Ra Экспорт–это важный фактор мировой торговли и залог успеха! Значение внешней торговли для современной экономики россии.

Факторы и предпосылки, формирующие внешнюю торговлю России

На внешнюю торговлю России оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, которые влияют на формирование внешней торговли страны.

Рассмотрим основные внутренние факторы. Среди внутренних факторов выделяют:

  1. географическое положение и обширная площадь страны, которые позволяет развивать торгово-экономические отношения со странами Евросоюза, СНГ, Китаем и другими странами;
  2. значимый запас природных ресурсов;
  3. относительно невысокая стоимость трудовых ресурсов при высоком в среднем уровне образованности населения;
  4. высококвалифицированные кадры и наличие отечественных передовых разработок в области оборонной промышленности, судостроения, атомной промышленности.

Среди внешних факторов выделяют:

  1. участие в торгово-экономических союзах (ВТО, СНГ, БРИКС, АТЭС, Евразийское экономическое общество и другие);
  2. общемировые цены на нефть, энергоресурсы, колебания курсов валют;
  3. невысокая доля заинтересованности международных инвесторов в инвестиции в высокотехнологичные, культурно-социальные проекты.

Оценка состояния внешней торговли России

Состояние и структура внешней торговли оценивается такими показателями как экспорт, импорт, внешнеторговый оборот, сальдо торгового баланса, мировой экспорт и импорт и доля стран в структуре, экспортная и импортная квота (доля экспорта и импорта в Валовом внутреннем продукте страны).

Данные показатели оцениваются в динамике, также применяется факторный, индексный, сравнительный анализ. Исходными данными для оценки являются статистические сборники, сайт Федеральной таможенной службы, сайт Центрального Банка России, сайт Федеральной службы статистики.

Замечание 1

Особенностью внешней торговли России является преобладание в экспорте нефти, газа, угля, алюминия, драгоценных материалов, машиностроения в области оборонной промышленности. В импорте преобладают машиностроение, оборудование и транспортные средства, что создает высокую импортозависимость страны и создает опасность для внутренней безопасности в эру информатизации и электронного общества.

Значение внешней торговли для экономики России

Оценить влияние внешней торговли на экономику страны можно с помощью оценки структуры импорта и экспорта, а также места в мире по экспорту и импорту определенных групп товаров, доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджете страны. Выявить статистическую зависимость можно с помощью корреляционно-регрессионного анализа, где в качестве показателя развития экономики будет выступать Валовой Национальный доход за несколько периодов, а в качестве факторных показателей различные показатели внешней торговли.

Замечание 2

Экономика Российской Федерации во многом зависит от экспорта нефти, газа, угля и цен на данные товары.

Так, во время резкого падения цен на нефть в 2013 году в экономике Российской Федерации и темпах роста Валового Национального Продукта наблюдались значительные тенденции к снижению производства, рост инфляции, а как следствие снижение реальных заработных плат, реальных доходов предприятия и общего уровня жизни населения.

Так в импорте сильная зависимость от машиностроения (высокотехнологичного, электронного, деталей), лекарств создает предпосылки к угрозам безопасности страны.

В консолидированном бюджете страны на доходы от внешнеэкономической деятельности приходится 9,6 % в 2016 году, а на доходы от НДС на ввозимые товары – 6,9 %, на доходы от акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию страны – 0,22 %.

Так зависимость бюджета Российской Федерации от внешней торговли очень высока, как и зависимость экономики от экспорта продуктов топливно-энергетического комплекса, алюминия, стали, оборонной промышленности, зерновых и пшеницы, химической продукции.

Одной из традиционных форм участия нашей страны в систе­ме международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потен­циальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой по­литики, использования тарифных и нетарифных методов регули­рования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизо­ванной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический ком­плекс страны, развитие внешней торговли и других форм внеш­неэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, фор­мирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 19992000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической по­литике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безогляд­ной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «лю­бой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отече­ственного производителя.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были ха­рактерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 5070-е гг. экономики Индии и Бра­зилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустри­альных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти мо­дели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значитель­ным научно-техническим, производственным, кадровым и интел­лектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой оте­чественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энерге­тическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторго­вой политике обеспечение равноправного, недискриминаци­онного участия России в международной торговле. На этом на­правлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

Охарактеризуем динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России в 90-е годы.

В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзны­ми республиками не рассматривались как внешнеторговая дея­тельность, а товары российского производства, поступая на ми­ровой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося эко­номического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начи­нает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.

1991 г. последний год существования СССР охарактеризо­вался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важ­ных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвер­тируемую валюту и последующий роспуск этой организации, фун­кционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).

С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом миро­вой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в дол­ларах США по текущему курсу.

Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осущест­вляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируе­мых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).

С 1992 по 1997 гг. наблюдался непрерывный рост внешнеторго­вого оборота (с 96,6 до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997 1998 гг. цен на нефть главный экспортный товар России привел к резкому спаду внешнеторгового оборо­та, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 19992003 гг., когда цены на этот товар существенно возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого 60,6 млрд. долл. был достигнут в 2000 г.).

Таблица 1. Динамика внешней торговли России (млрд. долл.)*

С учетом неорганизованной торговли.

Несмотря на колебания объемов импорта и экспорта, с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, до­стигшее максимальной величины в 2000 г. В условиях высокой внеш­ней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, и неопределенности в отношениях с международными финансовы­ми центрами положительное сальдо внешней торговли способству­ет накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведе­нию Россией более самостоятельной экономической политики.

С 1992 г. в географической структуре внешней торговли России произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг.

Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны члены СЭВ и другие социалистические страны, доля которых пре­вышала 60 %. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в СКВ уже с 1990 г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран Восточной Европы (бывшие чле­ны СЭВ) на западные рынки с их более качественными товарами. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60 %, ас некоторыми государствами еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внеш­неэкономических партнеров СССР Польша, Чехословакия и Бол­гария отступили на второй план.

Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991 г. за­няли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3 %. Сокращение торгового оборота с этой группой стран тоже произошло, но оно не было столь об­вальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Герма­ния заняла первое место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.

В статистике внешней торговли России выделяются два круп­ных политико-географических сектора: страны СНГ, «ближнее за­рубежье», и страны вне СНГ, или «дальнее зарубежье». Выделе­ние этих двух секторов связано с рядом различий в регулирова­нии, системе расчетов и ценообразовании.

Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой. Так, в 2001 г. удель­ный вес 15-ти государств ЕС в обороте внешней торговли России составил более 37 %. Если к этому показателю прибавить другие индустриальные страны (США, Канаду, Японию и т.д.), то доля индустриальных государств превысит 50 %. Если же прибавить к ним 10 новых стран-членов ЕС (вступивших в ЕС в мае 2004 г.), то кар­тина изменится еще более существенным образом. В географиче­ской структуре внешней торговли РФ продолжается действие тен­денции, наметившейся еще в конце 80-х годов.

Страны СНГ занимают устойчивое второе место среди внеш­неторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24 25 %) был достигнут в 1993 1994 гг., а к 2002 г. он сокра­тился в российском экспорте до 14,8 %, а в российском импор­те до 22,2.%.

Третью группу внешнеторговых партнеров России составляют государства Центральной и Восточной Европы бывшие члены СЭВ. Их удельный вес составляет 12 13% и имеет тенденцию к снижению. Важнейшие партнеры России в этой группе Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

В целом сохранялась тенденция сокращения в российской внеш­ней торговле удельного веса развивающихся стран. Главные парт­неры здесь Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Еги­пет, Бразилия. До минимума сократилась торговля с такими стра­нами (бывшими членами СЭВ), как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.

Один из крупнейших торговых партнеров России Китай. Если во второй половине 90-х гг. оборот российско-китайской тор­говли сокращался, несмотря на важные политические и эконо­мические договоренности на высшем уровне, то в 2000 2002 гг. он существенно возрос и доля Китая в российском экспорте в 2002 г. составила 6,4 %, а в российском импорте 5,2 %.

Основными внешнеторговыми партнерами России в 2002 г. были: Германия 7,6 % российского экспорта; Италия 7,0; Нидер­ланды 6,8; Китай 6,4; Украина 5,5 % (всего на первые пять стран приходилась 1/3 часть российского экспорта); далее Бело­руссия 5,5%; Швейцария 5,1; США 3,7; Великобрита­ния 3,5; Польша 3,5 % (всего на десять первых стран прихо­дилось более 1/2 части российского экспорта).

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рын­ке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке Рос­сии. Однако сложившаяся к началу XXIв. товарная структура внеш­ней торговли не соответствует экономическому, интеллектуаль­ному, промышленному и агроклиматическому потенциалам Рос­сии. Она является следствием экономического кризиса и спада производства, с одной стороны, неконкурентоспособности мно­гих российских производств и неудач в структурной трансформа­ции народного хозяйства с другой. Многие особенности товар­ной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд проблем возник уже в 90-е гг.

В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господ­ствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные про­дукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты (табл. 4.2). Удель­ный вес этой группы традиционно превышает 40 %, а его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся при­мерно на одном уровне (132 млн. т нефти в 2000 г.).

Таблица 2. Товарная структура импорта и экспорта России в 2000 т., % к итогу*

* Источник: Россия в цифрах. М., 2001. С. 357.

В экспорте России 2-е место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, в пер­вую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинго­вая компания, угрожающая российским поставщикам запрети­тельно высокими импортными пошлинами.

По сравнению с советским периодом значительно возрос экс­порт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. Рос­сия один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмаз­ным монополистом фирмой «Де Бирс» эта корпорация обяза­лась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.

Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» за­нимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направ­ляется в страны СНГ. Именно здесь - самое слабое место в струк­туре российского экспорта, отражающее как неконкурентоспо­собность российского машиностроения, так и недостатки госу­дарственной промышленной политики и «пороки» конверсии во­енно-промышленного комплекса.

В СССР доля машинотехнической продукции в экспорте была более чем в 3 раза выше. Но не следует забывать, что на рынки стран Западной Европы, США и Японии советская техника до 1992 г. почти не поступала. В настоящее время рынки стран Центральной и Восточ­ной Европы для российского машиностроения практически потеря­ны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. То же самое относится и к тор­говле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2,03,5 млрд. долл. Однако с начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники уже третье место после США и Великобритании. В 2003 г. поставки вооружений и военной техники из России превы­сили 5 млрд. долл. Значительное место в машинотехническом экс­порте России занимают изделия электротехнической промышлен­ности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.

В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калий­ные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опас­ность антидемпинговых санкций в отношении товаров с более высокой степенью обработки.

На 1-м месте по ввозу находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (3136 %), высокий удель­ный вес которой характерен для импорта развитых стран; он был примерно таким же и в советский период. Однако товарная струк­тура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились легковые ав­томобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышлен­ности России оказались неконкурентоспособными и, за исключе­нием автомобилестроения, сократили до минимума свое произ­водство, не приспособившись к условиям открытой экономики.

Примерно такое же положение сложилось с ввозом товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сы­рье» (2-е место, 22 25 %). Удельный вес этой группы примерно соответствует советскому периоду. В 80-е гг. главной статьей ввоза было зерно (максимально до 42 млн. т в год). В 90-е гг. централизо-ванные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продоволъственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алко­гольные и безалкогольные напитки, кондитерские и табачные изделия.

Финансовый кризис августа 1998 г. в сочетании с «потреби­тельским патриотизмом» привел к определенному вытеснению им­портной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных ин­вестиций. Это касается, в первую очередь, молочной, масложи-ровой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленно­сти, производства соков, безалкогольных напитков и т. д., неред­ко под привычными российскими марками. Тем не менее агропро­мышленный комплекс (АПК) России остается нереформирован­ным, восстановление многих отраслей животноводства требует дли­тельного времени и больших инвестиций, чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обес­печения продовольственной безопасности недостаточны.

Группа «Продукция химической промышленности» занима­ет 3-е место в российском импорте (1418 %). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества това­ров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, фармацевтических изделий. Указанные товары большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. И для этой группы, особенно товаров бытовой химии, характерно импортозамещение на базе прямых иностранных инвестиций и им­порта технологий.

Следует заметить, что основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны.

Хотя в мае 2002 г. Министерство торговли США и Комиссии ЕС предоставили России статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ог­раничений в отношении российского экспорта готовой продук­ции, завершения переговоров о вступлении во Всемирную торго­вую организацию.

Диверсификация российского экспорта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью обработки будет связано с рест­руктуризацией промышленности и развитием ее конкурентоспо­собности на мировом рынке производств.

Рассмотрим формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России. Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно даже предшествовало радикальным реформам начала 90-х гг. и проводи­лось более решительно и последовательно. Рыночные отноше­ния стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь, с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, т.е. исключительное право го­сударства на осуществление внешнеэкономической деятельности но всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. Начало было положено расширением прав государствен­ных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональ­ные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной про­дукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы соб­ственности.

Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится само­стоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосред­ственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следую­щим образом:

Обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;

· защита внутреннего рынка и отечественного производителя в
процессе осуществления внешнеторговых связей;

· заключение международных договоров в области внешних экономических связей и участие в деятельности международных эко­номических организаций с целью создания наиболее благоприят­ных условий для экономического развития страны.

В 90-е гг. постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внеш­неторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Уста­новлен приоритет экономических методов регулирования внеш­ней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

Важнейшие Федеральные законы, составившие в 2003 г. осно­ву российского законодательства во внешней торговле, следую­щие:

· «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуще­ствлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 63-
ФЗ;

· Таможенный кодекс РФ (в редакции 2003 г., вступил в дей­ствие 01.01.2004);

· «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (1998 г.);

· «О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.);

· «Об экспортном контроле» (1999 г.);

· «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.);

· «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.)

Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимо­сти товара, по которой рассчитываются также налоги на ввози­мые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (дек­ларантом), и проверяется таможней, оформляющей груз. Тамож­ня решает вопрос о величине пошлины на основе документов декларанта либо собственной ценовой информации.

Таможенная стоимость определяется шестью методами, глав­ные из которых - расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспорт­ные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.

К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.

Таможенный тариф включает код товара, название товара, став­ку (ставки) таможенной пошлины.

В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное распространение имеют комбинированные, увеличивающие общее обложение. Вывозные пошлины большей частью специфические или комбинированные.

Таможенный кодекс РФ это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономиче­ские и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс РФ регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможен­ного оформления и таможенного контроля. Ответственность за на­рушения таможенных правил также предусмотрена специальны­ми разделами кодекса. Таможенный кодекс РФ устанавливает так­же правила ведения таможенной статистики и товарной номенк­латуры внешнеэкономической деятельности.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней тор­говли России. Внешнеторговая деятельность рассматривается как Деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственнос­тью. Под товаром понимается любое движимое имущество, а ре­зультаты интеллектуальной деятельности включают интеллекту­альную собственность.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

· российские юридические лица;

· российские физические лица, зарегистрированные в каче­стве индивидуальных предпринимателей;

· иностранные юридические лица и организации в иной форме;

· иностранные физические лица;

· Российская Федерация;

· субъекты Российской Федерации;

· муниципальные образования.

При этом иностранные лица осуществляют свою внешнетор­говую деятельность в России в соответствии с российским зако­нодательством. Непосредственное участие государства и муници­пальных образований во внешнеторговой деятельности регулиру­ется законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов. Все участники внешнеторговой деятельности равноправны и на­ходятся под защитой государства.

Состав участников внешней торговли России реально выгля­дит следующим образом.

1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (порядка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внешне­торговых связей и обеспечивают основной (порядка 80 %) объем экспортно-импортных операций.

Государственные внешнеторговые организации - правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь со­зданные, имеющие статус федеральных государственных унитар­ных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военно-технического сотрудничества в целом. Кроме того, сохраняется их роль в поставках российского оборудования и дру­гих инвестиционных товаров по межгосударственным соглашениям.

Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («чел­ноки»). Сотни тысяч «челноков» в основном поставляют потреби­тельские товары (одежду, обувь и прочие) на внутренний рынок из Турции, Китая, ОАЭ и других стран, продовольственные това­ры (включая фрукты и овощи) - из стран СНГ. В 1996- 1997 гг. стоимость «челночного» импорта составляла в среднем более
20 млрд. долл. в год, в 1990 2000 гг. она снизилась до 10- 11 млрд.
долл., а в 20012002 гг. вновь повысилась до 1314 млрд. долл.
Удельный вес «челночного» ввоза в общем российском импорте
вновь колеблется по годам в пределах 23 30 %.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с пере­мещением товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.

Основные методы регулирования внешнеторговой деятельно­сти носят экономический характер. В то же время не исключаются государственная монополия на торговлю определенными катего­риями товаров, ограничения и временные запреты на ввоз и вы­воз товаров в интересах национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Законы и другие нормативные акты, принятые во второй по­ловине 90-х гг., способствовали усилению государственного ре­гулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и националь­ного производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, Россия начала жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.

Рассмотрим тарифное регулирование внешней торговли России. В государственном регулировании внешней торговли России ис­пользуются все общепринятые в мировой практике методы и ин­струменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ог­раничений.

Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные го­сударственную и таможенную границы с Норвегией, Финлянди­ей, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем таможенные гра­ницы с новыми независимыми государствами необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Бал­тии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое по­ложение в этом отношении занимают только границы с Белорус­сией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Ка­захстаном, где таможенная граница только оборудуется.

С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые из России, под­лежат таможенному оформлению. Это относится и к странам членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание та­моженных сборов за оформление и хранение товаров, санитар­ный и ветеринарный контроль и т.д. Только оформление тран­зитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов.

Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.

При современном экономическом положении России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большин­ства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета, Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.

Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ныне Федеральная таможенная служба - ФТС), 7 территориальных таможенных управлений, та­можни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.

Таможенная служба контролирует движение через таможенную границу товаров, движимого имущества и услуг. При взимании пошлин она руководствуется Товарной номенклатурой внешне­экономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная класси­фикация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством РФ в 1992 г. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, приня­той в Европейском Союзе, и совпадает с ТН ВЭД.

ТН ВЭД включает 97 групп товаров, объединенных в 24 разде­ла, и имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:

01.Живые животные.

02.Мясо и пищевые мясные субпродукты.

10. Зерновые хлеба.

30. Фармацевтические товары.

39. Пластмассы и изделия из них.

72. Черные металлы и изделия из них.

84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления.

97. Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-значный код, которым и руководствуется таможенник при контроле за прохождением товара.

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Ввоз­ной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднок­ратно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторго­вой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продоволь­ствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла дру­гая проблема затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и уси­ления конкуренции со стороны иностранных товаров.

Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тен­денция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (авто­мобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, некоторые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отде­лочные строительные материалы и т.д.).

Ныне действующий таможенный тариф утвержден постанов­лением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в дей­ствие с 1 апреля 2000 г.

Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти сразу стал в повестку дня. На новом этапе развития выяс­нилось, что высокие ставки ввозных таможенных пошлин вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни за­щиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.

Иркутск, 2017г.

Введение. 4

1. Внешняя торговля страны: теоретические аспекты.. 6

1.1. Значение внешней торговли для экономики страны.. 6

1.2. Международное разделение труда как основа внешнеторговой специализации 8

1.3. Современные тенденции развития мировой торговли. 10

2. Анализ экономических отношений России и Китая. 12

2.1. Внешняя торговля Китая. 12

2.2. Внешняя торговля России. 15

2.3. Торговые и инвестиционные отношения Китая и России. 18

3. Проблемы и перспективы развития российско- китайских торговых отношений 24

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 30


Введение

Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество ведется на прочной основе политического взаимодоверия и общего стремления к взаимной выгоде, оно отвечает интересам в развитии обеих стран. Китай является главным партнером России. С каждым годом появляется все больше совместных проектов и программ. В 2015 году Москва и Пекин подписали более 30 соглашений в различных сферах сотрудничества, начиная с проектов в энергетике и заканчивая изучением дальнего космоса. Это высшее достижение в отношениях двух стран за последние 15 лет .

Таким образом, актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью исследования наиболее значимых аспектов экономических отношений между Россией и Китаем. Нужно отметить, что развитие сотрудничества между данными странами необходимо как для экономики этих стран, в целом, так и для их отдельных регионов. Отношения Россия - Китай затрагивают практически все сферы деятельности, включая не только традиционные прямые торговые и производственные связи, но и крупные инвестиционные проекты, проекты развития регионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества, программы в области культуры, науки, образования. Актуальным так же является то, что союз между странами Россией и Китаем набирает обороты и выходят на более высокий уровень. Но политологи и экономисты всего мира называют эти отношения неоднозначными, утверждая, что отношения Китая и России не равны. Многие считают, что Китай рассматривает Россию не как партнер, а как сырьевую колонию, ведь мы зависимы от Китая намного больше, чем от нас. Проведенный анализ курсовой работы поможет понять перспективу развития союза, выгодные интересы сторон в торгово-экономических сферах.

Объектом исследования являются структура и динамика торгово-экономических отношений России и Китая в условиях глобализации экономики и развития сотрудничества во всех сферах развития экономики.

Предметом исследования выступают вопросы, непосредственно связанные с реализацией торгово-экономического и инвестиционного партнерства России и Китая, симбиоз в сферах сотрудничества (Нефть, газ, торговля и др.).

Цель работы:исследовать и оценить состояние, проблемы и перспективы развития российско-китайских торгово-экономических отношений и разработать рекомендации по повышению их эффективности.

Поставленная цель исследования определяет необходимость решения следующих задач:

Провести анализ опыта и развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем

Проанализировать положение России в товарообороте Китая

Проанализировать положение Китая в товарообороте России

Рассмотреть товарную и страновую структуру импорта и экспорта России и Китая

Провести анализ торгово-экономических отношений России и Китая

Проанализировать состояние и потенциал развития российского и китайского сотрудничества в торгово-экономических отношениях


1. Внешняя торговля страны: теоретические аспекты

Значение внешней торговли для экономики страны

Внешняя торговля – это торговые отношения какой-либо страны с другими, которые состоят из экспорта и импорта. Совокупность внешнеторговых отношений между различными странами формирует международную торговлю. В рамках этой торговли с течением времени сформировалось международное разделение труда, которое и лежит в основе международных торговых отношений.

Основными субъектами мировой экономики являются:

Страны (национальные экономики)

Транснациональные корпорации и транснациональные банки

Интеграционные объединения

Международные экономические организации

Основные отличия внешней торговли от внутренней:

Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны;

При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления разных валют;

Внешняя торговля подвержена большему государственному контролю, нежели внутренняя;

Имеются большее число покупателей и большее число конкурентов.

Тенденция ко все большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международное разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа- автаркическое и открытое .

Под замкнутой (автаркической) понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны. Под полностью открытой экономикой понимается такая экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение .

Показатели развития МРТ:

1. Количественные:

- величина мирового товарооборота (сумма экспорта и импорта)

Внешнеторговый оборот страны (сумма экспорта и импорта страны)

Внешнеторговый баланс (разность экспорта и импорта)

Экспортная, импортная и внешнеторговая квота – доля, соответственно, экспорта и импорта в ВВП. Доля импорта и экспорта в объеме национального производства показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень "открытости" экономики .

Кэ=Э/ВВП * 100%

Ки= И/ВВП* 100%

Квт= ½(Э+И) /ВВП* 100%

Внешнеторговое сальдо – соотношение экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, страна имеет положительное внешнеторговое сальдо (активный торговый баланс), если импорт больше экспорта – отрицательное (пассивный торговый баланс). Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт.

Экспортный потенциал (экспортные возможности) – доля продукции, которая может быть продана данной страной без ущерба для собственной экономики;

Динамика международной торговли

2. Качественные

Географическая структура- субъекты (с кем торгует страна)

Товарная структура- распределение товарооборота по группам.

Состояние внешней торговли страны, уровень ее развития зависят прежде всего от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:

Обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в том числе и такими как информация, технология .

Емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;

Уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;

Стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.

Международная торговля является важным средством развития национальной экономики, поскольку с ее помощью повышается производительность труда, увеличивается общий объем производства. Государства, экспортирующие свои товары в другие страны, получают значительный экономический выигрыш за счет развития специализированных производств, которые обладают сравнительно более высокой эффективностью по сравнению со странами, производящими аналогичные продукцию .

Благодаря международной торговле мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния народа. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране ниже по сравнению со всей страной. Если так будет поступать каждая страна, то мир может в полной степени использовать преимущества географический и человеческий специализации .

Одной из традиционных форм участия нашей страны в системе международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потенциальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой политики, использования тарифных и нетарифных методов регулирования внешней торговли.

Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

и, частично, третьей, тогда как структурная перестройка экономики еще находится на стадии разработки программ.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический комплекс страны, развитие внешней торговли и других форм внешнеэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг. XX в., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 1999-2000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг.

XX в. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. XX в. происходил переход от безоглядной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были характерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 50-70-е гг. XX в. экономики Индии и Бразилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти модели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значительным научно-техническим, производственным, кадровым и интеллектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортзамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике - обеспечение равноправного, недискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО. 4.2.

Еще по теме 4.1. Значение внешней торговли для экономики России. Формирование внешнеторговой политики страны:

  1. Суть внешнеторговой политики и основные " направления внешней торговли
  2. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика,
  3. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. Платежный баланс
  4. Вопрос 2. Мировая торговля и ее экономическая основа. Внешнеторговая политика страны
  5. Тарифная защита страны во внешней торговле страны с «малой» экономикой Исходные данные и задание
  6. Особенности регулирования и проблемы внешней торговли России со странами - членами СНГ
  7. Формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России
  8. 3.5. Природопользование, экономическая география и регионалистика социальные аспекты экономики природопользования; управление природопользованием и правовая защита природной среды; научно-технический прогресс и направления улучшения природопользования; методы отраслевого размещения производства; размещение межотраслевых комплексов отраслей народного хозяйства России и стран СНГ; региональная экономика и региональная политика России и других стран СНГ

В чем заключается значение внешней торговли для развития национальной экономики?

глобализация мировой экономика торговля

Внешняя торговля - это (англ. foreign trade) торговля между странами, включающая вывоз (экспорт) и ввоз (импорт) товаров и услуг.

Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы.

Внешняя торговля проводится благодаря коммерческим операциям, проводимым самостоятельно компаниями, фирмами и государственными организациями, а прерогативой государства остается торговля оружием и стратегическим сырьем, а также установление правил, норм, ограничений, налогов на торговые операции, проводимые участниками внешней торговли.

Внешняя торговля характеризуется понятиями экспорта и импорта: первый предполагает вывоз товаров и услуг за рубеж и получение взамен иностранной валюты, а второй - ввоз их из-за границы с соответствующей оплатой. Экспорт, подобно инвестициям, увеличивает совокупный спрос в стране и приводит в действие мультипликатор внешней торговли, создавая первичную, вторичную, третичную и т.д. занятость. Увеличение же импорта ограничивает действие этого эффекта вследствие оттока финансовых ресурсов за границу.

Уровень внешней торговли характеризуется объемом внешнеторгового оборота, состоящим из экспорта, импорта и реэкспорта. Внешнеторговый оборот рассчитывается в сопоставимых ценах, отражающих его физический объем, и в текущих (фактических) ценах. Критерием места и значения внешней торговли в народном хозяйстве страны является удельный вес экспорта и импорта (экспортная и импортная квота) в валовом внутреннем продукте.

Внешняя торговля организуется на принципах, разработанных в 1947 г. и закрепленных Генеральным соглашением о торговле и тарифах (ГАТТ). В 1996 г. его заменила Всемирная торговая организация (ВТО), более широко рассматривающая внешнюю торговлю, включая в нее обмен товарными услугами и куплю-продажу интеллектуальной собственности.

Необходимость возникновения и развития системы отношений по международному обмену товаров и услуг обусловлена множеством причин. Одной из них является то, что практически ни одна страна не располагает количеством и набором ресурсов, необходимых для полного удовлетворения всей системы потребностей.

Каждая страна обладает ограниченным количеством труда и капитала, позволяющим ей производить различные товары, входящие в состав ВВП. Если для производства отдельных товаров в стране имеются наилучшие условия и связанные с ним издержки минимальны, то это позволяет ей, увеличивая производство данного товара и, продавая его другим странам, покупать товары, которые невозможно произвести внутри страны или производство которых обходится слишком дорого. Поэтому всегда причинами существования внешнеторговых отношений, а, следовательно, и современного рынка остаются международное разделение труда и взаимовыгодность обмена.

С развитием рыночной экономики необходимость внешнего рынка возрастает, реализация товаров за границей позволяет частично разрешать присущие рыночной экономике противоречия между производством и потреблением. Участие национальных хозяйств в международной торговле ведет к интенсификации воспроизводственного процесса по ряду направлений. Например, усиливается специализация, создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новой техники и технологий, растет занятость (согласно некоторым оценкам, увеличение экспорта промышленных товаров, эквивалентное 1% ВВП, вызывает рост доли промышленного сектора в общей занятости на 0,62-0,78%).

Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения развития и структурных изменений в национальных хозяйствах. Для многих развивающихся стран рост экспорта стал важной составляющей процесса индустриализации и увеличения темпов экономического роста. Это позволяет мобилизовать и более эффективно использовать природные ресурсы и рабочую силу, тем самым способствуя росту производительности труда и доходов. Одновременно растут технический уровень и качество выпускаемых в стране товаров. Увеличение внешнеторгового обмена между национальными хозяйствами усиливает синхронизацию экономических процессов в хозяйстве настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника рынка неизбежно влекут за собой международные последствия вплоть до распространения кризисных явлений на другие страны.

Таким образом, значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

Появляется возможность получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом;

Происходит насыщение внутреннего рынка;

Преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

Интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

Увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что, в конечном счете, способствует росту производительности труда и доходов;

На базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

Повышается уровень международной специализации страны.

Место международной торговли в системе международных экономических отношений определяется тем, что, во-первых, она является основой для других форм мирохозяйственных связей - вывоза капитала, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества. Во-вторых, развитие международной торговли товарами, в конечном счете, определяет динамику международного обмена услугами. В-третьих, развитие международной торговли способствует углублению международного разделения труда, интернационализации производства и последующей экономической интеграции. В-четвертых, стимулирует процессы зарубежного инвестирования и международных расчетов.