Анализ главы 15 коап рф. В области финансов, налогов и сборов, страхования

Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг

Общий комментарий

Административные правонарушения, предусмотренные главой 15 Кодекса РФ, представляют собой противоправные виновные деяния, посягающие на общественные отношения в области:

Аналогичная ситуация складывается и с нарушениями бюджетного законодательства.

Родовым объектом правонарушений, предусмотренных главой 15 Кодекса, являются общественные отношения, складывающиеся в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Для некоторых правонарушений, предусмотренных анализируемой главой, характерным является наличие предмета посягательства. В качестве такового могут выступать: денежная наличность (ст.15.1 КоАП РФ - нарушение работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций); бухгалтерские учетные документы (ст.15.11 КоАП РФ - грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности); товары и продукция (ст.15.12 КоАП РФ - выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки, ст.15.25 КоАП РФ - нарушение валютного законодательства) и т.д.

Объективная сторона правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выражается как в форме действий, так и бездействия. Диспозиции некоторых статей одновременно содержат несколько самостоятельных составов правонарушений, объективная сторона которых представлена и действиями, и бездействием (например, ст.15.1 , 15.6 , 15.13 , 15.25 КоАП РФ).

По законодательной конструкции комментируемые составы правонарушений являются формальными. Административная ответственность наступает за сам факт совершенного деяния (действия или бездействия) независимо от наступления каких-либо вредных последствий материального характера. Большинство составляющих главу 15 Кодекса норм имеют бланкетный характер, отсылая правоприменителя к конкретным правилам и предписаниям, закрепленным в законодательстве о налогах и сборах, рынке ценных бумаг, банковском законодательстве и т.д.

Субъектами административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выступают как физические (граждане и должностные лица), так и юридические лица. При этом субъектом правонарушений, предусмотренных частью 1 ст.15.6 , частью 2 ст.15.12 , частями 1 и 2 ст.15.25 КоАП РФ, могут быть только граждане, а статьями 15.2 -15.5 , частью 2 ст.15.6 , статьями 15.7 -15.9 , 15.11 , 15.21 КоАП РФ - только должностные лица.

Следует отметить, что согласно примечанию к статье 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.4 -15.9 , 15.11 этого Кодекса. За перечисленные в примечании к статье 15.3 Кодекса административные правонарушения указанные лица несут ответственность в соответствии с нормами части первой Налогового кодекса РФ.

С субъективной стороны административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг совершаются в большинстве своем умышленно. Тем не менее определенная категория административных правонарушений может совершаться и по неосторожности, как, например, в случаях нарушения срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст.15.15 КоАП РФ), нарушения сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст.15.16 КоАП РФ), нарушения правил ведения реестра владельцев ценных бумаг (ст.15.22 КоАП РФ) и т.п.

Юридическое лицо будет признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась реальная возможность осуществить те действия, которые предписаны правовой нормой (воздержаться от их выполнения), но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (см. комментарий ст.2.1 КоАП РФ).

Основным видом административного наказания за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг выступает административный штраф, исчисляемый исходя из минимального размера оплаты труда. Лишь в отдельных случаях он исчисляется, исходя из стоимости предмета административного правонарушения. Минимальный размер административного штрафа в зависимости от вида правонарушения составляет: в отношении граждан и должностных лиц - в размере трех, юридических лиц - ста минимальных размеров оплаты труда. Максимальный размер штрафа - соответственно 25, 50 и 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В главе 15 Кодекса отсутствует такой вид административного наказания, как предупреждение. Достаточно редким является также и административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения (только в

СТ 15.15 КоАП РФ

1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Текущая редакция ст. 15.15 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 4 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 252-ФЗ.

Комментарий к статье 15.15 КоАП РФ

1. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетное кредитование бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, юридических лиц (за исключением бюджетных учреждений) и иностранных государств осуществляется на возвратной и возмездной основах в форме бюджетного кредита (ссуды). В случае бюджетного кредитования обязательно указываются сроки, в которые должен быть возвращен бюджетный кредит (см. ст. ст. 93.4, 290 БК РФ).

2. Объектом комментируемого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного кредитования.

3. Объективную сторону этого правонарушения составляет нарушение сроков возврата бюджетных средств.

4. Субъектом комментируемого правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных кредитов на возвратной основе, так и сами организации (юридические лица) - получатели бюджетных кредитов.

5. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

6. Дела о комментируемых правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. 23.7).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также инспектора Счетной палаты РФ (ч. 5 ст. 28.3).

7. См. также п. 8 комментария к ст. 15.14.

Консультации и комментарии юристов по ст 15.15 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 15.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Документ изменен - см. список изменяющих документов

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019)

Открыть полный текст документа

  • Статья 15.26.4. Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй - организациями, имеющими вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денежных сумм в связи с неисполнением им обязанности по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи, по передаче в бюро кредитных историй информации об исполнении решения суда
  • Статья 15.26.5. Неисполнение или несвоевременное исполнение обязанности источниками формирования кредитных историй - организациями, являющимися заимодавцами по договорам займа (за исключением кредитных организаций, микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов), представлять в бюро кредитных историй информацию о погашении займов
  • Статья 15.29. Нарушение требований законодательства Российской Федерации, касающихся деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, репозитария, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 15.39. Нарушение требований законодательства РФ в части открытия в кредитной организации банковского счета и аккредитива, заключения договора банковского вклада (депозита) хозяйственным обществом и федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ, открытия банковского и иного счета в кредитной организации, заключения договора банковского вклада (депозита) государственной корпорацией, государственной компанией и публично-правовой компанией, заключения договора банковского вклада (депозита) с Федеральным казначейством, государственными внебюджетными фондами...