Один из основных итогов экономической реформы 1987. Некоторые причины провала экономических реформ на первом этапе

Новое политическое мышление.

Распад СССР и образование СНГ.

Изменение политической системы СССР.

Экономические преобразования перестройки.

Президент СССР (март 1990 г. – декабрь 1991 г.).

Время правления М. С. Горбачёва называют перестройкой.

Необходимость перестройки:

Пребывание СССР на грани экономического, социального, политического кризиса;

Снижение уровня общественной дисциплины;

Низкий уровень жизни большинства населения;

Отставание от Запада.

Основные мероприятия перестройки:

Курс на ускорение социально-экономического развития;

Новое политическое мышление;

Политика гласности;

Демократизация.

Цели Горбачева по перестройке

1. нужны реформы, но в рамках социалистического строя, чтобы не допустить отставания от Запада (1985 – 1987 гг.)

2. сознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям (с 1987 г.ознательное разрушение социалистического строя, переход к рыночным отношениям () от Запада и начинает коренную перестройку.

Меры, предпринятые в экономике:

1 этап экономических преобразований (1985- 1987 гг.) - при сохранении командно-административной экономики:

Курс на ускорение социально-экономического развития на основе форсированного развития машиностроения, укрепление порядка и дисциплины на производстве, активное использование достижений науки и техники.

Ускоренное развитие машиностроения должно было стать основой быстрого перевооружения всего народного хозяйства. Концепция ускорения оказалась несостоятельной, т. к. ослабила производство товаров народного потребления, усилила инфляцию. Начинать преобразования следовало не с реформы тяжёлой промышленности, а с сельского хозяйства, лёгкой и пищевой промышленности. Это дало бы быструю отдачу для людей, укрепило бы социальную базу перестройки.

- 1986 г. – введение государственной приемки на все виды производимой продукции, так как много брака – этот товар не разрешали выпускать на реализацию (эта мера только обострила дефицит).

- 1985 г. – антиалкогольная кампания (уменьшились доходы государства, вырублены виноградники, самогоноварение). Через 2,5 года свернута кампания.

Антиалкогольная компания - государство не получило прибыли от продажи алкоголя – главной статьи пополнения бюджета.

Землетрясение в Армении (1988 г.).

Эти катаклизмы стоили бюджету огромных средств, так необходимых для перестройки экономики.



Кроме того, в 1985 г. упали цены на нефть, на 2/3 уменьшились доходы.

Таким образом, кризисные явления в экономике сохраняются:

Снижение темпов прироста;

Уменьшение объёмов производства;

Инфляция;

Дефицит товаров.

2 этап экономических реформ – 1987 – 1989 гг.

В начале 1987 г. была признана неудача реформ предшествующих лет. Вся ответственность была возложена на командно-административную систему. Была поставлена задача разрушить её. Идея ускорения выходит из обихода. Главной идеей объявляется демократия. Стали исходить из того, что без демократизации общества радикальные экономические преобразования невозможны. Во главу реформ в ущерб экономике была поставлена политика. Реформа политической системы, плюрализм, многопартийность, демократия – главные двигатели перестройки.

Экономическую реформу разрабатывали на этом этапе Абалкин, Рыжков, Кацура. Предусматривалось расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования, постепенное возрождение частного сектора.

Июнь 1987 г. – закон «О государственном предприятии» - после выполнения госзаказа предприятия могли оставлять прибыль у себя и свободно ею распоряжаться.

1988 г. – закон «О кооперации в СССР» - начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг, могли сами вести внешнюю торговлю.

1989 г. – помимо колхозов и совхозов разрешено заниматься фермерским хозяйством.

То есть, эта реформы были попыткой допущения демократических рыночных элементов в плановую экономику.

Но по мере развития демократического политического режима такое «допущение» представлялось недостаточным.

3 этап реформ (1990 – 1991 гг.) – переход СССР к регулируемой рыночной экономике

Лето 1990 г. – создана программа «500 дней» Явлинского и Шаталина (за 500 дней провести приватизацию, ввести свободные цены) – не была реализована.

Но в ноябре 1991 г. – «шоковая терапия» Гайдар, Чубайс, Шохин (радикальный курс перехода к рынку одномоментно): либерализация цен, торговли и приватизация. Итог: за год цены выросли в 100 – 150 раз при росте зарплаты в 10-15 раз.

Этапы «шоковой терапии»:

1 этап (1992 – первая половина 1994 гг.) – ваучерная приватизация, осуществлявшаяся за приватизационные чеки на сумму 10 тыс. рублей, которые получал каждый гражданин РФ.

2 этап (1994 – 1997 гг.) – денежная приватизация (купить госсобственность могли не все из-за отсутствия денег).

Итоги перестройки в сфере экономики:

1. Страна оказалась на грани экономической катастрофы

2. Наблюдалась фактическая потеря управления отраслями экономики.

3. Резко упал уровень жизни населения

4. увеличился дефицит, вводится карточная система (талоны).

5. К 1996 г. более половины госпредприятий перешли в частную собственность узкого круга лиц (бывшие номенклатурные работники и теневые криминальные структуры).

В феврале 1986 г. состоялся очередной XXVII съезд КПСС, главными задачами которого выступали борьба с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро.

В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики.

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности.

Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком.

Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку.

В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута.

Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия.

В апреле 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ус­корение социально-экономического развития страны. Его рыча­гами считались научно-техническая революция, технологическое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

Предполагался энтузиазм рабочих, но он не был подкреплен необходимой техникой и квалификацией работников. Это приве­ло не к уменьшению сроков работы, а к значительному увеличе­нию числа аварий в различных отраслях народного хозяйства. Крупнейшей из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 1980-х гг. по всей стране развертываются две адми­нистративные кампании: борьба с алкоголизмом и «нетрудовыми доходами». Опять возобновились чиновничье рвение и азарт. Рез­кое сокращение предложения спиртных напитков, вырубка вино­градников, повышение цен на алкоголь привели к росту спекуля­ции спиртным, самогоноварению, массовым отравлениям суррогатами. Борьба с «нетрудовыми доходами» сводилась к оче­редному наступлению сельских властей на личные подсобные хо­зяйства.

К собственно экономической реформе власти обратились ле­том 1987 г. Были заметно расширены права предприятий. В част­ности, они получили возможность самостоятельно продвигаться на внешний рынок, вести совместную деятельность с иностран­ными фирмами. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями провозглашались «партнерские», а не командные отношения. Директивный государственный план заменялся госзаказом. На селе было установлено 5 форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В 1988 г. принимаются законы, открывшие простор в более чем 30 видах производства услуг и товаров. Побочным следстви­ем этого стало фактическое узаконивание «теневой экономики» и ее капиталов. Принятый в ноябре 1989 г. Закон об аренде и арендных отношениях предоставил право горожанам и сель­ским жителям брать землю в аренду в наследственное пользова­ние на срок до 50 лет. Они могли свободно распоряжаться полу­ченной продукцией. Но земля, как и раньше, реально была в собственности местных Советов и колхозов. А они неохотно шли навстречу новым фермерам. Частное предпринимательство на се­ле сдерживало и то, что договоры аренды могли быть аннулирова­ны верхами в одностороннем порядке с уведомлением за 2 месяца.

Следующим шагом хозяйственной реформы было постановле­ние Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируе­мой рыночной экономике», а затем ряд других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление частного предпринима­тельства и др. Однако механизм и сроки реализации этих мер бы­ли намечены приблизительно, неконкретно. Слабым их местом являлась проработка болезненных в социальном плане, но насущ­но необходимых для оптимизации производства вопросов рефор­мирования кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энерго­носителями.

Тогда же вниманию общественности была предложена аль­тернативная «Программа 500 дней», подготовленная коллекти­вом экономистов во главе с Г. А. Явлинским и С. С. Шатали­ным. В ней намечалось провести в сжатый срок кардинальную приватизацию госпредприятий с ориентацией на прямой пере­ход к свободным рыночным ценам, существенно ограничить экономическую власть центра. Правительство отклонило эту программу.

В общем экономическая политика администрации Горбачева отличалась непоследовательностью и неполнотой, это увеличива­ло кризис народного хозяйства, дисбаланс между его различными структурами. Этому также способствовало то, что безусловное большинство принимаемых законов не работало. Они портились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непри­вычных начинаниях центра открытую угрозу своему благополу­чию и существованию.

Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. началось уменьшение производства в сельском хозяйстве в це­лом, с 1990 г. - в промышленности. Сильно увеличились инфля­ционные тенденции из-за гигантского бюджетного дефицита.

Уровень жизни населения стремительно падал, делая для про­стых людей споры власти о реформе в экономике все менее заслу­живающими доверия. В условиях инфляции деньги теряли вес, поднимался ажиотажный спрос на товары. Летом 1989 г. по стра­не прокатилась первая волна массовых забастовок рабочих. С тех пор они уже постоянно сопутствовали «перестройке».


3.Экономическая реформа 1987 г

XXVII съезд КПСС провозгласил главными задачами - борьбу с бюрократизмом и беззаконием. Произошли изменения в составе партийной верхушки. К 1987 г. было заменено 40 % членов КПСС, 70 % членов Политбюро и 60 % секретарей обкомов. Премьер-министром теперь стал Н.И. Рыжков вместо Н.А. Тихонова, Н.В. Талызин сменил Н.К. Байбакова на посте председателя Госплана СССР. Московский горком КПСС возглавил секретарь ЦК КПСС Б.Н. Ельцин, который затем стал кандидатом в члены Политбюро. В 1986 г. становится понятным, что поставленные цели не могут быть реализованы из-за устаревшей системы государственного планирования. Резкое повышение темпов экономического роста, запланированное в новой пятилетке, не привело к положительному результату. Вскоре ситуация в стране вновь стала ухудшаться. Антиалкогольная компания еще больше усугубила состояние государственного бюджета. В январе 1987 г. произошел спад производства, что послужило началом экономического кризиса. Неудачный первый этап «перестройки» заставил новое молодое руководство задуматься о комплексной экономической реформе, главной целью которой выступало движение в сторону рыночной экономики. Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
- постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путем развития кооперативного движения);
- отказ от монополии внешней торговли;
- более глубокая интеграция в мировой рынок;
- сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения;
- признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (наряду с колхозами и совхозами - агрокомбинатов, арендных кооперативов и фермерских хозяйств).

Правительство Н.И. Рыжкова летом 1987 г. представило на утверждение Пленуму ЦК КПСС план реформ, представляющих собой программу перехода к «социалистическому рынку». Новая экономическая стратегия включала в себя перевод предприятий на полный хозрасчет, расширение их самостоятельности, частичное самоуправление; привлечение иностранного капитала путем создания совместных организаций; развитие кооперативной и частной форм собственности. При этом реформа должна была сохранить старые институты государственного управления и социалистической собственности. Принятый в июне 1987 г. закон о государственном предприятии позволял организациям самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять совместную деятельность с иностранными партнерами. Изменив положение предприятий, правительство должно было изменить и систему экономики на разных уровнях. С принятием нового закона директора государственных предприятий не контролировались ни чиновниками, ни рынком. Таким образом, отсутствие рыночной дисциплины привело к активизации потребительской деятельности организаций. На данном этапе «перестройки» государственные органы полностью потеряли контроль над экономическими процессами в стране, что впоследствии затруднило переход к рынку. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации в СССР, Основы законодательства об арендных отношениях, в конце 1986 – начале 1987 гг. – первые решения о развитии кооперации. В них было провозглашено равноправие государственного и кооперативного секторов экономики. На самом деле власти, которые опасались расширения негосударственного сектора и потери контроля над ним, приняли многочисленные ограничения юридического характера. В скором времени началась борьба с нетрудовыми доходами, личным подсобным хозяйством людей. Все эти меры остановили развитие всех новых форм хозяйствования. Отсутствие источников сырья привело к тому, что кооператоры стали иметь противозаконные связи с теневыми структурами. Таким образом, ни одна из целей экономических реформ не была достигнута. Происходило дальнейшее ухудшение финансового и экономического положения страны. Национальный доход в 1990 г. по сравнению с прошлым годом снизился на 9 %. Для поддержания жизненного уровня населения власть прибегала к займам. Это послужило формированию крупного внешнего долга СССР, ответственной за который стала Россия. Второй этап экономической реформы.По мере неудач в реформировании госсектора Горбачев все более ориентировался на переход к рынку. В то же время предлагавшиеся им меры не носили последовательного характера. Так, он провел через Верховный Совет СССР в июне 1990 г. постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства названных мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.
Горбачев опасался не только консерваторов, способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва, чем объясняется его постоянная задержка в реформировании кредитной и ценовой политики, централизованной системы снабжения. Все это вело к углублению экономического кризиса. Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачев объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе, предполагавшего заключение крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полное распоряжение полученной продукцией. Однако все права по наделению землей, определению площади индивидуального участка и поголовья скота должны были принадлежать колхозам, которые, конечно, не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% возделываемых земель и содержалось 3% поголовья скота. Да и сами колхозы в ходе реформ так и не получили реальной самостоятельности, оставаясь под постоянной, порой мелочной опекой районных властей.

4. Программа «500 дней» Нежизнеспособность идеологии рыночного социализма заставила правительство разработать программу выхода из кризиса. В период с лета 1989 г. до осени 1990 г. было представлено 10 крупных реформ. Комиссия во главе с академиком Л.И. Абалкиным создала свою концепцию перехода к рынку, суть которой заключалась в нацеленности соединить элементы рыночных отношений с государственным планированием. Официальная правительственная программа предлагала начало нового хозяйственного механизма не раньше 1991–1992 гг., отвергая при этом возвращение к директивной системе и быстрое вхождение в рынок через приватизацию. Немного позднее группа экономистов под руководством Г.А. Явлинского и С.С. Шаталина разработала альтернативный вариант реформ, который получил название «500 дней». Главными целями этой программы выступали быстрый переход к рынку и передача в частные руки предприятий промышленности и торговли, остальные же вопросы, такие как проведение приватизации, денежная реформа, структура политической системы, денационализация земли, были едва обозначены. С.С. Шаталин и Г.А. Явлинский обещали провести реформы без снижения жизненного уровня.

В чем ее суть?

В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы программы расписали по периодам, - какие меры должны быть осуществлены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль над выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Так как программа «500 дней» не соответствовала интересам номенклатуры, а именно аппарата союзных министерств, ВПК, ЦК КПСС, М.С. Горбачев выбрал концепцию программы реформ под названием «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике», которая фактически не являлась программой перехода к рынку.

5.Денежная реформа 1991 г

В 1990 г. во главе правительства встал бывший министр финансов В. С. Павлов, сменивший на данном посту Н. И. Рыжкова. Приверженец консервативных идей Павлов отстаивал интересы ВПК и определенных политических и экономических кругов партийной элиты. При нем речь о приватизации и либерализации уже идти не могла. Более того, его команда взяла курс на ужесточение мер в экономике. Первый президент СССР М. С. Горбачев после обвинения В. С. Павловым некоторых зарубежных банков в дестабилизации положения на территории СССР принял решение о контроле хозяйственной деятельности предприятий и фирм (особенно совместных) органами МВД и КГБ. В результате сократился поток иностранных инвестиций в советскую экономику.23 января 1991 г. из обращения были изъяты 100 и 50-ти рублевые купюры, которые подлежали обмену в течение 3 дней. Государство таким способом пыталось пополнить бюджет и стабилизировать падение рубля. Обмен мог производиться лишь в размере месячного оклада, причем большая часть средств замораживалась. Такой экономический ход больно ударил по простым гражданам, так как предприятия незадолго до обмена получили деньги для выплаты заработной платы в крупных купюрах. Очень пострадали пенсионеры, которым в сберкассах не производили обмен из-за отсутствия мелких денежных купюр. Становилось очевидным, что в такой короткий срок население не сможет обменять значительную часть денег, и правительство решилось на продление данного срока, причем с каждым месяцем доля денежной прибыли государства сокращалась (после обмена – 10 млрд. руб., в марте – 8 млрд. руб., в апреле – 4 млрд. руб.). Но в результате непоследовательности дальнейших шагов правительства «оздоровление» рубля не состоялось. В апреле 1991 г. наличие денежной массы оценивалось как минимальное. Но в момент проведения денежной реформы произошел срыв стабилизации денежного обращения, в результате чего государственные розничные цены возросли в 3 раза, а базарные и кооперативные цены снизились. Предел покупательной способности населения был достигнут. Параллельно государство принялось выплачивать денежные компенсации и включило печатный станок. Распад Советского Союза привел к значительной эмиссии в июне-сентябре 1991 г., так как бывшие республики больше не пополняли госказну. Президент М. С. Горбачев был вынужден пойти на крайние меры и изъял из Госбанка в июле того же года на содержание государственного аппарата и армии 93 млрд. руб. Этот шаг был предпринят с нарушениями союзного законодательства, в результате чего еще доперестроечная инфляция превратилась в гиперинфляцию. Проведенная денежная реформа не изменила положение на потребительском рынке в лучшую сторону. Повышение денежной массы в обращении привело к увеличению цен на товары народного потребления и продукты питания. Встревоженное население скупало по предлагаемым ценам все, что лежало на полках магазинов, способствуя тем самым росту дефицита в стране.

Заключение

Таким образом, ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, так и не дала положительных результатов. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.). В условиях стремительного падения уровня жизни населения простые люди все меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали с тех пор повседневным явлением. Обострение национального сепаратизма также сказывалось на экономическом положении страны.
В стране нарастал дефицит бюджетных средств. В 1985 г. он составил около 18 млрд. руб., в 1986 г. уже свыше 51 млрд. руб. Возникновению дефицита способствовали война в Афганистане, трагедия Чернобыльской АЭС, горбачевская антиалкогольная кампания и сокращение валютных поступлений. Увеличение денежной эмиссии привело к тому, что повсеместно с прилавков магазинов стал исчезать товар (включая самое необходимое – мыло, сахар, табачные изделия и многое другое). Чтобы хоть как-то разрешить проблему, власти вводили талоны и карточки покупателя на продукты питания (на кур, сахар, табачные изделия, масло, крупы и др.). На фоне общей тревоги за будущее по Советскому Союзу прошла волна митингов, лозунги которой пестрели от требований не повышать цены. М.С. Горбачев, пообещав стабилизировать цены, отложил проведение реформы и направил правительству программу на доработку. В результате деятельности нового руководства страны цены остались регулируемыми, правда, с 2 апреля 1991 г. они двукратно увеличились. В течение 23–25 января 1991 г. был произведен обмен 50– и 100-рублевых банкнот на купюры нового образца. В 1991 г. советская экономика находилась в глубоком кризисе. Спад производства и задолженность по заработной плате предприятий своим работникам достигли небывалого размаха. Дефицит бюджета составлял до 30 %, а внешний долг СССР оценивался в 103,9 млрд. долл. Страна переживала нелегкие времена.

  • Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.
  • Постепенное возрождение частного сектора через кооперацию
  • Отказ от монополии внешней торговли.
  • Более глубокая интеграция в мировой рынок.
  • Сокращение числа отраслевых министерств.
  • Признание равноправия новых форм хозяйства на селе (арендных кооперативов и фермерских хозяйств) с колхозами и совхозами.

Экономическая политика не дала ожидаемых результатов. Почему? В 1989 –1990 гг. был взят курс на переход к рынку (правительство Н.И.Рыжкова). Непоследовательность и промедление в проведении реформ привели к углублению экономического кризиса и обострению социальной напряженности.

Стала очевидной необходимость глубокой реформы политической системы.

ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В СССР (1988 – 1991 гг.)

Лейтмотивом политической жизни периода "перестройки" стала гласность. Что означала гласность? Как она повлияла на духовную жизнь страны? Расскажите о введении в СССР президентской власти. Кто стал президентом СССР? К каким изменениям в политической, жизни страны привела утрата КПСС монополии на власть? Назовите наиболее крупные общественно-политические движения и политические партии, возникшие на рубеже 80-90-х гг.

Какие перемены произошли во внешней политике СССР? Что означало новое политическое мышление? Проанализируйте его основные принципы.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ .

§ Признание единства противоречивого мира.

§ Признание невозможности решения политических задач обеспечения безопасности страны военными средствами...

§ Признание за каждым народом права на выбор пути развития.

§ Отказ от переноса идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений.

§ Превращение разоружения в фактор общественного развития.

Как новый внешнеполитический курс повлиял на международное положение СССР, на ситуацию в Европе и в мире в целом?

Проанализируйте ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР в 1985 – 1991 годах:

  • Отказ от давления и диктата в отношениях со странами социализма.
  • Нормализация отношений Восток – Запад посредством разоружения.
  • Разблокирование региональных конфликтов.
  • Установление тесных контактов со всеми странами, без оказания предпочтения странам социализма.

Период перестройки закончился в 1991 году. Подведите итоги.

2 вопрос . Непоследовательность национальной политики в СССР породила многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В ряде регионов эти противоречия переросли в открытые конфликты. В каких республиках ситуация достигла наибольшей напряженности?

Какова была обстановка в Российской Федерации? Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России? Кто стал ее первым президентом?

Объясните, почему в центре политической жизни в 1991г. встал вопрос о дальнейшем существовании СССР? Расскажите о событиях августа 1991года. Как августовский путч повлиял на процесс распада СССР? Какие решения были предприняты на совещании руководителей России, Украины и Белоруссии в Беловежской пуще (декабрь 1991 г)? Как вы оцениваете создание СНГ? Какие страны вошли в состав СНГ (см. Приложения)? Как сейчас складываются отношения между Россией и другими членами СНГ?

Рассмотрите последствия распада СССР:

1. Нарушение экономических связей между бывшими республиками

2. Ослабление обороноспособности всех республик

3. Обострение межнациональных конфликтов (чеченский вопрос)

4. Ухудшение социально-экономического положения населения.

Руководству Российской Федерации - предстояло осуществить демонтаж тоталитарной системы и создать демократическое правовое государство. Расскажите о политическом кризисе сентября-октября 1993 г. Итог политического кризиса -прекращение деятельности всех советских органов.

Проанализируйте процесс становления новой государственности, принятия новой Конституции. Как Конституция определяет характер нового российского государства? Как решает вопрос о разделении власти? Каковы полномочия высших органов власти?