Сущность, функции и направления деятельности цб. Банковские системы бывают двух типов: одноуровневая и двухуровневая

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность. Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк РФ. Второй блок - коммерческие банки.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях:

  • а)вертикальная взаимосвязь показывает соподчиненность банков в банковской системе;
  • б)горизонтальная - равноправие банков на каждой ступени.

Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов. Размер кредитной эмиссии регулируется ЦБ.

Главными задачами ЦБ являются:

  • 1)поддержание стабильности денежной системы государства,
  • 2)обеспечение покупательской стабильности национальной валюты,
  • 3)влияние на ценовую систему страны.

Достижение целей - эмиссия, которая осуществляется через следующие функции ЦБ:

  • · денежно - кредитное регулирование экономики (эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением, аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений, кредитование коммерческих банков, выполнение роли кредитора, организация и осуществление межбюджетных отношений);
  • · функция нормативного регулирования;
  • · операционная функция (хранение официальных золотых и валютных резервов страны;
  • · исполнение государственного бюджета и управление государственным долгом;
  • · информационно-аналитическая функция;
  • · регулирование и контроль за деятельностью кредитных учреждений.

В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:

  • · во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  • · монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • · выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Итак, в данной функции денежно-кредитного регулирования просматривается назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике.

Функция нормативного регулирования (нормативно-творческая функция) предусматривает:

  • · разработку правил ведения банковских операций;
  • · определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • · определение правил ведения расчетов в Российской Федерации;
  • · разработку правил расчетов с международными организациями, государствами, а также с юридическими и физическими лицами.

Деятельность Банка России по созданию нормативных актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.

Операционная функция позволяет Банку России:

  • · осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;
  • · управлять своими золотовалютными резервами;
  • · обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов.

Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку России вести широкий круг деятельности, обслуживать разнообразный перечень потребностей экономических субъектов, при необходимости выступать в качестве уполномоченного агента государства по ведению расчетов по финансовым операциям.

В соответствии с информационно-аналитической функцией Банк России:

  • · проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего в области денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, ценообразования, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • · участвует в разработке прогноза платежного Балана страны, организует его составление;
  • · устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной денежной единице.

Для Банка России данная функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны является той интеллектуальной базой, которая дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях банковской деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.

Надзорная и контрольная функции возлагают на Банк России:

  • · надзор за деятельностью банков и банковских групп;
  • · государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;
  • · регистрацию банками эмиссий ценных бумаг;
  • · валютное регулирование и валютный контроль.

Данные полномочия позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные, в том числе, на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций. Контроль со стороны Банка России как самостоятельная форма наблюдения за обеспечением законности не основан на отношениях подчиненности между ним и коммерческими банками, поэтому его вмешательство в их оперативную деятельность строго ограничено законом; оно осуществляется только в случаях нарушения правил, установленных Банком России, а также при наличии угрозы интересам вкладчиков (кредиторов). В соответствии с законом Банк России не должен принуждать коммерческие банки выполнять операции, не предусмотренные учредительскими документами, законодательством и нормативными актами.

Это обеспечивается через следующие операции ЦБ:

  • 1)выдача лицензий на банковскую деятельность;
  • 2)проверка отчетности в коммерческих банках;
  • 3)банк устанавливает нормативы деятельности коммерческого банка и контролирует их выполнение.

Нормативы для коммерческих банков:

  • · Достаточности капитала;
  • · Нормативы ликвидности коммерческого банка;
  • · Нормативы ограничения кредитной деятельности банка (ограничение на крупные кредиты и вклады)
  • · Минимальные резервы депонирования в ЦБ.

Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь идет о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны, то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. Госбанк для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала. Госбанк осуществляет надзор за выполнением условий выданных коммерческим банкам лицензий и проводят ревизии и тематические проверки операций в иностранной валюте, выполняемых банками. По результатам проверок и ревизий они имеют право применять к коммерческим банкам меры, предусмотренные действующим законодательством.

Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам. Учредителями коммерческих банков могут быть как юридические лица, так и граждане. Не исключено привлечение в состав учредителей и иностранных партнеров. Банкам предоставлено право открывать филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Все это имеет надежную правовую основу. В банковской сфере впервые нашли конкретное проявление признаки демонополизации, деловой конкуренции. Безусловно, развитие рыночных отношений будет стимулировать дальнейшее совершенствование банковской системы, возрастание ее роли в укреплении экономических связей.

Для начала нужно разобраться, что такое банк. Вот одно из определений:

Банк - это кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Действительно, сегодня деятельность банковских учреждений так многообразна, что их истинная сущность становится довольно неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми различными видами операций, которые мы уже привыкли называть банковскими. Они не только организовывают денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, валютные операции, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.

Как же в современной обстановке можно охарактеризовать банки?

Банк как учреждение или организация. Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения или организации. Один из самых распространенных терминов, встречающихся в научной и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах, а также в печати - это “банковские учреждения” и “банковские организации”. Однако, здесь следует вспомнить, что такое организация. А это ничто иное, как “определенная совокупность людей”. Но, исторически сложилось так, что банк, в большинстве случаев, являлся уделом частного лица. Однако впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и малые объединения. То есть такое определение банков уместно лишь для последней половины XX века, и им можно охарактеризовать современные банки.

Банк как предприятие. В литературе есть такое сравнение: как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги. Почти не отличаются и задачи банка как предприятия: он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять некоторые виды хозяйственной деятельности. А также банк, как и любое другое предприятие, должен иметь специальное разрешение (лицензию). Значит банку можно дать характеристику предприятия. Но, конечно, банк нельзя назвать промышленным или транспортным предприятием. Банк действует в сфере обмена, а не производства. И это обстоятельство может навести на мысль, что банк - это торговое предприятие. Но с этим многие не согласны.

Действительно, банки покупают ресурсы, продают их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих продавцов, хранилища, особый товарный запас, их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. Но, однако, на этом сходство между банком и сферой торговли заканчивается. Более того, на мой взгляд, сходство это носит только внешний характер, так как банк торгует не товаром, а особым продуктом, который пользуется спросом только у весьма ограниченного контингента. То есть, банк можно сравнить с предприятием весьма относительно.

Банк как посредническая организация. Довольно часто бак характеризуют как посредническую организацию. Основанием для этого является перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под определенный процент отдать ее какому-либо заемщику. Интересы кредитора должны совпадать с интересами заемщика, который вполне может находиться в другом регионе. Консолидирующим звеном здесь выступает банк - посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус, срок, обеспечение, ссудный процент и т.д. В данном случае банк можно назвать посреднической организацией.

Банк как кредитное предприятие. В настоящее время банк все более становится кредитным центром, что дало возможность его определять как кредитное предприятие. Однако, это не дает основания для смешения банка с кредитом. Так как кредит - это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженой стоимости. В отличие от кредита, банк - это одна из сторон отношений. Следовательно, банк - это не само отношение, а один из субъектов отношений, принимающий в кредитной сделке либо одну из противостоящих друг другу сторон, либо, как описано выше, выступать в качестве посредника.

Еще одно отличие между банком и кредитом состоит в том, что кредит - это отношение как в денежной, так и в товарной форме, в банке же сконцентрированы и проходят потоки только в денежной форме. Однако по своей природе банки связаны с кредитными отношениями. Именно на их базе и зародился банк. Кредит можно смело назвать фундаментом банка.

Банк как агент биржи. Деятельность банка в сфере обращения порождало и представление о нем как об агенте биржи еще в 20-е годы. Поводом для этого, как известно, послужило то, что банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Однако ни исторически, ни логически это не превращает банк в часть биржевой организации. Частные банки (банкирские дома) появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг. Существенно при этом и то, что торговля ценными бумагами является частью банковских операций, причем далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.

На сегодняшний день функции банков столь разнообразны, что его характеристикой может являться все, что изложено выше, поэтому точное определение банку дать довольно сложно. Однако, обобщив все вышеизложенное я попробую сделать вывод. На мой взгляд банк можно охарактеризовать как систему особых предприятий, продуктом которых является кредитное и эмиссионное дело.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии и др.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставиться пять основных задач. Центральный банк призван быть:

  • *Эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
  • *Банком банков, т.е. совершать операции преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
  • *Банкиром правительства - поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
  • *Главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
  • *Органом регулирования экономики денежно-кредитными методами./1/

При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции относиться регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедура допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок.

Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

Центральный банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, ЦБ России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.

Банк России начал свое существование с принятием закона "О Банке России" в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) Банк России выполняет следующие функции:

  • 1)во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • 2)монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • 3)является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • 4)устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • 5)устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
  • 6)осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • 7)осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
  • 8)регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • 9)осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
  • 10)осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
  • 11)организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 12)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • 13)в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • 14)осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами./2/

Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

Сущность двухуровневой банковской системы…………………………..2

Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия…………………………………………………………………4

Типы коммерческих банков………………………………………………..6

Проблемы функционирования коммерческих банков России в переходный период……………………………………………………….7

Список литературы…………………………………………………………9

Лист для рецензии………………………………………………………….10

Сущность двухуровневой банковской системы

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность. Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк РФ. Второй блок - коммерческие банки.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях:

а) вертикальная взаимосвязь показывает соподчиненность банков в банковской системе; б) горизонтальная – равноправие банков на каждой ступени.

Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов. Размер кредитной эмиссии регулируется ЦБ.

Главными задачами ЦБ являются:

1)Поддержание стабильности денежной системы государства,

2)Обеспечение покупательской стабильности национальной валюты,

3)Влияние на ценовую систему страны.

Достижение целей – эмиссия, которая осуществляется через следующие функции ЦБ:

Эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением,

Аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений

Хранение официальных золотых и валютных резервов страны

Исполнение государственного бюджета и управление гос.долгом

Кредитование коммерческих банков, выполнение роли кредитора

Организация и осуществление межбюджетных отношений

Денежное кредитное регулирование экономики

Регулирование и контроль за деятельностью кредитных учреждений

Это обеспечивается через следующие операции ЦБ:

1)Выдача лицензий на банковскую деятельность

2)Проверка отчетности в коммерческих банках

3)Банк устанавливает нормативы деятельности коммерческого банка и контролирует их выполнение.

Нормативы для коммерческих банков:

Достаточности капитала;

Нормативы ликвидности коммерческого банка;

Нормативы ограничения кредитной деятельности банка

(ограничение на крупные кредиты и вклады)

Минимальные резервы депонирования в ЦБ.

Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь идет о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны, то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. Госбанк для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала. Госбанк осуществляет надзор за выполнением условий выданных коммерческим банкам лицензий и проводят ревизии и тематические проверки операций в иностранной валюте, выполняемых банками. По результатам проверок и ревизий они имеют право применять к коммерческим банкам меры, предусмотренные действующим законодательством.

Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам. Учредителями коммерческих банков могут быть как юридические лица, так и граждане. Не исключено привлечение в состав учредителей и иностранных партнеров. Банкам предоставлено право открывать филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Все это имеет надежную правовую основу. В банковской сфере впервые нашли конкретное проявление признаки демонополизации, деловой конкуренции.
Безусловно, развитие рыночных отношений будет стимулировать дальнейшее совершенствование банковской системы, возрастание ее роли в укреплении экономических связей.

Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Операции коммерческих банков.

Коммерческие банки могут осуществлять весь комплекс кредитных и расчетных операций, присущих банковскому органу. Рассмотрим более подробно характер совершаемых коммерческими банками операций.

Основные из них следующие:

Ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

Финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

Выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и других);

Покупка, продажа и хранение государственных платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

Выдача поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

Приобретение права требования из поставки товаров и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассация этих требований (факторинг);

Иностранной валюты;

Покупка и продажа в РФ и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

На счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

Доверительные операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и другие) по поручению клиентов;

Лизинговые операции;

Оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью.

Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации и осуществлению международных расчетов, операций с иностранной валютой, кассовому обслуживанию имеющей ее клиентуры.
В настоящее время уже более 200 банков проводят такие операции.

Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка.
Банк может осуществлять виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны, вытекают из Устава банка).
Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).

Банки в отличие от промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство, однако, дало основание ряду авторов считать, что банк - это торговое предприятие.

Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы «покупают» ресурсы, «продают» их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих «продавцов», хранилища, особый «товарный запас», их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается. Более того, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом. Известны, к примеру, такие операции, которые банки совершают с обменом (покупкой-продажей) валют на денежном рынке, когда валюта одной страны (а также золото) покупается или продается по определенному курсу, определенной цене.

Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других.
Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику.
Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе.
Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным. Консолидирующим звеном здесь выступает банк-посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус – срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика.

Типы коммерческих банков

Коммерческие банки представляют собой банки, совершающие кредитование промышленных, торговых и других предприятий главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов. По форме собственности они подразделяются на: а) частные акционерные, б) кооперативные, в) государственные.

Коммерческие банки различаются:

1. По принадлежности уставного капитала и способу его формирования и могут создаваться и существовать в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с участием иностранного капитала, иностранных банков. Закон не исключает и другие способы формирования уставного капитала коммерческого банка.

2. По видам совершаемых операций коммерческие банки делятся на универсальные и региональные банки.

3. У многих коммерческих банков ярко выражена отраслевая ориентация.

Для координации усилий и защиты интересов коммерческие банки могут создавать союзы, ассоциации, другие объединения. При принятии решений, связанных с текущей банковской деятельностью, эти банки независимы от исполнительных и распорядительных органов государственной власти и управления. Работникам названных органов запрещается участие в органах управления банков, в том числе и путем совмещения должностей.

Следует иметь ввиду, что закон запрещает банкам использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле.
Соблюдение антимонопольных правил контролируется Госбанком РФ.

Проблемы функционирования коммерческих банков России в переходный период

Таким образом, мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике. Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося у нас в стране. В настоящее время, в связи с нехваткой квалифицированных кадров и стремительным ростом количества коммерческих банков в эту сферу идут мало подготовленные работники, которые не имеют специального образования. Это приводит к неудовлетворительной работе банков и стремлению их просто быстрее заработать деньги. Зачастую банки выдают кредиты предприятиям, даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

В настоящее время одной из наиболее важных задач является дальнейшее расширение участия банков в стимулировании экономического роста России. Наиболее действенным рычагом здесь служит кредитование банками реального сектора экономики. Однако дальнейшему развитию препятствует ряд факторов:

1) Высокие риски не возврата кредитов из-за неплатежеспособности многих предприятий;

2) Многие потенциальные заемщики не могут представить в банки обоснованные проекты, под которые хотят получить кредит. В таких случаях банки должны приходить на помощь, оказывая услуги финансового менеджмента. Это поможет им снизить риски размещения своих средств;

3) Недостаточность у ряда банков, особенно региональных, ресурсов для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.

Этот вопрос не потерял своей актуальности, а для его решения можно рассматривать различные варианты, например полностью освободить от резервирования наиболее долгосрочные вклады и депозиты;

4) Расширению кредитования банками реального сектора экономики могли бы содействовать налоговые льготы.

Большое беспокойство вызывает быстрое сокращение количества банковских учреждений, их крайне неравномерное распределение по территории страны. Банковские учреждения, закрываются как правило в районах, где недостаточно капиталов, поэтому и новые банки там не могут быть созданы из-за высоких требований к минимальному размеру уставного капитала.

К сожалению не все банки осознали необходимость повышения уровня капитализации. Некоторые продолжают строительство престижных офисов, проводят другие затраты, не сообразуясь с имеющимися возможностями.

Ассоциация Российских банков настоятельно рекомендует всем банкам больше внимания уделять наращиванию собственных средств, формированию резервов под кредитные риски. Это – залог выживания банков, сохранения их финансовой устойчивости.

Преобразования в банковской системе начались в 1987 г. После июньского Пленума ЦК КПСС и одобрения Верховным Советом СССР Закона о государственном предприятии было принято в числе прочих постановление ЦК и правительства о реформировании банковской сферы. Как и все начинания того времени, это была очень приблизительная попытка начать формирование двухуровневой банковской системы исходя из простого соображения: должны быть самостоятельные коммерческие банки, образующие нижний уровень, и на верхнем уровне - Центральный банк, осуществляющий контроль за денежным обращением, эмиссией и за работой банков нижнего уровня. В 1987 г. были созданы пять государственных специализированных банков: Промстройбанк (на базе Стройбанка), Внешторгбанк, Сбербанк (на базе гострудсберкасс), Агропромбанк и Жилсоцбанк. Сферы их специализации определены в названиях.

В 1988 г. был зарегистрирован первый коммерческий банк. А в 1990 г. в основном на базе коммерциализации территориальных подразделений спецбанков прошла первая волна банковского бума, учредительства банков, которых к концу 1990 г. было уже около 800. Вторая волна пришлась уже на 1992- 1993 гг. К началу 1995 г. был достигнут пик числа банков - около 2,5 тыс., после чего началось их сокращение. Вторая волна банковского бума питалась иными источниками. Появлялись новые частные банки, ориентированные на обслуживание частного сектора. В эти годы шел демонтаж планово-распределительной системы, в том числе ликвидировались союзные и республиканские министерства. Их работники искали место в новой жизни. Один из выходов состоял в создании отраслевых банков на базе финансовых подразделений министерств. Мысль была простая: предприятия отрасли, выражая привязанность к бывшим руководителям, будут держать свои счета в своем банке и выступать в роли учредителей. За это банк будет их кредитовать на выгодных условиях. Так появились, например, Электробанк, Промрадтехбанк, Часпромбанк, Монтажспецбанк. Вскоре, правда, выяснилось, что банк либо рвет материнские связи и расширяет круг клиентов, либо разоряется.

Перед тем как двинуться дальше, следует сделать два замечания. Во-первых, все годы переходного периода российская банковская система отличается специфической (перекошенной) структурой: рядом с большим числом средних и мелких банков (самые крупные не тянут даже на средние в европейском измерении) выделяется один гигант - Сбербанк, который благодаря постоянной поддержке ЦБ, несмотря ни на что, никогда не терял в чувствительных для себя масштабах доверие своих вкладчиков. Соотношение по активам таково: активы Сбербанка никогда не составляли менее 25% всех активов банковской системы, а по вкладам - 70-80%.

Во-вторых, в 1992-1998 гг. до августовского кризиса банковская система прошла два этапа: первый - развитие в условиях высокой инфляции; второй - развитие в условиях финансовой стабилизации. Соответственно она перенесла два шока: один - инфляционный, второй - стабилизационный.

И вот что удивительно: начав практически с нуля (в 1992 г. капитализация банковской системы упала в десятки раз, персонал был не готов к работе в новых условиях), на фоне глубокого кризиса экономики банковская система быстро развивалась и процветала. До 1998 г. она представляла собой один из самых преуспевающих секторов экономики. И только третий шок, кризис 1998 г., подорвал ее силы и вверг в состояние глубокой депрессии.

Отметим, что все это время банковская система подвергалась неблагоприятным воздействиям, приводящим к сжатию ее участия в функционировании и развитии экономики.

  • 1. В ходе либерализации при высокой инфляции произошло обесценение активов и капитала. Достаточно вспомнить утрату сбережений вкладчиков Сбербанка в эти годы, которая была одновременно и обесценением депозитов банка, сокращением кредитных ресурсов. В 1995 г., когда число банков достигло максимума, их активы в реальном выражении (по дефлятору ВВП) составляли примерно 20% от показателя конца 1992 г., достигнув минимума за переходный период.
  • 2. В 1992-1995 гг. шел активный процесс демонетизации экономики. Росли неплатежи, бартер, взаимозачеты, в расчетах росла роль наличных денег. Предприятия не могли получить кредит в силу его дороговизны, а без кредита банки теряли большую часть своей привлекательности. В то же время они подставляли своих клиентов под контроль государства. Поэтому доля хозяйства и ВВП, обслуживаемая банками, существенно сократилась.
  • 3. Хотя российские банки начинали в весьма либеральных условиях и могли рисковать как хотели, все же уровень рисков был столь высок, что им приходилось формировать значительные резервы, отвлекая ресурсы от доходных вложений. Доля резервов в активах составляла в России в 1993 г. 13,2% против 5,82% в Корее (1992 г.), 2,7% в Германии, 2,17% в США и 1,02% в Японии*. Правда, в период высокой инфляции в других странах этот показатель был еще выше, чем в России: в Аргентине в 1985 г. - 19,58%, в Чили в 1975 г. - 39, в Израиле в 1984 г. - 18,5%. * Матовников М. Функционирование банковской системы России в условиях макроэкономической нестабильности. М.: ИЭПП, 2000. С. 47.
  • 4. Отставание процентных ставок от роста цен, особенно в начальный период, когда цены росли быстрей инфляционных ожиданий. Старые банки, привязанные к своей клиентуре еще с плановых времен, когда в обиходе были ставки 2-3%, не могли решиться сразу поднять ставки по кредитам до реально положительных значений, тем более что ЦБ при темпах месячной инфляции до 12-15% долго держал ставку рефинансирования на уровне 20% годовых.

Кстати, новые банки придерживались иной тактики, выигрывая по сравнению со старыми прежде всего за счет свободы выбора наиболее выгодных сфер вложений и быстроты реакции. Это вело к изменению структуры банковской системы в пользу новых банков.

  • 5. Рост скорости обращения денег был дополнительным фактором обесценения остатков на счетах, сокращения ресурсов банков, увеличения резервов.
  • 6. Угроза банковской паники, всегда имеющаяся в условиях макроэкономической нестабильности, особенно возрастала при резких скачках курса, при девальвации, как, например, в "черный вторник" 11 октября 1994 г. А это усиливало действие всех перечисленных ранее факторов.

И тем не менее при крупном спаде в экономике и при сужении сферы ее обслуживания банками они вплоть до 1998 г. процветали, причем при низком качестве услуг. Большая часть состояний была сколочена в банковской сфере или при участии банков, доходы стремительно перераспределялись в их пользу.

Одна из важнейших общих причин была указана выше (гл.7): с самого начала переходного периода происходили структурные сдвиги в пользу секторов, которые отсутствовали в плановой экономике, а в экономике рыночной должны были выполнять регулирующие функции, заменяя план. В таких секторах была наибольшая эффективность вложений, и финансовые потоки направлялись в их сторону.

Это торговля и банки.Но сейчас нас интересуют не только подобные общие заключения, но и конкретные механизмы, посредством которых осуществлялись эти структурные сдвиги. И здесь мы можем выделить следующие факторы.

  • * До 1995 г. действовали столь либеральные правила учреждения и функционирования банков, что их мог создавать кто угодно. Низкие требования к минимальному размеру уставного капитала, к квалификации руководителей и персонала, борьба в 1991 г. за юрисдикцию над коммерческими банками между ЦБ России и Госбанком СССР - все это привело к тому, что учредить банк было столь же просто, как и любой кооператив*. Это способствовало банковскому буму и позволяло банкам до поры до времени не считаться с рисками.* Матовников М. Указ. соч. С. 113.
  • * Быстрый рост частного сектора, увеличение числа рыночных агентов создавали большой спрос на банковские услуги, позволяя банкам устанавливать низкие ставки по привлекаемым средствам и высокие ставки по кредитам, высокие комиссионные при расчетном обслуживании. В нестабильных условиях даже при отрицательных реальных ставках по кредитам банки могут получать сверхприбыль, если разрыв ставок по кредитам и депозитам (спрэд) возрастает еще больше*. В России как раз банковская система навязывала кредиторам и владельцам трансакционных счетов резко заниженные ставки, получая прибыль при крайне неэффективной работе. Особо успешными оказывались банки, обслуживающие экспортно-импортные операции, где были большие доходы от разницы цен и игры на курсе.
  • * Матовников М. Указ. соч. С. 49 - 51.* Высокая инфляция 1992-1994 гг. в конечном итоге для банков оказалась чрезвычайно выгодной. ЦБ в эти годы производил эмиссию в крупных масштабах, и банки стояли у начала денежного потока. Поэтому, хотя активы и обесценивались, новые поступления, не только учитывавшие, но и опережавшие инфляцию, восполняли потери и, более того, перераспределяли доходы в пользу банков и в ущерб другим отраслям. Механизм был прост: ЦБ выделял централизованные кредиты на поддержку предприятий той или иной отрасли. Иногда это был Минфин, выделявший ассигнования на пополнение оборотных средств. Деньги доводились через банки, других механизмов не было. Банки получали приличную долю плюс придерживали деньги на своих счетах, пуская их в оборот. При высоких процентных ставках они "наваривали" на подобных операциях большие деньги. Думаю, что в фазе высокой инфляции это был один из главных источников обогащения*.
  • * Банковская система России: кризис и перспективы развития / Аналитическая лаборатория "АлВеди". М, 1999. С. 8-9.
  • * Со временем, учитывая возраставшие кредитные риски, банки все больше старались уйти в иные сферы, заняться другими типами операций. Поскольку в 1992-1994 гг. финансовые рынки были слабо развиты, ГКО появились только в середине 1993 г., важнейшим доходным инструментом была валюта, спекуляции на валютном рынке. Кроме того, важную роль играл рынок межбанковских кредитов, на котором до банковского кризиса 1995 г. осуществлялись крупные обороты.
  • * Хозяйство жило своей жизнью, все более погрязая в неплатежах, бартере, теневых операциях, приходя в упадок, а у банков - своя жизнь, в "буче боевой кипучей", отделенная от треволнений реальной экономики.

Сущность двухуровневой банковской системы………………………… 2

Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного

предприятия…………………………………………………………………4

Типы коммерческих банков……………………………………………… 6

Проблемы функционирования коммерческих банков России

в переходный период……………………………………………………….7

Список литературы…………………………………………………………9

Лист для рецензии………………………………………………………….10

Сущность двухуровневой банковской системы

Банковская система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и товарного производства и обращения исторически шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства. Как и в других странах, банки в РФ не отвечают по обязательствам государства, а государство по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законодательством, или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность. Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк РФ. Второй блок - коммерческие банки.

Коммерческие банки являются многофункциональными учреждениями, оперирующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Крупные коммерческие банки предоставляют клиентам полный спектр услуг, включая кредиты, прием депозитов расчетов и т.д. Этим они отличны от специализированных учреждений, которые ограничены определенными функциями. Коммерческие банки традиционно играют роль базового звена кредитной системы. Переплетение функций различных видов кредитных учреждений и популярность универсального типа банка создает известные трудности для определения понятий банк и банковская деятельность. Чаще всего главным признаком банковской деятельности считается прием депозитов и выдача кредитов.

Двухуровневая банковская система основана на взаимосвязи банков в двух плоскостях:

а) вертикальная взаимосвязь показывает соподчиненность банков в банковской системе;

б) горизонтальная – равноправие банков на каждой ступени.

Первый уровень занимает Центральный банк РФ, в его ведение входит монопольное право на эмиссию и надзор за деятельностью коммерческих банков. Второй уровень это коммерческие банки, которые обслуживают клиентов. Размер кредитной эмиссии регулируется ЦБ.

Главными задачами ЦБ являются:

1)Поддержание стабильности денежной системы государства,

2)Обеспечение покупательской стабильности национальной валюты,

3)Влияние на ценовую систему страны.

Достижение целей – эмиссия, которая осуществляется через следующие функции ЦБ:

Эмиссия наличных денег и контроль за денежным обращением,

Аккумуляция и хранение резервов кредитных учреждений

Хранение официальных золотых и валютных резервов страны

Исполнение государственного бюджета и управление гос.долгом

Кредитование коммерческих банков, выполнение роли кредитора

Организация и осуществление межбюджетных отношений

Денежное кредитное регулирование экономики

Регулирование и контроль за деятельностью кредитных учреждений

Это обеспечивается через следующие операции ЦБ:

1)Выдача лицензий на банковскую деятельность

2)Проверка отчетности в коммерческих банках

3)Банк устанавливает нормативы деятельности коммерческого банка и контролирует их выполнение.

Нормативы для коммерческих банков:

Достаточности капитала;

Нормативы ликвидности коммерческого банка;

Нормативы ограничения кредитной деятельности банка (ограничение на крупные кредиты и вклады)

Минимальные резервы депонирования в ЦБ.

Коммерческие банки действуют на основании лицензий на совершение банковских операций, получаемых от центрального банка. Если речь идет о получении лицензии банком с участием иностранного капитала, иностранным банком или филиалом банка другой страны, то необходимо представить некоторые легализованные в установленном порядке документы. Госбанк для обеспечения всем коммерческим банкам равных конкурентных условий имеет полномочия предъявлять дополнительные требования к учредителям иностранных банков и банков с участием иностранного капитала относительно минимального и максимального размеров их уставного капитала. Госбанк осуществляет надзор за выполнением условий выданных коммерческим банкам лицензий и проводят ревизии и тематические проверки операций в иностранной валюте, выполняемых банками. По результатам проверок и ревизий они имеют право применять к коммерческим банкам меры, предусмотренные действующим законодательством.

Аккумуляция банками свободных денежных средств и вложение их в дело в самых различных формах обычно приносит высокие доходы не только самим банкам, но и их клиентам. Учредителями коммерческих банков могут быть как юридические лица, так и граждане. Не исключено привлечение в состав учредителей и иностранных партнеров. Банкам предоставлено право открывать филиалы как внутри страны, так и за рубежом. Все это имеет надежную правовую основу. В банковской сфере впервые нашли конкретное проявление признаки демонополизации, деловой конкуренции. Безусловно, развитие рыночных отношений будет стимулировать дальнейшее совершенствование банковской системы, возрастание ее роли в укреплении экономических связей.

Понятие и сущность коммерческого банка как хозрасчетного предприятия.

Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Операции коммерческих банков.

Коммерческие банки могут осуществлять весь комплекс кредитных и расчетных операций, присущих банковскому органу. Рассмотрим более подробно характер совершаемых коммерческими банками операций.

Основные из них следующие:

Ведение счетов клиентов и банков-корреспондентов;

Финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств;

Выпуск платежных документов и иных ценных бумаг (чеков, аккредитивов, векселей, акций, облигаций и других);

Покупка, продажа и хранение государственных платежных документов и иных ценных бумаг и другие операции с ними;

Выдача [А.В.1] поручительств, гарантий и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

Приобретение права требования из поставки товаров и оказания услуг, принятие рисков исполнения таких требований и инкассация этих требований (факторинг);

Иностранной валюты;

Покупка и продажа в РФ и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

На счета и во вклады и иные операции с этими ценностями в соответствии с международной банковской практикой;

Доверительные операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и другие) по поручению клиентов;

Лизинговые операции;

Оказание консультационных услуг, связанных с банковской деятельностью.

Важное место в деятельности коммерческих банков принадлежит организации и осуществлению международных расчетов, операций с иностранной валютой, кассовому обслуживанию имеющей ее клиентуры. В настоящее время уже более 200 банков проводят такие операции.

Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат законам страны, вытекают из Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).

  • I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  • I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  • II. Становление и развитие системы общественного призрения
  • II. Структура Системы сертификации ГОСТ Р и функции ее участников
  • IV Этап. Завершение формирования колониальной системы. Конец XIX – начало XX вв.
  • Web-сайт как основа, главный элемент, системы коммуникаций в Интернете
  • Одноуровневая банковская система предусматривает наличие только горизонтальных связей между кредитными организациями. Такой тип характерен для слаборазвитых в экономическом отношении стран. Одноуровневая банковская система может быть в нескольких случаях:

    "в стране еще нет центрального банка. Это соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки могли выполнять любые банковские операции, в том числе осуществлять эмиссию своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из правил; здесь в качестве примера можно привести Люксембург, где ведется работа по созданию центрального банка, и Гонконг, в котором по соглашению с Великобританией функции центрального банка выполняет Банк Англии; в стране действует только центральный банк, такая банковская система - монобанковская система во главе с Госбанком СССР - действовала в СССР;центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками, примером этого случая также может служить банковская система СССР.

    Двухуровневая банковская система имеет связи по горизонтали и вертикали . Вертикальные взаимосвязи - это отношения подчинения между управляющим центром (центральным банком) и низовыми звеньями (коммерческие банки и специализированные банки), а горизонтальные отношения характеризуют равноправное партнерство между субъектами низового уровня. В условиях двухуровневого варианта построения банковской системы происходит дифференциация функций на административно-управленческие (выполняются центральным банком); по обслуживанию хозяйства (осуществляют коммерческие банки).

    На сегодняшний момент практически во всех странах с рыночной экономикой созданы двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует центральный банк страны, наделенный эмиссионной, надзорной, законотворческой функциями, а на втором уровне осуществляют свои операции коммерческие банки.

    Преимуществами двухуровневой банковской системы является постоянный контроль со стороны центробанков, это не дает частным банкам вести свои эгоистичные политики в странах.

    Недостаток, тот же, всем банкам приходится подчиняться единому центру.

    В одноуровневой системе все наоборот.



    Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает, как рыночная модель и разделена на два яруса. Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Российской Федерации, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито.

    Банки в условиях рыночной экономики - главные звенья кредитной системы.Экономические (денежные) отношения, возникающие при банковском кредитовании,позволяют временно свободные денежные средства государства, юридических ифизических лиц, которые аккумулируют кредитные организации, предоставлятьюридическим и физическим лицам на условиях возвратности. Организация же идеятельность банковских и небанковских кредитных организаций регулируются припомощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право.В последние годы активно формируется законодательная база регулированияфинансовых отношений, в том числе и банковских. Россия, взяв на вооружениеопыт правового регулирования финансовых отношений в странах, с развитойрыночной экономикой, преломила его на отечественной почве, что выражается вомногих экономических и социальных преобразованиях, в развитиипроизводственного потенциала, в укреплении государственных финансов.Перед банками в 21 в. возникают проблемы, являющиеся следствием той среды, вкоторой банки функционируют. Эти явления происходят в глобальном, европейскоми общенациональном масштабах. Необходимо отметить основные направленияпреобразования банков:1. Глобализация финансовых рынков, предопределяющая переход отраздробленного рынка финансовых услуг однородному. 2. Развитие технологий позволит перейти к мировым интегрированнымпроцессам что дает возможность сформировать единую сеть связанных между собойфирм.3. Расширение и развитие Европейского сообщества вместе с интеграциейвалюты будут стимулировать создание общего европейского рынка.4. Банки будут приспосабливать предложение своих услуг к конкретнымпотребностям отдельных сегментов рынка с учетом тенденций их развития.

    15.Краткосрочная финансовая политика: общее понятие, цели и принципы построения.

    Финансовая политика – это общая идеология организации, подчиненная достижению основной цели ее деятельности – получение прибыли. В рамках общей финансовой идеологии организации выделяются также ее финансовая стратегия и тактика.
    Финансовая стратегия – это искусство ведения финансовой политика, а тактика – составная часть этого искусства, совокупность конкретных приемов и способов действий в конкретной ситуации.

    Управление предприятием в краткосрочном периоде базируется на краткосрочной финансовой политике. Успешность работы предприятия в краткосрочном периоде в решающей степени зависит от качества разработанной им краткосрочной финансовой политики , под которой понимается система мер, направленных на обеспечение бесперебойного финансирования его текущей деятельности.
    В рамках государственной деятельности, целями краткосрочной финансовой политики являются: создание, регулирование и контроль денежных потоков; установление сбалансированности текущих активных и пассивных операций государства.

    В ходе реализации краткосрочной финансовой политики следует выделить следующие элементы:

    Ценовая политика;

    Учетная политика;

    Налоговая политика;

    Политика управления оборотными активами;

    Политика управления кредиторской задолженностью.

    Для достижения результатов необходима внутренняя сбалансированность и согласованность. Формирование и реализация на практике краткосрочной финансовой политики основана на принципах:

    1. Принцип самоокупаемости.

    2. Принцип самофинансирования.

    3. Принцип самоуправления.

    4. Принцип ответственности.

    5. Принцип контроля.

    6. Принцип заинтересованности в результате хозяйственной деятельности.

    7. Принцип формирования финансовых резервов.

    Цели краткосрочной финансовой политики (КФП):

    • обеспечение производства в рамках имеющихся производственных мощностей и основных фондов;
    • обеспечение гибкости текущего финансирования;
    • генерирования (накапливание) собственных источников финансирования.

    Основная задача КФП – обеспечение бесперебойного финансирования текущей деятельности предприятия. Эта задача предусматривает постановку множества разноплановых частных задач, среди которых могут быть:

    1. выбор модели управления оборотным капиталом;
    2. определение размера участия заемного капитала в допустимой степени в зависимости от кредиторов;
    3. определение форм заимствования с учетом особенностей производственного и финансовых циклов предприятия цены заемных средств и налогового аспекта заимствования; и т.д.