Экономика и основные функции экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и методы

Функции экономической теории

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции экономической теории
Рубрика (тематическая категория) Экономика

В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы ее основные функции: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Познавательная функция - реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формируя экономические понятия и концепции, экономическая теория тем самым обогащает знание людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению процессов экономического развития общества.

Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, принципы хозяйствования, которые реализуются во всœех областях и сферах человеческой деятельности.

Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработке рекомендаций относительно применения принципов и методов рационального хозяйствования на уровне экономических агентов.

Прогностическая функция обнаруживается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов и возможных конечных результатов.

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате упорного труда, принятия обоснованных решений и способности брать на себя ответственность за свои хозяйственные действия.

ТЕМА 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора .

1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

2.Проблема редкости и выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Издержки и выбор.Экономический рост. Эффективность.

1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

Все многообразие определœений предмета экономической теории можно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая развивается по общим законам взаимодействия человека с природой. Это очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов. На всœех этапах хозяйственной деятельности между отдельными группами людей, собственниками, предприятиями, внутри фирм, между городом и деревней, с одной стороны, а также всœеми агентами и государством, с другой стороны, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений и при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.

В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии кругооборота благ: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, который принято называть общественным воспроизводством.

Ведущей сферой является производство или процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределœение - это процесс определœения доли каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества созданных благ и системы распределœения этих благ, существующей в какой-либо стране.

Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителœей и потребителœей.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определœенных потребностей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, данный процесс кругооборота от производства к потреблению принято называть общественным воспроизводством. При этом воспроизводство крайне важно не только в процессе прямого удовлетворения потребностей людей. На предприятиях используются материалы, топливо, оборудование, а также умственные и физические силы людей, то есть происходит производственное потребление. В процессе производственного воспроизводства также осуществляется распределœение и обмен различными видами деятельности и созданными в результате такой деятельности благами.

Воспроизводство бывает простым и расширенным. При простом воспроизводстве процесс производства возобновляется в прежнем, неизменном объёме, а при расширенном - процесс производства возобновляется в увеличенном объёме. Важно заметить, что для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (использованное сырье и материалы, изношенное оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства.

По словам американского экономиста В. Леонтьева, - экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и всœе они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования. В индустриально развитых странах ныне выделяется около 500 крупных отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются десятки миллионов товаров и услуг для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Каждый из экономических блоков в свою очередь имеет сложную структуру. При этом хозяйственную деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, владельцев имущества, банкиров, домохозяйств и т.д.

При этом нужно иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. К примеру, благосостояние собственника крупного предприятия и хорошо работающего человека будет выше по сравнению с собственником малого предприятия, а также нерадивым или неумелым работником. Но в целом это снова же зависит от существующей в стране экономической системы, создающей то или иное ʼʼлицоʼʼ всœей нации.

Первоначальную основу жизни людей составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны иметь минимум средств к существованию(материальных благ): крышу над головой, одежду, пищу и т.д. И в связи с этим, в случае если мы хотим рассмотреть данный сложный клубок общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы, а также определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всœего крайне важно рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселœения и другие факторы. При этом определœенный результат общество может получить лишь в том случае, в случае если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством принято понимать процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

По этой причине, чтобы понять структуру общественного производства рассмотрим сущность и классификацию потребностей. Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необ-ходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Значение потребностей вытекает из самого процесса общественного производства. Вернемся к процессу кругооборота материальных благ от производства к потреблению и поставим следующий вопрос: почему после потребления материальных благ люди вновь занимаются производством? В более общем плане данный вопрос позволяет сформулировать определяющую цель развития производства . Такой целью, вне всякого сомнения, является удовлетворение возрастающих потребностей людей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они определяют целœевую направленность развития производства. В свою очередь общественное производство, независимо от существующей экономической системы выступает средством удовлетворения потребностей, то есть всœегда имеет своей целью удовлетворение потребностей людей в материальных благах и услугах.

Потребности составляют сложную систему, которую можно структурировать по различным критериям. В наиболее общем виде потребности разделяют на материальные, духовные и социальные. На первом плане всœегда стоит удовлетворение материальных по-требностей - в пище, одежде, жилье и пр.
Размещено на реф.рф
Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомо-биля, консультация юриста или врача и т. п.). Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искус-ством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр.
Размещено на реф.рф
В широком смысле к духовной пище относятся всœе виды инфор-мации, которые получает человек. По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятель-ности. Οʜᴎ бывают и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необхо-димостью людей жить и сотрудничать вместе.

Широкое распространение получила классификация потребностей, предложенная американским экономистом А. Маслоу, согласно которой всœе по-требности располагаются в восходящем порядке от ʼʼнизшихʼʼ матери-альных до "высшихʼʼ духовных: 1) физиологические (еда, питье и т. д.);2) в безопасности (защита от боли, страха и т. д.); 3) в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам); 4) самоуважение (достижение цели, признания); 5) в самоактуализации (реализация способностей и т. д.). Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потреб-ности высшего порядка.

Производство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно удовлетворить всœе эти разнообразные потребности имеет, в свою очередь соответствующую внутреннюю структуру. Различают производство материальное и нематериальное, Первое содержит в себе области по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (предоставлением) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т.д.). Это два взаимозависимых вида производства, причем одно без другого существовать не может. Гармоничное соотношение между ними оказывает содействие стабильному экономическому развитию общества.

В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно возрастает, его рост становится общей закономерностью социально-экономического развития всœех стран, особенно развитых цивилизованных государств. Особое значение для развития производства и общества в целом приобретает образование, наука, информационно-коммуникационные услуги.

Исторически общественное производство прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов к производству сложных технических систем, гибких производственных комплексов, вычислительных машин. И всœе же любое производство, первобытное или современное, характеризуется некоторыми общими чертами.

В нем взаимодействуют единые производственные ресурсы или факторы . Этими понятиями в экономической теории обозначают совокупность различных элементов производства, которые бывают использованы в процессе создания благ и услуᴦ.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет три компонента: рабочую силу человека, предметы труда и средства труда, подразделяя их на две группы: личный фактор и вещественный фактор производства.

В качестве личного фактора производства всœегда рассматривается рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к работе. Предметы труда и средства труда выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

Неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов: труд, землю, капитал и предпринимательские способности.

Труд как фактор производства представлен физической или интеллектуальной деятельностью, направленной на изготовление благ и предоставления услуᴦ. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание труда. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способность человека к труду. По мере развития производства, в особенности в условиях современной научно-технической революции, всœе более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому умению, квалификации и другим качествам.

Земля воспринимается как естественный фактор.
Размещено на реф.рф
Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе факторов производства относят естественные богатства: залежи недр, пахотные земли, леса и т.д.Говоря о земле, прежде всœего нужно иметь в виду ее использование в сельском хозяйстве. Важно заметить, что для сельскохозяйственного рабочего (фермера) земля - это главное средство производства.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, которые используются при создании благ и услуᴦ. Это разнообразные орудия работы, инструменты, механизмы, помещения, средства связи, пути соединœения и др.
Размещено на реф.рф
По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Кроме совокупности благ, ряд экономистов под капиталом понимают знание, умение человека, его энергию, которые используются в производстве товаров и услуᴦ.

Взгляды экономистов на капитал разнообразные, но всœе они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают капитал основной и оборотный. Капитал материализован в зданиях, сооружениях, станках, функционирует в производстве несколько лет и его стоимость переносится на готовый продукт по мере износа частями в виде амортизационных отчислений. Это основной капитал. Другая часть капитала, которая включает сырье, материалы, энергетические ресурсы, используется (потребителœем) полностью за один производственный цикл, воплощаясь в выработанной продукции. Это оборотный капитал. Деньги, израсходованные на оборотный капитал, возвращаются после реализации продукции.

Предпринимательские способности - особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всœех других факторов производства с целью создания благ и услуᴦ. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой базе внедрять новые виды продуктов, технологий, форм организации бизнеса в условиях риска понести убытки.

В современных условиях, кроме выше названных, выделяют другие ресурсы: организация и технология производства, наука и информация, инфраструктура и другие.

Прежде всœего, крайне важно отметить организацию и технологию производства. Именно благодаря им достигается рациональное взаимодействие рабочей силы и средств производства.

Организация производства - это определœенное устройство внутренних производственных связей, которые обеспечивают единство и упорядоченность всœего процесса производства.

Технология производства представляет собой конкретные способы обработки предметов труда, определœенный порядок производственных процессов.

Наука - это теоретически систематизированные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основные направления: фундаментальные исследования - с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

прикладные исследования - исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - обеспечивают соединœение науки с производством.

Важнейшим ресурсом и фактором производства стала информация. Информация представляет собой поток тех или иных сведений и различных сигналов. Информация обеспечивает: функционирование техники; оптимальную организацию самого производства и контроль за его ходом; возможность быстрой перестройки производства; повышение уровня знаний и квалификации работников; быстрое распространение передовых идей и технологий.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Особую роль в современной экономике играет и такой фактор как инфраструктура.

Инфраструктура - совокупность всœех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для производства. Инфраструктура включает две подсистемы: производственная - это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, складское хозяйство и т.д.) социальная (или непроизводственная) - это сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни людей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта͵ образование, здравоохранение и т.д.).

Подводя итог анализа факторов, крайне важно отметить, что производство возможное только при введении в производственный процесс всœех факторов. Производство определœенного блага или услуги требует также определœенного набора факторов, главными из которых есть работа͵ земля, капитал и предпринимательство. Οʜᴎ действуют взаимосвязано и дополняют друг друга. Отсутствие одного из низ ведет к разрушению системы и делает невозможным производственный процесс.

Функции экономической теории - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции экономической теории" 2017, 2018.

Экономическая теория выполняет следующие функции:

· теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;

· практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;

· социальная (познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.

· прогностическая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные хозяйственные решения. Чем сложнее становятся техника и организация производства, тем более необходимо прогнозировать и планировать развитие хозяйства.

· методологическая функция - это разработка методов и средств научного инструментария, необходимых всем экономическим наукам.

· идеологическая функция – с её помощью происходит обоснование смысла глобальных политических идей и основных целей общественного развития.

Назначение методологической функции - отделить предмет экономической теории от объектов, которые изучаются смежными дисциплинами. Например, «конкуренция» как социальное и экономическое явление уходит в круг интересов и экономической теории, и социологии, и юриспруденции. Экономическая теория рассматривает конкуренцию как ключевую категорию рынка; социология - как явление межчеловеческих отношений, юриспруденция - как потенциальную возможность образования криминогенной ситуации. Как видим, объект познания один - конкуренция, а предмет для изучения каждая наука находит свой. В целом экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта и т.д.), функциональных (финансы, маркетинг и т.д.), межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и т.д.).

Особого внимания заслуживает идеологическая функция , упоминание о которой с перестроечных времен (вторая половина 80-х гг.) исчезло из всех учебных материалов по экономической теории, а само слово «идеология» было изъято из обращения, хотя провозглашение отказа от идеологии - это тоже идеология. Между тем, все течения экономической мысли всегда имели и имеют вполне определенные не только социально-классовые, но и национально-государственные корни. Так, меркантилизм исходил из интересов наций, борющихся за торговую гегемонию на мировом рынке; физиократы отстаивали интересы аграрных народов; классическая политэкономия, так же как и современный либерал-монетаризм, выражают интересы развитых капиталистических государств с присущим им внешнеэкономическим экспансионизмом. Марксистская политэкономия, делая ставку на антикапитализм, не могла не привлечь этим развивающиеся страны, которые немало потеряли от диктата развитых стран в мирохозяйственных отношениях.

По словам Г.Мюрдаля, беспристрастная общественная наука никогда не существовала и логически не может существовать.

Энциклопедия утверждает: «Экономическая идеология - это система идей, дающая в экономической теории адекватное отражение интересов какого-либо определенного класса, социальной группы или социально-экономической системы в целом».

Экономическая теория имеет двойственную структуру, содержит два противоречащих друг другу момента. С одной стороны, она выступает как экономическая наука. В этом своем качестве она адекватно отражает реальную экономическую действительность, что всегда можно проверить практикой. С другой стороны, различные положения экономической теории отражают интересы того или иного общественного класса, социального слоя или социально-экономической системы в целом. В этом своем качестве, т.е. в качестве экономической идеологии, экономическая теория не преследует цель - дать адекватное отражение реальной экономической действительности. В этом свойстве экономическая теория содержит другую задачу - защиту интересов «своего подопечного» - класса, социальной группы и т. д. Следовательно, экономическая теория, будучи частью общественного сознания, нуждается в экономической идеологии и выполняет имманентную ей идеологическую функцию.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить хозяйственные явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. Добротной научной основой служат неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Лауреат Нобелевской премии Морис Аллэ (Франция) заявил: «Подчинение данным наблюдения - золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы не была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться».
Между тем ученые не ограничиваются признанием объективной действительности и стремятся глубже познать хозяйственные отношения. Для этого они проводят научный анализ и теоретическое обобщение реальных фактов. Разрабатываются также экономические модели (схемы, изображения или описания какого-либо хозяйственного процесса), в которых показываются внутренние взаимосвязи изучаемых явлений. Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

На эту функцию существенно влияет идеология. Влияние экономической идеологии на процесс познания экономических явлений весьма однозначен. Идеология определяет, как правило, односторонний характер познания экономических явлений и процессов. Познается только то и в той мере, в какой это соответствует идеологическим и хозяйственным целям данного общества. В этом можно убедиться, проследив воззрения различных экономических школ и направлений на одно и то же экономическое явление.

Так, например, представители марксистской идеологии концентрируют свое внимание на изучении процесса производства, роли товаропроизводителей и значении труда в создании прибавочной стоимости, поскольку это соответствует их идеологической концепции. Вместе с тем, они как бы не замечают другой стороны вопроса -роли потребителей созданных товаров, так как это не укладывается в рамки их идеологии.

Представители другого направления экономической мысли (приверженцы неоклассической идеологии), напротив, как бы не замечают процесса производства и роли труда в экономической жизни, а результат труда - товар - рассматривают как нечто данное, принадлежащее хозяйствующим субъектам. Здесь также прослеживается идеологическая ограниченность, которая приводит к двоякому результату: глубокой разработке хозяйственных проблем и игнорированию полного анализа всей хозяйственной системы в целом.

Таким образом, процесс познания представителями противостоящих друг другу экономических школ осуществляется в рамках определенного идеологического поля. В то же время познавательный процесс обладает относительной самостоятельностью. Это обстоятельство создает возможность ослабления при определенных условиях негативного идеологического воздействия на экономическую теорию. Зависимость познавательного процесса от его идеологической ориентации во многом объясняет феномен множественности течений в экономической науке.

Своеобразие экономической теории как теоретической науки состоит в том, что она не дает ответа на каждый конкретный вопрос. Но она призвана дать нечто большее - снабдить научным подходом к решению любого из этих вопросов, дать концепцию. Следовательно, познавательная функция предполагает, во-первых, не только изучение поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях, но и исследование системы экономических отношений в целом, формирование систем и категорий, т.е. концепции, в чем преуспела политэкономия и отстает современная наука. Во-вторых, познавательная функция предполагает изучение и описание системы экономических противоречий (например, между трудом и капиталом, спросом и предложением, накоплением и потреблением и т.д.).

Практическая функция состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.
Ее содержанием является обеспечение экономической политики и управления производством на различных уровнях экономики. Экономистов частенько критикуют за их взаимоисключающие советы политикам.

Почему экономисты так часто дают политикам противоречивые советы?

Среди множества причин можно выделить несколько наиболее значимых, как объективного, так и субъективного свойства.

Например, в Думе обсуждается закон о налогообложении. Необходимо определить, что положить в основу налогооблагаемой базы - расходы фирмы (домашнего хозяйства) или их доходы? Мнения экспертов-экономистов, как правило, расходятся. Приверженцы налога на расход полагают, что такой закон приведет к росту сбережений, так как люди станут снижать расходы и, как следствие этого, к росту производительности труда и уровня жизни. Защитники идеи налога на доход считают, что такие изменения в законодательстве вряд ли окажут существенное влияние на уровень сбережений и стимулирование производства. Эти две группы экономистов по-разному оценивают возможную реакцию фирм (домашних хозяйств) на корректировку налогов, поэтому предлагают политикам различные советы.

Однако в целом цель работы экономиста - выработка не индивидуальной, а социальной и общегосударственной политики.

Успешное выполнение указанных функций достигается посредством творческого применения научных методов исследований.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет и метод экономической теории. Блага, потребности, ресурсы. Производственные возможности общества и экономический выбор

Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования.. петрозаводский государственный университет..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Теории были сформированы в период становления данной науки. Их всего пять.

1. Познавательная. Реализация этой теории происходит через исследование сути процессов и явлений в данной сфере. Когда наука открывает и формулирует новые категории и законы, тем самым она пополняет знания человека, увеличивает интеллектуальный потенциал всего общества. Также она способствует расширению мировоззрения людей, научному прогнозированию экономического развития общества.

2. Методологическая. Смысл данной функции экономической теории заключается в том, что она раскрывает основополагающие понятия, категории, законы и принципы хозяйствования. И все они имеют практическое применение во многих отраслях человеческой деятельности. То есть на экономическую теорию опирается целый ряд других наук в этой сфере.

3. Практическая. Суть этой функции экономической теории сводится к обоснованию политики государства в данной области с точки зрения науки. Также на практике разрабатываются рекомендации, касающиеся употребления методов и принципов правильного хозяйствования.

Экономическая политика выглядит как целая система мероприятий, предпринятых государством. Все они направлены на развитие экономики нации и затрагивают интересы всех социальных классов. В ее компетенции определять наилучшие из возможных решения возникших в данной области проблем.

Экономическая теория и практика находятся в тесных отношениях друг с другом. Без двусторонней связи они теряют всякий смысл. Так, заказ на теоретические исследования формирует именно практика. Она обеспечивает материал для научного анализа и дает окончательную оценку жизнеспособности любой теории. Практика является настоящим критерием подлинности знаний по экономике. Она побуждает к изучению. Оно же ведет к прогнозированию, следующий шаг от которого - рациональные действия, предполагающие постоянное совершенствование практики. Такая цикличность бесконечно повторяется, при этом каждый раз поднимаясь на уровень выше.

4. Прогностическая. Она проявляется в разработке научного обоснования для предвидения перспектив развития страны в будущем в плане экономики и жизни общества. На практике она сводится к разработке прогнозов исполнения долгосрочных программ, касающихся развития общественного производства. Причем учитываются и будущие ресурсы, и издержки, и варианты окончательных результатов.

5. Воспитательная. Смысл этой функции экономической теории заключается в формировании у граждан современного типа мышления, логики и культуры. Все это поможет им в условиях новой рыночной системы выработать хозяйственное, грамотное поведение. Результатом эффективного воздействия данной функции является формирование у населения целостной картины о том, как работает на уровне нации и всего мира. Кроме того, она воспитывает понимание того, что только глубокие знания, проявление инициативности и предприимчивости, настойчивый труд, принятие обоснованных решений и способность брать ответственность на себя за собственные действия в условиях жесткой конкуренции поможет достичь высокого и успехов в профессии.

В настоящее время в стране продолжается переход к рыночным отношениям. Поэтому в современных условиях играет существенную роль предмет и функции экономической теории. Ведь глубокие знания просто необходимы для того, чтобы изменить условия жизни в лучшую сторону. Это невозможно сделать без овладения экономическими законами и механизмами их использования в без умения распознавать природу взаимозависимостей и взаимосвязей в этой области.

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Структура экономической теории.

1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).

Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.

Методология.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

Функции экономической теории:

1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.

Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.

Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

Главным богатством общества являются деньги.

Источником богатства служит сфера обращения

Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

Марксистская экономическая теория.

Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 -) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

Линия экономикс.

Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

Экономическая наука - одна из древнейших наук об обществе. Под экономическими знаниями в широком смысле слова следует понимать изучение производства и использования благ, удовлетворяющих разнообразные потребности людей. Первые элементы экономических научных знаний возникают вскоре после зарождения цивилизованных (раннегосударственных) обществ. На протяжении нескольких тысячелетий своего развития экономическая наука не раз меняла и свое название, и основной предмет своих исследований.

В общественной жизни древнего и средневекового Востока экономические проблемы анализировались в рамках науки о государстве. Мыслители Египта, Ближнего Востока, Индии и Китая напряженно искали пути решения актуальных задач государственного хозяйства, в какой степени и какими методами правительство должно поощрять развитие земледелия, ремесел и торговли? как организовывать сбор налогов? как следует распределять землю среди подданных? как предотвращать негативные последствия неурожайных лет?

В античном обществе ученые акцентировали свое внимание, прежде всего, на частнохозяйственной практике - проблеме, как создать образцовое частное хозяйство, которое снабжало бы владельца всем необходимым или обеспечивало бы максимальный доход (работы римских экономистов-аграриев - Катона, Варона, Колумеллы). Вместе с тем начал проявляться интерес и к чисто теоретическим проблемам экономики, не имеющим непосредственно прикладного значения. «Отцом» экономической науки иногда называют древнегреческого мыслителя Аристотеля (IV в. до н. э.). Именно он впервые сформулировал вопрос, над которым размышляли затем многие поколения экономистов: «Что определяет пропорцию, в которой совершен обмен?

Почему за простой глиняный горшок дают одну меру зерна, а за краснофигурную амфору - десять?» Аристотель ввел в употребление и само понятие «экономика», которое означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» - домохозяйство, «номос» - закон). Любопытно отметить, что экономику Аристотель трактовал как производство с целью потребления. Что касается производства с целью наживы (прибыли), то он относился к нему довольно отрицательно и использовал для его обозначения совсем другой термин - хрематистика. Интересный парадокс: то, что изучают современные экономисты, сам Аристотель, несомненно, отказался бы назвать экономикой.

В средневековом феодальном обществе наука превращается в служанку богословия, и экономика не избежала этой участи. Уже у древнегреческих мыслителей заметен преимущественно нравственный подход к экономике, в средние века он окончательно закрепился. Христианские мыслители затрагивали экономические проблемы лишь для того, чтобы определить достойный «праведного христианина» образ действий в различных ситуациях. Например, церковь запрещала в принципе ростовщичество , ибо ростовщик получает плату за то, что ему не принадлежит - за время, созданное Богом.


Весь период с древнейших времен до нового времени составляет предысторию экономических теорий. Как вполне самостоятельная наука, экономическая теория сложилась только в период становления капитализма, в XVI - XVIII вв. Сам термин «политическая экономия» был введен французским мыслителем Антуаном де Монкретьеном , который в 1615г. опубликовал «Трактат политической экономии». Часто этот термин толкуют в том смысле, что, по мнению политэкономов, экономика якобы определяется политикой; на самом деле он означает всего лишь науку о государственном хозяйстве (или о хозяйстве общества), так как «политический» означает здесь «государственный» (от греч. «полития»- государство).

Первая экономическая школа - меркантилизм - предметом своего изучения считала обмен, торговлю, которая была, по мнению меркантилистов, единственным источником богатства.

Позже сложилась так называемая классическая школа политической экономии, представители которой (Ф. Кенэ, А. Смит, д. Рикардо) начали изучать само материальное производство как ту сферу, где создается общественное богатство. У А.С. Пушкина есть удивительно лаконичное и емкое определение экономической науки того времени - науки «о том, как государство богатеет, и чем живет...». Если экономисты-классики обращали первостепенное внимание на сам процесс формирования богатства, то мыслители-марксисты XIX в. перенесли внимание на взаимоотношения основных социальных групп - наемных рабочих и капиталистов. Политическая экономия в обоих случаях выступала как своего рода «философия хозяйства», изучающая объективные (не зависящие от сознания конкретных людей) основы экономической жизни и глобальные тенденции её развития.

В конце XIX - начале XX вв . в экономической теории происходит революционный перелом, связанный с усилением внимания к субъективному (осмысленному) поведению людей в экономике. Это находит своё отражение в изменении самого названия науки. В 1890г. выходит в свет работа английского экономиста А. Маршалла «Принципы экономики», которая стала своего рода библией экономистов-неоклассиков.

После этого термин «политическая экономия» (political economy) постепенно выходит из широкого употребления, сменяясь термином «экономика» (economics). Центральное место в экономической науке стало уделяться изучению рационального поведения участников производства - производителей и потребителей. В середине XX в. под влиянием идей великого английского экономиста Дж. М. Кейнса усиливается внимание к изучению роли государства в экономике, правительственному регулированию хозяйственной жизни. Наконец, в последние десятилетия экономисты во всё возрастающей степени начинают исследовать проблемы мирового хозяйства.

Если попытаться теперь более точно сформулировать предмет современной экономической теории (то, что она изучает), то следует обратить внимание на сосуществование двух подходов к его определению. В марксистской политэкономии общепринятым было следующее определение: экономическая теория изучает производственные отношения - отношения между людьми, объективно складывающиеся в процессе производства.

Подобного рода социальный подход к предмету экономики характерен не только для марксизма, но и для такого современного течения экономической мысли Запада, как институционализм. В учебниках «экономикс» экономическую теорию определяют как науку об эффективности, изучающую использование ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных потребностей людей. В этом определении подчеркивается, что предметом экономической теории являются самые общие закономерности производства - отношение людей к ресурсам, соотношение потребностей и ресурсов, проблемы выбора.

На самом деле оба этих подхода не противостоят, а дополняют друг друга. Представители любого направления в экономической науке, желающие создать целостную теорию, обязательно обращают внимание, хотя и в разной степени, как на общие закономерности производства, так и на специфику их осуществления при различных типах экономических отношений.

По своей структуре современная экономическая теория делится на два основных раздела:

1. Микроэкономика - изучение поведения людей и фирм.

2. Макроэкономика - изучение хозяйства как целого.

Функции экономической теории. Для чего нужна экономическая теория или, иначе говоря, какие функции она выполняет?

1. Познавательная функция . Экономическая теория помогает понять закономерности развития и функционирования экономики.

Экономическая теория, как и другие науки, ставит своей задачей сформулировать законы, по которым развивается объект ее исследования. Экономические законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами, явлениями и их сторонами. Так, например, устойчивые связи между ценой товара и количеством спроса на него выражаются в особом законе спроса.

2. Прогностическая функция . Познав закономерности экономического развития, экономисты могут предсказывать будущее. Многие экономисты (среди них - известный американский экономист М. Фридмен ) утверждают, что главной целью экономической науки должны быть именно прогнозы, а не объяснения.

Экономическая наука, изучающая существующий экономический строй и предсказывающая последствия его саморазвития, может быть названа позитивной экономикой (объективное изучение того, что есть).

3. Идеологическая (критическая) функция . Общественные науки (и экономика в том числе) не только раскрывают существующий порядок вещей, но и дают ему определенную оценку. Экономическая теория, в частности, не просто описывает рыночное хозяйство, но и решает проблему, является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять.

4. Практическая (конструктивная) функция . Сформулировав представление о желаемом состоянии общества, экономисты ищут пути его достижения, активно участвуя в выработке и осуществлении экономической политики.

Экономическая наука , критикующая существующий экономический строй и разрабатывающая методы его целенаправленного изменения, может быть названа нормативной экономикой (изучение того, что, с точки зрения исследователя, должно быть и как его достигнуть).

И позитивные, и нормативные функции выполняются в той или иной степени любой экономической теорией. Следует отметить, что если классическая политэкономия ХVIII-ХIХ вв. выполняла преимущественно позитивные функции, то в марксистской политэкономии и в «Экономиксе» XX в. четко прослеживается усиление нормативного начала.

Если разработка позитивной экономической теории в решающей степени зависит от чисто научной состоятельности исследователя, то в сфере нормативной экономической теории огромную роль играют его субъективные социальные и политические пристрастия. Поэтому экономисты разных школ и направлений могут прийти к единодушному мнению, например, о результатах государственного регулирования ссудного процента, но резко разойдутся во мнениях по поводу допустимости ростовщичества как такового.

Методы экономических исследований. Если предмет экономической теории отвечает на вопрос, «что» изучает эта наука, то ее методы показывают, «как» она изучает свой предмет. Научный метод исследования, по словам Г. В. Плеханова, есть средство для открытия истины.

Экономическая наука пользуется формально-логическими методами, общими для всех наук, в их числе:

1. Метод абстракции - очищение наших представлений от случайного, второстепенного в явлениях для выяснения их сущности. Именно путём абстрагирования (обобщения) выводятся экономические категории - научные понятия, характеризующие важнейшие стороны экономических явлений (продукт, конкуренция, спрос, монополия и др.)

2. Сочетание анализа (мысленного разложения сложного целого на простые элементы для выявления их особенностей) и синтеза (объединения расчленённых и проанализированных элементов в единое целое).

3. Сочетание индукции (умозаключения от единичных фактов к общим выводам) и дедукции (применение общих положений к частным случаям).

4. Метод сравнения - определение сходства или различия явлений.

5. Метод аналогии - перенос свойств с известного явления на неизвестное.

6. Использование гипотез - выдвижение научно обоснованных предложений о причинах или связях явлений и процессов. При этом даются доказательства, т.е. истинность одной мысли обосновывается при помощи других.

Формально-логические методы являются взаимодополняющими, они используются комплексно, но не в отрыве друг от друга. Ведущую роль среди них играет дедуктивный подход: индуктивным путем выявляются законы экономики, из них дедуцируются выводы для конкретных условий.

Помимо формально-логических методов , экономисты, как и представители других общественных наук, широко используют диалектический подход. Если формальная логика имеет дело с изолированными, «равнодушными» друг к другу частями целого (принцип «или-или»), то диалектика предполагает изучение взаимосвязи отдельных частей, «снятие» их противоположности (принцип «и-и»).

Важнейшими диалектическими приёмами являются:

1) восхождение от абстрактного к конкретному (раскрытие системы экономических отношений от простейших, сущностных элементов до реальной хозяйственной практики в ее многообразии);

2) единство исторического и логического (исследование закономерностей развития экономических отношений через конкретные исторические события, которые очищаются от случайного, второстепенного).

Наконец , экономисты используют также такие методы, как экономико-математическое моделирование и экономическое экспериментирование.

Экономической моделью называют формализованное (представленное обычно в виде системы уравнений, графика или схемы) описание экономического процесса или явления, отражающее главные его характеристики. Этот метод получил особенно широкое развитие в рамках «Экономикса».

Экономическое экспериментирование - это искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых (предсказанных) результатов.

Экономические эксперименты на микроуровне (как правило, на уровне отдельного предприятия) помогают обработать и проверить эффективность отдельных экономических мероприятий («банки справедливого обмена» П.Ж. Прудона, поиск новых систем организации труда Ф. Тейлором и Э. Мейо в США, попытки внедрения хозрасчета в СССР, «кружки качества» в Японии и т. д.). Если эксперимент оказывается удачным, то он быстро превращается в обыденную хозяйственную практику.

Экономическое экспериментирование на макроуровне (уровне отдельного государства или группы государств) практически сливается с государственной экономической политикой. Часто заявляют, что экспериментирование над обществом - неблагодарное занятие, обречённое на провал. Между тем государственная экономическая политика заключается именно в том, чтобы сознательно воздействовать на хозяйство, стимулируя полезные для общества изменения. Хотя любое правительство стремится осуществлять экономическую политику научными методами (т.е. в соответствии с познанными экономическими законами), оно никогда не имеет абсолютной уверенности в том, что выбран наиболее оптимальный курс. Следовательно, при современном уровне экономических знаний любое правительство обречено на постоянное экономическое экспериментирование.