Три основные обязанности налогоплательщика. Основные права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков рф

Сегодня об обязанности каждого платить налоги рассказывают уже в школе. Так, в одном из заданий по обществознанию учащихся просят назвать три обязанности налогоплательщика и проиллюстрировать их примерами. На самом деле обязанностей у налогоплательщика заметно больше. Но и права, конечно, тоже есть.

По понятным причинам все права и обязанности налогоплательщиков перечислены в НК РФ.

Обязанности налогоплательщика

Все налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и, если такая обязанность установлена налоговым законодательством, должны (п. 1 ст. 23 НК РФ):

  • вставать на учет в налоговых органах;
  • вести учет доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • представлять в ИФНС по месту учета налоговые декларации, расчеты и др.

Безусловно, это не все обязанности налогоплательщиков. Кроме перечисленного, они должны представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налога, сообщать о создании обособленных подразделений на территории РФ, хранить документы бухгалтерского и налогового учета в течение 4 лет (пп. 6,8 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и т.д.

Пожалуй, главная обязанность - это все же уплата налога. При этом обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с того момента, когда лицо передало поручение банку перечислить нужную сумму в бюджетную систему и обеспечило достаточное количество денег на счете либо внесло их наличными. Последнее характерно для уплаты налога физическими лицами (п. 3 ст. 45 НК РФ). Иными словами, налогоплательщик не должен отвечать за технические сбои и недостатки в системе расчетов, поскольку он со своей стороны сделал все возможное для уплаты налога.

Если же налог должен уплатить налоговый агент, то налоговая обязанность считается исполненной налогоплательщиком с момента удержания у него суммы налога (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ). А при зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет уплаты налога обязанность признается исполненной с даты, когда соответствующее решение о зачете было принято налоговым органом (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Права налогоплательщика

Налогоплательщики имеют право (п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • получать бесплатную информацию в части действующих налогов и сборов от ИФНС по месту учета;
  • получать письменные разъяснения по вопросам, касающимся применения налогового законодательства, от Минфина РФ и налоговых органов;
  • применять налоговые льготы при наличии на то оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит;
  • представлять налоговикам пояснения, имеющие отношение к исчислению и уплате налогов;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • обжаловать акты налоговых органов и действия / бездействие их должностных лиц;
  • на своевременный зачет / возврат сумм излишне уплаченных / взысканных налогов, пени, штрафов;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны и т.д.

Отметим, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов во многом «зеркальны» по отношению друг к другу: то, что вправе требовать налоговики, должны исполнять плательщики налогов, и наоборот.

  • Глава 3.2. ОПЕРАТОР НОВОГО МОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 30.09.2013 N 268-ФЗ)
  • Глава 3.3. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ (введена Федеральным законом от 30.09.2013 N 267-ФЗ)
  • Глава 3.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ЛИЦА (введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
  • Глава 4. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ
  • Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
    • Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
    • Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
  • Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 21 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

    //=ShareLine::widget()?>

    5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

    (пп. 5.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

    6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

    (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

    10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

    (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

    12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ , от 29.06.2004 N 58-ФЗ )

    13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

    3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

    (п. 4 введен Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

    Может организация обратиться в Налоговую службу, чтобы проверить правильность исчисления налогов?

    Налоговые органы в ходе проверок и при подаче организациями деклараций проводят сверки и проверяют правильно ли был посчитан налог. Эта деятельность имеет название - налоговый контроль. И это обязанность налоговых служб. Однако интересен вопрос, могут ли фирмы проверять свои расчёты по налогам вне рамок налоговых проверок. Права налогоплательщиков перечисляются в ст 21 НК РФ. Помимо указанных в этой статье прав, плательщики имеют и другие, предусмотренные законодательством права. Они могут содержаться как в Налоговом кодексе, так и в других актах. В НК РФ в 2014 году были внесены изменения. Ранее в кодексе не было прописано право фирмы-налогоплательщика направить в налоговую службу просьбу о проверке правильности своих подсчётов. Проверить точность своих данных заранее было невозможно и все ошибки выявлялись уже в ходе проверок. Однако НК РФ был дополнен еще одним разделом, полностью посвященным новой форме налогового контроля. Теперь существует еще одно понятие - налоговый мониторинг. И в рамках мониторинга как раз и проводится проверка правильности налоговых подсчётов. Организации имеют право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении такого мониторинга (ст 105.26 НК РФ). Но при этом должны быть соблюдены сразу три условия:

    • общая сумма всех налогов фирмы за предшествующий год должна быть не меньше 300 млн. рублей;
    • сумма всех совокупных доходов фирмы за предшествующий год (по данным бухгалтерской годовой отчётности) - не меньше 3 млрд. рублей;
    • общая стоимость активов фирмы (по данным отчётности) на 31 декабря предшествующего мониторингу года - не меньше 3 млрд. рублей.
    Таким образом, налоговым мониторингом могут воспользоваться только крупные компании с достаточно большими доходами и налоговыми отчислениями. Такое право они имеют с 1 января 2015 года благодаря изменениям НК РФ. Период проведения мониторинга - год, идущий после года подачи заявления о такой проверке. Начинается процесс 1 января проверяемого года и заканчивается 1 октября года, идущего после проверяемого. Заявление о мониторинге подаётся не позднее 1 июля предшествующего проверяемому периоду года. К нему прилагается определенный список документов. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/

    Возможно ли в индивидуальном порядке получить освобождение от уплаты НДФЛ?

    НДФЛ платят граждане - это налог, удерживаемый с их дохода. По Конституции нашей страны все граждане находятся в равных правах по отношению друг к другу и в равной степени отвечают по своим обязательствам. Налогообложение в России также признаётся всеобщим и равным - все платят законно установленные налоги. Налоговые льготы существуют. Устанавливаются они законодательно и могут применяться только в прямом соответствии с законом. Освобождение от уплаты налога - это льгота. Льготы направлены на определённый круг лиц, к примеру, на социальную группу. Они носят адресный характер. Сужать или расширять аудиторию льготников может только законодатель. По ст 56 НК РФ нормы, касающиеся налогообложении не могут быть индивидуальными. Поэтому физические лица от уплаты НДФЛ в индивидуальном порядке не освобождаются. Они могут быть освобождены от этого налога, только если их доходы относятся к не облагаемым в силу закона. Но важно заметить, что по ст 21 НК РФ все плательщики налога могут облегчить себе его уплату, если она кажется им неосуществимой в определённый момент. Если права на льготу в виде освобождения от налога у гражданина нет, то он вправе рассчитывать на рассрочку, отсрочку или не инвестиционный налоговый кредит (пп 4 п 1 ст 21 НК РФ). Заявление с просьбой о рассрочке или отсрочке платежа по НДФЛ нужно подать в налоговый орган по месту жительства.

    Налогоплательщики представлены частными лицами и разными компаниями. Они должны работать и функционировать исключительно на основании многочисленных норм, содержащихся в российском законодательстве. При этом за все полученные доходы они должны уплачивать налоги. Дополнительно сборы назначаются за имущество или иные ценности. Каждый налогоплательщик обладает не только обязанностями, но и определенными правами, поэтому следует тщательно разобраться в имеющихся особенностях. Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков должны изучаться каждым человеком и руководителем фирмы. Поговорим о них подробнее в данной статье.

    Виды налогоплательщиков

    Уплачивать налоги требуется как физлицам, так и компаниям, являющимся юрлицами.

    К физлицам относятся не только граждане, работающие на работодателей, но и ИП.

    Каждый налогоплательщик должен уплачивать регулярно разные сборы, а также у него появляется необходимость формирования конкретной отчетности.

    Физлица

    Они представлены стандартными гражданами, работающими официально на разных работодателей, а также ИП. В последнем случае предприниматель может уплачивать налоги по различным режимам налогообложения, так как они могут быть упрощенными или стандартными.

    При расчете налога учитывается, являются ли налогоплательщики резидентами или нерезидентами РФ. Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков, представленных физлицами, являются многочисленными и зависящим от статуса гражданина.

    Юрлица

    Они представлены многочисленными фирмами, причем они могут открывать разные филиалы. Если подразделение является крупным, а также у него имеется собственный штатный бухгалтер, то такой филиал выступает в качестве самостоятельного налогоплательщика.

    В налоговом праве права и обязанности налогоплательщиков, представленных юрлицами, также зависят от того, является ли фирма российской или иностранной.

    Особенностью разных акционерных обществ выступает то, что на основании норм, прописанных в Конституции, они могут пользоваться разными сведениями, имеющими отношение к физлицам.

    Все фирмы могут быть обычными, малыми или использующими упрощенные режимы налогообложения. Обо всех этих видах должны знать все налогоплательщики. Понятие права и обязанности фирмы закреплено в НК. Причем они предполагают необходимость уплаты разных налогов и сдачи многочисленных деклараций и отчетов. При этом организации могут отстаивать свои права.

    Какие права имеются у плательщиков налогов?

    Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков закреплены в НК, причем все они могут немного отличаться для граждан и фирм, обладающих разным статусом.

    К основным правам относится:

    • Возможность получения разных консультаций или разъяснений в устной форме от работников налоговой инспекции, если сведения относятся к применению разнообразных налоговых режимов, к составлению отчетностей, расчету сборов или правилам заполнения многочисленной документации.
    • Право получить разъяснения в письменном виде по всем вопросам, которые являются интересными и важными для налогоплательщика.
    • Оформление консультаций, касающихся налогов и отчетности.
    • Возможность получить справочную или информационную поддержку от работников налоговой службы.
    • Предоставление уже правильно заполненных деклараций и других документов, которые далее используются в качестве образца.
    • Использование многочисленных льгот, если налогоплательщик соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам, предпринимателям или фирмам, имеющим право на снижение налоговой нагрузки.
    • Формирование актов сверки, чтобы убедиться, что работники налоговой инспекции верно рассчитали размер налогов по разным сборам.
    • У налогоплательщиков имеется право засчитывать суммы переплат по разным сборам. Излишне уплаченные средства могут возвращаться, если причиной такой ситуации выступала халатность и неправильный расчет со стороны работников ФНС.
    • Граждане и предприниматели могут давать пояснения относительно реализованных расчетов по разным налогам и перечисленным средствам в бюджет.
    • Налогоплательщики могут принимать непосредственное участие в процессе многочисленных налоговых проверок или других действий со стороны ФНС, которые связаны с изучением финансовой деятельности граждан и фирм.
    • Существует возможность отстаивать свои права и точку зрения, если имеются доказательства того, что результаты проведенной проверки являются ложными и неправильными, для чего важно пользоваться официальными документами.

    Только при знании своих возможностей каждый плательщик может правильно рассчитывать и уплачивать налоги. Права и обязанности налогоплательщиков строго закреплены в законодательстве, поэтому нарушение прав является наказуемой деятельностью ФНС.

    Спорные вопросы

    Каждый налогоплательщик может требовать от работников ФНС точного следования законодательству при реализации ими их основных функций, представленных проведением проверки или других аналогичных действий.

    Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов совпадают в большинстве случаев, но нередко при проверках или иных действиях появляются спорные вопросы. Решать их приходится с помощью суда.

    Действия разных сотрудников ФНС могут быть обжалованы в суде, для чего проводится соответствующее разбирательство. Если выигрывает налогоплательщик суд, то он может рассчитывать на компенсацию нанесенного вреда.

    Когда освобождаются налогоплательщики от ответственности?

    Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по результатам проведенной проверки получают граждане или фирмы на основании норм, указанных в ст. 111 НК. Сюда относятся ситуации:

    • Работники отделения ФНС предоставили неграмотную консультацию гражданину относительно статьи, по которой он привлекается как нарушитель.
    • Сотрудники налогового органа выдали неверную информацию, из-за которой налогоплательщик поступил незаконно.

    Учитывается, что все сведения, имеющие отношение к уплате разных налогов и сборов, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению.

    Какие обязанности имеются у плательщиков налогов?

    Права и обязанности налогоплательщиков РФ должны соблюдаться как самими резидентами, так и разными государственными органами. Имеются у плательщиков сборов многочисленные обязанности. Если они не будут исполняться, то это будет основанием для привлечения их к ответственности. К основным таким обязанностям относится:

    • все налогоплательщики должны состоять на учете в ФНС;
    • они должны самостоятельно рассчитывать и перечислять средства для уплаты разных налогов и сборов, если расчет не проводится работниками налоговой инспекции по разным платежам;
    • своевременно ими отражаются все доходы и расходы, которые появляются во время работы и ведения предпринимательской деятельности;
    • требуется в установленные сроки сдавать в нужное отделение ФНС разные отчеты и иные документы по налогам, страховым взносам или другим платежам, а также подготавливать и представлять бухгалтерские отчеты;
    • юрлица обязаны вести бухучет совместно с налоговым учетом, что в полной мере отразит результаты их деятельности;
    • применять на основании условий законодательства ККТ или БСО;
    • предоставлять работникам ФНС нужные сведения и документы, на основании которых можно убедиться в правильности расчетов налоговых сумм.

    Таким образом, основные права и обязанности налогоплательщиков являются действительно многочисленными, причем их нарушение становится основанием для разбирательства любого дела в суде.

    О чем должны уведомлять ИП или фирмы ФНС?

    Налогоплательщики дополнительно имеют обязанность уведомлять в письменном виде налоговую службу о разных изменениях в своей работе. К ним относятся:

    • открытие или закрытие счета в банке;
    • формирование филиалов или подразделений в разных регионах РФ;
    • наделение филиалов разными широкими полномочиями, что позволяет им заниматься собственной финансовой деятельностью;
    • закрытие имеющихся подразделений;
    • вложение в капитал предприятия средств иными компаниями, которые могут быть российскими или иностранными;
    • начало процесса банкротства фирмы;
    • смена направления работы предприятия;
    • смена жительства ИП или руководителя фирмы.

    Все эти сведения должны предоставляться в письменном виде, а также своевременно, причем за отсутствие уведомления могут применяться к налогоплательщику жесткие меры наказания.

    Хранение отчетности

    Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков являются широкими, но каждая организация или ИП обязаны помнить о том, что они должны хранить многочисленную финансовую отчетность. Она может быть представлена бухбалансом, отчетом о прибылях и убытках, разными декларациями или другими бумагами.

    Стандартно хранить их надо в течение пяти лет, но некоторые документы должны быть в наличии у предприятия на протяжении всего срока его существования. К ним относится свидетельство о регистрации и постановке на учет в конкретном отделении ФНС.

    За что могут привлекаться к ответственности налогоплательщики?

    Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков закреплены в многочисленных статьях НК. Если не исполняются обязанности, то это является основанием для применения к нарушителям разных мер наказания.

    Привлекаются к ответственности они за следующие нарушения:

    • несоблюдение указаний, прописанных в НК;
    • отсутствие своевременного перечисления разных налогов;
    • нарушение порядка, на основании которого на предприятии должен вестись налоговый или бухгалтерский учет;
    • использование разных ухищрений, с помощью которых занижаются налоги, что приводит к уменьшению доходной части бюджета страны;
    • неполное или несвоевременное предоставление отчетности в ФНС.

    Вина любого налогоплательщика должна быть доказана, а иначе его не допускается привлекать к ответственности на основании ст. 109 НК.

    Заключение

    Таким образом, каждый налогоплательщик обладает как определенными правами, так и многочисленными обязанностями. Он может требовать от других граждан, компаний и налоговых органов использования разных мер для соблюдения собственных прав. Если же он не исполняет свои обязательства, то это является основанием для привлечения его к ответственности.

    Каждый налогоплательщик должен тщательно разобраться в своих обязанностях, чтобы не возникало проблем с работниками налоговой инспекции. Он должен правильно рассчитывать налоги, вести учет на предприятии, а также своевременно представлять необходимые отчеты и иные документы в ФНС.

    Налогоплательщики в нашей стране обязаны соблюдать все правила, нормы и порядки налогового кодекса. Все права и обязанности плательщиков также прописаны в этом официальном документе.

    Нарушение сроков уплаты пошлин, уклонение от уплаты или другие нарушения законодательства грозят штрафными санкциями и привлечением к ответственности, как административной, так и уголовной.

    Частные лица и организации должны досконально знать все нормативные документы, которые регламентируют вопросы, связанные с уплатой налогов и предоставлением отчётов в налоговую службу. Зная свои права и обязанности, налогоплательщики уберегут себя от проблем, которые могут возникнуть при нарушении налогового законодательства.

    Кто является налогоплательщиком

    Налоговый кодекс говорит о том, что плательщиками налогов и сборов являются физические и юридические лица, которые обязаны производить уплату данного взноса в государственную казну. Оплату они должны производить в установленные законом сроки.

    Чтобы юридическое лицо включили в Единый реестр налогоплательщиков и поставили на учёт в налоговую службу, не обязательно иметь обстоятельства, с которыми связана уплата любого вида пошлины. Иными словами, присвоение статуса налогоплательщика возникает ещё до момента появления объекта налогообложения.

    Плательщики сборов и пошлин делятся на 2 категории: физические лица и организации. Каждая из категорий имеет свои особенности. К физическим лицам можно отнести:

    • граждан нашей страны;
    • граждан других стран;
    • лиц без гражданства.

    На признание частного лица налогоплательщиком не влияет возраст и степень вменяемости. Каждый человек, находящийся и проживающий на территории России, является плательщиком пошлин и сборов, которые определяет для него государство.

    Юридические лица

    К юридическим лицам относятся предприятия, организации, фирмы, которые в собственности имеют разного рода имущество, счет в банке и обладают организационной общностью. Кроме этого у них имеется устав организации и иные учредительные документ.

    Юридические лица делятся на:

    • коммерческие – фирмы, главной и единственной целью которых является получение денежных средств;
    • некоммерческие – предприятия, основная цель которых не заключается в получении дохода.

    Физические лица

    Перечень налогов, которые обязаны платить организации и частные лица практически не отличается. Частные лица уплачивают следующие виды пошлин:

    • НДФЛ;
    • транспортный налог;
    • земельный налог;
    • налог на имущество;
    • водный налог.

    Индивидуальные предприниматели

    Индивидуальные предприниматели тоже являются физическими лицами. Они платят те же самые налоги что и частные лица, но к этому перечню добавляется следующие налоги, которые ИП обязаны уплачивать:

    • торговый сбор;
    • пошлина на добычу полезных ископаемых.

    Выбор системы налогообложения

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе выбрать систему налогообложения, которая больше всего подходит для их вида деятельности:

    1. система взыскания налогов, предназначенная для производителей товаров сельскохозяйственного назначения (ЕСХН);
    2. упрощенный порядок взимания налогов (УСН);
    3. система обложения пошлиной в виде применения единого налога на вменённый доход (ЕНВД);
    4. патентная система налогообложения.

    Юридические лица платят те же виды налогов, что и физические лица. Только НДС они уплачивают ещё и с предоставления в аренду помещений. Кроме налогов уплачиваются также взносы в пенсионный фонд на обязательное пенсионное страхование.

    Правовая база

    Статья 17 Налогового кодекса гласит, что элементами налогообложения являются:

    • плательщики налогов;
    • объекты взыскания налогов;
    • налоговая база;
    • период уплаты пошлины;
    • ставка по налогам и сборам;
    • правила начисления и расчёта налогов;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Под объектами взыскания налогов понимаются частные лица и организации, на которые налоговым законодательством возлагаются обязанности производить уплату разного рода пошлин. К главным объектам относятся плательщики налогов.

    Налоговый кодекс нашей страны не рассматривает филиалы и подразделения российских фирм объектами взыскания пошлин и налоговыми агентами. Ответственным лицом по уплате является головное предприятие в состав которого входит то или иное подразделение или филиал.

    Обязанность по расчёту и уплате пошлин возложена на прямых плательщиков. Но в некоторых случаях, например, при начислении налога на доход частных лиц, расчёт и уплата возлагается на налоговых агентов. Иными словами, налог удерживается из заработной платы сотрудника, значит он является плательщиком данного вида пошлины. Но расчётом и перечислением занимается бухгалтер предприятия – налоговый агент.

    Представительство в налоговых правоотношениях

    Данное представительство является осуществлением юридических действий, которые совершает налоговый представитель. Его права и возможности должны быть подтверждены с помощью соответствующих документов. Законодательство допускает вариант совместного участия основного плательщика и официального представителя в налоговых вопросах.

    Отличительные особенности представительства:

    • представитель осуществляет юридическую помощь и содействие в приобретении возможностей и обязанностей плательщика в взаимодействии с третьими лицами;
    • представитель проводит разного рода деятельность в отношении других лиц, действуя в интересах налогоплательщика;
    • в процессе предоставления услуг представителя не касаются никакого рода последствия, возникшие при взаимодействии с третьими лицами.

    Существует два варианта представительства в налоговых вопросах:

    • представительство на законном уровне;
    • уполномоченное представительство.

    Представительство на законном уровне

    Представителями на законном уровне являются лица, в чьи обязанности входит роль парламентера на основании закона. Такого рода представителем частного лица могут выступать родители, опекуны или усыновители. Они представляют права и интересы ребенка в правоотношениях с любыми лицами. Также они являются представителями в судах без специальных разрешений и полномочий.

    Любые действия или бездействия законных представителей, которые представляют интересы частного лица или организации, законодательно расцениваются как действия непосредственно самой организации или физического лица.

    Уполномоченное представительство

    Уполномоченным представителем может быть, как физическое, так и юридическое лицо. Налогоплательщик передаёт ему полномочия представлять свои интересы в судебных или в иных вопросах. Такими представителями не могут выступать должностные лица налоговых или судебных органов, служители правоохранительных органов и органов прокуратуры.

    Уполномоченный представитель осуществляет свою деятельность на основании выданной и нотариально заверенной доверенности от частного лица либо от организации. Доверенность оформляется и выдаётся в соответствии с действующим законодательством.

    Обязанности

    Список обязанностей плательщика налогов достаточно обширен. Все частные лица и организации обязаны знать не только свои права, но и обязанности, которые на них возлагает налоговое законодательство. Ведь нарушение какого-либо пункта может грозить налогоплательщику серьезными штрафными санкциями.

    Данный вопрос регламентирует статья 23 налогового кодекса. В ней говорится о том, что плательщики сборов и пошлин обязаны:


    Кроме перечисленных обязанностей, частные лица обязаны сообщать в налоговую службу о имеющемся в собственности имуществе, а также обо всех доходах, которые он получает. Сокрытие такой информации приравнивается к уклонению от уплаты налогов и влечет за собой административные меры наказания, а в некоторых случаях и уголовное наказание.

    Права

    Эту тему регламентирует статья 21 налогового кодекса. В ней чётко прописаны права частных лиц и организации в вопросах налогообложения. Плательщики любого рода пошлин и сборов в нашей стране имеют право:

    1. бесплатно получать в налоговой инспекции, в месте своего пребывания, любого рода информацию. Она может содержать данные о налогах, которые необходимо уплатить. Также могут получать информацию о расчете и начислении налогов и пошлин, порядке и сроках внесения платежей, правах и обязанностях и имеют право получить образцы налоговых деклараций и получить разъяснения по их заполнению;
    2. получить информацию в письменном виде по вопросам применения налогового законодательства;
    3. получать и использовать льготы, которые установлены налоговым законодательством;
    4. просить о рассрочке или отсрочке платежа согласно действующему законодательству;
    5. на возврат в установленные сроки сумм, которые были ошибочно уплачены, или если платёж превысил необходимый размер;
    6. вместе с налоговой службой осуществлять сверки по расчётам и налоговым документам и получать соответствующие акты с детальным описанием;
    7. лично или при помощи представителей защищать и представлять свои интересы;
    8. лично присутствовать при выездной проверке налоговиками;
    9. получать извещения об уплате налогов и данные о проведении разного рода проверок;
    10. опротестовать в установленном порядке неправомерные действия налоговой службы и акты о проведении проверок;
    11. получить возмещение понесенных денежных потерь, которые связаны с неправомерными действиями налоговой службы;
    12. участвовать в процессе рассмотрения данных по проверкам налоговой службы.

    Плательщики сборов, пошлин и страховых взносов имеют те же самые права что и налогоплательщики.

    Законодательство нашей страны предоставляет налогоплательщикам и налоговым агентам возможность обжаловать неправомерные взыскания налоговых органов и акты проверок. Обжалованию также подлежат действия или бездействия соответствующих органов, нарушающие права граждан.

    Защита прав

    Предусмотрены следующие варианты защиты прав для частных лиц и организаций:

    • защита на уровне президента;
    • защита в судебном порядке;
    • защита на административном уровне;
    • обращение в прокуратуру;
    • обращение в Конституционный и Мировой суд;
    • защита собственными силами.

    Вариант защиты зависит от того, какого рода неправомерное действие, нарушающее права налогоплательщика, было совершено налоговыми органами. Обращаться необходимо в ту инстанцию, которая регламентирует правовые вопросы относящиеся к объекту правонарушения.

    Существует несколько вариантов защиты прав:

    • признание действующего акта неправомерным;
    • признание актов, которые выполнены с грубейшими нарушениями, действий и бездействий правовых или иных органов недействительными;
    • наложение мер взыскания обязательных платежей и штрафов.

    Способы защиты прав налогоплательщиков условно можно разделить на три категории:

    1. способы, которые целиком направлены на изменение или приостановление правоотношений, которые возникли между налоговой службой и основным плательщиком;
    2. способы, которые направлены на принуждения совершить определенного рода действия или принять соответствующие акты, восстановив таким образом права плательщика пошлин;
    3. способы, которые напрямую нацелены на обнаружения наличия или отсутствия спорных вопросов.

    Ответственность

    Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны соблюдать все правила и нормы, которые предусмотрены налоговым законодательством. Чётко следуя букве закона, плательщики могут быть уверены в том, что со стороны налоговой службы к ним не возникнет никаких претензий.

    За отступление от действующего налогового законодательства может грозить налоговая, административная и уголовная ответственность. Меру наказания определяет степень вины налогоплательщика и характер правонарушения. Чем серьёзнее нарушение, тем серьёзнее и наказание.

    В случае, если плательщика привлекли к ответственности за совершение нарушения, связанного с уплатой пошлин, то это не освобождает его от обязательств в полном размере уплатить необходимые налоги с учётом пеней и штрафов.

    Ответственности в этом вопросе можно избежать, если:

    • нет события налогового нарушения;
    • вина плательщика не установлена или отсутствует;
    • лицо, совершившее налоговое нарушение, не достигла возраста 16 лет;
    • истёк срок давности по привлечению лица к ответственности за налоговые правонарушения.

    В нашей стране существует несколько способов призвания к ответу за нарушения налогового законодательства:

    1. ответственность на административном уровне;
    2. ответственность на уровне уголовного права;
    3. дисциплинарные взыскания;
    4. налоговая ответственность.

    Административная ответственность

    Административная ответственность наступает в тот момент, когда плательщиком было совершено административное налоговое правонарушение. Данным нарушением является несоблюдение налогового законодательства, за которое предусмотрено административное наказание. Все эти нормы прописаны в законодательных налоговых документах. Там имеется список возможных правонарушений, в которых указаны меры наказания и привлечения к ответственности.

    Уголовная ответственность

    Уголовная ответственность – это самый серьёзный вид из всех перечисленных. Ей подвержены лица, которые нарушили налоговое законодательство в тех вопросах, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Она может быть наложена только в судебном порядке, после вынесения соответствующего приговора.

    Дисциплинарная ответственность

    К дисциплинарной относится ответственность служащего перед своим непосредственным работодателем. К ней относятся нарушения трудового распорядка и дисциплины, а также недобросовестное выполнение своих должностных обязанностей. Отвечать за это работнику придётся перед своим начальником.

    Налоговая ответственность

    Налоговая ответственность наступает тогда, когда налогоплательщик совершил какое-либо правонарушение, за которое в налоговом кодексе предусмотрено наказание и привлечение к ответственности.