Государственное регулирование экономики. Регулирования экономики

В условиях современной рыночной экономики нельзя обой­тись без государства, которое берет на себя ряд функций. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спон­танный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Необходимость госу­дарственного регулирования рыночной экономики связана с появ­лением таких проблем, которые не в состоянии решить ни один предприниматель: загрязнение окружающей среды, массовая без­работица, инфляция, циклические колебания и т.д.

Цели государственного регулирования, как и всей экономи­ческой политики государства, делятся на три уровня. Высшая цель - достижение максимального благосостояния всего общества. Второй уровень - группа основных целей: свободное развитие об­щества и правовой порядок. Третий уровень - прикладные цели: экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическое рав­новесие.

Роль государства в экономике конкретизируется в его функци­ях. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существен­ными являются:

1.Разработка и утверждение правовых основ экономики, т.е. государство в лице своих парламентских и правительствен­ных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке.

2.Определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. государство определяет, что важно для страны сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отда­чу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия принятых решений.

3.Реализация социальных ценностей, перераспределение до­ходов, основными каналами которого является прогрессив­ное налогообложение личных доходов и система трансфер­тных платежей.

4. Производство общественных благ, поскольку рынок в от­дельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство товаров оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, строительство дорог и т.д.

5. Компенсация внешних эффектов. Внешними эффектами (экстерналиями) называются издержки и выгоды, связан­ные с производством и потреблением блага, но выпадаю­щие на долю лиц, не являющихся участниками данной ры­ночной сделки.

6. Минимизация трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров, за­ключению контрактов, защите права собственности и др.).

7. Регулирование экономической деятельности: стабилизационная функция и функция стимулирования экономического роста.


В западных учебниках «Экономикс» все эти функции сведены в три глобальные функции - эффективность (государство должно создать условия для эффективного функционирования производс­тва); справедливость (перераспределение доходов через налоги, поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п., регулирова­ние рынка труда, материальное обеспечение безработных, опреде­ление минимального уровня зарплаты); стабильность (поддержа­ние стабильности, сглаживание колебаний экономической конъ­юнктуры).

Инструменты государственного регулирования:

1. Правовые регуляторы.

2. Административные регуляторы.

3. Экономические регуляторы (прямые и косвенные)

4. Институциональные регуляторы

Проявлениями институционализма являются:

Формирование исполнительных структур государственной власти;

Создание и сохранение объектов государственной собс­твенности;

Подготовка экономических программ и экономических прогнозов;

Поддержка исследовательских центров по экономике. институтов экономической информации, торгово-про­мышленных палат, различных экономических советов и союзов;

Обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам эко­номики;

Правовая и информационная поддержка предпринима­тельских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

Соучастие в экономической интеграции, организация международных встреч по экономическим вопросам.

Методы государственного регулирования делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся - административно-правовое регулирование (создание правовых основ экономики, антимо­нопольная политика), управление важнейшими сферами жизни общества (оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение, национальные музеи, парки, дороги и т.д.), государственные программы, государствен­ное инвестирование и госзаказы. К косвенным - финансовая по­литика, кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, социальная политика, внешнеэкономическая политика.

В качестве моделей государственного регулирования экономи­ки можно привести:

1. Экономически эффективное государство (американский опыт). Эффективность американского государства выра­жается в обеспечении национальной экономической безопасности. Экономическая роль государства выражается в степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. При этом государство может считаться экономически эффектив­ным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках хозяйственного законодательс­тва. Государство выступает гарантом «правил игры», гаран­том рынка и конкуренции, и в этой части оно органично вписывается в рыночные принципы поведения.

2. Французское индикативное планирование. Во Франции, индикативные планы доказали свою эффективность в ка­честве одного из средств макрорегулирования. Система индикативного планирования опирается на высокую долю
госсобственности в народном хозяйстве. Планирование ут­верждается «снизу» и базируется на принципах консультирования и согласования, поскольку включает в участие на равноправных началах представителей различных «груп­пировок интересов»: госслужащих, предпринимателей. профсоюзов, союзов потребителей и др. Реализуется уни­кальная «демократическая система планирования», соглас­но которой план рождается в результате многоступенчатых итераций и в консенсусе его реализации заинтересованы все участники.

3. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сглаживание значительного имущес­твенного неравенства путем перераспределения существен­ной части национального дохода в пользу наименее обес­печенных слоев населения. Роль государства определяется тем, что располагая небольшой долей собственности, оно расходует значительную часть ВНП страны на социальные нужды. Функционирование такой модели возможно лишь в условиях высокой нормы налогообложения.

В условиях переходной экономики государственное регулирование должно быть направленно на:

Макроэкономическую стабилизацию;

Разгосударствление и приватизацию собственности;

Формирование рыночной инфраструктуры;

Перестройку структуры экономики;

Демонополизацию экономики и поощрение конкуренции;

Переход к адресной системе социальной поддержки населе­ния;

Либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Решение этих задач базируется на разработке и реализации новых законодательно-нормативных актов, способствующих ста­новлению рыночных отношений, использованию как прямых, так и косвенных методов регулирования.

В Казахстане в начале 90-х годов XX в. переход к рыночной экономике характеризовался значительной либерализацией и эко­номики, и государственного вмешательства в нее. Углубление эко­номического кризиса вызвало необходимость усиления государс­твенного регулирования экономики.

В условиях современного Казахстана активизация роли госу­дарства в управлении экономикой приобретает ключевое значение. Приоритетные цели государства разработаны в стратегическом плане развития страны «Казахстан-2030»:

1. Национальная безопасность.

2. Внутриполитическая стабильность и консолидация обще­ства.

3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвести­ций и внутренних сбережений.

4. Улучшение условий жизни, здоровья, образования, эколо­гической среды.

5. Эффективное использование энергетических ресурсов.

6. Развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи.

7. Создание профессионального государства.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:

1) в ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т.е. государство, решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения;

2) в Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, т.е. государство, защищая интересу потребителей, принимает антимонопольное законодательство;

3) отдельной статей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т.е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

С 6. Раскройте на трех примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики

Ответ:

Ø Снижение Центробанком размера ставки процента за кредит (регулирование денежных отношений)

Ø Повышение косвенных налогов на ряд товаров (регулирование налогообложения)

Ø Принятие закона о повышении минимального размера оплаты труда (правовое регулирование трудовых отношений)

С 7. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:

Ø появление товарного дефицита;

Ø рост теневой экономики;

Ø оживление спекуляции.

С 7. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

Ответ:

1) формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности);

2) правовое регулирование отношений между работодателем и наемным рабочим (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда);

3) создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу);

4) формирование рыночной инфраструктуры (например, определение условий и правил деятельности коммерческих банков, фондовых бирж).

С 7. В стра­не Z для под­держ­ки оте­че­ствен­ных ав­то­про­из­во­ди­те­лей были по­вы­ше­ны по­шли­ны на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­но­го про­из­вод­ства и по­дер­жан­ные ино­мар­ки стар­ше пяти лет. Сфор­му­ли­руй­те три по­след­ствия по­доб­но­го ре­ше­ния для ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли стра­ны Z.

Ответ:

1. По­вы­ше­ния спро­са на оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли.

2. Уве­ли­че­ние про­из­вод­ства оте­че­ствен­ных авто

3. Рост про­даж оте­че­ствен­ных авто

4.По­вы­ше­ние цен на оте­че­ствен­ное авто

5. Про­дви­же­ние оте­че­ствен­но­го рынка.

Ответ:

1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;

2) прогрессивное налогообложение личных доходов;

3)меры по обеспечению занятости населения;

4) законодательное установление минимальной оплаты труда;

5) гарантии бесплатного общего среднего образования.

С 6. Перечислите три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.

Ответ:

1)законодательное установление минимального размера оплаты труда;

2) меры по обеспечению занятости населения;

3)меры по социальной поддержке малоимущих слоев населения;

4)гарантии расширения доступности образования и медицинских услуг.

С 6. Одним из на­прав­ле­ний эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки го­су­дар­ства вы­сту­па­ет про­тек­ци­о­низм. При­ве­ди­те три кон­крет­ных при­ме­ра про­яв­ле­ния про­тек­ци­о­низ­ма в эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке.

Ответ:

1) для того чтобы под­дер­жи­вать оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля ав­то­мо­би­лей, го­су­дар­ство вво­дит по­вы­шен­ные ввоз­ные та­ри­фы на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­ных марок, как по­дер­жан­ных, так и новых, чтобы их цена на внут­рен­нем рынке была выше цен на оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли;

2) го­су­дар­ство предо­став­ля­ет го­су­дар­ствен­ные суб­си­дии оте­че­ствен­ным про­из­во­ди­те­лям, для того чтобы под­дер­жать их кон­ку­рен­то­спо­соб­ность;

3) го­су­дар­ство предо­став­ля­ет льго­ты по на­ло­го­об­ло­же­нию для оте­че­ствен­ных пред­при­я­тий, сти­му­ли­руя их раз­ви­тие.

С 6. Назовите основные методы государственного регулирования внешней торговли и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Ответ:

Методы государственного регулирования внешней торговли:

Ø Тарифные (введение таможенных тарифов на импортные товары, экспортных тарифов, создание таможенных союзов)

Ø Нетарифные (установление квот на импортируемые товары, стандартов на ту или иную продукцию, введении эмбарго)

С 6. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Ответ:

1. Дефицит государственного бюджета.

2.: внутренний заем; эмиссия денег; займы у правительств других стран; займы у международных финансовых организация.

С 6. Назовите три любые направления расходов государственного бюджета России, направленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации.

Ответ:

1)образование; 2)здравоохранение и физическая культура; 3)социальная политика; 4)фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 5)предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.

Ответ:

1) государство создаёт свободные экономические зоны для привлечения отечественного и иностранного капитала;

2) правительство посредством государственных заказов обеспечивает развитие производства в отдельных отраслях;

3) государство осуществляет политику протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции с иностранными товарами и тем самым поощряя развитие отечественного производства.

Налоги

В стра­не Н. дли­тель­ное время су­ще­ство­ва­ла про­грес­сив­ная шкала ис­чис­ле­ния на­ло­га с до­хо­дов фи­зи­че­ских лиц, вы­зы­ва­ю­щая серьёзные на­ре­ка­ния со­сто­я­тель­ных людей. Ряд граж­дан, не же­ла­ю­щих упла­чи­вать налог на сверх­до­хо­ды, уеха­ли из стра­ны и при­ня­ли граж­дан­ство со­сед­них стран. При­шед­шее к вла­сти новое пра­ви­тель­ство про­ве­ло на­ло­го­вую ре­фор­му, уста­но­вив про­пор­ци­о­наль­ную шкалу на­ло­го­об­ло­же­ния.

В чём за­клю­ча­ет­ся сущ­ность дан­ной шкалы ис­чис­ле­ния на­ло­га? При­ве­ди­те три пред­по­ло­же­ния о её пре­иму­ще­ствах.

Ответ:

1. сущ­ность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы ис­чис­ле­ния на­ло­га:

Сущ­ность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы за­клю­ча­ет­ся в уста­нов­ле­нии еди­ной став­ки на­ло­га вне за­ви­си­мо­сти от уров­ня до­хо­да.

2. пре­иму­щества по­зи­ции:

Про­сто­та расчёта и сбора на­ло­га;

Выход мно­гих до­хо­дов из «тени», ле­га­ли­за­ция до­хо­дов;

По­вы­ше­ние ак­тив­но­сти ра­бот­ни­ков в по­ис­ке до­пол­ни­тель­ных за­ра­бот­ков, до­пол­ни­тель­ных до­хо­дов:

Урав­не­ние всех ка­те­го­рий на­ло­го­пла­тель­щи­ков в пра­вах.

С 7. Правительство страны А. ввело пропорциональную шкалу индивидуального подоходного налога. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.

Ответ.

1)несправедливо налогами наказывать граждан, которые в большей степени, чем другие, используют свои способности для получения дохода;

2) каждый гражданин, независимо от достатка, как налогоплательщик пользуется одинаковым набором общественных благ (охрана правопорядка, бесплатное образование, медицинское обеспечение и т. п.)

3) все граждане согласно Конституции РФ, равноправны; это должно появляться в отношении налогов.

С 6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Ответ:

1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию);

2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т.е. за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;

3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т.е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

С 6. Приведите три функции налогов в жизни общества и государства, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

Ответ:

Приведены функции налогов и иллюстрирующие их примеры:

1) фискальная (например, государство вводит транспортный налог, чтобы пополнить бюджетные средства, выделяемые на ремонт и строительство дорог);

2) социальная (например, государство вводит налог на прибыль, чтобы выплачивать пособия, пенсии социально незащищенным категориям населения);

3) стимулирующая (например, государство предоставляет льготы предприятиям, активно внедряющим энергосберегающие технологии, чтобы стимулировать технологическое обновление производства).

Сб. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности налогоплательщика, закрепленные законодательством РФ.

ОТВЕТ:

Три обязанности налогоплательщика:

1) платить законно установленные налоги и сборы. Пример: гражданин Н. заплатил налог на имущество за свою трехкомнатную квартиру.

2) встать на учет в органах Федеральной налоговой службы. Пример: гражданин Н. получил ИНН, гражданин Н зарегистрировал свою фирму и получил для нее ИНН.

3) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Пример: гражданин Н. предоставил налоговым органам свои ФИО, дату рождения, место регистрации, справку о доходах.

Собственность

С 7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

Внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акции.

Внешние акционеры -21% акций,

Государство – 17% акций

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратились ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

Дан утвердительный ответ на первый вопрос.

В качестве аргумента приведены данные, свидетельствующие о том, что более половины предприятий были приватизированы.

Дан отрицательный ответ на второй вопрос.

В качестве главного аргумента использован показатель, свидетельствующих о том, что на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

Мировая экономика

С 7. Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провел сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик. Результаты проведенного исследования были обобщены и

представлены на диаграмме:

Сравните структуру мировой экономики со структурой экономики страны Н. Сделайте три вывода на основании проведенного сравнения. Какая основная тенденция выявилась в результате сравнения? Укажите ее. Определите, чем она опасна для страны Н. Сформулируйте одно суждение. (Ответ должен включать в себя не менее пяти элементов).

Ответ:

1. Выводы :

В мировой экономике ведущее место занимают отрасли высоких технологий, наукоемкие производства (хайтек), а в экономике страны Н. ведущая роль сохраняется за энергетическим сектором;

На втором месте и в структуре мировой экономики, и в структуре страны Н. занимают финансы, но финансы обслуживают разные приоритеты в экономике;

В отличие от мировой экономики, в экономике страны Н. аутсайдерами являются отрасли высоких технологий и прочие отрасли, в мировой экономике аутсайдер - энергетика.

2) тенденция :

Отставание страны Н. от мировой экономики в области новейших наукоемких технологий, в ней, главным образом, превалирует энергетическая отрасль.

3) опасность тенденции:

Страна Н. рискует остаться в стороне от модернизации мировой экономики, от развития наукоемких интеллектуальных отраслей, она может остаться энергетическим сырьевым придатком мировой экономики.

Верны ли следующие утверждения о роли государства в рыночной экономике?


Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системы.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. Государство в условиях рынка организует производство общественных благ.
Б. Государство в рыночной экономике решает задачу перераспределения доходов граждан и хозяйственных организаций с помощью налоговой системе.

В выступлении главы современного индустриального государства с рыночной экономикой перед правительством и парламентом прозвучало требование создать

условия для ускорения экономического роста в стране. Используя обществоведческие знания, укажите любые три меры, которые может предпринять государство в этом направлении, и кратко поясните влияние каждой из них на рост экономики страны.

1=)Государство воздействует на рыночную экономику

1.)Применяя антимонопольное законодательство
2.)Контролируя цены
3.)Директивно планируя производство
4.)Централизованно распределяя ресурсы

2=)Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?
1.)Уравнительное распределение производимых продуктов
2.)Централизованное планирование производства
3.)Частная собственность на орудия и средства производства
4.)Государственное регулирование ценообразования

3=)Верны ли следующие суждения о монополиях?
А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.
Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.
1.)Верно только Б
2.)Верны оба суждения
3.)Верно только А
4.)Оба суждения неверны

4=)Положение, что все товары на рынке обмениваются по стоимости на основе затрат общественно необходимого труда.
Относится к закону:
1.)Стоимости
2.)Спроса в виде предельной полезности и предложения в виде издержек производства.
3.)Спроса и предложения
4.)Предельной полезности вещи

5=)К деньгам, стоимость которых устанавливается, обеспечивается и гарантируется государством, не относятся
1.)Электронные деньги
2.)Фиатные деньги
3.)Ассигнации
4.)Металлические деньги

6=)К прямым налогам относится:
1.)Земельный налог
2.)Налог на добавленную стоимость
3.)Налог на доходы физических лиц

7=)Спрос потребителя непосредственно определяется
1.)Уровнем его индивидуальных доходов
2.)Качеством трудовых ресурсов
3.)Ограниченностью природных ресурсов
4.)Затратами на производство товаров

8=)Основу традиционной экономической системы составляет
1.)Директивное ценообразование
2.)Свободное распределение ресурсов
3.)Распределение ресурсов государством
4.)Использование ресурсов в соответствии с обычаями

9=)Особый тип хозяйства, где материальные ресурсы находятся в общественной собственности, распределяются централизованно.
1.)Административно-командная экономика.
2.)Традиционная экономика.
3.)Смешанная форма экономики.
4.)Рыночная экономика.

10=)В цикле деловой активности бум характеризуется
1.)Падением цен на товары и услуги
2.)Повышенным потребительским и инвестиционным спросом
3.)Падение производства и рост безработицы достигают максимальных значений
4.)Сверхвысокая занятость, уровень цен и зарплат очень высок.

Капитализм, т.е. рыночная экономика, -- это система социального взаимодействия и разделения труда, основанная на частной собственности на сред

ства производства. Материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев. Производство на заводах и фермах организуют предприниматели и фермеры, т. е. индивиды или ассоциации индивидов, которые либо сами являются собственниками капитала, либо взяли в долг или аренду у собственников. Характерной чертой капитализма является свободное предпринимательство. Цель любого предпринимателя, будь то промышленник или фермер, состоит в получении прибыли.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. Они делают бедных богатыми, а богатых бедными. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них -- собственное благо и удовлетворение. Их не волнуют ни денежные затраты капиталистов, ни судьбы рабочих, теряющих работу, в качестве потребителей они перестают покупать то, что покупали прежде.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Потребители, таким образом, решают, сколько сырья и труда уйдет на изготовление А и сколько потребует другой товар. Бессмысленно поэтому противопоставлять производство ради прибыли и производство ради потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь. Если бы предприниматель не руководствовался мотивом прибыли, он мог бы производить больше товаров А, несмотря на предпочтения потребителей иметь что-то другое. Стремление к прибыли -- тот фактор, который заставляет бизнесмена наиболее эффективным образом обеспечивать производство наиболее предпочитаемых самими потребителями товаров.

Таким образом, капиталистическая система производства -- это экономическая демократия, где каждый цент имеет право голоса. Народом-сувереном является потребитель. Капиталисты, предприниматели и фермеры -- уполномоченные народа. При несоответствии порученному делу, если они не в состоянии производить с минимальными издержками товары, требуемые потребителями, они теряют свои должности. Их обязанность заключается в обслуживании потребителей. Прибыли и убытки -- вот инструменты, посредством которых потребители контролируют все виды экономической активности.

используя текст приведите три объяснения идеи автора о том,что хозяин рынка-потребитель

Для советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею было характерно: практически полное отрицание каких-либо иных форм собственности на средства производства и продукт труда, кроме государственной или находящейся под доминирующим воздействием государства; гиперцентрализация управления экономикой и, отсюда, во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридическая, безответственность хозяйствующих субъектов; ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь о государственной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции;

Заидеологизированность экономики и управления ею, фальсификация экономической информации; ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой; хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем подавляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере экономики Зинченко С.А., Лисневский Э.В. Собственность, политическая власть и право: генезис, соотношения. М., 2011. С. 34-35. .

Жесткая централизация экономики в СССР была эффективна в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941 - 1945 годов и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи "на выживание" или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие многофакторные проекты Самыкин С.С. Охранительная функция права в сфере экономики. М., 2009. С. 244. .

Распад мировой социалистической системы повлек за собой переход бывших социалистических государств на капиталистический путь развития и формирование рыночных отношений. В этих условиях по-разному стала трактоваться роль государства. Эти государства выходили из социализма тремя путями Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии: общее и специфическое // Социально-политический журнал. 2011. С. 167. .

Страны Восточной Азии (главным образом Китай и Вьетнам) приступили к строительству капитализма с сельского хозяйства, постепенно перейдя на промышленность и сферу услуг. На протяжении двух десятилетий в этих государствах частная собственность признавалась наравне с другими формами государственной собственности. Китайская экономика достаточно автономна от влияния мировой экономики.

Перспективное планирование экономических отношений в Китае, как и в Белоруссии, продолжает осуществляться на основе пятилетних планов.

В марте 2006 года на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей, являющегося высшим законодательным органом КНР, был принят очередной 11 - й пятилетний план на 2006 - 2010 года. В эти же сроки в Белоруссии также была принята очередная программа социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 года Кудрявцев Ю.А. Политическое воздействие н: критерии классификации и основные виды // Правоведение. 2012. № 1. С. 247. . В составе СССР Белоруссия была дотационной (1 млрд. долл.) республикой. Сейчас темпы роста ВВП в ней одни из самых высоких среди стран - членов СНГ.

В ряде государств Восточной Европы (и прежде всего в России) капитализм строился "сверху". В результате ваучерной приватизации произошло перераспределение бывшей государственной собственности в частную собственность. Экономика стран этого региона в меньшей степени зависит от иностранного капитала Негодин В.В. Общечеловеческое и классовое в социальной справедливости // Социально-политические науки. 2009. № 10. С. 56. .

В Центральной Европе новые экономические отношения были построены с непосредственным участием иностранного капитала. Ключевую роль в приватизационном процессе сыграли иностранные инвесторы и прежде всего транснациональные корпорации. Основным механизмом, предназначенным координировать экономические системы в них, выступает рынок. Эти страны более открыты влиянию международных экономических сил и транснационального капитала. В них создана достаточно стабильная многопартийная демократия Берман Г. Дж., РейцЧ. Дж. Экономические отношения и право Европы // Государство и право. 2011. № 12. С. 98. .

Современные позиции по этому вопросу наиболее полно выразил австрийский экономист Хайек, - его рекомендации, судя по всему, оказали воздействие и на современные российские подходы к проблеме государственных воздействий на экономику. Вот основные из них: рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий; личность должна быть свободной, а в основе этой свободы лежит частная собственность; свобода политическая - условие свободы экономической и наоборот; либерализм - непреходящая и фундаментальная ценность; без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но его должен быть лишь необходимый минимум; главное - создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования; за конкуренцию, но в строгих юридических рамках; в стране должно быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законодательство; государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 2012. № 1. С. 67. .

На степень эффективности взаимоотношений определенное воздействие оказывает этика поведения участников, а также роль и место религии в обществе. Согласно общепринятой концепции Макса Вебера появление протестантской этики стало причиной возникновения капитализма и последующего экономического прогресса в Европе. Экономический подъем в странах Восточной Азии связывают с господствующей конфуцианской этикой, основанной на принципах коллективизма.

Этика исламской религии запрещает все сделки с целью обогащения (с процентами). Именно эти обстоятельства объясняют экономическое отставание мусульманских государств. В то же время исследователи полагают, что эти государства не смогли своевременно отреагировать на процесс глобализации и обострение конкурентной борьбы. На уровень благосостояния населения повлиял и демографический взрыв. Например, население стран Ближнего Востока и Северной Африки с 1975 по 2002 год возросло в два раза - с 214 до 423 миллионов человек. ВВП стран этих регионов в 2004 году составил 1,7 триллионов долларов, что сопоставимо с суммарным ВВП России и Украины. Валовый национальный доход на душу населения в странах Ближневосточного региона в 2004 году составил около 2 тысяч долларов Соответственно в России этот показатель составлял 3,4 тысяч долларом, а в странах еврозоны - 28 тысяч долларов Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1011. С. 214. .

В последние годы финансисты государств, где господствующей (государственной) религией является ислам, совместно с юристами разработали законодательство и соответствующие механизмы его реализации, позволяющее развивать экономические отношения, не нарушая нормы ислама. К ним следует отнести такие понятия, как мудараба - замена кредита; сукук - исламские облигации; мушарака - замена банковского вклада на долевое участие. Процесс адаптации ислама к современной экономике носит постоянный характер Пиголкина А.С. Теория государства и права. М., 2009.С. 116. .

Этические нормы лежат и в основе антидемпингового законодательства, разрабатываемого не только отдельными государствами, но и специализированными международными организациями. Их предписания распространяют свое действие на страны, являющиеся членами этих организаций Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 2011.С. 196. . Например, в 2005 году было инициировано 178 расследований (рекордным является 2001 году - 335 разбирательств) в отношении государств, из них: 33 - против Китая; 9 - против США и 5 - против России.

Вывод по главе третьей: Определенная форма государства определяется историческим типом государства. Помимо этого, она зависит и от других факторов, преобладающим среди которых является уровень экономического развития общества. Государство обеспечивает только внешние условия функционирования экономики, в отличие от права. Но с изменением экономических связей в ходе исторического развития, государство всё активней вмешивается в экономическую жизнь, тем самым препятствует негативным тенденциям.