Экономические учения и школы. Основные экономические школы

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ,

МЕТОД, ФУНКЦИИ

История становления экономической

Теории как науки.

Основные экономические школы (теории)

Возникновение знаний о хозяйственных (экономических) процессах относится к глубокой древности и, по существу, связано с появлением производственной деятельности людей. В первобытных общинах такие знания являлись результатом коллективного опыта, который в течение тысячелетий накапливался и передавался от поколения к поколению.

Появление древних цивилизаций (восточное рабство в Египте, Месопотамии, Древней Индии и Китае; классическое рабство в Древней Греции и Риме) и возникновение письменности привели к тому, что воззрения людей по экономическим проблемам стали находить отражение в виде отдельных элементов законодательства (в первую очередь налогового), в различных хозяйственных документах (наставлениях), религиозных и художественных сочинениях.

Однако оформление экономических знаний в виде особой науки началось в период разложения феодализма и зарождения капитализма. В первых экономических работах того времени ученые пытались установить, где, кто и как создает общественное богатство, какова его всеобщая форма, как оно распределяется и используется разными социальными группами общества. Позже предметом пристального внимания исследователей стали проблемы оценки результатов производства, оснований обмена, достижения равновесного состояния производства, роли государства и рынка в развитии производства и многие другие. По мере возникновения в обществе тех или иных экономических проблем, требующих своего разрешения, в истории развития экономической науки XVII–XX вв. можно выделить несколько школ (течений или теорий), оказавших существенное влияние на развитие экономической жизни людей.

Исходным научным направлением в сфере экономики стал меркантилизм (от итал. – торговец). Его основная идея связана с определением источника богатства людей в сфере торговли. Абсолютной формой богатства меркантилисты считали деньги в виде благородных металлов, для накопления которых следовало развивать в первую очередь внешнюю торговлю, добычу золота и серебра. У истоков меркантилизма стояли Томас Ман (1551–1641) и Антуан де Монкретьен (1575–1621). Сочинение А. Монкретьена «Трактат политической экономии», опубликованное в 1615г., дало и первое название экономической науке – «политическая экономия», под которым она развивалась с начала XVII и до конца XIX вв. Хотя основные идеи меркантилизма были сформулированы почти 400 лет назад, но экономисты и политики возвращаются к ним всякий раз, когда речь идет о внешнеторговом балансе государства, о мерах протекционизма, которые нередко принимают правительства для защиты свих интересов от зарубежных конкурентов.


Дальнейший теоретический анализ производства привел к появлению школы физиократов (от греч. – власть природы). Учение физиократов – это анализ производства товаров, но ограниченный только сферой сельского хозяйства. Именно в производстве сельскохозяйственной продукции и видели физиократы источник богатства нации. Причину, по которой исследовалось производство лишь в части аграрного сектора экономики, легко понять, если учесть, что это научное направление возникло во Франции, где промышленность была слабо развита. Основоположником школы считается Франсуа Кенэ (1694–1774), а ее выдающимся представителем Анн Робер Жак Тюрго (1727–1781). Современная экономика обязана физиократам постановкой вопросов пропорциональности, сбалансированности, равновесности товарных и денежных потоков в национальной экономике, идущих от экономической таблицы, разработанной Ф. Кенэ в 1758 г. А закон убывающего плодородия почвы, открытый А.Тюрго, является предметом дискуссий экономистов последние 150 лет.

Бурное развитие экономики в Европе в XVII–XVIII вв., которое все отчетливее демонстрировало признаки товарного производства, основанного на наемном труде, привело к возникновению классической школы политической экономии , основателями которой стали Адам Смит (1729–1790) и Давид Рикардо (1772–1823). Классическая школа преодолела ограниченность подходов физиократов к анализу экономики и установила, что сферой создания общественного богатства является материальное производство; она заложила основы трудовой теории стоимости и определила роль рынка в развитии общества; ей принадлежит первенство постановки вопроса об экономических интересах людей в производстве и их воплощении в конкретных формах доходов, а также открытие принципа саморегулирования рынка через свободное ценообразование (принцип «невидимой руки» А.Смита). Главное сочинение А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» опубликовано в 1776 г. Как и более 200 лет назад проблемы, исследованные А.Смитом, остаются актуальными для многих стран мира и в первую очередь для тех, которые переходят к рыночной экономике.

Идеи основоположников классической школы политической экономии охватили весь спектр экономических отношений, существовавших к началу XIX в., однако степень проработки многих вопросов не была и не могла быть исчерпывающей. Ряд положений трудовой теории стоимости носил противоречивый характер, что в последующем привело к возникновению в рамках классической школы разных течений.

Одним из таких течений стала теория факторов производства , основателем которой был Жан Батист Сэй (1767–1832). Стержнем данной теории стало положение, согласно которому создателем богатства (и стоимости) является не только труд, но и капитал, и земля, и предприимчивость; все эти факторы производства ограничены и требуют рационального использования. Элементы теории факторов производства широко использует современная экономическая теория.

Основателем другого направления стал Карл Маркс (1818–1883)и его соратник Фридрих Энгельс (1820–1895), которые создали политическую экономию труда. Основные идеи марксизма сформулированы в «Капитале» К.Маркса, первый том которого был опубликован в 1867 г. В рамках этих идей К.Маркс разработал учение о смене общественных формаций, о двойственной природе труда, создающего товар; углубил трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо, создал единую теорию товара и прибавочной стоимости, сформулировал ряд экономических законов. Марксизм утвердил в науке классовый подход: интересы пролетариата противоположны интересам буржуазии, а господствующее положение должна занять диктатура пролетариата. Он обогатил науку социальным анализом экономических отношений. Экономические воззрения К.Маркса оказали существенное влияние на весь дальнейший процесс развития экономической теории, а политические выводы во многом оказались искаженными и не нашли подтверждения на практике.

Во второй половине XIX в. в экономической науке произошла так называемая «маржинальная революция», связанная с появлением австрийской школы «предельной полезности». Маржинализм – это экономическая теория, рассматривающая хозяйство как систему взаимосвязанных экономических субъектов; она объясняет распределение ограниченных ресурсов и приемы рационального хозяйствования на основе предельных величин (отсюда и название школы: маржинализм по-английски – дополнительный, предельный). Эта школа выразила противоположный марксизму взгляд на наследие классической школы; ей присуще стремление исследовать рыночное хозяйство с нейтральных социальных позиций, делая упор не на социально–экономические причины и последствия хозяйственной деятельности, а на их функциональные зависимости. Если К.Маркс использовал трудовую теорию стоимости А.Смита и Д. Рикардо для обоснования теории прибавочной стоимости (теории эксплуатации), то маржинализм разработал свою теорию – предельной полезности, социальное содержание которой сведено к минимуму. Основными разработчиками теории предельной полезности были австрийские ученые Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бём–Баверк (1851–1914). Маржинализм, исследуя функциональные зависимости, обогатил экономическую теорию широким применением математического аппарата – Уильям Стэнли Джевонс (1835–1882), Леон Мари Вальрас(1834–1910).

Отказ маржиналистов от анализа процесса производства с классовых позиций поставил перед учеными проблему поиска сбалансированного подхода к анализу экономики (производства, распределения и обмена) на немарксистской основе. В процессе таких поисков была создана неоклассическая теория , основателем которой стал английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924). Неоклассическая школа обеспечила увязку маржинализма с анализом товарного производства на основе теории издержек Д. Рикардо (отсюда понятно возникновение названия данной школы). Используя механизм спроса–предложения и рыночное ценообразование, А.Маршалл на основе их взаимодействия сумел соединить в едином анализе и производство, и обмен без противопоставления их друг другу. В результате был разработан теоретический механизм функционирования конкурентного рынка, который и сегодня является важнейшим составным элементом экономической теории. С именем А.Маршалла связывают и изменение названия экономической науки в конце XIX в. с «политической экономии» на «экономикс», хотя «экономикс» – это не только теория, а и ее соединение с практикой.

Появление и усиление господства монополий в начале ХХ в., усиление роли государства в экономике поставило перед экономической наукой ряд новых проблем, в ходе разрешения которых возникли школы институциональной экономики и кейнсианства.

Институционализм – научная школа, возникшая в начале ХХ в. и рассматривающая экономические процессы не только с позиций рыночного механизма, но и различных социальных институтов, к которым относятся корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции, правовые нормы и т.п. Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению развития экономической мысли. Если неоклассики исходят из тезиса о совершенстве рыночного механизма для регулирования экономики, то институционалисты считают движущей силой экономики не только материальные факторы, но и духовные – правовые, моральные, социальные факторы, рассматривая их в историческом развитии. Основателями данной школы были Торстен Веблен (1857–1929) и Уэсли Митчел (1874–1948).Заслугой институционализма является возвращение экономической теории к критическому анализу социальной жизни общества, которое до того было монополизировано марксизмом.

В 30-е годы ХХ в. на основе идей английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946) сформировалась теория государственного регулирования экономики (кейнсианство). Учитывая опыт Великой экономической депрессии 1929–1933 гг., Кейнс разработал теорию регулирования рынка посредством государственного вмешательства в экономику. Используя учение Кейнса, экономика развитых капиталистических стран успешно развивалась до начала 80–х годов ХХ в.

Экономическая теория – это динамично развивающаяся наука. В последние десятилетия ряд существующих направлений получили существенное развитие либо в виде комбинации уже известных по отдельности идей, либо как ответвление прежних экономических школ, либо как их новейшая интерпретация. Среди новейших направлений можно выделить: теорию постиндустриального общества и конвергенции – Джон Кеннет Гэлбрейт (1909–1993); монетаризм – Милтон Фридмен (р. 1912); экономический либерализм – Фридрих Август фон Хайек (1899–1984); теорию социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард (1897–1977); модель «затраты–выпуск» – Василий Васильевич Леонтьев (1906–1999); теорию рациональных ожиданий – Роберт Лукас (р. 1937); теорию неоклассического синтеза – Джон Ричард Хикс (1904–1989) и Поль Самуэльсон (р.1915 г.).

Из краткого исторического обзора процесса становления и развития экономической науки вполне понятно, что объектом ее изучения является производство. Но производство является объектом изучения многих дисциплин: экономических, технических, социальных и др. Чтобы в этом объекте выделить предмет той или иной науки, необходимо рассмотреть структуру производства и определить таким образом предмет экономической теории.

Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.

Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.

Одним из основных вопросов экономистов 16 века был вопрос о том, что такое богатство и каким путём его можно увеличить.

В 20 веке появились новые вопросы : каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.

Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.

Экономические школы

Меркантилизм

(5-конец 17 в.)

Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.

Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.

Их девиз: меньше покупать, больше продавать.

Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).

Представители:

Антуан де Монкрентьен («Трактат о полиической экономии» , 1615 г.)

Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)

Физиократы

(2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.

Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.

А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.

Представители : О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.

Классическая политическая экономия

(18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.

Считали что главная сфера в экономике — производство.

Впервые сформулировали экономические законы.

Рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему(«невидимая рука рынка» , по Смиту).

Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.

Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.

Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.

К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.

Представители : А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов»), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.

Марксизм

(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).

Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.

Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.

В основе развития общества лежит материальное производство.

Представители : К.Маркс («Капитал»)

Мальтузианство

(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.

Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.

Представитель : Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».

Маржинализм

(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.

Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.

Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.

Существует иерархия потребностей.

Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.

Выбор потребителей зависит от степени значимости блага

Представители : У.Джевонс («Теория политической экономии»), Л.Вальрас («Элементы чистой политической экономии») , К.Менгер(«Основания политической экономии»).

Неоклассическая политическая экономия

Это ведущее направление в современной экономической теории.

Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.

Они изложили теорию издержек производства.

Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.

Представители : А.Маршалл («Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.

Кейнсианство

(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.

Представители : Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)

Монетаризм

(50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.

Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.

Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.

Рыночное хозяйство стремится к стабильности.

Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)

Институционализм

(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).

Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.

Развивали теорию постиндустриального общества, в основе которого- деятельность независимых общественных институтов.

Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)

Русская экономическая школа

Так обобщённо называют учёных -экономистов, внёсших вклад в развитие науки.

В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;

А.Чаянов — многое сделал в изучении теории аграрных отношений; Н.Кондратьев — его теория длинных волн лежит в основе концепции циклического развития экономики и др.

Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Экономическую концепцию канонистов можно рассматривать как нормативный анализ

Капитал с деньгами отождествляли сторонники меркантилизма

Термин "политическая экономия" впервые ввёл в научный оборот А. Монкретьен

Меркантилисты в экономических исследованиях использовали преимущественно метод позитивного анализа

В экономической науке физиократы пропагандировали идеи свободу действий

В основе экономической теории А Смита лежит концепция экономической свободы

А. Смит полагал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес

Модель "экономического человека", описывающая поведение индивида в экономике, впервые была предложена А Смитом

Большой вклад в развитие классической политэкономии внесли Д. Рикардо, А. Смит

А. Смит и Д. Рикардо являются представителями классической школы.

Выберите варианты согласно указанной последовательности. Хронологический порядок возникновения экономических школ таков: физиократия → классическая школа →марксизм

Изучение "чистого продукта", создаваемого в сельском хозяйстве было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы физиократов

Анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм

Исследование богатства, условий его производства и накопления было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы классическая политэкономия

Внешняя торговля как источник богатства была предметом исследования экономической теории и названием экономической школы меркантилизм

Сельское хозяйство как источник богатства было предметом исследования экономической теории и названием экономической школыфизиократов

Производственные отношения между наемными работниками и капиталистами были предметом исследования экономической теории и названием экономической школы марксизм

Анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин было предметом исследования экономической теории и названием экономической школы маржинализм

Первым создателем "финансовой пирамиды" был Дж. Ло

Т. Мальтус рассматривал теорию народонаселения

Теорию трех факторов производства (труд, капитал, земля) обосновал Жан Батист Сэй

Закон рынка Ж Б Сэя утверждает, что предложение рождает спрос

К. Маркс разделил рабочее время на необходимое и прибавочное.

Определение капитала как общественного отношения между капиталистами и наемным рабочими, которое представлено в вещи, находящейся в постоянном движении, самовозрастающей стоимости, принадлежит К Марксу

Принцип невмешательства государства в экономику классической политэкономии

Необходимость государственного регулирования общественного производства – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике марксизма

Развитие экономической системы определяется институтами, важнейшим из которых является государство – теоретическое положение, отражающее воззрения на роль государства в экономике институционализма

Дж. Кейнс – обоснование необходимости активного государственного вмешательства в экономику

Б М Фридман – разработка количественной теории денег

А. Смит – описание механизма "невидимой руки" рынка

В Р Лукас – разработка теории рациональных ожиданий

Установите соответствие между вкладом в развитие экономической теории и ученым, его сделавшим:

Представителями австрийской школы маржинализма являются К Менгер и Е Бем-Баверк

В теории маржинализма экономические процессы исследуются с использованием предельных величин

Экономисты школы маржинализма внесли большой вклад в развитие теории ценообразования на различных типах рынков

Исследование экономических процессов на уровне микроэкономики позволило маржиналистам анализировать ценообразование на отдельных рынках

Представители ординалистского подхода в теории потребительского поведения предполагали, что полезность можно сравнивать в категориях "меньше", "больше" "равно

Маршал ввел в экономическую науку понятие эластичности, экстерналии

В исследовании экономических процессов маржиналисты используют функциональный анализ

Одним из основоположников институционализма является Веблен

Т. Веблен делил экономику на такие противоположные секторы, как индустрию и бизнес

Неоклассическая теория полагает, что потребитель на рынке, прежде всего, оценивает полезность благ

Основоположником неоклассической теории является Маршалл

Основная причина, позволившая кейнсианской теории потеснить в ХХ веке классическую теорию, состоит в том, чтоклассическая теория основывается на законе рынка Сэя

Ведущим ученым теории рациональных ожиданий является Р Лукас

Теория эффективного спроса представлена кейнсианством

Кейнсианство как научное направление в экономике сформировалось в ХХ веке

"Общая теория занятости, процента и денег" Дж. М. Кейнса была издана в 1936 году

Монетаризм как научная школа сформировалась во Второй половине ХХ

В основе теории монетаризма лежит количественная теория денег

Исследованием цикличности развития экономики занимался Н.Д. Кондратьев

Основоположником российской экономико-математической школы, лауреатом Нобелевской премии является Канторович

К основным направлениям современной экономической мысли не относят марксизм

Важнейшими представителями теории маржинализма являютсяЕ. Бем-Баверк, А. Маршалл

Основным пунктом своего анализа теоретики............. направления определили механизм формирования цен на основе рыночных факторов в процессе их взаимовлияния неоклассического

Концепцию "естественного порядка" разработали физиократы

Укажите представителя маржинализма А.Маршалл

Суждение "Источник богатства - труд" принадлежит Адаму Смиту

Сторонниками минимального государственного вмешательства в экономику были классики политической экономии

Идея о том, что рынок - это саморегулируемая система, которая самостоятельно приходит в равновесное состояние без вмешательства государства, принадлежит Адама Смиту

Бем-Баверк Е. – представитель австрийской школы маржинализма

Веблен Т – основоположник институционализма

Ло Дж. – первый создатель финансовой пирамиды

А. Смит – "Исследование о природе и причинах богатства народов"

Дж. М. Кейнс – "Общая теория занятости, процента и денег"

А. Маршалл – "Принципы экономической науки"

М. Фридман –"Роль монетарной политики"

Т. Мен – представитель меркантилизм

У С Джевонс представитель маржинализм

М. Фридман представитель монетаризм

Т. Веблен представитель институционализм

Термин "экономика" впервые упомянут в сочинении Ксенофонта "Домострой

"Экономическая таблица" как первая попытка анализа воспроизводства общественного капитала была создана физиократами

Первая книга по экономике написана Ксенофонтом

К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас, Ф Визер, Е Бем-Баверк, В. Парето, А Маршалл, Д Кларк являются представителями экономической школы (направления) под названием маржинализм

Теорию прибавочной стоимости разработал один из величайших ученых-экономистов ХIХ века - К. Маркс

Появление мануфактурного производства, быстрые темпы развития процесса первоначального накопления капитала, внешнеторговая экспансия и английская буржуазная революция 1640 г. подготовили условия для возникновения классической политической экономии

Закон рынка Сэя – предложение рождает спрос

Институционализм – американская версия маржинализма, анализирующая все факторы экономики

Кредо маржинализма – анализ поведения экономических субъектов с использованием предельных величин

Кредо марксизма – исследование производственных отношений между наемными работниками и капиталистами

Кредо меркантилизма – анализ сферы обращения, обеспечивающей приток денег в страну

"невидимая рука" – метафора А. Смита для названия действия законов рынка в качестве его регуляторов

парадокс Смита – вода полезна, но не имеет цены; а бриллианты бесполезны, но дорогие

"ночной сторож" – метафора А. Смита для названия экономической роли государства

кейнсианство – макроэкономическая доктрина, исходящая из необходимости государственного регулирования экономики посредством воздействия на денежную массу и спрос

Экономическая свобода – кредо либеральной доктрины А. Смита

маржинализм – экономическая доктрина, акцентирующая значение предельных величин

монетаризм – экономическое учение, согласно которому определяющая роль для рынка отводится количеству денег в обращении

меркантилизм – экономическая школа, считавшая сферу обращения главной в экономике, источником прибыли

экономический либерализм – доктрина, выступающая против вмешательства государства, в деятельность бизнеса, отстаивающая экономическую свободу бизнеса

Основные идеи А Смита – рыночное саморегулирование экономики; минимизация вмешательства государства в экономику

Какое экономическое течение стало оппонентом кейнсианства? монетаризм

Какое экономическое течение является сегодня главным в мире неоклассический синтез

Экономический человек – кредо классической школы экономики

Рациональный человек – кредо маржинализма

Реальный человек – кредо институционализма

А. Маршалл – основоположник кембриджской школы маржинализма, неоклассики

Смит А. – основоположник классической школы экономики

Первые попытки изучения сферы производства и применения математических методов анализа экономики были предприняты представителями такого научного течения, как школа физиократии

Макроэкономика как раздел экономической науки появилась после выхода в свет работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег

Идея мультипликатора принадлежит Дж.М. Кейнсу

Классической политэкономии соответствуют положения о том, что стоимость товара зависит от полезности блага равновесие в экономике достигается автоматически

Экономическая школа маржинализма внесла большой вклад в развитие теорий ценообразования на различных типах рынков, общего равновесия

Экономические концепции возникли в следующем хронологическом порядке: принцип невидимой руки→ принцип государственного регулирования → принцип дирижизма

К общественному производству не относят приготовление еды дома; уборку квартиры


1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил

А - к экономике: Б - к хрематистике:

1. крупная торговля - Б

2. спекуляции - Б

3. земледелие - А

4. мелкая торговля - А

5. ростовщичество - Б

6. ремесло - А

2. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. появление трудовой теории стоимости - 3

2. появление количественной теории денег - 2

3. появление предельного анализа - 4

4. возникновение неоклассической теории - 5

5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6

6. выделение двух сторон товара - 1

3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:

1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +

2. схоластический метод - +

3. нормативный метод - +

4. институциональный метод

5. статистические методы

4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неоклассическая школа - 4

2. физиократия - 1

3. марксизм - 2

4. неоклассический синтез - 6

5. кейнсианство - 5

6. маржинализм - 3

5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма

1. политика активного торгового баланса - Б

3. политика активного денежного баланса - А

4. законы об истрачивании - А

5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б

6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б

6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:

1. исследование вопроса об экономических кризисах

2. макроэкономический подход - +

3. использование метода логической абстракции

4. преимущественное исследование сферы производства

5. исследование сферы обращения - +

6. микроэкономический подход

7. эмпирический метод исследования - +

7. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5

2. разработка основных положений экономического либерализма - 2

3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4

4. появление идеи специфического развития разных стран - 3

5. разработка основных положений политики протекционизма - 1

8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы

1. в основном исследуется сфера обращения - А

2. . богатство создается во всех сферах производства - Б

3. активное вмешательство государства в экономику - А

4. богатство - запасы драгоценных металлов - А

5. фритредерство - Б

6. каузальный метод исследования - Б

7. протекционизм - А

8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А

9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:

1. изучение несовершенной конкуренции

2. универсальность экономических законов - +

3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций

4. равенство договаривающихся сторон - +

5. высокая подвижность уровня зарплаты - +

6. экономика каждой страны развивается по собственным законам

7. концепция общественно-экономических формаций

8. полная информированность всех участников рынка - +

9. поиски оптимального экономического поведения

10. Расположите в правильной хронологической последовательности:

1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2

2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5

3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4

4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6

5. формирование экономической теории как науки - 3

6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1

11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

1. неолиберализм - 5

2. историческая школа - 3

3. меркантилизм - 1

4. классическая школа - 2

5. неокейнсианство - 6

6. монетаризм - 7

7. институционализм - 4

12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:

1. поиски оптимального экономического поведения - +

2. изучение средних величин

3. использование предельного анализа - +

4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики

5. микроэкономический подход - +

6. активное использование математических методов - +

7. исследование статики - +

13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы

1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А

2. основная проблематика - эффективность экономики - Б

3. изучение предельных величин - Б

4. экономический либерализм - Б

5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А

6. затратный принцип определения стоимости - Б

7. активное использование методов точных наук - Б

8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А

9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б

14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:

1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +

2. критика экономического либерализма - +

3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие

4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +

5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты

6. критика теории рационального человека

7. эволюционный подход к исследованию экономики - +

8. необходимость государственного регулирования экономики

15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства

1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б

2. изучение микроэкономических показателей - А

3. необходимость государственного регулирования экономики - Б

4. автоматическая саморегуляция рынка - А

5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

6. изучение макроэкономических показателей - Б

7. изучается статика - А

8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А

9. признается существование вынужденной безработицы - Б

10. особое отношение к земле как фактору производства - А

11. абсолютная гибкость цен - А

16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма

1. активное регулирование экономики государством - А

2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А

3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б

4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б

5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б

6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б

7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А

8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А

9. увеличение налогов - А

10. гибкая краткосрочная денежная политика - А

17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):

1. защита мелкого бизнеса - Б

2. сильная антимонопольная политика - Б

3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А

4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

5. политика стабильной денежной единицы - Б

6. политика “дешевых денег” - А

18. Установите соответствие:

1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков

2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически

3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки

19. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет

2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да

3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да

4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да

5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет

6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да

7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет

8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да

9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да

20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:

1. концепция «измерения без теории» - 7

1. Ф.Хайек

2. теория праздного класса - 3

2. Э.Хансен

3. теория современного монетаризма - 4

3. Т.Веблен

4. теория социального рыночного- 8 хозяйства

4. М.Фридмен

5. теория спонтанного порядка - 1

5. В.Ойкен

6. инвестиционная теория цикла - 2

6. Дж.М.Кейнс

7. У.Митчелл

8. Л.Эрхард

21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:

1. институционализм - 2

1. необходимость государственного регулирования экономики

2. неоклассика - 4,6

2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы

3. кейнсианство - 3,1,5

3. неспособность рынка к саморегуляции

4. автоматическая саморегуляция рынка

5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса

6. экономический либерализм

22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):

1. институционализм - 9

1. органическое строение капитала

2. классическая школа - 5

2. мультипликатор инвестиций

3. меркантилизм - 4,8

3. теория предельной производительности

4. маржинализм - 3,6

4. протекционизм

5. кейнсианство - 2

5. «экономический человек»

6. марксизм - 1,7

6. теория предельной полезности

7. трудовая теория стоимости

8. политика активного торгового баланса

9. престижное (показное) потребление

23. Определите правильность высказывания (да/нет):

1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да

2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да

3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет

4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет

5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да

6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да

7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да

8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да

24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:

1. теория трех факторов производства - 9

1. Т.Мальтус

2. теория национальной экономии - 7

2. Дж.Робинсон

3. теория народонаселения - 1

3. Й.Шумпетер

4. . теория несовершенной конкуренции - 2

4. Дж.Б.Кларк

5. теория эффективной конкуренции - 3

5. Э.Чемберлин

6. теория «невидимой руки» - 6

7. теория предельной производительности - 4

8. модель равновесной цены - 8

8. А.Маршалл

9. теория монополистической конкуренции - 5

25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:

1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос

2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс

3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации

4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя

5. фритредерство

6. экономический либерализм

7. основной психологический закон

8. законы Госсена

26. Установите соответствие:

1. теория прибавочной стоимости - 8

1. Н.Д.Кондратьев

2. теория экономики предложения - 5

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и в пределах крупного региона, страны, всего мира. Сегодня существуют самые разные экономические школы, которые представляют собой системы теоретических изысканий и взглядов, обосновывающих концепцию и законы данной науки. О самых интересных из них стоит рассказать.

Меркантилизм

Первые экономические школы представляю особый интерес. Меркантилизм как раз таковым и является. Он формировался в период XV-XII вв., а сам термин был введён в научным оборот французским экономистом Антуаном Монкретьеном, который также известен как драматург.

Меркантилизм отображал политику государства, поскольку сторонники данного учения представляли интерес торгового капитала. Главной их целью было удержание в стране драгоценных металлов. Что достигалось различными методами. На импортируемые товары устанавливались высокие цены, экспорт серебра и золота из страны сурово карался. А удержания в государстве денег удавалось добиться запретами на их вывод за границу. Даже если импортёрам удалось выручить прибыль с продажи их продукта, они были обязаны потратить средства на приобретение местных товаров.

Исходя из этого, можно заявить, что во главе меркантилизма стояла теория денежного баланса. Однако это был ранний этап данной школы экономического развития, длившийся до начала XVI вв. Затем наступил поздний меркантилизм. И основные положения изменились. Жесткие ограничения, касающиеся вывоза денег и импорта товаров, перестали существовать, появилась идея торгового баланса, начались активные закупки дешёвого товара в одних странах и его последующая реализация в других за бóльшие деньги.

Сейчас считается, что меркантилизм в плане школы экономической мысли является очень примитивным. Потому что он соответствовал лишь одной эпохе - той, когда основной идеей было накопление капитала. Но всё же именно это направление дало толчок к развитию учения, касающегося финансов. Так что к нему относятся с уважением - как к предыстории экономической науки.

Физиократия

Нельзя не отметить вниманием и это французское учение XVIII века, рассказывая про экономические школы. Его основателем является Франсуа Кенэ.

Физиократы испытывали враждебное отношение к сословному строю общества, а также к сеньориальным правам и дворянским привилегиям. Народолюбие было одной из главных их идей. Также физиократы считали, что богатство создаётся в сельском хозяйстве, а не в торговле. Потому что ремесленники и работники других сфер промышленности не создают ничего нового, приносящего прибыль. Они лишь перерабатывают всё произведённое в сельском хозяйстве. Торговля занимается перераспределением богатства, в то время как сельское хозяйство является его стабильным источником. Поэтому одним из важнейших вопросов физиократии была проблема сбалансированности рынка.

Интересно, что физиократия имеет место быть и в наше время. На сегодняшний день её развитием занимается американский экономист и политический активист Линдон Ларуш. Вообще, учение физиократов сложно переоценить. Ведь это была первая социально-экономическая школа, которая открыла научный этап развития данной науки. Именно она затронула ряд принципиально новых вопросов и частично решила некоторые проблемы. Появились идеи о разделении труда, происхождении и использовании денег, о заработной плате и факторах, которые на неё влияют. Они до сих пор представляют собой интерес и не теряют актуальности.

Классическая политическая экономия

Это направление, возникшее в период XVIII-XIX вв., заслуживает особого внимания. Ведь оно является первым из всех современных экономических учений. Которое, кстати, берёт начало из физиократии.

Первой возникла идея либерализма. Основным принципом её было соблюдение невмешательства государственной власти в экономические процессы, что давало предпринимателям неограниченную свободу в плане конкуренции. Меркантилизм и физиократия утратили свою актуальность. Перестал осуществляться и прямой государственный контроль экономической деятельности. Это привело к возникновению свободного частного предпринимательства. И воцарилась так называемая laissez faire - политика невмешательства.

Кстати, именно в рамках данного направления возник термин «невидимой руки», известный каждому образованному человеку. Впервые о системе саморегулирования заговорил шотландский экономист и философ-этик Адам Смит. И сегодня действие рыночного механизма, координирующего решения продавцов и покупателей, можно наблюдать на практике. Принцип прост: производителю важно извлечь выгоду, однако его путь к ней прокладывается через удовлетворение потребностей покупателя. Поэтому он, преследуя собственную цель, реализует интересы общества.

Почему же классическая экономическая школа считается таковой? Потому что большинство её методологический положений и теорий, которые лежат в основе данного направления, имеют подлинно научный характер. И это очень важно. Ведь именно благодаря людям, представлявшим данное течение, экономическая теория получила статус научной дисциплины.

Неоклассицизм

О нём также необходимо рассказать, перечисляя школы экономической мысли. Неоклассицизм - это особенное учение. Поскольку оно включает в себя целый ряд направлений и школ, объединённых общим принципом, который подразумевает признание влияния издержек производства и полезности благ на формирование цены. Неоклассицизм - это однозначно высшая экономическая школа. Поскольку его направление до сих пор является лидирующим в современной науке.

А основоположником идеи является Альфред Маршалл. Именно он во второй половине XIX века разработал теорию цены, заработной платы и несколько других интересных идей.

Маршалл, как и последователи неоклассицизма, опирался на концепцию спроса и предложения, исходя из которой и вытекает идея цены. Стоимость блага определяется соотношением спроса и предложения, а также окупаемости. Производитель никогда не будет реализовывать свой товар по той цене, которая не даст ему прибыли, способной покрыть затраты. Идея Альфреда Маршалла представляет решение вопроса ценообразования не только с позиции производителя (как классическая экономическая теория). Она затрагивает и потребительскую сторону.

Кстати, именно в период формирования неоклассицизма появилось понятие эластичности спроса. Сегодня, ориентируясь на него, удается измерить степень реакции потребителя на изменение цен, что влияет на прибыль и доход производителя.

Социализм

Все основные экономические школы, известные науке, имеют в основе определённую мысль, принцип. И в случае с социализмом главной идеей является утопия. Поскольку в роли центральной мысли данного направления выступает справедливость, равенство, свобода и свержение капитализма.

Социализм в экономике подразумевает сохранение товарного производства, обращения товаров и денег. Идея этого течения направлена на максимальное удовлетворение культурных и материальных потребностей общества, а ещё на всестороннее обеспечение развития его членов, которое достигается вследствие непрерывного совершенствования производства. Эта высшая экономическая школа отводит в своём учении важнейшую роль заработной плате. Поскольку именно она влияет на подъём благосостояния народа и формирование социалистического образа жизни.

Сегодня социализм проявляется повсеместно. Ярким примером можно считать процесс оказания мировой экономической системой поддержки народам слаборазвитых стран.

Кейнсианство

Основная идея данного направления экономических школ выражается в теории об оказании влияния агрегированного показателя спроса на производство в краткосрочных перспективах. Её основателем является Джон Мейнард Кейнс. Он считал, что наука о финансах должна быть интуитивной, и выступал против излишней математизации.

Также Кейнса всегда волновали конечные цели экономической деятельности. У него было своё видение тяги к богатству. Он считал любовь к деньгам оправданной, ведь она даёт возможность жить хорошо. Кейнс также верил, что главной целью экономической активности людей является их стремление к нравственному совершенствованию нашего мира. У Джона Мейнарда были довольно интересные мысли касательно данной темы, ведь он был не только экономистом, а ещё и философом.

Рассказывая о специфике кейнсианской школы экономической науки, нельзя не отметить, что представители данного направления выступают за активное участие государства в данной сфере. Последователи этого течения называют решения частного сектора причиной неэффективности в народном, национальном хозяйстве. И решением является лишь фискальная и монетарная политика со стороны правительства и Центрального Банка.

Долгое время кейнсианство было стандартной экономической моделью большинства развитых стран. Ей следовали во времена Великой депрессии, Второй мировой войны, и даже в течение 30 лет после неё. Однако в середине 70-х кейнсианств перестало занимать доминирующее положение по причине стагфляции и энергетических кризисов. Сейчас же интерес к этому направлению снова растёт. Всё потому, что современные экономические школы и рыночные модели не могут справиться с последствиями финансового кризиса, случившегося в 2007-2008 гг.

Институционализм

Данное течение тоже нельзя обойти вниманием, перечисляя основные экономические школы. Ведь оно представляет собой очень интересную современную теорию, которая рассматривает влияние (традиций, морали, права, государства) на принятие экономических решений. Её основателем является Торстейн Бунде Веблен - американский публицист, социолог и футуролог.

Современный институционализм не игнорирует категории, считающиеся привычными для неоклассицизма. Цена, спрос и прибыль просто рассматриваются с учётом актуального спектра интересов и рыночных отношений.

Ещё приверженцы идей институционализма рассматривают экономику как часть социальной системы, а не в чистом её виде. Также данное течение считает общественные интересы главными. В этом прослеживается сходство с социализмом. Ещё умеренное государственное вмешательство в экономику приветствуется, так как считается целесообразным и полезным. И кстати, приверженцы институционализма считают, что не только цены влияют на экономическую ситуацию в стране. Они принимают во внимание также безработицу, кризисы, политическую нестабильность и инфляцию.

И если говорить о том, какая экономическая школа является наиболее простой для понимания, то это явно будет институционализм. Никаких сложных формул и графиков - только статистика и опыт. В центре внимания находится не анализ предложения, спроса и цен, а экономические проблемы, связанные с социальными, правовыми, этическими и политическими аспектами.

Монетаризм

Все экономические школы имеют свою центральную идею. Монетаризм рассматривает изменение цен, зависящее от объёма денежной массы. И эта мысль, кстати, пришла в экономическую теорию ещё во времена античности. Однако становление монетаризма пришлось на середину ХХ века.

Данная теория утверждает, что деньги - это финансовая основа и важнейший стимулятор экономического развития. Средства определяют движение и последующее развитие производства. Сторонники монетаризма считают, что испытываемую людьми потребность в деньгах определяет их высокая ликвидность. Спрос на средства постоянно растёт, и это обусловлено склонностью к сбережению и накопительству.

Кстати, рыночная экономика, по мнению монетаристов, отличается устойчивостью и стремлением к стабильности. Цены, в свою очередь, играют роль основного регулятора. Государственное вмешательство категорически не приветствуется.

Ещё отмечается приоритетность денежных факторов. Приверженцы монетаризма считают, что регулирование должно опираться на долговременные задачи, а не на текущие.

Также Милтон Фридман, являющийся основателем данной теории, уверял: инфляцию необходимо подавлять любыми способами. Даже если придётся сокращать социальные программы. Из-за этого, собственно говоря, к монетаризму сложилось противоречивое отношение.

Марксизм

Выше были перечислены все известные экономические школы. Однако о марксизме необходимо рассказать отдельно, несмотря на то, что данная теория имеет отношение к классическому течению.

Её основателем был экономист-социолог Карл Маркс и его близкий друг - философ Фридрих Энгельс. Специалисты придали идее классиков политической экономии научный характер, а также доказали необходимость использовать классовый подход по отношению к исследованию закономерностей общественного развития.

Именно Маркс доказал, что обмен - это обязательное условие для превращения какого-либо продукта труда в полноценный товар. К тому же он определил понятие средней рыночной стоимости. И доказал важность изучения не только закона распределения изготовленного продукта, но и самого производственного процесса, а также последующего обмена и потребления.

О марксистской теории обычно отзываются в положительном ключе, однако она не была лишена недостатков. Один из них проявлялся в неоцененности роли частной трудовой собственности в процессе реализации человеческих ресурсов. А вот влияние крупного производства, напротив, переоценили. Впрочем, как бы то ни было, это и наблюдается сейчас в современном обществе. Мелкое производство вытесняется крупным или же поглощается им. Также сторонники марксизма игнорировали деятельность предпринимателей, поскольку они считали источником дохода только труд наёмных работников. Но главным недостатком была необоснованная абсолютизация роли государственной собственности в создании нового строя.

Консерватизм

Это течение тоже стоит затронуть, рассказывая про экономические школы. Экономика является «взрослой» наукой. А консерватизм является движением, поддерживающим идею о сохранении ранее устоявшихся традиций. Он отрицает революции, большие реформы, нововведения. И выступает за идеализацию прошлого и возрождение старых порядков.

В экономике консерватизм защищает понятия частной собственности, рыночного механизма и личностной свободы. Это направление получило «второе дыхание» примерно 30-40 лет тому назад. Тогда даже появился термин «консервативный сдвиг». Им обозначали возрождение либеральной философии, появление теории рациональных ожиданий и идеи общественного выбора.

Сегодня идеология консерватизма активно развивается, воздействуя на социализм и либерализм. Вообще, в XXI веке все ранее сформированные экономические школы переосмысливаются и получают новые проявления, выражаются в других идеях. Иначе говоря, их «примеряют» на современные ситуации. Особое значение приобрела идея права собственности, трансакционная теория организаций. Ещё активно продвигается мысль о том, что человек является основным экономическим ресурсом постиндустриального общества. И проблемы, являющиеся актуальными, решаются как традиционными методами, так и экспериментальными.

Можно ещё долго рассказывать о концепциях современных и ранее существовавших теорий. Экономика - это наука и система производства, которая на сегодняшний день стремительно развивается. Она тесно связана с социологией, психологией, политикой. Мировая экономика строится по определённым законам и стремится к глобализации. В этом процессе не обойтись без применения некогда разработанных теорий и положений, без обращения к опыту наших предшественников. Экономика динамична. Но принципы её во многом неизменны, что доказывает сохранившаяся актуальность учений вышеперечисленных экономических школ.