Налоговый кодекс статья 119 пункт 1. Теория всего

Официальный текст :

Статья 119. Непредставление налоговой декларации

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Комментарий юриста :

Обременение налогоплательщика обязанностью представлять в налоговые органы налоговую декларацию установлено статьей 23 Налогового Кодекса РФ . Она должна быть представлена по определенной форме и с соблюдением соответствующих правил. Формы налоговых деклараций и правила их заполнения утверждаются налоговыми органами. Статья 119 устанавливает ответственность за невыполнение этих обязанностей в установленные сроки. Содержание самой налоговой декларации значения в данном случае не имеет, т.е. правильность отражения в ней сведений не влияет на привлечение к ответственности и на размер применяемых санкций.

Размер налоговых санкций находится в прямой зависимости от продолжительности времени, в течение которого не представлялась налоговая декларация. Непредставление ее в течение срока менее 180 дней после истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока представления декларации влечет наложение штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) за каждый полный или неполный месяц. Штрафы начисляются с первого дня опоздания с подачей налоговой декларации. В то же время законодательство о налогах и сборах может предусматривать случаи освобождения налогоплательщика от представления налоговой декларации, в таком случае он не может рассматриваться и в качестве субъекта ответственности.

Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (члены Правительства РФ, депутаты, судьи, члены Центральной избирательной комиссии, аудиторы Счетной палаты и др.), государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, установлена обязанность ежегодно до 1 апреля представлять декларации о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Такие декларации представляются в налоговые органы по месту жительства этих должностных лиц и в кадровую службу органа, в котором они состоят на службе.

Каждый экономический субъект, обязанный выплачивать налоги, должен своевременно предоставлять декларацию. За нарушение этих требований предусматриваются наказания по ст. 119, 122 НК РФ. Последняя налагает на субъектов санкции за неуплату либо неполную выплату налога из-за занижения базы, другого неверного исчисления обязательного платежа либо прочих незаконных действий/бездействий. За непредоставление декларации в установленный законодательством срок наступает ответственность по ст. 119 НК РФ. Рассмотрим ее подробнее.

Пункт 1 ст. 119 НК РФ

За непредоставление декларации в налоговую инспекцию по месту учета на субъекта налагается взыскание. Его размер – 5% от невыплаченной суммы отчисления, подлежащей оплате (доплате) в соответствии с этим отчетным документом. По п. 1 ст. 119 НК РФ штраф начисляется за каждый месяц (полный либо неполный) с даты, установленной для сдачи отчетности. Его сумма не может быть меньше 1000 руб. и не больше 30% подлежащей к уплате суммы.

Пункт 2

Ведение налогового учета в инвестиционном товариществе, а также расчет финансового итога может возлагаться на управляющее лицо (товарища). Последний, соответственно, должен сдавать декларацию в установленные сроки. В случае непредставления им отчетного документа своевременно в контрольный орган по месту его учета ст. 119 НК РФ предусматривает денежное взыскание размером 1 тыс. руб. за каждый неполный/полный месяц с даты, определенной для сдачи декларации.

Комментарии

Обязанность предоставлять декларацию предусматривается в ст. 80. Согласно первому пункту этой нормы, отчетность сдается субъектом по каждому налогу. Эта обязанность распространяется и на юрлиц, и на граждан. В законодательстве установлены конкретные сроки для сдачи отчетности. В качестве объекта правонарушения по ст. 119 НК РФ выступает порядок предоставления декларации в контрольный орган.

Специфика общего наказания

П. 1 ст. 119 НК РФ имеет ряд особенностей. Наказание не может более вменяться только плательщику, имеющему самостоятельный статус. В соответствии с изменениями, которые внесены ФЗ №134, с 1 января 2015 г. на налоговых агентов также может налагаться штраф. Ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи, когда декларация предоставлена с нарушениями установленных сроков, но обязательное отчисление в бюджет было осуществлено до подачи отчетности и вынесения контрольным органом решения о применении к субъекту наказания. Если суммы налога за соответствующие периоды равны 0, за непредставление в инспекцию декларации будет применяться санкция. Ее размер равен низшей величине денежного взыскания, установленного в пункте первом ст. 119 НК РФ. Сумма наказания рассчитывается в соответствии с налогом, неуплаченным в срок. Из этой формулировки следует, что при определении штрафа следует брать не отчисленный платеж на установленную законом дату перечисления.

Авансовые платежи

Ответственность по рассматриваемой норме наступает только после сдачи декларации. Нарушение порядка, в соответствии с которым осуществляется исчисление или выплата авансов, не является основанием для вменения субъекту наказания за нарушение требований законодательства о сборах и налогах. В соответствии с п. 3 ст. 58 и пунктом первым ст. 80 проводится разграничение двух обособленных документов. Первым выступает налоговая декларация, которая сдается в конце отчетного года, вторым – расчет авансов за отчетные периоды. Ст. 119, таким образом, не охватывает деяния, выраженные в несвоевременном предоставлении или непредоставлении последних. При этом значения не имеет наименование расчетов в той или другой главе ч. 1 Кодекса.

Наказание для управляющего товарищу

Кроме рассматриваемой нормы, санкции к этому субъекту установлены в ст. 119.2 НК РФ. По пункту первому этой статьи, предусматривается наказание за предоставление в контрольный орган расчета финансового итога, содержащего недостоверную информацию. За это деяние управляющему товарищу вменяется денежное взыскание 40 тыс. руб. Если расчет, в котором присутствуют недостоверные данные, предоставлен умышленно, размер штрафа увеличивается вдвое – до 80 тыс. руб. При определении правил, порядка, сроков сдачи декларации, отчета о финансовом результате в контрольную инстанцию следует руководствоваться положениями норм 22-24, 80-81, а также соответствующими статьями ч. 2 Кодекса, устанавливающими те или иные даты для каждого обязательного отчисления в бюджет. Правила ст. 112 и 114 допускают уменьшение или увеличение сумм налоговых штрафов, предусмотренных в ст. 119.

Сроки сдачи декларации

Контрольные даты устанавливаются несколькими статьями Кодекса:

  1. П. 5 ст. 174. В положениях нормы определяется срок предоставления отчетности по НДС. Субъекты должны сдать документ не позже 20 числа мес., который идет за завершенным налоговым периодом, если другое не устанавливается гл. 21 Кодекса. Данное требование распространяется и на агентов, не выступающих плательщиками или являющихся освобожденными от обязанности осуществлять отчисление по добавленной стоимости.
  2. Ст. 174.1 (п. 4 абз. 2). В соответствии с положениями, присутствующими в норме, участник соглашения инвестиционного товарищества (управляющий), ответственный за ведение учета, предоставляет декларацию в срок, определенный в статье 174 п. 5.
  3. Ст. 204 п. 5. Согласно положениям нормы, плательщики акцизов должны сдавать декларацию не позже 25 числа того мес., который идет за оконченным налоговым периодом. Субъекты, которые имеют св-во о регистрации на осуществление операций с бензином прямого перегона или денатурированным спиртом, направляют отчетность не позже 25 числа третьего месяца, идущего после отчетного.
  4. Ст. 229 (п. 1 абз. 2). В этой норме установлен срок для представления декларации по НДФЛ. Она сдается не позже 30 апр. того года, который наступает за завершенным периодом, если другое не устанавливается в статье 227.1 Кодекса.
  5. Ст. 289 п. 3. В норме определена дата сдачи декларации по налогу с прибыли. Субъекты представляют отчетность не позже 28 календарных дн., прошедших со дня завершения соответствующего периода. Плательщики, осуществляя выплату авансов, направляют документы в срок, определенный для их уплаты.
  6. Ст. 333.14 п. 2 и ст. 333.15 п. 1. Согласно нормам, отчетность по водному налогу сдается субъектом в срок, определенный для уплаты этого отчисления (не позже 20 числа мес., идущего за оконченным периодом).
  7. Ст. 345 п. 2. Декларация по НДПИ сдается не позже последнего числа того месяца, который пойдет за завершенным периодом.

Декларация по ЕСХН

Сроки для ее сдачи определены в ст. 346.10 п. 2. Плательщики сдают отчетность:

  1. По окончании периода не позже 31.03 того года, который пойдет за завершенным налоговым годом. Исключением является случай, указанный ниже.
  2. Не позднее 25 числа того мес., который следует за месяцем, в котором по уведомлению, предоставленному плательщиком в контрольный орган в соответствии со ст. 346.3 (п. 9), он прекратил предпринимательскую деятельность как сельскохозяйственный товаропроизводитель.

Сроки для организаций на УСН

Они определяются ст. 346.23 п. 1. В соответствии с нормой, по окончании периода субъекты, использующие УСН, направляют отчетность по месту проживания ИП или расположения организации. Для индивидуальных предпринимателей срок установлен не позднее 30.04 того года, который пойдет после оконченного налогового периода. Исключением выступают случаи, предусмотренные в ст. 346.23 (пунктах втором и третьем). Организациям необходимо предоставить декларацию не позже 31.03 года, который следует за истекшим периодом. Исключением выступают также случаи, определенные ст. 346.23 (пунктами вторым и третьим).

Другие сроки

Отчетные даты для субъектов, обязанных осуществлять отчисления в бюджет, устанавливают также:

  1. Ст. 346.23 (третий пункт). Согласно норме, декларации по ЕНВД по окончании периода направляются в контрольный орган до 20 числа первого мес. следующего периода.
  2. Норма 363.1 (пункт третий). В соответствии с положениями, присутствующими в статье, отчетность по транспортному налогу направляется организациями не позже 1.02 года, идущего за завершенным периодом.
  3. Ст. 370 (пункт второй). В норме определено, что декларация по налогам на игорный бизнес за прошедший период сдается плательщиком в контрольный орган по адресу регистрации соответствующих объектов обложения до 20 числа того месяца, который следует за завершенным периодом.
  4. Норма 386 (третий пункт). Согласно положениям статьи, отчетность по налогу с имущества предоставляется организациями не позже 30.03 того года, который пойдет за оконченным периодом.
  5. Ст. 398 (третий пункт). В соответствии с этой нормой определяется срок предоставления декларации по налогу на землю. Плательщики должны сдать отчетность не позже первого февраля того года, который идет за завершенным периодом.

Таким образом, в Кодексе достаточно четко установлены все контрольные сроки. Субъекты, ведущие отчетность и ответственные за своевременное предоставление документации в налоговый орган, должны учитывать положения законодательства. В случае нарушения определенных норм наступает соответствующая ответственность. Контрольные органы, в свою очередь, должны учитывать специфику назначения наказаний, а также правила, касающиеся предоставления расчетов по авансовым платежам. Во избежание проблем, хозяйствующим субъектам рекомендуется периодически просматривать обновления налогового законодательства.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ВЗГЛЯД НА СТАТЬЮ 119 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю.Н. ДАНИЛОВ
Данилов Ю.Н., преподаватель Института менеджмента, маркетинга и финансов, г. Воронеж.
По результатам проверки налоговый орган своим решением обязал налогоплательщика заплатить налог, пеню и штраф за неподачу декларации по налогу.
Не согласившись с таким решением, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Дело рассматривалось различными судебными инстанциями, которые принимали разные по содержанию судебные акты.
Но при подготовке искового материала и в процессе рассмотрения дела обращено внимание на содержание статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
Первоначально статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации (СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3824) устанавливала:
"1. Непредставление налогоплательщиком и его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащего уплате на основании этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более двадцати пяти процентов от указанной суммы.
2. Непредставление налогоплательщиком или его законным представителем налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере..."
Пунктом 105 статьи 1 Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (СЗ РФ. 12.07.1999. N 28. Ст. 3487) в статью 119 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, и содержание статьи стало следующим: "1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня".
К сожалению, в судебной и правоприменительной практике так и не было раскрыто подлинное содержание статьи 119 НК. Не говорится об этом в постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ и Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ. Применению ст. 119 НК посвящено несколько разъяснений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, самый большой комментарий содержится в письме МНС РФ от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734, однако в этих документах подлинный механизм применения не раскрыт.
Попробуем разобраться в содержании статьи с применением системной связи с другими нормами законодательства о налогах и сборах.
В новой редакции статьи 119 Кодекса имеются противоречия между пунктом 1 и пунктом 2.
В пункте 1 указанной статьи просрочка неподачи декларации определяется полными и неполными месяцами, а в пункте 2 начало течения срока определяется днями и указывается 181-й день как начало срока для исчисления штрафа опять же за каждый полный и неполный месяцы.
Такая формулировка сроков противоречит статье 6.1 НК, предусматривающей порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Содержание статьи 6.1 НК такое:
"Установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.
Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало".
Статья 6.1 НК введена Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ (СЗ РФ. 12.07.1999. N 28. Ст. 3487). Эта статья, а также другие статьи НК не раскрывают смысл такого понятия, как неполный месяц. Ни в одной правовой норме акта законодательства о налогах и сборах не содержится определения понятия "неполный месяц". В актах законодательства о налогах и сборах говорится, что под любым месяцем признается только календарный месяц. Поэтому употребление в статье 119 НК неполного месяца является преждевременным, а применение ответственности за неподачу декларации за неполный месяц неправильным.
Как уже указывалось, в ранее действовавшей редакции статьи устанавливалось взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц (при этом не упоминался неполный месяц).
В настоящее время статья обязывает налоговые органы взыскивать штраф как за полные, так и за неполные месяцы. В результате этого нарушается принцип дифференциации ответственности, индивидуализации наказания. Размеры штрафа как за полный, так и за неполный месяц равны, что несправедливо. Необходимо признать, что в результате внесенных в статью изменений ее содержание не стало лучше.
По п. 1 ст. 119 НК штраф может быть взыскан за шесть полных месяцев, в календарных днях это будет всегда соответствовать 182 или 183 дням. Поэтому штраф по п. 2 ст. 119 НК может быть взыскан не со 181-го дня просрочки подачи декларации, а только со 183-го или 184-го дня.
Таким образом, существующая редакция пунктов 1 и 2 статьи 119 Кодекса фактически предусматривает двойное наказание за одно и то же нарушение в течение одного времени просрочки подачи декларации. То есть происходит наложение сроков: срок, за который предусмотрена ответственность по пункту 1 статьи, еще не истек, а уже начинает действовать срок, определенный пунктом 2 статьи.
Более того, получается так, что по пункту 1 взыскивается штраф за последний неполный шестой месяц, а он является неполным месяцем для взимания штрафа по пункту 2. В результате чего за шестой месяц просрочки подачи декларации штраф взыскивается как по пункту 1 в размере 5 процентов, так и по пункту 2 в размере 10 процентов, что свидетельствует о взыскании штрафа за шестой месяц в размере 15 процентов от суммы недекларированного налога. А уже за седьмой и последующие месяцы штраф взимается в размере 10 процентов, то есть в размере меньшем, чем за шестой месяц просрочки подачи декларации.
Сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует еще и о другом применении двойной ответственности за одно и то же нарушение.
Например, в рассматриваемом случае произошло следующее.
Налоговый орган посчитал, что налогоплательщик обязан подавать декларации по налогу за третий и четвертый квартал года.
При исчислении штрафа за третий квартал налоговый орган исходил из суммы налога за этот квартал.
Штраф за четвертый квартал налоговый орган определил исходя из суммы налога за этот квартал. Однако сумма налога за четвертый квартал рассчитывается нарастающим методом, с включением в него суммы налога за третий квартал. В результате этого размер штрафа за четвертый квартал фактически увеличен на размер штрафа за неподачу декларации за третий квартал. И получается, что налогоплательщик должен платить штраф исходя из суммы налога за третий квартал дважды: непосредственно за третий квартал и в составе штрафа за четвертый квартал.
Статья 50 (ч. 1) Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на повторное привлечение к ответственности за одно и то же нарушение. Аналогичный запрет содержится в нормах международного права, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.
Более того, порядок определения размера штрафа не соответствует принципу справедливости, вытекающему из содержания статьи 1 Конституции Российской Федерации.
Считаем, что санкции статьи 119 НК несоразмерны характеру и степени общественной опасности правонарушения, что противоречит статьям 8, 34, 35 и 55 Конституции Российской Федерации. Часть 3 статьи 55 Конституции РФ не допускает несоразмерное указанным в ней конституционно-значимым целям ограничение прав и свобод человека и гражданина.
В пункте 2 статьи 119 НК размер штрафа не ограничен верхним пределом. Поэтому налоговый орган определяет штраф за неподачу декларации за все месяцы просрочки без ограничения размера штрафа.
В таких случаях у субъектов предпринимательской деятельности остается надежда только на признание судом каких-то обстоятельств, смягчающими вину, и в связи с этим уменьшение размера подлежащего взысканию штрафа (что чаще всего и случается). Наличие верхнего предела налоговой санкции необходимо, поскольку его отсутствие ведет к ограничению предпринимательской деятельности, приводит к несению налогоплательщиками финансовых затрат, несоизмеримых с налоговым правонарушением. Введение такого предела никоим образом не нарушит государственные интересы.
Правовые нормы о санкциях за налоговые правонарушения являются составной и неотъемлемой частью актов законодательства о налогах и сборах. В нескольких решениях Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что общеправовой критерий определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Неопределенность ее содержания, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения. Критерий определенности правовой нормы является конституционным требованием к законодателю. Законы о налогах должны быть конкретными и понятными.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому Налоговый кодекс РФ предписывает, что необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (п. 6 ст. 3 НК).
В решениях Конституционного Суда РФ изложена правовая позиция о том, что формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. А потому предусмотренная в дефектных (с точки зрения требований юридической техники) нормах санкция за налоговые нарушения не может считаться законно установленной.
Поэтому налогоплательщик обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании пункта 2 статьи 119 НК не соответствующей Конституции Российской Федерации. Жалоба находится на рассмотрении.
Целью настоящей публикации не является предрешение правовой позиции Конституционного Суда РФ по жалобе налогоплательщика. Но уже сейчас в публикации, на наш взгляд, показаны скрытые противоречия в содержании статьи 119 НК и явные противоречия в правоприменительной практике.
Полагаем, что диспозиция и санкция указанной статьи подлежат изменению. Это внесет ясность и точность в вопросах ответственности за неподачу налоговых деклараций, которая бесспорно является налоговым правонарушением. Ответственность за неподачу декларации, конечно же, должна сохраняться, однако условия привлечения к ней, по нашему мнению, должны быть уточнены, что будет способствовать защите интересов государства и соблюдению прав субъектов предпринимательской деятельности.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.1999 N 154-ФЗ
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ПЕРВУЮ НАЛОГОВОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 23.06.1999)
ПИСЬМО МНС РФ от 28.09.2001 N ШС-6-14/734
"ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"
Юрист, N 12, 2002

Ст. 119 НК РФ , устанавливающая ответственность за не сданную в положенный срок декларацию, вызывает немало вопросов. Рассмотрим наиболее актуальные из них.

П. 1 ст. 119 НК РФ предусматривает наступление ответственности за несдачу налоговой декларации (расчета по налогам или взносам) для следующих категорий лиц:

  • плательщиков налогов, сборов и страховых взносов (ИП, юр- и физлиц);
  • налоговых агентов;
  • лиц, не платящих НДС, но выписывающих счета-фактуры.

Сдавать декларацию (расчет по налогам или взносам) нужно обязательно, если это предписано для определенного налога НК РФ (п. 1 ст. 80 НК РФ). Причем с 2015 года в качестве несданных расцениваются декларации по НДС, отправленные в ФНС на бумаге (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Размер штрафа по п. 1 ст. 119 составит 5% от суммы налога, начисленного в не отправленном вовремя отчете, за каждый целый или неполный месяц со дня, определяемого как срок его сдачи, но не более 30% от суммы налога и не менее 1 000 руб.

С 2017 года этот штраф имеет непосредственное отношение и к расчету по страховым взносам. Подробнее об этом — в статье «За несдачу нового расчета по взносам будут штрафовать по ст. 119 НК РФ» .

Подпадают ли под статью 119 НК РФ опоздавшие авансовые расчеты?

Декларация и расчет платежей авансового характера — по закону понятия неравнозначные (п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ), поэтому под нормы п. 1 ст. 119 НК РФ авансовые расчеты не подпадают.

В конце 2013 года этот вопрос был окончательно решен даже в отношении деклараций по налогу на прибыль, подаваемых за отчетные периоды (постановление пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письмо ФНС России от 30.09.2013 № СА-4-7/17536). Несмотря на то, что основной налоговый закон расценивает их как декларации, все же они, по существу, расчеты авансов. А потому взыскать штраф за их несдачу невозможно.

Есть ли наказание за несдачу «нулевок»?

По ряду налогов законом предусмотрена необходимость сдачи декларации даже при отсутствии налогового объекта. В связи с этим не сданный вовремя нулевой отчет при наличии подобной обязанности приведет к наложению штрафа, правда минимального (письмо Минфина России от 14.08.2015 № 03-02-08/47033).

Предусмотрены ли санкции за отчет с техническими неточностями?

Налоговики не могут не принять декларацию с ошибками, не влияющими на идентификацию плательщика и определение суммы налога. На практике в отчетах бывают, например, такие ошибки:

  • неуказание или ошибка в указании вида отчета (первичный или уточненка);
  • отсутствие КПП или ошибка в нем;
  • неправильное указание или отсутствие налогового периода;
  • отсутствие подписи или печати налогоплательщика.

Отчет с подобными ошибками будет принят налоговиками, но вы получите сообщение с требованием о представлении уточненки для устранения недочетов.

С 2017 года пояснения по заполнению декларации по НДС надо, как и саму декларацию, подавать только в электронном виде. Подробнее об этом - в материале .

Как уменьшить наказание по ст. 119 НК РФ?

Причины, которые помогут исключить или уменьшить вину нарушителя, зафиксированы в ст. 111 и 112 НК РФ. Их список открыт и допускает рассмотрение следующих моментов:

  • наличие принуждения;
  • сложные причины личного характера;
  • неумышленность действий;
  • признание вины;
  • совершение нарушения впервые;
  • незначительность просрочки;
  • своевременность и полнота уплаты налога;
  • отсутствие ущерба, нанесенного бюджету;
  • несоразмерно высокий штраф для конкретного правонарушения;
  • тяжелая материальная ситуация налогоплательщика;
  • наличие иждивенцев.

Минимальную сумму штрафа тоже можно уменьшить. Читайте об этом в материалах:

  • ;
  • .