Ставка налога на имущество по инвентаризационной стоимости. Как рассчитывается налог на имущество физических лиц

В России, в соответствии с законодательством, граждане определенных категорий могут получить налоговые льготы по отношению к частному имуществу физлиц.

Начисление налога идет в зависимости от кадастровой, а не инвентаризационной стоимости имущества.

Законодательная база

Описание данного налога, а также полагающихся в связи с его уплатой льгот, можно найти в Федеральном законе № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (9.12.1991), который к настоящему времени включает уже ряд поправок и изменений. Также достаточно подробно необходимая собственникам информация содержится в Налоговом Кодексе РФ (статьи 399-409): о плательщиках, объектах налогообложения, налоговых ставках, льготах, порядке определения налога на имущество и его уплаты и т.д.

Налог на имущество рассчитывается физическим лицам в инспекции по месту нахождения находящихся в собственности объектов, после чего владельцу высылается налоговое уведомление, в котором указана сумма и данные расчета налога.

Сейчас собственники получают налоговое уведомление единой формы, в котором отражаются данные по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц.

В строке, соответствующей налогу на имущество, можно увидеть данные о годе расчета, облагаемом имуществе и его месте расположения, размере налоговой базы, ставке, доли в праве, льготах и итоговой сумме налога. Сведения об имеющемся у граждан имуществе содержатся в органах Росреестра.

Данный вид налога действует в отношении следующего имущества: квартиры или комнаты, дома, гаража, дачи, а также иных зданий. Налог рассчитывается и на долевую собственность с участием вышеперечисленных объектов.

До 2016 года в налоговой базой для того, чтобы рассчитать физлицам налог на их имущество, служила инвентаризационная стоимость облагаемых объектов по состоянию на начало (1 января) каждого года. Узнать инвентаризационную стоимость имущества за период до 1 января 2013 года можно в отделениях БТИ (выдается соответствующая справка). Узнать задолженность по оплате налога поможет информация, представленная на сайте ФНС России.

В некоторых случаях происходит перерасчет налога на имущество граждан за предыдущие годы в сторону увеличения суммы. Связано это с увеличением инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и несвоевременной подачей необходимых сведений из БТИ. Следует учесть, что перерасчет разрешается не более, чем за три года.

Если необходимо рассчитать налог в отношении долевой собственности , то берется каждая соразмерная его доля у определенного гражданина (определяется путем произведения инвентаризационной стоимости объекта на соответствующую долю). Налог по общей совместной собственности делится на всех собственников одинаковыми частями.

Нередки ситуации, когда граждане не были извещены о необходимости уплаты налога государственными органами вовремя с помощью соответствующих уведомлений. Тогда они обязаны произвести уплату не более чем за три года, предшествующих получению уведомления из налоговой. За излишне уплаченный налог собственникам может быть осуществлен возврат средств в установленном порядке.

Налоговые ставки

Налоговые ставки относительно имущества физлиц утверждаются органами местного самоуправления, и региональными законами, если речь идет о Москве и Санкт-Петербурге.

В то же время ставки не могут быть выше тех пределов, которые установлены на федеральном уровне. Интернет-сайт ФНС позволит ознакомиться с местными налоговыми ставками более подробно при обращении к соответствующему разделу.

На определение ставки налога рассматриваемого вида влияют такие факторы, как инвентаризационная стоимость и само количество принадлежащих одному собственнику объектов. В последнем случае при расчете исходят из суммарной стоимости имущества.

Чтобы определить применяемую к конкретному имущественному объекту или объектам налоговую ставку, необходимо узнать их суммарную инвентаризационную стоимость , которая также будет умножена на коэффициент-дефлятор, который равен 1,425 .

На 2019 год к исчислению налога на имущество был применен понижающий коэффициент 0,4 за исключением объектов недвижимости, относящихся к сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Начиная с 2015 года в некоторых субъектах РФ данный налог граждан рассчитывается по кадастровой стоимости объектов. Постепенно до 2019 года планируется рассчитывать налоговую базу исходя из кадастровой стоимости уже во всех без исключения регионах. Узнать данную величину можно в органах и на сайте Росреестра. Также допустимо оспорить размер стоимости имущества, если собственник с ним не согласен.

Если налог рассчитывается по кадастровой стоимости, то предусматриваются следующие налоговые вычеты в отношении различных жилых объектов: комнаты – на 10 кв.м.; квартиры – на 20 кв.м.; дома – на 50 кв. м.

Кроме того, органы власти таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе увеличить размеры налоговых вычетов.

При отрицательном значении налоговой базы она принимается равной нулю для удобства начисления сумм, которые необходимо будет выплатить гражданам для соблюдения налогового законодательства.

Налог на имущество по кадастровой стоимости предполагает трехуровневую ставку:

  • 0,1% – касаемо жилых домов и иных помещений для проживания, гаражей, машино-мест, а также объектов, которые еще не достроены;
  • 0,5% – для всех других объектов;
  • 2% – для элитной дорогой недвижимости, кадастровая цена которой составляет более 300 млн рублей, а также торговых центров.

При этом региональные власти могут снизить ставку до 0 или повысить ее до 0,3%.

Во избежание резкого скачка налогового бремени в регионах до 2019 года будет применено правило, согласно которому налог будет расти ежегодно не больше, чем на 20%, после чего такой коэффициент будет отменен.

Налоговые сроки и периоды

Налог на имущество подлежит начислению гражданам каждый год и основанием для определенных значений служат данные о стоимости недвижимости с учетом коэффициента, который назван дефлятором для учета инфляционных тенденций в экономике. Уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря года, который последует за годом исчисления налога.

За несвоевременную уплату могут быть начислены пени на сумму недоимки. За неуплату налога гражданин может быть оштрафован, подвергнуться конфискации имущества, а также в некоторых случаях – привлечен к уголовной ответственности.

Период , за который платится налог на имущество, определяется со времени его приобретения:

  1. Если объект находился в собственности целый год, то этот же период и берется за основу.
  2. В случае владения имуществом менее года, налог платится с месяца регистрации права собственности.
  3. При получении наследства – с месяца его открытия.
  4. Если объект недвижимости был недавно возведен, то налог необходимо начинать платить с начала года, который отсчитывают за годом постройки.
  5. В случае продажи, разрушения или уничтожения имущества взимание налога прекращается с начала месяца, в котором имущество уже владельцу не принадлежит или перестало существовать.

Кому положены налоговые льготы и в каком размере

Налоговые льготы на данный налог подлежат подробному регулированию с помощью статьи 407 НК РФ.

Освобождение от уплаты налога полагается следующим категориям граждан :

Объектами льготного налогообложения могут выступать:

  • квартира или комната в квартире;
  • специальные помещения или сооружения, использующиеся для творческих видов деятельности;
  • хозяйственное строение или сооружение, площадью менее 50 кв. м на земельных участках для личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или ИЖС;
  • гаражное помещение или машино-место.

Льготы предоставляются на всю сумму налога, которым облагается объект, находящийся в собственности. Также он не должен использоваться владельцем в предпринимательской деятельности.

Чтобы реализовать свое право на налоговую льготу в отношении личного имущества, следует предоставить в любой налоговый орган следующие документы : соответствующее заявление, паспорт, пенсионное удостоверение, правоустанавливающие документы на имущество, технический или кадастровый паспорт объекта.

Однако, если заявление на получение льготы было оформлено гражданином до 31 декабря 2014 года, подавать документы повторно не нужно. Если гражданин не смог вовремя воспользоваться своим правом на льготы, то он вправе обратиться в налоговую с просьбой о пересчете размера налога и возврате излишне уплаченных денежных средств (не более чем за три года).

Если у гражданина, которому положены налоговые льготы, имеются несколько объектов налогообложения , то льготы предоставляются в отношении объекта одного вида на выбор. До 1 ноября года, который будет являться налоговым периодом применения льготы, льготники предоставляют уведомление о выбранных объектах налогообложения для назначения льготы по налогу на имущество физлиц. Если соответствующее уведомление не будет предоставлено в срок, налоговая льгота будет назначена в отношении одного объекта каждого вида, по которому сумма налога будет максимальной.

В Налоговом кодексе предусмотрен ряд льгот для пенсионеров . Данная категория граждан может получить льготы (освобождение от уплаты налога) касательно следующих объектов налогообложения:

Право на льготу дается пенсионерам в отношении одного из объектов по каждой категории, к примеру, если в собственности гражданина наличествуют квартира, дача и гараж, то он полностью освобождается от уплаты налога на имущество физ. лиц. Если же гражданин имеет два дома, то в отношении одного из них на выбор ему придется уплатить налог.

Однако существуют случаи, когда пенсионеры обязаны платить налоги государству:

  1. Если стоимость объекта недвижимости превысит 300 млн. рублей;
  2. Имущество, по которому могла бы быть налоговая льгота, используется в предпринимательской деятельности.

В отношении земельных участков льготы по уплате налога для пенсионеров устанавливаются властями каждого отдельно взятого региона, для получения подробной информации необходимо обратиться в территориальное отделение ФНС.

Местные власти также вправе определять дополнительные категории граждан-льготников, к примеру, .

Актуальные изменения в начислении налога на имущество представлены в следующем видеосюжете:

Налоги на недвижимость являются выплатами обязательного характера, которые должен осуществлять каждый, кто имеет в собственности имущество. При этом лицо должно соответствовать требованиям, которые предъявляются к плательщику. Таковыми являются: достижение совершеннолетия, отсутствие ограничений в дееспособности, наличие имущества. При этом оплата производится за сам факт владения собственностью, даже если человек ей фактически не пользуется.

Для реализации такого права необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения имущества с заявлением и приложить к нему документы, которые подтверждают обоснованность обращения.

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы такого характера, является Налоговый кодекс РФ. В нем содержится информация об объектах и субъектах таких выплат. Иными словами, НК РФ определил, кто должен выплачивать налоги и в отношении каких видов имущества. Также указанный нормативный акт определил категории лиц, которые могут воспользоваться льготами, а также порядок, когда возможна неоплата налога на недвижимость.

Налоговые обязательства

Они касаются всех собственников имущества и выражаются в том, что каждый владелец обязан выплатить определенную сумму за отчетный период. Таковым является календарный год. Деньги должны быть выплачены не позднее первого декабря периода, который следует за отчетным. Оплачиваются средства в ИФНС, через банк или интернет.

Обязательства указанного характера возникают с момента получения в собственность имущества. Действующим законодательством определены случаи, когда указанная обязанность утрачивается. К ним отнесены: уплата налога, смерть физического лица, ликвидация юридического.

Последствия неисполнения

Поскольку уплата налогов является обязанностью большинства собственников имуществ, за его неисполнение законодательством предусмотрена ответственность. Меры воздействия зависят от вида нарушения. Например, за несвоевременное представление декларации виновное лицо заплатит штраф в размере пяти процентов от суммы налога за каждый месяц просрочки, в том числе и неполный. Указанная санкция не может быть меньше тысячи рублей и больше тридцати процентов от общего размера платежа. Несоблюдение порядка предоставления декларации повлечет за собой наложение штрафа в размере двухсот рублей. Частичная или полная неоплата грозит виновному выплатой от двадцати до сорока процентов от суммы налога.

За нарушение обязательств такого характера к виновному лицу могут быть применены меры воздействия административного и уголовного характера, предусмотренные КоАП РФ и УК РФ.

Объекты налогообложения

Согласно статье 401 НК РФ, в качестве объектов налогообложения выступают:

  1. Жилые дома. Сюда относятся также постройки, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
  2. Квартиры и комнаты.
  3. Место для автотранспорта и гараж.
  4. Единый недвижимый комплекс.
  5. Объект, незавершенный строительством.
  6. Помещения, сооружения и здания технического назначения.

Собственники указанного имущества должны выплачивать налог. Следует отметить, что имущество, которое входит в состав общего в многоквартирном доме, налогом не облагается.

Право на льготы

Право на льготы представляет собой возможность человека платить такие средства в меньших размерах или не вносить их вовсе. Оно возникает с момента обретения лицом статуса, определенного законом. Следует отметить, что одного только факта недостаточно. Требуются подтверждающие сведения и данные. Таковыми являются документы, выданные уполномоченными официальными инстанциями. Допускается использовать и заверенные копии.

Категории льготников

К ним отнесены:

  1. Герои СССР и РФ.
  2. Инвалиды первой и второй группы, а также являющиеся таковыми с детства и неполноценные малыши.
  3. Участники гражданской и Великой Отечественной войны. Сюда также входят лица, принимавшие участие других боевых действий по защите СССР. К указанным категориям отнесены не только военнослужащие, но также партизаны и ветераны.
  4. Гражданский персонал Советской армии, ВМФ, ОВД и КГБ, входившие в состав частей и соединений в период ВОВ.
  5. Лица, имеющие льготы в связи с защитой граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на ЧАЭС, ПО «Маяк», сброса таких отходов и испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.
  6. Военнослужащие, которые были уволены по состоянию здоровья или в связи с изменением штата, при условии, что продолжительность их службы составляет не менее двадцати фактических лет.
  7. Члены семьи лица, исполнявшего обязанности по воинской службе, потерявшие кормильца.
  8. Пенсионеры по возрасту.
  9. Проходившие службу в Афганистане и других странах, где велись боевые действия.
  10. Ставшие инвалидами из-за перенесенной лучевой болезни в результате испытаний, учений и других работ с ядерным оружием и установками.
  11. Родители и супруги военных или государственных служащих, которые погибли при исполнении обязанностей.
  12. Лица, осуществляющие творческую деятельность, при условии, что помещение используется для указанных целей. Это правило касается и жилья, в случае организации в нем музея, библиотеки или галереи, на период проведения таких мероприятий.
  13. Лица, владеющие постройками, площадь каждой из которых не более пятидесяти квадратных метров, при условии, что они располагаются на территориях, предоставленных для ведения подсобного или дачного хозяйства, огородничества, садоводства либо индивидуального жилищного строительства.

Льготы распространяются на одну единицу недвижимости каждого вида, по выбору владельца. Её размер равен сумме обязательной выплаты в отношении объекта, которых является собственностью плательщика и не используется для осуществления предпринимательской деятельности.

Льготы, по своему характеру могут быть федеральными и региональными. В первом случае они устанавливаются на уровне высших органов власти, во втором – решением администрации регионов и субъектов РФ. При этом последний вариант не является обязательным. То есть местные органы власти вправе устанавливать льготы отдельным категориям плательщиков, исходя из особенностей экономической ситуации региона и имеющихся финансовых возможностей.

Условия получения

Условием получения льгот по налоговым выплатам является документальное подтверждение лицом своего статуса, а также соответствие определенным требованиям. В последнем случае человек должен быть плательщиком налогов, то есть достигнуть совершеннолетия, иметь в своем распоряжении собственность, а также обладать полной дееспособностью.

Порядок предоставления

Чтобы получить льготу, заинтересованное лицо должно выполнить последовательно несколько обязательных действий. Для начала необходимо оформить заявление. Затем потребуется приложить к нему все собранные документы. В завершении все данные необходимо будет передать в ИФНС по месту регистрации в качестве плательщика или нахождения недвижимости.

Составление заявления

Для оформления заявления можно использовать обычную офисную бумагу. Хотя некоторые налоговые органы предоставляют заинтересованным лицам уже готовые типографские бланки.

В тексте должна быть указана информация следующего содержания:

  1. Наименование налогового органа. Здесь же указывается его код.
  2. Вид и целевое назначение недвижимости. Например, жилой дом или гараж. Также указываются характеристики объекта – место расположения, общая площадь, этажность.
  3. Сведения о заинтересованном лице – фамилия, имя, отчество, дата рождения, место проживания, номер плательщика, данные паспорта, телефон для контактов.
  4. Характер льготы. В данном случае это будет снижение выплат или их полное исключение.
  5. Основания, подтверждающие право на недвижимость. Это может быть свидетельство, выданное нотариусом, выписка из ЕГРП, договор купли-продажи, мены, дарения.
  6. Документальное подтверждение статуса инициатора, дающее право на льготу.
  7. Временной период её предоставления.
  8. Перечень прилагаемых документов.
  9. Дата обращения и подпись инициатора.
  10. Номер регистрации заявления.
  11. Сведения о должностном лице, которое принимало обращение.

В случае участия в процедуре законного представителя, необходимо будет указать номер и дату доверенности, с указанием круга его полномочий. После это заявление и все документы нужно будет передать в налоговую.

Обращение в ИФНС

Передача информации в ИФНС является безусловной обязанностью инициатора, то есть документы направляет претендент на льготы. Для этого законом предусмотрено несколько способов.

К ним, в частности, отнесены:

  1. Личное обращение. Такой вариант имеет некоторые плюсы для плательщика. Прежде всего, человек может оформить заявление непосредственно в налоговой инспекции и сразу устранить допущенные неточности. Затем инициатор может убедиться, что его заявление было зарегистрировано и принято к исполнению. В завершении человек будет иметь возможность получить консультацию по любым вопросам, касающимся уплаты налогов и получения льгот. В таком же порядке в ИФНС обращается законный представитель заинтересованного лица.
  2. Почтовая пересылка. В этом случае инициатор утрачивает возможность получить какие-либо разъяснения, устранить ошибки сразу и должен будет оформить обращение самостоятельно. Такой вариант используется в случаях, когда человек проживает далеко от налогового органа и не может прийти самостоятельно. В данном случае документы лучше всего направлять заказной корреспонденцией с уведомлением о доставки получателю.
  3. Обращение в МФЦ. Данный вариант самый оптимальный для плательщика. В таком случае ему не нужно будет выполнять каких-либо действий самостоятельно. Достаточно представить в центр имеющиеся на руках данные. Специалисты МФЦ окажут помощь в составлении заявления, укажут на отсутствие необходимых сведений и впоследствии направят документы по назначению.
  4. Пересылка по интернету. Для реализации такого способа потребуется зарегистрироваться на сайте налогового органа, создать свой кабинет и подтвердить учетную запись. Это позволит получить доступ ко всем возможностям ресурса. Далее необходимо заполнить специальную электронную форму заявления и перевести все документы в цифровой формат. О выполнении операции человек получит уведомление в свой кабинет.

Любой из указанных способов плательщик выбирает по личному усмотрению. После получения всех данных налоговым органом будет принято решение. По своему характеру оно может быть как положительным, так и отрицательным. В любом случае заинтересованному лицу будет направлен ответ.

Требуемые документы

Необходимо представить:

  1. Паспорт инициатора.
  2. Документ, подтверждающий право на льготу.
  3. Индивидуальный номер плательщика налогов, который можно получить в ИФНС.
  4. Документы, подтверждающие право собственности на недвижимость.

Следует отметить, что инициатор вправе представить в налоговый орган копии сведений, заверенные в организациях, которые их выдали.

В то же время обслуживающий специалист налоговой имеет право потребовать у инициатора оригиналы для сверки. Если по каким-либо причинам необходимые данные отсутствуют, ИФНС направляет запросы третьим лицам. Ответы должны представляться в течение семи дней. Если в ИФНС поступает уведомление о невозможности предоставления сведений, то инициатору в течение трех суток направляется письмо о необходимости представить данные самостоятельно.

ГОРОДА МОСКВЫ

О налоге на имущество физических лиц


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 06.10.2016) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2017);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2018) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.11.2019).
____________________________________________________________________


Настоящим Законом в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, и налоговые льготы.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30

Статья 1. Налоговые ставки

Ставки налога на имущество физических лиц (далее - налог) устанавливаются в отношении:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

1) жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45 ; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 ; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2019 года Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года N 29 .

Кадастровая стоимость объекта налогообложения

Ставка налога

До 10 млн. рублей (включительно)

0,1 процента

Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)

0,15 процента

Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)

0,2 процента

Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно)

0,3 процента

2) гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в зданиях, включенных в перечень, определяемый в соответствии с , объектов, предусмотренных абзацем вторым , а также объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - в размере 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

3) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, - в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;

4) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации , а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации , в следующих размерах:

а) 1,2 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2015 году;

б) 1,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2016 году;

в) 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2017 году;

г) 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2018 году и последующие налоговые периоды;
(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

4.1) объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - в размере 2,0 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения;
(Пункт 4.1 дополнительно включен с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30

5) прочих объектов налогообложения - в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Статья 1.1. Налоговые льготы

1. Часть утратила силу с 1 января 2019 года - ..

2. Часть утратила силу с 1 января 2019 года - Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 ..

3. Часть утратила силу с 1 января 2019 года - Закон города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 ..

4. Налогоплательщики в отношении одного нежилого помещения, расположенного в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации , уплачивают налог в размере, определяемом в соответствии с порядком, установленным частью 7 настоящей статьи, при условии, что указанное нежилое помещение одновременно удовлетворяет следующим условиям:

1) нежилое помещение включено в реестр апартаментов или расположено в здании, включенном в указанный реестр. Реестр апартаментов и порядок его формирования утверждаются Правительством Москвы;

2) площадь нежилого помещения не превышает 300 квадратных метров;

3) кадастровая стоимость одного квадратного метра нежилого помещения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, составляет не менее 100000 рублей;

4) нежилое помещение не является местом нахождения организации;

5) нежилое помещение не используется налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

5. Здание подлежит включению в реестр апартаментов на основании сведений о наличии в здании апартаментов согласно документам, оформляемым в связи со строительством или вводом в эксплуатацию здания. Перечень таких документов устанавливается Правительством Москвы.

6. Нежилые помещения, расположенные в зданиях, не включенных в реестр апартаментов, подлежат включению в указанный реестр в случае, если они признаны фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц. Порядок признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц устанавливается Правительством Москвы.
____________________________________________________________________
Часть 6 настоящей статьи вступает в силу со дня вступления в силу порядка признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц, утвержденного Правительством Москвы, но не ранее 1 января 2017 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
____________________________________________________________________

7. Сумма налога, исчисленная налогоплательщику в соответствии со в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, уменьшается на сумму, определяемую по формуле:

Л = Н*К1*К2,

где Л - сумма льготы, на которую уменьшается исчисленная налогоплательщику сумма налога;

Н - сумма налога, исчисленного налогоплательщику в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи;

К1 - коэффициент, равный отношению 150 к площади нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи. В случае если площадь нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, составляет менее 150 квадратных метров, коэффициент К1 принимается равным 1;

К2 - коэффициент, равный:

0,58 применительно к расчету налога за 2015 год;

0,62 применительно к расчету налога за 2016 год;

0,64 применительно к расчету налога за 2017 год;

0,67 применительно к расчету налога за 2018 год и последующие налоговые периоды.

8. Налоговая льгота, предусмотренная частью 4 настоящей статьи, предоставляется в отношении одного нежилого помещения с максимальной исчисленной суммой налога.

9. Для предоставления налоговой льготы, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, не требуется заявление налогоплательщика.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 .
(Статья дополнительно включена 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года)

Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:

1) Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" ;

2) Закон города Москвы от 28 апреля 2010 года N 15 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц" ;

Мэр Москвы
С.С.Собянин



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Согласно новому закону 284-ФЗ от 04.10.2014 г. субъекты РФ могут устанавливать ставки налогообложения на собственность по своему усмотрению (в рамках, установленных на федеральном уровне).

Налоговые ставки на жилую недвижимость в Москве:

Ранее ставка налога составляла 0,3% от инвентаризационной стоимости объекта, а сейчас для большей части квартир она не превысит 0,15%.

По ставке 0,1% будут облагаться налогом также гаражи и машино-места. Также новые ставки существенно отразятся на собственниках апартаментов: 0,5% - это для комплексов с апартаментами в статусе гостиниц, а 2% - для торгово-офисных заведений и для апартаментов, которые находятся в этих зданиях.

Налоговые ставки на жилую недвижимость в Подмосковье

Подмосковные ставки несколько отличаются от столичных. Все квартиры стоимостью менее 300 млн руб. облагаются по ставке 0,1%. Для более дорогих объектов - ставка 2%.

Индивидуальные жилые дома, объекты незавершенного строительства также подлежат налогу в 0,3 %. Ставка в 0,3% предусмотрена для гаражей, 2% - на коммерческую недвижимость.

Кто может рассчитывать на налоговые льготы?

В рамках федерального закона полностью освобождаются от налогообложения Герои Советского Союза и России, ветераны Великой Отечественной и Гражданской войны, «чернобыльцы», «афганцы» и т.п. Пенсионеры освобождаются от налога только на один объект недвижимости из категории: квартира или комната, жилой дом, помещение или сооружение, хозяйственное строение или сооружение, гараж или машино-место.

Следующая льгота предоставляется всем собственникам, кто владеет одним объектом недвижимости со стоимостью менее 300 млн руб. При определении налоговой базы из площади квартир будут вычитаться 20 кв. м, из комнат – 10 кв. м, из жилых домов – 50 кв. м.

Существует еще временная градация выплаты налога. В 2015 году необходимо будет заплатить только 20% от рассчитанного налога на собственность по новым правилам. Для 2016 года коэффициент составит уже 40%, для 2017 г. – 60%, 2018 г. – 80%, а с 2019 года мы станем платить уже в полной мере.

Как высчитывается налог на недвижимость?

За основу теперь вместо инвентаризационной стоимости берется кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость – приближенная к рыночной. Методика кадастровой оценки включается оценку стоимости аналогичного жилья, выставленного на продажу, анализ цен в уже заключенных сделках и т.д. Процесс кадастровой оценки проходит без участия собственника, результат оценки можно узнать на сайте Росреестра, или путем подачи запроса в Росреестр.

В некоторых случаях кадастровая цена может оказаться даже ниже рынка, что окажется на благо собственника. Однако возможна и противоположная ситуация. Что делать человеку, оказавшемуся в подобной ситуации? К счастью, кадастровая оценка недвижимого имущества может быть оспорена как в судебном, так и в досудебном порядке. Государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в три года (для городов федерального значения – один раз в два года) и не чаще одного раза каждые 5 лет.

Примерный расчёт налога на собственность

Рассмотрим пример. Кадастровая стоимость 2-ой квартиры площадью 50 кв. м. в отдаленном от центра районе Москвы составляет 9 млн руб. Ранее налог на нее составлял около 500 руб в год. Теперь с учетом ставки 0,1% и 20-метрового вычета полная сумма налога - 5400 руб. По факту налог вырос в 10 раз. Но в 2015 год владелец заплатит 20% этой суммы – 1080 руб. А уже в 2019 году платеж составит по 5400 руб.

При существующей инфляции в скором времени кадастровая стоимость некоторых квартир в спальных районах может составить уже 10 млн руб. В этом случае налог уже составит 9000 руб.

Налог на недвижимость в центре столицы, в районе Арбата, площадью 70 кв. м общей стоимостью в 43 млн руб. составит около 80 тыс. руб. в год. Примерно столько же заплатит собственник 100-метровой квартиры в 17-этажном кирпичном доме на Пресне.

Более подробно о налоговых ставках и льготах можно узнать на информационных семинарах выставки-ярмарки «Недвижимость от лидеров», которые пройдут с 19 по 22 марта в Центральном Доме Художника. .

Чтобы посетить семинары и получить индивидуальные консультации на выставке, необходимо

Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается главой 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Налог на имущество физических лиц - местный налог.

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты.

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.

В некоторых случаях (п. 2 статьи 402, 404 НК РФ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равен в 2015 году 1,147.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

1) 0,1 процента в отношении:

жилых домов, жилых помещений;

объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

гаражей и машино-мест;

хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Указанные выше налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

1) кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

2) вида объекта налогообложения;

3) места нахождения объекта налогообложения;

4) видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

Право на налоговую льготу имеют:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства;

4) участники гражданской войны и Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца;

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых помещений, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира или комната;

2) жилой дом;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

Лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется по формуле и коэффициентам, указанным в п. 8,9 статьи 408 НК РФ.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.