Поступление доходов в кассу казенного учреждения – не администратора доходов. Администрирование поступлений в бюджет

В декабре месяце 2016г. Министерством выявлено не целевое использование средств субвенции. Согласно акта, учреждение, как администратор указанных доходов, должно восстановить средства в областной бюджет. При сдаче годового отчета данные средства как неиспользованные остатки не отражены, т.к. восстановление кассового расхода не было произведено.Следовательно эти средства возможно вернуть только из доходов местного бюджета в 2017 году. Как произвести возврат данных средств (проводки)?

Ответ

Администраторы доходов бюджета начисляют и отражают поступления в бюджет.

Задолженность перед областным бюджетом отразите на счете 1.209.00.000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 85 Инструкции № 162н).

В учете сделайте проводки:

Дебет КДБ.1.209.ХХ.560 Кредит КДБ.1.401.10.151 - начислена задолженность перед областным бюджетом,

Дебет КДБ.1.210.02.100 Кредит КДБ.1.209.ХХ.660 - перечислено в доход областного бюджета.

Наталии Гусевой,

Администраторы доходов бюджета начисляют и отражают поступления в бюджет. Для этого им открывают отдельный лицевой счет, куда поступают доходы. В органах Федерального казначейства администратору доходов откроют лицевой счет с кодом 04 (подп. «г» п. 4, п. 8.2 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 17 октября 2016 № 21н).

Доходы бывают:

  • постоянные, которые закреплены за главными администраторами: налоги, штрафы, доходы от платных государственных (муниципальных) услуг, от продажи имущества;
  • разовые. Например, возмещение ущерба.

Также в доход бюджета зачисляют дебиторскую задолженность прошлых лет.

Разовые (непостоянные) доходы

Разовые (непостоянные) доходы - это, например, реализация металлолома, страховое возмещение по ОСАГО, возмещение ущерба, продажа сотрудникам трудовых книжек. Расчеты по таким доходам отражают на счете 1.209.00.000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 85 Инструкции № 162н).

Непостоянные доходы могут возникнуть и у администраторов доходов, и у других учреждений, которым не открыт счет администратора. В последнем случае учреждение в своем учете начисляет доход. После чего передает администратору кассовых поступлений, за которым закреплен код соответствующего дохода, Извещение (ф. 0504805) об ожидаемых доходах. Когда доход поступит в бюджет, администратор сообщит учреждению. Рассмотрим оба случая.

2. Учет у администратора доходов.

Если разовые доходы возникают у администратора доходов, тогда он сам и начисляет доходы, и учитывает поступления. В бухучете делайте проводки:

Дебет счета

Кредит счета

Начисление дохода

Начислен доход

КДБ.1.209.ХХ.560

КДБ.1.401.10.100 <5>

Плательщик вносит деньги в кассу

Поступили в кассу средства от плательщика дохода

КИФ.1.201.34.510
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики по доходам)

КДБ.1.209.ХХ.660

Сданы деньги в банк для зачисления на лицевой счет

(на основании выписки из лицевого счета и объявления на взнос наличными)

КИФ.1.210.03.560
одновременно увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 510)

КИФ.1.201.34.610

Зачислены деньги на лицевой счет администратора доходов

КДБ.1.210.02.100 <5>

КИФ.1.210.03.560
одновременно уменьшение забалансового счета 18 (код аналитики 610)

Плательщик перечисляет деньги на счет бюджета

Отражено поступление дохода в бюджет

(на основании выписки из лицевого счета)

КДБ.1.210.02.100 <5>

КДБ.1.209.ХХ.660

ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

<5> В разрезе статей (подстатей) КОСГУ по доходам.

Такие проводки приведены в пунктах 49, 86, 91, 120 Инструкции № 162н, пункте 365 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

2.Из рекомендации Наталии Гусевой, директора Центра образования и внутреннего контроля института дополнительного профессионального образования «Международный финансовый центр», государственный советник РФ 2-го класса, к. э. н.

Как администратору учитывать доходы бюджета

Как отразить в бухучете администратора доходов бюджета района поступление межбюджетного трансферта из краевого бюджета для предоставления субсидии гражданину и его возврат

Поступление межбюджетных трансфертов

Учет межбюджетных трансфертов ведите на счете 1.205.51.000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 199 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

При получении межбюджетного трансферта (субсидии) из краевого бюджета в учете в рамках выполнения функций администратора сделайте проводку:

Для выдачи субсидии гражданину администратор района (как ГРБС) должен довести средства до органа, уполномоченного на предоставление субсидий гражданам (как ассигнования или ЛБО - в зависимости от того, является ли предоставленный трансферт публичным обязательством).

После того как субсидия будет выдана гражданину, в учете администратора доходов нужно отразить начисление доходов в сумме фактически произведенных кассовых расходов (т. е. на сумму субсидии, выплаченной гражданину). Сделайте это на основании отчета, полученного от уполномоченного органа, о предоставлении субсидии. В бухучете сделайте проводку:

При завершении финансового года в бухучете администратора отразите заключение счетов текущего финансового года, в том числе и по счету 1.210.02.151:

Дебет счета

Кредит счета

Отражено закрытие счета 1.210.02.151 при завершении финансового года

гКБК.1.401.30.000

КДБ.1.210.02.151 <3>

Такой порядок следует из пункта 91 Инструкции № 162н.

Возврат неиспользованной субсидии прошлых лет в доход краевого бюджета

Если гражданин не использует полученную субсидию по целевому назначению в отведенное время, он вернет ее в доход района. В таком случае в учете администратора доходов района необходимо восстановить на эту сумму остаток непотраченного межбюджетного трансферта. При этом сделайте проводки:

Дебет счета

Кредит счета

Отражено поступление средств от гражданина на лицевой счет администратора доходов

КДБ.1.210.02.180 <4>

КДБ.1.205.81.660 <4>

Начислен доход от возврата субсидии гражданином в местный бюджет

КДБ.1.205.81.560 <4>

КДБ.1.401.10.180 <4>

Восстановлен остаток межбюджетного трансферта при возврате субсидии от гражданина (после того как сумма возврата поступила на лицевой счет администратора доходов )

КДБ.1.401.10.151 <5>

КДБ.1.205.51.660 <5>

<4> КДБ 000 2 18 05030 05 0000 180.

<5> КДБ 000 2 02 03024 05 0000 151.

После этого необходимо перечислить заявкой на возврат сумму, подлежащую возврату в областной бюджет (т. е. ту же сумму, которую восстановили на остатке). Для этого оформите заявку на возврат. В графе 4 «Код по БК» раздела 3 «Реквизиты получателя» заявки укажите код доходов, по которому должно осуществляться зачисление средств в краевом бюджете (у администратора этого бюджета), - код 000 2 19 05000 05 0000 151 «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов муниципальных районов». Переводить средства, зачисленные вам от гражданина, на этот код не нужно, так как по нему будут зачисляться средства именно в краевом бюджете.

Кроме того, не нужно переводить средства на счете 1.210.02.000 с кода 000 2 18 05030 05 0000 180 на код 000 2 02 03024 05 0000 151. Связано это с тем, что счет 1.210.02.000 накопительный. Поэтому, если в текущем году поступлений по коду 000 2 02 03024 05 0000 151 не было, после возврата межбюджетного трансферта в краевой бюджет на счете 00020203024050000.1.210.02.151 будет отрицательная сумма. Но это не имеет значения, так как это является показателем того, что в другой бюджет администратор доходов вернул больше, чем получил из него.

В бухучете сделайте проводку:

Такой порядок следует из пункта 91 Инструкции № 162н, пункта 2.5.5 Порядка, утвержденного приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н, письма Минфина Ставропольского края от 17 января 2014 г. № 01-01-02-21/207. Также подтверждают такой порядок специалисты профильных ведомств в частных разъяснениях.

Казенное учреждение культуры не наделено отдельными полномочиями администратора доходов по начислению и учету средств, поступающих в виде доходов от проведения мероприятий. При этом казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность, что закреплено в его уставе. Доходы от проведения мероприятий поступают в кассу учреждения, из кассы учреждения сдаются в кассу главного администратора доходов (сельское поселение) для дальнейшей сдачи на лицевой счет сельского поселения с использованием банковской карты с зачислением в доход бюджета на код 11301995100000130.
Чем обусловлена необходимость осуществления казенным учреждением отдельных полномочий по начислению и учету доходов от приносящей доход деятельности? Какие счета бюджетного учета необходимо применять при расчетах между казенным учреждением и администратором соответствующих кассовых поступлений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Необходимость осуществления казенным учреждением отдельных полномочий по начислению и учету доходов от приносящей доход деятельности обусловлена наличием у него права на осуществление указанной деятельности.
2. Расчеты между казенным учреждением, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором соответствующих кассовых поступлений учитываются с применением аналитических счетов бюджетного учета счетов 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" и 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты". Основанием для отражения в бюджетном учете указанных расчетов являются оформленные в установленном порядке Извещения (ф. 0504805).

Обоснование вывода:
1. Объектами бухгалтерского учета являются, в частности, факты хозяйственной жизни, активы, обязательства ( Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). При этом данные о имевших место фактах хозяйственной жизни, оформленные первичными учетными документами, подлежат своевременной регистрации в учете ( Закона N 402-ФЗ). При регистрации объектов бухгалтерского учета не допускаются пропуски и изъятия ( Закона N 402-ФЗ).
Дебиторская задолженность по доходам от услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в рамках приносящей доход деятельности, является одним из объектов бухгалтерского учета, подлежащих своевременной регистрации на основании оформленного первичного учетного документа, подтверждающего факт оказания казенным учреждением услуг (выполнения работ).
В рассматриваемой ситуации казенное учреждение, согласно положениям устава, имеет право на осуществление приносящей доход деятельности, что соответствует положениям БК РФ. Первичные документы, подтверждающие факт оказания казенным учреждением услуг, оформляются именно в этом учреждении. Соответственно, необходимость осуществления казенным учреждением отдельных полномочий по начислению и учету доходов от приносящей доход деятельности обусловлена наличием права у учреждения осуществления указанной деятельности и положениями Закона N 402-ФЗ. В рассматриваемой ситуации обязанность отражения в бюджетном учете операций по начислению доходов, полученных в рамках оказания платных услуг, является неотъемлемой составляющей полномочий по ведению бюджетного учета. Соответственно, при наличии в уставе права на осуществление приносящей доход деятельности необходимость закрепления полномочий по начислению и учету доходов от оказания платных услуг отдельным актом органа местного самоуправления, в ведении которого находится казенное учреждение, отсутствует.
2. В соответствии с п.п. 262, 276 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - N 157н), и п. 104 Инструкции, утвержденной Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - N 162н), для учета расчетов между казенным учреждением, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором соответствующих кассовых поступлений (в рассматриваемой ситуации - с администрацией сельского поселения), применяются счета:
- 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет";
- 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".
Оформляются соответствующие расчеты Извещениями (ф. 0504805).
Порядок отражения в бюджетном учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме, операций по поступлению денежных средств в погашение дебиторской задолженности по доходам положениями N 162н не предусмотрен. Учитывая, что поступление доходов бюджета в кассу учреждения влечет необходимость отражения соответствующих показателей в Отчете о движении денежных средств (ф. 0503123) (при наличии остатка денежных средств в кассе казенного учреждения по состоянию на отчетную дату), порядок отражения указанных операций целесообразно согласовать одновременно с финансовым органом и главным распорядителем бюджетных средств ( Инструкции N 162н).
В соответствии с положениями N 162н в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
а) в учете казенного учреждения, не наделенного полномочиями администратора доходов бюджета в полном объеме:
1. Дебет КДБ 1 205 31 560 Кредит КДБ 1 401 10 130
- отражено начисление доходов от оказания платных услуг;
2. Дебет КИФ 1 201 34 510 Кредит КДБ 1 205 31 660,
одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)
- отражено поступление в кассу учреждения от физических лиц денежных средств за оказанные платные услуги;
3. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КИФ 1 201 34 610,
одновременно отражается уменьшение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)
- на основании расходного кассового ордера денежные средства переданы ответственному сотруднику для внесения наличных средств в кассу администратора кассовых поступлений доходов бюджета;
4. Дебет КДБ 1 304 04 130 Кредит КДБ 1 303 05 730
- на основании Извещения (ф. 0504805) отражена информация о начисленных казенным учреждением суммах поступлений в бюджет.
б) в учете администратора кассовых поступлений по доходам:
1. Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 304 04 130
- на основании поступившего от казенного учреждения Извещения (ф. 0504805) отражен ожидаемый к поступлению доход бюджета;
2. Дебет КИФ 1 201 34 510 (увеличение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)) Кредит КДБ 1 303 05 730
- отражено поступление в кассу администрации средств от приносящей доход деятельности казенного учреждения;
3. Дебет КИФ 1 201 23 510 (увеличение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)) Кредит КИФ 1 201 34 610 (уменьшение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130))
- отражено выбытие наличных средств из кассы при их внесении на лицевой счет с использованием банковской карты через банкомат;
4. Дебет КДБ 1 210 03 560 (увеличение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130)) Кредит КИФ 1 201 23 610 (уменьшение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130))
- отражено зачисление наличных средств на банковскую карту;
5. Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 210 03 660 (уменьшение забалансового счета 17 (АнГПД 130, КОСГУ 130))
- на основании выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета отражено зачисление в доход бюджета.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- . Администрирование доходов бюджета. Доходы казенного учреждения;
- . Учет в казенном учреждении, наделенном отдельными полномочиями по начислению платежей в бюджет, доходов, поступающих в кассу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

При каких условиях казенные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доходы? Вправе ли они распоряжаться доходами, полученными от такой деятельности? Как отразить средства, поступающие от плательщиков в рамках приносящей доход деятельности, в бюджетном учете? Учитываются ли доходы, полученные от такой деятельности, при исчислении и налога на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Пример 1
Доходы исправительной колонии (), полученные от реализации спецодежды, изготовленной осужденными, составили 150 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета.
В бюджетном учете учреждения операции по начислению и поступлению указанных доходов в бюджет в соответствии с Инструкцией N 162н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 14.05.2016 N 02-07-10/28325, отразятся следующим образом:

Стоит отметить, что операции по поступлению доходов, полученных от реализации готовой продукции, полученной от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражаются по соответствующим счетам бюджетного учета, включающим в 1-17-й разряды номера счета код дохода федерального бюджета 1 14 11 000 01 0000 440 "Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации готовой продукции)".

Пример 2
Казенное учреждение сдает помещение в аренду. Стоимость арендной платы по договору составила 30 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете казенного учреждения начисление и поступление доходов отразятся следующим образом:

Особенности поступления доходов наличными денежными средствами. Поскольку средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, не поступают на их лицевой счет, возникает вопрос: как осуществляется зачисление в бюджет доходов, если они поступили в кассу учреждения, и как отразить такие операции в учете?
Особенности взноса в бюджет доходов, полученных от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, рассмотрены в Письме Минфина РФ N 02-03-06/2530, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-366 от 02.06.2011.
Согласно разъяснениям, приведенным в письме, вносятся казенным учреждением поступления, полученные от оказываемых им платных услуг, поступившие в установленных случаях в наличной форме в кассу, по объявлению на взнос наличными (ф. 0402001). В случае сдачи сумки с наличными деньгами инкассаторскими работниками оформляется препроводительная ведомость к сумке (ф. 0402300). При этом оформление названных документов осуществляется с учетом следующих требований:
– в поле "От кого" объявления указываются фамилия и инициалы представителя казенного учреждения, сдающего денежную наличность, в таком же поле препроводительной ведомости – полное или сокращенное наименование казенного учреждения;
- в поле "Получатель" объявления (препроводительной ведомости) – полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках полное или сокращенное наименование администратора доходов от приносящей доход деятельности;
- в поле "ИНН" объявления (препроводительной ведомости) – ИНН администратора доходов от ПДД;
- в поле "Источник поступления" казенное учреждение – наименование вида средств – "Средства от приносящей доход деятельности".
Поступления средств, полученных казенным учреждением от оказываемых им платных услуг, на единый счет соответствующего бюджета учитываются как поступления минуя счет 40101.
Отражение операций по взносу в бюджет средств, поступивших в кассу казенного учреждения от оказания им платных услуг, рассмотрим на примере.

Пример 3
Библиотека в соответствии с уставом оказывает платные услуги по ксерокопированию. Плата за услуги вносится в кассу учреждения. За июль 2016 года общая сумма собранных средств составила 2 300 руб. На основании объявления на взнос наличными кассир вносит указанные средства в бюджет. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Поступила в кассу плата за услуги по ксерокопированию

Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг

Внесены денежные средства в банк для зачисления на лицевой счет администратора доходов бюджета (направлено извещение в адрес администратора доходов)

Получено извещение о зачислении средств в бюджет*

* Указанная бухгалтерская запись не предусмотрена Инструкцией N 162н, поэтому ее применение необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.

Налоговый учет доходов

При исчислении налога на прибыль. При исчислении налога на прибыль в налогооблагаемой базе учитываются доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.
До 2015 года на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в старой редакции) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывались доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. То есть положения указанной нормы подлежали применению только в тех случаях, когда услуги (работы) и иные функции, оказываемые (выполняемые) казенными учреждениями за плату, относятся к государственным и (или) муниципальным. В остальных случаях средства, получаемые казенными учреждениями за оказанные услуги (работы) и выполнение иных функций, подлежали учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). Таким образом, с указанной даты не облагаются налогом на прибыль все средства, полученные казенными учреждениями от платных услуг (работ), независимо от того, являются данные услуги (работы) государственными (муниципальными) услугами (работами) или нет. Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666, от 18.02.2015 N 03-03-06/4/7571.
На основании вышеизложенного не облагаются налогом на прибыль, в частности, доходы, полученные казенными учреждениями:
- от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина РФ от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417);
- от оказания услуг по изготовлению архивных коробов, а также от оказания услуг, связанных с проведением обследований (Письмо Минфина РФ от 20.08.2015 N 03-03-05/48137);
- от оказания (выполнения) прочих платных услуг (работ) (Письмо Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666).
Иные доходы, полученные казенным учреждением, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. В частности, на основании письменных разъяснений Минфина подлежат обложению налогом на прибыль следующие доходы:
- в виде сумм страхового возмещения, полученных от страховой организации по договорам ОСАГО; сумм возмещения ущерба, полученного в размере, необходимом для восстановительного ремонта; стоимости материалов, полученных при демонтаже или разборке основных средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета; стоимости излишков нефинансовых активов, которые выявлены в результате инвентаризации, обращенных в федеральную собственность (Письмо от 25.03.2016 N 03-03-05/16706);
- от сдачи имущества в металлолом (письма от 07.04.2016 N 03-03-06/3/19798, от 18.02.2016 N 03-03-05/8970);
- от реализации имущества, в том числе реализации деловой и дровяной древесины (Письмо от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74504);
- от реализации продукции (товаров), выпускаемых казенными учреждениями ФСИН (изготовленной осужденными лицами, привлеченными к труду в исправительных колониях) (письма от 16.11.2015 N 03-03-10/65972, от 22.05.2015 N 03-03-10/29583, от 21.05.2015 N 03-03-06/4/29151).
При исчислении . Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения.
Так, в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения . В связи с этим работы (услуги), выполняемые (оказываемые) казенными учреждениями, в том числе на платной основе, не облагаются (Письмо Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666).
Отдельные операции, освобождаемые от обложения , приведены в ст. 149 НК РФ.
В отношении реализации казенными учреждениями товаров стоит отметить, что такие операции не включены ни в п. 2 ст. 146 НК РФ, ни в ст. 149 НК РФ. Поэтому при реализации казенным учреждением товаров применяется в общеустановленном порядке. Напомним, что согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина РФ от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 27.03.2015 N 03-03-05/16992.

* * *

Итак, вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такая деятельность прямо установлена в его уставе. Доходы, полученные от указанной деятельности, подлежат зачислению в бюджет на основании расчетных документов плательщиков (то есть минуя лицевой счет казенного учреждения). Отражение поступления указанных доходов в бюджетном учете будет зависеть от того, является администратором доходов бюджета либо выполняет только отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. Доходы, поступившие в наличной форме, зачисляются в бюджет на основании объявления на взнос наличными. При этом заполнение такого документа имеет свои особенности.
Доходы, полученные от оказания (выполнения) казенными учреждениями платных услуг (работ), не облагаются ни , ни налогом на прибыль. При этом с доходов, полученных от реализации товаров, казенные учреждения должны исчислять указанные налоги в общеустановленном порядке.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2010 N 73н.

*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

Л. Ларцева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"

Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2016 г., с. 13-23.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

» № 11/2009

Администраторы доходов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса. Ведь от их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а следовательно, и состояние основных источников финансирования всех остальных субъектов бюджетной системы.

Порядок администрирования доходов бюджета

Как определено ст. 6 БК РФ администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Если перечисленные выше организации в соответствии с законодательством РФ имеют в своем ведении других администраторов доходов бюджета и (или) являются администраторами доходов бюджета, то такие органы называются главными администраторами доходов бюджета.

В соответствии с п. 2 ст. 20 БК РФ перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете. В частности, Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета утвержден Федеральным з аконом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее – Федеральный закон № 204-ФЗ),а также приложением 6 к, утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.12.2008 № 145н (далее – Указания о применении бюджетной классификации). Иные нормативно-правовые акты, подтверждающие полномочия федеральных органов государственной власти (их территориальных органов) по осуществлению функций администратора, не требуются.

Мероприятия по администрированию поступлений в бюджеты можно условно разделить на несколько этапов.

Первым этапом администрирования поступлений в бюджет является принятие закона о бюджете на соответствующий период, а также постановлений органов исполнительной власти по реализации данного закона. В отношении федерального бюджета на 2009 год такими документами являются Федеральный закон № 204-ФЗ, а также Постановление Правительства РФ от 24.12.2006 № 987 «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее – Постановление Правительства РФ № 987). Аналогичные нормативно-правовые акты приняты в отношении своих бюджетов в соответствующих субъектах РФ и муниципальных образованиях. Кроме того, в целях проведения единой бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней Минфин в соответствии со ст. 7 БК РФ выполняет следующие функции:

– устанавливает, детализирует и определяет порядок применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к федеральному бюджету и государственным внебюджетным фондам РФ, путем регулярной разработки Указаний о порядке применения бюджетной классификации;

– устанавливает единый порядок ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов.

На втором этапе в согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от № 987 соответствующий главный распорядитель средств федерального бюджета – администратор поступлений обязан утвердить , который должен содержать положения, в соответствии с которыми территориальные органы администратора поступлений в федеральный бюджет (распорядители средств федерального бюджета), федеральные бюджетные учреждения, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, наделяются полномочиями по администрированию конкретных поступлений в федеральный бюджет.

Органы государственной власти субъектов РФ наделяются полномочиями администратора доходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов в соответствии с законодательными актами субъекта РФ. При этом источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов закрепляются за администраторами поступлений в бюджет при условии, что администрирование данных источников доходов не закреплено законодательством РФ как за органами государственной власти РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, так и за органами государственной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления наделяются полномочиями администратора доходов местных бюджетов в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Источники доходов бюджетов муниципальных образований закрепляются за администраторами соответствующего уровня при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, органами государственной власти субъектов РФ, так и органами местного самоуправления).

Полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджета определены ст. 160.1 БК РФ и детализированы Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, а также Правилами осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 (далее – Правила № 995 ).

Закрепление доходов бюджетов РФ за главными администраторами доходов осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ, иных администраторов доходов федерального бюджета, органов управления государственными внебюджетными фондами, Центрального банка РФ главными администраторами доходов бюджета осуществляется в соответствии с законодательством РФ и приложением 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации .

Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за главными администраторами доходов – органами государственной власти субъектов РФ и созданными ими бюджетными учреждениями при условии, что администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и приложением 6 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации (за исключением доходов, администрируемых как органами государственной власти РФ, органами управления государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ, так и органами государственной власти субъектов РФ).

В соответствии с закреплением доходов бюджета за теми или иными главными администраторами последними согласно требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации определяются для подведомственных им администраторов доходов соответствующие коды администраторов доходов бюджета , а также порядок администрирования конкретных видов доходов соответствующих бюджетов .

Приложениями к Постановлению Правительства РФ № 995 определен также Перечень источников доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, исполняющих в отношении указанных в нем доходов функции главных администраторов (далее – Перечень). Таким образом, финансовые органы соответствующих субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений), в части доходов, перечисленных в данном Перечне, могут быть только администраторами доходов и выполнять соответствующие функции только в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти . При этом указанные в Перечне федеральные органы исполнительной власти выполняют функции главных распорядителей доходов соответствующих бюджетов более низкого уровня:

– либо в обязательном порядке (разд. I Перечня ), что подразумевает полное и всестороннее регламентирование деятельности подведомственных администраторов доходов (поступлений);

– либо в инициативном – в пределах своей компетенции (разд. II Перечня ), что допускает регламентирование отдельных вопросов сбора и использования соответствующих доходов на уровне финансовых органов субъектов РФ, территориальных государственных внебюджетных фондов, а также городов (сельских поселений), но в рамках общих требований, установленных соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Согласно требованиям Указаний о порядке применения бюджетной классификации в рамках бюджетного процесса главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями :

– формирует перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета;

– представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

– представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

– формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями :

– осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

– осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

– принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином;

– принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

– в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета, формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;

– осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

На третьем этапе согласно п. 3 Правил № 995 администраторы доходов бюджетов в двухнедельный срок после доведения до них главным администратором доходов бюджетов, в ведении которого они находятся, порядка осуществления полномочий администратора доходов заключают с управлением Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ соглашение об информационном взаимодействии по форме, утвержденной Федеральным казначейством, а также обеспечивают заключение соглашений (договоров) об обмене информацией в электронном виде.

Указанное соглашение определяет формат передачи территориальным ОФК информации о поступлениях в бюджеты бюджетной системы администратором поступлений (территориальным органом администратора поступлений), а также передачи информации об уточнении вида принадлежности платежа, принятых решениях о возврате плательщикам излишне уплаченных сумм. Первичные документы, включаемые в состав формата передачи, оформляются в соответствии с требованиями, установленными приказами Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н и от 05.09.2008 № 92н (далее – Приказ № 92н).

Сроки и формы передачи информации (в электронном или бумажном виде) также устанавливаются соглашением.

Следующим этапом администрирования доходов бюджета можно считать организацию и ведение бюджетного учета соответствующих финансово-хозяйственных операций, осуществляемых администраторами этих доходов. На основании указанных первичных документов в бюджетном учете отражают соответствующие операции по поступлениям, который ведут финансовые органы, ОФК и администраторы поступлений в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету , утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 № 148н (далее – Инструкция № 148н).

И наконец, завершающим этапом администрирования является формирование и представление администраторами доходов в соответствующие финансовые и контролирующие органы бюджетной отчетности по результатам своей деятельности. Основные показатели и формы бюджетной отчетности в данной сфере определены Приказом Минфина РФ от 13.11.2008 № 128н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция № 128н).

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 03.07.2006 № 413 определены формы документов финансовой отчетности об исполнении федерального бюджета для представления в Счетную палату РФ. Как правило, указанные формы финансовой отчетности представляют органы исполнительной власти, являющиеся главными администраторами соответствующих доходов федерального бюджета. Однако для формирования данной финансовой отчетности указанные органы могут регламентировать для подведомственных им администраторов доходов формирование и представление в их адрес аналогичных форм отчетности. Кроме того, соответствующими законодательными актами представление указанных форм финансовой отчетности может быть установлено в отношении контрольных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Бюджетный учет администрирования доходов

Администратор доходов бюджета ведет как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления. Следовательно, администратору поступлений (территориальному органу администратора поступлений) следует определиться, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие – учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.

При организации бюджетного учета операций по администрированию доходов бюджета следует учесть:

– наличие у организации, ведущей бюджетный учет получаемых доходов, правового статуса администратора бюджетных доходов;

– структуру администрируемых доходов (отнесение их к налоговым или неналоговым доходам бюджета, что определяется ст. 41 БК РФ );

– установленный действующим федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ и (или) муниципального образования порядок зачисления соответствующих доходов в бюджет (с использованием или без использования единого счета доходов в ОФК);

– порядок перераспределения полученных доходов между бюджетами разных уровней;

–изменения, регламентирующие порядок организации бюджетного учета администраторов доходов, внесенные в Инструкцию № 148н Приказом Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н (далее – Приказ Минфина РФ № 69н).

Учитывая перечисленные выше факторы, бюджетный учет у администраторов доходов бюджета имеет следующие особенности:

1. Операции по администрированию доходов бюджета осуществляются соответствующими администраторами на основании данных отчетности бюджетных учреждений, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа и ОФК. Администрирование доходов отражается в бюджетном учете администраторов в виде изменения их обязательств по перечислению доходов на единые счета бюджетов, открытые соответствующим финансовым органам. В случае если функции администратора доходов возложены на бюджетные учреждения-получатели (например, налоговые и таможенные органы, а также учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность), последние имеют лицевые счета в ОФК, но только как бюджетные учреждения.

Операции по получению средств на указанные счета (Дебет 1 304 05 000 / Кредит 401 01 100 или Дебет 2 201 01 510 / Кредит 2 401 01 100 ) и перечислению с них сумм доходов в бюджет (Дебет 1 210 02 560 / Кредит 1 304 05 000 или Дебет 2 210 02 560 / Кредит 2 201 01 610 ) отражаются в бюджетном учете параллельно с операциями по администрированию соответствующих доходов и не относятся к категории последних .

2.Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что операции по администрированию доходов всегда связаны с пополнением единых счетов соответствующих бюджетов (за исключением администрирования доходов от приносящей доход деятельности), все операции по администрированию доходов целесообразно отражать с использованием кода источника финансирования 1 независимо от того, какой код источника финансирования используется при отражении в учете операций по фактическому получению и перечислению сумм доходов с лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществляющих функции администраторов доходов.

3. Полученные и отраженные в бюджетном учете администратора доходы в ряде случаев подлежат распределению между несколькими бюджетами (едиными счетами бюджетов). Поэтому отражение доходов в бюджетном учете администраторов и соответствующих финансовых органов на одном счете 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами» приводило к возникновению неувязок между отчетами финансового органа и администратора доходов. С 01.01.2009 Инструкцией № 148н в План счетов бюджетного учета для администраторов доходов был введен специальный счет 0 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства».

4 Детализация счетов 0 205 00 560 , 0 210 02 000 , 0 210 04 000 по видам администрируемых налогов и сборов осуществляется на основании первых 17 знаков соответствующего счета (коды ведомственной и функциональной классификации доходов бюджета).

5. Начисление доходов осуществляется на основании данных бюджетной (налоговой) отчетности подведомственных организаций, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа.

6. Поступление и перечисление доходов на единый счет доходов бюджета отражаются на основании Справок (ф. 0531468), предоставляемых ОФК. Форма Справки определена Приказом № 92н.

7. Возврат излишне начисленных доходов может производиться следующими способами:

– путем списания обратной проводкой излишних начислений – если доходы только начислены согласно данным отчетности учреждений или иных документов и фактически не поступили на счета администратора или единый счет бюджета.

– путем списания с расчетов администратора доходов (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 04 000 ) – если полученные доходы еще не были распределены между едиными счетами бюджетов;

– путем списания с расчетов с соответствующими финансовыми органами (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 02 000 ) – если доходы фактически уже были распределены между едиными счетами бюджетов.

8. В соответствии с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ № 69нв п. 149 Инструкции № 148н ,все учреждения, использующие счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», названы администраторами доходов бюджета (администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Таким образом, правовой статус администратора бюджетных доходов должен быть присвоен всем бюджетным учреждениям в части их поступлений от приносящей доход деятельности, а также от использования закрепленного за ними государственного имущества .

9. При администрировании доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг требованиями действующего законодательства (в частности, Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 88н ) не предусмотрена обязательная сдача данных доходов на единый счет соответствующего бюджета, как неналоговых поступлений (ст. 41 БК РФ ). Более того, остатки этих поступлений могут в конце года не подлежать сдаче в доход бюджета и использоваться для финансирования потребности учреждений в следующем году в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Вместе с тем в целях повышения эффективности учета и использования таких доходов законодательными актами отдельных регионов предусмотрено зачисление их на единые счета соответствующих бюджетов с последующим возвратом на счета учреждений-получателей (в виде внебюджетных средств или средств дополнительного бюджетного финансирования). В результате порядок бюджетного учета операций по администрированию данных доходов следует более детально прописать в методических документах соответствующего финансового органа субъекта РФ или муниципального образования.

10. При отражении в бюджетном учете администратора доходов бюджета операций, связанных с получением и возвратом межбюджетных трансфертов, следует учитывать, что полученные в прошлые годы и не использованные по целевому назначению трансферты в соответствии с условиями их предоставления могут:

– подлежать возврату в бюджет, из которого они были получены (в этом случае задолженность по получению такого дохода трансформируется в бюджетном учете администратора в его задолженность по возврату трансферта).

– засчитываться в счет получения трансфертов в текущем финансовом году (в этом случае списание нереальной ко взысканию суммы возврата трансфертов прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора доходов не в корреспонденции счета 0 205 00 000 , а по счету 0 206 12 000 ).

11. Пункты 215 и 216 Инструкции № 148н , регламентирующие использование счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», Приказом Минфина РФ № 69нбыли дополнены положениями по организации бюджетного учета администраторов доходов бюджета в части операций по администрированию отдельных доходов, полученных подведомственными администратору бюджетными учреждениями (администраторами более низкого уровня, а также филиалами бюджетных учреждений). К таким доходам относятся, в частности, получаемые указанными организациями поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, от возмещения утрат и недостач имущества. Поскольку указанные выше доходы бюджета носят несистемный характер либо будут отражены в бюджетном учете администраторов более низкого уровня, операции по их администрированию теперь отражаются в бюджетном учете с использованием счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» вместо счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения».

Учитывая вышеизложенное, операции по начислению доходов учреждениями – получателями и администраторами доходов отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Примечание

1. Налоговые доходы бюджета

1.1. Начислены доходы

Начисление на основании сводных данных налоговой отчетности

1.2. Списаны излишне начисленные доходы

1.3. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

1.4. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

1.5. Перечислены доходы в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства

1.6. Возвращены излишне полученные доходы

1.7. Списаны доходы, нереальные к получению

2. Доходы от собственности

2.1. Начислены доходы

Начисление на основании положений договоров аренды

2.2. Списаны излишне начисленные доходы

2.3. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

2.4. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

2.5. Перечислены доходы в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства

2.6. Возвращены излишне полученные доходы

До распределения между бюджетами

После распределения между бюджетами

2.7. Списаны доходы, нереальные к получению

3. Доходы от оказания платных услуг

3.1. В случае если согласно требованиям регионального законодательства данные доходы не зачисляются на единый счет бюджета и отражаются в разд. III Справки (ф. 0531468)

3.1.1. Начислены доходы

3.1.2. Списаны излишне начисленные доходы

3.1.3. Получены доходы к распределению

3.1.4. Возвращены излишне полученные доходы

3.2. В случае если согласно требованиям регионального законодательства данные доходы подлежат зачислению на единый счет бюджета с последующим возвратом на счета учреждений – получателей этих доходов

3.2.1. Начислены доходы

Начисление на основании данных отчетности учреждений – получателей доходов от оказания платных услуг

3.2.2. Списаны излишне начисленные доходы

3.2.3. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

3.2.4. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

3.2.5. Возвращены доходы на счета учреждений – получателей доходов

4. Поступления от принудительного изъятия

4.1. Начислены доходы

Начисление на основании данных отчетности учреждений – получателей доходов от принудительного изъятия

4.2. Списаны излишне начисленные доходы

4.3. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

4.4. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

4.5. Перечислены доходы в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства

4.6. Возвращены излишне полученные доходы

До распределения между бюджетами

После распределения между бюджетами

4.7. Списаны доходы, нереальные к получению

5. Поступления (трансферты) от других бюджетов бюджетной системы РФ

5.1. Начислены доходы по полученным трансфертам

Начисление на основании Уведомления о расчетах между бюджетами (ф. 0504817)

5.2. Начислены доходы по неиспользованным получателями трансфертам прошлых лет, подлежащим возврату

5.3. Списаны излишне начисленные доходы, а также нереальные к возврату трансферты прошлых лет

5.4. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

5.5. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

5.6. Суммы неиспользованных трансфертов прошлых лет зачтены в счет уменьшения объемов трансфертов текущего года

5.7. Возвращены неиспользованные суммы трансфертов прошлых лет в бюджет трансфертодателя

(трансфер-тодатель)

(трансфер-тодатель)

5.8. Списаны доходы, нереальные к получению

6. Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств

6.1. Начислены доходы

Начисление на основании международных соглашений

6.2. Списаны излишне начисленные доходы

6.3. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

6.4. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

8.5. Списаны доходы, нереальные к получению

7. Доходы от реализации активов

7.1. Начислены доходы от реализации

Начисление на основании решений и договоров на реализацию государственного имущества

7.2. Списаны излишне начисленные доходы от реализации и возмещения от недостач и утрат

7.3. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

7.4. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

7.5. Перечислены доходы в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства

7.6. Возвращены излишне полученные доходы

До распределения между бюджетами

После распределения между бюджетами

7.7. Списаны доходы, нереальные к получению

8. Доходы от начисления процентов и пеней по выданным бюджетным кредитам, а также от возврата указанных кредитов

8.1. Начислены проценты и пени по бюджетным кредитам, а также доходы от возврата кредитов, выданных в прошлые годы

Начисление на основании решений и договоров на предоставление бюджетных кредитов и расчетов по ним

8.1. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

8.2. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

9. Прочие доходы бюджета

9.1. Начислены доходы

Начисление на основании данных отчетности учреждений – получателей прочих доходов

9.2. Списаны излишне начисленные доходы

9.3. Получены к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

9.4. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

9.5. Перечислены доходы в другие бюджеты в соответствии с требованиями законодательства

9.6. Возвращены излишне полученные доходы

До распределения между бюджетами

После распределения между бюджетами

9.7. Списаны доходы, нереальные к получению

10. Доходы от возврата подведомственным администратору доходов органам (администраторам) дебиторской задолженности прошлых лет, а также от возмещения им недостач и утрат активов

10.1. Начислены доходы от возмещения недостач и утрат

от возврата дебиторской задолженности прошлых лет

Начисление на основании данных бюджетной отчетности учреждений о наличии и погашении недостач и утрат имущества

10.2. Списаны излишне начисленные доходы

10.3. Получены доходы к зачислению на единый счет бюджета и (или) к распределению

По возмещению недостач и утрат имущества

По возврату дебиторской задолженности прошлых лет

10.4. Зачислены доходы на единый счет бюджета в финансовом органе

По возмещению недостач и утрат имущества

По возврату дебиторской задолженности прошлых лет

10.5. Возвращены излишне полученные доходы

1 210 04 180 1 210 04 180

До распределения между бюджетами

1 210 02 180 1 210 02 180

После распределения между бюджетами

10.6. Списаны доходы, нереальные к получению

По возмещению недостач и утрат имущества

По возврату дебиторской задолженности прошлых лет

Указанные операции фактически задваивают обороты по задолженности учреждения, являющегося администратором доходов бюджета, что, однако, устраняется путем такого же «двойного» списания задолженности в учете операций как по получению-перечислению средств, так и по администрированию соответствующих доходов бюджета.

Администратор доходов бюджета ведет бюджетный учет как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления. Следовательно, администратору поступлений (территориальному органу администратора поступлений) следует определиться, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие - учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.

При организации бюджетного учета операций по администрированию доходов бюджета следует учесть:

Наличие у организации, ведущей бюджетный учет получаемых доходов, правового статуса администратора бюджетных доходов;

Структуру администрируемых доходов (отнесение их к налоговым или неналоговым доходам бюджета, что определяется ст. 41 БК РФ);

Установленный действующим федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ и (или) муниципального образования порядок зачисления соответствующих доходов в бюджет (с использованием или без использования единого счета доходов в ОФК);

Порядок перераспределения полученных доходов между бюджетами разных уровней;

Изменения, регламентирующие порядок организации бюджетного учета администраторов доходов, внесенные в Инструкцию № 148н Приказом Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н (далее - Приказ Минфина РФ № 69н).

Учитывая перечисленные выше факторы, бюджетный учет у администраторов доходов бюджета имеет следующие особенности:

1. Операции по администрированию доходов бюджета осуществляются соответствующими администраторами на основании данных отчетности бюджетных учреждений, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа и ОФК. Администрирование доходов отражается в бюджетном учете администраторов в виде изменения их обязательств по перечислению доходов на единые счета бюджетов, открытые соответствующим финансовым органам. В случае если функции администратора доходов возложены на бюджетные учреждения-получатели (например, налоговые и таможенные органы, а также учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность), последние имеют лицевые счета в ОФК, но только как бюджетные учреждения.

Операции по получению средств на указанные счета (Дебет 1 304 05 000 / Кредит 401 01 100 или Дебет 2 201 01 510 / Кредит 2 401 01 100) и перечислению с них сумм доходов в бюджет (Дебет 1 210 02 560 / Кредит 1 304 05 000 или Дебет 2 210 02 560 / Кредит 2 201 01 610) отражаются в бюджетном учете параллельно с операциями по администрированию соответствующих доходов и не относятся к категории последних.

2. Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что операции по администрированию доходов всегда связаны с пополнением единых счетов соответствующих бюджетов (за исключением администрирования доходов от приносящей доход деятельности), все операции по администрированию доходов целесообразно отражать с использованием кода источника финансирования 1 независимо от того, какой код источника финансирования используется при отражении в учете операций по фактическому получению и перечислению сумм доходов с лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществляющих функции администраторов доходов.

3. Полученные и отраженные в бюджетном учете администратора доходы в ряде случаев подлежат распределению между несколькими бюджетами (едиными счетами бюджетов). Поэтому отражение доходов в бюджетном учете администраторов и соответствующих финансовых органов на одном счете 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами» приводило к возникновению неувязок между отчетами финансового органа и администратора доходов. С 01.01.2009 Инструкцией № 148н в План счетов бюджетного учета для администраторов доходов был введен специальный счет 0 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства».

4. Детализация счетов 0 205 00 560, 0 210 02 000, 0 210 04 000 по видам администрируемых налогов и сборов осуществляется на основании первых 17 знаков соответствующего счета (коды ведомственной и функциональной классификации доходов бюджета).

5. Начисление доходов осуществляется на основании данных бюджетной (налоговой) отчетности подведомственных организаций, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа.

6. Поступление и перечисление доходов на единый счет доходов бюджета отражаются на основании Справок (ф. 0531468), предоставляемых ОФК. Форма Справки определена Приказом № 92н.

7. Возврат излишне начисленных доходов может производиться следующими способами:

Путем списания обратной проводкой излишних начислений - если доходы только начислены согласно данным отчетности учреждений или иных документов и фактически не поступили на счета администратора или единый счет бюджета.

Путем списания с расчетов администратора доходов (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 04 000) - если полученные доходы еще не были распределены между едиными счетами бюджетов;

Путем списания с расчетов с соответствующими финансовыми органами (Дебет 1 205 00 000 / Кредит 1 210 02 000) - если доходы фактически уже были распределены между едиными счетами бюджетов.

8. В соответствии с изменениями, внесенными Приказом Минфина РФ № 69н в п. 149 Инструкции № 148н, все учреждения, использующие счет 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», названы администраторами доходов бюджета (администраторами источников финансирования дефицита бюджета). Таким образом, правовой статус администратора бюджетных доходов должен быть присвоен всем бюджетным учреждениям в части их поступлений от приносящей доход деятельности, а также от использования закрепленного за ними государственного имущества.

9. При администрировании доходов от оказания бюджетными учреждениями платных услуг требованиями действующего законодательства (в частности, Приказом Минфина РФ от 01.09.2008 № 88н) не предусмотрена обязательная сдача данных доходов на единый счет соответствующего бюджета, как неналоговых поступлений (ст. 41 БК РФ). Более того, остатки этих поступлений могут в конце года не подлежать сдаче в доход бюджета и использоваться для финансирования потребности учреждений в следующем году в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Вместе с тем в целях повышения эффективности учета и использования таких доходов законодательными актами отдельных регионов предусмотрено зачисление их на единые счета соответствующих бюджетов с последующим возвратом на счета учреждений-получателей (в виде внебюджетных средств или средств дополнительного бюджетного финансирования). В результате порядок бюджетного учета операций по администрированию данных доходов следует более детально прописать в методических документах соответствующего финансового органа субъекта РФ или муниципального образования.

10. При отражении в бюджетном учете администратора доходов бюджета операций, связанных с получением и возвратом межбюджетных трансфертов, следует учитывать, что полученные в прошлые годы и не использованные по целевому назначению трансферты в соответствии с условиями их предоставления могут:

Подлежать возврату в бюджет, из которого они были получены (в этом случае задолженность по получению такого дохода трансформируется в бюджетном учете администратора в его задолженность по возврату трансферта).

Засчитываться в счет получения трансфертов в текущем финансовом году (в этом случае списание нереальной ко взысканию суммы возврата трансфертов прошлых лет отражается в бюджетном учете администратора доходов не в корреспонденции счета 0 205 00 000, а по счету 0 206 12 000).

11. Пункты 215 и 216 Инструкции № 148н, регламентирующие использование счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», Приказом Минфина РФ № 69н были дополнены положениями по организации бюджетного учета администраторов доходов бюджета в части операций по администрированию отдельных доходов, полученных подведомственными администратору бюджетными учреждениями (администраторами более низкого уровня, а также филиалами бюджетных учреждений). К таким доходам относятся, в частности, получаемые указанными организациями поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, от возмещения утрат и недостач имущества. Поскольку указанные выше доходы бюджета носят несистемный характер либо будут отражены в бюджетном учете администраторов более низкого уровня, операции по их администрированию теперь отражаются в бюджетном учете с использованием счета 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» вместо счета 1 401 01 100 «Доходы учреждения».