В состав неналоговых доходов федерального бюджета зачисляются. Неналоговые доходы

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других, поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…» от 15. 04. 1993 г. № 4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления - составная часть доходов всех видов бюджета - федерального, региональных и местных.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то жевремя в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым доходам относятся (статьи 41 - 43, 46):

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и иные суммы принудительного изъятия.

В доходах от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:

    средства, полученные в виде арендной или иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущество, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    В доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

    Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и либо как доходы от оказания платных услуг.

К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, которые подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а так же размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК.

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства в принудительном порядке изымаемые в доход государства зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят идоходы целевых бюджетных фондов.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ до 2005 года, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включали:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета (размещение средств на счетах коммерческих банков разрешено при обязательном условии - банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).

1.5. Возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных с изъятием сельхозугодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства.

1.7. Перечисление прибыли ЦБ РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

1.9. Плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности , в том числе:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности.

2.2. Поступления от продажи государство принадлежащих ему акций организаций.

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.


Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.
Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:
1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;
часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;
другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;
доходы от реализации государственных запасов и резервов;
доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;
иные доходы.
3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
5. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
6. Иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.
Роль и значение неналоговых доходов федерального бюджета отражены в табл. 8.1.
Таблица8.1. Доходы федерального бюджета 1996 1997 1998
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. %ВВП Доходы всего В том числе налоговые неналоговые 328,1
262,2
65,9 14,5
11,6
2,9 343,4
262,6
80,8 13,4
10,2
3,2 319,4
253,0
66,4 11,9
9,4
2,5
В 1998 г. произошло значительное сокращение общего объема поступлений неналоговых доходов и их доли в ВВП, что напрямую связано со снижением физического объема ВВП и общим кризисом российской экономики. Массовый отток иностранных капиталов с финансового и фондового рынков привел к снижению рыночной стоимости государственной собственности и невыполнению программы приватизации. В результате по неналоговым доходам не удалось выйти даже на уровень 1996 г.
Тенденция сокращения неналоговых поступлений сохраняется и в 1999 г. На 1999 г. неналоговые поступления в федеральный бюджет запланированы на уровне 33012,9 млн. руб., или 0,8% к ВВП.
Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ на 1999 г. имеют следующий вид: млн. руб. % Неналоговые доходы - всего 33012,9 100 В том числе: 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности или от деятельности 7908,4 23,9 из них: перечисление прибыли Центрального Банка Российской Федерации 1000 3 дивиденды по акциям, принадлежащим государству 1500 4,5 доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности 4113,4 12,5 консульский сбор в рублевом исчислении 180 0,5 доходы от проведения всероссийских государственных лотерей 500 1,5 прочие поступления 615 1,9 2. Доходы от внешнеэкономической деятельности 23300 70,6 3. Прочие неналоговые доходы 1804,4 5,5
В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости. С этой целью в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов по использованию федерального имущества» утвержден порядок проведения инвентаризации федеральной собственности и план поступлений доходов от использования федерального имущества на 1998-2000 годы. В соответствии с этим Постановлением поступления средств в федеральный бюджет от аренды объектов федерального имущества установлены в сумме 1,6 млрд. руб., дивиденды от находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ - 1,35 млрд. руб.

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых доходов, поступлений целевых бюджетных фондов и других поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фис­кально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В от­личие от других доходов неналоговые доходы бюджета жестко не планируются, однако на практике, как правило, планируются на уровне поступлений предыдущего года.

Неналоговые доходы устанавливаются орга­нами представительной власти РФ и ее субъ­ектов для юридических и физических лиц. Они могут иметь форму обязательных и добровольных плате­жей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах предусматривается и принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна более высокая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисле­ния и взимания каждого конкретного платежа. Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов.

Так, в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» № 115-ФЗ от 15.08.96 г. (с изменениями и дополнениями) состав неналоговых доходов отличается от классификации Минфина РФ. В Бюджетном кодексе РФ к неналоговым по­ступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, по­лучаемой от иных бюджетов.

Применительно к бюджету 1998 г. в соответствии с классифи­кацией доходов бюджетов РФ, разработан­ной бюджетным департаментом Министерства финансов РФ, неналоговые доходы включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муни­ципальной собственности, или от хозяйственной деятельности:

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в госу­дарственной и муниципальной собственности, включая аренд­ную плату за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйст­венного назначения, городов и поселков и прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государст­венной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредит­ных организациях временно свободных средств бюджета.

1.5. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат госу­дарства.

1.7. Перечисление прибыли Центрального Банка РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организа­ций.


Плата за выделение квот вылова водных биологических ре­сурсов совместными предприятиями и иностранными юридиче­скими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйствен­ной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государствен­ной

и муниципальной собственности:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности.

2.2. Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций (предприятий).

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного обо­рудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного иму­щества, перешедшего в государственную и муниципальную соб­ственность.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

6. Административные платежи и сборы:

6.1. Сборы, взимаемые службой ГИБДД (кроме штрафов).

6.2. Прочие платежи, взимаемые государственными организа­циями за выполнение определенных функций.

7. Штрафные санкции и возмещение ущерба:

7.1. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, из­готовленной с отступлением от стандартов и технических усло­вий.

7.2. Санкции за нарушение порядка применения цен.

7.3. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении пре­ступлений и в недостаче материальных ценностей.

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности:

8.1. Проценты по государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствами иностранных госу­дарств.

8.2. Доходы от реализации государственных запасов.

8.3. Поступления сумм от централизованного экспорта.

8.4. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельно­сти.

9. Прочие неналоговые доходы (характеризуются по признакам):

9.1. по территориальному признаку – зачисление в бюджет определенного уровня (федеральные неналоговые доходы и доходы субъектов РФ);

9.2. по методам формирования и привлечения (обязательные и доб­ровольные);

9.3. по конкретным основаниям для взимания платежей, форми­рующих неналоговые поступления (доходы от продажи государст­венного имущества, от реализации государственных запасов, по­ступления по взысканным скрытым доходам и пр.).

Таким образом, неналоговые поступления – это составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, региональных, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако на уровне органов ме­стного самоуправления неналоговые доходы, согласно ст. 132 Конституции РФ, не являются государственными.

Введение

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоя­нию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побу­ждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государствен­ного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей.

Кроме того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым доходам и обязательным платежам бюджета.

Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров (доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, поступления от некоммерческих и сопутствующих продаж товаров, чистая прибыль или проценты, получаемые от Национального банка и органов денежно-кредитного регулирования в виде эмиссионного дохода), а также некоторые безвозмездные платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, конфискации и все добровольные невозвратные текущие поступления из негосударственных источников (от физических и юридических лиц), от продажи бывших в употреблении товаров, отходов и лома.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение неналоговых доходов федерального бюджета. При постановке такой цели необходимо выделить задачи для ее достижения:

Рассмотрение понятия, сущности и задач неналоговых доходов;

Рассмотрение структуры неналоговых доходов;

Определение роли неналоговых доходов в формировании доходной части бюджета;

Проведение анализа неналоговых доходов федерального бюджета за 2006-2007 годы;

Выявление проблем неналоговых доходов и путей их решения.

Неналоговые доходы – часть доходов федерального бюджета. Конечно, они занимают не столь большую долю, нежели налоговые, но они также имеют значимость при учете доходов государства. Выявление роли этих доходов в бюджете РФ, их проблем на современном этапе развития и составляют актуальность данной темы, ведь именно в сегодняшних экономически сложных условиях так важно поддерживать доходность бюджета.

I.Методологические основы неналоговых доходов в РФ

1.1. Понятие, сущность, цели и задачи неналоговых доходов

Неналоговый доход государства - денежные средства, поступающие в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг).

Определенная часть денежных средств поступает в распоряжение государства через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоги, уплачиваются юридическими и физическими лицами. И те и другие платежи, поступающие в распоряжение государства, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Все это позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общей категории государственных доходов.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций – Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.

Вместе с тем для неналоговых доходов государства характерны некоторые особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых, большинство неналоговых платежей имеют двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, имеют взаимные права и обязанности. Так, государство, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей,- например, предоставить право на занятие какой-либо деятельностью и т. п. В свою очередь, плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинству неналоговых платежей, придает им характер возмездности. Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях.

Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности. Целевое направление использования неналоговых доходов устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

1.2. Структура неналоговых доходов

Бюджетный кодекс Российской Федерации выделяет довольно многочисленную группу доходов бюджетов, которую именует неналоговыми доходами.

В эту группу включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Поэтому дать обобщающее определение данной группе доходов бюджетов весьма затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не являются налогами.

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

По территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

По методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;

По источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

По конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.

Нужно отметить, что в различных нормативных документах приводится не только разный состав, но и разные группировки неналоговых доходов. Так, например, в соответствии с Бюджетным кодексом финансовая помощь бюджетам нижестоящих уровней относится к группе неналоговых доходов, в то время как в редакции ФЗ “О бюджетной классификации” от 06.05.2003 помощь бюджетам других уровней относится к самостоятельному разделу безвозмездные перечисления.

Неналоговые доходы имеют довольно много разновидностей. Выделим основные из них :

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации собственность субъектов Российской Федерации представляет собой самостоятельную разновидность государственной собственности. В отличие от частной собственности, собственность субъектов Российской Федерации призвана обеспечивать реализацию задач и функций данного субъекта как публично-территориального образования. Иначе говоря, собственность субъекта Российской Федерации носит публичный характер.

Будучи собственниками принадлежащего им имущества, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять полномочия владения, пользования и распоряжения в отношении этого имущества, приобретать и прекращать право собственности на него, в том числе использовать находящееся в их собственности имущество для извлечения дохода.

Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, поступлений целевых бюджетных фондов, других поступлений. Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера, твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике, они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Так, в соответствии со ст. 22 Закона РФ «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.93 г. № 4807-1, представительные органы власти субъектов Федерации вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. Однако следует отметить, что в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Так, в Федеральном законе «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.96 г. № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.03.98 г. № 31-ФЗ), состав неналоговых доходов несколько отличается от классификации Министерства финансов Российской Федерации. В Бюджетном Кодексе Российской Федерации к неналоговым поступлениям Причислены доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов. В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят и доходы целевых бюджетных фондов.

Неналоговые доходы включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной и Муниципальной собственности,


· дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

· доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

· проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета.

· возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

· доходы от оказания услуг или компенсация затрат государства.

· перечисление прибыли Центрального Банка Российской Федерации.

· платежи от государственных организаций.

· плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиям и иностранным лицами.

· прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе:

· поступления от приватизации организаций, находящих ся в государственной собственности.

· поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций.

· доходы от продажи квартир.

· доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

· доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную собственность.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

6. Административные платежи и сборы, в том числе:

· сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов).

· прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба, в том числе:

· поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов в технических условий.

· санкции за нарушение порядка применения цен.

· суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и в недостаче материальных ценностей.

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе:

· проценты по государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией правительствами иностранных государств.

· доходы от реализации государственных запасов.

· поступления сумм от централизованного экспорта.

· прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

9. Прочие неналоговые доходы.