Избежание налогообложения. Избежание уплаты налогов

Из этого краткого исторического анализа наглядным образом видно, что сами налоговые традиции в нашем государстве не очень сильны. Если учесть хаос долгое время царящий в законодательстве; низкий авторитет контрольных органов; коррумпированность и высокие налоговые ставки (сводящие порой на нет всю прибыль налогоплательщика), привели к тому, что многие налогоплательщики перестали добросовестно уплачивать налоги. Некоторые стали избегать налогообложения противозаконными способами, другие пытались достичь той же цели только законными способами.

Важно отметить, что мы занимаемся выяснением того, как избежать, а не уклониться от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов незаконно, в то время как попытка избежать налогов включает в себя использование всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законодательства, для сокращения чьих-либо налоговых обязательств.

Избежание налогов - использование возможности всех лазеек в налоговой структуре (результат значительной эрозии налоговой базы) - быстро увеличилось в последние годы.

Водораздел между избежанием налогов и уклонением от них, как мы уже отметили, не всегда легко определим. Большинство налоговых укрытий имело форму партнерства. К началу 90-х гг. стремление избежать уплаты налогов получило широкое распространение: большинство партнёрских компаний в стране показали большие совокупные убытки.

В самом деле, существует рынок деятельности, направленный на изыскание лазеек в налоговом законодательстве, точно также как и рынки предметов широкого потребления. Спрос на такую деятельность зависит от того, сколько каждый сможет сберечь. Это в свою очередь зависит от нескольких факторов, наиболее важный из которых - предельная налоговая ставка. Поскольку граница между избежанием налогов и уклонением от них часто расплывчата, политика контрольных органов по проверке отчётности (и штрафы, наложенные на тех, кто использует запрещенные укрытие налогов) - другая важная составляющая спроса на укрытие налога. Предложение налоговых укрытий в свою очередь зависит от лазеек, встроенных в налоговое законодательство.

Широкая популярность, полученная деятельностью по избежанию налогов, несомненно, способствовала созданию общественного мнения, что налоговая система не работала, а налоговые органы призванные контролировать поступление в государственный бюджет, не справляются с поставленной на них задачей. На самом деле обстоятельства сложились таким образом, что, определённые предприятия не уплачивая налоговые обязательства, непосредственно нарушают закон, а другие уменьшают налоговую ставку путём избежания налогов не выходя из рамок закона. Погоня за таким избежанием налогов представляет собой замкнутый путь, потому что как только контролирующие органы будут пресекать определенные пути обхода, то одновременно появятся другие. И эти факторы ещё раз подтверждают интересность данной темы.

Если проанализировать информацию о взыскании налогов и других платежей на 1998 год, то на основании отчётов территориальных налоговых инспекций было установлено, что в течение первого полугодия 1998 года экономические агенты республики перечислили в бюджет налоги и другие платежи на сумму 1019,3 млн. леев, что составляет 59,9% от необходимой сумы взыскания. По сравнению с тем же периодом 1997 года взыскания в консолидированный бюджет уменьшились на 38,5 млн. леев.

В течение первого полугодия 1998 года были осуществлены проверки по соблюдению налогового законодательства, правильного исчисления и своевременного перечисления в бюджет налогов и других платежей у 7914 юридических лиц и физических лиц из 275416, принятых на учёт. Нарушения налогового законодательства было выявлено у 4699 или 59,3% из числа тех, которые были подвергнуты контролю.

В течение первого полугодия 1998 года налоговыми инспекциями было выявлены случаи нарушения налогового законодательства, в результате которых были выявлены случаи нарушения налогового законодательства, в результате которых были доначислены налоги и переменены финансовые санкции на сумму 99.3 млн. леев. Как свидетельствует источник "в процессе осуществления налоговых и специальных проверок инспектора анализируют финансовое положение экономических агентов - должников, выявляют причины невыполнения обязательств перед государством, принимают меры по улучшению положений расчёта с социальным фондом" . Только думается, что решения по разрешению проблем неплатежей в государственную казну нужно разрешать не на местном уровне, а путём обобщения практики такого рода прийти к принятию изменений в необходимые правовые акты, дабы способствовать поднятию уровня налоговых и других поступлений.

На основании всего выше изложенного мы бы всё - таки хотели остановиться на проблеме избежания налогов путями, не противоречащими налоговому законодательству, потому как видно из статистики они занимают далеко не последнее место в уроне недополучений в государственный бюджет.

Данная проблема актуальна и целесообразна на данный период как некогда, по той причине, что при исследовании налогового законодательства и при обнаружении лазеек и пробелов можно будет своевремменоо прореогироватиь, и устранить данные неточности в законодательстве. Это приведёт к более правомерному применению и пониманию норм регулирующих налоговые правоотношения.

Легализация денежных средств.

В последнее время со всей остротой на передний план выходит проблема нелегального капитала - проблема, имеющая экономические, социально - политические, а также правовые аспекты.

За годы экономической реформы в РМ сформировался социальный слой владельцев мелкой, средней и крупной частной собственности. Между тем только часть собственности этих владельцев признана официально, учитывается и контролируется государством (далее - легальная частная собственность, или легальный капитал), находится под защитой, а в случае вовлечения в предпринимательскую деятельность лишь она подлежит обложению соответствующими налогами.

Остальная часть собственности (далее - нелегальная частная собственность, или нелегальный капитал), существует вне поля зрения общества и государства, не контролируется государством и направлена на удовлетворение интересов владельцев указанной собственности.

Капитал, изъятый из официального оборота, или перемещается в сферу теневого оборота, или прячется в закрома, или эмигрирует за границу. В первом случае он перестаёт приносить доход казне. Во втором - вдобавок сужает возможности общественного воспроизводства, а в случае эмиграции превращен в фактор, негативно влияющий на приток иностранных инвестиций в экономику РМ.

Нелегальная частная собственность, или нелегальный капитал, находясь вне сферы действия закона, подвержен угрозам, как со стороны криминальных структур, так и со стороны государства.

Этот процесс обусловлен рядом причин, но также следует подчеркнуть, что в переходные периоды в РМ произошла смена экономической, социальной и политической системы. То, что в недалёком прошлом имело негативный смысл или трактовалось государством как преступное деяние, ныне в ряде случаев интерпретируют как положительное и поощряют на самом высоком уровне. Это является результатом координально противоположной программой и сменой государственного строя как такового. Примерами в данном случае могут служить такие понятия, как "частная собственность", "валютные операции" и др. Так, теперь важнейшим показателем эффективности хозяйствования служит не выполнение народнохозяйственного плана любой ценой, а максимальная прибыль, наибольшая доходность, что представляется более приемлемым для развития, как экономической сферы, так и государства в целом. В тоже время социо - психологическое мышление, менталитет, правовое сознание населения (в том числе и государственных чиновников) не был готов к координальным изменениям, подтверждением тому может служить тот аргумент, что население вообще долгое время не знало, что такое налоговое бремя. По этой причине и государственные органы, ведя налоговую политику не учитывая интересы налогоплательщиков, и введу того, что наша республика находится в затяжном экономическом кризисе, установили несколько завышенные ставки налогов, что неизбежно привело к тому, что на практике налогоплательщик стал скрывать свои доходы.

Курсовая работа.

Выполнил: Домбровский Денис, IV курс; 18 группа

Министерство образования, молодёжи и спорта.

Молдавский государственный университет, юридический факультет.

Кишинёв 1999

План

Введение.

В настоящей курсовой работе Мы ставим перед собой задачу рассмотрения такой проблемы, как избежание налогообложения. Это обусловлено существующей в настоящий момент экономической ситуацией в РМ. Налоговое бремя, установленное в нормативных актах, легло непосильным грузом на плечи налогоплательщиков, что выразилось в повальной неуплате налогов. Неуплата налогов может выражаться в двух аспектах: в нарушении налогового закона, и в его обходе. Более пристальное внимание Мы уделим избежанию налогообложения в форме его обхода, т.к. это является пробелом в праве и не порождает ответственности.

Задача нашей курсовой работы является как изучение способов обхода, так и предотвращение таковых путём ликвидации пробелов в праве. Так как настоящая национальная нормативная база находится в некотором несоответствии между собой, это выражается в неуважении нормы и, следовательно, её нарушении или игнорировании.

Актуальность данного выражается в том, что между основными нормативными актами, регулирующими налоговые правоотношения (Налоговый Кодекс РМ, Закон о Бюджете на год и национальные стандарты бухгалтерского учёта) существуют противоречия, которые приводят к затруднению налоговые органы, а как результат - различное трактование одной и той же нормы. Различное понимание закона в свою очередь может привести к беззаконию и произволу, поэтому Мы не должны допускать возникновения данной ситуации - моментально реагируя на изменения характера в налоговых правоотношениях. Только путем упорядочивания детальной и полной регламентации правоотношений в области налогового права Мы сможем прийти к поставленной цели.

Естественно, выполнение данной задачи невозможно без теснейшего международного сотрудничества. Поэтому РМ должна более активно участвовать в международных форумах и конференциях посвященной данной проблеме, более тщательно изучать налоговое законодательство развитых стран, практику разрешения налоговых споров, приводить национальное законодательство в соответствие с международным, чтобы не существовало противоречий. Это должно способствовать не только экономическому развитию РМ, но и привлечению иностранных инвестиций, международному торговому обмену, что позволит выйти РМ на один уровень с развитыми странами.

1. Проблемы государственной политики в области налогообложения.

Введу ситуации которая, создалась в нашей республике вследствие затяжного экономического кризиса обстановка сложившиеся в данной сфере нашей республике мало чем может нас порадовать. Бюджетный дефицит; не поступление денежных займов от международных кредитно-финансовых организаций; сильное сокращение поступлений государственный бюджет; нестабильность национальной валюты; политические разногласия в обществе; отсутствие государственной политики направленной на поддержку малого бизнеса (и как итог его исчезновение); низкий авторитет государственных органов; отсутствие упорядоченной правовой базы в области регулирования налоговых правоотношений – все это прямо или косвенно отражается на той политике проводимой государственными органами, которые занимаются регламентацией и контролем налоговых поступлений в бюджет. Нужно отдать должное, что для решения данных проблем, парламент – как законодательный орган, а также органы осуществляющие финансовый контроль, не находят пока, что способов для решения проблем как путём увеличения налоговых ставок и других не налоговых поступлений в государственную казну.

С одной стороны государство, в лице уполномоченных органов, выступает как субъект налоговых правоотношений, а с другой стороны налогоплательщики, которые не находятся в равном правовом статусе по отношению к государственным органам. То есть, как мы можем наблюдать налицо наличие вертикальных отношений возникающие между контрагентами. Правам одних обратно пропорционально соответствуют обязанности других, а если учитывать метод властно правовых предписаний, который исходит от одного участника налоговых правоотношений (от органов государства) и относится к другим субъектам (налогоплательщикам), то последние находится в зависимом положении.

В национальном законодательстве, а именно в налоговом кодексе дается определение самого налога, под которым признаётся обязательный платёж, имеющий безвозмездный характер и не связанный с совершением уполномоченным органом или его должностным лицом определённых и конкретных действий в пользу или в отношении уплатившего его налогоплательщика

Из этого официального определения вытекает, что:

1.налогоплательщик обязан уплатить налог;

2.налог имеет безвозмездный характер, то есть государство не несёт каких либо обязательств перед налогоплательщиком.

Также в пункте 1 данной статьи установлено, что налоги являются одним из основных источников доходов национального публичного бюджета.

Таким образом, государство не предоставляет налогоплательщику какого либо выбора, но тут же указывается в той же статье, что при установлении налогов (пошлин) и сборов могут предусматриваться основания, дающие налогоплательщику право на получение в соответствии с настоящим кодексом льгот в виде понижения ставок, вычетов и зачётов.

Таким образом, государство вправе определять и устанавливать определённые категории льготников, к которым налоговое бремя не будет столь обременительно. Но далеко не каждый налогоплательщик стремится добросовестно выполнять свои налоговые обязательства перед государством, а скорее наоборот ищет всевозможные лазейки от ухода или избежания налогообложения. Если уклонение от уплаты налогов незаконно, то под термином избежание налогов понимается попытка использования всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законодательства, для сокращения, чьих либо налоговых обязательств.

И в данной курсовой работе мы ставим перед собой цель рассмотрения некоторых из возможных способов избежания налогов.

Надо сказать, что само налогообложение не имеет долгого достаточного применения на территории РМ, как государственного метода поступления в бюджетные фонды.

С 1918 – 1940 введу того, что территория, на которой в настоящем времени находится РМ, находилась под юрисдикцией Румынии, то на данную территорию распространялись налоги действующие в самой Румынии.

После 40-х, когда РМ вошла в СССР, был введен военный налог в связи с тем состоянии войны, в котором находился СССР. В самом СССР почти все налоги были упразднены, существовал только подоходный налог. В 60-х Хрущев, осуществляя политику развития социализма, и приближении к коммунизму отменил налог с заработной платы, и устранил все акцизы. Уже в 80-х государственный бюджет формировался на 80% за счет добровольных и безвозмездных поступлений от народных хозяйств, и только 5-8% составляли налоговые поступления. Под конец 80-х были повышены налоговые ставки с кооперативов. После приобретения Республикой независимости в 17 ноября 1992 года был принят закон «Об основах налоговой системы» и ряд других нормативных актов ставящие перед собой задачу регламентация налоговых отношений, и уже в 1997году был принят кодифицированный нормативный актах – «Налоговый Кодекс». Основная цель данного нормативного акта состояла в том, чтобы упорядочить источники, регламентировавшие отношения, возникающие в области налогообложения, но как мы видим, на сегодняшний день сам Налоговый Кодекс порождает конфликт с другими нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений – Бюджет на год.

Из этого краткого исторического анализа наглядным образом видно, что сами налоговые традиции в нашем государстве не очень сильны. Если учесть хаос долгое время царящий в законодательстве; низкий авторитет контрольных органов; коррумпированность и высокие налоговые ставки (сводящие порой на нет всю прибыль налогоплательщика), привели к тому, что многие налогоплательщики перестали добросовестно уплачивать налоги. Некоторые стали избегать налогообложения противозаконными способами, другие пытались достичь той же цели только законными способами.

Важно отметить, что мы занимаемся выяснением того, как избежать, а не уклониться от уплаты налогов. Уклонение от уплаты налогов незаконно, в то время как попытка избежать налогов включает в себя использование всех преимуществ, содержащихся в положениях налогового законодательства, для сокращения чьих-либо налоговых обязательств.

Избежание налогов – использование возможности всех лазеек в налоговой структуре (результат значительной эрозии налоговой базы) – быстро увеличилось в последние годы.

Водораздел между избежанием налогов и уклонением от них, как мы уже отметили, не всегда легко определим. Большинство налоговых укрытий имело форму партнерства. К началу 90-х гг. стремление избежать уплаты налогов получило широкое распространение: большинство партнёрских компаний в стране показали большие совокупные убытки.

В самом деле, существует рынок деятельности, направленный на изыскание лазеек в налоговом законодательстве, точно также как и рынки предметов широкого потребления. Спрос на такую деятельность зависит от того, сколько каждый сможет сберечь. Это в свою очередь зависит от нескольких факторов, наиболее важный из которых – предельная налоговая ставка. Поскольку граница между избежанием налогов и уклонением от них часто расплывчата, политика контрольных органов по проверке отчётности (и штрафы, наложенные на тех, кто использует запрещенные укрытие налогов) – другая важная составляющая спроса на укрытие налога. Предложение налоговых укрытий в свою очередь зависит от лазеек, встроенных в налоговое законодательство.

Налоговый кодекс устанавливает определенные критерии, которым должны отвечать расходы, принимаемые для целей налогообложения.

В соответствии с положениями п.1 ст.252 НК РФ, для целей налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные:

  • документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ,
  • либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы,
  • или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Раз уж так написано в Налоговом кодексе, то выполнив все вышеуказанные условия, компания может смело принимать расходы для целей налогового учета. Некоторое время назад все так и было. Однако на сегодняшний день все чаще налоговики оперируют терминами «добросовестность налогоплательщика», «налоговая выгода», «должная осмотрительность».

В статье мы подробнее рассмотрим, что понимается под вышеуказанными терминами и как именно осторожный налогоплательщик должен выстраивать свою работу, чтобы обезопасить себя от налоговых рисков, возникающих при проведении ФНС контрольных мероприятий.

Добросовестность налогоплательщика

Необходимо отметить, что определение добросовестности налогоплательщика отсутствует в действующем законодательстве и упоминается, в основном, в судебных решениях. При этом, разные суды по разному трактуют одни и те же ситуации и действия налогоплательщиков.

Таким образом, вне зависимости от фактического положения дел, налогоплательщик может быть признан недобросовестным по решению суда.

Согласно п.2 Определения Конституционного Суда РФ от 25.07.2001г. №138-О, по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

Согласно п.6 ст.108 НК РФ, лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из этой презумпции в пункте 3 мотивировочной части Постановления специально подчеркивается, что конституционные гарантии частной собственности нарушаются повторным списанием налогов в бюджет с расчетного счета только добросовестного налогоплательщика.

Следовательно, на недобросовестных налогоплательщиков не распространяются те выводы, которые содержатся в его мотивировочной и резолютивной части, и принудительное взыскание в установленном законом порядке с недобросовестных налогоплательщиков не поступивших в бюджет налогов не нарушает конституционные гарантии права частной собственности.

При проведении контрольных мероприятий сотрудники налоговых органов рассматривают не только документы, подтверждающие расходы налогоплательщиков, но и интересуются сутью проводимых операций.

Если инспекторы решат, что факты хозяйственной жизни имели место для получения необоснованной налоговой выгоды (т.е. сделки проводились с целью уменьшения налогов), то не смотря на корректно оформленные документы, расходы, связанные с сомнительными сделками, будут исключены из сумм, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Суммы НДС с таких расходов инспекторы «выкинут» из вычетов.

Проверку на добросовестность налогоплательщикам следует ожидать в следующих ситуациях:

  1. Камеральная налоговая проверка при возмещении НДС из бюджета.
  2. Выездная налоговая проверка.
  3. Использование налогоплательщиком налоговых льгот.
  4. И т.п.
В случае выявления недобросовестности налогоплательщика, компанию лишат налоговых льгот, откажут в вычетах по НДС и не признают затраты уменьшающими налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Признаками недобросовестности с точки зрения проверяющих могут являться:

  • Отсутствие логичной цели у совершенных сделок.
  • Убыток от проведения сделки.
  • Проведение сомнительной сделки между взаимозависимыми лицами.
  • Отсутствие должного оформления и других подтверждений факта осуществления сделки (мнимая или фиктивная сделка).
  • Проведение операций через фирмы-однодневки.
  • Использование векселей при осуществлении взаиморасчетов.
  • Использование при взаиморасчетах заемных средств.
  • Реальность сроков проведения сделок - сопоставляются даты проведения операций.
  • Крупные затраты на консультационные, информационные, маркетинговые, управленческие и юридические услуги, а так же любые другие услуги, результат оказания которых не имеет материального характера.
  • Деловые связи с компаниями-офшорами.
  • Сомнительная репутация контрагентов налогоплательщика (компании, в отношении которых возбуждены уголовные и административные судопроизводства).
Исходя из судебной практики, понятие добросовестности может трактоваться судами по-разному. Одни и те же действия налогоплательщиков могут быть признаны, как свидетельствующими о его недобросовестности, так и не свидетельствующими.

Налоговая выгода налогоплательщика

В соответствии с п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики.

В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Под налоговой выгодой для целей настоящего Постановления понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006г. №53, налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

  1. невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  2. отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  3. учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  4. совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).

Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной:

  • создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный характер хозяйственных операций;
  • нарушение налогового законодательства в прошлом;
  • разовый характер операции;
  • осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
  • осуществление расчетов с использованием одного банка;
  • осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Однако эти обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в пункте 5 настоящего Постановления, могут быть признаны обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Кроме вышеуказанных положений Постановления, в конце 2013 года ФНС России было выпущено Письмо от 31.10.2013 №СА-4-9/19592 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды».

В данном Письме освещается вопрос достаточности собранной доказательной базы получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды и проводится анализ судебных дел.

Там отмечается, что обычно действия налогоплательщика, связанные с получением необоснованной налоговой выгоды, направлены:

  • либо на незаконное возмещение (возврат, зачет) сумм налога из бюджета,
  • либо на занижение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет за соответствующий налоговый (отчетный) период.
Налоговыми органами выявлены следующие "схемы", используемые налогоплательщиками для минимизации налогового бремени:
  1. создание "схемы", направленной на увеличение стоимости товаров для искусственного завышения сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и увеличения расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, при наличии реальных хозяйственно-финансовых операций по приобретению товара;
  2. использование в деятельности налогоплательщика организаций (в ряде случаев прямо или косвенно подконтрольных проверяемому налогоплательщику), не осуществляющих реальной финансово-хозяйственной деятельности, с целью завышения сумм налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и увеличения расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, путем заключения договоров с такими организациями;
  3. "дробление" бизнеса с целью применения льготного режима налогообложения (единого налога на вмененный налог, далее - ЕНВД);
  4. использование "подконтрольных" организаций в целях минимизации единого социального налога (далее - ЕСН);
  5. совершение хозяйственных операций, формально соответствующих требованиям действующего налогового законодательства, однако не имеющих разумной деловой цели, за исключением получения необоснованной налоговой выгоды.
Так же в Письме отмечается, что арбитражные суды принимают во внимание обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при заключении сделки.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • подписание первичных документов лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц, как имеющего право подписи первичных документов от имени контрагента без доверенности при условии, что у налогоплательщика отсутствует доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия;
  • смерть должностного лица контрагента до заключения договора, нахождение должностного лица контрагента, от имени которого подписан договор, в местах лишения свободы, дисквалификация руководителя контрагента на основании соответствующего судебного акта;
  • "спорный" контрагент не зарегистрирован в установленном законом порядке или исключен из Единого реестра юридических лиц до момента заключения сделки с проверяемым налогоплательщиком;
  • оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществлена за наличный расчет с превышением установленных законодательством РФ лимитов.
В вышеуказанном Письме приведен перечень из 121го решений судов, вынесенных в пользу налоговых органов.

Основаниями для вывода суда о получении необоснованной налоговой выгоды являлись:

  • нереальность хозяйственных операций;
  • отсутствие должной осмотрительности;
  • создание "схемы", направленной на увеличение стоимости товара (работ, услуг);
  • занижение рыночной цены реализуемого товара через субъекта, применяющего льготный режим налогообложения (ЕНВД);
  • отсутствие деловой цели в совершении хозяйственных операций;
  • увеличения расходов за счет заключения мнимых договоров с взаимозависимыми лицами, применяющими УСН;
  • создание искусственной ситуации в виде разницы в налоговых обязательствах, возникающих при применении общего режима налогообложения и специального режима (УСН).
Из вышесказанного следует, что всем без исключения налогоплательщикам, во избежание налоговых рисков необходимо уделять повышенное внимание корректности оформления сделок и быть готовым ответить на вопросы об их реальности и обоснованности.

Иначе свою точку зрения им придется доказывать в суде. И быть готовым к тому, что суд далеко не всегда относится с пониманием к обстоятельствам организации и случаи принятия решений в пользу налоговых органов отнюдь не редкость.

Кроме подтверждения реальности и обоснованности сделок, налогоплательщику так же необходимо проявлять должную осмотрительность при выборе компаний-контрагентов.

По мнению Минфина (Письма от 10.04.2009г. №03-02-07/1-177, от 06.07.2009г. №03-02-07/1-340) меры, включающие в себя:

  • получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе,
  • проверку факта занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ,
  • получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента,
  • использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента,
предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Часть вышеуказанных сведений содержится в государственных реестрах и является общедоступной. Так, данные о регистрации контрагента можно поискать на сайте ФНС РФ. Там же можно проверить, не является ли юридический адрес контрагента адресом массовой регистрации и не является ли руководитель организации дисквалифицированным лицом.

В заключение добавим, что чем больше письменных подтверждений тех или иных действий, подтверждающих хозяйственную деятельность организаций, есть у организации - тем лучше. Служебные записки, информационные письма и докладные, отчеты и подтверждающие документы, вовсе не являются ненужной макулатурой, а свидетельствуют о реальности осуществления предпринимательской деятельности.

ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГА - термин налогового планирования, означающий построение экономической деятельности таким образом, чтобы исключить или уменьшить размер налоговых обязательств и (или) налоговых платежей. В отличие от уклонения от налогов избежание налога не представляет собой налогового правонарушения. Избежание налога основывается на детальном знании норм налогового законодательства (в РФ - законодательства о налогах и сборах) и правильном их применении в целях оптимизации налоговых обязательств и выплат при достижении максимального экономического результата. Методы минимизации налоговых обязательств условно можно подразделить на:

Учетно-бухгалтерские (применение различных методов учетной политики: учета доходов и расходов по кассовому методу либо методу начисления; учета товароматериальных запасов по методам ЛИФО, ФИФО; амортизационных методов и иных возможностей, предоставляемых налоговым законодательством и законодательством по бухгалтерскому учету);

Гражданско-правовые (использование установленных гражданским законодательством форм организации предпринимательской деятельности, форм и условий сделок между контрагентами);

Международно-правовые (методы, связанные с использованием преимуществ, предоставляемых нормами соглашений об избежании двойного налогообложения и других международных договоров);

Методы, связанные с изменением юрисдикции налогоплательщика (включая переезды физических лиц на постоянное место жительства в другой регион или другую страну; изменение места регистрации компании);

Методы, связанные с получением права на налоговые вычеты (осуществление различного рода расходов, вычитаемых из валового дохода или совокупного дохода при определении налоговой базы; применение трансфертных цен, методов «тонкой капитализации»);

Методы, связанные с осуществлением деятельности или расходов, дающих право на (отчисления на благотворительные цели, на проведение НИОКР, осуществление программ по обучению, подготовке и переподготовке кадров, выполнение работ по государственным заказам);

Методы, связанные с применением преимуществ, предоставляемых офшорными зонами и территориями с льготным налогообложением отдельных видов доходов;

Методы, связанные с использованием несовершенств (неясностей, противоречий), содержащихся в актах налогового законодательства, а также в инструкциях налоговых органов и других компетентных органов;

Методы, связанные с использованием возможностей применения альтернативных режимов налогообложения (специальные налоговые режимы, режимы налогообложения фермерских хозяйств, семейных предприятий, предприятий с иностранными инвестициями, предприятий, использующих труд инвалидов, холдингов, финансово-промышленных групп и др.);

Методы, связанные с изменением даты возникновения налоговых обязательств. Во всех странах налоговое законодательство содержит специальные нормы, регламентирующие применение мер против избежания налогов.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ИЗБЕЖАНИЕ НАЛОГА" в других словарях:

    Отношения между странами по поводу взаимного регулирования пределов налоговой юрисдикции (сферы применения налогового законодательства) и другим вопросам налогообложения. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Соединённые Штаты Америки - Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

    США. ЭКОНОМИКА - Введение. Эра, начавшаяся при президенте Линдоне Джонсоне (1963 1969), ознаменовалась значительными сдвигами в экономике США. С конца 1960 х годов доля производства постепенно сокращалась и росла доля сектора услуг. В 1980 х годах занятость в… … Энциклопедия Кольера

    Экономика США - (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора

    АВСТРАЛИЯ - 1) Австралийский Союз, гос во. Название Австралия (Australia) по расположению на материке Австралия, где находится свыше 99% территории гос ва. С XVIII в. владение Великобритании. В настоящее время представляет собой федерацию Австралийский Союз… … Географическая энциклопедия

    Офшор на Кипре - (Offshore Cyprus) Офшор на Кипре это территория с льготным налоговым законодательством Оффшор на Кипре: преимущества и условия организации бизнеса, последствия мирового кризиса Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора - (двойное налогообложение на межгосударственном уровне) обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период. Крайне негативное… … Энциклопедия юриста

    Обход закона - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Обход закон … Википедия

  • 14:19

    Российская организация заключает договоры с резидентами следующих стран: Германия, Италия, Испания, Эстония, Беларусь, Польша. Российская организация при выплате дохода иностранным организациям применяет положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Она требует от резидентов иностранных государств справки о подтверждении статуса налогового резидента соответствующей страны для применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Нужна ли легализация такой справки? В каком виде должна быть легализация? Если данная справка на иностранном языке, как должен быть оформлен перевод на русский язык? 4 482
  • 29 июня 2017
  • 14:16

    С 2017 года в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения в порядок применения положений международных договоров Российской Федерации при налогообложении сделок между российскими и иностранными компаниями. В соответствии с пунктом 1 статьи 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. 9 100
  • 01 октября 2015
  • 13:27

    В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.07.1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах РФ» Министр финансов РФ Антон Силуанов и руководитель Государственной налоговой администрации КНР Ван Цзюнь подписали Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 13 октября 2014 г. Внесенные поправки касаются порядка налогообложения доходов, полученных от долговых требований, что будет способствовать укреплению финансового партнерства между бизнес-сообществами РФ и КНР. 2 204
  • 24 июня 2015
  • 11:28

    Принцип «фактического права на доход» характерен для большинства современных Соглашений об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашение). Суть его в том, что льготы в соответствии с Соглашением (в частности, в отношении «пассивных» доходов - дивидендов, процентов, роялти) распространяются на налоговых резидентов договаривающихся стран, являющихся конечными выгодоприобретателями в отношении выплачиваемого дохода. С 1 января 2015 года соответствующие положения вместе с нашумевшими поправками о контролируемых иностранных компаниях включены в Налоговый кодекс РФ. Поскольку нарушение требований российского законодательства чревато, представим в виде алгоритма факторы, от которых зависит определение налоговых обязательств российской компании, выплачивающей «пассивные» доходы иностранному юридическому лицу. 6 249
  • 06 августа 2012
  • 12:58

    Российские турфирмы нередко реализуют готовые турпакеты иностранных компаний. Но при этом необходимо учитывать положения Налогового кодекса РФ об уплате налога прибыль. 1 887
  • 07 октября 2008
  • 17:02

    В масштабах современной экономики, а также вследствие глобализации, немалому числу фирм для ведения коммерческой деятельности уже не хватает «просторов нашей необъятной Родины». Многие из них начинают работать и за пределами Российской Федерации. Финансовые аспекты мы оставим экономистам. А вот как быть бухгалтеру «глобализованной» компании? 3 818
  • 03 октября 2008
  • 13:35

    Осуществляя деятельность не только в России, но и за рубежом, любая отечественная компания рано или поздно сталкивается с тем, что вынуждена в отношении одного и того же объекта платить налог дважды. Впрочем, в некоторых случаях налоговый «излишек» себе можно вернуть. 5 845
  • 05 декабря 2005
  • 00:14

    7 526
  • 02 августа 2005