Что такое либерализация экономики? Либерализация экономики в России. Либерализация экономики - это что

Либерализация экономики (economic liberalization, deregulation) – процесс освобождения экономики от чрезмерного управляющего воздействия государственной власти на рыночные механизмы , — воздействия, сковывающего внутренние силы рынка , как самоорганизующейся , саморазвивающейся и самонастраивающейся системы . Его основные направления: дерегулирование хозяйственных отношений между экономическими агентами (субъектами рынка), а также между ними и государством, либерализация цен , либерализация внешней торговли, приватизация государственного сектора экономики, расширение самостоятельности каждого человека в принятии им экономических решений , и др. Теоретическую основу этого процесса дает концепция экономического либерализма (См.). Последний крупный исторический пример либерализации экономики дал состоявшийся на рубеже 21-го века переход почти трех десятков стран Европы и Азии от централизованного планирования и управления экономикой (социализма) к рыночной экономике (капитализму). Его изучение составило предмет новой науки транзитологии . Он происходил по-разному в разных странах, по-разному определялись приоритеты среди перечисленных направлений, но в целом общие закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку проявились как тенденция общемирового значения.

Например, в силу сложившихся обстоятельств, в России первым актом либерализации экономики было освобождение большей части оптовых и розничных цен 2 января 1992 года, одним из следующих актов – либерализация внешней торговли, а затем, с 1 июля 1992 года – введение внутренней конвертируемости рубля . Массовая приватизация , начавшаяся с небольших предприятий торговли, развернулась в 1993-4 годах. В других странах последовательность событий могла быть, разумеется, иной, но общие принципы – те же.

В 1992 году противники реформ выдвиули против правительства Е.Гайдара обвинение, будто бы оно руководствуется дилеммой: «либо рыночная экономика, либо государственное регулирование», то есть стремится к полному устранению государства из экономики. Это показывает глубокое непонимание того, что такое либерализация экономики. На самом деле тогда дилемма была в другом: либо централизованная система планирования и управления экономикой, либо рыночная экономика. И сегодня можно утверждать: она решена. Россия стала признанной во всем мире страной рыночной экономики. Что же касается регулирования, то никто и никогда его необходимости для рыночного хозяйства не отрицал – вопрос в мере и эффективности использования. Строго говоря, вопреки широко распространенному мнению, цель либерализации экономики — не «устранение государства», а наоборот, совершенствование инструментов государственного регулирования в рыночной экономике и улучшение их практического использования в целях преодоления «провалов рынка» (см.), а также общего повышения эффективности экономической системы.

В «Программе углубления реформ» подготовленной Правительством в 1992 году, говорилось: «Либерализация экономики означает ограничение возможностей вмешательства государства в процессы ее функционирования. Ставка делается на саморегулирование и самоорганизацию. Правительство имеющимися в его распоряжении средствами может лишь направлять естественно протекающие процессы, удерживая в определенных рамках их негативные последствия и ускоряя появление позитивных результатов».

Не устранение государства из экономики, а ограничение возможностей вмешательства. Не «планирование и управление» по постановлениям ЦК КПСС и по «мудрым указаниям» очередного вождя, как было некогда, а способность «направлять естественно протекающие процессы». Это и есть сущность длительного процесса либерализации экономики, который в России еще далеко не завершен. К тому же, нельзя считать, что он необратим. Об этом говорит опыт. После т.н. программы Грефа (2000 г.), предусматривавшей важные шаги по дальнейшей либерализации экономики, примерно в 2005 году был осуществлен поворот экономической политики – началось обратное расширение государственного сектора экономики . Пока неясно, надолго ли это, но процесс либериализации российской экономики требует продолжения.

Cтраница 1


Либерализация экономики, начавшаяся с отпуска цен, сделала рыночные параметры (цены, процентные ставки, валютный курс и др.) ориентирами поведения предпринимателей.  

Либерализация экономики без установления хозяйственного порядка легко превращается в хозяйственную анархию и даже правовой беспредел.  

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, привыкших работать на госзаказ, сразу теряет сферу сбыта на свою продукцию.  

Тотальная либерализация экономики, начавшаяся 2 января 1992 года, позволила добиться только одной из намеченных реформаторами целей-устранения дефицита. Не была решена другая задача, на которую была сделана главная ставка-снизить инфляцию в течение нескольких месяцев.  

Аналогично либерализация экономики, включающая либерализацию цен, сама по себе не в состоянии остановить И. После либерализации цен в начале 1992 г. они росли на 30 - 40 % в месяц, при этом рост оптовых цен значительно опережал повышение розничных цен.  

По идее, либерализация экономики должна была привести к тому, что всевозможные теневые операции перерастут в законный бизнес, но произошло обратное: черный рынок засосал новые предприятия. Новый российский бизнес был загнан в мир организованной преступности. Этому способствовали коррумпированные чиновники из государственного аппарата; получалось, что для коммерческого успеха нужны политические связи.  

Открытие экономики-внешний аспект либерализации экономики настолько важен, что его имеет смысл рассматривать отдельно от внутреннего; он имеет свои закономерности и темпы.  

Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики - отказом государства от монополии на те или иные виды хозяйственной деятельности или резким ограничением его регулирующих функций.  

В основу всего были положены либерализация экономики и финансовая стабилизация, институциональные изменения (приватизация, изменения системы управления и хозяйственного законодательства), структурная политика; большое внимание уделялось социальной политике.  

ДЕЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - процесс, противоположный либерализации экономики. Он заключается в усилении государственного контроля над экономикой: административном установлении цен и тарифов, замораживании заработной платы, свертывании рынков товаров, труда и капиталов. Возрастает закрытость экономики; происходит сокращение участия страны в мировых хозяйственных связях в результате роста протекционизма, расширения спектра тарифных и нетарифных ограничений импорта и экспорта.  

Экономические реформы России последнего десятилетия по либерализации экономики и интеграции страны в глобальную рыночную систему (приватизация, дерегулирование, усиление торговли и инвестиций) были неоднозначно восприняты экономистами и экологами по их последствиям для охраны окружающей среды и природопользования. Глобализированная экономика противоречит самому понятию экологической устойчивости, так как имеет тенденцию к экологическому беспределу в отношении природоресурсного потенциала. При этом истощение и исчезновение местных ресурсов (лес, нефть, рыба и др.) приводит к поиску новых импортных ресурсов и их транспорту. Тем самым разрушается устойчивый уровень потребления ресурсов природы и ответственное отношение к управлению природопользованием в любой стране. Когда способность окружающей среды перерабатывать отходы, полученные от перепотребления, превышается, то по логике глобальной экономики они экспортируются в любое другое место. Эти два процесса эффективно отторгают людей от экологических последствий перепотребления.  

Может ли появление пунктов обмена валюты считаться проявлением либерализации экономики.  

Следует отметить и такой важный фактор, как курс на общую либерализацию экономики, ведущий к снижению роли государства в управлении электроэнергетикой, сокращению сферы государственного регулирования естественных монополий и предоставлению потребителям электроэнергии права свободного выбора поставщиков, причем с переложением на последних всех инвестиционных рисков.  

Переход к рынку осуществляется по следующим главным направлениям: а) либерализация экономики (отмена или резкое сокращение запретов и ограничений во всех сферах хозяйственной деятельности); б) институциональные преобразования (изменение отношений собственности, становление новых субъектов хозяйственной деятельности, создание новых формальных и неформальных правил хозяйствования); в) структурные преобразования (перестройка структуры народного хозяйства с целью удовлетворения платежеспособного спроса); г) формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения.  

Перед государством стоит важная цель, состоящая, в частности, в том, чтобы организовать экономическую жизнь государства. Одним из важнейших моментов экономической системы - способы, с помощью которых формируются цены.

С одной стороны, обычно, любой бизнес – предприятие формирует их, исходя из своих затрат, маркетинговых целей, желания получить определённый уровень прибыли и каких-то других причин. Если говорить о рынке, который вообще нигде и никем не регулируется, то такая мотивация выглядит вполне естественной.

Но это только на первый взгляд. На самом деле жизнь общества далеко не сводится к стремлению получить наибольшую прибыль.

В любом государстве производительным трудом занимается не всё общество, а только его часть. В частности, пенсионеры, дети и домохозяйки не принимают полноценного и непосредственного участия в процессе создания рыночных продуктов. Однако, этим людям нужны хлеб, лекарства и другие товары.

Если цены на них никак не регулировать, то они могут возрасти настолько, что станут недоступными для многих людей. Чтобы этого не произошло, государство контролирует их в соответствии с экономической ситуацией в стране и не даёт им меняться произвольным образом.

На начальном этапе, экономика России была построена в значительной степени на основе экономики СССР. Рыночные цены в ней не применялись вообще. После распада СССР уже не действовали механизмы регулировки прежней, плановой экономики. Ситуация решительным образом изменилась. В связи с данным обстоятельством, цены на многие товары перестали ограничиваться со стороны государства.

Либерализация происходит в том случае, если определённый вид цен ранее государством регулировался, а затем было принято решение сделать эти их свободными. Этот процесс можно отнести к проведению либерализации.

Понятие либерализации цен

Само понятие либерализации заключает в себе расширение всевозможных прав и свобод граждан. Если же говорить именно о либерализации конкретно цен, то речь идёт об отмене контроля со стороны государства за всеми или отдельными группами цен на рыночные товары.

Важно отметить, что этот процесс не происходит изолированно от других экономических процессов. Он представляет собой только часть общей картины.

Виды

Процесс на самом деле касался различных аспектов экономики:

  1. Первым видом является либерализация цен на важнейшие товары первой необходимости , которые можно отнести к сфере потребления граждан. При отпускании цен в этой сфере должен быть обеспечен баланс между возможностями покупки их гражданами и теми, которые устроят производителей.
  2. К основным видам также относится и либерализация экономики , к ней в обязательном порядке примыкает либерализация цен и внешней торговли.
  3. Либерализация цен на внешнеэкономическом рынке. У государства с плановой экономикой обычно возникает резкий дисбаланс их с теми, которые существуют на международном рынке. После отпускания может оказаться, что они слишком дорогие или слишком дешёвые по сравнению с теми, которые внутри страны. И это способно создать в экономике страны резкий дисбаланс.

Необходимость

Для успешного существования рыночной экономики, необходимо, чтобы предприятия, продавали свои товары по той цене, которая обеспечивает им достаточную прибыль, чтобы вести свою деятельность. С другой стороны, эти товары должны быть доступны для покупателей, у которых должно быть достаточно денег для их покупки.

Если не выполняется последнее правило, то рынок будет завален огромным количеством баснословно дорогих товаров, их никто не будет покупать. Фирмы не получат денег и, чтобы выжить, ещё больше повысят цены и будут платить ещё меньшие зарплаты. Как мы видим, ситуация в итоге усугубится и это сможет привести к краху.

Что будет, если нарушить первое правило? Прибыль от продаж не позволит предприятию получить необходимый для продолжения деятельности доход, и оно будет производить всё меньше товара, который всё труднее будет достать покупателям. Эта ситуация как раз и характерна для планового хозяйства.

Либерализация как раз и проводится, чтобы избежать подобных ситуаций. Если она пройдёт успешно, то цены будут регулироваться рыночным образом. Однако, те продавцы и покупатели, которые будут в ней участвовать на начальном этапе, сначала попадут в достаточно жёсткие условия, но без принятия таких мер, экономика вообще выжить не сможет.

Цели и задачи

Главной целью проведения либерализации является стремление обеспечить переход от плановой экономики к рыночной. Без её проведения обойтись невозможно.

Однако, это представляет собой сложный комплексный процесс, без него либерализация эффективна не будет:

  1. Либерализация бизнеса. Регулирование бизнес-деятельности должно быть сделано таким образом, чтобы бизнес в своей деятельности имел минимальные ограничения.
  2. Либерализация цен. Ликвидация во всех сферах экономики фиксированных цен под контролем государства. Тем самым нужно исключить источник создания дефицита в торговле.
  3. Нужно отменить так называемые мягкие бюджетные ограничения. Тут речь идёт о следующем явлении. В некоторых случаях бизнес – фирма ведёт свои деятельность таким образом, что идёт на разного рода дополнительные риски в своей деятельности. Мотивацией такого рыночного поведения выступает высокая вероятность при получении убытков получить дополнительную помощь нерыночного характера из внешних источников. Если сказать об этом более простыми словами, то речь, главным образом, идёт о получении разного рода государственных дотаций. С одной стороны, такая ситуация создаёт возможность нерыночного решения бизнес вопросов. С другой – есть сферы, где это является вполне оправданным.
  4. Не секрет, что сама либерализация, проведённая без укрепления и развития рыночных механизмов, малоэффективна. Одним из важных моментов в этой сфере является борьба с монополизмом и обеспечение справедливой рыночной конкуренции.
  5. Без структурной перестройки всей экономики страны невозможно создать эффективную рыночную экономику. Во времена плановой экономики эти пропорции были нарушены, что могло привести в дальнейшем к нарушению баланса спроса и предложения.
  6. Ещё один участок борьбы за построение рыночной экономики - это создание и укрепление новой мотивации труда. При плановой экономике получение зарплаты не было увязанным с экономической эффективностью труда. Оно, в основном основывалось на выполнении плановых показателей. При рыночной экономике мотивация труда не может полностью основываться на выполнении плановых показателей

Выше были перечислены основные цели и задачи по развитию экономики страны. Одной из составных частей этого процесса является либерализация цен.

Как происходит?

Этот процесс является достаточно сложным. Его проведение определяется всем комплексом задач, которые стоят перед конкретным государством на данном этапе. При этом можно сравнить то, как проходил этот процесс, скажем, в Китае, России и в Польше.

В первом случае речь шла, скорее всего, о ручной регулировке экономики. Делались последовательные шаги и затем, на самом высоком уровне принимались решения с учётом имеющегося опыта о том, как действовать дальше.

В России и Польше был выбран другой путь. Там сделали одномоментную либерализацию, которую впоследствии прозвали «шоковой терапией». Без сомнения, это был трудный этап в экономическом развитии Польши. Однако, в дальнейшем, таким образом, был создан фундамент для развития рыночной экономики.

Этапы либерализации

Если говорить о том, как проходила либерализация в России, то здесь можно выделить несколько этапов:

  1. Первый этап проходил в первой половине 1992 года. В это время были отпущены почти все цены и на продовольственные и на промышленные товары, на нефть были повышены в 5 раз, на электричество - в 4,7 раза – и зафиксированы. Они выросли в 3,5 раза, а зарплата - не более, чем на 60%. Это повышение фактически создало баланс между существующей денежной массой и всем объёмом имеющихся товаров. Фиксированные цены на энергоресурсы и свободные цены рынка создали дисбаланс, который не давал возможность предприятиям ТЭК продолжать свою деятельность.
  2. Второй этап проходил, начиная с мая 2016 и до сентября либерализации. Начался он с повышения цен на энергоносители, которые ранее были фиксированы. Также были для рынка установлены границы их изменения и установлен прогрессивный налог.
  3. С октября по декабрь 2016 года был установлен для предприятий предельный уровень рентабельности. Это было сделано для того, чтобы сдержать дальнейшее подорожание. На этом этапе нормативы по рентабельности составляли 8% для розничных предприятий и 3% для оптовых.

Пример

Ельцин подписал указ о свободе торговли. Этим документом он узаконил занятие бизнесом для граждан России. В СССР такая деятельность не была разрешена. Документ вышел в начале 1992 года, одновременно с началом либерализации цен в России.

С самого начала года произошло наполнение рынка потребительскими товарами. Это было в то время значительным достижением.

Последствия

На начальном этапе происходит скачкообразное повышение цен. Иногда оно исчисляется сотнями процентов. В некоторых случаях может углубляться макроэкономическая диспропорция.

Но после окончания процесса либерализации, выстраивается такой рынок, который соответствует реалиям и может служить основой для дальнейшего экономического развития.

В плановой экономике существовали товарно-денежные отношения. Но за внешней формой денег, цены, сделок купли-продажи и т.п. не было реального рыночного механизма. Спрос не воздействовал на цену, не было равновесных цен, отсутствовала конкуренция.

Цены формировались централизованно на основе затрат, они были оторваны от цен на мировых рынках. Относительные цены отражали диспропорции производства и т.д. Поэтому главной задачей для перехода к реальным рыночным отношениям становится отказ от планового ведения хозяйства, т.е. либерализация экономики.

Либерализация экономики - это система мер по освобождению от ограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условий для свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг предпринимательства, а также открытости экономики.

В переходной экономике задачи либерализации очень разнообразны. Они связаны с созданием институтов рынка и с переводом на рыночные принципы хозяйствования всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственной жизни, либерализация предполагает ликвидацию государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, снижение государственного контроля над обменными операциями, отмену централизованного распределения ресурсами, открытие широких возможностей для освоения различных рынков хозяйствующими субъектами. Это путь формирования конкретных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых была характерна монополия государства. Речь идёт о снятии различного рода запретов и устранения барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок конкурентов. Либерализация экономики, не затрагивая непосредственно собственности государственных предприятий, содействует образованию новых хозяйствующих субъектов, деятельность которых вызывает конкуренцию.

В самом общем виде либерализация экономики протекает по трём направлениям:

Освобождение процесса формирования цен от централизованного регулирования - это важнейший исходный момент либерализации.

Введение свободы торговли для физических лиц.

Подчинение деятельности производителей требованиям рыночного спроса - это наиболее глубокий и сложный момент либерализации.

Все эти преобразования резко меняют систему хозяйствования, сам образ жизни и мышления людей, порождают в обществе сложные проблемы и противоречия.

«Отпуск» цен приводит к их существенному повышению, что вызывает уменьшение реальных доходов населения, снижение жизненного уровня, изменение структуры потребления и т.

В экономической теории выделяют два варианта отпуска цен: одномоментный («шоковый») и постепенный (градуалистский). На деле реальная либерализация, скорее, носит смешанный характер, склоняясь в сторону того или другого варианта. Чем меньше развиты рыночные отношения к началу либерализации, тем менее эффективен «шоковый» вариант.

Либерализация экономики порождает острые противоречия в производственной сфере. Во-первых, масса предприятий, особенно отраслей военно-промышленного комплекса, работавших на государственный заказ, теряют сферу сбыта на свою продукцию. Во-вторых, предприятия в рыночных условиях оказываются неконкурентоспособными на рынке. В- третьих, трудности сбыта порождают проблему закупки сырья и материалов, т.е. проблему самого функционирования предприятий. В-четвёртых, трудное положение производителей усугубляется сокращением спроса населения. В-пятых, в тяжёлом положении оказываются производства, получавшие субсидии от государства (прежде всего сельское хозяйство). В- шестых, либерализация экономики противоречит сложившемуся менталитету директорского корпуса, воспитанного условиями плановой системы выполнять задания сверху, не заботясь о сбыте продукции и получении необходимых ресурсов.

Совершенно необходимым следствием либерализации внутриэкономических отношений является либерализация внешнеэкономических связей страны. Рыночный механизм в экономике может быть создан только при его тесной связи с мировыми рынками. При этом важно единство экономических и правовых форм взаимосвязей между разными странами. Внешнеэкономическая либерализация расширяет возможности помощи при проведении пре-образований в переходном периоде, т.е. как бы ускоряет решение задач переходной эконо-мики.

Основные формы такой либерализации - расширение доступа в страну иностранных инвестиций; устранение централизации внешнеэкономических связей; снятие протекционистских ограничений для импорта (отмена пошлин, квот, лицензий и льгот); обеспечение конвертируемости национальной валюты. Все эти формы усиливают эффективность действующего рыночного механизма.

Однако, политика внешнеэкономической либерализации в переходной экономике должна быть оптимальной, т. е. с одной стороны, обеспечивать ускоренное развитие внутринациональных рыночных отношений и их включение в мировое хозяйство, а с другой - не допускать ущерба развитию отечественного производства.

Еще по теме 10.2. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ:

  1. Глава 9 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
  2. Причины “выборочной” протекционистской политики и общая тенденция к либерализации международной торговли
  3. 2. ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕАКЦИЯ: ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В ГРУППЕ "ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ" СТРАН 2.1. ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ