Налоги сборы и пошлины. Общее и различия между налогами, сборами и взносами

Сбор – взнос, который является условием совершения в отношении плательщика юридически значимых действий (публично-правовыми субъектами – только они имеются в виду).

Определение сборов – по-сути то же, что и определение налога. Только без индивидуальной безвозмездности, т.к. в сборах есть встречное эквивалентное исполнение.

Сбор похож на «плату за услугу государства».

Но и сборы принимаются через закон. Почему? Т.к. если бы их устанавливали чем-нибудь другим, то можно было бы устанавливать астрономические суммы. Например, ты хочешь зарегистрироваться в своей квартире в Москве. Тебе говорят «мы сделаем эту нехитрую юридическую процедуру, но плати 15.000$».

Конституционный Суд сказал – сбор должен быть сбалансированным, соразмерным той услуге, которую оказывает государство.

Получается необходимо за то или другое регистрационное действие нужно через Парламент закон протаскивать мельчайшие поправки в Налоговый Кодекс. Нудно и не удобно, но это лучше, чем отдаваться во власть произвола. Это будет «дверка, открытая в ад – за маленькими пошлинами потянутся очень не маленькие».

Когда мы платим на налог, например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – мы ничего (кроме абстрактных идеалистически категорий, напр.чувство счастья) в ответ не получаем – нет встречного эквивалентного исполнения. Если ты заплатил 100 р., а сосед 300 р. НДФЛа это не значит, что вашего соседа полиция будет защищать лучше.

Но безвозмездность именно индивидуальная, в целом общество получает какое-то благо от государство.

И у налогов и сборов есть две функции:

· Фискальная

Налоги нужны для того, чтобы пополнять бюджет.

· Регулятивная

Налог по неволе воздействует на поведение налогоплательщиков.

У налогов преобладает фискальная функция (практически исключительно для того, чтобы наполнить бюджет, но есть исключения).

Но иногда налоги, например, акцизы устанавливают не только для того, чтобы наполнить казну, но и для того, чтобы воздействовать на налогоплательщика-производителя и на потребителя – акцизы на сигареты, чтобы увеличить на них цену и часть населения отказалась от населения (чтобы сократить объем производства).

Допустим был очень интересный регулятивный налог на холостяков. Хотели таким образом поднять рождаемость в СССР и платили его даже старики.

У некоторых налогов есть только фискальная функция. Например НДФЛ.

Но если у нас сделают прогрессивное налогообложение (чем больше зарабатываешь, тем больше процентная ставка), тогда НДФЛ будет выполнять и регулятивную функцию.

Уже при ставке 35% люди начинают уходить в тень. При 15% люди в тень не уходят, поэтому не надо регулятивной функцией налогов заставить людей заниматься противоправной деятельностью.


У сборов преобладает регулятивная функция .

Например, чтобы необоснованно судебные споры не затеивали.

Естественно, бывают случаи, когда одно от другого не отличить. Пример – таможенная пошлина, что это – налог или сбор? Хоть она и не является налогом с точки зрения законодательства, но отвечает всем признакам налога, да и сбора.

Трудно приравнять таможенную пошлину к сборам, т.к. уж больно там не соразмерное встречное исполнение. Например, администрирование экспортных поставок нефти не стоит тех бешенных денег, которые собирает таможня (т.к. все трубопроводы строит сам производитель).

Следовательно, тут таможенная пошлина выполняет больше фискальную функцию, значит это налог.

Но бывают случаи, когда таможенная пошлина не очень большая, можно даже сказать, что сопоставимая. Тогда можно сказать, что это сбор.

· Сопоставимая таможенная пошлина похожа на сбор.

· Несопоставимая в плане встречного исполнения таможенная пошлина близка к налогу.

Чем отличается сбор от пошлины? Пример сбора – государственная пошлина, например, за рассмотрение дела в суде. Иногда хотят эту пошлину убрать, но иногда говорят, что нужно оставить, чтобы налогоплательщики не таскались в суд с заведомо проигрышными делами.

Пошлина не имеет самостоятельного значения, он либо налог, либо сбор.

Есть еще одна тайна. Налоги и сборы одинаково устанавливаются, разница только на терминологическом уровне. Разница нужно нам для того, чтобы

· понимать нам смысл совершаемых нами платежей в бюджет;

· чтобы законодатель понимал,что он хочет сделать – наполнить казну налогом или ввести сбор (а у него регулятивная функция).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деят-ти государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Гос. пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в гос. органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с зак. актами РФ, зак. актами субъектов РФ и НПА органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деят-ти государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства). 4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков. 5) сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деят-ти, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Налоги и сборы - это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Такие понятия, как налог и сбор, в экономике применяются практически везде. Они предполагают уплату конкретной суммы в бюджет. В законодательстве закреплено понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора тоже существует.

Понятие налога

Налогом называется конкретная сумма, которая платится юридическими и физическими лицами в бюджет страны. Эта плата считается обязательной и безвозмездной. Сейчас налоги платят с заработной платы, продажи недвижимости, осуществления сделок.

Средства тратятся на нужды страны. Получается, что государство изымает некоторую часть денег у населения для обеспечения своей деятельности. Расчет размера налога определяется

Виды и функции налогов

В России налоги бывают:

  • федеральными: платятся по всей стране;
  • региональными: существуют в субъектах РФ;
  • местными: утверждаются местными органами власти.

Необходимы для перераспределения денежных ресурсов. Также они служат для регулирования экономических процессов, отслеживания своевременного пополнения бюджета.

Определение сбора

Понять отличие сбора от налога поможет толкование обоих понятий. Для получения какой-либо услуги от государственных органов производится платеж, называемый сбором. Средства перечисляют физические и юридические лица. Такая оплата выполняется единовременно и добровольно.

Если необходима услуга, то граждане за нее платят, поскольку это предусмотрено при сотрудничестве граждан с государственными органами. Сбор представлен в виде конкретной суммы, которая переводится за определенную работу. Его платят за получение лицензий, разрешений.

Сравнение

В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково.

Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор - в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться.

Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор - только один раз.

На чем основаны налоги и сборы?

Правила начисления налогов и сборов заключены в главном документе - Налоговом кодексе РФ. Но есть вопросы, которые решаются на региональном и местном уровнях. Для этого выпускаются соответствующие документы.

По закону, региональные и местные власти могут сами утверждать принципы взимания платежей. Осуществляется это с помощью нормативных актов. В Налоговом кодексе устанавливается или сбора, правила их расчета, оплаты, а местные власти утверждают дополнения к нормам.

Информация о налогах

Оплата налогов является обязанностью граждан, поскольку эта норма прописана в законодательстве. Необходимо своевременно вносить средства, поскольку при задолженности предусмотрены штрафы и пени. Узнавать об их наличии и размерах получится несколькими способами. Можно обратиться в налоговую инспекцию, где сотрудник предоставит необходимую информацию.

Можно определять наличие и суммы налогов с помощью современных сервисов. Для этого работают порталы, помогающие быстро узнать нужную информацию по ИНН. После получения сведений будет понятно, какую сумму нужно внести.

Оплата налогов

Способов оплаты налогов существует множество. Использовать можно любой из них, поскольку средства все равно будут зачислены. У каждого предприятия есть специальный счет, который будет служить для обязательных платежей. Если наблюдается задержка, то происходит начисление пени. Тогда оплата производится с помощью судебных приставов.

Физическим лицам уведомления об оплате налогов поступают по месту регистрации. Гражданин может и самостоятельно обратиться в налоговую службу для получения необходимой информации. Оплата может выполняться с помощью любого банка, почтой, интернет-сервисами.

Ответственность за просрочку

Для своевременной оплаты государственными органами могут применяться следующие меры:

  • оповещение о срочной оплате;
  • начисление штрафов;
  • арест собственности;
  • приостановление процедур по банковским счетам.

Эти меры применяются только в крайних случаях. Обычно плательщику направляется уведомление о наличии задолженности. Ее нужно лишь оплатить удобным способом. Своевременное погашение обязательных платежей позволит не допускать начисления пени и штрафов.

Государственная пошлина — это процедура взимания денежных средств определёнными учреждениями, которые являются уполномоченными в данной сфере, за факт совершения действий, проведенных в интересах организаций и предприятий. Госпошлина взимается также при выдаче документов, имеющих определённую юридическую ценность.

В большинстве случаев государственная пошлина включается в общенациональную налоговую систему. Её можно смело позиционировать в качестве отдельного налогового платежа, что обусловлено обязательностью уплаты в бюджет и распространении общих условий установления, которые предполагают идентификацию плательщика и дополнительных элементов налогообложения.

Отличие госпошлины от налога

Главное же отличие пошлины государственного значения от налога заключается в её целевой направленности. Несмотря на это, следует отметить, что будучи федеральным сбором, государственная пошлина подлежит уплате на всей территории отдельно взятого государства. Денежные средства, поступившие от такой оплаты, используется с целью пополнения федерального бюджета, региональных бюджетов, а также бюджетов субъектов государственного значения.

При выполнении большинства действий, имеющих юридическую значимость, необходимо выполнить обязательную процедуру выплаты государственной пошлины. Список конкретных событий довольно широк и отмечен в законодательстве. Есть и закрытый перечень объектов взимания пошлин, который можно отыскать в Налоговом кодексе.

Касательно проведения операций с участием физических лиц, то названный список может быть несколько сокращён. Чаще всего оплату необходимо проводить при совершении нотариальных операций, обращении в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, выдаче водительских удостоверений и регистрации транспортных средств, а также при регистрации актов гражданского состояния. Этот список не является полным и приведён исключительно в качестве примера.

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Могут быть определённые расклады, при которых физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

  • К примеру, за выдачу свидетельства, подтверждающее право наследования при условии, если ко дню открытия наследства преемник является несовершеннолетним или же страдает психическими расстройствами.
  • Также исключением может быть в том случае, если наследство переходит от работника, который был застрахован на случай смерти за счёт предприятия и погиб в результате несчастного случая на производстве.

Виды государственных пошлин

Существует несколько видов государственных пошлин. Речь идёт о судебной, нотариальной, регистрационной и административной. В качестве плательщиков пошлин могут выступать юридические и физические лица. Более того, субъекты, не являющиеся резидентами конкретной страны также должны произвести оплату такого налога.

Объектами госпошлин являются услуги, осуществляемые органами государственного значения, а также отдельных должностных лиц.

Если одновременно в соответствующие органы с целью совершения юридически значимых действий обращается сразу несколько плательщиков, не имеющих права на льготное обслуживание, государственная пошлина должна быть уплачена в равных долях. При условии, что в сделке участвуют лица, которые освобождаются от произведения оплаты, размер госпошлины должен быть уменьшен в соответствии с количеством лиц, освобожденных от налогов. Часть суммы пошлины, которая вследствие проведения такой процедуры будет по-прежнему подвергаться оплате, должна быть уплачен оставшимися участниками сделки.