И снова о прогрессивной шкале налогообложения. «Грозит» ли россиянам прогрессивное налогообложение

На сегодняшний день интерес большинства предпринимателей прикован к пропорциональной, регрессивной и прогрессивной системе налогообложения. Постоянно ведутся споры о том, что именно лучше и при каких условиях можно отдавать меньшее количество налогов. Существует много сторонников и противников прогрессивной шкалы НДФЛ, поэтому попробуем разобраться во всех плюсах и минусах данной системы в сравнении с пропорциональной системой налогообложения. Что же лучше?

Пропорциональное формирование НДФЛ

Данная система подразумевает единую для всех налоговую базу. Это означает, что независимо от дохода частный предприниматель будет платить фиксированный взнос, составляющий 13%. Соответственно, будь он директором крупнейшей торговой сети, получающим ежемесячно порядка 1 млн рублей, или грузчиком с окладом в 10 тыс., он должен выплачивать все тот же процент.

Разумеется, данная система кажется несправедливой большинству общественных деятелей, ведь в этом случае получается, что человек с меньшим заработком вынужден платить столько же, сколько и миллионеры. Поэтому сегодня все больше сторонников иной, прогрессивной шкалы НДФЛ. Действительно ли подобная система более выгодна? Рассмотрим ее подробнее.

Прогрессивная шкала НДФЛ

Если пропорциональная система подразумевает единую ставку для всех бизнесменов, независимо от их дохода, то данная шкала предполагает изменения объема налогообложения для резидентов в зависимости от того, сколько бизнес реально приносит его владельцу. Соответственно, чем больше человек зарабатывает, тем больше он должен выплатить налогов.

Однако стоит сказать, что прогрессивная шкала по НДФЛ в 2017 году пока еще не является принятой и доступной налогоплательщикам. На сегодняшний день законопроект №1148107 только находится на рассмотрении. И если он будет принят, то вступит в силу только в 2018 году, так как сейчас в стране по-прежнему экономический кризис, что не позволяет сразу перейти на новый уровень налогообложения.

Если сравнивать с другими странами, то, например, в Швеции, владелец частного бизнеса и вовсе освобождается от налогов, если его доход минимален. Только сверхдоходы (превышающие среднюю заработную плату) облагаются налогами.

Прогрессивная шкала НДФЛ, которая, возможно, скоро появится и в России, работает по такой же системе. Это означает, что если резидент заработал за год 180 тыс. рублей, то налог с этой суммы составит 0%. Если сумма от 180 тыс. до 2,4 млн рублей, то ежегодно нужно будет вносить в казну уже 13%. При доходе до 100 млн рублей придется оплачивать 30% и так далее, в зависимости от уровня прибыли. Самый большой процент, равный 70%, будут выплачивать владельцы бизнеса, получающие каждый год более 100 млн рублей.

Также стоит упомянуть, что законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ уже принимался ранее и действовал до 2001 года. Позднее президентом России было принято решение перейти на "плоскую" систему налогообложения, которая подразумевала единый процент для всех (13%). Возможно, данное решение может показаться "шагом назад", однако только благодаря этому удалось увеличить собираемость налогов, что привело к более быстрому выводу страны из кризиса.

Однако возможность введения более "справедливой" системы налогообложения по-прежнему остается под вопросом ввиду многих факторов. Поэтому рассмотрим плюсы и минусы прогрессивной шкалы НДФЛ, которые можно ожидать.

Что думают противники новой системы налогообложения?

Если откинуть нравственный аспект, который касается того, что более справедливо, когда человек с большим заработком платит больше налогов, и обратимся к сухим фактам.

Дело в том, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ хоть и может способствовать выравниванию социальных статусов граждан, но в то же время она может привести к снижению реальных доходов, которые будут распределяться населением. Исходя из этого, чтобы "богатый платил больше", придется значительно повысить налоги для среднего класса. Соответственно, данная система может и вовсе привести к понижению порога бедности, так как экономический рост будет снижен.

Если облагать большими налогами исключительно тех предпринимателей, которые зарабатывают много, то собрать в казну необходимую прибыль не получится. Это объясняется тем, что большинство состоятельных граждан используют оптимизированные схемы и выводят свои финансы через офшоры. Таким образом, не останется выбора и придется повысить налоги для физических лиц и принудить их к декларированию своих доходов.

Преимущества прогрессивной системы налогообложения

Если в стране будет оставлена пропорциональная шкала НДФЛ, то это приведет к тому, что бедные всегда будут беднеть, а уровень жизни богатого населения только повысится.

Поэтому прогрессивная система налогообложения является единственным возможным инструментом для того, чтобы сгладить существующую дифференциацию. Данное мнение не может быть не принято во внимание, поэтому есть большая вероятность того, что эта система все-таки будет принята, как и во многих других странах.

В этом случае, при минимальном доходе, владелец небольшого бизнеса будет освобожден от налогов, что поможет ему развиваться быстрее. Таким образом, в стране появится больше фирм, которые в будущем будут получать большие доходы, а соответственно и в государственную казну будет поступать все больше денежных средств.

Сегодня большинство начинающих бизнесменов боятся открывать организации только из-за страха высоких налоговых ставок. Если же на первых порах им не придется платить проценты, то количество новых ИП или ООО будет постоянно расти.

Опыт прошлых лет

Пропорциональная система налогообложения не является чем-то новым. До перехода на "плоскую" шкалу НДФЛ, количество налоговых сборов было значительно выше (порядка 54), после 2001 года, когда был введен общий подоходный налог 13%, их осталось всего 15. Таким образом, при "справедливом" налогообложении людям приходилось платить больше дополнительных взносов. Это должно было помочь экономике страны. Однако большая часть налогоплательщиков скрывала свои доходы и казна не получала ничего.

Первоначально идея пропорционального налогообложения заключалась в том, что если процент меньше, то гражданам нет смысла скрывать доходы. Однако исходя из практики - получилось наоборот. И только "плоская" шкала НДФЛ способствовала выходу из кризиса.

Регрессивная система

Данный тип налогообложения так и не нашел поддержки в России. Суть данной системы заключается в том, что увеличение дохода предпринимателя ведет к снижению налоговых ставок. Такой тип НДФЛ может привести к еще большему социальному неравенству, поэтому сторонников у него единицы.

Однако есть и те, кто предлагает ввести прогрессивно-регрессивную шкалу НДФЛ, чтобы сгладить возможный разброс социальных статусов граждан. Но на сегодняшний день речь о появлении данной системы в нашей стране даже не ведется.

В заключение

Безусловно, пропорциональная система налогообложения выглядит, как способ уравнять социальный статус граждан. Однако нельзя забывать, что от этого также зависит и общий уровень экономики. Поэтому ввести данную шкалу НДФЛ быстро не получится.

Для лиц, являющихся плательщиками обязательных отчислений в бюджет, может устанавливаться пропорциональный, регрессивный, прогрессивный налог. Такое разделение основывается на соотношении между ставкой и объектом обложения.

Характеристика

Прогрессивный налог представляет собой отчисление, ставка по которому повышается по ходу увеличения объекта обложения. При его использовании бремя в большей степени касается богатых людей. При пропорциональной системе ставка остается неизменной. Она не зависит от величины объекта обложения. Прогрессивный и пропорциональный налог, таким образом, противоположны друг другу. Многие экономисты являются противниками введенной в РФ единой ставки для физлиц.

Прогрессивный налог в России

Правительство РФ не планирует введение этой системы. На государственном уровне оптимальным считается сохранение ставки в 13 %. Об этом в одном из своих докладов заявил Дмитрий Медведев. Идея ввести прогрессивный подоходный налог в стране обсуждалась, однако не получила поддержки. В ближайшие годы, как заявил премьер-министр, система обложения физлиц не будет пересматриваться. Эту позицию поддержал и президент страны. Действующая шкала НДФЛ введена с 2000 года. По мнению Ивана Соловьева, эксперта Института законодательства и сравнительного правоведения, такая система обеспечивает оптимальную собираемость отчислений. В частности, в 2010-м в бюджет поступило 1789.6 млрд. р. от НДФЛ, в 2013-м - 2497.8 млрд. Кроме этого, как отмечает эксперт, доля по подоходному налогу в общем объеме бюджетных поступлений от налогообложения также увеличивается. Так, в 2010-м она составила 39 %, а в 2013-м - уже 41.9 %. Кроме этого, существующая сегодня система по уплате НДФЛ практически полностью ликвидировала из практики "серые зарплаты". В подтверждении правильности выбора эксперты говорят о том, что в мире не приветствуется ломка эффективных схем бюджетных отчислений. Это обусловлено тем, что любые изменения могут разрушить сформировавшуюся модель, а также существенно снизить доверие плательщиков налогов. Дмитрий Медведев, тем не менее говоря о том, что в ближайшее время система не будет пересмотрена, не исключил, что Правительство может вернуться к обсуждению вопроса через 5-7 лет. Сами эксперты говорят о том, что сейчас не совсем подходящее время для дискуссий по проблеме.

История

Прогрессивный подоходный налог фактически вошел в практику как результат классовой борьбы. Особое влияние на его внедрение оказали аграрии и представители рабочего класса. Противостояние, продолжавшееся на протяжении многих десятилетий, в котором то одна, то другая сторона одерживала победу, многочисленные попытки реформирования действовавших систем обложения, комплекс социальных и экономических факторов, в конце концов, дали желаемый результат. Прогрессивное обложение, таким образом, реализовалось на практике в форме подоходного налога.

Использование системы разными странами

Впервые прогрессивный налог, пример которого мы сейчас рассмотрим, ввел в Великобритании в декабре 1798-го премьер-министр Уильям Питт (мл.). Ставка начиналась с 2 пенсов/фунт на прибыль, величиной больше 60-ти фунтов (1/120). Далее происходило повышение до максимального показателя 2 шиллинга/фунт на доход, больший 200 фунтов (1/10). В середине июля 1893-го года в Пруссии были проведены преобразования в экономической системе (известны как "реформа Миккеля" по фамилии действовавшего в то время Иоганна Миккеля министра финансов). Прогрессивный налог начинали рассчитывать с 0.62% (для дохода в год 900 ÷ 1050 марок). Затем его повышали до 4% (для прибыли, большей 100 тыс. марок).

Что касается России, то первая попытка ввести прогрессивную систему состоялась в 1810 году. В то время сражения с Наполеоном истощили госбюджет и спровоцировали резкое снижение курса рубля. Прогрессивный налог ввели для помещиков. Начисление начиналось с 500 рублей и повышалось до 10% от чистого дохода. После завершения войны поступления в бюджет стали резко уменьшаться. В результате в 1820 году прогрессивный налог отменили. Вновь систему установили в начале апреля 1916 года. Она должна была начать действовать в 1917-м. Однако планам царского правительства помешали сначала Февральская, а после нее - Октябрьская революции. Таким образом, принятый тогда закон в силу не вступил. В течение нескольких последующих лет было издано несколько Декретов. Их положения предполагали развитие и дополнение подоходного налога. Однако реформирование произошло только в 1922-м.

Простая поразрядная система

Она считается самой простой формой, в которой может начисляться прогрессивный налог. В этой модели налоговая база разделяется по разрядам. Каждому из них соответствуют высший и низший уровни дохода. Для того или иного разряда также устанавливается фиксированная сумма отчислений. Такая система использовалась во многих странах на начальном этапе внедрения подоходного налога.

Относительная поразрядная схема

Здесь также используется деление на категории. Для каждого разряда предусматривается собственная процентная ставка. Внутри категории сохраняется пропорциональная схема. При переходе на следующий уровень происходит скачок суммы. При использовании такой модели может возникнуть ситуация, когда у плательщика с большим доходом останется средств меньше, чем у граждан с более низким достатком.

Одноступенчатая система

В этой модели используется только одна ставка. Вместе с этим вводится предел, ниже которого доход не подлежит обложению. Выше установленной границы происходит начисление вне зависимости от последующего роста. Сама ставка не прогрессивна и фиксирована. Однако с учетом предела имеет место реальное повышение с увеличением дохода.

Многоступенчатая модель

При такой системе доход плательщика разделяется на части. Для каждой ступени характерна своя твердая ставка. Увеличение происходит с повышением облагаемого дохода на каждой ступени. Их количество может быть минимальным (две - в Польше) или максимальным (18 - в Люксембурге). В качестве особенности в такой системе выступает то, что налоговая ставка вменяется не относительно всего дохода, а на ту его часть, которая превысила границу той или другой ступени. В итоге к оплате будет представлена сумма всех отчислений по каждому уровню.

Плюсы и минусы многоступенчатой модели

К достоинствам следует отнести:

  1. Наглядность - всю систему можно представить как простую таблицу.
  2. Простоту - любой плательщик может самостоятельно провести расчет.
  3. Гибкость - в каждой ступени отдельно, для каждого субъекта можно изменить ставку.
  4. Индексация необлагаемого дохода (если он присутствует).

Среди недостатков стоит отметить:

Линейная модель

В этом случае ставка повышается без скачков. За счет равномерного ее увеличения, база становится больше тоже плавно. Обычно в линейной многоступенчатой системах максимальная ставка превышает начальный показатель в несколько раз. Это обуславливает тот факт, что повышение эффективной базы в пределах низких доходов происходит намного медленнее, чем при использовании одноступенчатой модели обложения.

Прогрессивное налогообложение предполагает увеличение эффективной ставки с ростом базы. Как правило, такой режим используется для физлиц. Рассмотрим далее, какой может быть

Историческая справка

Прогрессивный налог - это отчисление, которое вошло в практику благодаря давлению аграриев и рабочего класса. Многие десятилетия велась борьба, в которой поочередно побеждала то одна, то вторая сторона. В течение этого времени были предприняты разные попытки осуществить реформы в В результате действия комплекса социальных и экономических факторов была разработана новая схема. Прогрессивное налогообложение впервые стали использовать в Великобритании в 1798 г. Начиналось оно с 2 пенсов/фунт на доход более 60 фунтов и увеличивалось до 2 шиллингов на прибыль более 200 фунтов. Спустя почти сто лет реформа была проведена в Пруссии. Налог в стране начинался с 0,62 % и повышался до 4 %. К началу 20 столетия схема стала использоваться в большинстве европейских государств. В 1913 г. ее стали применять и в США.

Использование схемы в России

Первая попытка ввести прогрессивное обложение была предпринята в стране в 1810 г. Это было обусловлено истощением экономики войной с Наполеоном. В результате курс бумажного рубля резко снизился. Прогрессивная предполагала первоначальную ставку в 500 р., которая постепенно повышалась до 10 % от чистой прибыли. После завершения войны поступления в государственную казну стали сокращаться. В 1820 г. прогрессивный был отменен. В 1916 г. этот режим был установлен снова царским правительством. Принятый указ должен был вступить в действие в 1917 г. Однако этому помешали революции. После свержения царской власти в течение нескольких лет были изданы различные декреты, ориентированные на дополнение и развитие Положения о налоге. Но только в 1922 г. была проведена реформа.

Простой поразрядный прогрессивный налог

Это самая распространенная схема, которая использовалась во многих странах на начальной стадии реформирования. База в этом случае разделена на разряды. Каждому из них соответствует определенный низший и высший предел прибыли, а также конкретная твердая сумма. Одним из недостатков, которым обладает простой прогрессивный налог, является скачкообразное изменение платежа на границе разрядов. Две прибыли, мало различающиеся между собой, но попадающие по разные стороны одного предела, предполагают значительную разницу в сумме отчисления. К примеру, при общем доходе в 1000 р. налог составит 31 р., а при 1001 р. - уже 45 р. Еще одним недостатком является тот факт, что у человека, получившего большую прибыль, останется на руках меньше денег, чем у того, кто получил более низкую.

Относительная поразрядная схема

Такой прогрессивный налог - это аналогичный описанному выше режимы. Здесь также применяются разряды. Каждому из них присваивается конкретная ставка в процентах. Она применяется ко всей базе. При этом внутри разряда используется пропорциональное обложение. Но при переходе на следующий уровень прибыли происходит скачок (такой же, как предусматривает простой прогрессивный налог). Это приводит к тому, что, как и в предыдущем варианте, у субъекта с большей прибылью останется меньше средств, чем у того, чьи поступления ниже.

Одноступенчатый режим

Такой тип прогрессии предполагает только одну ставку. Кроме этого, используется предел, ниже которого прибыль налогом не облагается, а выше - предусмотрен вне зависимости от последующего увеличения. Сама ставка является фиксированной (не прогрессивной). Однако с учетом установленного предела имеет место ее увеличение с ростом прибыли. отражает реальный показатель обложения, который применяется к объекту.

Многоступенчатая схема

В таком налогообложении доход разделяется на части. На каждой последующей ступени происходит рост ставки с увеличением прибыли. Количество их может быть как минимальным (2 или 3) или максимальным (18, как в Люксембурге). Особенностью такой схемы является то, что в процессе разделения ставка применяется не на всю прибыль в совокупности, а только на часть, превышающую нижнюю ее границу. Окончательный платеж рассчитывается как сумма всех налогов для каждой ступени. В этой схеме также имеет место реальное повышение эффективной ставки с увеличением прибыли. При этом кривая тарифа отличается небольшой волнообразностью, снижающейся по ходу увеличения числа ступеней.

Преимущества и недостатки режима

Введение прогрессивного налога по многоступенчатой схеме позволяет:

  1. Представить всю модель в форме простой таблицы.
  2. Выполнять простые вычисления для определения суммы платежа.
  3. Изменять ставки на каждой ступени в отдельности, для каждой конкретной группы плательщиков.
  4. Индексировать уровень прибыли, тариф для которой 0 %.

Среди минусов данной системы специалисты отмечают сложность в сравнении с пропорциональной схемой расчета. Кроме этого, в случае индексации уровня прибыли, в том числе, не попадающей под обложение, необходимо увеличивать ставку и расширять пределы для ступеней. Это требуется во избежание падения сбора.

Линейная схема

В этом случае увеличение ставки происходит без скачков. За счет равномерного ее повышения эффективный тариф также растет постепенно. Обычно в линейной и многоступенчатой схемах максимальная ставка превышает начальную в несколько раз. Это обуславливает более медленное увеличение эффективного тарифа в районе низкой прибыли, чем это происходит при одноступенчатой системе.

Заключение

Следует сказать, что обложение налогом выступает не только как финансово-экономическое явление. Оно рассматривается и как политический инструмент. В этой связи в подходах к его установлению отражаются те или другие классовые интересы. Пропорциональная схема намного легче принимается состоятельными субъектами, поскольку она снижает бремя при увеличении объекта. Прогрессивная система сильнее затрагивает их интересы. Именно поэтому состоятельные категории всегда выступают против ее применения. Сегодня выбор прогрессивной системы основывается преимущественно на дискреционном доходе, то есть прибыли, которая используется по собственному усмотрению. В теории она определяется как разница между совокупными поступлениями и теми, которые тратятся для удовлетворения первоочередных нужд. Таким образом, дискреционный доход отражает истинную платежеспособность субъектов. При увеличении прибыли снижается доля жизненно важных затрат. В результате дискреционный доход увеличивается.

Прогрессивная система налогообложения направлена на то, чтобы большая часть налогов оплачивалась теми налогоплательщиками, которые получают большие суммы денег. Противостоящей такой системе налогообложения можно назвать регрессивную форму, при которой налоговая ставка снижается вместе с увеличением налога. В статье рассмотрим, что собой представляет прогрессивная налоговая система, а также ее основные преимущества и недостатки.

Виды налоговых систем

Важно! Прогрессивная система налогообложения представляет собой такой метод, который позволяет дифференцировать в зависимости от получаемых доходов размер налоговых ставок.

Налоговая ставка представляет собой один из элементов фискального платежа, которая на законодательном уровне устанавливается для каждого вида налогового сбора. Тариф налога представляет собой величину, которая уплачивается в бюджет, установленную в процентах или абсолютном выражении. Величина в процентах также делится на:

  • пропорциональные, при которых тариф устанавливается в едином размере и он не изменяется даже в случае роста или снижения налогооблагаемой базы;
  • регрессивные, при которых тариф снижается в случае роста налогооблагаемой базы;
  • прогрессивные, при которых при росте налогооблагаемой базы происходит рост уплачиваемых сборов.

Сумма налога, которая уплачивается в абсолютной форме, устанавливается если понятие налогооблагаемой базы не применяется. В качестве примера можно привести госпошлину, оплачиваемую в случае обращения в госорганы при регистрации юридически значимых действий.

Прогрессивное налогообложение в мире

Наиболее часто прогрессивная налоговая ставка устанавливается для подоходного налога. Прогрессирующий тариф, при которых от роста дохода зависит рост тарифной ставки устанавливается в разных странах мира, например, в США, КНР и странах Евросоюза. При этом используются как многоступенчатые, так и одноступенчатые прогрессии. В Чехии, к примеру, применяется одноступенчатый тариф, равный 15% и необлагаемых минимум, равный 24 840 крон.

Прогрессивная система налогообложения в России

Важно! На сегодняшний день ни по одному фискальному платежу не применяется прогрессивный метод.

Однако, в нашей стране порядок взимания подоходного налога по прогрессивной ставки применялся еще недавно. Например, до 2001 года был установлен прогрессивный тариф при налогообложении физлиц. Многоступенчатая тарифная ставка по НДФЛ была установлена с 1998 года:

В 2000 году многоступенчатая тарификация была упрощена до 3. С 2001 года ставка НДФЛ была установлена уже равной 13% и не зависела от величины дохода налогоплательщика.

Несмотря на то, что предложения о возобновлении прогрессивной системы налогообложения до сих пор возникают, Минфин РФ считает применение данной системы налогообложения в настоящее время нецелесообразной. Существующая же система налогообложения является простой как в исчислении и уплате.

Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения

Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.

Еще одним преимуществом данной системы можно назвать то, что она приносит удовлетворение гражданам. Другими словами, такая система направлена на снижение неравенства между доходами состоятельных и несостоятельных граждан.

Несомненным преимуществом можно назвать и то, что в бюджет страны поступают налоговые платежи в больших объемах. При обычной ставке налогообложения граждане скрывают свои доходы для того, чтобы не оплачивать налог по фиксированной и высокой ставке. Если ставка налога будет ниже, как при прогрессивной ставке, то граждане со средними и низкими доходами не будут уклоняться от уплаты налога. Это в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет страны. Кроме того, при высокой ставке с крупных сумм дохода правительство также получить в бюджет больше денег.

Недостатки прогрессивной системы налогообложения

Главным недостатком данной системы налогообложения является то, что люди, старающиеся заработать большие суммы дохода вынуждены платить налоги по высоким ставка. Получается, что государство тем самым наказывает их, а это не стимулирует людей работать и зарабатывать, так как все равно с увеличением их доходов увеличатся и налоги. Многие из граждан ограничатся определенной суммой дохода и просто будут отказываться зарабатывать больше.

Повышение ставки налога в зависимости от повышения дохода приведет к уклонению от уплаты налогов. Более состоятельные лица будут считать, что просто используют и попытаются найти способы уклонения от уплаты налога по высокой ставке. Таким образом, лиц, которые будут уклоняться от уплаты налога может быть больше.

Важно! Отсутствие фиксированной ставки налога определяет прогрессивную систему налогообложения субъективной, зависящей от мнения налогового органа.

Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице

Несмотря на то, что плюсы прогрессивной системы налогообложения все же есть, их можно назвать довольно спорными. Так называемая социальная справедливость в данном случае устанавливается только для некоторых граждан. А более высокие ставки налога для состоятельных граждан должны якобы повлиять на неравенство в слоях общества. Как считает наш Президент, внедрение данной системы приведет к разрушению экономики страны.

Заключение

Таким образом, такая система налогообложения, как прогрессивная, имеет свои плюсы и минусы. Причем, минусы системы настолько значительные, что наше правительство приняло решение не внедрять ее. В противном случае крупные компании и бизнесмены могут просто уйти в тень и всячески избегать обязанностей по уплате налогов. А это в свою очередь приведет к разрушению экономики нашей страны.

Приветствую! Все чаще в российских СМИ намекают на грядущие изменения в налоговом кодексе. Бюджеты регионов пусты — их нужно срочно наполнять. На этот раз правительство решило всерьез взяться за «богатых». И через пару лет мы, возможно, вернемся к прогрессивной шкале подоходного налога.

Сегодня поговорим о том, что такое единая и прогрессивная шкала налогообложения доходов. И попытаемся разобраться, какая система лучше для России и почему?

В современной России подоходный налог был впервые введен в апреле 1916 года по указу Николая II – в разгар Первой мировой войны. К слову, предок современного НДФЛ имел прогрессивную шкалу: от 7% до 12%.

За 100 лет, прошедших с того момента, система расчета налога не раз пересматривалась. И в худшую, и в лучшую для плательщиков сторону.

С 1998 года в России действовала прогрессивная шкала налогообложения. Чем отличается плоская (прямая, единая) шкала от прогрессивной? Тем, что во втором варианте ставка подоходного налога зависит от размера дохода физлица. В конце 90-х она составляла 12%, 20% и 30%.

В 2001 году была принята глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». У подоходного налога появилось новое название «НДФЛ». А плательщиков поделили на две категории: резиденты и нерезиденты.

Ну, и самое главное: ставка налогообложения доходов стала единой для всех — 13%. С 2001-го россияне отдают государству чуть больше одной седьмой заработной платы и премий, доходов от продажи недвижимости и авто, сдачи имущества в аренду и дивидендов по акциям. В общем, 13% почти всех поступлений в семейный бюджет.

Отдельные виды доходов стали облагаться повышенной ставкой в 35% (например, выигрыши в лотерею). И появился длинный перечень доходов, полностью освобожденных от НДФЛ (пенсии, стипендии, алименты, пособия).

В первые два года после отмены прогрессивной шкалы поступления НДФЛ в бюджет выросли на треть! В 2000-х плоская система стала визитной карточкой российской экономики и одним из немногих конкурентных преимуществ налоговой системы России.

Неужели плоская шкала оказалась настолько эффективной? Ведь в других странах она почти не используется. Не все так очевидно.

Взрывной рост налоговых поступлений спровоцировало несколько факторов:

  1. Общая ставка НДФЛ выросла на 1% для большинства физлиц (до этого минимум составлял 12%, а не 13%)
  2. Отменили льготы для военных, судей, сотрудников прокуратуры, таможенников, милиции и даже налоговиков. В результате число налогоплательщиков выросло почти на миллион человек
  3. В 2001 году было в целом ослаблено налоговое бремя в экономике (урезали ставки по налогу на прибыль и НДС). Это позволило бизнесу перенаправить часть сэкономленных на налогах денег на выплату ЗП наемным работникам
  4. Доходы населения росли с каждым годом. Россия вступила в период «сытых нефтяных лет»

Другими словами, эффективность перехода с прогрессивной шкалы на единую была сильно преувеличена.

В каких странах сегодня действует единая шкала НДФЛ?

Среди стран бывшего СССР плоскую шкалу используют в России, Грузии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Казахстане и Киргизии. За рубежом она действует в Венгрии, Болгарии, Албании, Македонии, Румынии, Чехии, Монголии, Гонконге и на Нормандских островах (Гернси и Джерси).

Единая шкала налогообложения также актуальна для отдельных федеральных субъектов крупных стран. Например, для канадской провинции Альберта и некоторых штатов США: Массачусетс, Пенсильвания, Мичиган, Индиана и Иллинойс.

Интересный факт. В развитых странах с сильной экономикой плоская шкала налогообложения не используется!

Скажем, во Франции ставка подоходного налога варьируется от 5,5% до 75%. Доходы французов делят на восемь категорий. И рассчитываются доходы не на человека, а на семью. А необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год.

Примеры других стран с прогрессивной шкалой: США, Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Канада, Германия, Китай и Израиль.

Россия со своим 13% НДФЛ входит в десятку европейских государств с минимальной ставкой подоходного налога. Вместе с Казахстаном, Беларусью, Литвой и Болгарией.

Россия возвращается к прогрессивной шкале?

По факту прямую шкалу налогообложения доходов используют лишь в бедных европейских государствах. И почти во всех странах бывшего СССР. Может, поэтому, в последние два года вопрос о переходе на прогрессивную шкалу НДФЛ в России поднимается все чаще?

В августе 2016-го депутаты ЛДПР внесли в Госдуму нашумевший законопроект.

В нем предлагают освободить от подоходного налога россиян с зарплатой меньше 180 000 рублей в год. Ставку в 13% рекомендуют оставить для людей с годовым доходом до 2,4 млн. рублей. А для «богатых» придумали фиксированный налог в 289 тыс. рублей плюс 30% от суммы дохода свыше 2,4 млн. рублей.

Когда введут новую шкалу? Пока обещают, что этот и подобные проекты будут рассмотрены не раньше окончания выборов 2018 года.

Доводы против введения прогрессивной шкалы налогообложения

Будет ли в России прогрессивная шкала НДФЛ? У системы есть и плюсы и минусы. И минусы пока перевешивают.

  • Население и бизнес начнут массово «уходить в тень» и прятать свои доходы

Справедливость аргумента косвенно подтверждают результаты налоговой реформы 2000-х годов. После введения плоской шкалы поступления от НДФЛ выросли на 0,7-0,8% ВВП. И многие российские бизнесмены и физлица, действительно, перестали уклоняться от налогообложения.

Введение же прогрессивной шкалы может спровоцировать обратный процесс. Богатые снова «спрячут» свои доходы (), и объем поступлений в бюджеты уменьшится. А основная финансовая нагрузка снова ляжет на средний класс.

  • Вырастут судебные и административные издержки

Почему? Потому что населению придется самостоятельно декларировать свои доходы.

Сегодня почти со всех доходов физлиц удерживается единая ставка в 13%. И налоговые агенты (банки, брокеры, ) полностью берут на себя «общение» с налоговиками.

А вот прогрессивная шкала заставит россиян самостоятельно учитывать доходы из различных источников, суммировать их, заполнять налоговую декларацию и сдавать ее в соответствующие органы.

В 2017 году ни население, ни налоговики не готовы к такой активности.

  • Разница между богатыми и бедными регионами станет глубже

НДФЛ поступает не в федеральный, а в региональные и местные бюджеты. Другими словами, Москва и Питер будут получать еще больше по сравнению с нищей Рязанской и Ярославской областями. Такая «дискриминация» наверняка обострит межрегиональную напряженность.

  • Усилится недоверие бизнеса к власти

С 2001-го президент и правительство РФ кучу раз обещали не менять ставку подоходного налога. Нарушение обещаний вызовет очередной всплеск недоверия бизнеса к власти и отток частного капитала за рубеж.

Уменьшится поток инвестиций – сократится производство – подскочит уровень безработицы. В результате проиграют и богатые, и бедные.

Напомню, что повышение страховых взносов в 2011 году было встречено, мягко говоря, без восторга. И введение прогрессивной шкалы НДФЛ лишь подольет масла в огонь.

Если не прогрессивная шкала, то что?

Никто не спорит с тем, что систему расчета НДФЛ в России нужно совершенствовать. Но совсем необязательно менять плоскую шкалу на прогрессивную!

Эксперты предлагают другие более мягкие варианты. Один из них: увеличить долю налоговых вычетов в налогооблагаемых доходах физлиц.

Суть налоговых вычетов справедлива и очевидна. У каждого из нас есть повседневные потребности, которые нужно удовлетворять – иначе мы не выживем. И государство не должно «налогооблагать» ту часть дохода, которая идет на поддержание нормального уровня жизни.

Все, что остается «сверху» – экономическая выгода налогоплательщика. Которую можно и нужно облагать налогом. Без налоговых вычетов подоходный налог превращается в «налог для бедных».

Рассмотрим условный пример. Миша зарабатывает 10 000 рублей в месяц, а Олег – 100 000 рублей. Гипотетически, на 10 000 рублей можно поесть, одеться в секонд-хэнд, купить бюджетную бытовую химию для дома и заплатить за крошечную квартиру и Интернет.

То есть 10 000 рублей – минимальная сумма для поддержания жизни и для Миши, и для Олега. Но первый тратит на текущие потребности весь свой доход, а у второго остается еще 90 000 , накоплений и .

«По-честному» Миша вообще не должен платить НДФЛ. О каком доходе идет речь, если он тратит на товары первой необходимости все, что зарабатывает? А вот «лишние» 90 000 рублей Олега справедливо обложить налогом – это чистая экономическая выгода.

В России же налоговые вычеты, по сути, приравнены к льготам. Право на НВ имеют ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы, участники ВОВ, герои СССР и РФ. Кстати, размеры налоговых вычетов ужасают: от 500 до 3000 рублей!

Почему бы не увеличить размер налогового вычета до адекватного значения? Тогда можно было бы отнимать НВ из дохода физлица и облагать разницу по повышенной ставке. Такой подход гораздо справедливей и единой, и прогрессивной шкалы подоходного налога.

А как Вы относитесь к возможному пересмотру шкалы НДФЛ в России?