Политика всегда определяет экономику. «Политика – концентрированное выражение экономики

Очень часто люди не могут увидеть за архаичной формой новое содержание, принимая методы управления «развитого капитализма» за феодализм.
Помнится даже в этом бложике, один «великий теоретик марксизма» спорил и не просто находил аналогии между современной рфией и ркмп столетней давности, а вообще был не в состоянии понять разницы между прогрессивным движением вперёд и возвратом назад. Что уж говорить про «невеликих». По мнению этого «теоретика», просто таки необходимо и возможно бороться с властью финансового капитала, с целью вернуть «старый добрый капитализм».
Не знаю, почему люди вообще рассматривают «правильный капитализм» как вариант спасения, это мне не понятно, но это же и просто не возможно.
Да и крупный капитал, прикрываясь различными формами «народного капитализма» и призывами открывать «своё дело», желает ещё больше закабалить и поживиться, а вовсе не поменять содержания.

Недавно разразился небольшой «скандальчик».
Преподаватели из вшэ (глядя на «экономику» уже смешно) прекратили сотрудничество с мгюа из-за Сталина. http://sokol51.livejournal.com/2102379.html

Ну а что ещё остаётся делать этим «моськам»? Ведь эти учОные прекрасно знают и об индустриализации, и о темпах роста экономики, когда власть была у коммунистов под руководством Сталина, и о ежегодном снижении цен. Прекрасно знают они и о том, какой урон понесло народное хозяйство в результате ВОВ. Естественно, они знают и о том, что, несмотря на прогнозы их зарубежных кАлеК - тоже учОных, СССР, понеся такие потери, либо уже не мог восстановиться вовсе, либо для этого ему потребовались бы десятилетия, но под руководством Сталина, по историческим меркам, СССР восстановил народное хозяйство мгновенно.
Также эти учОные знают о том, что, благодаря в том числе и их стараниями (без войны), вторая экономика мира была разрушена, а великая страна была разорвана на куски.
Эти куски попали в полную зависимость от мирового капитала. А самый большой кусок это даже не колония «более развитых стран», а колония корпораций. Промышленность уничтожена, а территория нужна и содержится за счёт вывоза ресурсов.

К сведению так называемых «либералов», охранителей справа - плакальщиков о «правильном капитализме», этого «правильного капитализма», как его представляют общественности, нигде и никогда не было.
Он существовал, когда шла борьба с феодализмом, но существовал лишь в идеализированной форме в головах, реальность же оказалась совсем другой.
В реальности «правильный капитализм с равными возможностями», как его себе представляют некоторые, - это лишь короткие периоды в отдельно взятых местах. А то, что позволяло говорить о правильности в понимании тех же некоторых, обеспечивалось грабежом миллионов людей на других территориях. Да и то «счастье» так называемых «равных возможностей» даже в такой передовой стране, как Англия, было равным не для всех слоёв населения.
Что уж говорить про отсталую ркмп, «где хрустеть хранцузской булкой могли не все. Вернее хрустеть могли не только лишь все, мало кто мог это делать».

Капитализм держится на лжи. Понятно, что у него есть экономическая основа, но эта основа в «развитом» капитализме уже полностью сгнила.
На примере этого «скандальчика» можно наблюдать «замечательный» образец охранительства как справа, так и «слева».
«Красные» охранители отреагировали ожидаемо. Вот, мол, проклятые «либералы», стоило только путину заикнуться о том, что не следует излишне демонизировать Сталина, а они тут как тут.
Ребята, а вы ничего не попутали? Существующая власть как раз и есть самая настоящая «либеральная», а то недоразумение, которое вы называете «либералами» и существует благодаря власти.
Хотя о чём это я? Ничего вы не попутали, это же ваш совместный проект по запудриванию мозгов. «Либералы» очень любят называть пукина чекистом, власть гэбешной, а рфский капитализм неправильным. Ну а вы, естественно, вторите им слева. И путин у вас борец с «либералами» и «пендосами», и отечество, мол, у нас всё то же, а если и были какие недоразумения, то это всё либералы проклятые. Вот бы ещё он на мавзолее стоял на 9 мая весь в полосатых лентах, да фсб в кгб переименовали, и тогда сразу ссср 2.0. будет.

Вряд ли бы «развитой капитализм» продержался столь долго, если бы не охранители. А основу охранительства с учётом нарастающего недовольства составляют именно охранители под красным флагом.
Приёмы, которые используют такие подлецы,- настоящая «дешёвка», на которую и покупается обыватель. Чаще всего охранители слева давят на патриотические чувства и любовь к родине как к месту рождения.
В известной нам истории имелись тысячи случаев рождения детей в концлагерях, вряд ли «сторонний наблюдатель» мог бы назвать «родиной» место рождения такого ребёнка. Но нисколько не сомневаюсь, что вырасти такой ребёнок (если бы удалось) и не знай мира за колючей проволокой, он любил бы «свою родину», ну а охранители охранники всячески бы поддерживали такой «патриотизм».
Эти охранители очень любят сваливать все беды на так называемых «либералов», на ебна и на «лихие» 90 е. Но 90 е и весь бардак и беспредел, который с ними связан, лишь короткий эпизод «чистого капитализма» с первичным накоплением капитала, дележом народного достояния, и разрывом связей единого хозяйства.
Без этого короткого исторического периода невозможно было получить тот результат, который мы сейчас имеем.
Но именно ваш кумир - солнцеликий подниматель скален - под чутким руководством капитала, являясь его политическим представителем, оформил и наполнил содержанием ту реальность, в которой мы все находимся.
Миллиардеры, сросшиеся власть и бизнес, «либералы», нацики, уничтоженные в буквальном смысле предприятия, антикоммунизм, проблемы в медицине и образовании, вся эта «пена» есть результат власти «финансового капитала», политическим представителем которого и является ваш кумир.

Мы живём в самом настоящем «развитом» капитализме, в последней его загнившей стадии при власти финансового капитала. Власть финансового капитала и есть «фашизм», но в мире, который не без помощи «терроризма» превращён в концлагерь, «фашизму» для сохранения своей власти пока не требуется создавать отдельных концлагерей для недовольных. Пока ещё хватает цирковых представлений, разыгрываемых с помощью «левой и правой оппозиции».

«Закручивание гаек»-это естественный процесс, который будет продолжаться и дальше.
Капитализм сдох, но разлагающийся труп всё больше воняет, а его трупный яд может убить всё человечество. Закопать или сжечь эту падаль люди могут только под руководством настоящей коммунистической марксистско-ленинской большевистской партии.
В конечном счёте, главная задача, стоящая перед всеми охранителями, - это недопущение создания такой компартии. Также в эту задачу входит опорочивание имени одного из руководителей этой партии и её генерального секретаря Сталина. Этот приём давно известен, и однажды он сработал.
(Что касается нашей территории, то опорочить имя Сталина стараются не только откровенной ложью справа, но и «лестью» слева - пряча настоящего коммуниста Сталина за образ «державника», эффективного менеджера-управленца и прочую церковно-патриотическую @уйню.)
На все остальные партии, партейки, движухи и движения, буржуйскому зомби наплевать - и это я ещё мягко и культурно выразился.
Изменить мир, разрушить до основания весь мир насилия и уж тем более построить наш, новый мир - это не про «левых».

Политика есть самое концентрированное выражение экономики;

Первая формула исходит из определяющего значения экономических отношений. Но политика не просто отражает экономику. В политических требованиях и решениях экономические потребности очищаются от всœего случайного и неустойчивого. Это приводит к выделœению главного и основного. Научный подход к соотношению политики и экономики дает возможность найти адекватные политические формы для отражения экономических потребностей.

Вторая формула подчеркивает, что решение экономических проблем должно быть подчинœено главной и основной задаче - сохранению и упрочению политической власти. Политическая деятельность будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является простым слепком с логики экономического развития. Это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития. Или, что встречается гораздо чаще, для частичного, неполного учета действия этих законов в политике.

Относительная самостоятельность политики открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Насилие - это крайнее выражение политического воздействия, это повивальная бабка истории. Но даже не в критических, насильственных моментах истории политические воздействия выступают мощным ускорителœем социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Это различие правильное и крайне важное, но в известной мере условное. В целом внешнеполитический курс государства определяется характером его внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на внутреннюю политику. В конечном же счете и внешняя, и внутренняя политика решают одну задачу обеспечивают сохранение и упрочение существующего государственного строя.

Структуру политического руководства можно свести следующим основным моментам:

1) постановка принципиальных задач, четкое определœенных перспективных, а также ближайших целœей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени;

2) выработка методов, средств, форм общественной деятельности, с помощью которых поставленные цели бывают достигнуты оптимальным образом. В этой связи цель не всœегда оправдывает средства. Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путем применения бесчеловечных средств для достижения человеческих целœей, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели;

3) подбор и расстановка кадров, которые способны понять и выполнить намеченные цели.

Политика, даже научная политика, - это столь же искусство, сколь и наука. Политика широко подвержена влиянию личных качеств политических деятелœей. Диапазон отклонений в политических решениях объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политических действий.

Важнейшей составной частью общей политики является экономическая политика.

Экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего социального слоя.

Социальное содержание экономической политики, ее идея, цели и средства достижения определяются характером общественного строя, господствующими отношениями собственности. На экономическую политику, вырабатываемую стоящей у власти политической партией, оказывают влияние многие факторы:

Соотношение политических и социальных сил в стране;

Степень развития социальных конфликтов и социальной напряженности в стране и на международной арене;

Состояние мира и войны.

Зарождение экономической политики относится к периоду возникновения государства. При рабовладельческом и Феодальном строе экономическая политика ограничивалась, как правило, взиманием налогов и регулированием денежного обращения. В современных условиях экономическая политика представляет собой механизм социально-экономического и политического маневрирования и регулирования воспроизводства.

Экономическая политика подразделяется на экономическую стратегию и экономическую тактику.

Экономическая стратегия представляет собой курс экономической политики, рассчитанной на долговременную перспективу и предусматривающей решение крупномасштабных экономических и социальных задач. Экономическая стратегия разрабатывается применительно к крупным историческим этапам в развитии общества. Экономическая тактика конкретизирует стратегические установки. Концентрирует внимание на решении неотложных задач, на преодолении возникающих узких мест.

Цели и задачи экономической политики реализуются на практике через систему мер, к которым относятся программирование экономики, развитие государственного сектора, выплата субсидий, разработка и осуществление антиинфляционных мероприятий, совершенствование кредитно-финансовой деятельности, развитие межгосударственных монополистических организаций.

В реализации экономической политики особое значение имеет экономическая деятельность государства.

10.2. Возникновение государства и его экономическая роль на разных этапах развития человеческого общества

Государство - это политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти. Государство - это основное орудие политической власти в обществе. Основными признаками государства являются:

1) наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм. Специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция, милиция, тюрьма;

2) наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство закрепляет определœенный порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма;

3) наличие определœенной территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. По этой причине термин государство иногда неточно употребляют как синоним понятия «страна». Выступая как территориальная организация, государство активно способствовало процессу формирования наций.

Государство - это основное, но не единственное политическое учреждение общества. Наряду с государством, в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные учреждения и объединœения. Все они в совокупности образуют политическую организацию общества. В отличие от других политических институтов государству принадлежит верховенство власти, что выражается:

1) в универсальности власти. Государственная власть распространяется на всœе населœение и всœе общественные организации данной страны;

2) в прерогативах власти. Государственная власть может отменить любое проявление всякой другой общественной власти;

3) в наличии таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает. Сюда следует отнести монополию законодательства, правосудия, суверенитет.

Государство - это результат общественного развития, одновременного формирования политической и социальной организации общества. Государство возникло из предгосударственных форм власти вождя племени, шамана, жреца вместе с образованием общества. Этот процесс образования общества охватил:

Возникновение совокупности людей, объединœенных неприродными связями, общими интересами и целями;

Возникновение и углубление общественного разделœения труда;

Появление частной собственности;

Социальную дифференциацию членов общества и образование классов;

Возникновение имущественного, социального и функционального неравенства людей;

Возникновение политики, организующей и регулирующей общественные отношения;

Появление нового института политики - власти с орунами управления и контроля.

История государства - это сложный процесс, который опосредован историческими и региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), спецификой общественно-экономических формаций. С этих позиций можно выделить несколько базовых этапов эволюции государства и развития его экономической роли :

1) ранняя стадия становления государства . В данный период сохраняются остатки первобытной (военной) организации демократии, чередуются республиканские и монархические режимы и формы правления. Существуют не классовые структуры, в делœение на свободных и несвободных граждан - членов общества. Это было еще не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, которые не входили в общество и не имели ни гражданских, ни политических прав. Государство выполняло в это время две функции: устройство общих дел в сообществе свободных людей и господство - подавление порабощенных людей;

2) государство Средних веков и начала Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения. Страна и подданные (народ) являются собственностью монарха (государевы люди). Доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Власть концентрировалась на расширяющейся социальной и экономической базе (устранение полицентризма власти, феодальной разобщенности провинций, объединœение земель). Отношения вассальной (личной) преданности монарху заменялись государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играли не отношения личной зависимости, а служебные отношения и функции, т. е. политическая организация власти. Инициатива церкви создать единое политическое пространство Запада была преодолена государственным строительством на экономической и социально-политической основе. В XVI в. появляется само понятие государства. А до этого роль этого понятия выполняли такие понятия, как земли, владения, княжества, королевства, империи, республики;

3) этап подготовки гражданского общества и правового государства. Сформировались социальные и классовые структуры, сложились товарно-денежные отношения, изживались остатки неэкономического принуждения. Формировалась личность нового типа. Формировался суверенный народ, который высвобождался из-под гнета государства и становился равным ему партнером. Народ стал участником политического процесса, вступил в договорные (конституционные) отношения с государственной властью. Происходило создание многонациональных империй, состоявших из метрополий и колоний, не успевших построить собственную государственность либо утративших ее. Имперские образования нестойки, хотя могут просуществовать достаточно долго (Римская, Византийская, Российская империи, древние восточные империи). История отвергла имперские государства. Жизнеспособными оказались федеративные и конфедеративные государства. Эти государства обеспечили экономический, политический и культурный союз социально однородных и равноправных государств, их интеграцию. Интеграционные союзы могут сделать неравные государства равноправными и способствуют изживанию самого неравенства. Имперские государства пытались решить эти вопросы насильственным путем, тем самым они углубляли неравенство народов и государств;

4) современный этап эволюции государства . Этот этап отмечен расширением федеративных и конфедеративных процессов (федеративное объединœение Германии, вслед за Швейцарией и США, развитие этих процессов в Югославии и бывшем СССР). Появились условия для формирования новой, современной государственности: углубление демократического процесса, создание основ гражданского общества и правового государства, создание нового динамичного типа социального и экономического развития, стабильности государства благодаря равновесию власти и общества, возможности политического единства государства.

Государства имеют свою типологию, их различные виды можно классифицировать. В основе классификации лежат различные признаки:

1) классовая природа правящих сил. Отсюда видно, какому классу служит государство. В этой связи существует делœение на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, пролетарское государство;

2) формы правления. Другими словами - это формы организации правящей власти. С этих позиций выделяют монархическое, республиканское государство, президентские или парламентские республики;

3) устройство политической организации. С этих позиций выделяют государство унитарное, федеративное, конфедеративное;

4) политический режим. В этой связи разграничивают демократическое, авторитарное, тоталитарное государство, а также диктаторское, деспотическое, либеральное государство.

Типологический анализ государств исторически был самым ранним. Им занимались еще Платон и Аристотель. С античных времен данный анализ служил для сопоставления государств различных типов и поиска лучших способов государственного правления.

Государства всœех времен и типов характеризуются рядом устойчивых, общеисторических признаков. К ним относятся:

1) обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе;

2) наличие характерной политической системы, структур центральной и периферийной власти, отношений между ними;

3) обязательное расширение политического пространства государства за пределы государственной территории в связи с осуществлением внешнеполитических функций;

4) наличие ряда обязательств перед страной и народом - поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, достигать цели общего блага;

5) наличие ряда монопольных прав - монополия неэкономического принуждения, не допускающая принуждения и насилия со стороны частных лиц, отдельных групп; монопольное право издавать обязательные для всœех законы, осуществлять эмиссию денежных знаков, определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы и органы пресечения, монопольное право на осуществление внешней политики, право на представление государства за рубежом.

Существование государства связано с выполнением им совокупности необходимых функций. К ним относятся функции:

Защиты государственного строя;

Предотвращения и устранения социально опасных конфликтов;

Регулирования экономических и других общественных отношений;

Осуществление общей для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений: социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и другой политики;

Осуществление внешнеполитических функций защиты интересов страны;

Организации обороны страны и ведения вооруженной борьбы.

Социальные потрясения, смена эпох изменяют и типы государства, изменяют его функции, сменяют формы государственной власти. Но государство как политический институт всœегда остается. Установление пролетарской диктатуры после Октябрьской революции, а затем тоталитарной диктатуры привело не к отмиранию, а к укреплению государства и предельному умножению и усилению его функций. Идея отмирания государства оказалась преждевременной, призрачной и превратилась в догму.

Реально же общественная роль государства неуклонно возрастает в странах с любыми режимами и типами правления. Это происходит вместе с усложнением экономической и духовной жизни общества, с ростом форм и направлений политики.

Более того, в начале XX в. в движениях мондиализма и федералистов мира возникла идея интернационализма государства, создания мирового правительства. Оно должно было бы решать общие дела уже не отдельной страны, а человечества. Мировые войны, деканонизация, активизация международного разделœения труда и его кооперации, возникновение глобальных проблем подтвердили тот факт, что мир нуждается в общем управлении, но мировой власти, которая могла бы организовать это управление, пока не существует. Частично эти функции осуществляют региональные союзы государств, к примеру ЕС.

И, как следствие, политика снова становится концентрированным выражением экономики. Пока есть государство, нет свободы. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политич. Честность в политике есть результат силы, — лицемерие — результат слабости. Политика» Аристотеля опирается на анализ гос. строя и политич. П., М., 1970; Бовин А. Е., В. И. Ленин о П. и нолитич.

Когда в феврале - марте падение замедлилось, стали говорить о выходе экономики на «плато». Однако в мае Росстат опять перестроил настроения политиков и чиновников на оптимистический лад, обнародовав данные о заметном замедлении инфляции. Словом, идем прежним курсом усиления государственного присутствия в экономике. Судя по спорам, которые ведут между собой профессиональные экономисты, можно предположить, что этими заявлениями цикличность в развитии новейшей российской политики не исчерпывается.

Тогда странно, почему регламенты деятельности и даже подзаконные акты пишут госструктуры, а единственные, кому это недоступно — производители, представители сферы экономики. Почему нас привязывают к золотовалютным резервам и держат на этом поводке? Возможно, в скором времени это будет делать уже поздно.

Это равносильно тому, что бумажки (деньги) напечатали и тут же их сожгли. Военные действия к этому времени превратились в хорошо отлаженный «производственный» механизм, персонал которого перешел в режим установившихся традиций и соответствующей квалификации.

Мониторить вкус воды в стакане, когда туда ничего не добавляется – это трата времени, затраты на структуру мониторинга и отсутствие информации для управленческих решений. Итого, надо выдать один миллион ипотек в год. Это приемлемо в любой другой сфере деятельности.

28. Любое государство есть угнетение. Это — азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. 33. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. 102. Сотрудничество представителей науки и рабочих, — только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано.

К примеру, экономика в состоянии глубокого падения, денег в бюджете нет ни на что, а трудящиеся «голосуют сердцем» за власть, которая все это допустила. Во-первых, отсутствием в политике общества как самостоятельного игрока со всеми формально имеющимися у него институтами – партиями, НПО, прессой, гражданскими инициативами. Но прогнозировать эти явления современная социальная наука не в состоянии. Иными словами, в сложном уравнении, описывающем развитие новейшей российской политики, остается, как минимум, одно очень важное неизвестное.

Богатые и жулики, это – две стороны одной медали. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции. Без революционной теории не может быть и революционного движения. Самое опасное в войне — это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. С точки зрения марксизма-ленинизма П.- и как практич.

Парадеев Валерий Дмитриевич: Политика – концентрированное выражение экономики

Причём чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политич. В конечном же счёте и внеш., и внутр. П. решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы обществ. Но в рамках этой принципиальной общности каждая из двух осн. областей П. имеет свою важную специфику.

В зависимости от той сферы обществ. Поэтому одна и та же объективная, напр. экономическая, потребность может быть выражена в разных политич. Установление социальной однородности человечества и победа коммунизма в мировом масштабе будут означать конец П. как специфической формы человеческой деятельности. Эта политика постоянно ориентируется на случаи конфликтов с др. государствами (примат внешней политики, политика «как искусство возможного»).

Человек – существо политическое – этот тезис Аристотеля лежал в основе большинства философско-политич. В период средневековья человек из существа политического был превращен в существо религиозное. 17–18 вв. рассматривались гл. обр. с позиции теории естественного права. 19 в. внес много нового и в политич. В начале века эта тенденция была представлена социалистами-утопистами.

Они выступали за рациональный подход к социологии вообще и к П. в частности. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и другими обществ. В политич. деятельности принимают участие и другие, формально неполитич. В конечном счете внешняя П. определяется внутренней, однако в рамках этой общей зависимости внешнеполитич.

П. в области лит-ры и иск-ва, карат. П. и т.д. Борьба за власть и политич. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести П. – в борьбе за упрочение, совершенствование политич. Они осуществляются в массовой деятельности, в борьбе и сотрудничестве обществ. Эти интересы в конечном счете выступают как социальная причина политич. Это открывает путь для политич.

П. дает широкие возможности и для прогрессивных политич. П. тесно связана и с правом. В трудах Маркса, Энгельса, Ленина разработаны осн. принципы науч. П. и политич. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность» (там же, с. 438). Принципиальная П. отнюдь не означает отрицания компромиссов.

Различают П. внешнюю и П. внутреннюю. П. – не зеркальное отражение экономики. Однако в перспективе подобные политич. П., в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений обществ. Поскольку никто не знает, когда завершится мировой кризис и когда прекратятся кризисные явления в российской экономике.

(Марк Твен)

Безусловно, тема политических заключенных, и особенно узников Болотной, томящихся второй год в тюрьме - главный, оголенный нерв в отношениях оппозиции и власти. Это, если говорить об основной политической составляющей вчерашней встречи Президента РФ Владимира Путина с лидерами непарламентских оппозиционных партий.

Но есть еще одна, не менее важная тема, ленинскую формулу: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики», никто не отменял.

При средней цене около 110 долларов за баррель, Россия балансирует на грани рецессии. В благополучной, сытой Москве не столь видны глубинные проблемы, нарастающие не только во второй, третьей и четвертой России, по классификации Зубаревич, где дефицит региональных бюджетов приближается к 1,5 триллионам. Дыра в пенсионном фонде почти 2 триллиона. А самодостаточным, как утверждает Наталья Васильевна, осталось только три.

По этой причине звучат алармистские сценарии, в общественном сознании нарастает тревога. Весьма осведомленные люди из экспертного сообщества называют нынешнюю Россию - мини-СССР образца 1987-88 годов. Если их прогнозы достоверны, то у страны осталось 3-4 года исторического времени.

Поэтому предложение Михаила Прохорова провести земельную реформу, как новую повестку России, очень своевременно.

Неплохо знаю содержание этого системного документа, который был жарко обсужден на федеральном комитете «Гражданской Платформы» (ГП) два месяца назад. Михаил Дмитриевич правильно сделал, что вручил проект реформы главе государства лично, в руки. И, это было не менее знаковое событие, чем список политзаключенных.

И вот почему.

В ближайшее время у федерального центра возможности выполнять взятые на себя обязательства, и прежде всего социальные, будет все меньше. Их станут сбрасывать на регионы, и они не будут обеспечены финансовыми мандатами. Источники придется искать на местах.

Земельный налог, это целиком местный налог. Он расщепляется в бюджетной системе исключительно между субъектом РФ и муниципалитетами. В этих условиях, одно из предложений лидера ГП отменить категорирование земель около крупных городских поселений, не только единственный выход наполнения местных бюджетов, но и реальная антикоррупционная мера.

Непрозрачная процедура перевода из земель сельхозназначения в земли поселений, промышленности, транспорта, связи, в отдельных случаях увеличивает рыночную стоимость в 20-30, а иногда и в 100 раз. Потери для консолидированных бюджетов по моим оценкам в год - от 10 до 15 млрд. долларов.

Сегодня огромные деньги от такой своеобразной географической ренты оказываются в карманах чиновников и являются основным источником коррупции на региональном уровне.

Между тем право продажи застройки на сельскохозяйственных землях через процедуру открытых, прозрачных аукционов, это и поступление в бюджет, и возможности развития инфраструктуры. И наконец, существенное удешевление жилищного строительства.

Прохоров абсолютно прав, когда сказал, что дефицит земли у нас создан совершенно искусственно. Земельный фонд России составляет 17,1 млн. кв. километров, при этом 97 % всего земельного налога в стране собирается с 1,8 % ее территории.

Предвижу яростную критику. «Защитники» сельского хозяйства в Федеральном Собрании будут кричать, что это похоронит наш аграрный сектор. Лукавство! Я сам агроном, работал директором совхоза и знаю цену земли не понаслышке.

У меня вопрос к «народным заступникам»: почему их волнуют земли исключительно вокруг крупных городов? Они не обращают внимание на то, что в стране 60 млн. га сельскохозяйственных угодий, из которых 40 млн. га пашни деградируют, заболачиваются, закисляются, зарастают лесом.

В конце концов, оживление региональных экономик, это вопрос развития и поддержки сельского хозяйства, в том числе, из местных бюджетов.

Внимательно посмотреть, пообещал Президент РФ предложенную Прохоровым земельную реформу и по возможности включить отдельные положения в текст послания Федеральному Собранию.

Если это действительно произойдет, то Владимир Ильич опять окажется прав: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики».

Промышленное производство в России в ноябре 2017 неожиданно упало максимальными темпами за восемь лет и снизилось на 3,6% в годовом сравнении после нулевой динамики в октябре, сообщил в пятницу Росстат. Это максимальные темпы падения с октября 2009 года, когда российская экономика проходила пик негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса.


Сейчас сложилась ситуация, когда у власти до экономики (промышленности и далее по тексту Храбр.) просто не доходят руки. Есть грамотные финансисты, есть финансовые модели, есть здравый смысл, который подсказывает, что экономика стоит того, чтобы ради ее развития принимать ответственные решения и даже рисковать. Положим, государство выбрало одну из известных финансовых моделей и неуклонно ей следует. Тогда странно, почему регламенты деятельности и даже подзаконные акты пишут госструктуры, а единственные, кому это недоступно - производители, представители сферы экономики. Почему нас привязывают к золотовалютным резервам и держат на этом поводке?

Риск - благородное дело, если есть то, ради чего рисковать. Сейчас еще складывается уникальная ситуация, когда деньги, т.е. фактически бумажки, мы можем превратить в дома, в автомобили, в изделия для собственной промышленности. Возможно, в скором времени это будет делать уже поздно. Вот конкретная ситуация: предположим, деньги есть. Тогда первый вопрос у инвестора: как с такими рисками на этом заработать 30 % годовых? Из-за сомнений инвестор, по большому счету, для бизнеса, а особенно для инвестиционного, не помощник. Зарабатывать 30% годовых можно только на запрещенной государством деятельности. Но ведь даже, если проект провалился, купленное или сделанное оборудование пошло в металлолом, что потеряло государство? Практически ничего. Это равносильно тому, что бумажки (деньги) напечатали и тут же их сожгли. Затраты составили сумму на производство бумажек.


(........)
История - это спираль. Успехи в Великой Отечественной войне стали хорошо просматриваться в ходе Сталинградской битвы. Тогда появился термин «массовый героизм». Военные действия к этому времени превратились в хорошо отлаженный «производственный» механизм, персонал которого перешел в режим установившихся традиций и соответствующей квалификации. Мао Цзэдун говорил: «Много людей - много сил». Он начал попытки использовать эти силы - плавили сталь в каждом дворе, уничтожали воробьев и т.д. Но успех пришел тогда, когда эти силы допустили до финансов. Нельзя точку для «вливания» назначить сверху. Нужно засеять все поле и отслеживать всходы, тогда возможна статистика, возможен мониторинг и вообще возможно управление. Мониторить вкус воды в стакане, когда туда ничего не добавляется - это трата времени, затраты на структуру мониторинга и отсутствие информации для управленческих решений.

Теперь вопрос: ради чего рисковать, как наметить эти позиции? Вопрос состоит из двух частей. Первая, - сколько же надо? Вторая, - какова же структура по приложению усилий? Оба вопроса достаточно простые.

По первому: количество людей, которых надо загрузить известно. Средняя зарплата известна. Доля зарплаты в обороте известна. В расчете оборота можно принять, что один вложенный рубль дает 4 рубля оборота в год. Рассчитанные таким образом потребности по оборотным или инвестиционным ресурсам надо, имея политическую волю, изыскать и удовлетворить.

Вторая сторона медали - структура вложений и контрольные цифры. Самый яркий пример - ипотека. У нас норматив по жилью в год - один квадратный метр на человека (в США эта цифра составляет 2,7 м2 , в Европе - 1,7м2). Нашей стране нужно 140 млн. м2 в год. Если взять среднюю площадь квартиры в 70 м2, то требуется построить 2 млн. квартир. Профинансировать ипотеку необходимо хотя бы наполовину. Итого, надо выдать один миллион ипотек в год. Это приемлемо в любой другой сфере деятельности. Тогда есть хоть какая-то надежда, что бумажки превратятся в города, поселки и другую продукцию. Делать это, желательно как можно быстрее, а история покажет мудрость принятых решений.
(.......)
Чтобы понять, эффективна ли та или иная система, нужно знать ее истинные цели. Россия выглядит неэффективной, только если принимать за данность, что задачей является повышение благосостояния населения и развитие экономики на основе инновационного уклада. Однако ничто не доказывает (за исключением политической трескотни), что цель именно такова. Если же оценить систему, приняв, что главной ее целью является максимальное извлечение дохода от рентной экономики и предельно диспропорциональное перераспределение его в пользу управленческого класса, система предстает крайне эффективной. Ни в одной стране мира чиновники и представляющие их интересы (beneficiary owners) олигархи не обогащались так стремительно и масштабно; нигде люди со столь откровенно демонстрируемым непрофессионализмом не достигали таких успехов. Поэтому Россия управляется эффективно, обеспечивая все интересы ее правящего класса и позволяя ему и далее грабить страну.
(.......)
Отсебятина:
Промышленность и особенно сельское хозяйство в зоне рискованного змеледелия - дело весьма хлопотное, затратное, рискованное. Действительно, зачем суетиться, когда и так всё хорошо: финасовая инфраструктура налажена, "нормативно-прававая" база сформирована, информационно-пропагандистское обеспечение на мази и даже идеологическое прикрытие в полном порядке?
Промышленность это производство сложных машин и оборудования, которое требует высокой квалификации рабочих и персонала, слаженных трудовых коллективов, инженерных и научных школ. Создание и поддержание таких коллективов и школ в рабочем состоянии требует системы образования высокого уровня, результатом которой являются образованные, сознательные люди, которыми необходимо уметь управлять на соответствующем уровне.
Что делать тем "управленцам", дорвавшимся до власти, в результате спецопераций, которые до этого уровня, в силу различных причин, мягко говоря, не дотягивают, неужели освобождать тёплые и насиженные места для тех кто умеет квалифицированно управлять и добиваться высокого результата?
Что делать с миллионами образованных и сознательных инженеров и рабочих, умеющих вести свои дела на свой страх и риск? Это вам не покладистые и бесправные, на всё готовые холопы-мигранты, а сознательные граждане, в своём праве, на своей земле и при своей работе, у которых поди что-нибудь отними!
Если для функционирования сырьевой экономики есть в избытке все необходимые и самые разнообразные природные ресурсы и благоприятная рыночная конъюнктура: для всевозможных производственных мелочей и ширпотреба - Китай; для дешёвой рабсилы - Средняя Азия; для качественных элитарных услуг и шикарного образа жизни - Запад, чего ещё желать и о чём волноваться, иначе чем о сохранении такого приятного и выгодного, для правящего, политического класса - так называемой элиты, положения вещей?
Зачем все эти лишние геморрои с какой-то там отечественной промышленностью, когда всё, что нужно можно купить, или украсть?
В том, то и дело, что сохранение такого положения вещей требует поддержание благоприятной конъюнктуры на сырьё и энергоносители, а это уже вопрос политический, который одними экономиченскими средствами не решается и требуется весомое политическое, дипломатическое и даже военное вмешательство. Нужны множественные и масштабные победы "русского мира", или, по крайней мере их видимость, а для их надлежащей фиксации на рынках - духовные скрепы.
В результате, в целях поддержания благоприятной конъюнктуры мировых цен на энгергоносители, составляющих до 70% в структуре доходной части российского бюджета, мы имеем череду бесконечных оперативно-тактических мероприятий: крымнаш, донбасснаш, сириянаш, трампнаш, КНДР-наш, ОИ-2018-наш и т.д. с предсказуемым результатом.