Жизнь во Флоренции. Идейные истоки и особенности мировоззрения

Парето Вильфредо - Pareto Vilfredo (1848 – 1923) был выдающимся итальянским экономистом и социологом, представителем математической школы.

Биография

Парето Вильфредо родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя. Его мать была француженкой, поэтому он одинаково хорошо владел языками обоих родителей. В 1858 г. семья Парето вместе с родителями возвращается в Италию, где он получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. Окончив Политехническую школу в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию на тему «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах», где впервые он особое внимание уделяет понятия равновесия.

В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии. В этот период он опубликовал ряд книг – Курс политической экономии (Cours d"économie politique, 1896–1897); Социалистические системы (Les Systémes socialistes, 1902–1903); Учебник политической экономии (Manuale di economia politica, 1906). В последние годы жизни Парето собирал материалы для своей самой известной книги Трактат по общей социологии (Trattato di sociologia generale, 1916). Последним его трудом стало Краткое руководство по общей социологии (Compendio di sociologia generale, 1920).

В экономической науке Парето прежде всего известен т.н. «законом Парето», объясняющим процесс распределения доходов, препарируя который он выдвигает теорию «остатков» и «производных», а также теорию элиты. В основе его социологии лежит идея о том, что значительная часть социальных действий не имеет ничего общего с логикой, а поступки индивидов нередко продиктованы стремлением придать нерациональным действиям некую видимость логичности. Человек движим как инстинктивными «остатками», так и логизированными «производными» этих остатков. История человечества есть не что иное, как смена преобладающих настроений среди элиты. К власти могут приходить лидеры с психологией «львов», склонные к консерватизму, однако постепенно в сознании элиты распространяется философия «лис», т.е. людей, склонных к риску. «Лисы» приводят общество к кризису, и происходит возвращение консерваторов к власти.

Парето считал, что этот круг могло бы разорвать применение силы, однако элита постепенно становится все более слабой и стремится избегать насилия. В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче Муссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни.

Теория элит

Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

Парето различает два вида элиты: правящую, т.е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть – основная масса населения («низший слой»). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления. Входящих в элитарный слой он, с одной стороны, характеризовал как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. Но в его «Трактате», с другой стороны есть утверждения и о том, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. В качестве синонимов слова «элита» Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой» или просто «лучшие», игнорируя при этом относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами. Между элитой и остальной массой населения, на взгляд Парето, постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Циркуляция элит

Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Если элита оказывается закрытой, т.е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя. Парето считал, что политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. Сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.

Типы элиты

По теории Парето, в процессе истории постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена – закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов». Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше – о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные – над идеальными; интересы индивида – над интересами семьи, других социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй – львами». В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов и «рантье»: в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй – второго. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

Закон Парето

В математическом измерении его еще можно назвать принципом 20/80. В свою очередь этот принцип означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий – лишь 20% результата. Дальнейшие улучшения не всегда оправданны. Основные положения закона Парето состоят в следующем: – Значимых факторов немного, а факторов тривиальных множество – лишь единичные действия приводят к важным результатам. – Бо́льшая часть усилий не даёт желаемых результатов. – То, что мы видим, как правило отличается от того, что мы получаем, – всегда существуют скрытые силы. – Обычно слишком сложно и утомительно разбираться в том, что происходит, а часто это и не нужно: необходимо лишь знать – работает ли Ваша идея или нет, и изменять её так, чтобы она заработала, а затем поддерживать ситуацию до тех пор, пока идея не перестанет работать. – Большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил; большинство неприятностей связано с действием небольшого числа высокодеструктивных сил. – Бо́льшая часть действий, групповых или индивидуальных, являет собой пустую трату времени. Они не дают ничего реального для достижения желаемого результата.

Литература и ссылки

  1. О природе принципа Парето"

В 21 веке акценты мировой общественности сместились с научно-технического прогресса в сторону качества конкретной личности. И это не случайно.

Возможно, кто-то усомнится в точности установленного соотношения: восемьдесят на двадцать. Но эти числа, безусловно, нельзя считать аксиомой. Скорее это ориентир.

Хотя для своего времени ученый достаточно точно определил, что восемьдесят процентов итальянских доходов сосредоточено в руках двадцати процентов семей.

Закон Парето отражает неравномерность распределения причин и следствий в природе, и его можно наблюдать практически в любой сфере.

Например, 20% людей обладают 80% капитала, пятая часть постоянных клиентов приносит большую часть прибыли, и т.п.

При этом следует понимать, что числовые значения не являются сущностными. Важен сам факт колоссального различия между этими показателями.

Недостаток принципа Парето

Однако принцип Парето имеет и свои недостатки. При всем том, что он вполне обоснован, буквально ему следовать в реальной жизни не представляется возможным.

Скажем иначе. Даже при полном осознании того факта, что лишь пятая часть усилий дает львиную долю результата, остальные 80% усилий все равно приходится затрачивать. По-другому организовать деятельность просто невозможно.

Например, заказчик регулярно использует всего лишь 20% производимой вами продукции. Но его не устраивает, если вы будете производить только этот процент. Ему нужны все 100%, чтобы он имел «ассортиментный ряд» и «было из чего выбирать». Такова общая всех процессов.

Интересен факт, что науке давно известен этот недостаток. Более того, он закреплен в следующем утверждении: «20% ученых совершают 80% открытий, но это было бы невозможно, если бы не было оставшихся 80% ученых».

Надеемся, что закономерность вы уловили.


Принцип Парето

Теперь приведем важнейшие следствия закона Парето.

  • Ключевых факторов мало, а малозначащих – множество, поэтому только немногие действия могут принести главный успех.
  • Подавляющее большинство усилий не приносит нужного результата.
  • Скрытые факторы есть всегда – об этом не следует забывать.
  • Как правило, мы получаем результаты отличные от того, что планировали (действуют скрытые силы).
  • Бо́льшая часть неприятностей происходит по причине действия небольшого числа высокодеструктивных сил.
  • Бо́льшая часть действий (групповых или индивидуальных) – это пустая трата времени, так как ничего не делает для достижения требуемого результата.

При желании можно легко заметить, что во всех выше перечисленных следствиях закона Парето используется один и тот же принцип. Следовательно, вы можете активно применять его в любой сфере жизни: как дома, так и на работе.

Это покажется удивительным, но в Библии упоминается описанный принцип, выявленный итальянским ученым.

Иосиф, будучи наместником фараона и зная, что скоро в Египте наступит 7 лет голода, издал указ, согласно которому все поданные фараона должны были приносить пятую часть (20%) своего урожая в житницы фараона.

Этого расхода от общих доходов египтяне почти не заметили, а вот Иосиф смог собрать такие государственные запасы зерна, что в семилетнем голоде страна выжила.

Если вам нравятся интересные факты, и вы любите – обязательно подписывайтесь на . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

  • Суть благодарности: что должен знать каждый
  • Зона комфорта, или как достигать любых целей
  • Как использовать латеральное мышление
  • Матрица Эйзенхауэра

Один из основоположников теории элит .

Вильфредо Парето
итал. Vilfredo Pareto
Дата рождения 15 июля (1848-07-15 ) […]
Место рождения
  • Париж , Франция
Дата смерти 19 августа (1923-08-19 ) (75 лет)
Место смерти
  • Селиньи [d] , Женева , Швейцария
Страна
Научная сфера экономика , социология
Место работы Лозаннский университет
Альма-матер
  • Политехнический университет Турина [d]
Известен как Кривая Парето , Закон Парето , Эффективность по Парето , Распределение Парето
Цитаты в Викицитатнике
Вильфредо Парето на Викискладе

В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини , считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.

Парето-распределение (правило 80/20)

Упрощённое изложение закона:

Затраты времени на выполнение плана: 20% труда реализуют 80% результата, но остальные 20% результата требуют 80% общих затрат.

Закон имеет весьма отдалённое отношение к самому Парето. Итальянец [кто? ] умер в 1923 году , а название закона предложил в 1941 году американский специалист в области качества Джозеф Джуран в честь одной из работ, где говорилось о том, что в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов.

См. также

Литература

Список произведений

  • Курс политической экономии (Cours d’économie politique, -)
  • Социалистические системы (Les Systémes socialistes, -)
  • Учебник политической экономии (Manuale di economia politica, )
  • Трактат по общей социологии (Trattato di sociologia generale,

Парето Вильфредо

Pareto Vilfredo (1848 - 1923)

Вильфредо Парето сменил Вальраса на должности главы кафедры в Университете Лозанны в 1893 году и долгое время считал себя учеником Вальраса. Но Вальраса не всегда радовали социальные и политические идеи молодого человека, а Парето становился все более и более разочарованным не только в теории общего равновесия, но и в экономике вообще. Вместо этого он предпочел работать в рамках более широкой структуры политической социологии. Его поистине обширное знание математики и первое образование инженера проявлялись во всех его главных экономических трудах: «Курсе политической экономии» (Corns d"economie politique, 1896-97), «Руководстве по политической экономии» (Manual of Political Economy, 1906) и важной статье о «Математической экономике» СMathematical Economics, 1911) для «Энциклопедии математических наук» (Encyclopidie des sciences mathematiques). Он интересовался Марксом уже в 1890-е годы и опубликовал яркий нематематический критический анализ социализма, включая марксизм, в своем трехтомном труде «Учения социалистов» (Les systemes socialist es, 1902-03). Массивная работа в четырех томах «Разум и общество: трактат по общей социологии» (The Mind and Society: A Treatise on General Sociology, 1916) увенчала последнее десятилетие его активной жизни.

Он родился в 1848 году в Париже. Его отец был итальянским эмигрантом, высланным по политическим мотивам. Парето начал свое образование во Франции и продолжил его в Италии, специализируясь в математике и классической литературе. Он закончил Политехнический институт в Турине в 1869 году, затем более 20 лет работал инженером и директором двух итальянских железнодорожных компаний. Он начал изучать экономику в 1890 году, когда ему исполнилось 42. Он преподавал экономику в Лозанне только семь лет, уйдя в отставку в 1900 году после получения большого наследства. Оставшуюся часть своей жизни он провел в Швейцарии, полностью посвятив себя научным исследованиям и написанию своих работ. Незадолго до своей смерти в 1923 году он был назначен членом итальянского Сената новым правительством Муссолини.

И «Курс», и первые две главы «Руководства» содержат выдающееся обсуждение методологии экономики, которое показывает, что Парето знал тогдашнюю признанную литературу по философии науки лучше, чем любой другой экономист того периода. Шероховатый и плохо организованный «Курс» среди многих исторических и статистических иллюстраций содержал так называемый закон Парето распределения дохода, согласно которому наклон линии, соотносящей долю дохода, полученного выше некоторого уровня, и долю соответствующих получателей дохода, является постоянным. Таким образом, он продемонстрировал, что распределение дохода во всех странах и во все эпохи неизменно. «Руководство» знаменито благодаря по крайней мере трем идеям.

Это, во-первых, неудачная попытка избавиться от термина полезность и заменить его словом ophelimity, придуманным Парето для обозначения способности товаров к удовлетворению потребностей.

Во-вторых, четкое разделение между кардинальной и ординальной полезностью и демонстрация, с использованием кривых безразличия Эджуорта, что ординальная полезность или простое ранжирование предпочтений достаточна, чтобы вывести все важные утверждения теории спроса.

И, наконец, в-третьих, нарочито невинное, непротиворечивое определение экономического оптимума как такой конфигурации цен, которая получает единодушное одобрение - любая другая конфигурация могла бы «улучшить» чье-либо положение, но только за счет «ухудшения» положения хотя бы одного члена общества - известная концепция оптимальности Парето, сопровожденная не вполне успешной попыткой показать, что экономика совершенной конкуренции фактически достигает оптимума по Парето, и наоборот.

Несмотря на запугивающее применение довольно сложной математики, сомнительно, что предложенная Парето теория потребительского поведения была значительным шагом вперед по сравнению с «Математической психологией» (Mathematical Psychics, 1888) Эджуорта и «Математическим исследованием теории ценности и цен» (Mathematical Investigations in the Theory of Value and Prices, 1892) Фишера. Даже концепция парето-оптимальности встречается уже у Эджуорта, хотя, следует признать, не в таком виде, чтобы ее можно было заметить, не зная о ней из работ Парето. «Руководство» также содержало в значительной мере неправильно истолкованный читателями раздел по теории производства, который, казалось, отрицал предельную теорию производительности как ошибочную, но фактически просто придавал большее значение комплиментарности факторов производства, чем их взаимозаменяемости.

Парето - трудный автор для чтения: слишком много его кратко изложенных идей «сваливаются в кучу» на одной странице, многие мысли оставлены незаконченными, чтобы позднее быть снова подхваченными и продолженными, а его математические примечания часто противоречивы. Признание приходило к Парето очень медленно, и только в конце 1930-х годов он вступил в англоговорящую экономику, отчасти потому, что даже к тому времени ни одна его книга не была переведена на английский язык. («Руководство» появилось на английском только в 1971 году, а «Разум и общество» - в 1963 году.) Даже теперь трудно ухватить смысл всех его сочинений, и особенно его поздних социологических работ, с их пессимистической картиной человека, которым управляют иррациональные чувства, тонко замаскированные остатками рациональных рассуждений, запертого в бесконечной социальной борьбе и удерживаемого в безвыходном положении сменяющими друг друга общественными элитами.

Литература

J.A. Schumpeter, Ten Great Economists from Marx to Keynes (Oxford University Press, 1951); M. Allais, Pareto, Vilfredo, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 11, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968).

См. также ОПТИМАЛЬНОСТЬ ПО ПАРЕТО (Pareto optimality )

10.Оптимальность по Парето (50 тем и литература для докладов)

Литература

: (см. Вильфредо Парето)

(см. Вильфредо Парето)

Литература:

Что экономисты понимают под эффективностью? (лекц.42.1, ЭШ)

Вильфредо Парето

Трансформация демократии

Парето и демократия

Вильфредо Парето (1848–1923) известен широким образованным массам как автор теории круговорота элит (и принципа, названного его именем, который на самом деле сегодня не вполне однозначно соотносится с его творчеством).

Как ученый, Парето принадлежит к той эпохе, которая своими корнями уходит в позитивизм XIX в., проникнутый верой в науку и ее всемогущество, и вместе с тем открывает период господства технологий и разочарования во всем, начиная с социальных утопий и заканчивая демократией, если говорить только о гуманитарной сфере.

Человек, который оставил больше 30 томов сочинений по социологии, математике, экономике, политологии и т. д., создал себе собственный памятник и, наверное, заслуживает пристального внимания, хотя сегодня в полной мере такое внимание способны уделять только узкие специалисты. Но и для широкой публики многие из оригинальных текстов Парето могут быть интересны. Сегодня его считают классиком социологии; существуют институты и фонды, носящие его имя и посвященные изучению его жизни и деятельности.

Как и многие другие классики, Парето сконструировал систему, основанную не только на общеупотребительных или общепризнанных концепциях, вытекающих из культурной традиции и опыта предшественников, но и на выработанных им самим специальных понятиях и идеях. С одной стороны, такие термины, как «деривации», «остатки», «цикл демагогической плутократии», придают его статьям более однозначный и определенный, с авторской точки зрения, смысл; они лучше выражают авторское «Я», индивидуальный стиль и особое понимание общества; с другой стороны, если эти понятия не входят в общий оборот и не становятся всеобщим достоянием, их не используют другие исследователи, их понимание затруднено, и если сам Парето был вынужден в статьях постоянно давать пояснения и делать ссылки на свой фундаментальный труд по социологии, то сегодня, несмотря на популярность его имени в определенных ученых кругах, эта терминология выглядит еще более экзотичной. Впрочем, таковы недостатки всех систем, по крайней мере систем, описывающих общество; текучесть социальной жизни обрекает на неудачу любые попытки отразить ее в строго однозначных понятиях, и даже если таковые кажутся ясными и определенными, когда становятся привычными, – это лишь иллюзия, о чем никогда не следует забывать. Демократия, капитализм, даже свобода суть слова, впитавшие столько мифологии, что для строгой науки (насколько таковая возможна) их использование становится проблематичным.

Создание систем – традиция XIX–XX веков, попытка сблизить методы гуманитарных наук и естествознания. Практически в известных рамках она осуществима, но эти рамки довольно узки, и при желании выйти за них ученый начинает сильно обманываться. Не об этом ли пишет сам Парето, рассуждая о возможностях и пределах опытного познания, или «логико-экспериментальной науки», как он его называет?

Выведение общих законов истории и социологии выливается в банальность, когда человек пытается формализовать некоторые природные принципы – повторяемость и чередование, природные циклы, рост, упадок и т. п. или в более или менее удачно зашифрованную догматическую схему. Вильфредо Парето отдавал себе отчет в этих трудностях, когда писал статьи, прогнозирующие развитие событий и в той степени, в какой он видел это возможным, приоткрывающие завесы будущего. Его статьи недогматичны; это не значит, что они ненаучны; напротив, постоянные оговорки, отсылки к другим работам и авторам, сомнения, которые могут вызвать и раздражение у читателя, желающего большей определенности, – как раз черты научного подхода.

Сложно до конца четко определить круг интересов Парето и область его деятельности. Принято называть его социологом, так как его главный труд называется «Социология», но ему принадлежит также учебник по политической экономии, не говоря уже о том, что начинал он как инженер. Биография ученого – это хронологический перечень его трудов, но Парето не сразу пришел к занятиям наукой и до конца жизни сохранил пристрастие к политической деятельности и публицистике. Разнообразие его интересов было, предопределено разнообразием судеб членов его семьи и обстоятельств жизни. Он родился в Париже в революционном 1848 г. в семье выходца из Генуи Раффаэле Парето. Предки занимались торговлей, как многие генуэзские нобили, и в начале XVIII в. получили титул маркизов. Дед избирался в городские мэры. Парето принадлежали к республиканскому и либеральному лагерю, играли заметную политическую роль в эпоху Наполеоновских войн. В 1836 г. Раффаэле, инженер по профессии, эмигрировал в Париж вместе с другими сторонниками революционной борьбы за объединение Италии; здесь он женился на Мари Маттенье, от которой у него было трое детей. Фриц Вильфрид получил свое имя, вероятно, в связи с событиями, происходившими в 1848 г. в германских землях. Он получил начальное образование и в 1858 г. последовал за отцом в его родной город, а в 1870 г. закончил Туринскую инженерно-техническую школу, старейшую в Италии. Занятия естественными науками и математикой повлияли на общие воззрения будущего ученого и его подход к социальным исследованиям, в частности на его представление о социальном организме как системе динамического равновесия циклических процессов.

С этого времени до 1889 г. Парето служил инженером, в железнодорожной компании в Риме и во Флоренции, затем на сталелитейном заводе. Одновременно он занимается политической экономией и вращается в кругах флорентийской интеллигенции, где в эти годы оживленно дебатировались политические и социальные проблемы эпохи Рисорджименто. Парето сотрудничает с газетами и журналами, где публикует критические статьи. Неудачные попытки баллотироваться в парламент молодой Италии на платформе сторонников свободной торговли укрепили скепсис начинающего ученого в отношении перспектив общественного благоустройства.

В 1889 г. происходят перемены. Парето оставляет инженерную службу и посвящает себя политике и публицистике. Тогда же он женится на Александрине Бакуниной. Этот брак был неудачным, через 12 лет жена оставила его. Вскоре он нашел себе подругу в лице француженки Жанны Режи, которая была почти на 30 лет моложе его и на которой он женился лишь незадолго до своей смерти в 1923 г., поскольку не мог раньше получить развод. Последние годы XIX в. Парето провел на вилле во Фьезоле близ Флоренции, много писал и выступал с публичными лекциями по политической экономии. Либеральные и отчасти социалистические взгляды помешали ему получить место в итальянском университете. Такая возможность представилась лишь в 1893 г., когда по рекомендации известного экономиста Леона Вальраса он занял его место в университете Лозанны. В 1896 г. выходит фундаментальный труд «Курс политической экономии», в котором Парето разрабатывает идею маржинальной теории стоимости и проблему экономического равновесия. Он формулирует принцип, согласно которому (в упрощенном виде) во всех обществах соотношение бедных и богатых остается примерно одинаковым. Разработка этого принципа укрепила его пессимизм относительно возможности коренного преобразования общественного устройства, вместе с тем сама идея покоится на убеждении о наличии социальных констант, исследуя которые можно научно прогнозировать ход событий.

В 1898 г. Парето получил наследство, благодаря которому смог купить небольшое имение в Селиньи на Женевском озере. Здесь он провел последнюю треть жизни, продолжая преподавать политэкономию, а затем социологию, но постепенно замыкаясь в обществе гражданской жены и двух десятков ангорских кошек. Он продолжал в течение некоторого времени вести активную научную и публицистическую деятельность, вел переписку с друзьями и коллегами. В статье «Приложение социологических теорий» он развивает некоторые принципы своей будущей системы волнообразного развития общественных явлений, восходящей к принципам, заложенным еще Макиавелли. В частности, он говорит о типах человеческого поведения, присущих группам политической элиты, – с одной стороны, консервативном и последовательном, с другой – гибком и приспособительном. Эти типажи он называет «львами» и «лисицами» – образы почерпнуты из «Государя», хотя и переосмыслены. Нарастающий пессимизм Парето в отношении радикального преобразования общества обрел форму в новом труде «Социалистические системы», посвященном критике утопических, на его взгляд, построений Маркса. Следует заметить, что исторический материализм как научную теорию Парето не отвергал и в какой-то степени разделял его положения о наличии социальных законов, об определяющей роли борьбы классов. В то же время мысль Парето движется от классической политэкономии в сторону зарождающейся новой науки – социологии, по мере того как он осознает важность изменчивой ментальной составляющей в жизни общества, в том числе в хозяйственных отношениях. Эти идеи отразились уже в «Курсе политической экономии» и в коренным образом переработанных его изданиях – «Руководстве по политической экономии» 1907 г. и во французском переводе 1909 г. Парето делает акцент на нелогичности, иррациональности поведения (не исключая экономического) человеческих индивидов и вводит вместо базового понятия «полезность» образованное на греческой основе слово ophelimité, которое можно перевести как «желательность». Свои взгляды на общество Парето изложил в уже упоминавшемся капитальном труде «Трактат по общей социологии», написанном в 1907–1914 гг. и изданном в 1916 г. Четыре тома огромного трактата изобилуют ссылками и историческими примерами; история всегда занимала важное место в построениях писателя, который обладал обширными познаниями в этой области. Впрочем, исторические параллели, проводимые в этом труде, используются Парето и в других его работах, в том числе в «Трансформации демократии», как и основные понятия, вводимые для описания социальных процессов. Они образуют более или менее определенную схему, что позволяет отражать систему Парето даже в виде таблиц, однако ее создатель на деле не стремился дать исчерпывающее (тем более полностью формализованное) описание социальной действительности. Некоторая причудливость его терминологии как раз и подчеркивает, может быть, принципиальную неосуществимость подобной задачи. Из главных терминов два («чувства» и «интересы») употребляются в более или менее распространенном значении, но основу построений Парето составляют два класса, на которые делятся социальные явления и которые выражают соотношение между устойчивым и изменчивым, реальностью и представлениями о ней или объяснениями ее. Residui (или в буквальном переводе «остатки») суть проявления реальных чувств, не всегда или смутно осознаваемых, но лежащих в основе поступков. Возможно, это слово родилось как результат математической операции, заключавшейся в вычитании из суммы психических феноменов, переживаний и объяснений реальности ее чисто субъективной, объясняющей составляющей, служащей для оправдания поступков. Остаток – это реальность, сущностный мотив, то, что в действительности движет людьми, отражение их истинных чувств. Все прочее, придуманное в ходе культурной и социальной эволюции, выработки идеологий и культов, – это деривации, косвенные производные от действительных чувств. Остатки и деривации соотносятся между собой, как иррациональное и рационализующее, как реальность и способ ее использовать, объективный смысл и более или менее соответствующее ему объяснение. Парето выделил шесть классов остатков, из которых наиболее важны с точки зрения его теории социальной динамики два. Первый тип остатков выражает склонность к комбинациям; это желание перемен, поиск выгоды, готовность манипулировать людьми и цинизм; второй тип – групповая или агрегатная устойчивость (persistenza di gruppo, di aggregati) – инертность, консерватизм, упорство в вере. Эти типы поведения более или менее соответствуют упоминавшемуся выше делению на «львов» и «лисиц». Они также лежат в основе объяснения разработанной Парето теории циркуляции элит. Во всех обществах, согласно Парето, существуют элиты и руководимые ими массы. Понятие элиты также не имеет у Парето четкого и однозначного определения. С одной стороны, элиту составляют люди, достигшие выдающегося результата в своем виде деятельности, которым может быть и мошенничество. Знаменательно, что здесь, как и во многих случаях, социолог следует по стопам Макиавелли, который в гл. Х кн. I «Рассуждений» говорит об иерархии разного рода профессий и об успехах людей в рамках этих занятий. С другой стороны, элита – это группа, управляющая обществом и концентрирующая в своих руках максимум доходов. В ней могут преобладать, например, «лисицы», которые склонны к методам достижения согласия путем обмана и манипуляций; во времена Парето это была прослойка, называемая им демагогической плутократией. Другой способ управления – силовой – практиковался военно-бюрократическими слоями, оттесненными демагогической плутократией в ходе Первой мировой войны от власти почти во всех странах Европы. Двум лагерям плутократии – военному и демагогическому – Парето противопоставляет классы землевладельцев и трудящихся. Ни одна из элит не может удерживаться у власти до бесконечности; рано или поздно происходит их смена, но ротация может осуществляться и относительно незаметно, если правящие верхи открыты для проникновения наиболее способных и достойных лиц снизу, и насильственным путем – по мере деградации правящего класса и усиления оттесненных от власти групп. Такая смена тоже происходит не одномоментно, о ее приближении или удалении можно судить по степени ослабления или укрепления центральной власти. Через деградацию элит и их ротацию, через централизацию и децентрализацию осуществляются циклы, определяющие судьбы общества и отражающие множество волнообразных процессов, из которых складывается динамическое равновесие.