Пользовательское задание в налог 3. Учебно-информационный сервер

Настоящий документ определяет порядок подготовки новых версий программных средств АИС "Налог-3", ИС "Маркировка", размещения их в Фонде алгоритмов и программ ФНС России и развертывания на объектах автоматизации местного, регионального и федерального уровней.

Настоящий документ ограничен описанием процесса обновления прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3", ИС "Маркировка" и не затрагивает вопросов обновления общесистемного программного обеспечения, проведения технологических работ с оборудованием, описанных в Регламенте обеспечения непрерывной и бесперебойной работы Контура промышленной эксплуатации АИС "Налог-3" и информирования пользователей о его состоянии.

Основными целями процесса обновления версий программного обеспечения являются:

Исправление ошибок в прикладном программном обеспечении, выявленных в ходе их промышленной эксплуатации;

Ввод в эксплуатацию новых функциональных задач и доработок, реализованных в рамках сопровождения, по которым в установленном порядке принято решение об их внедрении в промышленную эксплуатацию;

Исправление выявленных ошибок в данных, невозможных для корректировки штатными программными средствами.

Все процессы обновления версий должны отвечать следующим требованиям:

Время простоя и недоступности сервисов автоматизированной информационной системы для пользователей должно стремиться к нулю, обновление должно проводиться в периоды минимального профиля нагрузки;

Максимальная степень автоматизации процесса доведения и установки дистрибутивов программного обеспечения;

Документирование всех изменений функционала, содержащихся в версии;

Заблаговременное (при наличии такой возможности) информирование пользователей и технического персонала о времени проведения обновления и периоде недоступности системы с указанием перечня недоступных сервисов;

Возможность отката к предыдущей версии программного обеспечения без потерь данных и работоспособности системы при выявлении проблем, препятствующих штатной работе пользователей в масштабах всей страны.

2. Термины и сокращения

В настоящем Регламенте приняты следующие термины, определения и сокращения:

Термин Определение
АИС "Налог-3" Единая информационная система ФНС России, обеспечивающая автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506
Выпуск ("релиз") Срез (снапшот) исходного кода ППО, содержащийся в СКВ, отмечающий состояние исходного кода на определенную дату, формируется как результат процесса выпуска и как исходные данные для процесса сборки.
ГК Государственный контракт
ЕКП Единое клиентское приложение
ЕРП Единое рабочее пространство (Интернет-портал организации, оказывающей услуги или выполняющей работы по государственным контрактам на развитие и/или сопровождение прикладного программного обеспечения и информационного обеспечения)
Заказчик ФНС России
Исполнитель ГК Организация, оказывающая услуги или выполняющая работы по государственным контрактам на развитие и/или сопровождение прикладного программного обеспечения и информационного обеспечения
ИС "Маркировка" Информационная система маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками
Контур Совокупность логически связанных программных сред, предназначенная для запуска и выполнения ППО АИС "Налог-3", ИС "Маркировка". Все элементы контура созданы и функционируют согласно единому плану и служат единой цели в рамках процессов разработки и эксплуатации соответствующей информационной системы.
Конфигурационные файлы контура (файлы конфигурации) Набор файлов, содержащих значения конфигурации контура. Являются частью Установочного пакета.
Конфигурация контура Совокупность значений переменных конфигураций контура, требуемых для запуска и функционирования ППО АИС "Налог-3" или ИС "Маркировка"
КПИ Компоненты прикладной инфраструктуры. Представляет собой набор готовых решений, отдельных программных компонентов и документации, используемых в прикладных подсистемах для реализации типовых общесистемных задач.
КПЭ Контур промышленной эксплуатации.
Пакет бинарных файлов ППО Архив, содержащий бинарные файлы ППО. Является результатом процесса сборки и исходными данными для процесса интеграции.
ПК АИС ФЦОД Программный комплекс АИС ФЦОД, обеспечивающий ведение (наполнение, корректировку, архивирование) информационных ресурсов АИС ФЦОД (федеральные информационные ресурсы - ФИР), предоставление доступа пользователей к ФИР, формирование пользователями требуемых выходных документов с использованием ФИР. АИС ФЦОД используется для организации автоматизированного взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами государственного управления и других ведомств, физическими и юридическими лицами, в интересах исполнения государственного бюджета.
ПК Массового ввода и печати Программный комплекс массового ввода, массовой печати и архивного хранения документов
ПК "Регион" Программный комплекс предназначен для подразделений Управлений Федеральной налоговой службы России по субъектам Российской Федерации, выполняющих функции налогового администрирования, анализа и контроля за подведомственными налоговыми органами на региональном уровне, а также взаимодействия с внешними организациями по обмену информацией в электронном виде.
ПО Программное обеспечение
ПП АИН Прикладная подсистема "Анализ имущественных налогов"
ПП ВСА Прикладная подсистема "Визуальный сетевой анализ объектов и связей"
ПП ГП-3 Прикладная подсистема "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении НБО и других документов в электронном виде"
ПП "Анализ сведений СУО" Прикладная подсистема "Аналитическая система обработки статистических данных систем управления очередью в территориальных налоговых органах на федеральном и региональном уровнях"
ПП "Отчётность" Прикладная подсистема "Отчетность"
ПП "Оперативный контроль" Прикладная подсистема автоматизированной информационной системы ФНС России (АИС "Налог-3"), реализующая автоматизацию функции регистрации контрольно-кассовой техники и контроля за применением контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа на территории Российской Федерации
ППК Предпромышленный контур
ППО Прикладное программное обеспечение
Развертывание Процесс, решающий задачу распространения новых версий ППО (с помощью установочного пакета) по целевым контурам, запуск на целевых контурах, обновление конфигурации контуров в соответствии с конфигурационными файлами контура, содержащимися в установочном пакете.
СКВ Система контроля версий. Совокупность сервисов и механизмов, обеспечивающая контроль согласованности версий различных компонентов ПО и конфигурации.
СМЭВ Система межведомственного электронного взаимодействия
СУиМ Система управления и мониторинга
Установочный пакет (версия, дистрибутив) Установочный пакет программного обеспечения - архив, содержащий бинарные файлы информационной системы (бинарные файлы КПИ, прикладных подсистем и др.) и конфигурационные файлы контуров, скрипты для развертывания, документацию по развертыванию (дистрибутив). Является результатом выполнения процесса интеграции и исходными данными для процесса развертывания.
ФАП Фонд алгоритмов и программ ФНС России
ЭО Эксплуатирующая организация. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
hotfix Вневерсионные экспресс-обновления программного обеспечения, выпускаемые с целью срочного устранения критических проблем или внесения изменений в данные

3. Порядок подготовки новых версий и обновления ППО АИС "Налог-3", ИС "Маркировка" и передача их от Исполнителя ГК к Эксплуатирующей организации

3.1. Выпуск новых версий ППО осуществляет Исполнитель ГК в ходе выполнения работ по сопровождению в соответствии с внутренним регламентом сборки и внутреннего тестирования. Основаниями для выпуска новых версий ППО являются:

Устранение ошибок, выявленных в процессе промышленной эксплуатации программных средств.

Выполнение работ по развитию, доработке (модификации) прикладного программного обеспечения. Порядок включения таких изменений регламентируется Положением об организации работ по развитию АИС ФНС России и организационно-распорядительными документами ФНС России по отдельно взятому функционалу.

3.2. Все версии ППО передаются Заказчику только после их внутреннего тестирования Исполнителем ГК, включающего в себя:

Подтверждение центром тестирования Исполнителя ГК устранения заявленных ошибок;

Проверку на сохранность целостности функционирования автоматизированной информационной системы ФНС России в целом;

Соответствие ППО актуальным версиям эксплуатационной документации;

Проверку корректности и полноты описания изменений к версии.

3.3. Результаты внутреннего тестирования фиксируются Исполнителем ГК в протоколе внутренних тестовых испытаний по форме, приведённой в .

Передача версий Заказчику осуществляется посредством размещения дистрибутивов в ФАП. Установочные пакеты компонентов различных систем размещаются в ФАП в разные каталоги с обязательным указанием номера версии.

3.4. Нумерация версий компонент АИС "Налог-3" осуществляется в соответствии с правилами нумерации версий программного обеспечения, разработанными в рамках выполнения Государственного контракта от 13.09.2010 N 5-6-02/113 п.п. 4.2.1.6.1.1 "Разработка стандартов по ведению разработки АИС "Налог-3" книга 5 "Правила нумерации версий программного обеспечения" (приведена в ).

3.5. Версии ИС "Маркировка" формируются в соответствии со строгой четырехзначной последовательностью ..., где major - главный номер версии, minor - вспомогательный номер версии, build - номер сборки, revision - номер ревизии.

3.6. При размещении версии ПО в ФАП вместе с дистрибутивом в обязательном порядке размещается сопроводительная документация:

Описание изменений к версии по сравнению с предыдущей, в том числе новые роли, если таковые были созданы, предоставляются согласно шаблону, приведенному в ;

Инструкция по установке и настройке версии;

Новые версии эксплуатационной документации - руководства пользователя, руководства администратора и пр.;

Протокол внутренних тестовых испытаний программного обеспечения соответствующей версии по форме, приведённой в ;

Акт включения в ФАП программного обеспечения по форме, приведённой в ;

Накладная пакета поставки программного обеспечения.

3.7. Вневерсионные экспресс-обновления АИС "Налог-3", ИС "Маркировка", выпускаемые с целью срочного устранения критических проблем или внесения изменений в данные (далее - hotfix), размещаются Исполнителем ГК в Едином рабочем пространстве (Интернет-портале Исполнителя ГК) (далее - ЕРП) и сопровождаются описанием, включающим в себя решаемую проблему, частоту ее проявления, критичность, краткую инструкцию по установке, влияние на работу пользователей во время обновления, возможную нестабильность работы приложения.

3.8. В случае передачи hotfix Исполнитель ГК в обязательном порядке в описании обновления указывает наличие возможности проведения функционального тестирования изменений, вносимых в рамках hotfix, на ППК. Если суть вносимых изменений такова, что на ППК выполнять заявку не следует, то необходимо описать причину.

3.9. ЭО по результатам рассмотрения предоставляемой в рамках информации об обновлении не позднее одного рабочего дня с момента ее поступления вносит в ЕРП сведения о планируемой дате установки либо направляет средствами ЕРП Исполнителю ГК запрос на уточнение сведений.

Инструкции и руководства администраторов подсистем, входящих в состав АИС "Налог-3", но не использующих КПИ;

Инструкции и руководство администратора ПП "Оперативный контроль".

9. Порядок обновления интерактивных сервисов официального сайта ФНС России

9.1. Обновление прикладного программного обеспечения интерактивных сервисов официального сайта ФНС России осуществляется ЭО в случае необходимости по заявкам в Едином рабочем пространстве Исполнителя ГК.

9.2. Обновление интерактивных сервисов (за исключением сервисов "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя", "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "НДС-офис иностранной организации", "Личный кабинет налогоплательщика иностранной организации") осуществляется ЭО следующим порядком:

Версии интерактивных сервисов выпускаются Исполнителем ГК и передаются Заказчику согласно Плану установки ПК АИС ФЦОД по понедельникам до 16:00 по московскому времени путем размещения в ФАП ПО интерактивных сервисов.

Обновление интерактивных сервисов осуществляется ЭО в нерабочее время с 23:00 понедельника до 05:00 вторника по московскому времени с информированием пользователей о начале и завершении работ через новостные ленты служб поддержки Эксплуатирующей организации, Исполнителя ГК и на страницах интерактивных сервисов. Сообщение о завершении работ по обновлению интерактивных сервисов размещается после получения подтверждения корректности установки от Исполнителя ГК.

9.3. Обновление интерактивных сервисов "Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя", "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица", "НДС-офис иностранной организации", "Личный кабинет налогоплательщика иностранной организации" осуществляется ЭО следующим порядком:

Исполнитель ГК ежемесячно, в последнюю среду месяца, выпускает новые версии ПО интерактивных сервисов.

В четверг, следующий за датой выпуска версии, Исполнитель ГК размещает ПО интерактивных сервисов в ФАП.

Обновление интерактивных сервисов осуществляется ЭО в нерабочее время с 21:00 до 24:00 понедельника вторника по московскому времени с информированием пользователей о начале и завершении работ через новостные ленты служб поддержки Эксплуатирующей организации, Исполнителя ГК и на страницах интерактивных сервисов. Сообщение о завершении работ по обновлению интерактивных сервисов размещается после получения подтверждения корректности установки от Исполнителя ГК.

10. Порядок обновления децентрализованных компонент ППО АИС "Налог-3" на объектах автоматизации Заказчика

10.1. Обновление децентрализованных компонент типовых программных комплексов из состава АИС "Налог-3" осуществляется администраторами типовых программных комплексов на объектах автоматизации в соответствии с Порядком информационного взаимодействия с Фондом алгоритмов и программ ФНС России, установленным приказом ФНС России от 06.09.2006 N САЭ-3-13/570@. Описание технической процедуры обновления программного обеспечения из состава АИС "Налог-3" приведено в следующих документах:

- "Система электронной обработки данных инспекций местного уровня. Установка, администрирование и сопровождение системы ЭОД. Руководство пользователя";

- "Система электронной обработки данных инспекций местного уровня. Методические указания по переносу базы данных ЕГР на отдельный сервер. Руководство пользователя";

- "Система электронной обработки данных инспекций местного уровня. Настройка web-сервисов. Руководство пользователя";

- "Программный комплекс регионального уровня (ПК Регион). Инструкция по установке и настройке общесистемного ПО для ПК Регион";

- "Порядок работ по подготовке и настройке ПК Регион для работы с АИС "Налог-3",

а также в документах "Руководства администратора" соответствующих программных комплексов, размещенных в ФАП.

Номер версии контракта (сборки контракта) подсистемы (CAV). Идентифицирует версию контракта из состава контрактной части подсистемы.

Номер версии файла сборки контракта подсистемы (CFV). Идентифицирует версию файла сборки контракта из состава контрактной части подсистемы.

Номер версии сборки реализационной части (RAV). Идентифицирует версию сборки из состава реализационной части подсистемы.

Номер версии файла сборки реализационной части (RFV). Идентифицирует версию файла сборки из состава реализационной части подсистемы.

Примечание: правила ведения не перечисленных выше видов версий не регламентируются и определяются потребностями разработчика.

Номера всех версий кроме версий релизов формируются по следующему шаблону: ...

Номера версий релизов формируются по следующему шаблону: .

Назначение документа

Документ содержит перечень изменений по отношению к предыдущей версии ХХ.ДД.ММ.ГГ

1. Изменения в бизнес-процессах

2. Изменения в пользовательском интерфейсе

3. Перечень исправленных ошибок

4. Изменения в пользовательских ролях

______________________________

* ХХ - порядковый номер версии, ДД.ММ.ГГ - штамп даты формирования версии

** ФР/СР - функциональная роль/структурная роль

Каскадное распространение ПО предполагает привлечение администраторов первичных сайтов подсистемы управления СУиМ. При этом центральный сайт подсистемы управления осуществляет размещение пакета в точках распространения первичных сайтов, для проведения дальнейших процессов распространения разработанного (модернизированного) программного обеспечения.

Формирование установочного пакета осуществляется на центральном сайте подсистемы управления администраторами центрального сайта. После доведения пакета ПО до первичных сайтов администраторами первичных сайтов СУиМ осуществляется доведение пакета до вторичных сайтов и точек распространения, входящих в их зону ответственности (Приложение N 3 к "Временному регламенту взаимодействия налоговых органов и Службы технической поддержки системы мониторинга и управления ФНС России") ()

4.4. Порядок уведомления о размещении программного обеспечения АИС "Налог-3" в ФАП ФНС России

Размещение разработанного (модернизированного) программного обеспечения в ФАП осуществляется разработчиком ПО в соответствии с приказом ФНС России от 06.09.2006 N САЭ-3-13/570@. После размещения итогового доработанного пакета разработанного (модернизированного) программного обеспечения в ФАП, разработчик ПО должен уведомить администраторов центрального сайта подсистемы управления СУиМ посредством почтовой подсистемы СЭД. В уведомлении необходимо указать описание пакета поставки, включая каталог размещения версии в ФАП, инструкции по установке, версионность дистрибутивов серверного и клиентского приложения.

4.5. Схема оповещения при распространении ПО

До проведения процедуры распространения и установки разработанного (модернизированного) ПО необходимо настроить схему оповещения всех сотрудников, принимающих в ней участие.

В почтовой подсистеме СЭД должны быть созданы следующие группы:

В НО, в адресных книгах почтовой подсистемы СЭД своего НО администраторами СЭД должны быть созданы почтовые группы рассылки XXXX_SMS_Admins (где XXXX - код налогового органа по СОНО), содержащие соответствующие персональные адреса координаторов НО. В дальнейшем, при изменения состава координаторов, эти группы должны обновляться администраторами СЭД НО.

В адресной книге почтовой подсистемы СЭД ФНС администраторы СЭД ФНС должны создать почтовую группу рассылки SMS_Admins, в которую будут введены группы для рассылки уведомлений по налоговым органам XXXX_SMS_Admins.

В адресной книге почтовой подсистемы СЭД ФНС администраторы СЭД ФНС должны создать почтовую группу рассылки root_SMS_admins, содержащую персональные адреса администраторов центрального сайта подсистемы управления СУиМ.

В адресных книгах почтовой подсистемы СЭД ФКУ администраторы СЭД ФКУ в филиалах ФКУ, где размещены администраторы первичных сайтов, должны создать почтовые группы рассылки nXX00-CMAdmins (где XX - код региона размещения филиала ФКУ), содержащие персональные адреса администраторов первичных сайтов подсистемы управления СУиМ.

В адресной книге почтовой подсистемы СЭД ФКУ администраторы СЭД ФКУ должны создать почтовую группу рассылки FKU_CMAdmins, в которую будут введены группы для рассылки уведомлений филиалам ФКУ nXX00-CMAdmins (где XX - код региона размещения филиала ФКУ).

Все операции регламента по распространению ПО, где указана необходимость оповещения администраторов первичных сайтов, должны использовать в качестве адресата группу FKU_CMAdmins для оповещения всех администраторов и группу nXX00-CMAdmins для оповещения администраторов конкретного первичного сайта.

Для оповещения администраторов центрального сайта в качестве адресата следует использовать группу root_SMS_admins. В теме письма указать "ЕКП [Контур] [Версия]".

4.6. Порядок распространения программного обеспечения АИС "Налог-3"

Настоящий порядок предназначен для организации процесса распространения разработанного (модернизированного) программного обеспечения из состава АИС "Налог-3".

Порядок регламентирует:

Действия администраторов центрального сайта подсистемы управления СУиМ.

Действия администраторов первичных сайтов подсистемы управления СУиМ.

Действия специалистов АИС филиала ФКУ в г. Москве.

4.7. Действия администраторов центрального сайта подсистемы управления СУиМ

После получения информации, посредством уведомления через почтовую подсистему СЭД, о размещении установочного комплекта (или пакета поставки ПО) разработанного (модернизированного) программного обеспечения (описание пакета поставки, дистрибутивы серверного и клиентского приложения) в ФАП, администраторы центрального сайта подсистемы управления СУиМ должны произвести формирование пакета, при создании которого указать в качестве точек распространения все первичные сайты подсистемы управления, которые будут являться точками дальнейшего распространения программного обеспечения на АРМ пользователей с ранее установленной версией ЕКП для проведения процедуры обновления ПО.

Формирование пакета распространения клиентского приложения для первичных сайтов должно осуществляться в течение 4 часов после получения информации о размещении ПО в ФАП, с уведомлением администраторов первичных сайтов подсистемы управления СУиМ о создании нового пакета распространения ПО.

Весь процесс распространения дистрибутива клиентского приложения ПО (или пакета распространения ПО) с использованием программных средств из состава СУиМ, подробно описан в Руководстве администратора "Прикладные подсистемы, построенные на базе компонент прикладной инфраструктуры".

Доведение дистрибутива клиентского приложения считается выполненным успешно, если дистрибутив поступил не менее чем на 80% первичных сайтов. Администраторы центрального сайта справочно оповещают об этом через почтовую подсистему СЭД специалистов АИС филиала ФКУ в г. Москве и администраторов первичных сайтов.

4.8. Действия специалистов АИС ФКУ

Специалисты АИС филиала ФКУ в г. Москве устанавливают серверную часть приложения в соответствии с документацией к пакету поставки, описывающей установку серверной части приложения, при условии ее успешной проверки на предпромышленном контуре в нерабочее время по пятницам с 19-00 до 23-00 по московскому времени с информированием пользователей о начале и завершении работ через новостные ленты служб поддержки Исполнителя ГК и ФКУ.

4.9. Действия администраторов первичного сайта подсистемы управления СУиМ

После получения уведомления от администраторов центрального сайта о начале процесса распространения разработанного (модернизированного) программного обеспечения (дистрибутивы клиентского приложения), администраторы первичного сайта должны проверить наличие пакета в точке распространения (Distribution Point) на первичном сайте подсистемы управления СУиМ в зоне своей ответственности (Приложение N 3 к "Временному регламенту взаимодействия налоговых органов и Службы технической поддержки системы мониторинга и управления ФНС России").

При отсутствии нового пакета в точке распространения на первичном сайте, необходимо провести анализ работоспособности сайта и исправности репликации с центральным сайтом иерархии. В случае, если отсутствует самостоятельная возможность восстановления штатной работоспособности сайта, то связаться с администраторами центрального сайта подсистемы управления СУиМ для устранения проблем при распространении ПО на первичный сайт.

Убедившись в наличии нового пакета в точке распространения на первичном сайте, администраторы первичного сайта подсистемы управления в течение 16 часов должны осуществить доведение сведений о версии клиентского приложения на набор (коллекцию) АРМ пользователей, где ранее было установлено ЕКП, с использованием программного продукта из состава СУиМ в соответствии с пунктом 5.1 Приложения 1 к документу "Прикладные подсистемы, построенные на базе компонент прикладной инфраструктуры. Руководство Администратора".

4.10. Действия администраторов налоговых органов (для регионов, в которых проведена передача функций в сфере информационных технологий, работы выполняются работниками ФКУ)

После получения уведомления о размещении в ФАП разработанного (модернизированного) программного обеспечения (дистрибутивы клиентского приложения) в соответствии с , администраторы НО (для регионов, в которых проведена передача функций в сфере информационных технологий, работы выполняются работниками ФКУ) должны, в течение 8 часов, осуществить первичную установку ЕКП на те АРМ пользователей, где данное ПО ранее не устанавливалось.

Перед распространением ПО необходимо убедиться, что аппаратная и программная конфигурация АРМ пользователей соответствует следующим требованиям:

Центральный процессор - х86, двухъядерный, с тактовой частотой не ниже 2 ГГц.

Объём оперативной памяти - не менее 2 Гб.

Объём пространства на жестком диске - не менее 250 Гб.

Операционная система Windows XP 32 bit с установленным SP версии 3 и выше.

Установлено антивирусное ПО.

Установлено ПО MS Office 2003 версии и выше.

Установлен обозреватель интернета Internet Explorer версии 6 и выше.

Установлен клиент MS SMS 2003/SCCM 2007.

Установлено ПО Windows installer 4.5 и NET Framework 4.0.

Для АРМ Пользователей, на которых не произошло доведение дистрибутива клиентского приложения из состава АИС "Налог-3" и проблему не удалось решить в установленные сроки (в течение 4 часов), установка новой версии клиентского приложения на АРМ Пользователя осуществляется согласно инструкции по установке приложения.

5. Описание операций регламента по распространению ПО

На следующих показаны действия в рамках данного регламента.

Согласовано

Обзор документа

Определен порядок подготовки новых версий программных средств АИС "Налог-3", ИС "Маркировка", размещения их в Фонде алгоритмов и программ ФНС России и развертывания на объектах автоматизации местного, регионального и федерального уровня.

Новые версии разрабатываются для устранения выявленных ошибок, для модификации программного обеспечения.

Приведены требования к процессам обновления версий.

В основу статьи положен доклад О.Г. Богатырева, первого заместителя генерального директора ГНИВЦ ФНС России. Доклад посвящен проекту модернизации налоговых органов. Идея модернизации возникла в связи с необходимостью оптимизации бизнес-процессов (внутренних, управления, взаимодействия налогоплательщиков, государственных и муниципальных органов) и организационных структур, а также информационной системы. В статье рассматриваются не только новеллы в IT-проекте.

Основные цели проекта

Определены основные цели проекта модернизации налоговых органов АИС "Налог 3":

1. Оптимизация снижения трудоемкости и ресурсоемкости исполнения бизнес-процессов будут достигнута за счет повышения уровня оптимизации рабочих процессов и создания подразделений, на которые будут возложены функции по отдельным процедурам обработки и подготовки налоговой информации.

2. Повышение открытости налоговых органов, уровня и качества доступности налоговых услуг, оказываемых налогоплательщикам. Здесь речь идет о расширении, фактически о переводе в электронный вид процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, а также модернизации системы интернет-сайтов, создании единого контакт-центра ФНС России, который в круглосуточном режиме будет оказывать услуги по информационному обслуживанию налогоплательщиков.

3. Комплексное использование накопленной на сегодня ФНС России информации. В рамках налоговой службы объем информации, который подлежит обработке, составляет уже порядка 200 терабайт и будет только расти. Поэтому необходимы механизмы интеграции информации: должна быть создана взаимосвязь, которая потребуется для процедуры налогового администрирования и для процедур контрольной работы.

4. Повышение уровня внутреннего контроля деятельности налоговых органов: соблюдения регламентных процедур и сроков, которые установлены законодательством. Должен быть обеспечен постоянный мониторинг индикативных показателей, которые характеризуют эффективность деятельности ФНС России.

Рисунок 1. Модернизация архитектуры

Модернизация архитектуры системы

Для разработки концепции модернизации сотрудники ГНИВЦ ФНС России провели анализ существующих в IT-области новых тенденций и технологий, которые в ближайшие 10 лет будут определять облик информационных систем. С учетом этих особенностей была разработана новая архитектура системы (см. рис. 1). Следует заметить, что новая система будет строиться на принципе полной централизации вычислительной инфраструктуры, которая будет сосредоточена в центрах обработки данных (ЦОДах). В налоговых инспекциях никакой серверной инфраструктуры хранения данных не будет. В этих ЦОДах будут использоваться средства и технологии виртуализации и в дальнейшем облачных вычислений для того, чтобы обеспечить устойчивость системы к динамически изменяемой нагрузке. Это особенно важно в секторе оказания внешних электронных услуг. Далее будет создаваться единая централизованная система баз данных, с которой будут работать пользователи всех уровней.

Работа пользователей представляет собой терминальный доступ и доступ через "тонкого клиента" к единой централизованной базе. Это потребует модернизации системы телекоммуникаций, создания устойчивых каналов связи с большей пропускной способностью, чем сегодня с резервированием. Необходимо также создание централизованной системы информации, поскольку налоговые данные собраны в едином массиве и подлежат отдельному уровню защиты, а значит требуют соответствующей системы поддержки и управления. Реализация проекта потребует поэтапной модернизации существующей струкуры ФНС России, создания большого ЦОДа, где будет размещаться эта инфраструктура. Одновременно будут модернизироваться существующие ЦОДы, в которые будут переноситься инфраструктура и данные из системы электронного обмена данными (ЭОД).

Рисунок 2. Федеральное хранилище данных

Основной ЦОД примет на себя вычислительную нагрузку, а существующие ЦОДы станут резервными.

Федеральное хранилище данных

"Сердцем" новой системы будет являться федеральное хранилище данных всей налоговой информации (см. рис. 2). Федеральное хранилище данных (далее - ФХД) представляет собой логически целостное хранилище полной, очищенной, непротиворечащей, юридически значимой, актуальной информации, необходимой налоговым органам и налогоплательщикам для исполнения налогового законодательства и обеспечения налогового администрирования. Структурное ФХД состоит из двух сегментов: - транзакционный сегмент - в нем формируются и обрабатываются основные данные по процедурам налогового администрирования (сейчас они хранятся в налоговых органах в программном комплексе ЭОД); - аналитический сегмент - в него поступают данные из внешних источников, из транзакционного сегмента и проходят дополнительную обработку, осуществляется их связывание. По сути, это источник информации для работы аналитических подсистем и контрольного блока. ФХД должно строиться на единой централизованной и нормативно-справочной информации. Помимо информационных справочников (см. рис. 2) предусматривается два технических реестра - налогоплательщиков и объектов имущества. Это тоже базовая нормативно-справочная информация. Реестр налогоплательщиков будет строиться на основании информации ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП. В него планируется включать только идентификационные характеристики, которые позволят построить чистый реестр. На основании чистого реестра в дальнейшем проводится остальная информация по налоговому администрированию.

Рисунок 3. Подсистемы внешнего взаимодействия

Подсистема внешнего взаимодействия

Следующая часть АИС "Налог 3" - это подсистема внешнего взаимодействия (см. рис. 3). Она реализует три функции:

Взаимодействие с внешними информационными системами;

Электронное взаимодействие - обработка информации для работы внутри основных систем налогового администрирования;

Электронное взаимодействие с налогоплательщиками.

Рассмотрим подсистему массового ввода печати и рассылки налоговой информации. Проектом модернизации налоговых органов АИС "Налог 3" предусмотрено преобразование существующих ЦОДов в специализированные подразделения, которым будут переданы функции массового ввода по всем налоговым инспекциям. Это означает, что в ИФНС не останется функций и работы по массовому переводу информации с бумажных документов в электронный вид. Выделение функции массового ввода призвано решить две задачи:

Снизить общую трудоемкость ввода информации в систему, т.к. им будет заниматься меньшее количество людей;

Обеспечить своевременность и качество перевода информации. В ЦОДах применяются комбинированные технологии распознавания информации и ввода. Получается, что двойной ввод фактически сводит к нулю количество ошибок, которое появляется на выходе, и информация фактически готова для автоматической обработки.

Функционирование такой системы потребует изменений в действующем нормативном обеспечении:

Необходимо узаконить правовой статус Центра по подготовке и вводу информации (внести изменения в Положение о ФНС России, в Положение о территориальных органах ФНС, возможно - уточнить формулировки первой части Налогового кодекса РФ);

Следует законодательно закрепить возможность использования электронного образца подписи руководителя и печати налогового органа либо исключить обязательность подписи и заверение гербовой печати налогового органа для отдельных видов документов.

С точки зрения модернизации бизнес-процессов, потребуется провести большую работу по организации доставки документов из налоговых инспекций и управлений в центр, где они будут переводиться в электронный вид.

Личный кабинет

Следующий блок электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками - это личный кабинет. Цель этой подсистемы подразумевает полное исключение очного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговыми органами планируется показывать налогоплательщику практически всю информацию, на основании которой строятся его отношения с бюджетом. А также в планах направление налогоплательщику уведомления. Будет дана возможность осуществлять коммуникации в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи, без личного присутствия в ИФНС. В этом случае также потребуется внесение ряда изменений в НК РФ. Должна быть закреплена возможность направления налоговыми органами налогоплательщику практически всех видов документов, которые сегодня формируются в электронном виде. Аналогичную работу нужно проделать для того, чтобы определить порядок реализации налогоплательщиком своих прав при взаимодействии с налоговыми органами в электронном виде.

Подсистема налогового администрирования

Подсистема налогового администрирования (см. рис. 4) - это тот функционал, который есть сегодня в рамках ЭОД. Предполагается принципиально изменить подход к реализации этого блока, т.е. в рамках каждого бизнес-процесса выделить блоки обработки информации, которая будет происходить без участия человека и технологических процедур (принятие решения, определение данных, интерактивная работа с данными).

В данной подсистеме существует два блока: налоговый автомат и интерактивные сервисы.

Налоговый автомат - система обработки информации по заданным алгоритмам. Сюда можно отнести такие блоки, как расчет налогов, формирование карточек расчетов с бюджетом, направление документов налогоплательщику. На этот блок будет возложена нагрузка по отслеживанию сроков выполнения регламентных процедур. Интерактивные сервисы обеспечивают работу пользователя по точечным воздействиям. Такое разделение системы позволит возложить на нее выполнение рутинных операций и во многом организовать работу пользователя. Например, налоговый автомат будет готовить задание пользователя для выполнения. Это поможет значительно снизить трудоемкость обработки информации по всем бизнес-процессам, обеспечить соблюдение регламентных сроков. Поскольку эта функция будет выполняться в центре обработки данных, потребуется внести изменения в Положение о территориальных органах ФНС России. В этом случае функциональная обязанность ЦОД дополняется функциями по расчету налогов, подготовке и направлению налоговой информации. Для работы налогового автомата нужна качественная информация, которую будут готовить как раз подсистемы массового ввода (регистрационные, учетные данные, данные по декларациям, которые поступают в электронном виде, данные по истребованным документам в части, которая потребует систематизированной обработки).

Рисунок 4. Подсистемы налогового администрирования

Обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы

Рассмотрим еще две части архитектуры - обеспечивающие и информационно-аналитические подсистемы. В обеспечивающих подсистемах присутствуют два компонента: управление документами и ведение электронного/бумажного архива. По прогнозам специалистов налоговых органов, к 2014 году в ФНС России на хранении будет находиться порядка 8 млрд. листов бумажных документов. Это налоговая и бухгалтерская отчетность, истребованные документы, учетно-регистрационные дела, документы, которые поступают в порядке документооборота. Управление таким огромным массивом данных требует создания отдельной системы.

Как видно, значительное место в системах АИС занимает электронный документооборот. Перед налоговыми органами стоит задача по упорядочению этих двух подсистем (управление документами и ведение электронного архива) и стандартизации работы с бумажными документами, обеспечение хранения и доступа к бумажным и электронным документам пользователей как этих, так и других подсистем, которые входят в состав АИС. Потребуется также провести работу, чтобы узаконить правовой статус центра по ведению и хранению бумажных/ электронных документов, по подготовке специализированных центров хранения бумажных документов и доставке их в места постоянного хранения.

Информационно-аналитические подсистемы - мозг будущей общей системы. Сотрудники будут заниматься контрольной работой, управлением производственного процесса. Работа аналитических подсистем связана с формированием комплекса индикаторов и ключевых, интегральных показателей деятельности ФНС России, с автоматическим формированием отчетности и информационно-аналитической поддержкой налогового администрирования.

Автоматизированная система ФНС, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище.

Развитие системы

2017

Выделение дополнительных 950 млн рублей на вторую очередь работ

31 июля стало известно о том, что на развитие автоматизированной информационной системы АИС «Налог-3» планируется выделить еще 950,6 млн рублей - в такую сумму в ФНС оценивают работы в рамках второй очереди проекта. Развитие касается действующей последние несколько лет версии основной информсистемы ведомства, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных - федеральном хранилище.

В апреле-мае 2017 года Федеральная налоговая служба искала подрядчика для первой очереди проекта, предложив за выполнение работ по контракту 834,6 млн рублей. В итоге право исполнения работ досталось Главному научному инновационному внедренческому центру (ранее ГНИВЦ ФНС), ценовое предложение которого (832 млн рублей) оказалось лучше предложения конкурента - компании «ИБС экспертиза» (юрлицо интегратора IBS), предлагавшей выполнить работы без снижения стартовой цены.

В тендере на выполнение второй очереди работ по проекту заявки от соискателей будут приниматься до 17 августа 2017 года, а подведение итогов намечено на 22 августа. Победителю предстоит осуществить все работы до 1 декабря 2018 года, то есть до той же даты, к которой должны завершиться работы и по первой очереди проекта. С учетом заявленной цены сумма контрактов по двум очередям может составить 1,78 млрд рублей.

На 3 мая 2017 года общее количество пользователей централизованных и децентрализованных компонентов АИС «Налог-3» - 131 тыс. сотрудников. Из них пользователей централизованных компонентов 35 тыс., остальные 96 тыс. - пользователи децентрализованных компонентов.

Согласно сообщению ФНС для СМИ, развитие АИС ведомства выполняется очередями по мере готовности функциональных требований к системе: в 2017 году планируется объявление конкурса на выполнение работ по развитию АИС ФНС России (2 очередь), планируемый срок публикации извещения - II-III квартал 2017 года.

На 3 мая 2017 года ФНС провела мероприятия по созданию централизованной ИТ-инфраструктуры АИС «Налог-3». Выполнены разработка и внедрение в эксплуатацию прикладного программного обеспечения функционального блока №1 (регистрация и учет налогоплательщиков) и функционального блока №2 (имущественные налоги физических лиц).

Ведутся работы по реализации и подготовке к внедрению прикладного программного обеспечения функционального блока №3 (функции налогового администрирования юрлиц и индивидуальных предпринимателей). Выполнены работы по миграции централизованных компонентов и баз данных транзакционного и аналитического сегментов АИС «Налог-3» в систему ЦОДов .

Основная площадка для функционирования централизованных компонентов АИС «Налог-3» федеральный ЦОД (ФЦОД) в подмосковной Дубне , резервная площадка - московский ЦОД. В 2017 году запланирован перевод резервной площадки в резервный ЦОД (РЦОД) в Городце Нижегородской области.

Прикладное ПО децентрализованной архитектуры АИС «Налог-3» на федеральном уровне использует серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition и Oracle Database 12c Enterprise Edition , Microsoft SQL Server 2005 и , ОС Solaris 10 , AIX 7.1 , MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64 и серверы приложений Apache Tomcat 7.0.23 (с установленными средствами криптозащиты «Криптопро JCP»).

В Центральном аппарате ФНС для работы программных комплексов используются серверы баз данных Oracle Database 11g Enterprise Edition, Microsoft SQL Server 2005 и 2008, ОС MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и Server 2008 R2 x64. Клиентское ПО функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7 .

Для работы программных комплексов регионального уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition и 2012, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ПО регионального уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Для работы программных комплексов местного уровня используются серверы баз данных MS SQL Server 2000 SP4, 2005 Express Edition, 2008 R2 Enterprise Edition, серверы приложений MS Windows Server 2003 ServicePack 2 и 2008 R2 x64. Клиентское ППО местного уровня функционирует на рабочих станциях под управлением ОС Windows XP или Windows 7.

Серверы приложений и рабочих станций объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней в отдельных случаях оснащаются дополнительным ПО: XML-парсер (версия 4.0 SP2) и XML-парсер 6.0 для Windows, библиотека для работы с XML для SQL Server, Crystal Reports RunTime и Soap SDK 4, компоненты среды выполнения библиотек Visual C++ V8.0 , компонента Xp_md5, пакет поддержки обратной совместимости для MS SQL Server 2005 (поддержка DTC и SQL-DMO), LotusDomino 6 и 8, LotusNotes 6 -8, Prognoz Platform , «Криптопро».

Для формирования выходных документов на серверах приложений и рабочих станциях объектов автоматизации федерального, регионального и местного уровней установлены офисные приложения типа MS Office 2003 , 2007 и 2010.

ПАК машины баз данных аналитического сегмента АИС «Налог-3» создан на платформе Teradata . В среде промышленной эксплуатации используется Enterprise Data Warehouse 6700 , проведено объединение с Teradata Data Warehouse Appliance 2800. В окружении разработки и тестирования используется Teradata Data Warehouse Appliance 2650.

ПАК машины баз данных транзакционного сегмента АИС «Налог-3» организован на основе Oracle Exadata Database Machine X5-8 (Primary), X5-8 (Standby 1) и Oracle Exadata Database Machine X3-8 и Х2-8 (Standby 2, расположены в ЦОДе в Москве .

2016

В июне 2016 года ФНС объявил тендер на развитие системы "Налог-3", где, в частности, содержится требование о подборе альтернативы продуктам и IBM FileNet на базе открытого ПО ().

ИТ-инфраструктура и базовое программное обеспечение

Функциональные элементы системы:

Основными элементами АИС «Налог-3» являются:

  • транзакционный сегмент;
  • аналитический сегмент.

Транзакционный сегмент

Опытная эксплуатация транзакционных подсистем условно разделена на 3 очереди. Каждая очередь представляет собой набор функций налогового администрирования, которые подлежат проверке. По мере опытной эксплуатации этот набор постепенно расширяется. При этом каждая следующая очередь включает в себя предыдущую.

При этом по окончании 3-й очереди говорить о 100% охвате АИС «Налог-3» функций налогового администрирования преждевременно. Работы по описанию и реализации бизнес-процессов налогового администрирования не завершены, поэтому не исключена возможность появления новых очередей тестирования.

Аналитический сегмент

В рамках опытной эксплуатации аналитического сегмента в хранилище с августа поднимаются данные от 47 инспекций. Поступающая информация включает в себя данные об учете, сведения о расчетах с бюджетом, об исполнении обязанностей, об урегулировании задолженности и процедурах банкротства. Еще одним источников данных служат федеральные ресурсы ЕГРЮЛ и ЕГРИП. В отличие от транзакционного аналитический сегмент не имеет 3-х летнего ограничения по глубине подъема данных.

АИС "Налог-3" - новая разработка от ФНС Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем Досье налогоплательщика и Визуально-сетевой анализ. В базовых налоговых органах начато тестирование подсистемы Досье налогоплательщика 2-й очереди.

Процесс выгрузки в аналитический сегмент является ресурсоемким, в связи с чем, его запуск возможен только в выходные дни в монопольном режиме. С целью исключения проблем с каналами связи и нехваткой дискового пространства при первоначальной выгрузке все регионы разбиты на группы. Для каждой группы определена своя неделя для передачи данных. Последующее обновление данных в хранилище должно быть обеспечено еженедельными инкрементальными выгрузками.

На базе всех налоговых органов страны проводится опытная эксплуатация аналитической подсистемы «Анализ имущественных налогов». Внедрение системы позволит проводить комплексный анализ структуры и прогнозирование поступления имущественных налогов, предоставить доступ к этой информации муниципальным образованиям для определения ставок регионального законодательства. В АИС Налог-3 планируется создание Единого программного продукта, который будет создан на базе аналитического сегмента и который должен объединить и вобрать в себя все имеющиеся информационные ресурсы не только Контрольного управления - ВНП-отбор, Предпроверочный анализ, Досье рисков, задача Риски и др., но и ИР Аналитического управления - Анализ СОИ (Налоговый мониторинг на основе среднеотраслевых индикаторов), Управления камерального контроля – АСК НДС (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС), Управления трансфертного ценообразования - Трансфертное ценообразование (сведения о контролируемых сделках).

Цель - создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.