Авансовые платежи по земле сроки. Кадастровая стоимость земельных участков

Земельный налог платят с участков, которые признают объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса РФ.

Плательщик налога – организация, в собственности которой находится такой земельный участок. Если фирма арендует землю, налог платить не нужно (ст. 388 НК РФ).

Отдельно скажем про земельные участки, входящие в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. Налогоплательщиками являются управляющие компании, а налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Право собственности на землю нужно регистрировать в Росреестре. Если организация купила земельный участок и еще не получила на него свидетельство о госрегистрации права собственности, земельный налог не платят.

Некоторые организации освобождены от уплаты земельного налога. Например, это:

  • общероссийские общественные организации инвалидов, в составе которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов, в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг);
  • организации народных художественных промыслов в отношении земельных участков, используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов.

Обратите внимание

По итогам отчетных периодов сдавать расчеты авансовых платежей по земельному налогу не нужно.

Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами по земельному налогу приведен в статье 395 Налогового кодекса РФ.

Также существуют виды земельных участков, которые всегда освобождены от уплаты налога в силу пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ. В частности, это земли лесного фонда и участки, ограниченные в обороте.

Вдобавок, местные власти могут освобождать от уплаты земельного налога некоторые категории налогоплательщиков. Также в компетенции местных властей уменьшать суммы налога и снижать налоговую ставку. Чтобы это проверить, загляните в местный закон – вдруг у вашей компании есть право на льготу.

Как определить налоговую базу

Для расчета земельного налога надо знать налоговую базу и ставку налога.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка на начало налогового периода. То есть на 1 января года, за который компания начисляет налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Узнать кадастровую стоимость можно несколькими способами. Во-первых, на сайте Росреестра. И там же лучше отслеживать изменения этой стоимости. Во-вторых, кадастровую стоимость земельного участка можно узнать в налоговой инспекции, где организация зарегистрирована в качестве плательщика земельного налога.

Возможна ситуация, когда земельный участок находится в общей долевой собственности. Тогда кадастровую стоимость части участка, принадлежащей организации, определите пропорционально ее доле в общей собственности. Формула такая:




– Д – доля земельного участка, принадлежащая организации на праве собственности, в процентах.

Теперь предположим, что у фирмы в собственности один из этажей (его часть) нежилого здания. Чтобы определить кадастровую стоимость земельного участка, используйте формулу:


– КС ч – кадастровая стоимость части земельного участка, которая в собственности организации;
– КС полн – кадастровая стоимость всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;
– Пл орг – площадь помещения, принадлежащая организации на праве собственности;
– Пл общ – общая площадь здания.

Что делать, если кадастровая стоимость изменилась

Кадастровая стоимость участка может измениться в течение года. Это возможно в следующих случаях.

Во-первых, меняется категория (вида разрешенного использования) земельного участка или устанавливается кадастровая стоимость участка, равная рыночной. В таком случае изменение нужно учитывать только со следующего года. В текущем году налоговую базу определяйте исходя из кадастровой стоимости, установленной на начало года. Корректировать налоговую базу за предыдущие периоды не требуется. Такой порядок применяется независимо от того, увеличилась ли кадастровая стоимость земли или уменьшилась. Это следует из положений абзаца 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Организации на «упрощенке» и «вмененке» признаются плательщиками земельного налога по общим правилам (п. 4 ст. 346.26, п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Во-вторых, по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Тогда изменение учитывайте начиная с того периода, в котором в суд или комиссию было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Для расчета налога изменен­ная (подтвержденная судом или комиссией) кадастровая стоимость может применяться не раньше той даты, когда в государственный кадастр была внесена первоначальная (оспариваемая) кадастровая стоимость земельного участка.

Такой порядок следует из положений абзаца 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ и статьи 24.20 Закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, пунктов 18 и 28 постановления Пленума Верховного суда РФ от 30.06.2015 № 28. Аналогичные разъяснения к этим нормам даны в письме ФНС России от 27.03.2015 № БС-4-11/5013.

В-третьих, в результате исправления ошибки, допущенной органами кадастрового учета при оценке земли или при ведении Государственного кадастра недвижимости.

При таком раскладе изменение нужно учитывать начиная с того периода, в котором была допущена исправленная ошибка. Об этом сказано в абзаце 5 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ.

Рассмотренный порядок расчета земельного налога не применяется в тех случаях, когда в течение года происходит смена правообладателя земельного участка. Если правообладатель меняется, новый владелец должен рассчитывать земельный налог (авансовые платежи по налогу) в соответствии со сведениями о земельном участке, указанными в государственном кадастре недвижимости на дату госрегистрации прав. То есть с учетом новой кадастровой стоимости или другой налоговой ставки. Новый порядок расчета налога применяется начиная с даты регистрации прав нового владельца на земельный участок. Об этом сказано в письме Минфина России от 09.07.2008 № 03-05-04-02/40.

Какие ставки налога

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливают местные власти. Ставки не могут превышать 0,3 процента в отношении земель, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства и занятых жилищным фондом и жилищно-коммунальными объектами, а также сельскохозяйственных земель. В отношении прочих земельных участков максимальная ставка налога составляет 1,5 процента.

Так предусмотрено пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ.

Как считать налог и авансы еще в двух сложных случаях

Возможно, участок находится не территории нескольких муниципальных образований. Чтобы рассчитать земельный налог по такому участку, определите сумму налога по каждой его части по формуле:

Зн = КС × Нст

– Зн – земельный налог (аванс) по части участка, находящейся на территории одного муниципального образования;
– КС – кадастровая стоимость части земельного участка, находящейся на территории этого муниципального образования;
– Нст – налоговая ставка земельного налога, установленная на территории этого муниципального образования.

Существует специальный механизм и в случае, когда право собственности на земельный участок возникает или прекращается в течение года. Тогда земельный налог и авансы по нему рассчитайте с учетом коэффициента Кв. Чтобы посчитать коэффициент для авансов по земельному налогу, используйте формулу:

К в = М п : 3

– К в – специальный коэффициент;
– М п – количество полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) в данном отчетном периоде;
– 3 – количество месяцев в отчетном периоде (квартале).

Для подсчета количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности, существует специальное правило. Учитывайте месяцы, в которых вещное право на участок возникло в период с 1-го по 15-е число включительно либо прекратилось в период с 16-го по последнее число включительно. Месяцы, в которых право собственности на участок возникло в период с 16-го по последнее число месяца (прекратилось в период с 1-го по 15-е число включительно), при определении количества полных месяцев не учитываются. Так предусмотрено пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Как перечислять авансы по налогу в бюджет

Налоговый период по земельному налогу – календарный год. А отчетными периодами являются I, II и III кварталы. Причем местные власти вправе и не устанавливать отчетные периоды на своей территории (ст. 393 НК РФ).

Впрочем, обычно муниципалитеты устанавливают отчетные периоды. Соответственно, и авансы по налогу следует перечислять ежеквартально. Зачастую крайний срок уплаты аванса – последнее число месяца, следующего за кварталом. То есть в случае со II кварталом это 31 июля. Поскольку в 2016 году это число выпадает на воскресенье, действует стандартное правило о переносе на ближайший рабочий день. Значит, крайний срок уплаты аванса выпадает на 1 августа (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

К сведению

Предприниматели платят земельный налог как обычные физлица – на основе уведомлений из ИФНС раз в год.

Считают аванс просто. Сперва кадастровую стоимость (налоговая база) умножают на налоговую ставку (она зависит от вида земель и правил, установленных местными властями).

Затем полученное число делят на 4. Это и есть авансовый платеж по итогам отчетного периода (п. 6 ст. 396 НК РФ).

Конкретные сроки перечисления авансовых платежей устанавливают местные власти. При этом срок уплаты авансов не может быть чаще одного раза в квартал.

Как учесть авансы по земельному налогу

В бухучете расчеты по земельному налогу отражайте на счете 68, к которому откройте субсчет «Расчеты по земельному налогу».

Чтобы начислить земельный налог и аванс по нему, делают проводку:

ДЕБЕТ 20 (25, 26, 44…)   КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»

Если земельный участок предоставляется в аренду (и это не является предметом деятельности организации), налог учитывают как прочий расход:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»   КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»
– начислен земельный налог (авансовый платеж по нему).

При перечислении земельного налога и авансов по нему делают запись:

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по земельному налогу»   КРЕДИТ 51
– перечислен в бюджет земельный налог (авансовый платеж по налогу).

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) включите в состав прочих расходов. При методе начисления сделать это нужно в том периоде, за который налог или авансы по нему рассчитаны. При кассовом методе платежи учитывают в периоде их фактического перечисления. Так предусмотрено подпунктом 7 пункта 1 статьи 272 и подпунктом 3 пункта 3 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Организации на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» также могут учесть земельный налог и авансы по нему при расчете налоговой базы. Учесть затраты можно в том периоде, когда земельный налог или аванс по нему был фактически уплачен в бюджет (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм налога или авансов по нему можно первичными документами, оформленными согласно действующему законодательству. Например, это может быть справка бухгалтера. Об этом сказано в письме ФНС России от 09.06.2011 № ЕД-4-3/9163. Хоть это письмо адресовано плательщикам налога на прибыль, оно актуально в том числе и для фирм на «упрощенке».

Что касается «упрощенцев» с объектом «доходы», то они при расчете упрощенного налога сумму уплаченного земельного налога и авансов по нему не принимают во внимание.

Аналогичное по сути правило действует для плательщиков ЕНВД. Таковы требования пункта 3 статьи 346.21, статьи 346.29 и пункта 2 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ.

Налоговый консультант Тамара Петрухина

Практическая бухгалтерия

Земельный налог — сроки уплаты авансовых платежей 2018 года по нему устанавливаются на местном уровне. О том, кто и когда платит авансы, - в нашем материале.

Кто и в какой сумме платит авансы по земельному налогу?

Для земельного налога на уровне федерального законодательства установлены:

  • налоговый период - год;
  • отчетные периоды - 1-й, 2-й и 3-й кварталы.

Налог на землю - местный, и, если отчетные периоды не отменены местным нормативным актом, налогоплательщики в статусе юридических лиц обязаны вносить авансовые платежи (п. 2 ст. 393, п. 6 ст. 396 НК РФ).

Величина авансовых платежей исчисляется по формуле:

НЗ (АВАНС) = (КС/4) ? СТ / 12 ? МЕС,

КС - кадастровая стоимость участка;

МЕС - количество полных месяцев владения фирмой земельным участком в течение отчетного периода.

Сумма налога к уплате по итогам года считается по формуле:

НЗ (ГОДОВОЙ) = НЗ? АВАНСЫ,

НЗ - исчисленный налог за год;

АВАНСЫ - все НЗ (АВАНС), уплаченные за год.

Показатель НЗ считается по формуле:

НЗ = КС? СТ / 12 ? МЕС.

Сроки уплаты авансов по земельному налогу в 2017-2018 годах устанавливаются субъектами РФ.

В какие сроки могут платиться авансы?

Положениями п. 2 ст. 3 закона Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2003 № 74 установлено, что столичные компании, владеющие налогооблагаемыми объектами недвижимости, обязаны уплачивать авансы до последнего числа месяца, что идет за отчетным периодом - кварталом.

А теперь обратимся к нормативному акту, принятому властями другого города. Так, в п. 5.2 постановления городской думы Нижнего Новгорода от 28.10.2005 № 76 сказано, что фирмы, владеющие земельными участками, должны платить авансы до 10 мая, августа и ноября (по итогам 1-го, 2-го или 3-го квартала).

Таким образом, в зависимости от конкретного региона (населенного пункта), подходы законодателей к определению порядка уплаты авансов по налогу на землю могут различаться.

Авансы по налогу на землю платятся организациями, если на местном уровне не отменены отчетные периоды по данному налогу. Конкретные сроки уплаты авансов устанавливаются субъектами (муниципалитетами) РФ.

Как начисляются ?

Какие особенности и нюансы данной процедуры необходимо обязательно учитывать.

Что нужно знать: ^

Земельный налог – перечисление в местный бюджет определенной суммы денег за участок, который находится в собственности физического лица, индивидуального предпринимателя или организации.

Налоговый период по этому платежу – один год. Федеральный закон, в котором находятся все основные понятия и положения - №141-ФЗ от 29.11.2004 г. Он подробно изложен в гл. 31 Налогового кодекса России.

Кто подает расчет?

В Федеральном законе указаны только основные положения, регулирующие отношения между сторонами.

Чтобы налог на землю вступил в силу необходимо официальное решение законодательных органов власти на местах.

Если оно принято и действует, то все налогоплательщики должны владеть информацией о том, кто подает расчет.

Вопрос о том, обязательно ли платить авансовые платежи по земельному налогу, требует внимательного изучения, действующего на территории, законодательства.

Чтобы обязать граждан, ИП и организации перечислять этот налог должно быть выполнено два основных условия:

  • города, которые имеют федеральное значение, муниципальные образования должны на своих территориях ввести в законное действие 31 главу НК РФ;
  • власти на местах обязаны установить отчетный период, утвердить положение о перечислении авансовых платежей в бюджет.

При выполнении этих условий расчет предоставляется не позднее последнего числа месяца, который идет за истекшим отчетным периодом. Это правило касается как предприятий, так и индивидуальных предпринимателей.

Узнать о том, какие положения действуют на территории, где расположен земельный участок, можно, обратившись в местную Налоговую инспекцию.

За какой период отчитываться?

Налоговый период по земельному налогу составляет один год. Отчетные периоды по платежу – первый, второй и третий квартал календарного года.

Это правило действует для граждан, организаций и индивидуальных предпринимателей. Власти на местах имеют право не устанавливать отчетный период.

С физическими лицами все просто. Налоговая служба начисляет и формирует сумму платежа и отправляет гражданину квитанцию.

Срок оплаты и авансовые платежи по земельному налогу устанавливаются каждой территорией самостоятельно. Никаких отчетов в налоговую физическим лицам предоставлять не нужно.

Кадастровая стоимость земельных участков

Что такое кадастровая стоимость земли и как ее узнать – вопросы, ответы на которые хотят знать все. Это расчетная величина, определяемая вследствие государственной кадастровой оценки земли.

Такая процедура проходит с учетом классификации участков по целевому назначению. Основные понятия, положения расположены в ст. 66 Земельном кодексе РФ.

Любой земельный объект имеет уникальный кадастровый номер. Их присвоение – задача органов кадастрового учета.

Чтобы дать кадастровый номер определенному участку специалисты организаций кадастрового учета выполняют разбивку территории страны на кадастровые округа, кварталы, районы и единицы кадастрового деления.

В некоторых случаях кадастровая стоимость может измениться:

  • перевод земли в другую категорию;
  • поменялась площадь участка;
  • изменился тип разрешенного применения земельного объекта.

Если одно из перечисленных положений вступает в силу, то происходит пересчет кадастровой стоимости.

Правила расчета (формула)

Порядок исчисления земельного налога и авансовых платежей по нему подробно описан в ст. 396 главы 31 Налогового Кодекса России.

Сумма платежа рассчитывается как разница между суммой налога, рассчитанной согласно пункту 1 этой статьи, и суммами, которые были перечислены в виде авансовых платежей за налоговый период (год).

Юридические лица и ИП, являющиеся налогоплательщиками, для которых отчетный период установлен как квартал, обязаны начислять авансовые платежи по земельному налогу по окончании первого, второго, третьего квартала.

Размер исчислений – ? налоговой ставки процентной доли кадастровой цены земли.

Общая формула расчета по земельному налогу выглядит следующим образом:

где НС – налоговая ставка;

КС – кадастровая стоимость земли.

Когда платить (сроки уплаты)?

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством обязаны рассчитывать и уплачивать налог на землю самостоятельно.

На вопрос о том, нужно ли перечислять авансовые платежи по земельному налогу, однозначного ответа нет. Срок оплаты регулируется местными властями.

В некоторых регионах такие платежи не установлены. Поэтому необходимо узнать всю информацию в Налоговой инспекции по месту нахождения земельного участка.

В Налоговом кодексе России отмечены границы платежа. Отчетный период по земельному налогу один год. Поэтому оплатить его юридические лица обязаны не позднее 01 февраля следующего года.

Декларация по налогу на землю – отчетный документ, который предоставляют организации в Налоговую инспекцию.

Как заполнить: ^

Для начала необходимо найти и скачать бланк декларации. Ниже расположен образец документа, можно посмотреть, как он выглядит.

Далее, придерживаясь определенных правил, необходимо правильно его заполнить. Декларация оформляется плательщиком налога на все участкам земли, находящиеся в собственности, которые располагаются в границах муниципального района.

Отчетный документ состоит из трех листов: титульный лист, Раздел № 1 и Раздел № 2.

Заполнить декларацию можно тремя способами:

  • самостоятельно;
  • применяя программное обеспечение для автоматизированного заполнения декларации;
  • можно обратиться за помощью в специализированную организацию, которая занимается заполнением отчетности для клиентов.

Какие штрафы за неуплату земельного налога читайте здесь.

Правила заполнения:

Если Вы выбрали первый способ, то информация расположенная ниже, поможет Вам не запутаться и заполнить документ без ошибок.

Титульный лист

Первый лист не вызывает сложностей в оформлении. Здесь необходимо указать:

  • ИНН организации или индивидуального предпринимателя;
  • налоговый период;
  • полное наименование налогового органа;
  • свое официальное название;
  • контактный телефон;
  • вид экономической деятельности;
  • дату.

Титульный лист следует заверить своей подписью.

Данный лист состоит из нескольких блоков. Необходимо правильно заполнить все поля. Раздел 1 предназначен для отражения суммы налога, которая по данным налогоплательщика должна быть уплачена в бюджет.

На этом листе необходимо указать код бюджетной классификации, код по ОКАТО, сроки уплаты и размер платежа, общий налог по всем участкам земли, которые расположены в границах муниципального образования.

В третьем листе производится подробный расчет выплат по каждому земельному участку. В строке 010 указывается кадастровый номер земли.

Следующая строка – код по ОКАТО. Строка 030 – код категорий земельных участков. Он указан в документах, удостоверяющих право собственности.

Строка 040 предназначена для занесений информации об участках, которые предназначаются под жилищное строительство. В строку 050 следует занести кадастровую стоимость земли.

ООО «Автоматика» имеет в собственности землю, на которой расположены производственные здания организации, контора и ДК (дом культуры).

Земельный участок имеет размер в 20 000 кв. м. Отдельно выделяется площадь ДК. Она составляет 2 000 кв.м. На территории региона принята и действует 31 глава Налогового Кодекса России.

Поэтому земле, принадлежащей ООО «Автоматика», присвоен кадастровый номер 09:38:2222444:0008. Стоимость земельного участка (кадастровая) составляет 2 000 000 руб., а налоговая ставка 1,5%.

В законе, который касается земельного налога, перечислены льготы. На территории компании расположен ДК, который относится к объектам социально-культурной сферы. Поэтому к площади земли, находящейся под домом культуры, следует применить эту льготу.

Доля земли, которая не облагается налогом (2 000 кв.м./20 000 кв.м.), составляет 0,10.
Размер налоговой льготы будет 200 000 руб. (2 000 000 x 0.10).

Налоговая база:

2 000 000 – 200 000 = 1 800 000 руб.

Сумма авансового платежа за полгода составит 6 750 руб:

1 800 000 x 1,5/100 = 27 000 и эту сумму нужно разделить на 4 (квартала).
Итог: 6 750 руб.

Если владелец имеет в собственности землю в течение неполного отчетного периода, то в этом случае он должен рассчитывать авансовые платежи за неполный год. В строке, которая обозначена кодом 220 необходимо указывать коэффициент К2.

Этот показатель определяют как отношение количества полных месяцев (период, когда земля уже находилась в собственности) к числу месяцев в отчетном периоде.

Часто задаваемые вопросы: ^

У физических лиц, индивидуальных предпринимателей и организаций очень часто возникают вопросы, связанные с налогом на землю. Например, чем грозит неуплата авансовых платежей по земельному налогу.

Если на территории, где расположена земля, приняты правила о перечисление авансовых платежей, то организации и ИП должны своевременно их перечислять в местный бюджет.

Если этого не делать, то Налоговая инспекция начислит пени, штраф.

Когда представляется нулевой расчет?

Нулевой расчет должны предоставлять налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) в нескольких случаях:

  • кадастровая стоимость участка известна, но информация плательщикам не предоставлена;
  • местные власти еще не приняли порядок и не утвердили получение сведений налогоплательщиками о цене земли.

Начисляются ли пени на авансовые платежи по земельному налогу?

Данный вопрос является спорным. Все зависит от положения, которое приняли местные власти.

В большинстве случаев Налоговая инспекция вправе исчислить пени в соответствии со ст. 75 НК России в установленном порядке.

Специфика начисления для ИП

Каждый индивидуальный предприниматель должен быть в курсе правил и законов, которые имеют юридическую силу на территории, где расположен его земельный участок.

ИП обязаны самостоятельно определять налоговую базу. Сделать это можно, используя данные государственного земельного кадастра.

Сумма авансовых платежей исчисляется, как? налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земли.

Ее показания берутся на 1 января года, который является налоговым периодом. Срок уплаты регулируют местные органы власти.

Все о КБК по земельному налогу для физических лиц можно узнать здесь.

Какие проводки при начислении земельного налога в бюджетном учреждении? Читайте здесь.

На сегодняшний день законодательная база по земельному налогу совершенствуется. Основные положения и правила, действующие на территории, где располагается земельный участок, можно узнать в местной Налоговой инспекции.

Специалисты разъяснят особенности, смогут ответить на все вопросы, касающиеся начисления налога, уплаты авансовых платежей по нему.

Земельный налог для организаций

Сдавайте налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит о всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу - организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

- 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации - в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список сморите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ? * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу - сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Авансовые платежи по земельному налогу

Авансовые платежи по земельному налогу

Для всех владельцев земельных участков оплата соответствующего налога является обязательной. Это не зависит от площади земельного участка, его местонахождения и метода использования. Если ранее (до 2015 года) сумма, уплачиваемая в бюджет, рассчитывалась всеми самостоятельно, теперь данная прерогатива осталась лишь у юридических лиц.

Обычные граждане и частные предприниматели теперь оплачивают налог на землю по квитанциям, приходящим непосредственно от налоговой, по ставкам уже рассчитанным и указанным.

Когда нужно платить земельный налог физическим лицам

Из-за внесенных в налоговое законодательство поправок, на месяц перенесен крайняя дата выплаты по . Если раньше уплата производилась строго до 1-го ноября года, следующего за отчетным периодом, то теперь дата перенесена на 1-е октября.

Как уже было указано выше, налоговая служба сама рассчитывает сумму, которую физическому лицу необходимо уплатить за свои земельные владения. По данным, которые владелец участка предоставил, рассчитывается ставка налога и отправляется в едином уведомлении.

Единое уведомление содержит следующую информацию:

  • данные, указанные плательщиком;
  • сумма налога в рублях;
  • сроки, в которые должен быть уплачен налог на землю;
  • подробная информация о предмете налогообложения, на основании которой рассчитана сумма налога (площадь участка, его кадастровая стоимость и прочее).

Если вдруг обнаруживается какая-либо ошибка по выплатам, например, после продажи участка на физическое лицо продолжает поступать уведомление об уплате земельного налога, тогда необходимо посетить отделение налоговой службу по месту жительства. Нужно предоставить соответствующую документацию, подтверждающую факт продажи участка.

Также стоит обратиться в налоговую, если владелец повторно получил уведомление об уплате, хотя уже перечислил необходимую сумму.

Стоит учесть, что при отсутствии поступления в указанный срок рассчитанной суммы земельного налога, физическое лицо подвергается штрафным санкциям. Пеня на указанную сумму начинает «натекать» сразу же. Налоговая служба вправе обратиться к судебным органам, если сумма штрафных санкций непосредственно вместе с начисленным налогом превысит сумму в 1,5 тысячи рублей.

Вместе с тем для граждан, владеющих земельными участками, предусмотрены некоторые льготы:

  • для лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии АЭС в Чернобыле, ветеранов различных боевых действий, а также для Героев Труда уменьшается размер налоговой базы для выплаты за участок;
  • некоторыми местными администрациями список категорий граждан имеющих послабления по выплатам расширен — сюда входят пенсионеры и ;
  • в ряде случаев по решению региональных властей льготники вообще освобождаются от уплаты данного налога.

Для граждан ставка земельного налога соответствует полутора процентам от налоговой базы (она же — кадастровой стоимость) по угодьям. Нужно выяснить, попадает ли плательщик под какие-нибудь льготы в своем регионе, а при положительном ответе на данный вопрос необходимо подать заявление по месту жительства на предоставление льгот.

Уплата земельного налога индивидуальными предпринимателями

Для индивидуальных предпринимателей сумма уплачиваемого налога рассчитывается на общих основаниях. Отличия прослеживаются только из-за метода использования данного земельного надела.


Рассмотрим порядок уплаты и сроки внесения:

  • Если участок земли используется индивидуальным предпринимателем как приусадебное хозяйство или как дачное хозяйство с жилыми строениями, тогда налог рассчитывается федеральной службой исключительно по месту регистрации земельного участка;
  • Если участок используется как метод ведения бизнеса, тогда расчет производится самостоятельно индивидуальным предпринимателем так же, как и юридическими лицами. За период до 2015 года все платежи будут начисляться федеральной службой по налогам, уведомления по которым предприниматель соответственно получил.

Что касается сроков оплаты налога на землю, тут все решается местным законодательством. Именно муниципальные власти решают, в какие сроки необходимо подать налоговую декларацию и уплатить все необходимые взносы в бюджет.

Текущие расчеты для индивидуальных предпринимателей имеют следующий вид:

  • налог за предыдущий год нужно уплатить до 1-го октября текущего года;
  • налоговая декларация за прошлый год подается не позднее 1-го февраля текущего года.

Если до начала 2015 года у индивидуальных предпринимателей, как и у юридических лиц, по налоговому вычету на землю производились , то в связи с изменениями в законодательстве таковые платежи отменяются. То есть срок платежей не установлен.

Уплата налога на землю юридическими лицами

Для юридических лиц уплата земельного налога распространяется только на ту собственность, которая состоит в бессрочном пользовании. Соответственно, если организация или предприятие арендует земельный участок – платить еще и земельный налог за него она не должна.

Как уже было сказано выше, для юридических лиц, согласно Налоговому Кодексу, существует правило самостоятельного расчета налоговых вычетов по земельным участкам. Налог на землю рассчитывается за годовой период, после чего в налоговую службу отчисляются авансовые платежи от организации.


Ставка физических лиц и юридических различается. В случае организации или предприятия из кадастровой стоимости высчитывается налоговый вычет равный 0,3 процента. Соответственно из-за малой ставки для юридических лиц не предусматривается никаких льгот по выплате земельного налога. Есть небольшая оговорка, которая касается недолгосрочных арендных договоров по земле – в таком случае налоговые послабления предусмотрены.

Налог на землю уплачивается юридическими лицами следующим образом:

  • за первый квартал отчетного года вносится авансовый платеж, представляющий собой ровно четверть от общей суммы уплачиваемого налога;
  • такие же действия повторяются по истечении следующих двух кварталов;
  • последняя часть суммы должна быть уплачена не позднее 1-го февраля года, следующего за отчетным;
  • по каждому периоду в налоговую службу сдается соответствующая документация, подтверждающая уплату денег.

Все сроки, установленные по уплате земельного налога юридическими лицами, регулируются местными законодательными органами. Если таковые отсутствуют — следует ориентироваться на федеральные законы. Все подробности данного вопроса следует уточнять в налоговой службе по месту юридической «прописки» организации.

За последние несколько лет значительная часть россиян предпочла перебраться из благоустроенных квартир в частные домовладения. Основным плюсом в пользу такого решения была возможность сэкономить на питании за счет приусадебного хозяйства и на оплате счетов от управляющих компаний за недобросовестную, а порой и вовсе не выполненную работу.

С середины прошлого года средства массовой информации стали публиковать пугающие прогнозы, согласно которым земельный налог будет увеличен в несколько раз. Следовательно, еще больше опустеет кошелек россиянина.

Действительно ли все так плохо и что ждет отечественных землевладельцев?

Новый земельный налог 2018: об изменениях и порядках начисления

Налог на землю учрежден российским Налоговым Кодексом (НК РФ), а регулируется местными властями городов и регионов.

Местные муниципалитеты уполномочены назначать размер налоговых ставок в рамках, продиктованных гл. №31 НК РФ , регламентировать порядок и срок уплаты (для учреждений), а также вводить льготы и освобождать отдельные категории граждан от уплаты налога.

Ранее величина налога на землю просчитывалась, опираясь на балансовую стоимость участка, которая была довольно низкой. Сумма, ставшая итогом этого подсчета, не являлась обременительной для плательщиков. В шестнадцатом году второго тысячелетия все кардинально изменилось.

Теперь земельный налог (далее как ЗН) будет начисляться с учетом кадастровой стоимости, приравненной к рыночной, что предвещает увеличение суммы в несколько раз. Все дело в том, что устанавливалась кадастровая цена независимыми оценщиками, так сказать «на глазок», основываясь зачастую на недостоверных данных, и в отдельных случаях значительно превысила актуальную рыночную стоимость.

Объекты, попадающие под земельное налогообложение в 2018 году

Объектами обложения этим налогом признаны земельные участки, находящиеся на территории Российской Федерации, где данный вид налога внедряется нормативными актами, утвержденными региональными властями. Причем эти земли должны быть собственностью граждан или организаций.

К основным объектам налогообложения относятся следующие земли сельскохозяйственного, рекреационного и промышленного предназначения:

  • участки для сельскохозяйственной деятельности организаций;
  • участки, принадлежавшие дачным сообществам и отдельным гражданам, приобретенные с целью вести подсобное хозяйство;
  • объекты, обеспечивающие деятельность промышленных предприятий. Сюда же относятся участки, под постройки сооружений, обеспечивающих работу организаций;
  • доли фонда лесных и водных территорий, которыми владеют учреждения и граждане в частности;
  • земли туристических и оздоровительных зон, также, если на них расположены пансионаты и базы отдыха и другие строения.

Не облагаются этим налогом участки, представляющие собственность государства, снятые с оборота в согласии с российским законодательством, представляющие историческую и природную ценность для страны, и участки, отпущенные под возведение многоквартирных домов.

Величина процентной ставки по земельному налогу для юридических и физических лиц

Земельные налоговые ставки регулируются местными муниципалитетами либо городскими властями. Однако, ст. № 394 НК РФ предусмотрен диапазон допустимых колебаний этой величины.

Если на момент расчета налоговая ставка (НС) определена местными властями, то при расчетах используется величина, прописанная НК РФ, на сегодняшний день:

  • для участков отрасли сельского хозяйства, земель, на коих располагаются здания жилищного фонда и коммунальные комплексы, а также площади, отведенные для подсобного хозяйства, статьей №394 НК учреждена НС в размере 0,3% от цены объекта по кадастру.
  • Для земель, использующихся для прочих нужд – 1,5% цены из кадастра.

Местные муниципалитеты уполномочены дифференцировать и регулировать налоговые ставки, отталкиваясь от категории земли, места расположения объекта, предназначения и разрешения на использование. Таким образом, в каждом регионе для определенного объекта может действовать своя НС.

Узнать ее можно на сайте (ФНС) Федеральной Налоговой Службы в подразделе «Справочная информация» или пройдя по ссылке: http://www.nalog.ru/rn50/service/tax/ , также из нормативных и правовых актов в местных муниципалитетах, зачастую эти данные размещаются на стендах и досках объявлений в районной ФНС.

Система расчетов налога на землю в 2018 году

Для физических лиц подсчеты буду производиться сотрудниками Налоговой Службы. Этой категории граждан надо будет просто своевременно оплачивать счета, полученные в виде писем из вышеупомянутой инстанции.

В случае несогласия с суммой, указанной в счетах на оплату, можно посчитать ее самостоятельно, по несложной формуле:

Эта стандартная формула расчета ЗН, не учитывающая льготы и уменьшительные коэффициенты. Для льготной категории населения сумма будет уменьшена с учетом льготного коэффициента.

Для граждан, вступивших в права собственности в середине календарного года, являвшегося отчетным периодом для налога на землю, сумма будет делиться на двенадцать, и умножаться на число месяцев официального владения участком. Для долевой собственности сумма будет распределена по налогоплательщикам согласно их долям.

То есть владельцу 1/3 участка придется заплатить 1/3 от общей величины налога.

Для вычисления нужно будет уточнить кадастровую стоимость своего объекта. Сделать это можно обратившись с запросом в Кадастровую палату или Росреестр, либо на их официальном сайте, также можно воспользоваться информационным порталом, следуя по ссылке: http://kadastr.ktotam.pro/ .

С 2015 года с индивидуальных предпринимателей, являвшихся физическими лицами, сняли обязательства по предоставлению декларации на земельный налог. Теперь производить оплату они будут согласно счетам из Налоговой Инспекции.

Юридические лица совершать расчеты будут самостоятельно, с учетом всех особенностей: был ли перевод земли в другую категорию, изменение статуса физического лица на юридическое, начало либо окончание деятельности в середине отчетного года.

Как узнать размер земельного налога налоговой службы показано в видео.

Существующие льготы по земельному налогу в 2018 году

Как и любая другая форма налогообложения, ЗН имеет свои льготные категории среди физических лиц и организаций.

Льготные ставки, установленные Федеральным законодательством, распространяются на следующие группы лиц:

  • инвалидов и ветеранов ВОВ и других боевых действий.
  • инвалидов I и II группы, а также инвалидов детства.
  • героев РФ и Советского Союза.
  • граждан, участвовавших в испытаниях ядерного вооружения и устранения аварии на Чернобыльской АЭС.
  • инвалидов лучевой болезни, приобретенной в результате космических и ядерных испытаний.

Все вышеперечисленные лица вправе рассчитывать на понижение базы налога (цены участка по кадастру) на 10 000 рублей. Для этого нужно засвидетельствовать свои права предъявлением в налоговые органы необходимых документов.

Перечень освобожденных от земельного налога организаций федеральными властями указан в ст.№395 НК РФ . Остальные льготы утверждаются и распределяются органами местного муниципалитета.

Решения властей доводятся до населения путем публикаций в газетах и на стендах администрации.

Сроки и порядок уплаты налога в 2018 году

Оплачивать ЗН надлежит в регионе расположения объекта. Плательщики налога на землю — это физ. лица и объединения, ставшие собственниками или бессрочными владельцами участков земли. Сроки уплаты назначаются муниципалитетами и, как правило, различны для физ. лиц и юридических.

Физические лица и ИП, причисленные к таковым, получают налоговое уведомление с указанным размером суммы и сроком уплаты. Последние изменения Федерального Закона (ФЗ №320) от 23.11.2015 утвердили срок уплаты до первого декабря года, наступившего за «оплачиваемым годом».

Юридические лица, вносившие ежеквартальные авансовые платежи, которые также устанавливаются местными властями (отсюда различия по регионам), обычно придерживаются графика: до конца апреля, июля и октября, то есть по окончанию отчетного квартала. Платеж за последний квартал прошедшего года вносится в местный бюджет до первого февраля текущего.

НК предусмотрены наказания в виде пени или штрафа за просроченный, неполный платеж или неуплату ЗН. Вследствие неумышленного нарушения штраф будет около 20% от суммы годового налога, в результате умышленного до 40%.

Пени будут начисляться за каждый просроченный день и составляют 1:300 ставки рефинансирования.

КБК для земельного налога 2018

Немаловажным атрибутом при совершении и оформлении оплаты ЗН являются коды бюджетных классификаций, которые показаны в таблице.

Наименование платежа по земельному налогу

Код Бюджетной классификации

Для федерально-значимых городов Для городов РФ Для городских поселений Для городских земель в границах районов Для межселенных территорий

Платеж налога

1821060603103 1000 110

182106 06032 04

1000 110

1821 06 06033 13 1000 110

1821 06 0603212 1000 110

1821 06 0603305 1000 110

182106 0603103 2100 110

1821 06 06032 04 2100 110

1821 06 06033 13 2100 110

1821 06 06032 12 2100 10

1821 06 6033 05 2100 110

182106 06031 03 3000 110

1821 06 06032 04 3000 110 1821 06 06033 13 3000 110 1821 06 06032 12 3000 110 1821 06 06033 05 3000 110

Неправильно указав эти несколько цифр, отправитель рискует перечислить средства по неверному назначению.

Земельный налог и отчетность по нему в 2018 году

Представление отчетности для плательщиков налога на землю заключается в подаче налоговой декларации по месту нахождения участка. Так как с 2015 года ИП освободили от данной процедуры отчетности, декларации заполняют и сдают в налоговые органы только лица юридические.

Бланк декларации по ЗН (форма по КНД 1153005) и положение по его заполнению продиктованы Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@ . Заполняется этот документ на электронном или бумажном носителе, по установленным форматам и предоставляется в Налоговые органы один раз в году, до первого февраля (за прошедший период).

Каждый период отчетности в этом виде налогообложения приравнивается к одному календарному году.

В бумажном варианте отчетный документ представляется в инспекцию плательщиком лично, его представителями или отправляется по почте заказным письмом (не забыв про опись вложения). Электронные документы – с помощью электронной почты.

В заключение стоит напомнить землевладельцам о том, что размер данного платежа практически не зависит от результатов деятельности и получения прибыли, на него влияет кадастровая стоимость и площадь объекта.

Границы участков определяет межевание и каждый владелец должен точно знать и соблюдать «свои рубежи», чтобы избежать лишних споров с соседями и не платить лишних налогов.

Надо ли платить земельный налог собственникам квартир в многоквартирном доме узнайте из видео.

Вконтакте

  • в отношении налога, начисленного за год, раньше 1 февраля года, следующего за отчетным (ст. 397 НК РФ).

Последний срок перечисления налога (авансового платежа) может выпасть на нерабочий день. В таком случае перечислите налог (авансовый платеж) на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения на перечисление задолженности (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной(п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Внимание: если неуплата налога выявлена по результатам проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) или к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла вследствие умышленного занижения налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия), то штраф возрастет до 40 процентов.

Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Куда платить налог

Земельный налог и авансовые платежи по нему платите по местонахождению земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Ситуация: куда платить земельный налог, если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований?

Налог нужно платить в бюджеты разных муниципальных образований по местонахождению каждой части земельного участка.

По общему правилу земельный налог и авансовые платежи по нему нужно перечислять в бюджет по местонахождению участка (п. 3 ст. 397 НК РФ). Поэтому, если участок находится на территории нескольких муниципальных образований, земельный налог по каждой части участка перечислите в бюджет того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Оформление платежного поручения

Платежные поручения на перечисление земельного налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Пример расчета земельного налога для уплаты в бюджет

ЗАО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве. Ему принадлежит на праве собственности земельный участок, находящийся в г. Нижнем Новгороде.

По местонахождению участка организация зарегистрирована в налоговой инспекции как плательщик земельного налога. Ей присвоен КПП - 526201001. Кадастровый номер земельного участка - 11:43:137522:0008, его кадастровая стоимость, доведенная до организации, - 3 660 000 руб.

Ставка земельного налога, установленная в г. Нижнем Новгороде в отношении данной категории земли, составляет 1,25 процента. Срок уплаты земельного налога - не позднее 20 февраля 2014 года. Уплата авансовых платежей по земельному налогу в г. Нижнем Новгороде не предусмотрена.

Бухгалтер рассчитал земельный налог за 2013 год так:
3 660 000 руб. × 1,25% = 45 750 руб.

5 февраля 2014 года бухгалтер перечислил по реквизитам налоговой инспекции сумму рассчитанного налога (45 750 руб.).

Уплата налога при ликвидации организации

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате земельного налога исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации.

Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

  • задолженность людям, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;
  • задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Уплата налога при реорганизации

При реорганизации перечислить земельный налог должна организация, возникшая в результате:

  • слияния (п. 4 ст. 50 НК РФ);
  • преобразования (п. 9 ст. 50 НК РФ);
  • присоединения к себе реорганизованной организации (п. 5 ст. 50 НК РФ);
  • реорганизации в форме разделения (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму земельного налога должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом по земельному налогу для реорганизованной организации признается период с начала года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Поэтому рассчитанная по завершающей декларации сумма признается не авансовым платежом, а налогом. Так как при реорганизации сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ), правопреемник должен перечислить земельный налог в срок, установленный местным законодательством (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок, перешедший к правопреемнику, не освобождает его от исполнения обязанности по уплате земельного налога. Права и обязанности реорганизованной организации переходят к правопреемнику либо на основании передаточного акта, либо на основании разделительного баланса. Поскольку такой порядок предусмотрен непосредственно статьей 58 Гражданского кодекса РФ, правопреемник становится плательщиком земельного налога с момента принятия земельного участка к учету. Даже если его право на участок еще не зарегистрировано. Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 и письмом Минфина России от 23 марта 2012 г. № 03-05-05-02/66.