям, которыми было установлено, что конкретный способ П. предприятия определяется рабочей комиссией по П. или комиссией по П., созданной соответствующим комитетом в соответствии с Законом о П. предприятий в случае, когда в утвержденные комитетом сроки документы на П. не представлены. Величина уставного капитала при преобразовании предприятий в АО, оценка стоимости имущества государственных и муниципальных предприятий при продаже их на аукционе или по конкурсу стали определяться на конкретную дату 1 января 1994 г. в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов П.

В настоящее время П. государственного имущества осуществляется в соответствии с ФЗ РФ от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Закон о П. имущества), признавшим утратившим силу Закон о П. предприятий. Закон о П. имущества, другие ФЗ и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ образуют законодательство РФ о П. Предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются при П. государственного и муниципального имущества, если законами о П. не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 217 ГК РФ).

Согласно ст. 1 Закона о П. имущества П. - это возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований имущества (объектов П.) в собственность физических и юридических лиц. При П. государственного и муниципального имущества между стороной, осуществляющей его отчуждение, - продавцом и его покупателем заключается договор купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом о П. имущества. Продавец федерального имущества - специализированное учреждение (юридическое лицо, наделенное обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления) и назначенные им представители. Продавцами имущества субъектов РФ могут выступать юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества. Продавцы муниципального имущества назначаются органами местного самоуправления самостоятельно. Покупателем государственного и муниципального имущества может быть любое лицо, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, казенных предприятий, учреждений, а также иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.

Обязательные условия договора купли-продажи: а) сведения о продавце имущества и его покупателе, наименование объекта П., его местонахождение, состав и стоимость имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций ОАО, их категория (тип) и стоимость, порядок передачи имущества в собственность покупателя, форма и сроки платежа, обязательства покупателя по его использованию, инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем, порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий и другие условия, устанавливаемые сторонами по взаимному соглашению; б) способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения; в) порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности.

Должны быть установлены сроки выполнения неденежных обязательств и их стоимостная оценка, определяемая в соответствии с законодательством РФ.

Право собственности на государственное и муниципальное имущество переходит от РФ, субъектов РФ и муниципальных образований к его покупателю в порядке, установленном законодательством РФ и договором купли-продажи. Оплата производится единовременно или в рассрочку. Порядок оплаты стоимости муниципального имущества при его П. устанавливают органы местного самоуправления. При П. государственного и муниципального имущества средством платежа признается официальная денежная единица (валюта) РФ. В случаях и в порядке, установленных ФЗ, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ.

Приоритеты в осуществлении П. государственного имущества в РФ, ограничения, устанавливаемые при ее проведении, порядок отчуждения государственного имущества в собственность физических и юридических лиц, а также основы П. муниципального имущества в РФ устанавливаются ФЗ о государственной программе П. Правительство РФ ежегодно одновременно с проектом ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в ГД проект ФЗ о внесении изменений и дополнений в государственную программу П. государственного имущества в РФ. Программа, в частности, содержит: требования к программам П. субъектов РФ в области обеспечения определенных в Законе о приватизации имущества целей и способов П. государственного имущества; порядок выбора способов П. и принятия решений о его П.; условия закрепления акций ОАО, созданных в процессе П. соответственно в государственной и муниципальной собственности, а также порядок принятия решений об использовании в отношении ОАО, созданных в процессе П., специального права на участие РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в управлении ОАО; порядок оценки стоимости приватизируемого государственного имущества; определение льгот работникам государственных и муниципальных унитарных предприятий, преобразуемых в ОАО и порядок их предоставления; порядок и нормативы распределения денежных средств, полученных в результате П. федерального имущества.

Согласно программе П. государственное имущество классифицировано следующим образом: имущество, П. которого запрещена; имущество, которое закрепляется в государственной собственности до отмены его закрепления; имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его П. иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц; имущество, которое приватизируется по решению Правительства РФ; имущество, которое приватизируется по решению федерального органа по управлению государственным имуществом, по согласованию с соответствующими федеральными органами.

Программа П. содержит прогнозные перечни государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в ОАО, а также ОАО, акции которых предполагается продать, обоснование выбора указанных предприятий и ОАО (балансовая стоимость их основных фондов на день включения в программу П. должна превышать 5 млн. МРОТ), предполагаемые способы и сроки их П., предполагаемые ограничения, накладываемые при их П., размеры подлежащих продаже пакетов акций ОАО и прогноз начальной цены таких пакетов акций. В указанный прогнозный перечень включаются также ОАО, созданные в процессе П., производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности страны. Продажа не включенных в указанные перечни акций таких обществ не допускается. В программе П. могут содержаться перечни видов государственного имущества, при П. которого устанавливаются льготы отдельным категориям граждан

РФ-Осуществление единой политики в области П. возлагается на федеральный орган по управлению государственным имуществом, который определяет Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. В субъектах РФ названный орган создает свои территориальные органы и устанавливает их полномочия. Федеральный орган по управлению государственным имуществом совместно с соответствующими федеральными органами представляет Правительству РФ проект программы П.. организует и контролирует ее реализацию, осуществляет через свои территориальные органы руководство и контроль за проведением П. федерального имущества. Он также разрабатывает и издает в пределах своей компетенции предусмотренные Законом о приватизации имущества, программой П., другими ФЗ нормативные правовые акты, регулирующие процесс П., осуществляет контроль за их выполнением, вносит в них изменения и дополнения, а также дает разъяснения о применении законодательства РФ о П. В соответствии со своей компетенцией принимает решения о П. федерального имущества и передает объекты П. специализированному учреждению для продажи, осуществляет преобразование государственных унитарных предприятий в ОАО: от имени РФ является учредителем ОАО и осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности. На названный орган возлагается создание комиссии по П. федерального имущества. Свои полномочия, определенные Законом о П. имущества, он не вправе делегировать другим федеральным органам, а также физическим и юридическим лицам.

Специализированное учреждение, которому федеральный орган по управлению государственным имуществом передает объект П., осуществляет от имени РФ его продажу. Деятельность специализированного учреждения и его отделений по продаже объектов П. не облагается налогами. До момента продажи объекта П. специализированное учреждение от имени РФ владеет переданными ему в установленном порядке (принадлежащими РФ) объектами П.. в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера (участника) в хозяйственных обществах. На основании поручения Правительства РФ оно может выступать учредителем хозяйственных обществ. Специализированное учреждение: а) ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных в результате П. федерального имущества, в порядке, установленном законодательством РФ; учет подлежащих П. акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащих РФ: учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества; б) получает и перечисляет денежные средства, полученные в результате П. федерального имущества, в соответствии с нормативами, установленными программой П.; в) осуществляет меры по обеспечению перечисления дивидендов и иных доходов по акциям (долям в уставном капитале) хозяйственных обществ, в которых от имени РФ оно осуществляет полномочия акционера (участника); г) от имени РФ осуществляет выпуск государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций ОАО. созданных в процессе П.

Порядок определения начальной цены объектов П. устанавливается программой П. Продавцы имущества вправе с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры изменять начальную цену (она не может быть снижена более чем на 10% без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом).

Инициатива в проведении П., может исходить, соответственно, от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом, соответствующих федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, которые подают заявку на П.

Отказ в П. государственного имущества возможен в случаях, если: а) на его П., в том числе в случаях, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте, установлен запрет: б) имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственности; в) имущество, указанное в заявке, подлежит отчуждению в соответствии с иными ФЗ. В случае принятия решения об отказе в П. заявителю направляется обоснованное извещение. При удовлетворении заявки соответствующие органы создают комиссию по П. и устанавливают срок подготовки плана П., который не может превышать 6 месяцев со дня принятия решения о П. В состав комиссии входят лица, устанавливаемые Законом о П. имущества. В плане П. определяются способ продажи объекта П., сроки и условия его продажи, а также начальная цена объекта П. План утверждается соответствующими органами по управлению имуществом. Типовую форму плана П. утверждает Правительство РФ.

Согласно Закону о П. имущества используются следующие способы П. Перед преобразованием государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, осуществляется необходимая подготовка, состоящая в обязательной инвентаризации имущества указанных предприятий, а если балансовая стоимость их основных фондов превышает установленную величину - проводится аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности. Далее соответствующие органы по управлению имуществом создают комиссию по П. и устанавливают срок ее подготовки. Комиссия обязана рассмотреть проект плана П., подготовленный представителями работников унитарного предприятия. В плане определяются: способ и сроки его преобразования в ОАО; величина уставного капитала; льготы, предоставляемые работникам; категории (типы) акций ОАО; номинальная стоимость указанных акций; способы и сроки их продажи. Комиссия по П. рассматривает план П. и направляет его общему собранию работников унитарного предприятия для согласования. Если названное собрание в месячный срок со дня получения плана не рассмотрело его, он считается согласованным. Далее план П. утверждают соответствующие органы по управлению имуществом по представлению комиссии. В случае если общее собрание не согласовало план, комиссия по П. обязана предложить другой вариант. При повторном отклонении плана решение о его утверждении принимают, соответственно, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления. После завершения работы комиссии по П. соответствующие органы по управлению имуществом реорганизуют либо ликвидируют унитарное предприятие, учреждают ОАО, утверждают его устав, осуществляют в установленном порядке государственную регистрацию ОАО, формируют его органы управления.

Продажа государственного и муниципального имущества производится по результатам коммерческого конкурса при условии выполнения инвестиционных и (или) социальных условий. Выигравшим торги по коммерческому конкурсу признается лицо, предложившее за объект П. наиболее высокую цену и взявшее на себя обязательства по выполнению инвестиционных условий, установленных конкурсной комиссией, заранее назначенной организатором торгов. Коммерческие конкурсы проводятся в порядке, определяемом Правительством РФ. Право собственности на государственное и муниципальное имущество, которое приватизируется по коммерческому конкурсу, переходит к победителю такого конкурса после выполнения им инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта П. Все условия коммерческого конкурса реализуются за счет денежных средств, внесенных его победителем на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с заключенным им с продавцом имущества договором. В случае если объект П. - акции ОАО, указанное общество заключает с продавцом имущества (одновременно с договором о порядке выполнения победителем коммерческого конкурса инвестиционных и (или) социальных условий) договор об использовании инвестиционных средств. Заключение этих договоров обязательно как для победителя коммерческого конкурса, так и для ОАО, акции которого являются объектом П. Внесение победителем коммерческого конкурса изменений и дополнений в его инвестиционные и (или) социальные условия, а также в обязательства после заключения договоров не допускается. Формы и условия договоров устанавливает Правительство РФ. Победитель коммерческого конкурса не вправе до перехода к нему права собственности на объект П. отчуждать его или распоряжаться им иным образом. Порядок предоставления победителю конкурса права владения и права пользования объектом П. (за исключением акций ОАО) определяет Правительство РФ. В случае, когда объект П. - акции ОАО, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции не вправе голосовать за реорганизацию или ликвидацию ОАО. ОАО, созданное в процессе П. и в отношении которого не завершено выполнение инвестиционных и (или) социальных условий, не может принимать решения об изменении уставного капитала, о проведении эмиссии дополнительных акций и иных ценных бумаг, конвертируемых в акции указанного общества.

Социальные условия могут устанавливаться, если объект П. - предприятие как имущественный комплекс или если объект П. - акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала. Законом о П. имущества предусмотрен следующий исчерпывающий перечень социальных условий: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения или их ликвидацию; реализация мероприятий по охране здоровья населения и окружающей среды.

Инвестиционные условия коммерческого конкурса могут предусматривать мероприятия по реконструкции объекта П., приобретению определенных видов оборудования, модернизации и расширению производства. Они должны иметь экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки реализации и порядок подтверждения победителем коммерческого конкурса их выполнения; они (как и социальные условия) подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами, органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Продажа государственного и муниципального имущества производится на аукционе, в том числе продажа акций ОАО, созданных в процессе П., - на специализированном аукционе. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее за объект П. наиболее высокую цену. Продажа акций ОАО, созданных в процессе П., может осуществляться на специализированных аукционах, проводимых в виде открытых торгов, на которых все победители получают акции этих обществ по единой цене. Порядок проведения аукциона, специализированного аукциона, условия участия в нем покупателей, форма подачи ими заявок на участие (для специализированного), порядок расчетов, а также определения победителей аукциона регулируются соответствующими положениями, утверждаемыми Правительством РФ.

Внесение государственного и муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению, соответственно, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в порядке, установленном программой П., программами П. субъектов РФ.

Решения о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акций ОАО. созданных в процессе П., принимают, соответственно, Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Такими решениями определяются: порядок реализации указанного права владельцами ценных бумаг; количество акций ОАО; категория (тип) таких акций, а также наименования ОАО - эмитентов таких акций. Порядок проведения конкурсов на размещение указанных ценных бумаг и ограничения на их обращение устанавливает Правительство РФ.

Порядок продажи акций ОАО, созданных в процессе П., их работникам, определяется ФЗ РФ. Количество акций созданного в процессе П. ОАО, которые могут быть проданы его работникам, их категория (тип), порядок определения цены, а также порядок и сроки оплаты устанавливаются программой П.

Выкуп арендованного государственного и муниципального имущества унитарного предприятия (сданного в аренду с правом выкупа по договору, заключенного до введения в действие Закона о П. предприятий) осуществляется на основании заявления арендатора такого имущества следующими способами: а) в соответствии с договором аренды, если размер выкупа, сроки и порядок его внесения, а также иные условия установлены указанным договором; б) посредством преобразования унитарного предприятия в ОАО с предоставлением арендатору такого имущества права первоочередного приобретения акций указанного общества в порядке, установленном соответствующей программой П. Размер выкупа, сроки и порядок его внесения арендатором такого имущества, а также условия первоочередного приобретения указанных акций определяются утвержденным Правительством РФ положением о порядке П. сданного в аренду государственного имущества. В других случаях арендатор имущества унитарного предприятия, признанный покупателем в соответствии с Законом о П. имущества, может приобрести такое имущество в порядке, установленном этим же Законом, а также соответственно программой П.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое приватизация? То, что она собой представляет, знает каждый, однако, ее польза некоторым людям кажется очень даже сомнительной. Есть и те, кто считает ее бесполезной.

Виды приватизации различны. В России она осуществляется уже более двадцати лет. На данный момент около восьмидесяти процентов причем бесплатно. С первого числа первого месяца 2013 года за нее придется платить. Конечно же, есть основания полагать, что она в очередной раз будет продлена, однако, лучше именно сейчас рассмотреть вопросы, касающиеся ее необходимости и важности.

Что такое приватизация

Приватизация собственности в России началась в далеком 1991 году после принятия соответствующего закона. В СССР ее не было. Что такое приватизация? Под ней принято понимать передачу недвижимости из в частную. Данная процедура осуществляется посредством составления договора. Платить в данный момент необходимо исключительно за техническое заключение документа. Что такое приватизация? Так называется процесс, в результате которого люди из квартиросъемщиков превращаются во владельцев.

Приватизированным может быть то жилье, которое числится в муниципальном или государственном фонде. Вопрос о том, проводить ее или нет, каждый решает сам. Что будет, если не приватизировать квартиру? В принципе, ничего. Человек так и продолжит проживать в ней по договору соц. найма. Зачем нужна приватизация? Затем, что после ее прохождения человек сможет распоряжаться жильем так, как считает нужным.

Получить в собственность нельзя следующие квартиры:

Находящиеся в домах-интернатах;

Расположенные в военных городках закрытого типа;

Находящиеся в аварийных домах;

Относящиеся к жилью маневренному.

Приватизация осуществляется на основании специального закона. Ее основные принципы:

Одноразовость;

Добросовестность;

Добровольность.

Принцип добровольности заключается в том, что никто никого не может заставить приватизировать или не приватизировать жилье. Особенно это касается муниципальных и государственных органов, которые в той или иной ситуации могут попытаться принять решение за жильца. Важно отметить, что решение о приватизации принимается всеми прописанными в помещении людьми: один отказался -процедура не состоялась.

Приватизация разовая. Это означает, что воспользоваться правом получить квартиру в собственность можно только лишь один раз. Данный принцип важен, но его часто обходят: квартира приватизируется только на отдельных членов семьи. Лица несовершеннолетние, ставшие собственниками, в дальнейшем все равно будут иметь на нее право (после наступления совершеннолетия).

Почему же не все спешат получить квартиру в свою собственность? Причины, как правило, заключаются в нежелании оформлять документы и непонимании важности всего процесса. Основной плюс приватизации в том, что жилец становится полным собственником и наделяется правом распоряжаться квартирой по своему усмотрению (завещать, дарить и так далее). Неприватизированная площадь не может быть использована в качестве залога, а продажа ее может быть сопряжена с определенными трудностями. Они возникнут и при сдаче ее в аренду.

Из приватизированной квартиры без возмещения расходов никого выселить нельзя. Это касается даже случаев, когда долги жильцов перед велики. В приватизированной квартире можно провести перепланировку. При сносе жильцу предоставляется другая жилплощадь.

В чем минусы приватизации? В общежитиях и лучше быть нанимателями. Суть в том, что такое жилье непросто продать, но зато рано или поздно может наступить долгожданное расселение.

После приватизации за квартиру придется платить немного больше. В том случае, если жилье пострадает по вине собственника, государство не предоставит ему новое (при порче при чрезвычайных обстоятельствах новое жилье предоставляется).

Процесс активной приватизации муниципального жилья был запущен правительством в 1992 году. За это время удалось передать в собственность граждан более 70% государственного жилого фонда. Тем не менее, определиться с выбором юридической формы пользования недвижимостью (собственность или ) и оформить документы успели не все. В связи с этим сроки бесплатной приватизации госжилья были в очередной раз продлены по указу Президента РФ до 1 марта 2016 года.

Что будет потом, точно не ясно. Возможно, существующая процедура приватизации упразднится или перейдёт на платную основу. В любом случае, если вы всерьёз рассчитываете стать собственником муниципального жилья, с регистрацией лучше не затягивать.

Что такое приватизация?

Под приватизацией подразумевается передача жилой недвижимости, которая ранее принадлежала муниципалитету, гражданам страны, проживающим в ней по договору социального найма. После оформления необходимой для этого документации жильцы становятся полноправными собственниками, то есть могут распоряжаться квартирой по своему усмотрению.

Приватизация жилья имеет как свои достоинства, так и недостатки. К последним относятся:

  • необходимость уплачивать имущественный налог;
  • регулярные взносы на дома.

Среди преимуществ – стандартные права собственника (право завещать жилплощадь наследникам, передать в дар, продать и т. д.).

Также владелец приватизированного жилья может самостоятельно решать, кого прописывать в квартире, а кого – нет. Наниматель подобной возможности не имеет.

Что можно приватизировать?

Стать собственником государственного жилья можно только в том случае, если оно относится:

  • к официальному государственному жилищному фонду, то есть принадлежит непосредственно Федерации;
  • к жилищному фонду субъектов РФ (областей, регионов и т. д.);
  • к муниципальному жилищному фонду (принадлежит муниципальным образованиям, ведомствам, учреждениям и т. д.).

При этом приватизация невозможна , если жилплощадь:

  • находится в и не пригодна для проживания;
  • является служебным помещением организации, предназначенным для временного расселения сотрудников;
  • расположена на территории закрытого военного городка;
  • находится на территории общежития.

Как приватизировать жилье

Неприватизированная квартира остается в пользовании граждан пожизненно. Отказ от приватизации необходимо совершить в присутствии нотариуса

В некоторых случаях собственники квартир производят процесс, обратный приватизации, – расприватизацию, то есть отдачу недвижимости обратно государству. Иногда это выгодно. Расприватизацию нужно отличать от деприватизации и отмены договора приватизации

Когда приватизацию ввели, люди бросились оформлять жилье в собственность. По незнанию или злому умыслу многие допустили ошибки. Как оспорить результат и восстановить свои права – подробные инструкции

Хотите стать собственником комнаты, но чиновники в местной администрации говорят вам, что это невозможно? Не опускайте рук: подготовьте документы и обратитесь в муниципалитет снова. В случае отказа вам поможет районный суд

Кто имеет право участвовать в приватизации?

Оформить в собственность муниципальную квартиру может только гражданин Российской Федерации. При этом право приватизации является однократным, то есть даётся один раз. При повторном обращении в передаче права собственности на государственное жильё гражданину будет отказано.

Собственниками квартиры могут стать как совершеннолетние, так и несовершеннолетние жильцы. Дети в возрасте от 14 до 18 лет подписывают согласие или отказ от приватизации в присутствии официальных представителей (родители, опекуны и т. д.).

Если гражданин, который ранее участвовал в приватизации, принимает решение вернуть муниципалитету полученную у него квартиру, его право на однократную приватизацию госжилья не восстанавливается.

Процедура оформления права собственности на государственное жильё в 2015 году

Перед обращением в уполномоченные органы власти подготовьте документы. Вам потребуются:

  • копии паспортов всех жильцов, участвующих в приватизации;
  • копии свидетельств о рождении (для несовершеннолетних);
  • бумаги, подтверждающие ваше право на пользование жилой недвижимостью (договор соцнайма, ордер, распоряжение администрации и т. д.);
  • со всех мест предыдущего проживания, начиная с 1991 года;
  • справки, подтверждающие, что будущие собственники ранее не участвовали в приватизации муниципального жилья;
  • бумаги из БТИ (поэтажный план, экспликация и т. д.);
  • для военнослужащих – копия удостоверения личности или справка из военкомата с реквизитами документа.
  1. составьте запрос о предоставлении вам исполнительными органами власти услуги по приватизации жилья. Сделать это можно либо лично, через специальный многофункциональный центр, либо в электронной форме, воспользовавшись официальным интернет-порталом (www.gosuslugi.ru);
  2. подпишите договор передачи государственной квартиры в вашу собственность. Максимально возможный срок для заключения соглашения – два месяца с момента составления обращения. При подписании договора должны обязательно присутствовать все члены семьи старше 14 лет;
  3. вместе с представителем Департамента городского имущества вашего населённого пункта зарегистрируйте право собственности в Росреестре. Для этого вам будет необходимо предварительно уплатить госпошлину в размере 2 000 рублей.

Начало 90-х годов прошлого века ознаменовалось массовой приватизацией госимущества и госжилфонда, причем устанавливались определенные сроки, ограничивающие действие бесплатной приватизации жилья. Они уже успели несколько раз измениться, поэтому сегодня многие граждане задаются вопросом: "Какой же окончательный срок приватизации квартир?"

Определение

Что такое приватизация? По действующему ЖК РФ право собственности граждан на жилье может возникать в результате его бесплатной приватизации, т. е. перевода государственного или муниципального жилья в частную собственность путем особой юридической процедуры. После приватизации у собственника жилья (как правило, квартиры) возникает право распоряжаться им, т. е. дарить, продавать, завещать, закладывать и др. Участвовать в приватизации жилья можно лишь один раз в жизни.

Точно так же и любые операции с земельными участками возможны только после того, как произошла приватизация земли, порядок которой установлен ЗК РФ. Граждане, пользующиеся земельными участками определенного назначения бессрочно или с правом пожизненного наследования, имеют возможность приватизировать их бесплатно.

Состояние процесса приватизации жилья в России

Сегодня примерно треть жилфонда в России еще не приватизирована. При этом муниципальное жилье в основном уже передано в частные руки. Поэтому у местных властей не осталось в распоряжении фонда социального жилья для предоставления его малоимущим очередникам, жильцам аварийных домов и другим категориям граждан, имеющим право на получение такового. Тем самым очередники обрекаются на долгие годы ожидания, при том что неприватизированная часть жилфонда могла бы стать базой для формирования фонда социального жилья за счет естественной убыли числа квартиросъемщиков. Именно эти соображения постоянно заставляли многих законодателей выступать против того, чтобы продлевались сроки приватизации.

Когда же закончится приватизация?

Начало бесплатной приватизации жилья было положено в 1992 году. Поначалу этот процесс был вообще бессрочным. Однако в принятом новом ЖК РФ была установлена его конечная дата – 1 января 2007 года, которая еще до наступления текущего года трижды сдвигалась: сначала - до 01.03.10 г., затем - до 01.03.13 г., и наконец – до 01.03.15 г.

В конце февраля текущего года один из лидеров фракции партии «Справедливая Россия» в Госдуме Иван Грачев заявил, что его фракция выступает за продление приватизации еще на три года - до 01.03.18 г. Однако против этого предложения выступила фракция партии «Единая Россия». В результате межфракционных переговоров был найден компромисс, в результате которого сроки приватизации жилых помещений, занимаемых гражданами на условиях социального найма, были продлены только до 01.03.16 г.

Чем обусловлен последний сдвиг окончания приватизации?

Что такое приватизация жилья? Это способ поддержать граждан в тяжелое с точки зрения экономики время. Ведь далеко не всем россиянам удалось реализовать свое право в прежние годы. Недаром в пояснительной записке к законопроекту об изменении сроков сказано о недопустимости лишения граждан, живущих в ветхом и аварийном жилье и ожидающих расселения, их законного права на бесплатную приватизацию жилья.

В таком же положении могут оказаться и очередники, ожидающие получения социального жилья. Ведь если оно будет ими получено после 01.03.16 г, то права приватизировать его у них не будет, т. е. они будут ущемлены в правах по сравнению с теми, кто успел приватизировать жилье до этой даты.

Кроме того, продление приватизации было темой большого числа обращений от крымчан и севастопольцев, поскольку у них было мало времени на подготовку документов по российским образцам. И действительно, ведь всего один год прошел с того момента, когда в составе РФ появились два новых субъекта. Очевидно, что этого срока было явно недостаточно. Сегодня крымчане в спокойной обстановке подают соответствующие заявления, рассматриваемые в срок до 2-х месяцев.

Сдвиг сроков уменьшит очереди в госорганах, что приведет к ускорению самого процесса приватизации. А чтобы он шел гладко, нужно знать все тонкости, касающиеся оформления социального жилья в частную собственность.

Продлят ли приватизацию жилья еще раз?

Прогноз сценария дальнейшей судьбы приватизации жилья в России пока затруднителен. Существующий крайний срок ее проведения был принят в результате компромисса. Можно предположить три возможных сценария решения вопроса:


Плюсы и минусы приватизации жилья

Проживающий в квартире муниципального или госжилфонда гражданин не имеет права ею распоряжаться. Будучи госсобственностью, квартира в случае неоплаты коммунальных услуг или после смерти бездетного ответственного квартиросъемщика, вписанного в ордер, перейдет к муниципалитету.

Что такое приватизация квартиры? Она даст возможность продать, подарить, сдать в аренду или заложить в банке свое жилье. Наконец, престарелый и одинокий собственник квартиры может заключить с кем-либо договор пожизненного содержания (с иждивением или с выплатой ренты) в обмен на передачу квартиры в собственность после своей смерти.

В приватизированную квартиру можно вписывать или выписывать любого человека по усмотрению собственника, ее можно завещать или унаследовать в соответствии с законодательством РФ.

Приватизированную квартиру можно перепланировать, улучшив таким способом свои жилищные условия.

Однако есть у приватизации и противопоказания.

Так, если вы живете в аварийном доме и ждете расселения, то заниматься приватизацией просто нет смысла. Ведь даже если приватизация жилья после 01.03.16 г. прекратится, то ФЦП «Жилище» еще никто не отменял. Так что жильцам аварийных домов социальное жилье будет предоставляться по-прежнему бесплатно.

Жителям коммунальных квартир также совсем не выгодно их приватизировать, поскольку добиться от муниципалитета расселения в квартиры социального фонда жилья гораздо легче, чем продать коммуналку или приватизированную комнату в общежитии.

Собственники приватизированных квартир оплачивают ежегодный имущественный налог и платят за содержание и ремонт общедомового имущества. Поэтому для одиноких и престарелых граждан с минимальными доходами приватизированная квартира может стать обузой, правда если эти затраты не возьмет на себя какой-либо попечитель по договору пожизненного содержания или ренты.

И наконец, на приватизированную квартиру могут претендовать все наследники, если собственник не сделал завещания. Чтобы квартира досталась конкретному человеку, нужно его составить, а это довольно хлопотное дело.

Приватизация квартиры: документы

При проведении в неприватизированной квартире каких-либо перепланировок их следует узаконить по всем установленным процедурам. Иначе приватизацию не разрешат, и квартиросъемщик должен будет вернуть кавртиру к первоначальному виду.

Лица, непосредственно претендующие на долю в праве собственности на квартиру, или же их поверенный должны обратиться в БТИ (или МФЦ), чтобы оформить договор приватизации с пакетом документов, в который входят:

  • Ордер или договор социального найма на квартиру. При отсутствии эти документы заказываются в ЕИРЦ (в тех городах, где они созданы, например в Москве).
  • Кадастровый паспорт, получаемый в Росреестре, и техпаспорт, выдаваемый в БТИ.
  • Квартирный лицевой счет, в котором указано, что коммунальные платежи оплачены и задолженности по ним нет.
  • Документы, подтверждающие личности каждого претендующего на долю в праве собственности на квартиру.
  • Все, кто прописан в квартире, должны быть указаны в предоставляемой выписке из домовой книги.
  • Ранее участвовавшие в приватизации прописанные в приватизируемой квартире граждане предоставляют Справки по форме №2 о своем неучастии в приватизации.
  • Выписка из Росреестра, выдаваемая в Департаменте управления имуществом Росреестра или райадминистрации.
  • Выписка из Единого Госреестра Прав на приватизируемую квартиру.
  • Выписки из Единого Госреестра Прав по форме №3 на каждого участника приватизации с перечнем объектов недвижимости в их собственности и оснований их приобретения.

Если в приватизируемой квартире прописан ребенок, имеющий опекуна, то предоставляется:

  • документ, подтверждающий его назначение;
  • разрешение на участие в приватизации;
  • при наличии несовершеннолетних детей, указанных в договоре социального найма, но выписанных из приватизируемой квартиры, они являются обязательными участниками приватизации, и поэтому предоставляется: разрешение на участие в приватизации; с прежнего и нового места жительства ребенка выписки из домовых книг.

В случае если для проведения такой процедуры, как приватизация квартиры, документы подаются поверенным, то у него должны быть нотариально заверенные доверенности от всех претендующих на долю в собственности на квартиру.

Минимум через два месяца договор приватизации оформляется в количестве экземпляров, равном числу участников приватизации.

После этого должно следовать обращение в Регистрационную палату с целью регистрации права собственности и получения соответствующего свидетельства.

Приватизация земли в России

В последней четверти прошлого века у множества россиян появились дачные участки, полученные по месту работы. Тогда было достаточно стать членом садового товарищества и получить во владение небольшой участок земли, обычно площадью в 6 соток.

Но если раньше для передачи участка новому хозяину (наследнику прежнего) можно было просто выдать ему новую книжку садовода, и новый собственник вступал в права, то после принятия ЗК РФ в 2001 году такая процедура уже невозможна. Сегодня есть только два варианта получить право собственности на землю – оформление договора ее аренды или приватизация участка.

При определенных условиях каждый россиянин, пользующийся участком земли бессрочно или с пожизненным наследованием, может бесплатно получить его в собственность при соблюдении следующих условий:


Что такое приватизация земельных участков по «дачной амнистии»?

Это особая процедура регистрации прав собственности на землю согласно Закону № 93 от 01.09.2006 г., прозванному в обиходе «дачной амнистией», хотя он позволяет зарегистрировать не только земельные участки под дачами, но и получить право собственности на некоторые объекты недвижимости.

Предметом «дачной амнистии» являются участки земли в садоводческих товариществах и дачных кооперативах, которые были предоставлены их пользователям до принятия ЗК РФ. Этот закон уже позволил десяти миллионам граждан пройти процедуру регистрации своих прав на землю и постройки на ней в существенно упрощенном порядке.

Но, как это часто бывало в нашей недавней истории, богатой изменениями в законодательстве, не всем желающим удалось уложиться в отведенные на «амнистию» сроки. Поэтому Госдума, как и в случае с приватизацией квартир, пошла по проторенному пути и продлила «амнистию» до 01.03.2018 года. При этом россиянам законодателями был сделан дополнительный подарок в виде объявления бессрочным упрощенного порядка регистрации для некоторых категорий объектов собственности, подпадающих под действие Закона № 93. Это, прежде всего, садоводческие и дачные участки, а также те постройки на них, для строительства которых не требовалось получать разрешение.

Платная приватизация земельного участка

В случае если земельный участок не подпадает под действие процедуры упрощенной регистрации прав на него, то его приходится выкупать у государства. Здесь могут быть разные варианты и процедуры, связанные с видом разрешенного использования участка земли. Различной может быть и выкупная цена: она может варьироваться от рыночной, что, конечно же, не очень выгодно, до кадастровой, причем с применением специальных понижающих коэффициентов. Здесь, конечно, не обойтись без консультаций профильных юристов.

Чтобы не переплачивать при выкупе, важно правильно определить границы участка, т.е провести его межевание, и закрепить документально его размеры. Практика землепользования дает много примеров, когда «в старых» документах числится одна его площадь, а после проведения межевания соседних участков и установки заборов она уменьшается на несколько соток. И дополнить участок до законной площади невозможно (соседи уже задокументировали границы своих участков, и бывшая вашей земля уже стала принадлежать им).

Нередки и обратные ситуации, когда фактическая площадь выкупаемого участка превышает указанную в имеющихся документах. Это еще раз подчеркивает важность процесса определения фактических размеров выкупаемых земельных участков.

Современная жизнь требует от человека знания своих прав и обязательств, прописанных в законодательстве. Наверно, каждый слышал о том, что существует процедура приватизации собственности. На сегодняшний день не все ещё знают что такое приватизация, с какой целью приватизируется имущество, кто может выступать объектом сделки, какие документы для этого нужны.

В результате процедуры приватизации осуществляется переход объекта недвижимости (дома, квартиры, нежилого помещения) в частную собственность. Если жильё неприватизированное, то невозможно провести такие сделки, как наследование, дарение, купли-продажи. Право на собственность недвижимости прописано в законе «О приватизации жилищного фонда в РФ». Этот закон действует с 1991 года.

Как приватизировать жильё?

Статистика утверждает, что около 25% жителей Российской Федерации до сих пор не приватизировали своё жильё. Приватизация квартиры может быть осуществлена владельцем , а также членами его семьи, которые проживают на совместной жилой площади и за ними не числятся ранее приватизированные объекты недвижимости. Закон ограничивает возможность приватизации объектов и позволяет передавать в частную собственность только квартиры государственного и муниципального жилищного фонда. Не могут подлежать приватизации:

  • служебные объекты предприятия или организации,
  • квартиры военных городков;
  • квартиры в аварийном состоянии;
  • комнаты в общежитиях.

Приватизировать квартиру имеет право гражданин (а также члены его семьи), проживающий в ней на основании договора социального найма. Не подлежит приватизации жилищная площадь, предоставленная по договору безвозмездного пользования. Временно не проживающие в квартире родственники, в том числе близкие, не могут претендовать на неё. В случае, если родственник всё же хочет принимать участие в сделке приватизации квартиры, его нужно предварительно прописать. Это может быть осуществлено только по согласию всех членов семьи.

Можно оформить в письменном виде и заверить в конторе нотариуса отказ от права приватизации . Но это не значит, что доля отказавшегося лица переходит в собственность другого родственника, так как отказ может быть только безадресным. Временно отсутствующие по каким-либо обстоятельствам лица, также имеют возможность получить свою долю жилплощади. Для этого им нужно оформить специальное заявление, которое носит название бронь.

Бесплатно приватизировать объект недвижимости можно только один раз. Исключением считается ситуация, когда при сделке были ущемлены права кого-то из участников процедуры, что требует подтверждения в судебном порядке.

В первую очередь необходимо подать заявление в районный или городской орган по приватизации жилья. Если другие члены семьи, достигшие совершеннолетия, также хотят принимать участие в сделке, то следует на них оформить доверенность , заверить ее у нотариуса и собрать пакет документов. Необязательно всем членам семьи проходить этапы приватизации, это может сделать лицо, на которое оформлялась доверенность. В процессе будут отстаиваться права всех членов семьи, которые претендуют на право собственности на квартиру.

Сбор документов может занять много времени и усилий. Чтобы упростить себе жизнь некоторые владельцы обращаются в компании, занимающиеся подготовкой необходимых для приватизации квартиры документов. Это особенно актуально в таких случаях:

  • квартира подлежит срочному обмену с каких-либо причин;
  • хозяин желает продать объект недвижимости в ближайшее время;
  • в приватизируемой квартире уже проводилась перепланировка.

Необходимые для приватизации документы делятся на обязательные и дополнительные. В первую группу относят:

  • документы для удостоверения личности (свидетельство о рождении, паспорт);
  • лицевой счёт;
  • справка БТИ;
  • выписка из домовой книги;
  • оформленный в отделе Департамента жилфонда договор социального найма;
  • нотариально заверенная доверенность от имени остальных участников сделки (членов семьи) на оформление приватизации;
  • ордер на квартиру:
  • документ, подтверждающий уплату налога на государственную пошлину.

Дополнительный пакет документов может включать:

  • справка с информацией о детях, которые с каких-то причин не проживают в квартире, но прописанные в ней;
  • выписка из домовой книги с информацией о прежних адресах проживания лица, оформляющего приватизацию.

Каждый совершеннолетний гражданин Российской Федерации согласно закону может только единожды приватизировать жильё. По срокам осуществления различают срочную и обычную формы приватизации. Документы собираются в жилищных отделах муниципальных и государственных органов (ДЕЗ, ЖЭК, ЕИРЦ). Обычная приватизация может длиться от 3 до 4 месяцев, срочная - 3-4 недели.

Квартира приватизируется в несколько этапов. Первый шаг - это получение доверенности, заверенной нотариально о том, что родственники согласны на приватизацию или отказываются от участия в процедуре. С этим документом гражданин может представлять интересы всех проживающих в квартире лиц. Несовершеннолетний ребёнок может получить право собственности на квартиру лишь в том случае, если на это согласны все члены семьи.

Потом нужно собрать все необходимые документы. Эти бумаги подаются в отдел Департамента по жилищному фонду на рассмотрение. Потом оплачиваются все пошлины и сборы на приватизацию жилья. На заключительном этапе регистрируются права собственности на объект недвижимости в Управлении Федеральной Регистрационной Службы (УФРС).

Вопрос раздела жилого помещения возникает чаще всего при разводе супругов и разрешается в судебном порядке. Суд закрепляет за каждым из супругов право на собственность комнат в квартире и порядок их использования. Эта процедура осуществляется с учётом состава семьи и различных обстоятельств (если, например, один из супругов является инвалидом или страдает серьёзными заболеваниями). В долевой собственности остаются помещения общего пользования или комната в однокомнатной квартире.

Если один из супругов имеет право индивидуальной собственности на объект недвижимости, то второй не может претендовать на её часть в случае расторжения брака. Суд может обязать владельца приватизированной квартиры обеспечить бывшего супруга жильём или на определённых условиях позволить проживать ему на своей жилплощади. Такое решение принимается в случае невозможности бывшего супруга обеспечить себя жильём или его серьёзной болезни.

Приватизация жилого помещения позволяет владельцу распоряжаться им на своё усмотрение. Гражданин получает все права собственности на квартиру и может участвовать в сделках дарения, передачи в аренду, обмена, купли-продажи. Право собственности можно купить за деньги, приватизация же является бесплатным способом его получения. При кредитовании в банке приватизированное жильё может выступать в качестве залогового имущества.

Государство имеет право выселить из квартиры, если она не приватизирована, человека, за которым числится задолженность по квартплате . Из приватизированного жилья жилец-должник не может быть выселен. В случае развода, право на собственность приватизированной недвижимости остаётся за человеком, на чьё имя оформлены документы (если жильё приватизировалось до брака).

Что ещё нужно знать о приватизации?

Преимущества приватизированного жилья заставляют всё большее количество граждан позаботиться о праве собственности на квартиру или дом. В срочном порядке сделать это нужно тем, кто собирается продать, сдать в аренду или передать в наследство объект недвижимости. Но, перед тем как подавать заявление, стоит разобраться со всеми нюансами , взвесить плюсы и минусы, чтобы не наткнуться на так называемые подводные камни, связанные с этой процедурой.

Расприватизация

Суть этой процедуры состоит в отказе от приватизированного имущества. Отказ от права собственности на жильё может быть выгоден, если квартира находится в доме, предназначенном под снос. Российское законодательство предусматривает компенсацию жилой площади в случае сноса или расселения в размере, равном приватизированной квартире. Договор социального найма позволяет получить квартиру, площадь которой рассчитывается исходя из количества прописанных жильцов. Каждый член семьи получает санитарную норму - 18 квадратных метров.

Ремонт расприватизированных квартир осуществляется за счёт государства. Объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности ремонтируются за счёт владельца.

Часто от права собственности на жильё (особенно многокомнатное) отказываются одинокие пожилые люди. У них на это есть несколько причин. Первая - экономия на оплате коммунальных услуг , вторая - передача жилплощади в государственную или муниципальную собственность может ограничить человека от влияния аферистов, которые охотятся за квартирами.

Для того чтобы расприватизировать жилое помещение, владельцу необходимо написать соответствующее заявление. Остальные члены семьи, являющиеся собственниками объекта, ставят свои подписи. К заявлению прилагаются необходимые документы.

Не существует единственного ответа на вопрос, стоит ли приватизировать квартиру. Это может быть очень выгодно, если, например, владелец намерен продать недвижимость, сдать в аренду, подарить кому-то. Если подойти к вопросу с другого ракурса, то такое решение может только обременить владельца, ведь за приватизированную квартиру он обязан платить налоги , полностью отвечать за её состояние, ремонтировать за свои деньги, в полном объёме оплачивать коммунальные услуги. Перед тем как принимать решение о приватизации, нужно взвесить все за и против, оценить выгоду и ущерб от сделки и только потом направляться к нотариусу для написания заявления.