Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (10-11)
Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)
Обществознание
Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: как составлять сложный план
В 2018 году изменились критерии оценки ЕГЭ по обществознанию. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения истории и обществознанию РГПУ им. А. И. Герцена (СПб) Ольга Соболева, в рамках серии вебинаров, рассказала о нововведениях в задании №28 и поделилась с педагогами полезными советами по успешной подготовке к экзамену.Критерии оценки
На первый взгляд ничего не поменялось – в этом году ученики увидят такую же формулировку задания №28, что и прежде. Однако изменились критерии оценки – они стали конкретнее и строже. Количество максимальных баллов теперь 4 (раньше было 3), а вместо вычитания балла за ошибки будет практиковаться начисление баллов за отсутствие ошибок. Критерии изменились следующим образом:
- 28.1: попадание в обязательные пункты плана. Этот критерий остался важнейшим. Если ученик не попал в обязательные пункты плана, выставляется 0 баллов за все задание. Однако появилась конкретизация в оценивании. Теперь указано, что один из обязательных пунктов должен быть детализирован в подпунктах, а другой может не быть детализирован или быть подпунктом. При полном попадании в обязательные пункты плана начисляется 2 балла. 1 балл ученик получает, если у него есть один раскрытый пункт или два нераскрытых пункта.
- 28.2: соблюдения плана сложного типа. В этом критерии учитывается количество пунктов и их качество, степень раскрытия темы. Раньше баллы начислялись в зависимости от количества различных пунктов, теперь требования стали точнее. В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы – в любом другом случае по этому критерию начисляется 0 баллов.
- 28.3: корректность формулировок. Балл по этому критерию теперь носит характер бонусного, и получить его можно только при отсутствии любых ошибок в любом месте при 1 балле по критериям 28.1 и 28.2.
Работая над этим заданием, важно учесть одно противоречие в системе оценки. В рекомендациях ФИПИ указано не засчитывать пункты плана, имеющие абстрактно-формальный характер. При этом в образце плана ФИПИ использована абстрактная формулировка «Понятие политической партии». Как бы то ни было, для получения высокого балла лучше избегать формулировок, которые не отражают специфику темы.
Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по обществознанию. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ по обществознанию. Ко всем заданиям приводятся ответы.
Этапы подготовки
Составление плана – это метапредметное умение, которым нужно владеть для успешной сдачи ЕГЭ. Опытные авторы корпорации «Российский учебник» в своих учебных программах помогают сформировать нужные навыки по следующим этапам:
- 5–6 классы – простой план текста
- 7–8 классы – сложный план текста
- 9 класс – простой план выступления на тему
- 10–11 классы – сложный план выступления на тему
Читайте и смотрите также:
- Тренируйте составление плана на каждом уроке. Например, прописывайте с учениками план предстоящего занятия, в конспектах выделяйте пункты и подпункты, составляйте сложный план по окончанию лекции – то есть отрабатывайте это умение на разных этапах изучения темы.
- Не предлагайте ученикам выучить наизусть сложные планы, составленные по кодифиатору! Это никак не поможет «слабым» учащимся. Например, в 2017 году темы планов с пунктами кодификатора не совпадали.
- Старайтесь разбирать на уроке разные явления по плану с такой фиксированной основой: понятие, признаки, структура, происхождение, развитие, многообразие, роль, современное состояние. При этом избегайте абстрактно-формальной формулировки пунктов плана с этой основой.
- Когда идет изучение сложных тем с двумя совмещенными понятиями, обязательно рассматривайте взаимосвязь явлений, выявляйте между ними сходства и различия. В некоторых случаях также необходимо определить, какое место одно явление занимает в структуре другого.
По статистике, в ЕГЭ по обществознанию задание №28 является одним из самых сложных для учеников. Набрать максимальное количество баллов позволят понимание требований и продуманная последовательная подготовка.
Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.
Вы все еще не прорешали выложенные ФИПИ тексты досрочного ЕГЭ по обществознанию 2014? Сделайте это поскорее, так как есть очень высокая вероятность, что именно эти варианты или часть заданий из них будет в КИМах на реальном ЕГЭ. Это задания из закрытого сегмента ФИПИ!
Эксперт ЕГЭ готов проверить Ваши ответы к вариантам досрочного ЕГЭ!
В нашей группе
мы уже начали разбирать эти задания. Примеры наших разборов реальных вариантов ЕГЭ 2013 . Напомним, что в своей работе мы прежде всего применяем «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ» , опубликованные ФИПИ для экспертов ЕГЭ.
Для Вас эксперт ЕГЭ проверит:
- 1 вариант полностью с разбором и комментарием Ваших ошибок. Стоимость 1000 рублей.
- 1 Ваше эссе по обществознанию (С9) с рекомендациями по исправлению ошибок. Стоимость 300 рублей.
Примеры и качество наших разборов Вы можете оценить на стене нашей группе
, а также и и
Также мы готовы помочь Вам с разбором вариантов ЕГЭ по истории. Мы готовы предложить Вам разбор:
- 1 варианта полностью с разбором и комментарием Ваших ошибок. Стоимость 1000 рублей.
- 1 Вашего выполненного исторического портрета (С6) с рекомендациями по исправлению ошибок . Стоимость 300 рублей.
- 1 вариант с указанием баллов за каждое задание и общим тестовым баллом согласно Стоимость 500 рублей.
Примеры и качество наших разборов по истории Вы можете оценить: и
Мы можем разобрать для Вас как тот вариант, ответы на который пришлете Вы, так и выслать Вам произвольный вариант для решения. Мы рекомендуем Вам при этом решать тесты, которые Вы присылаете для разбора максимально самостоятельно. Прежде всего - для объективной оценки Ваших знаний по предмету.
Правила построения сложного плана ЕГЭ по обществознанию
Обратимся к одному из самых сложных по мнению выпускников и э заданий части С — сложному плану 28. В от пользователя группе
Savdat Mamaeva http://vk.com/sudatka мы просили Вас попробовать построить сложный план на тему «Содержание и формы
(виды) духовной деятельности»
. Предлагаю посмотреть на ответ выпускницы и оценить его с помощью рекомендаций ФИПИ. Также попробуем построить наиболее оптимальную схему этого плана, вспомнив основные правила выполнения этого задания.
Напомним, как полностью звучит задание:
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Содержание и формы (виды) духовной деятельности» . Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Если Вы сразу столкнулись со сложностями при обдумывании задания, обратитесь к нашему видео-уроку
Вот ответ выпускника:
1) определение понятия «духовная деятельность»
2) классификация духовной деятельности по содержанию:
а) религия
б) наука
в) культура
3) виды духовной деятельности:
а) народная
б) массовая
в) элитарная
Сразу отметим фактические ошибки: 1. Понятия «духовная деятельность» и в) культура равноценны. 2. Народная культура, массовая и — не виды духовной деятельности, конечно. Это ее
В принципе, эти ошибки сразу перечеркивают работу, эксперт выставляет 0. Выпускник не понимает основных теоретических аспектов предложенной темы.
То есть, единственное, что можно выделить в данном плане, это следование выпускником требуемой структуре. 3 пункта, 2 из них раскрыты, но, увы и ах, содержательно наполнены не верно!
Посмотрим на еще один план подписчика нашей группы на эту тему:
Вот здесь претензий не будет. Мелкая помарка в пункте 3 (еще раз понятие) не существенна. Это описка, не искажает смысл пункта. В этом ответе мы видим не только требующиеся элементы, составляющие первые три пункта:
- определение проверяемого явления (которое, напомним, приводить не надо)
- содержательный аспект
- функциональный аспект
Кроме того, 4м пунктом закрепляется, что очень важно, их взаимосвязь. Ведь проявляется для нас духовная культура именно в своих институтах (областях, как выразился автор плана).
Таким образом, данный план, безусловно, соответствует всем критериям и рекомендациям для оценивания ФИПИ, что позволяет оценить его на максимальный балл — 3.
Что такое сложный план?
Давайте приведем взгляд ФИПИ на это задание. Как оно видится, как говорится, со стороны проверяющих?
План — четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
С помощью данного задания проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.
Несколько примеров работы экспертов над заданиями С8, выполненными на ЕГЭ 2013 года. Тема плана «Научное познание».
Перед нами самая распространенная схема ПЛОХОГО плана. Это сборная солянка, выпускник кидает в топку ЕГЭ все свои хаотичные знания по данной теме. Мы видим смешение форм и видов познания. Все теоретические ошибки сочетаются с «абстрактными пунктами», не содержащими никакой конкретной информации об объекте плана: 4. Характеристика научного познания. Оценка , как видим 0.
А какой план будет оценен высоким (максимальным) баллом? Должен ли он быть большим по объему или нет? Оказывается, главное соблюдать критерии. Впрочем, как и при решении любых заданий ЕГЭ. Давайте посмотрим на планы на ту же тему, оцененные максимальным баллом.
Вот пример максимально развернутого плана. А вот — минимально требуемого:
И оба заслужили от экспертов высший балл.
1. Максимально соблюдайте требуемую структуру задания: «не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах».
2. Не допускаем «абстрактных формулировок» пунктов (характеристика) без конкретизации.
3. Не допускаем грубых теоретических ошибок, ведь это, прежде всего, теоретическое задание.
4. При решении составных планов (дается несколько взаимосвязанных явлений) Ваша план должен завершаться именно их связью, влиянием между собой, друг на друга.
5. Пользуйтесь проверкой своих заданий от эксперта ЕГЭ.
Итак, Вы проработали очередную тему и хотите проверить себя? Нет ничего лучше, чем попытаться построить сложный план — сделать задание 35. Мы на то, что работа с заданием 35 — самый эффективный способ повторения материала. Берите формулировку кодификатора, и стройте свой план! Например «Социализация индивида».
Вот Вам пример плана:
35. «Социализация индивида» .
1. Понятие «индивид»
2. Признаки личности:
— мировоззрение
— сознание
— статусы и роли
3. Институты социализации:
— церковь
4. Агенты социализации:
— родители
— священники
— учителя
Правила написания задания 35.
Итак, смотрим в план.
1. У нас 4 пункта, а не 3, как сформулировано задание. Почему? Как , советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.
2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — . Все наши пункты раскрывают это понятие.
3. Социализация — процесс, поэтому мы начали с , а закончили (итогом социализации индивида).
4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.
5. Показываем понимание конкретики: , школа, родители.
6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, соответствуют : семья — родители, церковь — священники.
7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.
Как строить сложные трехсоставные планы в задании 35?
Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) человека 2) (вид по ) 3) Их реализация.
В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!
Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:
1. Понятие «потребность»
2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:
а) физиологические
б) экзистенциальные
в) социальные
г) престижные
д) духовные
3. Престижные потребности:
а) власть
б) богатство
в) карьера
4. Способы реализации престижных потребностей:
а) вступление в политическую партию
б) занятие предпринимательской деятельностью
в) прохождение курсов повышения квалификации
Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!
И последнее. Более четырех пунктов строить не стоит, умейте остановиться во-время. Во-первых, на ЕГЭ по обществознанию дорога каждая минута (задание части С еще придется переписывать на чистовик). Во-вторых — больше содержание ответа — больше шансов ошибки.
А теперь задание для самостоятельной тренировки:
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль финансовых институтов в экономической системе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ваши ответы мы ждем и обсуждаем в комментариях и в нашей группе
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Биосоциальная природа человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
2. Организм как природная основа человека:
а) функционирование внутренних органов и систем (морфофизиологические, электрохимические, нервно-мозговые и другие процессы организма человека);
б) первичные (физиологические) потребности (в пище, воде, отдыхе, определенном температурном режиме и др.);
в) генотип человека и механизмы наследственности.
3. Социальное в человеке:
а) социальные потребности;
б) интересы;
в) волевые качества;
г) самосознание;
д) мировоззрение и др.
4. Единство биологического и социального в человеке:
а) влияние биологического (наследственного) на физические данные и психические свойства человека;
б) осуществление и удовлетворение биологического в социальных формах.
5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы).
Ответ: None
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение, его виды и формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание произвольных связей;
б) фрагментарность взглядов на мир;
в) отсутствие целостности.
4. Основные черты научного мировоззрения:
а) логическая стройность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность;
д) обоснованность.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социально-демографические проблемы современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем человечества.
2) Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами.
3) Чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах?
4) Проявления и последствия «демографического взрыва»:
а) массовые голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья;
б) безработица;
в) массовые миграции;
г) проблемы ассимиляции приезжих.
5) Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) решение проблемы регулирования численности народонаселения;
б) осуществление продуманной демографической политики;
в) международное сотрудничество в решении социально-демографических проблем.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современные угрозы культуре, духовному развитию человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Современные угрозы культуре, духовному развитию человека - одна из глобальных проблем человечества:
а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании, отчуждения от культуры;
б) материальное потребительство;
в) массовая культура и антикультура;
г) проявления дискомфорта в повседневной жизни человека;
д) информация и человек.
2) Пути преодоления проблемы:
а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
б) возможность получения образования и его совершенствования;
в) гуманизация общества, всестороннее развитие личности.
3) Постиндустриальное общество и духовное
развитие человека.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Целостность и противоречивость современного мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Многообразие мира и единство человечества: а) современный мир и интеграция;
б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в) современные коммуникации (Интернет и др.).
2) Противоречивые последствия глобализации:
а) стандарты глобализации в экономике, культуре;
б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
3) Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль и «золотое правило» нравственности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект.
2) Основа морали - общечеловеческие нравственные нормы и ценности:
в) принципы и нормы морали.
3) Существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора;
б) современные реалии (Интернет и т. п.) и нравственные нормы.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1.Система как совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом.
2.Общество как совокупность людей, связанных совместной деятельностью по достижению общих для них целей.
3.Элементы общества как системы:
а) сферы жизни общества;
б) социальные институты общества.
4.Характеристики общества как системы:
а) многообразные иерархически выстроенные отношения, составляющие структуру общества;
б) целостность общества как системы (ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов);
в) открытость общества как системы (состояние непрерывного обмена с окружающей его природной средой);
г) динамичность общества (изменения в различных сферах жизни, их противоречивый характер).
5.Степень удовлетворения потребностей людей - доказательство эффективности функционирования общества как системы.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема Севера и Юга и пути её решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
1) Проблема Севера и Юга - одна из глобальных проблем современности.
2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.
3) Проявления и последствия названной проблемы:
а) «демографический взрыв»;
б) голод, нищета, неграмотность, болезни;
в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:
а) осуществление продуманной демографической политики;
в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2) Сущность некоторых глобальных проблем (экологический кризис, «демографический взрыв», экономическая отсталось стран «третьего мира») и их взаимосвязь.
3) Проявления и последствия глобальных проблем современности:
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) рост народонаселения мира за счет развивающихся стран;
в) потребительское отношение к природе.
4) Пути решения глобальных проблем:
а) развитие научных исследований по природоохранной и природовосстановительной деятельности человека;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) регулирование рождаемости в экономически отсталых странах;
г) международное сотрудничество в решении глобальных пробем современности. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Свобода и ответственность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Свобода в деятельности человека:
а) свобода личности - важнейшая ценность цивилизации;
б) «свобода есть осознанная необходимость»;
2) Ответственность - важнейший регулятор деятельности человека:
а) сознательное следование установленным нормам;
б) оценивание своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих;
в) принципы и убеждения.
3) Свобода и ответственность в свободном обществе.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Цель и смысл жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Поиск смысла жизни - отличительное свойство человека.
2) Подходы к проблеме смысла человеческой жизни в мировой философии:
а) античная философия;
б) философия Возрождения;
в) классическая немецкая философия;
г) русская философия (С. Франк, Н. Трубецкой и др.).
3) Роль мировоззрения в деятельности человека, в поиске им целей и смысла жизни:
а) житейское (обыденное) мировоззрение: опора на свой жизненный опыт;
б) религиозное мировоззрение и предназначение человека;
в) научное мировоззрение: понимание человеком мира и тенденций его развития, а также своего места в этом мире.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Человек как духовное существо». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Духовный мир человека: знания, вера, чувства, стремления.
2) Мораль, ценности, идеалы человека:
а) «золотое правило» нравственности;
в) совесть, патриотизм, гражданственность.
3) Мировоззрение и его роль в жизни человека:
а) типы мировоззрения;
б) мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Современная наука и ответственность ученых». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1)Современная наука – непосредственная производительная сила общества.
2)Специфика современной науки:
а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;
б) сложный технический и технологический потенциал;
в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда
г) возможность изучения микро- и макромиров.
3)Основные направления научно-технического прогресса:
а) исследование космического пространства;
б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);
в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;
г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.
4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:
а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);
б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);
в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;
5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о познании. Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2) Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3) Структура процесса познания:
б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).
4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
5) Знание как результат познания.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как открытая система». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1.Понятие открытой системы как системы, которая связана с внешним миром («обменивается с ним веществом и энергией»).
2.Общество как открытая система в контексте социологических исследований характеризуется:
б)высокой мобильностью (члены общества могут менять свой статус относительно легко);
в)способностью к инновациям;
3.Открытость общества: влияние природы на общество:
а)природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б)природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в)природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а)парниковый эффект;
б)кислотные дожди;
г)загрязнение атмосферы;
д)загрязнения почвы;
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние природы на человека и общество». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Общество и природа – органические части материального мира.
2. Человек - элемент биосферы.
3.1. Влияние природных факторов на процесс антропогенеза:
а) выделение человека из мира животных;
б) формирование рас;
в) формирование языков;
г) особенности ментальности и характера;
3.2 Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) природные катаклизмы и их социальные последствия.
4. Этапы взаимодействия природы и общества:
а) присвоение готовых продуктов;
б) рост производодительных сил;
в) переход от стихийного потребления природных ресурсов к организации целенаправленного хода природных процессов;
5. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
в) источник вдохновения и красоты.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность человека». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Деятельность как способ существования людей.
2. Структура деятельности.
а) субъект деятельности
б) объект деятельности
г) методы и средства
д) процесс
е) результат
3. Потребности деятельности:
а) биологические
б) социальные
в) идеальные
4. Виды деятельности
б) общение
в) учение
5. Классификация деятельности:
а) по объектам и результатам (материальная и духовная);
б) по субъекту деятельности (индивидуальная и коллективная)
в) по характеру деятельности (репродуктивная и творческая)
г) в зависимости от сфер общества (экономическая, социальная, политическая, духовная);
е) в соответствии с моральными нормами (моральная и аморальная);
6. Характерные черты деятельности:
а) сознательный характер;
б) преобразующий характер;
в) продуктивный характер;
г) общественный характер;
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Культура, ее формы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие культуры.
2. Материальная и духовная культура.
3. Функции культуры:
а)адаптивная
б) нормативная
в) социализации
г) информационная
д) творческая
е) коммуникативная
ж) релаксационная и др.
4. Основания для классификации культуры:
а) связь с религией
б) территориальная принадлежность
в) этнические особенности
г) хозяйственный уклад
д) принадлежность к историческому типу общества
5. Основные формы культуры:
а) элитарная
б) народная
в) массовая
6. Разновидности культуры:
а) субкультура
б) контркультура
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Научное познание - один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Экологический кризис как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1.Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2.Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами
3. Чем вызван экологический кризис?
а) Рост масштабов хозяйственной деятельности людей.
б) Потребительское отношение к природе.
4. Проявления и последствия экологического кризиса.
5. Пути преодоления экологического кризиса:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие о познании. Познание - процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2. Цели познания:
а) постижение истины
б) практическая польза
3. Структура процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение);
4. Виды знаний:
а) научные
б) житейские (обыденные);
в) мифологическое;
г) эстетическое и т.д.
5 Знание как результат познания.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество и природа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфику темы, не засчитываются при оценивании.
1. Общество и природа - органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3. Воздействие общества на природную среду:
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в называеой, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Угрозы и вызовы современного человечества.
2. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3. Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
4. Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
5. Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиа-технологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
6. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
7. Роль РФ в противодействии террористической угрозе. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие 2-го, 3-го и 4-го пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1.Понятие
2. Специфика объектов и субъектов духовной ддеятельности
3. Основные цели:
а) формирование общественного сознания,
б) формирование ценностей,
в) удовлетворение идеальных потребностей общества,
г) производство духовных благ.
4. Формы духовной деятельности:
а) прогностическая,
б) познавательная,
в) ценностно-ориентировочная
5. Роль в современном мире
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема познаваемости мира». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе в ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
1. Проблема познаваемости мира
а) Что такое агностицизм
б) Теории Юма и Канта
в) Разновидности агностицизма
2. Субъект и объект познания
3. Чувственное и рациональное познание
4. Сенсуализм и рационализм.
5. три основные тенденции:
а) гносеологический оптимизм,
б) скептицизм
в) агностицизм.
6. Относительная и абсолютная истина.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Общество как система». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1.Понятие общества как системы, которая связана с внешним миром («обменивается с ним веществом и энергией»).
2.Общество как открытая система в контексте социологических исследований характеризуется:
а)динамичной социальной структурой;
б)высокой мобильностью (члены общества могут менять свой статус относительно легко);
в)способностью к инновациям;
г)демократической плюралистической идеологией.
3.Открытость общества: влияние природы на общество:
а)природные условия оказывают значительное воздействие на общественное разделение труда;
б)природные факторы играют важную роль в жизни людей (географический детерминизм);
в)природа образует естественную среду обитания человека.
4.Состояние непрерывного обмена с окружающей природной средой и экологические проблемы современности:
а)парниковый эффект;
б)кислотные дожди;
в)загрязнение морей и океанов;
г)загрязнение атмосферы;
д)загрязнения почвы;
е)сокращение количества воды, пригодной для питья.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Формы и разновидности культуры». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответе учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли;
Отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1.Понятие культура
2. Формы культуры:
а) элитарная
б)народная
в) массовая
г) экранная
3.Многообразие культур:
а)субкультуры
б)контркультуры
4. Роль культуры в развитии современного общества.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 6.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема общественного прогресса». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
а) прогресс;
б) регресс.
2. Теории общественного развития:
а) теории прогрессивного развития;
б) теории циклического развития;
в) идеи конца истории.
3. Противоречивость прогресса:
а) неодинаковость прогресса в различных сферах;
б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других.
4. Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) рост личностной свободы человека;
в) развитие человеческого разума.
5. Цена прогресса.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятия «культура» и «духовная жизнь».
2. Формы культуры:
а) элитарная;
б) народная;
в) массовая.
3. Причины возникновения массовой культуры.
4. Отличительные черты массовой культуры:
а) ориентированность на массовую продажу и получение прибыли;
б) тиражируемость;
в) занимательная форма;
г) предназначена для широкого зрителя.
5. Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
а) утверждает простые и понятные представления об окружающем мире;
б) непосредственно ориентирована на интересы общества;
в) отличается демократичностью;
г) отвечает запросам в отдыхе, психологической разрядке и др.
6. Негативное влияние на жизнь общества:
а) ориентирована на массовые вкусы;
б) ведёт к стандартизации и унификации культуры;
в) рассчитана на пассивное потребление;
г) насаждает мифы в сознании людей;
д) формирует искусственные потребности и др.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему « Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Социальный контроль. Определение.
2. Элементы социального контроля:
Социальные нормы.
Социальные санкции.
3. Виды социальных норм:
Моральные.
Правовые.
Корпоративные.
Религиозные и др.
4. Виды социальных санкций:
Формальные.
Неформальные.
5. Формальные социальные санкции:
Позитивные.
Негативные.
6. Неформальные социальные санкции:
Позитивные.
Негативные.
7. Формы социального контроля:
Внутренний (совесть).
Внешний (формальный и неформальный).
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «малой группы».
2. Особенности малых групп:
а) поведенческая и психологическая общность членов группы;
б) наличие общих интересов и ценностей;
в) общие групповые нормы.
3. Виды малых групп:
а) формальные;
б) неформальные.
4. Примеры малых групп:
б) компания друзей;
в) трудовой коллектив.
5. Функции малых групп:
а) социализирующая;
б) поддерживающая;
в) психологическая;
г) деятельностная.
6. Межличностные отношения в малой группе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль потребностей в деятельности человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из возможных планов.
1. Понятие деятельности.
2. Мотивы деятельности
а. потребности
б. интересы
в. влечения
3. Классификация потребностей.
а. биологические
б. социальные
в. идеальные
4. Классификация потребностей А. Маслоу
а. физиологичекие
б. экзистенциальные
в. социальные
г. престижные
д. духовные
5. Связь потребностей с видами деятельности
а. творческая
б. трудовая
в. игровая (досуговая)
г. образовательная
6. Потребность как основной мотив деятельности человека.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мировоззрение и его роль в жизни человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «мировоззрения».
2. Структура:
а) знания;
б) принципы;
в) убеждения;
г) духовные ценности.
3. Пути формирования мировоззрения:
а) стихийное
б) осознанное
4. Основные виды мировоззрения:
а) мифологическое;
б) религиозное;
в) философское;
г) научное.
5. Роль мировоззрения в жизни человека.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) трудовая;
б) познавательная;
в) эстетическая и др.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Мышление – основа рационального познания.
6. Виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные конфликты и пути их разрешения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социальный конфликт – столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а) неблагоприятные условия работы;
б) неудовлетворённость оплатой труда;
в) психологическая несовместимость людей;
г) различие существенных интересов и принципов;
д) перераспределение влияния в группе или между группами;
е) идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний,
информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный;
б) межличностный;
в) межгрупповой;
г) конфликт принадлежности;
д) конфликт с внешней средой.
4. Стадии развития межгруппового конфликта.
5. Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов.
6. Повышение социальной культуры, готовность к переговорному
процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Социализация - процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий.
2. Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов;
г) освоение практических умений и навыков.
3. Этапы социализации:
а) первичная социализация;
б) вторичная социализация
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Политическое участие - влияние граждан на принятие, реализацию государственных решений и выбор представителей в институты власти.
2. Виды политического участия:
а) опосредованное (представительное);
б) непосредственное (прямое).
3. Формы прямого политического участия:
а) участие в деятельности политических партий, организаций, движений;
б) участие в собраниях, митингах, демонстрациях, пикетах;
в) обращение в органы государственной власти;
г) участие в выборах и референдумах;
д) деятельность политических лидеров.
4. Классификации политического участия:
а) по количеству участников (индивидуальное, групповое, массовое);
Пояснение.
План по теме: «Ценообразование в условиях рынка».
1. Ценообразование- формирование цен на товары и услуги. Рынок - механизм, который связывает покупателя и продавца.
2. Ценообразование в зависимости от типа экономической системы:
а) командно - административная экономическая система: директивное ценообразование.
б) рыночная - ценообразование зависит от спроса и предложения. (от продавца и потребителя)
в) традиционная - отсутствие товарно-денежных отношений
г) смешанная - частичный контроля за ценообразованием со стороны государства.
3. Ценообразование в зависимости от спроса и предложения:
а) закон спроса: Чем ниже цена, тем выше спрос.
б) закон предложения: Чем выше цена, тем выше предложение.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Концепции лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
2. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
3. Типы лидеров:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры;
в) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
− корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие семьи.
2. Типы семьи по составу:
А) расширенная (многопоколенная); Б) нуклеарная.
3. Типы семьи по характеру семейных обязанностей: А) Традиционная (патриархальная);
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
− наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
− корректность формулировок пунктов плана. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие потребностей человека.
2. Классификация потребностей человека:
A) биологические потребности человека; Б) социальные потребности;
B) идеальные потребности.
3. Структура деятельности человека:
A) потребности и мотивы;
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Международные экономические отношения в эпоху глобализации:
а) международная торговля;
б) миграция рабочей силы;
в) международное движение капиталов;
г) экономическая интеграция;
д) валютно-финансовые и кредитные отношения.
2. Факторы международного разделения труда:
а) научно-технический прогресс;
б) структура национального производства;
в) спрос на мировом рынке.
3. Государственная политика в области международной торговли:
а) протекционизм;
б) фритредерство.
4. Международное разделение труда – основа развития мирового хозяйства.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СМИ в политической системе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Функции СМИ в политической жизни общества:
а) выбор и комментирование информации;
б) политическая социализация;
в) формирование общественного мнения.
2. Роль СМИ в предвыборных кампаниях:
а) предвыборная агитация;
б) информирование о политических программах партий и канди-
в) психологическое воздействие на избирателя.
3. Виды СМИ:
б) Чистая монополия
в) Монополистическая конкуренция
г) Олигополия
5. Государственное регулирование экономики
6. последствия:
а) снижение цен
б) повышение качества
в) расширение ассортимента товаров и услуг
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Приветствую всех многочисленных читателей сайта сайт! Сегодня будем разбирать очень интересную тему по обществознанию: написание планов. В этом посте будут приведены уже ГОТОВЫЕ работы, а в конце этого поста будет дано задание для закрепления материала. К слову, рекомендую оформить подписку на новые статьи , чтобы ничего интересного не пропустить.
Истина
Что такое истина?
Виды истины
— абсолютная;
— относительная.
Критерии истины
— непротиворечивость накопленным знаниям;
— присутствие формальной логики;
— подтверждение экспериментальным путем.
Познание как деятельность, направленная на достижение нового знания.
Многообразие путей познания мира
1) Определение познания;
2)Формы познания
— чувственное;
— рациональное.
3)Виды познания:
— мифологическое;
— житейское;
— научное;
— художественное;
— социальное.
4)Уровни научного познания
— Эмпирическое;
— Теоретическое.
Банк как финансовый институт
1) Сфера деятельности банка
— привлечение свободных денег;
— предоставление денег в кредит.
2) Организация современной банковской системы
— верхний уровень – центральный банк;
— нижний уровень: — коммерческий банк и т.к.
3) Функции ЦБ
— Стабилизационное;
— Структурное.
4)Пути воздействия гос-ва на экономический механизм
— Прямое
— Косвенное регулирование
5) Механизмы гос.регулирования рыночной экономики
— фискальная политика;
— монетарная;
— правовое регулирование.
6) Основные теоретические концепции (*не обязательный пункт)
— монетаризм
— кейнсианство.
Инфляция
1) Определение;
2) Виды инфляции
— Инфляция спроса;
— Инфляция предложения.
3) Виды инфляции в зависимости от тема роста цен
— Ползучая;
— Галопирующая;
— Гиперинфляция.
4) Причины инфляции
— рост гос.расходов и массовое кредитование при денежной эмиссии;
— монополия крупных фирм на определение цен;
— снижение курса валюты при высоком уровне импорта;
— увеличение гос.налогов, пошлин и т.к.
5) Дефляция – снижение общего уровня цен.
Вот такие планы по обществу, дорогие друзья! Ну а теперь попробуйте самостоятельно составить планы по темам:
1. Социальный институт
2. Социально-демографические проблемы.
3. Конформизм и девиантное поведение
До встречи в следующих постах!