Отражение операций по расчетам по социальному страхованию. Бухгалтерский учет и налогообложение пособий по социальному страхованию

Общество представляет собой не только специфическую, но и чрезвычайно сложную систему. Познание закономерностей функционирования и развития этой системы имеет определенные особенности. Теоретический, научный анализ общества как определенной системы, происходит на базе определенной идеальной модели общества. Каждая отрасль науки фактически создает свою модель или теоретический объект. Иными словами, рассматривается не весь объект социальный организм, а только какая-либо его конкретная часть. Так, для историков реальный исторический процесс предстает не сам по себе, а через отдельные фрагменты действительности: архивные материалы, документы, памятники культуры. Для экономистов экономика предстает в виде цифровых выкладок, материалов статистики.

Общество можно анализировать по-разному. Например, русский мыслитель А.А.Богданов(1873 - 1928) рассматривал общество со стороны организации и управления. Это характерно для общей теории систем. Всякая человеческая деятельность, считал он, объективно является организацией или дезорганизацией. Это значит: всякую человеческую деятельность - техническую, общественную, познавательную, художественную - можно рассматривать как некоторый фрагмент организационного опыта и исследовать с организационной точки зрения.

Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. Современный философ-обществовед В.С. Барулин подходит к обществу с позиций рассмотрения различных сфер деятельности людей, обеспечивающих их жизнь.

Исследователи не ставили и не ставят своей целью охватить весь объект. Рассматривая его под определенным углом зрения, как идеальную модель, ученые получают возможность анализировать явления «в чистом виде».

Идеальная или теоретическая модель того или иного фрагмента общества и реальное общество различны. Однако анализ модели позволяет выявить существенное, закономерное в объекте, не заблудиться в сложнейшем лабиринте социальных явлений, фактов и событий.

Мировоззренческим основанием построения и последующего изучения теоретической (идеальной) модели общества выступают: натурализм, идеализм и материализм.

Натурализм - закономерности функционирования и развития общества пытается объяснить законами природы. Он исходит из того, что природа и общество едины, а отсюда, нет различий в функционированием природного и социального.

В XVII - XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Сторонники этой концепции пытались объявить социальные явления исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др.

Французский социалист-утопист Шарль Фурье (1772 - 1837), например, пытался создать «социальную науку», исходя из закона всемирного тяготения И. Ньютона. Задачу своей жизни он видел в разработке «социальной теории» как части «теории всемирного единства», основанной на принципе «притяжения по страсти», всеобщей закономерности, обусловливающей природную склонность человека к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводил к низшим. Так, человека он сводил до уровня сугубо природного существа. Такой подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основная ошибка заключалась в принижении человеческой активности и отрицании человеческой свободы.

В самом деле, если субъект рассматривается только как природное явление, растворяется в природе, лишается своей качественной определенности, то это неизбежно приводит к жесткому включению человеческого поведения в цепь природных причин и следствий. Здесь свободной воле не остается места, а концепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску.

Отрицая свободу и принижая духовную сущность человека, материализм становится антигуманным, «враждебным человеку».

Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество - механическому агрегату индивидов-атомов, замкнутых только на своих собственных интересах. Механицизм органически вытекает из натурализма и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма.

Иными словами, натурализм замечает в человеке лишь природную субстанцию, абсолютизирует ее. В результате и человеческие связи обретают природный характер. Суть натуралистического подхода в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и, в конечном счете – Космоса. Тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л.Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье, Л.Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (Э.Уилсон, Р. Докинс). В рамках этого направления предполагается, что общество может изменить форму своего бытия, начать космическое бытие как новый виток своей эволюции (К.Э.Циолковский).

Идеализм - принимает сознание (абсолютную идею или комплекс ощущений) за конечную и определяющую причину социального развития. Идеализм одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращая духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Такое понимание истории возникает как результат абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии. На практике это означает следовать просветительскому принципу «мнения правят миром».

Идеализм в принципе не отрицает объективного фактора истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет или мировой разум, или не детерминированная ничем человеческая и прежде всего духовно-волевая активность. В первом случае в социальную философию вносится фатализм (что имеет место и в натуралистическом материализме); во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание исторического хода.

В некоторых идеалистических системах, к примеру, в кантианстве и русской религиозно-нравственной философии, содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя же предполагает наличие свободы. Духовно-нравственным может быть только свободный человек, поэтому нужно преодолеть узкие рамки натурализма, повернуться лицом к гуманистическим ценностям. А это предполагает усвоение всего богатства духовных традиций.

Отрицательными последствиями идеалистического понимания социальных феноменов являются: отрыв теории от практики, идеала от интереса, формирование отчужденных, фетишистских форм сознания, которые начинают господствовать над людьми. Идеалистическое понимание истории порождает социальную мифологию и обрекает социальные субъекты, оказавшиеся во власти мифов, на погоню за миражами.

В идеалистическом подходе сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов. В истории существует множество примеров теократических государств. В таких государствах единство обеспечивалось одной верой, которая становилась государственной религией. Тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая выполняла роль основы общественного устройства. В центре этой идеологии выступал обычно лидер, не редко религиозный, от которого зависела судьба страны (войны, реформы и т.п.).

Таким образом, и натурализм, растворяющий человека в природе, излишне заземляющий его, и идеализм, отрывающий человека от природы и превращающий духовное начало в нем в самодовлеющую сущность, ори­ентируют на одностороннее понимание общества.

Материализм - за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит определенный способ производства, уровень развития культуры, сложившийся образ жизни и соответствующий ему менталитет, т.е. склад ума, характер чувств и мышления.

Материалистический подход связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые имеют определяющий характер и которые возникают в соответствующих природных условиях, при наличии тех или иных социальных идей или религиозных верований. Общество – это определенная система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью не сводиться. Человек реализует себя в зависимости от места, занимаемого им в обществе и участия в общем социальном процессе жизнедеятельности. Отношения людей определяются не договором (контрактом), а консенсусом (согласием членов общества). Связывает людей в «социальный организм» производительные силы и производственные отношения и соответствующая социокультурная сфера.

Каждый из рассмотренных выше мировоззренческих подходов имеет свои достоинства. С их помощью были даны объяснения социальных процессов, сделаны определенные шаги в познании общества. Но критическое отношение к этим подходам дает возможность аргументировано обосновывать достоинства и недостатки каждого из них.


Похожая информация.


Концептуально-теоретические модели общества.

Существует множество точек зрения на общество и причины его возникновения. Основные концептуально-тео¬ретические модели, используемые в социальной философии для объяснения общества:

1)религиозно-мифологическая модель. Возникла в эпоху рабовладельчества. Общество, как и отдельный человек, через призму данной модели рассматривалось в системе общего мирового (божественного) порядка - Космоса (Бога), выступающего источником и первоосновой всего сущего. Стихийная реализация исторической необходимости порождала и поддерживала у людей уверенность в существовании судьбы, в божественной предопределенности существующих отношений, порядков, а также всех происходящих изменений. Поэтому божественный (космический) первоисточник существования общества и действующих в нем законов и моральных норм - основная тема древних мифов. Историки и философы античности также рассматривали общество не как особое образование, развивающееся по собственным законам, а как компонент космического бытия. Отсюда проистекает религиозно-мифологический характер их взглядов.

2)теологическая модель. Зародилась в недрах схоластической философии Средневековья. Средневековое мышление теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, в том числе и общественную жизнь, для него являлась не природа, а Бог.

В наиболее полном виде эта концепция получила развитие в учении Аврелия Августина (354-430), а позднее Фомы Аквинского (1225-1274). Августин считал, что вся история определяется божественной волей, а все пороки общества объясняются первородным грехом Адама и Евы. Развивая эти идеи, Фома Аквинский утверждал, что неравенство людей является вечным принципом общественной жизни, а разделение на сословия установлено Богом.

3) натуралистическая модель. Значительное распространение получила в Новое время. Ее представителями были Исаак Ньютон, Рене Декарт, Шарль Луи Монтескье, Джон Локк и другие, хотя первые натуралистические идеи можно обнаружить еще в творчестве древнегреческих философов.

В чем же суть данного подхода? Натурализм (от лат. natura - природа) как философский принцип рассматривает социальные явления исключительно как действие природных сил: физических, географических, биологических и т. п. В соответствии с данным принципом тип общества и характер его развития определяются климатическими условиями и географической средой, биологическими, расовыми, генетическими особенностями людей, космическими процессами и ритмами солнечного излучения. Таким образом, натурализм сводит высшие формы бытия к низшим, а человека - к уровню всего лишь природного существа. Главный недостаток данной концепции состоит в игнорировании качественного своеобразия человека, в принижении человеческой активности, в отрицании человеческой свободы.

Другой недостаток натуралистического подхода к обществу состоит в понимании человека как социального атома, а общества - как механического агрегата индивидов-атомов, поглощенных лишь своими собственными интересами. Таким образом, натурализм излишне материалистически трактует сущность человека, выделяя в ней лишь природную субстанцию. Вследствие этого человеческие связи приобретают исключительно природный характер, игнорируются их социальная и духовная составляющие.

4) идеалистическая модель. Изолирует человека от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самодовлеющую субстанцию. Такое идеалистическое понимание истории возникает в результате абсолютизации духовного фактора в человеческом бытии и находит свое выражение в принципе: «Идеи правят миром».

Вершиной объективно-идеалистической модели понимания общества являются воззрения Георга Гегеля (1770-1831), который высказал ряд гениальных догадок о закономерностях развития общества. Согласно Гегелю, история слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои способности, взаимоисключающие интересы, эгоистические цели. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличающееся от их первоначальных замыслов. В этом у Гегеля и заключается «хитрость исторического разума», саморазвитие и самопознание которого и представляют собой собственно исторический процесс.

В идеализме функцию творческого начала выполняет мировой разум (объективный идеализм) - ничем не ограниченная человеческая активность, прежде всего, духовно-волевая (субъективный идеализм).

5) диалектико-материалистическая модель. Создатели - немецкие философы и социологи Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

В чем суть социальной концепции марксизма? С точки зрения марксизма, опирающегося на работы Чарльза Дарвина и Льюиса Моргана, процесс формирования общества начался с выделения человека из животного мира при формировании у предков человека социально-побудительных мотивов поведения. Благодаря этому, кроме естественного отбора, в силу вступил и социальный отбор. В процессе такого «двойного» отбора выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально значимым требованиям, например сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства и др. Так постепенно в процессе исторического развития человек, образно говоря, становился на рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей.

Социализация человека осуществлялась, прежде всего, в процессе труда, навыки которого постоянно совершенствовались, передавались от поколения к поколению, образуя тем самым вещественно фиксируемую «культурную» традицию. Труд и возникшие на его основе производственные отношения являются главными материальными силами, которые привели к собственно человеческой форме существования - обществу.

6) интерпретации социального действия. Одна из наиболее известных концепций общества, созданная Максом Вебером (1864-1920). В соответствии с этой концепцией социальное действие обретает содержание, которым оно не обладало в природе. Для понимания этого смысла необходима соответствующая интерпретация. В этом и заключается главная идея Вебера: всегда и везде, во все эпохи природу общества необходимо понимать как толкование смысла социальных действий людей. Следует добавить, что под социальным действием понимается не любое действие, а действие, «субъективный смысл которого относится к поведению других людей». Исходя из такого подхода, нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, аффективным или ориентируется на какое-либо природное явление.

7) концепция методологического индивидуализма. Сложилась на основе идей марксизма, тейярдизма, неофрейдизма и социобиологизма, рассматривает общество как продукт индивидуального взаимодействия. По мнению Карла Поппера (1902-1994), автора данной концепции, каждое коллективное явление мы должны рассматривать как результат действий, взаимодействий, целей, надежд и мыслей отдельных людей и как результат созданных и охраняемых ими традиций. Согласно этому пониманию, социальная сущность индивида запрограммирована не только обществом, но и космо-природно-товарно-социальным бытием, поскольку человек является космо-природно-товарно-социальным существом. Здесь потенциальная духовность космоса реализуется человеком в различных объединениях.

Итак. Понятие «общество» можно рассматривать в широком и узком значениях. Предметом исследования социальной философии является общество в широком понимании слова, иными словами, - это человечество в целом, вся совокупность общественных организмов, которые существовали и существуют на нашей планете.

Учет расчетов по налогам и сборам.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и по нало­гам с работниками этой организации предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Порядок исчисления и уплаты налогов и сборов регули­руется законодательными и другими нормативными актами. Суммы налогов и сборов, подлежащие уплате в бюджеты, определяются по налоговым декларациям (расчетам).

Начисление налогов и сборов может производиться за счет:

1. затрат на производство и расходов на продажу (на­пример, транспортный налог, зе­мельный налог, платежи за пользование природными ресур­сами и др.):

Дебет 20-29,44 Кредит 68.

2. за счет финансовых результатов:

Налога на имущество: Дт 91-2 Кт 68.

Налога на прибыль: Дт 99 Кт 68.

3. Доходов, выплачиваемых физическим и юридическим лицам:

Начислен налог на доходы физических лиц у источника выплаты: Дт 70,75,76 Кт 68.

4. Начисленная сумма штрафных санкций за несвоевремен­ную или неполную уплату налогов и сборов отражается в учете следующей записью:

Дт 99 Кт 68.

5. Исчисление НДС и его отражение в бухгалтерском уче­те имеет следующие особенности. Начисление сумм НДС, подлежащих получению от покупателей за проданную им про­дукцию (товары, работы, услуги), отражается проводкой:

Дт 90-3, 91-2 Кт 68.

Налоговый вычет на суммы НДС по приобретению и по­ставленным на учет ценностям при наступлении соответству­ющих оснований отражается записью:

Дт 68 Кт 19.

Таким образом, суммы НДС, начисленные по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", уменьшаются на сумму налогового вычета в соответствии с действующим за­конодательством.

6. Погашение задолженности по налогам и сборам, т. е. фак­тическое перечисление в бюджеты начисленных сумм нало­гов и сборов, отражаются в учете следующей записью:

Дт 68 Кт 50,51,55.

Аналитический учет по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам" ведется по видам налогов.

С 2010 г. отменен единый социальный налог (ЕСН), предназначенный для мобилизации средств граждан в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования РФ.

На сегодня страховые взносы формируются по фондам по следующим тарифам:

в ПФР - 20%;

ФСС – 2,9%;

ФФОМС – 1,1%;

ТФОМС – 2% (ст. 57 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ).

Отдельно выделено обязательное страхование от несчастных случаев на производство и профессиональных заболеваний в зависимости от профессионального риска от 0,2 до 8,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям.



В Пенсионный фонд России отчисления производятся в зависимости от года рождения работника: до 66 года рождения и старше работника отчисления производятся только в страховую часть – 20%, с 67 года рождения и младше – в страховую – 14%, в накопительную – 6%.

Учет расчетов по отчислениям в фонды и отчислениям от НС и ПЗ ведется на пассивном счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 рекомендуется открывать следующие субсчета:

69.1 «Расчеты по страховым взносам в Пенсионный фонд России» (20%);

69.2 «Расчеты по ЕСН с фондом социального страхования РФ» (2,5%);

69.3 «Расчеты по ЕСН с федеральным фондом обязательного медицинского страхования»; 1,1%

69.4 «Расчеты по ЕСН с территориальным фондом обязательного медицинского страхования» (2%).

69.5 «Расчеты с ФСС по социальному страхованию от НС и ПЗ» (0,2% – 8,5%).

Начисление сумм отчислений производится за счет тех же источников, из которых осуществляется выплата работникам организации и отражается записью:

Дт 20-29, 44,91,97 Кт 69.

Начисление и выплата сумм пособий за счет средств социального страхования отражается записью:

Дт 69 Кт 70.

Перечисление отчислений соответствующим фондам отражается.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Расчеты по социальному страхованию ведутся на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»/субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию». Операции по начислению и выплате пособий отражаются следующими бухгалтерскими проводками:

Дт 69-1 Кт 70 – начисление пособий;

Дт 70 Кт 50 – выплата пособий.

Выплаты пособий осуществляются за счет ЕСН в части, перечисляемой в ФСС РФ. Сумма ЕСН, подлежащего уплате, уменьшается на сумму начисленных пособий.

Пример.

За I квартал 2004 года организацией начислен ЕСН в части, перечисляемой в ФСС РФ, в сумме 12 400 рублей. Сумма начисленных пособий по социальному страхованию - 10 200 рублей.

Подлежит уплате: 12 400 – 10 200 = 2200 рублей.

Если сумма начисленных пособий превышает сумму ЕСН в части, перечисляемой ФСС РФ, то организация обращается в отделение ФСС РФ с заявлением о возмещении расходов на выплату пособий.

Пример.

За I квартал 2004 года организация начислила ЕСН в части, перечисляемой ФСС РФ, в сумме 10 200 рублей. Сумма начисленных пособий по социальному страхованию - 12 400 рублей. Организация обратилась в отделение ФСС РФ с заявлением о возмещении суммы, необходимой для выплаты пособий.

Сумма возмещения: 12 400 – 10 200 = 2200 рублей.

Операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей.

Дебет

Кредит

20,26 69-1 10 200 Начислен ЕСН в части ФСС РФ
69-1 70 12 400
51 69-1 2200
50 51 2200
70 50 12 400 Выплачены пособия по социальному страхованию

Если страхователь имеет задолженность по уплате единого социального налога (взноса) и не может осуществлять выплату пособий по государственному социальному страхованию вследствие отсутствия средств на своих банковских счетах, то в соответствии с пунктом 3.7.Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 года №22 по заявлению страхователя отделение Фонда может принять решение о выделении средств страхователю на указанные цели либо о выплате пособий.

Выделение средств страхователю производится на основании следующих документов:

Письменного заявления страхователя;

Расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ) и (или) отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в ФСС РФ отдельными категориями страхователей (форма 4а-ФСС РФ) или промежуточной расчетной ведомости по средствам Фонда за соответствующий календарный месяц, подтверждающей начисление расходов по обязательному социальному страхованию;

Копий платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период единого социального налога (кроме страхователей, имеющих льготы по уплате единого социального налога), единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения;

Заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию

При выделении средств страхователям-работодателям, являющимся плательщиками единого социального налога, в случае необходимости, отделение Фонда проводит документальную камеральную или выездную проверку.

Выделение средств страхователям-работодателям осуществляется по решению руководителя или заместителя руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.

Пример.

За I квартал 2004 года организация начислила пособия по социальному страхованию в сумме 14 600 рублей. Сумма начисленного ЕСН в части, перечисляемой в ФСС РФ, составляет 16000 рублей. В течение квартала суммы налога не перечислялись ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете организации. Организация обратилась в отделение ФСС РФ с заявлением о перечислении денежных средств на выплату пособия. ФСС РФ перечислил на счет организации 14 600 рублей. Задолженность организации перед отделением ФСС РФ - 16 000 рублей.

Операции оформляются следующими бухгалтерскими проводками:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей.

Дебет

Кредит

20, 26 69-1 16 000 Начислен ЕСН в доле ФСС РФ
69-1 70 14 600 Начислены пособия по социальному страхованию
51 69-1 14 600 Получены средства от ФСС РФ на выплату пособий
50 51 14 600 Получены деньги в кассу предприятия
70 50 14 600 Выплачены пособия работникам

Обратите внимание! Новая Инструкция ФСС РФ!

Постановлением ФСС России от 09.03.2004 года №22 утверждена Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (зарегистрирована в Минюсте РФ 2 апреля 2004года). Инструкция устанавливает порядок учета и расходования средств обязательного социального страхования. При этом расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний данной Инструкцией не регулируется (пункт 1.1).

Одним из нововведений является выплата пособий отдельным категориям работников путем прямого перечисления начисленной суммы с банковского счета отделения ФСС РФ на лицевой счет работника в банке (или почтовым переводом). Категории таких работников и соответствующие случаи перечислены в пункт 3.5 Инструкции:

• пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, неработающим гражданам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, у которых нетрудоспособность, длящаяся свыше месяца, или отпуск по беременности и родам наступили в течение месячного срока после увольнения с работы;

• пособий по временной нетрудоспособности бывшим военнослужащим, заболевшим в течение месячного срока после увольнения со срочной службы;

• в других исключительных случаях (пропущен срок обращения за пособием при наличии права на его получение до ликвидации организации, стихийное бедствие, авария и тому подобное.).

Выплата пособий по обязательному социальному страхованию в таких случаях осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда на основании:

  • • письменного заявления работника;
  • • документов, являющихся основанием для назначения и выплаты пособия;
  • • документов, необходимых для исчисления пособий (для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам);
  • • документов, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в пункте 3.5 Инструкции.

Решение о выплате пособий принимается руководителем или заместителем руководителя отделения (филиала отделения) Фонда в двухнедельный срок после представления страхователем всех необходимых документов.

Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, так же, определен порядок выплаты пособий организациями, применяющими специальные налоговые режимы. При переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим страхователи начинают выплачивать пособия за счет ЕСН с того месяца, в котором они осуществили переход.

Расходы на оздоровительные путевки детей работников страхователи могут осуществлять в пределах сумм, утвержденных для них отделением ФСС на календарный год. По мере выдачи путевок их стоимость можно относить на расходы по социальному страхованию (в пределах величины, установленной федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год).

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ Согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам. Иными словами, все пособия по обязательному социальному страхованию не подлежат налогообложению, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, которые подлежат налогообложению на общих основаниях по ставке 13% - для резидентов и 30% - для нерезидентов.

Не подлежат налогообложению:

• пособие по беременности и родам;

• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

• единовременное пособие при рождении ребенка;

• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• пособие при усыновлении ребенка;

• оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

• пособие на погребение.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

Таким образом, все пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не являются объектам обложения ЕСН.

Относительно доплаты до фактического заработка необходимо учитывать следующую точку зрения фискальных органов Согласно пункту 15 статьи 255 НК РФ, к расходам на оплату труда для целей главы 25 НК РФ, отнесена доплата до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленная законодательством РФ. Однако в настоящее время федеральным законодательством такая доплата не предусмотрена. Поэтому, такая доплата не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль и не облагается ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.