Государственное управление финансовым рынкам рф. Система управления государственными финансами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе

На тему: «Управление государственными финансами»

Сегодня, как никогда, важно каждому россиянину хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в целях эффективного развития общественного производства. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере нашей страны, теснейшим образом связано с личным благополучием каждого.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно основано на знании объективных закономерностей развития общества; вместе с тем, на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторой схемы управления. управление финансовый счетный палата

Управление финансами - это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Система управления финансами имеет определяющее значение для функционирования и развития современной экономики. Цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимости от результатов экономического роста.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

Дать определение финансовой системе и рассмотреть ее структуру;

Рассмотреть виды управления финансами, а также задачи и функции органов управления;

Направления развития финансовой системы России.

Сущность упра вления финансами, цели и задачи

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления.

Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Объекты управления

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

2) Единство финансовой системы - предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

3) Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы - это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

В сфере государственных финансов выделяются звенья:

· государственный бюджет

· внебюджетные фонды

· государственный кредит

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

· федеральные финансы

· финансы субъектов РФ

· местные финансы

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

· финансы коммерческих предприятий и организаций

· финансы некоммерческих организаций

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.

Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:

Отношения с другими предприятиями и организациями;

Внутри предприятия;

Внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;

С финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Страхование - это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.

По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:

· социальное;

· личное;

· имущественное;

· страхование ответственности;

· страхование предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность - страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами.

При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)

Страхование проводится в обязательной и добровольной форме.

Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.

Субъекты управления

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ - регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) - устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ - рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

Осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

Развивает бюджетный федерализм;

Разрабатывает проект федерального бюджета;

Составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

Составляет консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

Участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

Подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений;

Участвует в подготовке предложений по основным направлениям

кредитно-денежной политики;

Проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением

федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Федеральная служба по налогам и сборам РФ осуществляют контроль правильности исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; также осуществляет валютный контроль.

Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации - это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и методы управления финансами, объекты и субъекты. Финансовое планирование и прогнозирование. Оперативное управление, контроль. Высшие органы государственной власти управления финансами в Российской Федерации. Счетная палата, налоговые органы.

    реферат , добавлен 04.04.2018

    Сущность и методы управления финансами. Функции и задачи Министерства финансов и других ведомств управления финансами. Налоговые органы Российской Федерации. Федеральная службы Налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, Счетная палата.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2011

    Понятие управления финансами, особенности их современной системы. Аспекты реформирования управления государственными финансами. Экономическая необходимость закона о государственном финансовой контроле. Оценка деятельности Счетной палаты и казначейства.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Понятие и задачи управления финансами, его объекты и субъекты. Принципы построения финансовой системы государства. Основные функции финансового планирования и контроля. Методы государственного регулирования финансов, полномочия осуществляющих его органов.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2014

    Сущность и методы управления финансами, объекты и субъекты. Высшие органы государственной власти управления финансами. Министерство Финансов, Казначейство РФ. Счетная Палата, налоговые органы. Федеральная служба страхового и финансово-бюджетного надзора.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2009

    Методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами. Основные цели, задачи и методы финансового менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2009

    Финансовое планирование и прогнозирование. Объекты и субъекты управления финансами. Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство Минфина и Государственный таможенный комитет. Примеры регионального управления в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Сущность и методы управления финансами, система государственных органов. Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса. Совершенствование государственного контроля. Показатели деятельности управления в сфере валютного контроля.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Основные задачи и методы управления финансами. Финансовое планирование и прогнозирование. Финансовое программирование и автоматизированные системы управления финансами. Высшие органы управления государственной власти управления финансами.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2004

    Задачи, методы и сущность управления финансами. Объекты и субъекты управления. Система финансовых органов. Методы государственного регулирования финансов. Государственная финансовая политика РФ. Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ.

Управление государственными финансами - это деятельность органов государственной власти по разработке и реализации финансовой политики государства. Многоступенчатый и многогранный процесс управления государственными финансами осуществляют все органы государственной власти, каждый из которых обладает собственными полномочиями (правами и обязанностями), установленными законодательством.

Общее руководство в управлении государственными финансами принадлежит высшим органам государственной власти, в составе которых президент страны, высшие органы законодательной и исполнительной власти.

Система управления государственными финансами

Правительство РФ, как высший орган исполнительный власти в стране, имеет следующие полномочия:

Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Разрабатывает и представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

Представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета;

Разрабатывает и реализует налоговую политику;

Принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

Осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль;

Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

Разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Особую роль в процессе управления государственными финансами играет Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России). В настоящее время Минфин России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, и другие функции.

Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство и бюджетная система.

Бюджет - это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет - документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации

Легально контролирует действия правительства

Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности

Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Состав бюджетной системы:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

В связи с образованием, распределением и использованием посредством государственных и местных бюджетов совокупности денежных фондов в РФ существует целая бюджетная система. Бюджетная система включает в себя органы, обладающие бюджетными полномочиями: финансовые органы; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.

Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В соответствии с законодательством РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

Принципы бюджетной системы:

8) принцип гласности:

26. Государственный бюджет: понятие, принципы устройства и основные функции, проблемы сбалансированности

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Особенности бюджета как особой экономической категории:

1. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений.

2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода.

3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансовой системы, определяются задачами, стоящими перед обществом в целом.

4. Бюджетное перераспределение занимает ключевое место в финансовой системе.

Государственный бюджет - основной финансовый план государства на текущий год.крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Функции бюджета:

1) Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.

2) Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.

Механизм бюджета - система формирования и использования денежного фонда, имеющая ряд специфических характеристик: 1) сумма поступлений бюджета; 2) сумма расходов (ассигнования, инвестиции) бюджета; 3) соотношение поступлений и расходов; 4) длительность бюджетного периода.

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов и ряда специфических поступлений.

Расходы бюджета - это инвестиции денежных средств в различные мероприятия на финансирование государственных нужд.

Соотношение доходов и расходов принимает одну из трех форм: баланса, дефицита и профицита. Длительность бюджетного периода -- это время, в течение которого реализуется конкретный бюджет. Здесь теоретически возможны любые сроки: от одного дня до нескольких лет. В Российской Федерации бюджетный год приравнивается к календарному году и длится 12 месяцев -- с 1 января по 31 декабря.

Принципы бюджетной системы:

1)принцип единства - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими органами;

4) полнота отражения доходов и расходов – все доходы, расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;

наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

7) общее (совокупное) покрытие расходов – все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

8) принцип гласности:

Обязательная открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов;

9) достоверность бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

10) адресность и целевой характер бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Проблема сбалансированности государственного бюджета

Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Однако существует ряд проблем, связанных со сбалансированностью бюджета, таких как проблема государственного долга, дефицита и профицита бюджета.

Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.Внешний долг - задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям.

Государственный долг выступает в двух основных формах - государственные ценные бумаги и записи на бухгалтерских счетах. Государственные ценные бумаги ликвидны, анонимны, могут свободно обращаться на вторичном рынке. Долги, оформленные в виде записи на бухгалтерских счетах, не могут переуступаться и продаваться. В этой форме, как правило, оформляется незначительная часть государственного долга.

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита. Дефицит бюджета - это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.

В современной экономической теории существует несколько основных концепций сбалансированности бюджета:

Теория ежегодно балансируемого бюджета строго закрепляет необходимость соответствия бюджетных расходов и доходов на ежегодной основе. Сбалансирование бюджета может быть достигнуто путем либо увеличения ставки налога, либо сокращения государственных расходов.

Теория циклического балансирования бюджета предусматривает балансирование бюджета в течение определенного экономического цикла (за период в несколько лет). Это означает, что в период кризиса государство снижает налоги и увеличивает расходы, сознательно вызывая дефицит бюджета. В фазе подъема оно повышает налоги и сокращает государственные расходы.

Теория автоматически стабилизирующейся экономической политики также предполагает балансирование бюджета в рамках экономического цикла. Но особенность этой теории в том, что она делает попытку сгладить один из недостатков предыдущей теории - учесть политический фактор.

Особое значение придается автоматическим стабилизаторам бюджета - налогам, расходам по страхованию, различным трансфертам и субвенциям.

Теория компенсирующегося бюджета полностью отходит от понятия сбалансирования бюджета и не ставит это целью экономической политики. Кредитное финансирование перестает быть чрезвычайной мерой. Заемные средства оцениваются как вполне легитимный источник доходной части бюджета любого развитого государства.

Теория функциональных финансов во многом пересекается с идеей о компенсирующемся бюджете, так как полностью оправдывает растущий государственный долг как инструмент стабилизации экономики.Для этой теории вопрос о сбалансированности бюджета является второстепенным. Первоначальная задача государственных финансов - это балансирование экономики, а не бюджета. Государственный бюджет является, прежде всего, инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение дефицита бюджета и государственного долга.

Таким образом, современные теории сбалансированности бюджета во многом оправдывают появление у многих развитых стран колоссального государственного долга.

27.Муниципальные финансы: сущность, источники образования. Система муниципальных финансов. Задачи и роль местных бюджетов.

Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования.

Муниципальные финансы включают:
- средства местного бюджета;
- муниципальные внебюджетные фонды;
- государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
- другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
По содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов - текущий бюджет и бюджет развития.
Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства.
Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.
По цели деятельности можем выделить два вида местного бюджета:
- бюджет, направляемый на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления,
- бюджет, направляемый на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органами государственной власти на основе закона органам местного самоуправления.
С точки зрения сроков планирования финансовой деятельности традиционно выделяют три вида бюджетов:
- краткосрочный (1 год),
- среднесрочный (3 года),
- долгосрочный (свыше 5 лет).
Классический вид бюджета будет иметь лишь краткосрочный годовой бюджет. Однако перспективное финансовое планирование также необходимо, поскольку без него невозможно обеспечить комплексность развития городского хозяйства.

28. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.

Депрессивные регионы – это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями соц-эккономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.
Причины депрессивного состояния:

1) снижение конкурентоспособности основной продукции;

2) отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса;

3) истощение минерально-сырьевой базы;

4) структурные сдвиги в экономике страны.
Виды: старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.
Критерии отнесения территорий к категории депрессивных:

1) расположение в границах одной административной единицы (город, район) или нескольких сопредельных административных единиц

2) однородность структуры экономики депрессивной территории в каждом МО, входящем в состав данной территории

3) многократный (в 3 и более раза) спад производства в основной отрасли экономики данной территории, происшедший в течение последних 12 лет;

4) отставание от средних по РФ в течение последних 3 лет показателей безработицы и соотношения денежных доходов и величины прожиточного min населения.
Инструменты санации (лечение, оздоровление) депрессивных территории:

1) временная консервация, когда средства господдержки препятствуют дальнейшему разрушению экономики, не устраняя ее причин (созданы предпосылки для дальнейшего оживления и подъема),

2) реструктуризация территориальной системы, которая предполагает трансформацию экономического потенциала, социальную разгрузку территории, устранение причин экологических катастроф и т.д., а также укрупнение муниципалитетов или их реорганизацию в других формах;

3) тотальная санация, т.е. прекращение деятельности муниципальных образований, их ликвидация и переселение жителей.
Состояние депрессии достаточно длительное (не менее 12 лет), поэтому решить проблемы выхода из депрессии только за счет средств местных и региональных бюджетов невозможно. Перечень депрессивных территорий должен ежегодно утверждаться Правительством РФ, а бюджетное финансирование целесообразно выделять на конкурсной основе, в соответствии с программой и возможностями бюджета. Источниками финансирования федеральных программ могут быть средства федерального, регионального и местного бюджетов, приоритетной является финансовая помощь.
Принципы государственной политики в отношении депрессивных регион ов:

1) целенаправленности (целевые госпрограммы)

2) единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса

3) дифференциации

4) обоснованности

5) согласованности интересов
Кризисные территории испытывают трудности в краткосрочном периоде из-за исчерпания внутренних источников развития, изменения конъюнктуры рынка, несовершенства системы межбюджетных отношений.
Приоритетными видами поддержки являются *консультационная *организационная *финансовая

29. Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов
Основная цель бюджетного анализа – исследование ряда показателей по ключевым параметрам, отражающим реальную картину составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; налогообложения и собираемости налогов; изменение состояния экономики и финансов в зависимости от бюджетно-налоговой политики; соблюдение принципов бюджетного устройства и налогообложения.

Наиболее распространенными видами бюджетного анализа являютс я:
-горизонтальный анализ – исследование динамики бюджетных показателей (плановых и фактических, за предыдущий и текущий период);

Вертикальный – исследование структуры бюджета (отраслевой, функциональной и экономической), в т.ч. в динамике;

Трендовый позволяет выявить тенденции развития и построить прогноз, исходя из предположения, что сложившиеся в прошлом тенденции сохранятся в будущем;

Факторный позволяет выявить влияние отдельных факторов на бюджетные показатели и оценить степень влияния каждого из них на результирующий показатель;

Коэффициентный анализ, позволяющий проводить глубокую диагностику (в целях антикризисного управления представляет наибольший интерес).

Оценка устойчивости территориальных бюджетов
Устойчивость бюджета в рамках текущего финансового года (текущая устойчивость) предполагает стабильность и предсказуемость его параметров - доходов и расходов, что эквивалентно понятию сбалансированности.

Критериями текущей устойчивости являются: (1) обеспечение полностью и в срок текущих платежей в региональный бюджет; (2) своевременное покрытие текущих обязательств и недопущение накопления задолженности перед бюджетной сферой; (3) обеспечение нормальной ликвидности бюджета.
Перспективная (или структурная) устойчивость бюджета характеризуется позитивной динамикой фактических и прогнозных показателей бюджета за достаточно длительный период времени.

Параметры внешней среды, влияющие на устойчивость бюджета:

1) факторы, определяющие финансовый потенциал территории (отраслевая структура экономики и ее конкурентоспособность, финансово-экономическое положение предприятий);
2) социально-демографическая среда, уровень и качество жизни населения, состояние рынка труда;
3) условия и факторы, обеспечивающие стабильность бюджетной системы в целом: (1) законодательно оформленное разграничение расходных полномочий и функций между звеньями бюджетной системы; (2) закрепление доходных источников за бюджетными уровнями и предоставление соответствующих прав в области налогообложения, обеспечивающее осуществление расходных функций; (3) наличие эффективной системы трансфертов.
В самом общем виде можно выделить четыре типа устойчивости местных бюджетов.
1. Абсолютно устойчивое состояние характеризуется высокой долей собственных доходов муниципального образования (Дс) в общих доходах бюджета (Д) и возможностью покрывать минимальные расходы бюджета (Рм) за счет собственных и регулирующих доходов (Др):
Рм < Дс + Др; > 60-70%.
2. Нормальное состояние местного бюджета характеризуется балансом минимальных расходов бюджета и его доходов:
Рм = Дс + Др; > 40-50%.
3. Неустойчивое состояние предполагает прочие поступления в виде субсидий или дотаций из вышестоящего бюджета для покрытия минимальных расходов бюджета и низкой долей собственных доходов:
Рм = Дс + Др + прочие поступления; > 20-30%.
4. Кризисное состояние наступает в том случае, если доходов, полученных из всех источников, не хватает на финансирование минимальных расходов бюджета:
Рм > Дс + Др + Пр; =5-10%

30. Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.

Государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие в результате заемной деятельности.

В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства, которые могут существовать в форме:

а) кредитных соглашений и договоров, заключенных Российской Федерацией с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

б) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

в) договоров о предоставлении государственных гарантий Федерации, договоров поручительства Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Федерации на основе принятых федеральных законов;

д) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет..

Муниципальный долг - это совокупность долговых обязательств муниципального образования, полностью и без условий обеспечиваемая всем муниципальным имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства муниципального образования в соответствии со ст. 100 Бюджетного кодекса РФ могут существовать в форме:

а) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;

б) займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;

в) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

г) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.

Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, определенные условиями заимствования, и не могут превышать 10 лет.

Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. В числе таких финансовых мероприятий наиболее распространены в мировой практике следующие:

-рефинансирование - выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;

- конверсия - изменение размера доходности займа (может осуществляться как в сторону снижения, так и в сторону повышения процентной ставки дохода);

- консолидация - изменение сроков действия ранее выпущенных займов

- унифицирование - обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый;

- аннулирование государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств (как правило, при управлении внутренним долгом это является крайней мерой);

Предельный объем государственного долга позволяет регулировать его объем, и, например, предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Эмиссия государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ и муниципальных образований производится в соответствии с решением Правительства РФ, а также решением органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно с учетом предельных объемов дефицита бюджета и государственного и муниципального долга. Кроме того, решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации. В этом решении указываются:

Сведения об эмитенте;

Объем и условия эмиссии;

Способ исполнения обязательств.

Погашение обязательств государственного долга Российской Федерации учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних заимствований РФ или в Программе государственных внешних заимствований РФ.

31. Особые экономические зоны: типы условия функционирования.

Территория особой зоны – это не территория в политическом или географическом смысле. Это часть экономического пространства, где применяется определенная система льгот и стимулов предпринимательской деятельности. Территория зоны - это базис, условие деятельности хозяйствующих субъектов. Главное же - совокупность экономических и юридических норм и правил, создающих особый хозяйственно-правовой режим деятельности этих субъектов на территории зоны. Этот режим и составляет сущностный элемент функционирования зоны, выделяющий ее (организационно и функционально) из общегосударственного правового пространства. Смысл такого выделения - повышение эффективности в достижении социально-экономических результатов.

В определении ОЭЗ следует выделить следующие характерные черты:

1. ОЭЗ является частью территории Российской Федерации - государственной и таможенной территории. Последнее уточнение имеет особое значение, поскольку вносит определенность в вопрос о том, распространяется ли на ОЭЗ таможенный суверенитет Российской Федерации, действует ли на территории ОЭЗ российское таможенное законодательство.

2. Границы ОЭЗ определяются правительством РФ. Правительство РФ наделяется правом создания ОЭЗ на территориях субъекта Федерации или муниципального образования. Соответствующие решения оформляются постановлениями правительства РФ об образовании ОЭЗ

3. Территория ОЭЗ отличается от остальной территории Российской Федерации тем, что на ней действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ различного рода льгот:

Таможенных (внешнеторговых);- налоговых;- финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и т.п.);- административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан и т.п.).

на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны (ППЗ);

2) технико-внедренческие особые экономические зоны (ТВЗ);

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны (ТРЗ);

4) портовые особые экономические зоны (ПЗ).

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением.

Минэкономразвития России осуществляет контроль предпринимательской деятельности резидентов ОЭЗ и обеспечивает проведение контроля иными публичными органами. В сфере управления публичным имуществом Минэкономразвития России распоряжается соответствующими объектами недвижимости, расположенной на территории ОЭЗ. Минэкономразвития России также наделено полномочиями в сфере публичной контрактации и оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам (в том числе субъектам предпринимательства). Таким образом, применительно к ОЭЗ Минэкономразвития России является органом особой публичной компетенции, наделенным эксклюзивными контрольными полномочиями, осуществляемыми, как правило, федеральными службами.

32. Региональная экономическая политика: объекты, субъекты, методы реализации.

Региональная экономика изучает развитие и размещение производительных сил социальные, демографические, экологические проблемы регионов. Объектом исследования региональной экономики является регион.

В качестве субъектов региональной политики мот выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

Задачи региональной экономики:

1. Изучение уровня жизни населения в регионах.
2. Изучение экономического роста в регионах, природно-ресурсного потенциала региона, изучение демографических, социальных, экологических проблем.
3. Реконструкция структуры хозяйства региона.
4. Изучение процессов влияющих на экономику региона.

Региональная политика России
Региональная политика-составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Основные направления региональной политики:
Налоговая политика - определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Бюджетная политика - механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.
Ценовая политика - государственное регулирование цен и тарифов, способы и формы этого регулирования.
Инвестиционная политика - мера по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
Структурная политика - система мер по поддержке и реструктуризации предприятий.
Социальная политика - определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
Негосударственная региональная политика-ее могут проводит межрегиональные ассоциации, органы местного самоуправления, иностранные государства и международные финансовые организации

Методы региональной политики:
1. Выделение нуждающихся районов т.е. это районы, которым государство в первую очередь проводит региональную политику.
2. Реанимация депрессивных районов. Включает в себя прямую помощь государства, займы и кредиты, предоставление налоговых льгот для этих районов.
3. Стимулирующая политика. Предполагает информационную и инфраструктурную подготовку для создания новых предприятий в этих районах.

33. Производственно-ресурсный потенциал региона: структура, методы формирования и использования.

Народно-хозяйственный комплекс России отличается сложной структурой, в которой выделяют два основных соотношения: отраслевое и территориальное.

Отраслевая структура или компонентная отражает соотношение, связи и пропорции между крупными группами отраслей. Существует несколько разделений народно-хозяйственного комплекса на группы отраслей:

Отрасли материального произв-ва (промышленность, строительство, сельское хозяйство и отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, т.е. материально-техническое снабжение, торговля, общественное питание и т.д.).

Отрасли непроизвод. сферы (бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.д

Социальное обслуживание населения (здравоохранение, наука и культура, искусство, просвещение, отрасли управления и обороны).

Для изучения народно-хозяйственного комплекса России имеет значение отраслевая функциональная классификация, которая включает 4 группы отраслей:

Первичная – добывающая промышленность и сельское хозяйство

Вторичная – обрабатывающая промышленность

Транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение, обслуживающее производство и население

Управление, наука и научное обслуживание

Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства особенно на базе научно-технического прогресса. При этом идет процесс снижения добывающих отраслей.

Для современной структуры народного хозяйства России характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Сложились следующие межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Инфраструктура – совокупность материальных средств для обеспечения производственных и социально-бытовых потребностей. Она подразделяется на производственную и социальную.

Производственная инфраструктура включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и др. Социальная инфраструктура: пассажирский транспорт, коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов. Инфраструктура как производственная, так и социальная, играет важнейшую роль в комплексности народного хозяйства и в освоении новых территорий. Дифференциация структуры народно-хозяйственного комплекса России характеризуется разделением крупных отраслей на простые отрасли и подотрасли. Особенно ярко выражается дифференциация в промышленности: 18 укрупненных, 150 простых и свыше 300 подотраслей.

Под территориальной структурой понимают системы членения народного хозяйства по таксонам, районам разного ранга, зонам, промышленным центрам и узлам.

Промышленность России имеет сложную многоотраслевую структуру, отражающую изменения в развитии производительных сил и совершенствовании территориального разделения общественного труда, связанную с научно-техническим прогрессом.

В действующей классификации промышленности выделено 5 комплексных отраслей. Так, топливно-энергетический комплекс включает отрасли топливной и энергетической промышленности (угольную, нефтяную, газовую, сланцевую, торфяную, электроэнергетику). Научно-технический прогресс оказывает особенно большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где получают развитие такие отрасли, как электротехническая, приборостроительная с подотраслями: производство средств вычислительной техники, приборов контроля и регулирования сложных технологических процессов, роботов и т.д. созданы новые подотрасли в металлургической, химической и других отраслях промышленности. Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую.

Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой промышленности. На них приходится 90% от общего объема промышленности. По экономическому назначению вся промышленность делится на 2 большие группы:

· производство средств производства (А)

· производство предметов потребления (Б)

Доля продукции отраслей группы А составляет более 65%. Деление промышленности на группы имеет важное экономическое значение. Оно позволяет определить натурально-вещественный состав производственной продукции, исчислить долю каждой группы в общем объеме промышленного производства и на этой основе установить правильное соотношение между производством средств производства и производством средств потребления.

Для изучения регионального хозяйства необходимо объединение специализирующихся отраслей экономики региона. Поскольку в основе рыночной специализации лежит территориальное разделение общественного труда, следовательно и определение специализирующихся отраслей базируется на выявлении доли участия народа в общественном разделении труда. Для количественного определения специализации экономического района используются такие показатели как коэффициент локализации, коэффициент душевого производства и коэффициент межрайонной товарности.


Похожая информация.


Управление государственными финансами охватывает деятельность, связанную с проведением финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и социальной политики, разработкой финансового законодательства. Сюда же относится составление и исполнение бюджета, сбор налогов, выпуск займов, управление государственным долгом.

Управление предполагает наличие объекта, в нашем случае это различные виды финансовых отношений, и субъекта - это государственные органы. Центральным элементом управления финансами выступает планирование, под которым понимается обоснование показателей, приемов и инструментов их достижения.

Неотъемлемый элемент управления финансами - контроль. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы для роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования.

Управление финансами относится к компетенции центрального финансового ведомства государства, а это, как правило, министерство финансов. С обретением Республикой Беларусь национальной государственности Министерство финансов стало самостоятельным органом государственного управления, до этого его самостоятельность была ограниченной, так как оно кроме Правительства, еще подчинялось Министерству финансов СССР. В этой связи необходимо отметить, что задачи, структура и функции главного финансового ведомства претерпели существенные изменения.

В управлении государственными финансами важная роль принадлежит Государственному налоговому комитету и его органам на местах. Их управленческие функции в основном сводятся к осуществлению контроля за полным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей.

Осуществляя функции по управлению государственными финансами. Минфин, ГНК и их местные органы исходят из необходимости тесного взаимодействия с финансовыми службами отраслевых министерств, концернов, предприятий. Управленческая деятельность наполняется новым содержанием, что в первую очередь связано с переходом аналоговому методу изъятия части чистого дохода и долговременным финансовым нормам и норматива КГ при финансировании социально-культурной сферы. Неотъемлемым элементом управления, его исходной базой является финансовое планирование. Изменились подходы и методология планирования как на государственном уровне, так и на уровне министерств и предприятий. Финансовые планы составляются с учетом действия рыночных механизмов. Оставаясь обязательными для выполнения, финансовые планы тем не менее становятся более гибкими, а их составление основывается на проработке огромного количества информации, которая прежде не использовалась или использовалась в ограниченных размерах.

Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой либо вытекают из нее. Обычными параметрами, закладываемыми в финансовые планы, являются размеры доходов и расходов, изыскание дополнительных резервов роста доходов и экономии в расходах, установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными денежными фондами.

В современных условиях на всех уровнях при финансовом планировании используются компьютерные техника и технологии, что позволяет значительно ускорить этот процесс, делать многовариантные планы и в конечном счете повышать качество финансовых планов.

При всей самостоятельности планирования как элемента управления финансами на государственном уровне финансовое планирование подчинено целям и задачам, определяемым государством в прогнозах экономического и социального развития республики.

Планирование как элемент управления финансами входит в состав финансового механизма, в котором, наряду с планированием, используются и другие составляющие части. Финансовый механизм как набор форм и инструментов реализуется посредством его использования соответствующими государственными органами. Делается это для оптимального распределения и перераспределения финансовых ресурсов. Из этого следует, что указанные органы должны в рамках установленных финансовых показателей осуществлять маневр финансовыми ресурсами.

Искусство маневрирования финансовыми ресурсами и финансовыми инструментами особо востребовано в условиях ограниченности финансовых возможностей государства в переходный период. При прочих равных условиях на успех в достижении поставленных целей может рассчитывать тот, кто своевременно и более целесообразно осуществит перегруппировку своих сил и средств на главных направлениях, кто в максимальной степени использует предоставленные рыночными преобразованиями возможности для многовекторного использования финансовых ресурсов.

Искусство маневрирование ресурсами становится актуальной задачей, требующей лучших форм и методов ее решения, но без нарушения законодательства и не вопреки интересам государства и трудовых коллективов. Имеющийся опыт "маневрирования" бюджетными средствами в Российской Федерации дает основание сделать такую оговорку. Границы маневрирования не должны быть беспредельными, оно должно находиться в сфере финансового контроля. Маневрирование финансовыми ресурсами как часть управления финансами не есть нечто находящееся за пределами финансовых планов и производственных заданий. План и финансовое маневрирование - понятия взаимосвязанные. Маневрирование финансовыми ресурсами предопределяется финансовыми планами и прогнозными показателями экономического и социального развития государства. Что еще объединяет планирование и маневрирование, так это то, что первое и второе осуществляются административными мерами. В условиях рынка как у государства, так и у субъектов хозяйствования расширяются возможности маневрирования финансовыми ресурсами. Так, исполкомы могут принимать решения о направлении свободных ресурсов не только на увеличение размеров финансирования текущих расходов, но и на приобретение ценных бумаг, на выдачу бюджетных ссуд субъектам хозяйствования. Широта маневра связана с уровнем развития финансового рынка и установленными законными правилами поведения субъектов финансовых отношений.

Таким образом, финансовое планирование - это основанный на знаниях финансовой науки процесс обоснования на определенный период финансовых показателей, протекающий как целенаправленная деятельность государства и других субъектов и являющийся неотъемлемым элементом управления финансами и финансовыми отношениями.

Государственные финансы заключают в себе совокупность денежных фондов, управление и регулирование которыми осуществляют центральные и местные органы государственной власти и государственного управления. Управление государственными финансами включает в себя выбор целей и путей достижения этих целей. При этом политические и экономические цели интегрируются.

Можно утверждать, что в той или иной степени любое политическое решение, связанное с распределением и перераспределением ограниченных ресурсов, есть решение экономическое. И наоборот, кажущиеся, на первый взгляд исключительно экономическими многие решения формируют политические установки и предпочтения.

По поводу государственных финансов возникает сложная система отношений между государственным и частным секторами, внутри системы органов государственной власти и государственного управления, между центром и регионами.

В процессе формирования и использования государственных денежных средств происходит их распределение и перераспределение, и естественно, стремление каждой из сторон оказывать большее влияние на этот процесс.

Государственные финансы не включают в себя всех финансовых ресурсов страны. В нормальных условиях их распределение между правительством, хозяйствующими субъектами и населением осуществляется в интересах каждой из сторон, исходя из конкретных условий данного государства. И только в исключительных случаях (в военное время или чрезвычайного положения) финансовые ресурсы страны и государственные финансы имеют тенденцию к объединению.

Государственные финансы отличны от финансов хозяйствующих субъектов и других участников экономических отношений по своему предназначению. Если последними в конечном счете движет стремление к получению прибыли, то государственные финансы, хотя и не исключают возможности получения прибыли, тем не менее не ставят своей целью достижение последней. Мотивационно их цель не связана с самовозрастанием за счет получения доходов.

Получаемые государством в виде налогов, сборов, отчислений средства, идущие в бюджет и внебюджетные фонды, являются обязательными. Их сущность обусловлена потребностью государства в финансировании мероприятий, носящих общегосударственное или локальное значение. В этом смысле размер средств, поступающих в распоряжение государства, произволен от потребностей государства в финансовых ресурсах.

Государство выполняет в обществе ряд функций, которые не могут быть реализованы неправительственным сектором. Выполнение этих функций не может быть замерено в стоимостном выражении. Ни в какое сравнение не идет стоимость лечения одного больного раком или аппендицитом, однако в том и другом случае речь идет о спасении жизни человека. Именно отсутствие соизмеримости таких и аналогичных расходов объясняет, почему правительственный, а не частный сектор выполняет эти функции.

Кроме того, многие оказываемые правительственным сектором услуги носят исключительно коллективный характер, в то время как услуги, оказываемые частным сектором, носят индивидуальный или групповой характер. Если ВАЗ выпускает легковые автомобили, то они являются предметом индивидуального или совместного пользования, но выпущенная предприятием ВПК система раннего обнаружения ракет противника относится к категории продукции, удовлетворяющей общественную потребность в обороне. Каждый отдельный житель страны вряд ли бы взялся финансировать хоть ничтожную часть реализации проекта по строительству атомных подлодок, однако как налогоплательщики все население страны участвует в финансировании таких проектов.

Если в частном секторе инвестиции производятся с расчетом отдачи в виде прибыли и дивидендов, неправительственный сектор, как правило, инвестируется без расчета на отдачу в пределах кратко - и среднесрочной перспективы. Хотя, безусловно, многие социальные программы рассчитаны на вполне конкретную отдачу. Например, снижение заболеваемости "дорогостоящими" болезнями позволяет правительству, рассчитывать на высвобождение идущих на научные исследования в этой области средств. Не действует здесь в полной мере и механизм цен. Влияние спроса и предложения или вообще отсутствует, или учитывается правительством исключительно как расчетные величины при размещении государственного заказа среди конкурирующих фирм-подрядчиков.

В условиях рыночной экономики различна и ответственность частного и правительственного секторов перед собственниками и владельцами ценных бумаг. Однако если по отношению к первому они располагают правом выбора между различными категориями, то по отношению к правительственному сектору выбор практически элиминируется. Однако, и в том и в другом случае, владельцы ценных бумаг могут влиять на политику корпораций посредством участия в делах последней и на политику правительства, правда, более косвенным образом, через механизм референдумом и выборов.

И наконец, частный сектор более свободен в изменении своего поведения под влиянием объективно складывающейся экономической конъюнктуры; ему проще убедить владельца акций в необходимости таких изменений.

Правительству намного труднее в этом плане. Если данные в ходе избирательной компании обязательства, определившие на выборах, по тем или иным причинам оказываются невыполненными, то это ставит под сомнение честность и компетентность избранных и по сути дела обеспечивает победу на следующим выборах их политическим оппонентам.

В демократических государствах, экономический строй которых зиждется на рыночных отношениях, государственные финансы и, прежде всего, бюджет являются универсальным инструментом контроля за деятельностью правительства. Он реализуется через механизм отчетности принимающих решения в области распределения ассигнований. Ответственность в демократических государствах означает обязанность выборных органов и должностных лиц выполнять конституцию.

В большей мере именно выборные органы исполнительной и законодательной ветвей власти несут ответственность за использование государственных средств. Фактически, однако, на стадии формирования бюджета и других финансовых планов государства выборщики лишены возможности летального их изучения, оценки и оказания влияния. И хотя многие реформы в области государственных финансов преследовали и преследуют цель, как можно более полно учитывать интересы нации, тем не менее только в идеале можно представить себе такое положение, когда каждый обладающий правом голоса на выборах сможет высказать компетентное мнение относительно формирования и использования государственных денежных фондов.

Эта идея реализуется через механизм распределения полномочий, компетенции и ответственности между исполнительной и законодательной властью в общегосударственном масштабе и на региональном уровне. Модель распределения полномочий по поводу государственных финансов в том виде, в каком она существует в западных странах в настоящее время, есть результат постоянной и многовековой работы законодателей по приданию ей оптимальности, в данном случае понимаемой как наиболее соответствующей государственным интересам.

Знакомство с литературой в этой области позволяет сделать несколько главных выводов. Первый состоит в том, что, несмотря на национальные различия, демократическая традиция и экономическая целесообразность предопределили четкое и, в основном, идентичное распределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти по поводу управления государственными финансами. Второй можно сформировать как превалирование исполнительной власти в части парламентской инициативы по финансовым вопросам. Третий - существует стремление к лимитированию законодателей в принятии решений, приводящих к несбалансированности государственных финансов. Четвертый заключается в создании механизма постоянного контроля за деятельностью той и другой ветвей власти в вопросах формирования и использования государственных финансовых ресурсов.

Идея ответственности первоначально распространялась на принятие решений по привлечению государственных доходов и концентрировалась вокруг их размера и процедуры их взимания. В западной историографии началом процесса распределения компетенции и соответственно ответственности принято считать 1217г., когда в Англии был закреплен контроль нобилитета над деятельностью Кромвеля по сбору налогов.

Укрепление и расширение функций государства предопределило распространение ответственности в области управления государственными финансами, их размер и эффективность использования.

Любые попытки спрогнозировать в долгосрочной перспективе соотношение государственных расходов и доходов являются малоперспективными, если нет определенности в соотношении государственного и негосударственного секторов экономики. Здесь большое значение имеет формируемый политическими мотивами размер государственного (правительственного) сектора экономики. Безусловна следующая посылка - он должен быть обязательно. Другое дело - каков его оптимальный удельный вес? На этот вопрос никто не может взять на себя смелость ответить однозначно.

Его существование, несомненно, есть гарантия свободы и социальной защиты. Скажем так, его недостаточность чревата потерей управляемости общественными процессами и социальной напряженностью. Но, с другой стороны, избыточность приводит к угасанию стимулов для деловой инициативы.

Для политических структур размер государственного сектора имеет неоднозначное значение. Консерваторы ориентированы на его сокращение; либералы - расширение и укрепление. Политический контекст данной проблемы, безусловно, главный, определяющий тенденции в развитии и соотношении государственного и негосударственного секторов.

Частный сектор объективно не может обеспечить производство всего комплекса товаров и услуг, необходимых людям. Определение перечня таких недостающих товаров и услуг - обязанность правительства. Однако, следует подчеркнуть, что производство этих товаров и услуг совсем не обязательно должен взять на себя правительственный сектор. Правительство должно создать механизм стимулов для того, чтобы заинтересовать частный сектор в их производстве. Ключевыми здесь выступают налоговые стимулы, инвестиционные рычаги, государственный заказ.

Частный сектор не способен обеспечить оптимальное распределение финансовых ресурсов. Правительство способно это сделать посредством постоянно корректирующейся налоговой политики и политики в области государственных расходов. Оно способно обеспечить распределение финансовых ресурсов таким образом, чтобы, с одной стороны, стимулировать бизнес, а с другой - оказать финансовую поддержку тем кто более всего в ней нуждается.

"Здоровье" экономики или экономическая стабильность диагностируются четырьмя главными параметрами: сбалансированный платежный баланс, полная занятость, экономический рост, ценовая стабильность. Взаимосвязь государственных финансов и экономической стабильности, не вызывает сомнений, равно как неоспоримо и то обстоятельство, что использование государственных финансов в этих целях предполагает политическую стабильность. Формируемая и реализуемая правительством фискальная и монетарная политики, где непрямую, а где косвенно замыкает цепь факторов, определяющих экономическую стабильность. Государственные доходы и расходы, таким образом, используются государством для корректировки саморегулирующегося рыночного механизма.

Главная роль в управлении финансами принадлежит финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их деятельность основана на определенных принципах:

  • Приоритет публичных интересов . Использование финансово-правовых институтов для государственного регулирования экономики исходит из общезначимых задач общества;
  • Федерализм . Финансовая деятельность должна сочетать общие федеративные интересы с интересами субъектов федерации;
  • Единство финансовой политики и денежной системы - необходимое условие гарантированного конституцией экономического пространства;
  • Равноправие субъектов Федерации в финансовой деятельности ;
  • Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления (МСУ). Они руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и субъекта. При этом самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет;
  • Социальная направленность финансовой деятельности . Данный принцип закреплен Конституцией РФ;
  • Распределение функций - на основе распределения власти;
  • Принцип гласности ;
  • Принцип плановости ;
  • Принцип законности ;
  • Участие граждан в деятельности государства и органов МСУ .

Органы управления

Управление финансами осуществляет специальный аппарат приемов и методов. Прежде всего это законодательные органы власти.

Общее управление финансами осуществляют Президент РФ и федеральное собрание. Их функции:

  • Рассматривание и утверждение федерального бюджета РФ, отчета об его исполнении;
  • Рассматривание законов о налогах и сборах;
  • Установление размера государственного внутреннего долга.

Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат - Министерство финансов РФ (Минфин РФ). В его задачи входит:

  • Разработка и реализация стратегических направлений финансовой политики;
  • Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • Осуществление финансового контроля за использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, и т.д.

Важное подразделение Минфина РФ - главное управление федерального казначейства , отвечающее за кассовое исполнение бюджета. Оно выполняет задачи по организации, осуществлению и контролю над использованием федерального бюджета, управлению доходами и расходами.

Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей возложен на Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее органы.

Зв соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами границы РФ, таможенная служба (ФТС)

Для осуществления над исполнением федерального бюджета федеральное собрание образует счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законодательством. Счетная палата независима от правительства и подотчетна федеральному собранию. Возглавляет ее председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Сущность управления государственными и муниципальными финансами

оптимизации управление государственные финансы

Управление финансами - набор стимулов и наказаний для стремительного решения поставленных задач казенной политики.

Объектом управления выступает система финансов через регулирование совокупности финансовых отношений. В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов РФ, практически, не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже, по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Кроме того, противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макро-экономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами управления финансами служат:

Финансовое планирование;

Прогнозирование;

Программирование;

Финансовое регулирование;

Оперативное управление;

Финансовый контроль

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований. С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.



В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее -- об адекватных подходах к финансовой стратегии развития общества. Но речь идет не об отказе от основ рыночной экономики -- в моделях рыночной экономики всегда присутствуют характерные национально-государственные черты и отличительные особенности. Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Главными проблемами в области государственных и муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; совершенствование налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.

Система управления государственными финансами

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики и, соответственно, управления финансами являются:

Зависимость от конечной цели;

Макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

Соответствие интересам всех членов общества;

Использование экономических законов;

учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами -- обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

Система управления финансами представлена на рис. 1. В результате реализации финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее условия для экономического и социального развития.

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием РФ.

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как координирующий центр управления финансами.

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) -- центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в Российской Федерации, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Рис. 1. Система управления государственными финансами РФ


6. Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

7. Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Финансовое планирование -- это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

Особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

Отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.

Финансовое прогнозирование -- предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5--10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает:

Построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

Корреляционно-регрессионный анализ;

Непосредственную экспертную оценку.

Финансовое программирование -- метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

Для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

Повышения эффективности расходования государственных средств;

Прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации представляет собой совокупность действий и операций по контролю за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Непосредственным предметом финансового контроля являются все стоимостные показатели. К сфере финансового контроля относятся практически все операции, совершаемые с использованием денег. Финансовый контроль способствует:

Сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

Обеспечению своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

Выявлению внутренних резервов и возможностей роста финансовых ресурсов;

Обоснованности составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);

Эффективному использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов государственных предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

Максимальной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней.

Таким образом, финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных сферах экономической жизни общества. Важную роль в осуществлении эффективного финансового контроля играет уровень организации учета в стране (бухгалтерского, бюджетного, налогового).