Предмет,объект, методы, функции макроэкономики. Функции макроэкономики

Как науки

Поскольку макроэкономика является составной частью экономической теории, она использует те же методы, что и экономическая наука как таковая. Но специфика объекта и предмета макроэкономики как науки обусловливает особенности применения общеэкономических методов.

Так, для макроэкономики особое значение имеет метод наблюдения. Здесь он тесно переплетается со статистическим методом, предполагая широкое использование данных национальной и международной статистики. Именно они дают представление о состоянии экономики и происходящих в ней процессах.

Очевидно, что такое представление можно получить, применяя к данным статистики метод анализа. Причем, в макроэкономике анализ статистических данных строится на сочетании статического и динамического подходов к экономике. Данные на какую-то дату (например, на конец года) характеризуют статическое состояние экономики – ее состояние на данный момент. Но когда они сравниваются с данными за предшествующий период (например, начало года), то возникает динамическая картина, характеризующая движение экономики за определенный период времени.

Макрокономическому анализу хорошо помогает графический метод, позволяющий наглядно представить состояние экономики на какой-то момент (например, диаграмма можеть дать представление о доле каждого сектора экономики в объеме национального производства) или происшедшие в экономике изменения за какой-то перирод времени (например, с помощью графика можно увидеть темпы экономического роста).

Наличие всеобщей связи в экономики требует широкого использование макроэкономикой диалектического и функционального методов. Диалектика предполагает рассмотрение отдельных составляющих национальной экономики в тесной взаимосвязи с другими элементами, в их развитии и изменении. Функциональный метод позволяет увидеть зависимости между элементами экономики, например, зависимость совокупного спроса от наличия в сфере товарного обращения денежной массы.

Функциональный метод оказывается тесно связанным с математическим методом и методом моделирования. Как известно, модель представляет собой упрощенный образ реальных объектов и явлений, поэтому макроэкономика широко использует модели национальной экономики, модели денежного обращения, воспроизводства общественного продукта и т.д.

Моделирование, в свою очередь, предполагает абстрагирование, то есть отвлечение от конкретных признаков и свойств изучаемых объектов и явлений и выделение главного, наиболее существенного, характерного для данных объектов и явлений. Так что сами модели предстают как абстракции.

Правильное использование методов исследования национальной экономики позволяет макроэкономике должным образом выполнять свои функции. Функции макроэкономики те же, что и экономической теории в целом: теоретико-методологическая, методологическая, прогностическая и практическая. Но есть у них и своя специфика. Она заключается в выдвижении на первое место практической функции.

Длительное время, еще со времен А.Смита, считалось, что экономическая теория должна просто описывать происходящие на макроуровне явления. Экономисты полагали, что свободное предпринимательство, игра сил рынка сами по себе, стихийно, автоматически обеспечивают экономическое развитие. Государственное вмешательство в экономику считалось недопустимым. Государству предписывалось соблюдать принцип laissez-faire, то есть принцип невмешательства, предоставления экономике действовать без какого-либо вмешательства со стороны государства. Роль последнего сводилась к обязанностям своеобразного «сторожа», охраняющего страну от вторжения на ее территорию врагов и поддерживающего в ней внутренний порядок.

Из этого принципа вытекало, что экономическая наука должна лишь объяснять то, что происходит в экономике, и не думать над вопросами ее регулирования, поскольку предложить в этом плане что-то более совершенное по сравнению с рынком она не может. В 90-е гг. с началом «радикальных рыночных реформ», давно ставший анахронизмом принцип laissez-faire был возрожден в России. На вооружение «реформаторов» был взят лозунг: «Рынок все поставит на место». В результате страна оказалась отброшенной в ранг слаборазвитых государств, практически лишившись всех видов национальной безопасности, прежде всего экономической.

Между тем, еще в середине XIX века английский экономист Дж.Ст.Милль указывал на необходимость дополнения рыночного механизма мерами со стороны государства. Он отмечал, что рыночный механизм хорошо регулирует и стимулирует производство, но с социальной точки зрения из рук вон плохо обеспечивает распределение производимых благ. В итоге богатство немногих соседствует с бедностью и нищетой большинства населения. Вот почему он считал необходимым для государства вмешиваться в распределение.

К.Маркс пошел дальше. Он подверг критике идею об эффективности рыночного механизма и в отношении производства, указав на необходимость перехода от стихийного развития к сознательно направляемому развитию экономики. Идея присутствия в экономике планомерного начала воплотилась в СССР. Переход на планомерный путь развития позволил стране с 6 места в мире по объему производства выйти на 2 место и за короткое время превратиться во вторую по экономической и военной мощи мировую сверхдержаву. В послевоенный период по примеру СССР планирование стали использовать многие страны, в том числе страны с рыночной экономики. В настоящее время трудно найти страну, которая развивалась бы по принципу laissez-faire. В развитых странах этот принцип сменился принципом направленного развития.

Западная экономическая наука возникновение практической функции макроэкономики связывает с именем Д.Кейнса, который еще в 30-е гг. ХХ века обосновал необходимость государственного вмешательства в национальную экономику при сохранении ее рыночного статуса и предложил конкретные варианты такого вмешательства. В послевоенный период идеи Кейнса получили дальнейшее развитие. Особый упор был сделан на проблеме динамического равновесия национальной экономики, на выборе средств обеспечения экономического роста.

Тем самым изменился и статус макроэкономики как науки. Из сугубо описательной она превратилась в практическую науку. Наряду с позитивным она приобрела нормативный характер. Макроэкономика не только дает картину состояния национальной экономики, но и указывает на то, какой может быть экономика, если будут приняты соответствующие меры в рамках государственной экономической политики.

С практической тесно связана прогностическая функция макроэкономики. Эта наука способна давать прогнозы относительно возможного состояния национальной экономики в будущем. Например, экономисты накануне 2002 г. дали прогноз темпов роста российской экономики в данном году, который в основном сбывается. Прогнозы нередко носят вариативный характер и строятся по принципу «будет то-то, если…» Например, макроэкономика может вполне точно предсказать снижение темпов экономического роста в России при понижении цен на нефть на мировом рынке.

Наконец, макроэкономика выполняет и методологическую функцию, став методологической основой для конкретных экономических наук, занятых вопросами банковского дела, финансов, кредита, денежного обращения и т.д., а также вопросами экономической политики государства.

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните смысл понятия «макроэкономика». Когда и почему возникла макроэкономика как наука?

2. Почему господство неоклассической школы в экономической теории принижало значение макроэкономики как науки?

3. Укажите на основные особенности макроэкономики как науки. Каков ее предмет?

4. В чем специфика методов макроэкономики как науки? Какую роль играет национальная статистика в мароэкономике?

5. Перечислите функции макроэкономики как науки? Чем можно объяснить тот факт, что прогнозы экономистов относительно будущего состояния национальной экономики не всегда сбываются?

6. Почему среди функций макроэкономики выделяется практическая функция? Чем можно объяснить то, что сугубо теоретическая работа Д.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» приобрела практическое значение?

http://www.studfiles.ru/dir/cat32/subj61/file69/view316.html

http://kunegin.narod.ru/ref/sod_lec.htm

http://www.twirpx.com/file/748648/

http://www.compress.ru/article.aspx?id=11849&iid=460

Предмет,объект, методы, функции макроэкономики

Макроэкономика является важной составной частью экономической теории. Как самостоятельная отрасль экономической науки она сформировалась приблизительно на 60 лет позже микроэкономики, а именно в 30-е годы 20 века. Впервые термин «макроэкономика» использовал в своей статье в 1933 г. известный норвежский ученый, экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш.

Возникновение макроэкономики обычно связывают с работой Джона Мейнарда Кейнса (1883 - 1946 гг..) «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.), где автор обратил внимание на особенности проявления взаимосвязей экономических процессов на макроуровне и доказал необходимость государственного регулирования рыночной экономики. Современная макроэкономика богата на значительные теоретические разработки. Достижения экономистов составляют основу экономических доктрин государств. Такие ученые как М. Фридмен, Ф. Модильяни, Р. Солоу, Дж. Тойнби, С. Кузнец, В. Леонтьев и многие другие, кто рассматривал макроэкономические проблемы, стали Нобелевскими лауреатами

Макроэкономика сегодня опирается на ряд теорий, которые взаимодополняют друг друга и дают практикам возможность выбора, то есть самим определять эффективность каждой теории зависимости от собственных субъективных представлений, а также с учетом индивидуальных условий, целей и приоритетов экономической политики определенной страны

В отличие от микроэкономики, которая изучает главным образом поведение отдельного экономического субъекта, макроэкономика исследует результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников, рассматривает национальную экономику в целом, анализирует комплексные или агрегированные показатели, характеризующие движение экономики как единого целого.

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая функционирование национальной экономики как единого целого с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

Субъектами национальной экономики являются:

1) сектор домашних хозяйств , деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Они проявляют экономическую активность в том, что предлагают факторы производства, потребляют часть полученного дохода, а часть сберегают;

2) предпринимательский сектор – совокупность всех фирм в стране, которые стремятся к максимальной прибыли. Их экономическая активность проявляется в предъявлении спроса на факторы производства. Они предлагают результаты своей деятельности являются инвесторами национальной экономики;

3) государственный сектор . Государство производит и закупает общественные блага с целью оптимизации функционирования национальной экономики, взимает налоги, выплачивает трансферты, формирует предложение денег;

4) сектор заграницы – совокупность экономических субъектов за границей и гос. иностранных институтов. Влияние сектора заграницы на экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом, национальными валютами.

Совокупность этих субъектов и составляет национальную экономику.

Объектом исследования является агрегированные показатели. Поэтому М-ка – наука об агрегированном поведении в экономике. Она изучает доминирующие тенденции в экономике, оставляя вне внимания частичные изменения, касающиеся отдельных домохозяйств и фирм. Объектом макроэкономики есть национальная экономика страны с учетом его соответствующего типа, то есть исторично определенной экономической системы.

Предметом макроэкономической теории является поведение макроэкономических субъектов на уровне экономики как единого целого, то есть механизм функционирования экономической системы.


Функции макроэкономики:

1) теоретико-познавательная - изучения стойких причинно-следственных связей в экономическом механизме и построение моделей экономических процессов на макроуровне. Видимость одна, сущность –другая. Для познания сущности необходима наука.

2) практическая - разработка практических рекомендаций относительно усовершенствования экономической системы с целью более эффективного использования имеющихся ресурсов и лучшего удовлетворения общественных потребностей.

3) Мировозренческая(воспитательная) функция - формирования нового типа экономического, научного мышления и современного мировоззрения человека, избавить общественное и индивид. сознание от предвзятости, заблуждений и догм.

4) Методологическая – выполняет роль руководящего начала по отношению к отраслевым и функциональным экономическим наукам

Различают позитивную и нормативную М-ку.

Позитивная М-ка призвана выяснить содержание макроэкономических явлений и процессов и поведение экономических субъектов в этих условиях.

Нормативная экономика – совокупность представлений о том, какой должна стать экономика.

Различают два вида макроэкономического анализа: анализ ex post и анализ ex ante . Макроэкономический анализ ex post или национальное счетоводство, т.е. анализ статистических данных , что позволяет оценивать результаты экономической деятельности, выявлять проблемы и негативные явления, разрабатывать экономическую политику по их решению и преодолению, проводить сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран. Макроэкономический анализ ex ante , т.е. прогнозное моделирование экономических процессов и явлений на основе определенных теоретических концепций, что позволяет определить закономерности развития экономических процессов и выявить причинно-следственные связи между экономическими явлениями и переменными. Это и есть макроэкономика как наука.

ТЕМА 1

Введение в макроэкономику

Функции макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели.

Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.

Модель кругооборота доходов и продуктов в экономике. Модель круговых потоков.

Объект и предмет макроэкономики. Исторический экскурс.

Макроэкономика – это наука, изучающая экономику как единое целое, а также важнейшие ее сектора и рынки. Термин «макро» (большой) указывает, что предметом исследования данной науки являются крупномасштабные экономические проблемы.

Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, изучающая экономические отношения, категории, законы и закономерности, проявляющиеся в национальной экономике и на межгосударственном уровне.

Экономическая система - это определенный способ организации национальной экономики.

Национальная экономика в одной стране существенно отличается от национальной экономики в другой стране, в зависимости от производственных отношений, сложившихся между различными экономическими субъектами.

В основе разногласий экономических систем лежит:

1. Механизм согласования деятельности субъектов хозяйственной деятельности.

2. Механизм реализации собственности на факторы производства и производимые блага.

3. Механизм распределения и перераспределения созданного национального продукта.

Объектом макроэкономики является экономическая система на уровне национального хозяйства.

Субъектом макроэкономики является любая отдельная самостоятельно действующая в экономике единица.

Отношения между субъектами, связи между ними всегда упорядочены, организованы, скоординированы тем или иным образом. В национальной экономике экономическими субъектами являются домохозяйства, фирмы и государство. В настоящее время известны два основных способа координации отношений экономических субъектов: рыночный и централизованно.

Выделяют рыночную экономику свободной конкуренции - характеризуется господством частной собственности, отсутствием вмешательства со стороны государства в деятельность субъектов хозяйствования.

Командная экономика - все решения, касающиеся производства и распределения продукта, принимаются центром, преобладает государственная форма собственности и централизованное планирование.

Смешанная экономика - основана на сочетании различных форм хозяйствования и видов собственности.

Традиционная экономика - характерна для отсталых в экономическом отношении стран, основывается на обычаях и традициях.

Наиболее эффективной является смешанная экономическая система. Однако и среди смешанной экономики в мире не существует единой модели. Исходя из исторических особенностей развития каждой страны, роли и выбора приоритетов общественного развития выделяют следующие модели смешанной экономики:

1. Консервативная модель - предусматривает всестороннюю поддержку и стимулирование предпринимательства, достижения индивидуального успеха, обогащения наиболее активной части населения. Группам населения с низкими доходами государство обеспечивает приемлемый уровень жизни за счет льгот и помощи.

2. Либеральная модель - характеризуется значительным вмешательством государства в хозяйственную жизнь, развитие экономики подчинено общим национальным интересам, достигается рациональное взаимодействие частного и государственного секторов экономики.

3. Социальная модель - это своеобразное объединение рыночной экономики и социалистической идеологии, сочетание планирования и рынка, индивидуальных и коллективных форм собственности.

Предметом макроэкономики является функционирование механизмов экономической системы.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х годов ХХ века, в то время как формирование микроэкономики относится к последней трети 19 века. В отличие от микроэкономики, которая анализирует поведение отдельных элементов и структур, таких как фирмы, банки, отрасли производства, макроэкономика рассматривает поведение не конкретных хозяйственных единиц, а их совокупность. Макроэкономика имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом.

Так же как и микроэкономика, макроэкономика основывается на двух фундаментальных фактах. Во-первых, материальные потребности людей ограничены. Во-вторых, экономические ресурсы, то есть средства для производства товаров и услуг находятся в ограниченном объеме. Ограниченность ресурсов означает несбалансированность между неограниченными потребностями и относительно ограниченными средствами, которые обеспечивают удовлетворение этих потребностей. Ни одно общество не имеет достаточно ресурсов для производства такого объема товаров и услуг, который желают граждане. Поэтому ограниченность ресурсов порождает выбор. Если мы не можем иметь все, что хотим, приходится выбрать то, что наиболее необходимо. Итак, как отдельный человек, так и общество в целом должны постоянно осуществлять выбор относительно того, как использовать доступные для них ограниченные ресурсы.

Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой» (соответственно «микро» - «маленький»), а слово «экономика» -«ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика - это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Впервые термин «макроэкономика» употребил в своей статье в 1933 году известный норвежский ученый экономист-математик, один из основоположников эконометрики, лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш (Ragnar Frisch). Однако содержательно современная макроэкономическая теория ведет свое начало от фундаментального труда выдающегося английского экономиста, представителя Кембриджской школы, лорда Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes). В 1936 году вышла его книга «Общая теория занятости, процента и денег», в которой Кейнс заложил основы макроэкономического анализа. Значение работы Кейнса было так велико, что в экономической литературе возник термин «Кейнсианская революция» и появилась кейнсианская макроэкономическая модель или кейнсианский подход в противовес традиционному единственно существовавшему до того времени классическому подходу к изучению экономических явлений, т.е. микроэкономическому анализу {классическая модель).

Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «кейнсианской революцией» в экономике. Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономических явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.

В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы. Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.

Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

Следует отметить, что кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов двадцатого века. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику.

Произошла так называемая кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы. Появились неоклассические теории: экономическая теория вернулась к идее о саморегулирующихся рынках, но при несколько иных институциональных предпосылках. Ключевую роль в экономических моделях стал играть вопрос асимметричности информации и концепции ожиданий экономических агентов.

Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теорий, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику.

Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.

Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей, рассматривающих негибкость цен в краткосрочном периоде, как ответ рациональных экономических агентов на некие внешние условия.

Функции макроэкономики. Методы макроэкономического анализа. Макроэкономические модели

Функции макроэкономики:

1. Познавательная - объясняет закономерности развития национальной экономики, причинно-следственные связи в экономике, явления экономической жизни общества, дает понимание общих целей и задач экономического развития.

2. Прикладная - макроэкономика может дать практические советы и рекомендации для проведения эффективной экономической политики.

3. Методологическая - другие науки могут использовать для своих целей макроэкономические результаты изучения функционирования национальной экономики.

Макроэкономика, решая проблемы национальной экономики, преследует конкретные, наиболее важные цели:

1. Рост национального производства, обеспечения населения товарами и услугами.

2. Снижение безработицы, повышение уровня занятости.

3. Обеспечение стабильного уровня цен и минимальной инфляции.

4. Обеспечение активного платежного баланса.

Наряду со стандартными методами научного исследования, являющимися универсальными для многих наук и более специфичными методами познания экономических явлений и процессов, макроэкономика активно использует и собственные приемы, продиктованные особенностями подхода.

Методы макроэкономики - это совокупность средств, приемов изучения предмета данной науки, т.е. конкретный набор инструментов.

Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Их можно подразделить на общенаучные и специфические методы исследования.

Общенаучные методы исследования включают метод научной абстракции, анализ; синтез; индукцию; дедукцию; единство исторического и логического; системно-функциональный анализ и др.

Поскольку макроэкономика является составной частью экономической теории, она использует те же методы, что и экономическая наука как таковая. Но специфика объекта и предмета макроэкономики как науки обусловливает особенности применения общеэкономических методов.

Так, для макроэкономики особое значение имеет метод наблюдения . Здесь он тесно переплетается со статистическим методом , предполагая широкое использование данных национальной и международной статистики. Именно они дают представление о состоянии экономики и происходящих в ней процессах. Очевидно, что такое представление можно получить, применяя к данным статистики метод анализа . Причем в макроэкономике анализ статистических данных строится на сочетании статического и динамического подходов к экономике. Данные на какую-то дату (например, на конец года) характеризуют статическое состояние экономики – ее состояние на данный момент. Но когда они сравниваются с данными за предшествующий период (например, начало года), то возникает динамическая картина, характеризующая движение экономики за определенный период времени.

Макроэкономическому анализу хорошо помогает графический метод , позволяющий наглядно представить состояние экономики на какой-то момент (например, диаграмма может дать представление о доле каждого сектора экономики в объеме национального производства) или происшедшие в экономике изменения за какой-то период времени (например, с помощью графика можно увидеть темпы экономического роста). Наличие всеобщей связи в экономике требует широкого использования макроэкономикой диалектического и функционального методов . Диалектика предполагает рассмотрение отдельных составляющих национальной экономики в тесной взаимосвязи с другими элементами, в их развитии и изменении. Функциональный метод позволяет увидеть зависимости между элементами экономики, например, зависимость совокупного спроса от наличия в сфере товарного обращения денежной массы.

Функциональный метод оказывается тесно связанным с математическим методом и методом моделирования. Как известно, модель представляет собой упрощенный образ реальных объектов и явлений, поэтому макроэкономика широко использует модели национальной экономики, модели денежного обращения, воспроизводства общественного продукта и т.д. Моделирование, в свою очередь, предполагает абстрагирование , то есть отвлечение от конкретных признаков и свойств изучаемых объектов и явлений и выделение главного, наиболее существенного, характерного для данных объектов и явлений. Так что сами модели предстают как абстракции.

Правильное использование методов исследования национальной экономики позволяет макроэкономике должным образом выполнять свои функции. Функции макроэкономики те же, что и экономической теории в целом: теоретикометодологическая, методологическая, прогностическая и практическая. Но есть у них и своя специфика. Она заключается в выдвижении на первое место практической функции .


Длительное время, еще со времен А.Смита, считалось, что экономическая теория должна просто описывать происходящие на макроуровне явления. Экономисты полагали, что свободное предпринимательство, игра сил рынка сами по себе, стихийно, автоматически обеспечивают экономическое развитие. Государственное вмешательство в экономику считалось недопустимым. Государству предписывалось соблюдать принцип laissez-faire, то есть принцип невмешательства, предоставления экономике действовать без какого-либо вмешательства со стороны государства. Роль последнего сводилась к обязанностям своеобразного «сторожа», охраняющего страну от вторжения на ее территорию врагов и поддерживающего в ней внутренний порядок.

Из этого принципа вытекало, что экономическая наука должна лишь объяснять то, что происходит в экономике, и не думать над вопросами ее регулирования, поскольку предложить в этом плане что-то более совершенное по сравнению с рынком она не может. В 90-е гг., с началом «радикальных рыночных реформ», давно ставший анахронизмом принцип laissez-faire был возрожден в России. На вооружение «реформаторов» был взят лозунг: «Рынок все поставит на место». В результате страна оказалась отброшенной в ранг слаборазвитых государств, практически лишившись всех видов национальной безопасности, прежде всего экономической.

Между тем, еще в середине XIX в. английский экономист Дж.Ст.Милль указывал на необходимость дополнения рыночного механизма мерами со стороны государства. Он отмечал, что рыночный механизм хорошо регулирует и стимулирует производство, но с социальной точки зрения из рук вон плохо обеспечивает распределение производимых благ. В итоге богатство немногих соседствует с бедностью и нищетой большинства населения. Вот почему он считал необходимым для государства вмешиваться в распределение.

К.Маркс пошел дальше. Он подверг критике идею об эффективности рыночного механизма и в отношении производства, указав на необходимость перехода от стихийного развития к сознательно направляемому развитию экономики. Идея присутствия в экономике планомерного начала воплотилась в СССР. Переход на планомерный путь развития позволил стране с шестого места в мире по объему производства выйти на второе место и за короткое время превратиться во вторую по экономической и военной мощи мировую сверхдержаву. В послевоенный период по примеру СССР планирование стали использовать многие страны, в том числе страны с рыночной экономикой. В настоящее время трудно найти страну, которая развивалась бы по принципу laissez-faire. В развитых странах этот принцип сменился принципом направленного развития.

Западная экономическая наука возникновение практической функции макроэкономики связывает с именем Д.Кейнса, который еще в 30-е гг. ХХ в. обосновал необходимость государственного вмешательства в национальную экономику при сохранении ее рыночного статуса и предложил конкретные варианты такого вмешательства. В послевоенный период идеи Кейнса получили дальнейшее развитие. Особый упор был сделан на проблеме динамического равновесия национальной экономики, на выборе средств обеспечения экономического роста.

Тем самым изменился и статус макроэкономики как науки. Из сугубо описательной она превратилась в практическую науку. Наряду с позитивным она приобрела нормативный характер. Макроэкономика не только дает картину состояния национальной экономики, но и указывает на то, какой может быть экономика, если будут приняты соответствующие меры в рамках государственной экономической политики.

С практической тесно связана прогностическая функция макроэкономики. Эта наука способна давать прогнозы относительно возможного состояния национальной экономики в будущем. Например, экономисты накануне 2002 г. дали прогноз темпов роста российской экономики в данном году, который в основном сбывается. Прогнозы нередко носят вариативный характер и строятся по принципу «будет то-то, если…», Например, макроэкономика может вполне точно предсказать снижение темпов экономического роста в России при понижении цен на нефть на мировом рынке.

Наконец, макроэкономика выполняет и методологическую функцию , став методологической основой для конкретных экономических наук, занятых вопросами банковского дела, финансов, кредита, денежного обращения и т.д., а также вопросами экономической политики государства.

Правильное использование методов исследования национальной экономики позволяет макроэкономике должным образом выполнять свои функции.

Функции макроэкономики те же, что и экономической теории в целом: теоретико-методологическая, методологическая, прогностическая и практическая. Но есть у них и своя специфика. Она заключается в выдвижении на первое место практической функции.

Длительное время, ещё со времен А. Смита, считалось, что экономическая теория должна просто описывать происходящее на микроуровне явления. Экономисты полагали, что свободное предпринимательство, игра сил рынка сами по себе, стихийно, автоматически обеспечивает экономическое развитие. Государственное вмешательство в экономику считалось недопустимым. Государству предписывалось соблюдать принцип laissez-faire, то есть принцип невмешательства, предоставления экономике действовать без какого-либо вмешательства со стороны государства. Роль последнего сводилась к обязанностям своеобразного «сторожа», охраняющего страну от вторжения на её территорию врагов и поддерживающего в ней внутренний порядок.

Из этого принципа вытекало, что экономическая наука должна лишь объяснять то, что происходит в экономике, и не думать над вопросами её регулирования, поскольку предложить в этом плане что-то более совершенное по сравнению с рынком она не может. В 90-е гг., с началом «радикальных рыночных реформ», давно ставший анахронизмом принцип laissez-faire был возрождён в России. На вооружение «реформаторов» был взят лозунг: «Рынок всё поставит на место». В результате страна оказалось отброшенной в ранг слаборазвитых государств, практически лишившись всех видов национальной безопасности, прежде всего экономической.

Между тем, ещё в середине 19-ого века английский экономист Дж.Ст.Милль указывал на необходимость дополнения рыночного механизма мерами со стороны государства. Он отмечал, что рыночный механизм хорошо регулирует и стимулирует производство, но с социальной точки зрения из рук вон плохо обеспечивает распределение производимых благ. В итоге богатство немногих соседствует с бедностью и нищетой большинства населения. Вот почему он считал необходимым для государства вмешиваться в распределение.

К. Маркс пошел дальше. Он подверг критике идею об эффективности рыночного механизма и в отношении производства, указав на необходимость перехода от стихийного развития к сознательно направленному развитию экономики. Идея присутствия в экономике планомерного начала воплотилась в СССР. Переход на планомерный путь развития позволил стране с шестого места в мире по объёму производства выйти на второе место и за короткое время превратится во вторую по экономической и военной мощи мировую сверхдержаву. В послевоенный период по примеру СССР планирование стали использовать многие страны, в том числе страны с рыночной экономикой. В настоящее время трудно найти страну, которая развивалась бы по принципу laissez-faire. В развитых странах этот принцип сменился принципом направленного развития.

Западная экономическая наука возникновение практической функции макроэкономики связывает с именем Д. Кейнса, который ещё в 30-е гг. 20-ого века обосновал необходимость государственного вмешательства в национальную экономику при сохранении её рыночного статуса и предложил конкретные варианты такого вмешательства. В послевоенный период идеи Кейнса получили дальнейшее развитие. Особый упор был сделан на проблеме динамического равновесия национальной экономики, на выборе средств обеспечения экономического роста.

Тем самым изменился и статус макроэкономики как науки. Из сугубо описательной она превратилась в практическую науку. Наряду с позитивным она приобрела нормативный характер. Макроэкономики не только даёт картину состояния национальной экономики, но и указывает на то, какой может быть экономика, если будут приняты соответствующие меры в рамках государственной экономической политики.

С практической тесно связана прогностическая функция макроэкономики.

Это наука способна давать прогнозы относительно возможного состояния национальной экономики в будущем. Например, экономисты накануне 2002 года дали прогноз темпов роста белорусской экономики в данном году, который в основном сбывается. Прогнозы не редко носят вариативный характер и строятся по принципу «будет то-то, если…» Например, макроэкономика может вполне точно предсказать снижение темпов экономического роста в стране при понижении цен на нефть на мировом рынке.

Наконец, макроэкономика выполняет методологическую функцию, став методологической основой для конкретных экономических наук, занятых вопросами банковского дела, финансов, кредита, денежного обращения и т.д., а также вопросами экономической политики государства.

Обособление макроэкономики на позитивную и нормативную часть произошло ещё в начале 20-ого века и продолжает сохраняться (см. Приложение А).

Позитивный анализ предполагает научное объяснение сложившейся ситуации и прогнозирование дальнейшего экономического развития. Здесь нет никаких оценочных суждения. Главное – это познание логики и закономерностей экономического развития.

Позитивный анализ стремится обнаружить причинно-следственные зависимости между экономическими явлениями, степень влияния тех или иных структур на общее состояние экономической системы. При исследовании экономического явления доминирует количественный анализ и функциональный подход.

В позитивном анализе на первом месте, прежде всего, диагностика экономического процесса. Мы получаем конкретные ответы на вопросы: «что на самом деле имеем?», «что в ближайшем будущем будем иметь?».

Наоборот, нормативный анализ сплошь и рядом содержит оценочные суждения типа «плохо это или хорошо», «справедливо или несправедливо», затрагивает проблемы социальной справедливости. Здесь стремятся ответить на вопрос «что должно быть?». С таких позиций пытаются определить будущее идеальное состояние национальной экономики.

В нормативнай макроэкономики стремятся доказать, каким должна быть ситуация, к какому идеальному положению следует стремиться с учётом здравого смысла и рекомендаций экономической науки. Экономические процессы оцениваются с учётом того или иного социального критерия. Не столь редко оказывается, что система ценностей, выступающая в роли такого критерия, вытекает из доминирующего в обществе политического, философского или религиозного мировоззрения.

Таким образом, нормативная макроэкономика сохраняет дух декабристов и реформаторов. На современном этапе развития экономической науки положительным моментом нормативного подхода к реальной действительности выступает то, что в системе базовых оценок (критерия) преобладают не эмоции и идеологические догмы (как это было ещё недавно), а теоретические выводы, которые прошли серьёзную проверку практикой.

Современная макроэкономика не имеет единственную доминирующую теории. Она опирается на ряд теорий, которые взаимодействуют и взаимодополняют друг друга и дают практикам свободу выбора, то есть возможность самим определить эффективность каждой теории в зависимости от своих субъективных представлений, а также с учётом индивидуальных условий, целей и приоритетов экономической политики определённой страны.

К настоящему времени чётко обозначились следующие особенности макроэкономики как науки:

1. Подход к экономике как к совокупности укрупнённых элементов, сфер, секторов, отраслей. Так, макроэкономика рассматривает не отдельные товары, а их совокупность в виде валового национального продукта, не деньги как таковые, а денежную массу и денежные агрегаты, не спрос или предложение на рынке отдельных товаров, а совокупный спрос и совокупное предложение и т.д.

2. Подход к национальной экономике как сфере общественного воспроизводства. Это означает, что изучаемые экономикой процессы рассматриваются как постоянно возобновляемые и взаимосвязанные друг с другом, находящиеся в определённом количественном соотношении. Соответственно экономика представляется как система, находящаяся в равновесном или неравновесном состоянии.

3. Динамический подход к рассмотрению национальной экономики. Он предполагает учёт того, что экономика как общественная система находится в постоянном движении и изменении, трансформируются её отдельные элементы, происходят структурные сдвиги.

4. Статистический подход к анализу состояния национальной экономики, предполагающий использование, оперирование данными национальной и международной статистики. Как правило, речь идёт об укрупнённых данных, характеризующих, например, величину валового национального продукта или национального дохода, денежную массу и т.д. Статистика помогает особенно отчётливо видеть динамику национальной экономики.

5. Социально-экономический подход к национальной экономике, требующий рассмотрения не только экономических, но и социальных вопросов и проблем, например, вопросов занятости, проблем безработицы, уровня и качества жизни и т.д.

6. Подход к национальной экономики как части мировой экономики. Это предполагает широкое использование данных не только по национальной экономике, но и мировому хозяйству, рассмотрение вопросов взаимодействия национальной экономики с мировым хозяйством и т.д.

7. Выделение государства как субъекта макроэкономики, причём единственного субъекта, способного оказывать на национальную экономику целенаправленное и регулирующее воздействие. Вот почему особым объектом исследования макроэкономики как науки является экономическая политика государства.

Учёт отмеченных особенностей позволяет обозначить предмет макроэкономики как науки. Предметом макроэкономики является система возникающих на уровне национальной экономики экономических отношений и связей, определяющих её состояние и взаимодействие с мировым хозяйством.

Многие экономисты сводят предмет макроэкономики к тем проблемам, вытекающим из её основного определения: к занятости, инфляции и экономическому росту. Другие доводят количество основных макроэкономических проблем до 2-3 десятков. Однако следует вспомнить великого Аристотеля, который призывал искать во всём «золотую середину» и избегать крайностей.

Поэтому выделим семь макроэкономических проблем или макроэкономическую «великолепную семёрку»:

· Национальный продукт;

· Занятость (безработица);

· Инфляция;

· Экономический рост;

· Экономический цикл;

· Макроэкономическая политика государства;

· Внешнее взаимодействие национальных экономик;

В самом общем виде содержание курса макроэкономики сводится к раскрытию семи вышеупомянутых проблем.

Вместе с тем следует иметь в виду, что объект исследования макроэкономики постоянно трансформируется, поэтому меняется и круг макроэкономических проблем, требующих всё нового осмысления. В отличии от микроэкономики, предмет исследования которой весьма стабилен (и структура учебников довольно устоявшаяся), макроэкономику нельзя считать вполне определяющей наукой. Существует множество разнообразных школ, трактующих экономических явлений неоднозначно. И хотя в мире макроэкономической науки по - прежнему доминирует англосакское направление, в последнее десятилетия существенно укрепляются позиции и авторитет учёных Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Швеции, Японии, Китая и ряда других стран. Наблюдаются попытки создания и отечественной макроэкономической науки.

Специфика предмета макроэкономики объясняет и особенности метода её изучения.


Похожая информация.