Понятие и элементы системы кредитования, ее особенности на современном этапе.

Понятие «система» применимо не только к деньгам и организации денеж­ного обращения. Оно используется также и для определения кредитных отношений, банков и организации их деятельности. Обращение к систе­ме позволяет соединить отдельные части в некое целое, придать действию отдельных частей определенное единство.

Понятие «система» широко используется в современной науке. Оно соотно­сится с исследованием многообразных явлений природы и общественного разви­тия. Считается, что признаком современного мышления является систем­ный подход. Термином «система» охотно оперируют не только ученые, философы, но и деятели культуры и искусства, организаторы производства и работы банков. Как это не покажется странным, но термин «система» не получил четШго определения. Чаще всего под словом «система» понимается состав чего-либо. Име­ете с тем термин «система» определяет не только состав элементов - по содержа­нию понятие «система» более широкое, оно включает:


■ совокупность элементов;

■ достаточность элементов, образующих определенную целостность;

■ взаимодействие элементов.

Кредитная система - это совокупность элементов, которая призвана реали­зовать свойства, характерные для кредита. Кредит в кредитной системе выступает рядовым элементом, его сущность определяет действие всех других элементов дан­ной системы. На практике это означает, что благодаря системе (системному под­ходу) свойства кредита: его стоимостный характер, обращаемость ссужаемой стоимо­сти на возвратной основе, добровольный и временный характер функционирования в рамках определенного срока, а также соответствие потребностям как кредитора, так и заемщика, другие свойства - должны быть в полной мере реализованы.

Кредитную систему России можно представить в виде следующей структу­ры (рис. 20.1).

И I. фундаментальный блок

|- Кредит, границы и законы его движения Субъекты кредитных отношений - Принципы кредита

■Государственное регулирование кредитной деятельности

Банковское
законодательство

Нормативные положения
Центрального банка
Российской Федерации

Инструктивные материалы,
разрабатываемые
коммерческими банками

в целях регулирования их деятельности

Рис. 20.1. Структура кредитной системы России

Как видно из рис. 20.1, базовым блоком кредитной системы является кре-

(bum как специфическое отношение между кредитором и заемщиком, границы к законы его движения. Этот блок, отражающий глубинные качества кредита, 1можно назвать фундаментальным блоком, определяющим действие других элемен-| тов. Он охватывает также деятельность субъектов, кредитных отношений. Кредит, [ как отмечалось, это всегда как минимум две стороны (не считая гарантов и пору­чителей). Реализовать на практике специфические свойства кредита усилиями | одной стороны невозможно. Соблюдение законов и правил кредита только двумя \ сторонами способно реализовать его сущность и назначение. Это означает, что репозиции системного подхода не всякий экономический субъект может стать ^частью кредитной системы. Субъекты кредитных отношений в контексте [системного подхода должны обладать такой совокупностью черт, которая явля-£ ется-достаточной и гарантирующей функционирование кредита как специфиче-\ ского экономического отношения. Кредитор, к примеру, должен обладать не только i достаточными капиталами, но и профессиональными навыками рационального


> . Кредитная инфраструктура обычно включает научное обеспечение (иссле; дования фундаментальных и прикладных проблем использования кредита, новыз ^направлений его развития, путей наиболее рационального его применения и др.) ^атакже кадровое обеспечение (подготовку специалистов кредитного профиля ^повышение их квалификации, обеспечение новым кредитным технологиям и т.п.) $■< К сожалению, организационный блок кредитной системы современной Рос сии требует дальнейшего совершенствования. Российские банки, совершающи< кредитные операции, не имеют пока должного информационного и методической обеспечения, им зачастую не хватает высококлассных специалистов по оценю кредитных рисков, научные исследования кредита ведутся недостаточно интен сивно. Все это позволяет сделать вывод о том, что развитие кредитной системь России далеко от завершения.

Отдельно в составе кредитной системы следует выделить третий блок, регу лирующий, к которому относится государственное регулирование кредитнЫ деятельности, а также банковское законодательство. Оно призвано регла ментировать кредитные сделки, защищать права кредитора и заемщика, определяв! правила погашения кредита в случае несостоятельности кредитных организаций Большую роль в этом процессе играют нормативные положения Центральном банка Российской Федерации. Коммерческие банки, кроме того, разрабатываю" свои инструктивные материалы, регламентирующие правила кредитования.

ТИПЫ КРЕДИТНЫХ СИСТЕМ

Существует несколько типов кредитных систем. Можно выделить кредит­ные системы по типу хозяйствования. В этом случае принято различать:

■ централизованную кредитную систему;

■ рыночную кредитную систему;

■ кредитную систему переходного периода.

Сравнивая первые два типа (табл. 20.1), можно заметить их существенные различия как по субъектам кредитных систем, так и по их организационным и регу­лятивным основам. В распределительной (централизованной) кредитной системе кредиты бюджетным организациям не предоставлялись. Не было и «вторичных* субъектов на случай невозвратности ссуд - гарантов и поручителей, страховщи­ков, обеспечивающих возвращение ссуды при наступлении страхового случая Практика кредитования рыночной модели кредитной системы более разнообразна она предусматривает коммерческое кредитование, более широкое развитие потре­бительских ссуд, возможность получения бланкового кредита и использование ценных бумаг в качестве обеспечения ссуд. Вместе с тем функционирование рыночной кредитной системы связано с большими кредитными рисками, поэтом) заемщик платит за кредит более высокий ссудный процент.

Таблица 20.1

Различия между распределительной (централизованной) и рыночной (децентрализованной) кредитными системами


Распределительная (централизованная) кредитная система


Рыночная (децентрализованная) кредитная система


По субъектам кредитной системы


Юридические и физические лица, исключая бюджетные учреждения


Все юридические и физические лица


Тесное взаимодействие финансовых и кредитных учреждений, разработка согласованной финансово-кредитной политики, в том числе определение соот ветствующих каналов финансирования, каналов движения финансовых ресурсов способных обеспечить возврат кредита субъектам экономики, корректировку налоговой и банковской политики.

В равной степени это относится и к понятию «денежно-кредитная система» имеется в виду, что единство, взаимодействие и регулирование денег и кредит; как самостоятельных экономических процессов позволяет достичь наибольши: успехов в экономическом развитии. Это, в частности, становится возможным в тол числе за счет эффективной денежно-кредитной политики, разрабатываемой Цен тральным банком Российской Федерации и утверждаемой Государственно! Думой, а также благодаря решению задач развития наличного и безналичной денежного обращения, совершенствования платежной дисциплины.

В теории и на практике довольно распространено также понятие «кредитив банковская система». Банки могут выступать как в роли кредитора, так и в рол! заемщика, т.е. быть субъектами кредитных отношений. Это дает нам основанш считать, что банковская система - это неотъемлемая часть кредитной системы ее подсистема, что само по себе позволяет рассматривать действие кредитно-бан ковской системы в качестве единого процесса, в ходе которого происходит нею бежное взаимодействие между кредитом как базовым элементом системы и бан ком как участником кредитных отношений.

При том единстве, которое свойственно кредитной, денежно-кредитной финансово-кредитной, банковско-кредитной системе, каждая из них имеет опре деленные особенности. Они присущи и другому явлению - банковской системе элементы которой, будучи частью более общего понятия, тем не менее при анализ* получают более развернутую характеристику.


Похожая информация.


Современная кредитная система - это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институциональных звеньев, или ярусов.

Первый ярус - это центральный банк.

Второй ярус образует банковский сектор: коммерческие, сберегательные и ипотечные банки.

Третий ярус - это страховой сектор, куда входят страховые компании и пенсионные фонды. Четвертый ярус образуют специализированные небанковские кредитные институты.

Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений.

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны. При формировании кредитной системы в настоящее время невозможно не учитывать опыт прошлого и, в частности, опыт царской России.

Банковская система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов: первый (с середины XVIII в. до 1860 г.) - период создания и функционирования банков как государственных (казенных); второй (с 1860 по 1917 г.) - период развития и совершенствования банковской системы; третий с 1917 по 1930 г.) - формирование новой банковской системы; четвертый (с 1932 по 1987 г.) - стабильное функционирование "социалистической" банковской системы; пятый (с 1988 г. по настоящее время) - формирование современной рыночной банковской системы.

Началом первого этапа в развитии банковской системы явилось создание в 1733 г. государственного ссудного банка, который в большей степени играл роль казенного ломбарда. Но еще до этого в России в 1665 г. в Пскове воеводой Афанасием Ордин-Нащокиным была предпринята попытка учреждения коммерческого банка, которая не была одобрена центральным правительством, и банк так и не начал функционировать.

Развитие экономики требовало увеличения возможностей кредитования. Поэтому уже в 1754 г. было создано два банка - Государственный заемный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству краткосрочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. для поощрения внешней торговли.

Наряду с банками в 1772 г. появляются специализированные кредитные учреждения, принимающие вклады до востребования выдающие ссуды либо под залог ипотеки (сохранные кассы), либо под залог драгоценных металлов (ссудные кассы). В 1775 г. появляются Приказы общественного призрения, формирующие капитал за счет приема вкладов и выдающие краткосрочные кредиты под залог недвижимости.

Начиная с 1786 г., когда на базе Петербургского и Московского земельных банков для дворянства был учрежден Государственный земельный банк, появляются институты долгосрочного ипотечного кредитования. Среди них - Вспомогательный для дворянства банк (1797 г.), особенностью которого была выдача долгосрочных ипотечных ссуд не деньгами, а банковскими билетами с принудительным курсом. Они были обязательны к приему как частными лицами, так и казначейством по принудительной стоимости и приносили определенный годовой доход.

В 1817 г. был создан Государственный коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял жирорасчеты (бесплатные переводы - трансферты). Среди активных операций этого банка выделялись выдача ссуд и учет простых и переводных векселей. При этом банку были предоставлены определенные привилегии, в частности, капитал и вклады не облагались налогами и не использовались для финансирования государственных расходов. Государство сохраняло определенный контроль над банком путем назначения половины директоров и утверждало решения правления банка, касающиеся активных операций. Данный банк имел 12 отделений.

В 50-е гг. XIX в. начали складываться предпосылки для расширения банковской системы. Ведь по сути имеющиеся банки были казенными учреждениями с присущими им ростовщическими чертами. Поэтому в 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков.

Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860г. Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений. Среди долгосрочных наиболее известными были Санкт-Петербургское городское кредитное общество, созданное на основе взаимного кредитования и солидарной ответственности для выдачи ссуд под залог городской недвижимости; Херсонский земский банк, созданный на базе принципа взаимного кредитования; Общество взаимного поземельного кредита (стало банкротом в 1890 г.). В числе краткосрочных институтов можно назвать Санкт-Петербургское общество взаимного кредита и Санкт-Петербургский частный коммерческий банк, который стал первым акционерным банком.

К 1872 г. банковская система России включала:

  • - Государственный банк;
  • - общественные городские и земельные банки;
  • - частные банки долгосрочного кредитования (под залог недвижимости с круговой порукой и акционерные; под залог городской недвижимости - городские кредитные общества), а также краткосрочного кредитования (акционерные коммерческие банки; общества взаимного кредита, появившиеся в 1863 г.; сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870 г.).

На начало 1980-х гг. в России насчитывалось 44 акционерных банка (впервые появились в 1864 г.) с 49 филиалами, 83 общества взаимного кредита, 729 ссудо-сберегательных товариществ, 32 коммерческих банка, 232 городских общественных банка. Помимо этого, появились банкирские конторы, торговые дома, меняльные лавки, которые осуществляли значительное количество чисто банковских операций и также привлекавшие средства клиентов для осуществления высокорисковых операций.

Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной. Но уже к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредитных учреждений и 1800 отделений банков, которые делились на государственные, общественные и частные. К государственным относились: Государственный банк, Комиссия погашения государственных долгов, государственные сберегательные кассы (1834), Государственный дворянский земельный банк (1885) и Крестьянский поземельный банк (1881).

К общественным и частным банкам относились: 50 акционерных коммерческих банков, 300 городских кредитных обществ и городских общественных банков, земские банки, общества взаимного поземельного кредита (1866), 80 обществ взаимного краткосрочного кредита, 15 450 ссудо-сберегательных товариществ, 16 тыс. кредитных товариществ, сельские, волостные и станичные банки и кассы, 11 кредитных союзов, объединявших 558 товариществ и 4724 общественных крестьянских учреждения мелкого кредита. Наиболее крупными банками были: Петербургский международный банк (1869), Русский банк для Внешней торговли (1871), Петербургский учетный и ссудный банк (1869), Петербургский частный коммерческий банк (1864), Азовско-Донской коммерческий банк (1890), Волжско-Камский банк (1870).

Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 г. - полная ее реорганизация. Начался новый, третий этап развития банковской системы России.

В 1917 г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина. В 1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков. Развитие политики "военного коммунизма" привело к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного банка и передачи его функций в 1?20 г. Наркомфину. Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к НЭПу в 1921 г. потребовал ее восстановления. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 г. - банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной.

В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Этот банк находился в ведении Государственного банка СССР и занимался кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 г. в России существовали: Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк). Существовали также акционерные, отраслевые, региональные банки, прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли, общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, кредитная кооперация.

Появление этих звеньев кредитной системы было обусловлено развитием мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленников. В то же время общества взаимного кредита стали паевыми объединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина. Целевое назначение каждого ранее названного банка не означало их жесткой специализации. Они старались привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.

Во второй половине 1920-х гг. развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы. В 1927 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР "О принципах построения кредитной системы", в соответствии с которым Государственный банк получал оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков.

Очередным этапом реорганизации стало жесткое разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк в соответствии с квартальными планами. В целом в 1927-1929 гг. были ликвидированы специфические кредитные функции банков, что превратило банковское кредитование в разновидность государственного планового финансирования.

Кредитная реформа 1930-1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку: выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной и включала: Госбанк СССР; четыре Всесоюзных специализированных банка финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений - Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк; Внешторгбанк, имевший широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками-сберегательные кассы, представлявшие собой единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее широкие слои населения путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов.

В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована: Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк. В его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского). Окончательная структура банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 г.

Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привели к изменениям и в банковской системе. В 1987 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль "банка банков", были созданы пять отраслевых банков - Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживание жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), специализировавшийся на внешнеэкономической деятельности.

Такое множество банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон "О кооперации" (1988), который позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному "банковскому буму". К 1 января 1989 г. в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год - 224, а к концу 1991 г. - 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой "банки однодневки", которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходили новые, предлагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.

Определенный порядок наступил, когда в конце 1990 г. были приняты Закон "О Государственном банке" и Закон "О банках и банковской деятельности", в которых были определены условия открытия банков, пути и методы контроля за ними. Затем был принят Закон "О банках и банковской деятельности РФ", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону, коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.

Новая банковская система складывалась достаточно сложно и противоречиво. К началу 1992 г. действовало уже 1414 коммерческих банков, из них 767 были созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Но основная их часть состояла из мелких банков - 1037, или 73 % от общего числа банков (уставный капитал от 5 до 25 млн руб.). Крупных банков (уставный капитал более 200 млн. руб.) было 24, или 2 % общего количества. Основными крупными банками стали Сбербанк и Внешэкономбанк. Особенностью банков этого периода была их неустойчивость, причинами которой не в последнюю очередь стали недостаточная квалификация персонала, нехватка капитала, неверная процентная политика, высокий риск и низкая ликвидность. Все это приводило к большому числу банкротств.

К 1994 г. банковскую систему можно было считать вполне сложившейся. В ней насчитывалось 2019 коммерческих и кооперативных банков с 4539 филиалами и 414 кредитных учреждений. Увеличился и совокупный капитал банков, он составил 968 млрд руб. Говоря о специализации банков, надо отметить, что почти все они в своей основе универсальные, лишь некоторые из них, которые создавались либо как "карманные", либо на базе специализированных банков, отличаются по направлению деятельности. Примерами являются Нефтехимбанк, Промстройбанк, Россельхозбанк, Агропромбанк. Особенностью 1994 г. стало создание первых ипотечных банков, занимающихся предоставлением долгосрочного кредита под залог недвижимости. Среди них можно назвать Московский ипотечный акционерный банк, ипотечный Стандартбанк, Санкт-Петербургский ипотечный банк.

Вплоть до кризиса 1998 г. банковская система развивалась достаточно стабильно. Сначала продолжился рост количества банков - в 1995 г. их стало 2517, а с 1996 г. началось сокращение: на 1 января 1996г. - 2295, на 1 октября 1996г. - 2030, а на 1 октября 1997 г. -1764. При этом зарегистрированных банков стало больше - 2558. Сокращение шло не только за счет снижения темпов роста банков. В 1994 г., например, было 560 вновь открытых банков, в 1995 г. - 81, в 1996 г. - 28. Причиной уменьшения количества действующих банков становится также их банкротство, ухудшение финансового положения. С каждым годом растет число отозванных лицензий. Если до 1994 г. было отозвано 420 лицензий, то только за десять месяцев 1996г. - 193. Особенно резко снижается число паевых, мелких банков (в 1996 г. их число уменьшилось с 1314 до 1214) и банков с иностранным участием.

Однако структура коммерческих банков в стране не изменилась, и для этого периода оставались характерными те же тенденции:

  • - преобладали мелкие и средние банки - половина коммерческих банков имела уставный капитал менее 1 млн ЭКЮ (табл. 33.1);
  • - преобладали паевые (1157), акционерные (872) и смешанные (152) банки;
  • - основная часть банков функционировала в Центральном регионе;
  • - увеличилось количество филиалов, представительств, причем как на территории России, так и за рубежом, - в 1997 г. за рубежом было открыто 15 филиалов и 312 представительств;
  • - практически неразвитой оставалась сеть специализированных банков, например ипотечных, инвестиционных.

В 1997 г., как и ранее, основной целью банковской системы выступает кредитование экономики в лице трех экономических агентов - населения, предпринимателей, государства. В этом плане отечественная банковская система далеко отстает от западной. Кредитованием населения занимается практически только Сберегательный банк. Кредитование предприятий занимает сравнительно небольшое место в операциях коммерческих банков. В 1997 г. объем кредитов составил 286 трлн руб. В совокупных активах кредитные вложения составляли 44 %, при этом доля экономики - 35 %. На долю государства приходилось 154 трлн руб. - 31 % активов. Причем нужно отметить, что если до 1996 г. вклады в государственные ценные бумаги преобладали в активах, то в 1997 г. наметилась тенденция к их снижению. Наиболее крупным кредитором правительства выступал Сбербанк.

В структуре пассивных операций основную долю занимали рублевые вклады населения - 140 трлн руб. и юридических лиц - 89 трлн. На долю срочных вкладов приходится небольшая часть - 38 трлн руб. Доля валютных вкладов составила 98 трлн руб.

Однако 1997 г. оказался последним благоприятным годом для коммерческих банков. Первая половина 1998 г. почти не принесла банкам прибыль, причем в большинстве случаев расходы превышали доходы. Структура пассивов и активов претерпела существенные изменения, связанные с событиями на финансовом рынке России. Значительно увеличилась доля государственных ценных бумаг в активах коммерческих банков (до 13,6 %). Суммарный капитал 20 крупнейших банков снизился за этот период более чем на 15 %, а величина ликвидных активов - в 3 раза. Пытаясь спасти себя, банки начали привлекать сбережения населения, но и это не помогло. И в середине 1998 г. начался серьезный банковский кризис, осложнившийся ситуацией 17 августа 1998 г., который включил комплекс процессов: падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, кризис внешней задолженности, потерю собственного капитала. Многие, даже крупнейшие, банки потерпели фиаско, уменьшилось их общее количество: с 2502 в июне 1998 г. до 1476 в январе 1999 г., сократилась ресурсная база за счет ухода вкладчиков и выплаты долгов. У многих банков серьезно уменьшился собственный капитал, и в некоторых случаях он достиг отрицательной величины. В целом капитал банковской системы в рублевом исчислении уменьшился втрое, а в валютном - в 8,5 раза.

Потребовалось провести ряд серьезных мер для вывода банковской системы из кризиса. Первый этап реформирования (сентябрь 1998 - 2000 г.) состоял в принятии и осуществлении мер по реструктуризации банковского сектора. В этот период были в основном преодолены последствия банковского кризиса, созданы законодательные и организационные основы реструктуризации кредитных организаций и обеспечено преодоление наиболее острых последствий финансово-экономического кризиса 1998 г., восстановлены возможности банков по предоставлению базовых услуг экономике. Однако банковский сектор все еще не был достаточно развит. Значительная доля его капитала формировалась государством.

Новый этап реформирования банковского сектора начался в 2001 г. На этом этапе, можно сказать, завершился период вывода с рынка кредитных организаций, имевших признаки несостоятельности. За период до 2001 г. Банком России было отозвано более 800 лицензий. ЦБ РФ получил дополнительные возможности для выполнения функций в области регулирования деятельности кредитных организаций. В соответствии с международным опытом были установлены обязательные основания для отзыва лицензий на совершение банковских операций, определены возможности для предъявления дополнительных требований к руководителям и участникам кредитных организаций.

Все это не могло не сказаться на развитии банковской системы России. Состояние банковского сектора в последние годы свидетельствует о закреплении и развитии тенденции к восстановлению банковской деятельности. За период с 2000 по 2002 г. совокупные активы банковского сектора в реальном исчислении возросли на 31,8 %, капитал - на 41,7 %, при этом рост капитала наблюдался у 90% кредитных организаций. Продолжился процесс расширения ресурсной базы за счет средств предприятий и организаций, а также вкладов населения. Улучшилась структура и качество активов кредитных организаций, что нашло отражение в росте кредитов, предоставленных реальному сектору экономики, уменьшении просроченной задолженности, повышении качества кредитного портфеля.

Существенно улучшились финансовые результаты деятельности кредитных организаций.

Однако пока нельзя говорить, что банковская система полностью восстановлена. Совокупные активы российского банковского сектора все еще не превышают 35 % ВВП, невелика доля вкладов в формировании ресурсной базы банков: в совокупных пассивах банковского сектора на протяжении всего послекризисного периода она не превышала 20 %. При этом в реальном исчислении указанные вклады составили около 77 % предкризисного уровня.

Основными факторами, препятствующими развитию банковской деятельности, являются невысокие темпы структурных преобразований в экономике, низкая ликвидность, недокапитализация, недостоверность отчетности многих отечественных предприятий, низкий уровень монетизации экономики, отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, недостаточное правовое обеспечение возможности банковского надзора, уровень странового рейтинга России, низкое качество управления во многих кредитных организациях, недостаточное развитие современных банковских технологий, высокие риски.

В самом широком смысле кредитная система - это сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.

Очень часто отождествляют понятия "кредитная система" и "банковская система". Однако их нельзя отождествлять. Банки являются лишь одним, хотя и наиболее распространенным видом кредитных организаций. Поэтому логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций.

Совокупность кредитных институтов, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.д.) составляет институциональную основу кредитной системы. Совокупность указанных институтов можно рассматривать как кредитный сектор страны. В каждом государстве имеется своя неповторимая совокупность организаций, которые относятся к кредитному сектору. Это связано с историческими особенностями развития кредитных отношений, а также с законодательными особенностями регулирования деятельности кредитных институтов. В странах с развитой рыночной экономикой возникают сходные формы кредитных институтов. Однако из-за различий в законодательствах понятия "банк", "кредитная организация" и особенно тех финансовых институтов, которые рассматриваются как кредитные организации и банки, полностью не совпадают. Они определяются через перечень операций, которые им разрешено проводить. В качестве дополнительных признаков обычно указывается, что эти институты должны быть юридическими лицами, действующими на коммерческих началах.

В кредитную систему страны часто включают все или большинство институтов, которые могут рассматриваться как финансовые, т.е. выполняющие функции финансовых посредников (финансово-кредитные институты, с помощью разнообразных инструментов привлекают временно свободные денежные средства экономических агентов, а затем предоставляют их на различных условиях в пользование другим экономическим субъектам). В частности это страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и компании, финансовые компании, благотворительные фонды, учреждения мелкого кредита, ломбарды и др. При такой расширенной трактовке предполагается, что любой финансовый институт осуществляет кредитную функцию в той или иной форме. При этом необходимо иметь в виду, что многие из перечисленных институтов не являются кредитными организациями, поскольку по закону не имеют права предоставлять ссуды юридическим и физическим лицам. Это относится, в частности, к инвестиционным фондам и компаниям, страховым компаниям и пенсионным фондам. В основном эти организации осуществляют инвестиции в ценные бумаги. Страховым компаниям и пенсионным фондам разрешено также инвестировать средства в недвижимость, банковские вклады (депозиты), валютные ценности, денежные средства на расчетном счете. Инвестиции в долевые ценные бумаги, по сути, не могут рассматриваться как форма займа. Единственным основанием отнесения указанных организаций к кредитному сектору является инвестирование ими средств в долговые ценные бумаги, в особенности государственные и муниципальные, поскольку такие инвестиции являются формой займа.

Таким образом, при определении небанковских организаций кредитного сектора желательно разделить их на следующие группы: с преобладанием кредитной функции (например, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые компании, ломбарды, финансовые компании) и в основном с инвестированием на рынке ценных бумаг. В частности, едва ли правомерно все специализированные финансово-кредитные организации относить к банковскому сектору, указывая его подчиненность центральному банку, как это часто делают в экономической литературе, в том числе учебного характера. Так, регулирование и контроль за деятельностью инвестиционных компаний и фондов в стране осуществляет отдельный орган. Например, в России эти функции выполняет Федеральная комиссия по фондовому рынку и ценным бумагам (ФКЦБ).

Функции, выполняемые различными кредитными институтами, широки и имеют много общего. Основными являются:

1) аккумуляция и мобилизация денежного капитала;

2) перераспределение денежного капитала (посредническая роль);

3) регулирование денежного оборота;

4) уменьшение финансовых рисков для поставщиков финансового капитала.

Эти функции определяются ролью кредитных институтов как финансовых посредников. Но характер их выполнения разными группами кредитных организаций отличается.

Различают два основных типа финансово-кредитных систем - универсальные и сегментированные (специализированные). Для установления типа национальных финансово-кредитных систем, важно знать какие операции относятся по закону к банковским. И могут ли банки выполнять и иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем его состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов.

В универсальной финансово-кредитной системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Это - фундаментальный признак. Классическим образцом такой системы является немецкая.

В строго сегментированной финансово-кредитной системе банкам не разрешено выполнять небанковские операции. Дополнительным признаком, хотя и необязательным, является более жесткое разграничение сфер деятельности кредитных организаций и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхования, сделок с недвижимостью, трастовых операций). Сегментированная система преобладала долгое время в США и Японии.

В современных условиях приведенное разделение финансово-кредитных систем на универсальные и сегментированные не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансово-кредитная система проходит несколько этапов своего развития, тяготея в той или иной мере то к универсальному, то к сегментированному образцу. В частности, это было характерно для финансово-кредитных систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансово-кредитных систем. Поэтому в современных условиях существуют не строго сегментированные, а либо смешанные финансово-кредитные системы, либо сегментированные с элементами универсализации.

В последние десятилетия границы между банками и прочими финансовыми институтами, в том числе небанковскими кредитными организациями, все более размываются. Данный процесс характерен для большинства развитых стран. Это происходит по двум причинам: во-первых, банки все больше проникают в сферу деятельности других финансовых институтов (однако в ряде стран этому процессу препятствуют законодатели), а во-вторых, расширяется спектр операций, которые выполняются небанковскими организациями. Так, банки принимают активное участие в осуществлении факторинговых и лизинговых операций, оказании трастовых и других услуг, которые выполняют и специализированные финансовые институты. Небанковским организациям сложнее универсализировать свою деятельность в силу их специализированного характера. Однако и они стали активнее заниматься традиционными банковскими операциями - денежными расчетами, краткосрочным кредитованием фирм, операциями с кредитными карточками, приемом сбережений, ведением текущих счетов и др. Характерно, что современные банки стремятся действовать как операторы на различных сегментах финансового рынка. По своей сути они, прежде всего, призваны осуществлять операции на рынке ссудных капиталов. Но большинство крупных и средних банков также являются активными участниками рынков ценных бумаг, валютных рынков и рынков производных финансовых инструментов. В этом заключается основное проявление процесса универсализации их деятельности. В то же время специализированные финансово-кредитные организации, как правило, действуют на отдельных сегментах финансовых рынков.

В целом кредитный сектор включает следующие разновидности финансовых институтов:

1) центральный банк;

2) коммерческие банки различного типа, в том числе универсальные (выполняющие большинство банковских операций и услуг) и специализированные (сберегательные, инвестиционные, ипотечные, торговые и др.);

3) кредитные организации небанковского типа;

4) специализированные кредитные институты (кредитные кооперативы, союзы, ссудо-сберегательные ассоциации и др.), которые не везде признаются кредитными организациями, но везде реально выполняют часть банковских операций и услуг.

Из указанных разновидностей финансовых институтов в банковский сектор и соответственно банковскую систему входят первые две. При отождествлении кредитной и банковской систем все эти организации относят к банковскому сектору, что вряд ли правомерно. В некоторых странах Европы (Германии, Голландии, Франции, Австрии и др.) значительная часть кооперативных кредитных институтов рассматривается как кредитные организации. Они носят название кооперативных банков.

Разделение кредитных институтов в зависимости от того, относятся ли они к коммерческим организациям или нет, имеет значение с точки зрения регулирования их деятельности. Если такой институт признается коммерческой организацией, то он должен действовать в соответствии с законами о кредитном деле, кредитных организациях и т.п. В противном случае должны быть указаны другие основные законы, определяющие деятельность организации. На схеме отмечены государственные органы, контролирующие функционирование кредитных организаций. Они разрабатывают для них Различные нормативы (достаточности капитала, ликвидности и др.), методические рекомендации, контролируют их исполнение, выдают лицензии. Соответствующие органы отличаются в разных странах. Так, в России такое регулирование осуществляет сам Центральный банк РФ, в Японии - Министерство финансов, в Германии - Федеральное ведомство по кредитному делу.

Кредитные организации, в том числе и банки, независимо от выполняемых функций и форм специализации, могут создаваться на основе, как частной собственности, так и государственной. В кредитных системах многих стран существуют смешанные государственно-частные кредитные организации (банки, лизинговые, финансовые компании и др.).

6.1. Понятие и признаки кредитной системы

Понятием «система» часто оперируют в различных областях познания. Данное понятие имеет несколько значений. В экономической науке, на наш взгляд, необходимо применять следующие определения:

Система – совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое.

При рассмотрении кредитной системы необходимо учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития. Согласно вышеизложенным определениям системы, кредитную систему можно рассмотреть как:

1. Совокупность финансово-кредитных учреждений, организующих кредитные отношения.Представлена центральными и коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными учреждениями.

2. Совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитова-

ния . Представлена различными формами кредита, методами кредитования, а также формами безналичных расчетов.

Первый аспект определения кредитной системы характеризует институциональную форму. Кредитная система характеризуется совокупностью банковских и иных кредитных учреждений, правовыми формами организации и подходами к осуществлению кредитных операций. Выделяются две основные подсистемы организации кредитных отношений: в рамках банковских и небанковских («околобанковских», «квазибанковских», «парабанковских») институтов. Соответственно образуются и два основных звена кредитной системы: банковские и парабанковские учреждения. Первое из них представлена банками и другими учреждениями банковского типа, второе – небанковскими организациями.

Структуру кредитной системы можно изобразить в виде схемы (рис. 6.1).

Кредитная система

Небанковские организации:

Эмиссионные ЦБ

Специализированные кредитно-

Почтово-сберега-

финансовые институты (СКФИ)

тельные учреждения

Региональные ЦБ

Управления

Инвестиционные фонды

Пенсионные фонды

Лизинговые компании

Неэмиссионные банки

Факторинговые компании

Ломбарды

Кредитные товарищества и союзы

Универсальные

Специализированные

Страховые общества

Расчетные (клиринговые) центры

Функциональная

Отраслевая

Клиентская специализация (по клиентам)

специализация

специализация

Инвестиционные

Промышленные

Потребительские (сберегательные)

Инновационные

Сельскохозяйственные

для физических лиц;

Ипотечные

Торговые

Отраслевые - только для

Сберегательные

Строительные

обслуживания юридических лиц;

Учетные

Внешнеторговые

Биржевые;

Страховые

Рис. 6.1. Структура кредитной системы

Банковская систем – ключевое звено кредитной системы, выполняющее большинство кредитно-финансовых услуг. Специализированные кредитно-финан- совые институты (СКФИ) – отличает ориентация либо на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществление одного-двух видов услуг. Разновидностью СКФИ являются почтово-сберегательные учреждения, возникшие как государственные учреждения по привлечению средств мелких вкладчиков.

Иерархическая структура кредитной системы представлена на рис. 6.2.

Иерархическая структура кредитной системы

Центральный банк (государственные и полугосударственные,

акционерные банки)

Банковский сектор

Коммерческие

Сберегательные

Инвестиционные

Ипотечные бан-

Специализиров.

отрасл. банки

Специализированные небанковские кредитно-финансовые учреждения

Инвестиционные

Финансовые

Кредитные

Благотворительные

компании

компании

Трастовые компании

Ссудно-сберегательные

ассоциации

Страховые компании

Ломбарды

Пенсионные фонды

Рис. 6.2. Иерархия звеньев кредитной системы

Иерархическая структура системы имеет свои национальные особенности. Наиболее развитой является кредитная система США, Западной Европы и Японии. Как видно из схемы, управляющим органом системы является Центральный банк, который осуществляет надзор за функционированием кредитных учреждений, анализирует их деятельность и через имеющиеся рычаги воздействия направляет ее в нужное русло. Однако прямое и непосредственное воздействие Центральный банк выполняет только по отношению к банковским учреждениям и другим институтам, специализирующимся на чисто банковских операциях и имеющим лицензию Центрального банка. На остальные звенья кредитной системы Центральный банк воздействует опосредственно.

Для специализированных, кредитно-финансовых институтов характерна двойная подчиненность: с одной стороны, будучи связанными с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынуждены руководствоваться соответствующими требованиями Центрального Банка; с другой стороны, специализируясь на каких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или иных операциях, СКФИ попадают под регулирующие мероприятия соответствующих ведомств. Тем самым низовые звенья кредитной системы могут находиться в двойном, и даже тройном подчинении.

В зависимости от соподчиненности кредитных институтов, согласно банковскому законодательству и иерархической структуре кредитной системы, можно выделить два типа построения банковской системы:

1. Одноуровневая банковская система. Предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, универсализацию их операций и функций.

2. Двухуровневая банковская система. Взаимоотношения между банка-

ми протекают в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Одноуровневая организация банковской системы существовала на ранних

этапах развития банковского дела, когда еще не выделялись Центральные банки. На современном этапе такие системы существуют в странах с плановоцентрализованной экономикой.

В странах с рыночной экономикой современные банковские системы двухуровневые: I уровень – Центральный банк;II уровень – все виды коммерческих банков и другие кредитные организации, лицензированные Центральным Банком.

Банковская система имеет следующие признаки: 1) включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям; 2) имеет специфические свойства; 3) способна к взаимозаменяемости элементов; 4) является динамической системой; 5) выступает как система «закрытого» типа;

6) обладает характером саморегулирующейся системы; 7) является управляемой системой.

Банковскую систему можно представить как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части связаны таким образом, что могут при необходимости заменять одна другую.

Банковская система находится в динамике, дополняется новыми эле-

ментами и совершенствуется, внутри системы возникают новые связи.

Банковская система является системой «закрытого типа», так как существует банковская «тайна». Банки не имеют право давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении.

Банковская система – «самоорганизующаяся», так как изменение поли-

тической ситуации приводит к «автоматическому» изменению политики банка. Банковская система выступает как управляемая система . Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах

подотчетен либо Парламенту, либо исполнительной власти.

Банковская система – не случайное сочетание элементов, в нее нельзя механически включать субъекты, действующие на денежном рынке.

Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними.Сущность банковской системы – это не арифметическое действие, а взаимодействующая система. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию. Сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее отдельных элементов.

Практика знает несколько типов банковской системы: распределительная; рыночная; система переходного периода.

Каждому типу банковской системы присущи свои особенности (рис. 6.3).

Типы банковской системы

Распределительная

Рыночная

переходного

Отсутствиемонополиигосударстванабанки

Государство–собственникнабан-

Многообразие форм собственности

Монополия государства на

Содержит ком-

формирование банков

Двухуровневая система

поненты рыноч-

Одноуровневая система

ной банковской

Децентрализованная схема управления

системы, но их

Централизованная схема

управления

Государство не отвечает по обязательст-

взаимодействие

вам банка

еще не доста-

Политика единого банка

точно развито

Банки не подотчетны правительству

Государство отвечает по

обязательствам банка

РуководительЦБутверждаетсяпарламентом

Банкиподотчетныправительству

Рис. 6.3. Особенности банковской системы

Распределительный тип банковской системы характерен для стран с пла- ново-директивной экономикой. В России в настоящее время имеет место тип системы переходного периода.

На ход развития банковской системы оказывает влияние ряд макроэконо-

мических и политических факторов:

1) межбанковская конкуренция;

2) экономическая политика государства;

3) степень зрелости товарно-денежных отношений;

4) социальная направленность;

5) общественный экономический порядок;

6) законодательные основы и акты.

Среди факторов, влияющих на развитие кредитной системы, важнейшим является экономическая политика государства.

Государство регулирует деятельность финансово-кредитных учреждений по следующим направлениям:

1) политика ЦБ по отношению к финансово-кредитным учреждениям;

2) налоговая политика государства на всех уровнях власти;

3) участие государства в деятельности кредитных учреждений;

4) законодательное регулирование деятельности кредитных учреждений кредитной системы.

Все направления регулирования со стороны государства деятельности кредитных учреждений взаимосвязаны. В отдельных случаях регулирования кредитной системы государством может осуществляться и через механизм его вмешательства в уставной капитал.

Участиегосударствавдеятельностикредитныхучрежденийзаключается:

1) в превращении частных и смешанных кредитных учреждений в государственные, путем их национализации;

2) в долевом участии государства в уставном капитале кредитных учреждений путем преобразования части акций;

3) в организации новых государственных кредитных учреждений как дополнения к частным.

Кредитные системы разных стран имеют как общие черты, так и специфи-

ческие. Так, например, степень надзора за деятельностью коммерческих бан-

ков в каждой стране имеет свои особенности. Здесь можно выделить 3 группы стран. К первой группе относятся те страны, гдеконтроль за деятельностью банков осуществляется Центральным банком . К этой группе относятся: Ав-

стралия, Великобритания, Исландия, Испания, Италия, Новая Зеландия, Португалия. Вторая группа характеризуется тем, что контроль за деятельностью банков осуществляет не Центральный банк, а другие органы . К этой группе относятся: Канада, Дания, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норве-

гия. В третьей группе контроль за банками проводится Центральным бан-

ком совместно с другими органами. К этой группе относятся страны: Швейцария, Франция, Германия, США.

Несомненным является и то, что большое значение имеет определение пределов денежно-кредитного регулирования деятельности кредитных учреждений, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие всего народнохозяйственного комплекса.

Центральный банк и его характеристика

Центральный банк страны является главным звеном кредитной системы любого государства. Центральный Банк – это прежде всего посредник между государством и экономикой.

Возникновение центральных банков связано со становлением и развитием кредитной системы отдельных государств, которое сопровождалось концентрацией в немногих банках эмиссии банкнот. Такие банки стали новыми центрами эмиссии денег. В разных странах такие банки называют по-разному: государственными, народными, эмиссионными, резервными. В истории развития кредитной системы существовало два пути формирования Центральных банков: 1) ЦБ приобретали свой статус и функции в процессе исторической эволюции; 2) ЦБ изначально учреждены государством как эмиссионные институты (США, Германия).

Первым банком, осуществившим эмиссию денег, был банк Стокгольма (в 1650 г. он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции). Первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 годуБанк Англии , поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя. Банк Франции был учрежден в 1800 году. Банк Нидерландов – 1814 г., Рейхсбанк в Германии – 1875 г., Банк Японии – 1882 г., Резервный Банк Австралии – 1960 г., Центральный Банк России – 1990 г.

Центральный банк чаще всего является собственностью государства, хотя имеются центральные банки, капитал которых не принадлежит государству. В зависимости от форм собственности в капитале центральные банки подразделяются на унитарные (государственные), акционерные, объединения ассоциативного типа (смешанные) (рис. 6.4).

Формы организации Центрального Банка

Унитарные (государственные)

Капитал полностью принадлежит государству (Англия, Россия, Дания, Франция)

Акционерные

Капитал принадлежит акционерам (США, Италия)

Ассоциативного типа (смешанные)

С участием или без участия государственных структур (Швейцария, Япония, Австрия)

Рис. 6.4. Особенности форм организации ЦБ

Кредитная система – это совокупность кредитных отношений организуемых и реализуемых кредитными организациями через соответствующий кредитный механизм на основе законодательства.

В структуре кредитной системы страны выделяют банковскую систему страны и систему небанковских кредитных организаций, при этом под банком понимается кредитная организация получившая лицензию центрального банка на осуществление предпринимательской деятельности путем совершения банковских операций предусмотренных банковским законодательством. 1)Небольшая кредитная организация это кредитная организация получившая лицензию центрального банка на осуществление какой-либо одной отдельной банковской операции предусмотренной законом. К небольшим кредитным организациям относятся расчетные центры клиринговые палаты и другие расчетные НБКО.

2) Небанковские депозитно-кредитные организации. Элементами кредитной системы страны являются: а) институциональное учреждение институциональные части центральные банки и НБКО; б) кредитные отношения – это отношения между банками по поводу осуществления банковских кредитных операций; в) законодательство включая документы ЦБ; г) кредитная и инфраструктура 9 в т.ч. информационное обеспечение: научное и финансовое); д) кредитный механизм включая прогнозирование и развитие банковской системы, планирование (учет и отчетность, контроль и анализ).

27 Вопрос. Кредит в мэо (международных кредитных отношениях). Сущность и основные формы.

Кредит как экономическая категория, представляет собой экономические отношения, складывающиеся между кредитором и заемщиком по поводу движения ссудного капитала в денежной или товарной формах, на основе срочности, возвратности, платности.

Одной из форм кредита выступает международный кредит. Это кредитные отношения между кредитором и заемщиком, когда одной из этих сторон выступают (иностранный партнер), юридическое лицо, ФКО, государство.

Международный кредит при своей классификации имеет по сравнению с другими четырьмя формами определенные особенности, которые определенные даже в функциях кредита: 1) Перераспределение ссудного капитала между странами; 2) Экономия издержек обращения, использование международных векселей, чеков, переводов в валюте, а не в рублях; 3) Ускорение концентрации и централизации капитала за счет привлечения иностранных кредитов; 4) Регулирование экономики.

Формы международного кредита:

    по назначению: а) коммерческие кредиты (кредит обслуживающий международную торговлю); б) финансовые кредиты – для финансирования инвестиций в ценные бумаги; в) в строительство объектов, инвестиции ценных бумаг; г) промежуточные кредиты.

    По видам: а) товарные с отсрочкой платежа при экспорте; б) валютные в денежной форме.

    По технике предоставления: а) наличные кредиты, которые зачисляются на сет заемщика; б) акцептные кредиты – акцептованием траты (перевод на вексель) траты банком или импортером; в) депозитные сертификаты; г) облигационные займы.

    По валюте займа: а) в валюте страны должника; б) в валюте страны кредитора; в) в валюте третьей страны; г) в международных валютных единицах в евро, сдр (специальные права заимствования).

    По срокам: а) краткосрочный; б) среднесрочный от 2 до 5 лет по западным стандартам; в) долгосрочный по западным стандартам от 5 лет.

    По обеспечению: а) обеспеченные кредиты (материалами, ценностями, собственностью); б) бланковые кредиты.